Причины конфликтов с ребенком и пути их разрешения

Причины конфликтов между родителями и детьми

Психологические науки

  • Соловьева Екатерина Сергеевна , бакалавр, студент
  • Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
  • ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ
  • КОНФЛИКТ
  • ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА
  • РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

Похожие материалы

Наиболее животрепещущая тема для большинства семей — проблемы взаимоотношений между родителями и их отпрысками. Ссоры и конфронтации между взрослыми и малышами неизбежны, но, зачастую, неправильные методы их разрешения формируют стойкую неприязнь между людьми, которая может длиться десятилетиями. Разве удовлетворение своего «эго» того стоит?

Конфликты между родителями и детьми неизбежны, но можно минимизировать вред от них, поняв основные причины, по которым они возникают. Например, родители могут всячески доминировать над своим чадом.

Детство — необыкновенный период жизни: закладывается характер человека, нормы поведения, а самое главное, отношения ребенка с близкими людьми. При различных особенностях темперамента, имеющихся у него интересах и способностях, негативная обстановка в семье влечет за собой физическое нездоровье малыша. В чем же секрет позитивного взаимодействия и конструктивных взаимоотношений детей и родителей? Каковы внутренние корни конфликтных ситуаций между ними?

Существуют детские и взрослые возрастные кризисы.

Детские психологи выделяют несколько важных рубежей в жизни подрастающих ребят, которые приходятся на период начальной школы:

  • 6-7 лет — начало учебной деятельности;
  • 10-11 лет — старт пубертатного возраста [1].

Все это время с переменным успехом ребенок пытается создать свой обособленный внутренний образ с вытекающими отсюда последствиями. Но осложняться состояния личностной сферы могут не только у детей. Возрастные кризисы преследуют и уже взрослых людей:

Кризисы, в целом, полезны для человека. Их основная суть в обновлении личности, переходе ее на другой уровень развития. Детские и взрослые непростые периоды могут совпадать и усиливать определенные стороны своего проявления. По мнению передовых клиницистов, на долю матери приходится больше неблагоприятных черт, сформированных ею в своем детстве и проявляющихся в последующие кризисные моменты (тревожность, агрессивность, депрессия, авторитарность, доминантность). Взрослые должны, прежде всего, разобраться в своих чувствах и поведении, искренне признать упущения и недостатки своего воспитания, корректировать их самостоятельно или с помощью специалистов.

Теперь хочется рассмотреть основную причину конфликта и выход из него.

Краткую трактовку любой конфликтной ситуации психологи и педагоги сводят к противоречию между «хочу» и «надо», возникающему у ребенка. Естественна реакция взрослого, прежде всего, запретить, порой в жесткой форме, чем разрешить выполнить задуманное желание своего воспитанника, прогнозируя последствия. У ребенка, не умеющего пока нести бремя ответственности за свои действия, это вызывает протест [2].

Если же говорить о других причинах возникновения конфликта в семье между родителями и ребенком, то следует отметить такие, как:

  1. нежелание и неумение слушать собеседника (родителя или ребенка);
  2. игнорирование желания ребенка;
  3. несовпадение мировоззрений, взглядов на жизнь старшего поколения и младшего;
  4. чрезмерный контроль (со стороны родителей);
  5. разница во вкусах (высмеивание вкусов);
  6. нехватка времени на ребенка;
  7. безразличие со стороны родителей;
  8. проблемы на работе (у родителей).

Таким образом, выходом из конфликта является постепенное приобретение молодым человеком такой черты личности как ответственность. А она не появляется по советам и рекомендациям, ею можно только овладевать, проходя через анализ, дискуссии, критику, споры, чередуя все с рефлексией (самопознанием внутренних состояний, осмыслением своих и чужих действий). Ребенку надо дозировано доверять и помогать оценивать результат собственных поступков.

Конечно, выйти из такой ситуации может быть очень непросто. Особенно в том случае, если кроме родителей и ребенка, в конфликте участвуют и другие лица, например, бабушки. Очень часто при таком положении вещей авторитет мамы и папы в глазах их сына или дочери значительно снижается, вследствие чего бывает невозможно достигнуть тех или иных воспитательных целей.

Чтобы избежать ситуаций, провоцирующих конфликт, нужно вовремя уделять ребенку внимание, говорить слова любви, понимать его и уметь объективно оценивать свои действия и решения. Ведь именно в семье формируется личность человека. Споров и стычек не избежать, но можно сделать так, чтобы их было как можно меньше. Лучший совет — уметь слышать друг друга, понимать и принимать индивидуальность малыша. В любом разговоре с ним, воображайте, что вам столько же лет, сколько и ему, чтобы он почувствовал вас вашим другом, с которым можно делиться секретами и разговаривать на душевные темы.

Несмотря на это, молодым родителям нужно стараться как можно быстрее урегулировать возникший конфликт. Для этого нужно оставаться максимально спокойными, научиться выслушивать своего ребенка и очень внимательно относиться к его жизненной позиции, взглядам и вкусам [3].

Возникновение семейного конфликта говорит о том, что примитивные методы воспитания запрета и попустительства, или, как говорили в старину, кнута и пряника, стали неприемлемы. В арсенале у родителей и педагогов должно быть гораздо больше путей профилактики и выхода из противоречивых ситуаций (развитие интеллекта и физической силы, симпатии к себе и близким, терапия успеха, релаксация, установление равновесия между разумом и чувствами). Два разных мира обязаны найти точки соприкосновения, ради общего счастливого будущего.

Список литературы

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с. ISBN 978-5-91180-895-2.
  2. Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами. – М.: Академический Проект, 2007. – 799 с. ISBN 5-8291-70724-5.
  3. Почему возникают конфликты между родителями и детьми Режим доступа: [http://womanadvice.ru/pochemu-voznikayut-konflikty-mezhdu-roditelyami-i-detmi] (дата обращения: 20.06.2017).

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Причины конфликтов между родителями и детьми

Конфликты между родителями и детьми — часто встречаемое социальное явление, которое сопутствует взрослению ребенка и формированию его личности. Конфликты родителей и подростков могут возникнуть и при самых теплых отношениях — они не обходят стороной даже благополучные семьи. Почему возникают конфликты между родителями и детьми? Для ответа на этот актуальный вопрос необходимо понимать природу конфликтной ситуации и знать способы ее урегулирования.

Причины возникновения конфликта и способы его решения

В поисках причин конфликтов между родителями и детьми не стоит углубляться в дебри семейной психологии или социологии — они лежат на поверхности и общеизвестны.

Причины конфликтных ситуаций

  • Недостаточное внимание или, наоборот, чрезмерный родительский контроль по отношению к подрастающему поколению, отсутствие грамотной воспитательной политики, нежелание выслушать непременно приведут не только к ссорам и скандалам, но и нанесут вред психологическому развитию подростка.
  • Столкновение интересов старшего и младшего поколений. Удовлетворение потребностей и желаний одной стороны без учета интересов и нужд другой приводит к мощным эмоциональным всплескам негативной энергии.
  • Среди качеств родителей, приводящих к конфликтам в семье, можно выделить консервативный склад ума, приверженность к вредным привычкам, авторитарность мнения. Среди детских качеств к конфликтам приводят эгоизм, непослушание, плохая успеваемость в школе, упрямство, лень и лживость. Такое противоречие обязательно найдет выход в виде ссоры.
  • Отсутствие гармонии в семье. Если в основе взаимоотношений супругов лежит неприязнь друг к другу, то уровень психологического напряжения в семье будет иметь тенденцию к нарастанию. Атмосфера постоянной вражды между родителями может привести к психическим отклонениям в развитии ребенка.
  • Проблемы бытового и социального характера. Часто родители переносят негатив от груза проблем в общение со своими детьми, что приводит к формированию у ребенка комплексов и чувства вины.
  • Неспособность или нежелание родителей ограничивать слишком вольное поведение детей. Ребенок, чувствуя собственную безнаказанность и вседозволенность, начинает вести себя соответственно. И неприятности приходят в виде проблем с законом, в отношениях со сверстниками и родителями.
  • Психологическая незрелость родителей. Отсутствие у старшего поколения мудрости общения с ребенком и элементарных знаний об особенностях воспитания являются причинами недопонимания и разногласий.
  • Возрастная составляющая. У каждого периода развития ребенка есть свои характерные нюансы, которые родители должны учитывать при общении с ним.

Психологи выделяют два таких возрастных периода:

  • младший школьный возраст — в этот период социальной адаптации критика со стороны взрослых воспринимается особенно остро;
  • подростковый период — этап, когда все внутренние противоречия ребенка выходят наружу, у подростка возникает желание выразить протест не только школе, учителям и сверстникам, но и всему миру.

Способы разрешения спорных и конфликтных ситуаций:

  • Воспитание у родителей способности идти на уступки и искать компромисс. Нахождение подходящей альтернативы дает возможность каждому участнику спора понять друг друга и найти конструктивное решение. Родителям необходимо осознавать, что поиск компромиссного решения — это не предоставление ребенку «стандартного набора» советов и инструкций, а оказание ему помощи в выборе оптимальной модели поведения и в осознании ответственности за принятое решение.
  • Способность рассматривать конфликты родителей и подростков не как проблему, а как сигнал о пробелах в воспитательном процессе. Следует проявить внимание по отношению к ребенку, осознать тот факт, что взгляды на жизнь у родителей и детей могут существенно различаться.
  • Родителям следует восполнить пробелы в своих знаниях в воспитании детей. Каждый этап взросления сопровождается типичными для этого периода конфликтами. Но знающие родители умеют контролировать эти процессы и знают, как предотвратить развитие обычных разногласий в более негативную ситуацию.
  • Формирование общих семейных увлечений. Необходимо, чтобы каждый член семьи в случае возникновения конфликтной ситуации имел возможность трансформировать негативную энергию в положительную. Общие интересы помогут семье не только скорее примириться после ссоры, но и предоставят отличную возможность отвлечься и избавиться от разрушительной агрессии.
  • Распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между всеми членами семьи. Каждый, будь то взрослый или ребенок, должен принимать участие в домашних делах. Когда все обязанности взваливаются только на одного человека, это непременно приводит к обидам и спорам. Кроме того, поручение детям несложных дел развивает в них чувство ответственности и осознание своей значимости в социуме.
  • Постоянное доверительное общение взрослых с ребенком, понимание его внутреннего мира. Важно не оставлять ребенка наедине с собственными переживаниями, необходимо научиться слушать и сопереживать, проявлять поддержку и заботу.
  • Контроль раздражения и недовольства. Прежде чем выплеснуть эмоции, нужно вспомнить, что ребенок всего лишь копирует поведение своих самых близких людей — родителей. В конфликтных ситуациях поведение подрастающего поколения во многом зависит от того, какой пример им был подан взрослыми.
  • Предоставление ребенку права выбора. Данный пункт имеет особое значение в подростковый период, когда желание свободы превышает все допустимые пределы. Крайне важно на этом этапе относиться к подростку как к самостоятельной личности, принимать его интересы, уважать личное пространство, считаться с его позицией.
  • Терпимость к недостаткам. Ни в коем случае нельзя сравнивать своих детей с кем-либо еще — каждый ребенок индивидуален и уникален. Вместо того чтобы искать изъяны, лучше дать ребенку возможность проявить себя как самостоятельной и индивидуальной личности. Конечно, все это должно проходить под незаметным контролем взрослых.

В большинстве случаев отсутствие взаимопонимания и желания учитывать мнение друг друга являются главной причиной семейных скандалов. В результате радостная семейная жизнь превращается в постоянные дрязги и конфликты с родителями. Если перестать руководствоваться исключительно своими интересами, то любую ситуацию можно разрешить так, что все стороны останутся довольны. Это позволит сгладить конфликты, улучшить психологическую атмосферу в семье и наладить отношения между родителями и детьми.

Конфликты между детьми дошкольного возраста: причины, способы их разрешения

Оксана Борисовна Булгакова
Конфликты между детьми дошкольного возраста: причины, способы их разрешения

Конфликт, это слово давно и прочно вошло в повседневный словарь современного человека. Однако конфликты это не только явление современности, если мы обратимся к истории, то увидим, что появившись с первыми человеческими сообществами конфликты представляли собой повседневное явление и длительное время не были объектом научного исследования. В то же время отдельные сведения о конфликтах имеются в самых древних источниках дошедших до нас. С изменением условий жизни людей видоизменялись и конфликты.

Первые концепции конфликта появились на рубеже 19-20 веков, сегодня проблема конфликтов вызывает огромный интерес, ее значимость и актуальность в общественной жизни и сознании людей значительно возросла. С возрастанием интереса к конфликтам и их регулированию во второй половине 20 века выделилась специальная область знания конфликтология.

В современной науке конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. Необходимой составляющей успешного процесса межличностного взаимодействия является улучшение эмоционального климата, именно поэтому проблема эффективного разрешения конфликтов весьма актуальна.

Практика работы с конфликтами рассматривается со следующих позиций:

конфликт это нормально, это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, и поэтому выступает как естественный фрагмент человеческой жизни;

• его не надо воспринимать как однозначно деструктивное явление, приводящее к разрушениям. Это один из главных процессов играющих конструктивную роль в сохранении жизнеспособности и устойчивости социального целого;

конфликт содержит в себе позитивные потенциальные возможности и продуктивная конфронтация происходит вследствие того, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию;

конфликт может быть управляем, с ним можно работать, уменьшая его деструктивные последствия и усиливая конструктивные возможности.

Каково же определения понятия «конфликт»? существуют различные определения понятия конфликт, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Если мы обратимся к психологическому словарю под общей редакцией А. В. Петровского, то мы найдем следующее определение конфликта: «конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме».

Выделяют различные типологии конфликтов:

1. внутриличностные, межличностные, социальные, ценностей, личностных потенциалов, ресурсов, интересов, средств дотстижения целей и норм.

2. Социально-политические, межэтнические, организационно управленческие, производственные, семейные, супружеские и другие.

Конфликты могут возникать почти во всех сферах человеческой жизни, однако более подробно хотелось бы рассмотреть конфликты возникающие между детьми дошкольного возраста.

С конфликтами между детьми воспитатели сталкиваются достаточно часто. Первые конфликты в жизни ребенка появляются довольно рано: в возрасте от одного до двух лет.

Я. Л. Коломинским и Б. П. Жизневским было проведено исследование детских конфликтов. В результате анализа протоколов наблюдения за конфликтами между детьми в ходе различных игр, были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста: разрушение игры, из-за игрушек, по поводу сюжета игры, из-за ролей. Причины возникновения конфликтов между детьми отражают их возрастное развитие. Так у младших дошкольников конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.

Протекание детского конфликта изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Среди факторов обостряющих протекание конфликта у детей можно выделить следующие:

• повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);

• проявление безразличия со стороны взрослого на возникающий конфликт;

• отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта – детей;

• тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;

Необходимо также обозначить факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

• уход на нейтральную сторону;

• беседа об эмпатиях, объяснение, но не демонстрация их;

• уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми в взрослыми умений и коммуникативных навыков в регулировании конфликтов; сохранение и укрепление межличностных отношений.

В своей работе воспитателя необходимо владеть способами разрешения детских конфликтов. Согласно словарю социальной работы разрешение конфликта понимается как минимизация проблем, разделяющих стороны. В детском же возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них трудно разобраться. Все детски ссоры обычно решаются самими детьми и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Набольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга. Существует два способа разрешения конфликта у детей: силовой и конструктивный. Силовой способ разрешения конфликта чаще выбирают дети, у которых наблюдаются трудности в общении, непонимание друг друга, отсутствие доверия, агрессивность. Дети, предпочитающие разрешать конфликты конструктивным способом, более общительны, и у них как правило, устанавливаются благополучные взаимоотношения со сверстниками.

В любой конфликтной ситуации воспитателю необходимо выразить свое отношение к ней через «Я — сообщение» примерно такого рода: «Мне не нравится, когда в группе дети ссорятся и дерутся». Мирное обсуждение проблемы совместно с детьми приведет к разрешению конфликта.

Выделим общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:

• признать существование конфликта, то есть признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Эти вопросы довольно просто решить по внешним проявлениям, дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте;

• выявит предмет конфликта. Воспитателю нужно прояснить что является предметом конфликта, а что – нет, но сделать это нужно в терминах доступных для понимания ребенка.

Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.

На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что воспитателю отводится роль посредника в разрешении детских конфликтов. И его основной целью является воздействие направленное на минимизацию причин, вызвавших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга, посредством того кто между ними, то есть воспитателя.

План проведения Дня психологии на тему «Учимся общаться вместе» Цель: актуализация значимости успешной коммуникации для понимания друг друга, повышение коммуникативной состоятельности всех участников.

Влияние конфликтов на физическое и психическое здоровье детей Сколько неприятных моментов приносят в нашу жизнь конфликты. Конечно, без конфликтов трудно представить человеческое общество. Так что же.

Родительское собрание по теме: «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»

Задачи:

  • помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье;
  • способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

Форма проведения: обучающий семинар.

Вопросы для обсуждения:

  • Что такое конфликт?
  • Умение разрешать проблемы и конфликты.
  • Конфликты “трудного” возраста.
  • Тактика поведения в конфликте.

Подготовительная работа к собранию:

  • анкетирование учащихся и родителей;
  • подготовка ситуаций для анализа;
  • подготовка теоретического материала для выступления;
  • написание учащимися сочинения “Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?!”;
  • подготовка памятки для родителей.

Данное родительское собрание связано в первую очередь с тем, что многие старшеклассники, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречиями, страхами перед выбором своего пути.

Родители, в свою очередь, часто в такой ситуации не помощники и не друзья своим детям. Они в мечтаниях и установках на собственного ребенка создают идеализированный образ подростка и его дальнейшего пути. Но, столкнувшись в жизни с реальными возможностями ребенка, с его отношением к своему будущему, родительские радужные перспективы рассыпаются как карточный домик, и наступает “эра конфликтов”.

Родители и дети воюют по поводу и без повода, каждый доказывает свою правоту и каждый по-своему прав.

Анкетирование учащихся и родителей

Продолжите предложения:

  1. Конфликт – это______________________________________
  2. Причиной конфликта может быть_______________________
  3. Конфликт может привести к тому, что___________________
  4. Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть____
  5. Для того, чтобы избежать конфликт, нужно_______________

Анкетирование родителей

  1. Считаете ли Вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?
  2. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
  3. Как Вы их разрешаете?
  4. Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?
  5. Можете ли Вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?

Ответь, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:

  1. Ты – конфликтный человек?
  2. Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
  3. Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
  4. Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?
  5. С кем ты чаще всего конфликтуешь?
  6. Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
  7. Кто первым пытается разрешить конфликт – ты или другая сторона?
  8. Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
  9. Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?
  10. Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?

Подготовка ситуации для анализа

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”. Как поступить в подобной ситуации?

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, а в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.

Между матерью и дочерью в течении полугода происходят жаркие схватки по поводу того, когда пятнадцатилетняя дочь должна возвращаться домой. Мать настаивает на том, что она должна приходить не позднее 9 часов вечера, дочь считает, что здесь вообще невозможны никакие ограничения.

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме – полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь!
Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

  1. Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
  2. Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
  5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
  10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

  1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
  2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
  3. Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
  4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
  5. Не создавайте в семье “революционную ситуацию”, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
  6. Не забывайте слова И.В. Гете: “В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках”.

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

  1. За то, чтобы перестать быть ребенком.
  2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
  3. За утверждение среди сверстников.
  4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

  1. Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.
  2. Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.
  3. Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.
  4. Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны,
что ее интересы нарушает, ущемляет,
игнорирует другая сторона.

От любви до ненависти один шаг,
от ненависти к любви километры шагов.

У нас каждое дело должно пройти пять стадий:
шумиху, неразбериху, поиск виновного,
наказание невиновного и
награждение непричастного.

Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.

Без конфликтов жизнь не возможна, нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:

  • проблемам физического плана, связанные со здоровьем;
  • проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);
  • проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Главная способность в конфликте – способность к конфронтации-объяснению. Это – умение:

  • отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;
  • оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
  • сохранить личностные отношения всех участников конфликта.

Чтение отрывков из сочинений учащихся “Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?!”

Причины конфликтов родителей с подростками

Подростки в конфликте:

  • кризис переходного возраста;
  • стремление к самостоятельности и самоопределению;
  • требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
  • привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
  • бБравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

  • нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
  • боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
  • проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
  • борьба за собственную власть и авторитетность;
  • отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
  • неподтверждение родительских ожиданий.

Анализ анкетирования учащихся и родителей.

Настало время приступить к действиям. Пройдитесь по проблеме с этой памяткой.

Памятка для разрешения конфликтов

1. “Выиграть – выиграть”

  • В чем мои подлинные нужды?
  • И в чем их?
  • Хочу ли я благоприятного исхода для нас обоих?

2. Творческий подход

  • Какие новые возможности раскрываются этой ситуацией?
  • Вместо того чтобы думать, “как это могло бы быть”, вижу ли я новые возможности в том, “что есть”?

3. Эмпатия

  • Как бы я чувствовал себя на их месте?
  • Что они пытаются сказать?
  • Выслушал ли я их как следует?
  • Знают ли они, что я слышу их?

4. Оптимальное самоутверждение

  • Что я хочу изменить?
  • Как я могу сказать им это без обвинений и нападок?
  • Отражает ли это заявление мои чувства, а не мое мнение о том, кто прав и кто виноват?
  • (Будь мягким с людьми и жестким с проблемой.)

5. Совместная власть

  • Не злоупотребляю ли я своей властью?
  • Не делают ли этого они?
  • Вместо противостояния не можем ли мы сотрудничать?

6. Как управлять эмоциями

  • Что я чувствую?
  • Возлагаю ли я на кого-то вину за свои чувства?
  • Поможет ли это делу, если я расскажу им о том, что я чувствую?
  • Что я хочу изменить?
  • Избавился ли я от желания наказать их?
  • Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколотить матрац.)

7. Готовность разрешить конфликт

  • Хочу ли я разрешить конфликт?
  • Вызвана ли моя обида:
  • Каким-то все еще болезненным прошлым инцидентом?
  • Какой-то потребностью, в которой я отказываю себе?
  • Чем-то, что не нравится мне в них, потому что я не хочу признать этого за собой?

8. Картография конфликта

  • В чем заключается вопрос, проблема или конфликт?
  • Кто его главные участники?
  • Опишите потребности каждого человека. (то есть: “какие выраженные или невыраженные интересы могли привести к возникновению проблемы?”)
  • Опишите тревоги или опасения каждого участника. (то есть: “какие заботы, опасения и страхи влияют на их поведение?”) указывает ли эта карта на какие-то точки совпадения интересов?
  • Над чем мы должны еще поработать?

9. Разработка альтернатив

  • Каковы возможности? Не подвергайте их преждевременной оценке. То, что кажется невозможным, может тем не менее подать хорошие идеи.
  • Какие альтернативы удовлетворяют наибольшее количество наших нужд? Будьте изобретательны, попробуйте различные варианты.

10. Переговоры

  • Чего я хочу добиться? Имейте четкое представление об общем исходе, хотя вы можете изменить ваш путь к нему.
  • Как мы можем добиться справедливого результата при взаимном выигрыше?
  • Что они могут дать мне?
  • Что могу дать им я?
  • Игнорирую ли я их возражения? Как я могу включить их в свои предложения?
  • Какие вопросы я хочу включить в соглашение?
  • Могу ли я включить что-то, что позволит им сохранить лицо?

11. Посредничество

  • Можем ли мы разрешить это сами или мы нуждаемся в помощи нейтрального третьего лица?
    • Кто может исполнить эту роль для нас?
  • Подходит ли мне роль посредника в данной ситуации?
    • Как я должен подготовить собрание, разъяснить свою роль участникам? Могу ли я создать атмосферу, в которой люди смогут открыться, найти общий язык и выработать их собственные решения? Что может помочь этому?

12. Расширение кругозора

  • Вижу ли я всю картину, а не только свою собственную точку зрения? Какое воздействие может оказать это за пределами нашей непосредственной проблемы? (Например, воздействие на других людей или на группы.)
  • К чему это может привести в будущем?

Анализ и решение конфликтных ситуаций (работа в микрогруппах)

После теоретических сведений о конфликте родителям предлагается информация о примитивных реакциях людей во взаимодействии.

Получив информацию, придающую вес другому лицу, человек тут же старается принизить значение этой информации, стараясь подчеркнуть собственную значимость в глазах других людей.

Желание похвастаться своими возможностями или привилегиями, достижениями, при этом наблюдая за реакцией других людей. Получение радости от зависти других людей.

Человек достиг успеха, другой от его успеха и достижений “заболевает”. Он считает, что успех другого возможен только после успеха его самого.

Человек радуется тому, что кому-то плохо. Часто при этом не скрывает своих чувств.

Желание во что бы то ни стало присвоить себе заслуги другого человека, несмотря на свои реальные заслуги.

Человек использует угрозы и грубость в достижении цели. Это характерно для людей, амбициозных и нечувствительных к страданиям других.

Гиперопека или прилипание к человеку для реализации своих целей.

Бестрепетное отношение к физическому и душевному страданию другого человека.

Итог собрания, запись на участие в тренинге бесконфликтного поведения.

Смотрите еще:

  • Повысить разрешение фотографии Форум сайта фотошоп-мастер: Хочу повысить разрешение картинки - Форум сайта фотошоп-мастер Форум сайта фотошоп-мастер >Вопросы по работе в фотошопе >Общие вопросы по работе в программе Фотошоп Хочу повысить разрешение […]
  • Арм штрафы Штрафы за отсутствие (непроведение) аттестации рабочих мест Причины отсутствия аттестации рабочих мест Последствия непроведения аттестации рабочих мест За непроведение аттестации рабочих мест на физические и юридические лица […]
  • Авито работа подать заявление АРМАВИРСКАЯ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ Армавирская Доска Объявлений Официальный партнёр Яндекс. Такси. Работа для водителей с автомобилями. Заказы поступают непрерывно. Следующий заказ рядом. Выплаты сразу. Подключение БЕСПЛАТНО, […]
  • Статья ук 3251 Статья ук 3251 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
  • Осаго 40 фз ст 17 Осаго 40 фз ст 17 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Сколько базовая пенсия в 2018 году Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению Размер базовой пенсии в 2018 в России Базовая пенсия гражданину устанавливается на государственном уровне единой ставкой и поддается ежегодной […]
  • Список должностей педагогических работников на досрочную пенсию 2018 год Льготная пенсия для педагогов по выслуге лет Работники педагогической сферы осуществляют свою деятельность в особых условиях труда. Поэтому для них предусмотрен ряд государственных привилегий. Государство гарантирует педагогам […]
  • Постановление верховного суда от 25101996 9 Постановление верховного суда от 25101996 9 ООО "Судебно-экспертная служба "ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ" пр. Михаила Нагибина, 14 а, оф. 631 А +7(863) 310-71-54 8 (909) 43-45-739 Главное меню Библиотека Верховный Суд Российской […]