Что нужно знать о бензопилах: 16 самых популярных вопросов - «Эксплуатация»
Как выбрать новую цепь для бензиновой пилы и можно ли заливать в нее моторное масло — эти и другие важные вопросы мы разобрали в нашем материале.
Бензиновая цепная пила — инструмент, которому найдется применение в любом частном хозяйстве. Он прост, надежен и требует от оператора минимум знаний для того, чтобы начать работать. Но перед использованием бензопилы все же стоит изучить матчасть — основные моменты, с которыми так или иначе придется столкнуться во время эксплуатации.
В этом вам поможет наш сборник ответов на самые популярные вопросы о бензопилах.
- Нужно ли обкатывать бензопилу?
- Какой бензин можно использовать?
- Какое масло нужно заливать?
- Чем двухтактный двигатель отличается от четырехтактного?
- Как приготовить правильную топливную смесь?
- Сколько можно хранить топливную смесь?
- Какое масло подходит для смазывания цепи?
- Как часто нужно чистить воздушный фильтр?
- Для чего нужна антивибрационная система?
- Что делает тормоз цепи?
- Как проверить натяжение цепи?
- Как правильно заточить цепь?
- Когда нужно менять цепь?
- Как подобрать цепь для пилы?
- Сколько служит шина?
- Можно ли работать пилой зимой?
Обкатывать пилу нужно, но без фанатизма.
Обкаткой называют процесс притирки новых механизмов и деталей — например, поршней, шатунов и вкладышей в бензиновом двигателе, а также подшипников и втулок в ходовой части. Считается, что обкатка нужна любому бензиновому или дизельному устройству. В этот момент нужно исключать высокие нагрузки, а также следить за температурой двигателя.
Продолжительность этого процесса обычно не регламентируется, поэтому все придерживаются правила «одного бака» — необходимо выработать полный бак в щадящем режиме, а только потом увеличивать нагрузку. Однако многие производители бензопил указывают, что их инструмент готов к нормальному использованию «из коробки». В таком случае для обкатки хватит пары часов работы в следующем режиме — 1-2 минуты работы на средних оборотах нужно сменять 15–20 секундами отдыха на холостом ходу.
Современным бензопилам идеально подходит бензин АИ-92.
Топливо марки АИ-92 состоит только из 92 % изооктана и 8 % н-гептана. В нем не содержатся антидетонационные присадки и другие химические добавки, которые откладываются на внутренних механизмах двигателя, а также его поршнях, камере сгорания и свечах зажигания в виде налета или ржавчины.
Желательно использовать фирменное масло от производителя, но можно ограничиться и универсальным маслом для двухтактных двигателей.
Большинство бензопил собраны на базе двухтактных двигателей. Они работают не на чистом топливе, а на смеси из бензина и масла. Таким образом горючее, попадая в мотор, сначала смазывает его, проходя по каналам, а затем попадает в камеру сгорания и сжигается.
Для таких двигателей существует специальное масло — оно предназначено только для двухтактных систем. Если в рекомендациях производителя информации о масле нет, то рекомендуется выбирать такое, которое подходит для высоконагруженных двигателей с воздушным охлаждением.
Для простого обывателя разница заключается лишь в способе заправки и обслуживания ДВС.
В бензиновой технике используется два типа двигателей — двухтактные и четырехтактные. Они отличаются системой газораспределения, а также способом смазывания. Двухтактные моторы смазываются непосредственно топливной смесью, которая состоит из бензина и специального масла. Четырехтактные двигатели, аналогично автомобильным, смазываются чистым маслом, которое заливается в мотор.
Двухтактные двигатели немного мощнее, но шумнее и менее экологичны, так как вместе с топливом сжигают масло. Четырехтактные двигатели работают тише, но более капризны к качеству топлива и выдают чуть меньше мощности.
Классическое соотношение бензина к маслу — 1:25.
В некоторых случаях можно добавить немного больше масла и сделать смесь более жирной. Например, использовать бензин и смазку в пропорциях 1:50. Такая смесь будет в самый раз для обкатки или для запуска двигателя после продолжительного простоя. Например, после зимовки.
Бензин, смешанный с маслом, хранится не более трех месяцев.
Но лучше выработать топливную смесь в течение двух недель. Дело в том, что у бензина есть ограниченный срок годности, который составляет не более 1 года при хранении в безвоздушной среде и до 6 месяцев в баке автомобиля. В нашем случае срок сокращается, так как бензин хранится не в чистом виде, а вместе с маслом. Из-за этого горючее быстрее окисляется, а масло теряет свои свойства.
Подробнее об этом мы писали в
Здесь бренд и качество не принципиальны — важно использовать новое и чистое масло.
Некоторые владельцы думают, что смазывать шину и цепь можно любой жидкостью, в том числе отработанным маслом. Правда, такая экономия ни к чему хорошему обычно не приводит. Да и экономить тут не на чем — в этот узел подойдет любое моторное или трансмиссионное масло из самой низкой ценовой категории. Главное, чтобы оно было в меру жидким и подходило для использования при низких температурах.
Кстати, можно использовать биоразлагаемое масло — такое наносит меньше вреда почве и окружающей среде.
Регламент обслуживания фильтра зависит от того, насколько часто вы работаете пилой.
Сроки проведения очистки впускной системы обычно указаны в инструкции. Однако из опыта хочется сказать, что чистить фильтрующий элемент можно хоть после каждого рабочего цикла. Если пила используется редко, то можно проводить эту процедуру реже, но при ежедневном использовании инструмента лучше делать это как можно чаще.
Вообще, перед чисткой можно оценить внешний вид фильтра и понять, стоит ли его чистить. Например, некоторые пилы устроены очень удачно, так что впускной тракт захватывает малое количество стружки во время работы. Но бывают модели, которые буквально всасывают все, что летит из-под шины. Нужно понимать, что забитый фильтр снижает мощность двигателя и качество продувки цилиндров, что ведет к быстрому износу.
Она снижает воздействие вибраций на организм.
Во время работы бензопила издает не только сильный шум и плохо пахнущий выхлоп, но также вибрирует. Причем чем мощнее двигатель и сама пила, тем больше вибраций она издает. Работать таким инструментом очень вредно для организма, особенно для суставов. К сожалению, полностью избавиться от вибраций в пиле нельзя, но можно частично их погасить.
Для этого в бензопилах существует антивибрационная система, которая обеспечивает не только комфорт, но и безопасность. Работает она по принципу подвески в автомобиле, но только намного примитивнее. Пренебрегать наличием этого функционала в пиле не стоит.
Он защищает оператора от повреждений.
Во время работы бензопилой цепь может закусить, а пилу резко отбросить назад. Это явление называют отдачей — проконтролировать ее и погасить голыми руками не так просто. Для этого и существует инерционный тормоз — рычаг, который можно быстро активировать нажатием от себя.
Он также может сработать автоматически, если пилу вырвет из рук, а защитный щиток сдвинется вперед. Сбросить тормоз можно, потянув рычаг на себя.
Для этого понадобится только ровная поверхность и сама пила.
Чтобы проверить натяжение, необходимо расположить пилу на горизонтальной поверхности и потянуть за среднее звено в верхней части цепи. Нормально натянутая цепь не должна выходить из паза более чем на 6 мм, но и не менее чем на 3-4 мм. У нас есть наглядная
Это можно сделать вручную или с помощью хитрого приспособления.
Цепь бензопилы — это расходник, который нужно менять, поскольку она растягивается и затупляется. Впрочем, проблему остроты режущей кромки можно решить с помощью ручной заточки или заточного станка. Менять или точить? Сначала попробуйте заточить — это сэкономит вам средства.
Вернуть зубьям остроту можно с помощью напильника, болгарки или силами заточного станка. Последний вариант наиболее предпочтителен, так как с этим справится даже новичок. Как это сделать — рассказали в нашей
Лучший показатель — степень натяжения.
Цепь можно затачивать и подтягивать ограниченное количество раз. Например, стоит заменить оснастку, если зубья сточились до 4 мм. Также придется купить новую цепь, если она растянулась настолько, что ее уже невозможно натянуть с помощью стандартной шины. И запомните — работать тупой и сильно растянутой цепью категорически нельзя.
Можно принести с собой в магазин старую или замерить ее параметры.
Цепи, как правило, универсальны, поэтому подходят для разных бензопил. Главное, выбрать правильную модель по следующим характеристикам:
- размер цепи;
- шаг цепи;
- толщина ведущего звена (хвостика).
Размер цепи — ее длина. Но не в сантиметрах, а в количестве звеньев. Во время работы цепь может сильно растянуться, поэтому смысла измерять ее длину нет — придется считать подвижные элементы и покупать цепь с таким же количеством.
Также важно знать шаг цепи — это расстояние между заклепками в начале или конце звеньев. От него зависит не только чистота реза, но и нагрузка на двигатель.
Что касается толщины ведущего звена, тут все просто: хвостики должны умещаться в пазы шины. То есть соответствовать рекомендованному размеру.
Все зависит от условий эксплуатации.
Шина, в отличие от цепи, имеет большой, а иногда и неограниченный срок службы. Однако это условие верно только при правильной эксплуатации. Например, при неправильной установке цепи или ведущей звезды ломается даже новая пильная гарнитура. Также шина и звезда быстро изнашиваются при недостаточном натяжении цепи. Но, если соблюдать все правила и следить за состоянием компонентов, срок службы шины можно растянуть на весь срок службы пилы.
Работать можно, но важно соблюдать условия хранения.
Бензиновый и другой инструмент важно хранить в сухом помещении, лучше всего отапливаемом. Также важно не забывать, что перед длительным хранением нужно сливать технические жидкости, а перед началом сезона заливать новые. Но, если вы планируете работать в зимнее время, то запаситесь терпением — придется дольше прогревать двигатель, а топливную смесь хранить в теплом месте и заливать в бак прямо перед началом работы.
Также не пренебрегайте заменой смазки цепи — в зимнее время обычное трансмиссионное масло сильно густеет и будет плохо смазывать шину. Так что используйте специальное «зимнее» масло или разбавляйте имеющееся дизельным топливом.