В разводы советском союзе

Развод по-советски

Развод в советской семье был не столько проблемой конкретной пары, сколько проблемой всего общества. И для того чтобы получить развод, мало было одного желания. Суд всячески пытался сохранить ячейку общества, для чего активно привлекал общественность. Вызывались и опрашивались соседи, проблему обсуждали на собраниях. Разводящихся всячески стыдили и увещевали на заседаниях парткомов и профкомов.

Первую секс-революцию в XX веке, по сути, устроили большевики, придя к власти. Разрушив привычный уклад жизни, быта и морали, октябрь 1917-го породил и проблемы, связанные с сексом. Властям казалось, что для достижения гармонии в интимной сфере достаточно объявить всеобщее равенство и заменить церковный брак гражданским. В стране создали органы записи актов гражданского состояния (загс). Развестись можно было в любой момент за четверть часа, а дела о разводах в судах разрешили слушать заочно.

Расписались — разбежались

В 1920-е годы стали безудержно плодиться общества типа «Долой стыд!» и «Лига свободной любви», чьи активисты бегали по улицам голыми и пропагандировали секс без разбора. Из уст в уста передавались эротические похождения Александры Коллонтай, Ларисы Рейснер, Анатолия Луначарского, Владимира Маяковского, Лили Брик, Сергея Есенина. В 1923-м заведующая женотделом ЦК ВКП(б) Полина Виноградская писала о многоженстве и многомужестве как о вполне допустимой практике.

В стране победившей революции стали большим уважением, в смысле статуса, пользоваться проститутки. Этих Сонечек Мармеладовых тут же нарекли «жрицами свободной любви». А любое половое воздержание относили к мещанству.

В 1926 году Кодекс законов о браке фактически приравнял незарегистрированный брак к законному. На что Демьян Бедный съехидничал: «На кой же нам черт регистрировать брак, если можно и так». Некоторые теоретики-большевики предлагали пролетариям и вовсе жить коммуной, где уход за детьми и их воспитание станут общим делом. Другие призывали сделать всех женщин общим достоянием.

Последствия этой сексуально-революционной реформы не заставили себя долго ждать. Уже в 1930-е годы СССР завоевал первое место в мире по количеству разводов. Большевики признали: утверждение об отмирании семьи при социализме было ошибкой. 1936-й можно считать годом установления «полового контроля» над личностью. Запретили аборты, развод превратили в затяжной судебный процесс. Указ 1944 года установил, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов.

Загоним в ячейку

В 1944 году был принят ряд законов, дабы улучшить социальный статус матерей, в одиночку воспитывающих детей. В связи с этим усложнилась и процедура развода в СССР. Вплоть до обязательных публикаций в газете или отказа в суде по рассмотрению бракоразводного дела. Взимались денежные штрафы с инициаторов развода, причем повторный развод облагался двойным штрафом.

К началу эпохи застоя все, что было связано с человеческим телом, объявлялось позорным и запретным. Любые контрабандные западные глянцевые журналы с «перчинкой» немедленно объявлялись порнографией. Табу было наложено и на любые эротические фильмы, на сегодняшний день кажущиеся невинными.

Тем не менее партия требовала, чтобы каждый советский гражданин обязательно создавал семью по достижении определенного возраста. Обычно мужчины женились почти сразу, как заканчивалась их служба в армии. То есть лет в 20. Офицеру в армии к 25 годам (в КГБ — к 30) тоже намекали на необходимость оформить отношения с женщиной. Если человек по какой-то причине не создавал семью, то общество сурово осуждало такое поведение.

«В СССР свободной любви нет!» — утверждали руководители страны. Но как же было назвать то, что происходило, когда граждане выезжали в командировки, на турбазы или курорты? Объективным доказательством свободной любви и нравственной ответственности по-советски стал пик абортов, который пришелся на 1964 год. В большинстве случаев беременность наступала вне брака.

Конечно, гражданский брак существовал в Советском Союзе, причем такой вид отношений был достаточно распространен. Это было не запрещено, но общество с осуждением относилось к людям, которые не желали расписываться. Ведь, не посвятив в свои планы работников государственного учреждения, эти граждане как бы ставили под сомнение авторитет государства и его роль в жизни семьи. Ведь семья — это ячейка общества. На оформлении отношений чаще всего настаивали женщины, так как штампом в паспорте они были защищены от общественного осуждения.

Женщинам даже внушали, что надо выходить замуж. Иначе перспектив получить квартиру не было. Одинокая женщина или мать-одиночка в СССР не могла получить отдельное жилье — в начале очереди стояли полные семьи с детьми. Так пресловутый квартирный вопрос дополнился брачным вопросом.

Ненастоящие семьи

Формально развестись можно было очень быстро. Но фактически все было связано с огромными трудностями. Развод в советской семье расценивался как аморальный поступок. Подавших на развод «прорабатывали» на партсобраниях, месткомах и товарищеских судах. Карьера военного, милиционера, сотрудника спецслужб могла окончиться в буквальном смысле вместе с браком. Твердо намеренные развестись супруги были вынуждены таскаться по товарищеским судам, где требовалось предъявлять широкой общественности всю подноготную семейной жизни. Иногда решение о разводе принимали в месткоме или парткоме.

При разводе связь между супругами не прерывалась. Как и сейчас, бывший муж был обязан поддерживать материально бывшую семью (в 99% случаев разводов ребенка оставляли матери), участвовать в воспитании ребенка. Многие не разводились из-за квартирного вопроса. Съемного жилья в СССР не было. Купить квартиру было нельзя. Если разводились супруги с двумя детьми и двух- или трехкомнатной квартирой, то они физически не могли разменять ее на две отдельные. Так и жили, ненавидя друг друга.

Далеко не все советские люди вступали в брак с благородной целью создать крепкую дружную семью на благо своей Родины. В эпоху СССР существовал брак по расчету. Как и во все времена. Особенно большое распространение он получил, когда появилась возможность заниматься предпринимательской деятельностью. В этот период появилась новая прослойка людей, которые добились каких-то успехов достаточно быстро. Женщины с удовольствием выходили за них замуж и таким образом могли войти в новую советскую элиту. В результате они легко получали то, что раньше было доступно лишь избранным.

Помимо брака по расчету в СССР существовал еще один вид брака не по любви — фиктивный брак. Конечно, это явление существует и сейчас, но в Советском Союзе причин заключить фиктивный брак было больше, чем теперь. Например, это был самый простой способ купить квартиру. Ведь приватизация и право собственности появились немного позже. Поэтому продавец и покупатель вступали в законный брак лишь для того, чтобы, совершив одну сделку, тут же расторгнуть другую, то есть развестись.

Звёздные скандалы

Эталоном советской семьи долгое время считался союз певицы Эдиты Пьехи и музыканта Александра Броневицкого. Тем большим шоком для всей огромной страны осенью 1976 года стало известие о том, что после 20 лет совместной жизни они решили развестись. Без преувеличений можно сказать, что это был самый громкий и самый скандальный развод советского времени. Инициатором расставания была Пьеха, которая ушла от мужа к офицеру КГБ Геннадию Шестакову. Александр Броневицкий был оскорблен решением супруги и даже сгоряча предрекал ей скорый закат карьеры. Но, как выяснилось, был неправ — Эдита Пьеха оставалась королевой советской эстрады еще долгие годы. А вот ВИА «Дружба», художественным руководителем которого был Броневицкий, свою популярность скоро растерял. Интересно, что в том же году СССР потряс другой скандал из личной жизни знаменитостей. С женой развелся Лев Лещенко, увлекшийся молодой девушкой. Развод произошел очень быстро и без публичных выяснений отношений. Тем не менее шокирующее поведение Лещенко и Пьехи вся страна обсуждала еще не один год.

Разводы в России — история одной семьи

В одном из своих интервью известная французская актриса Катрин Денев сказала: « Пока существуют разводы – в браке нет смысла ». Меня зацепило данное утверждение. Оно заставило задуматься о том, зачем действительно тогда нужно выходить замуж или жениться, если в любой момент можно пойти в тот же ЗАГС и развестись? В чем смысл добавочного паспортного штампа, если его легко и просто можно перечеркнуть или вовсе стереть, оформив новый документ?

Согласитесь, что наличие бракоразводного процесса отчасти и правда дискредитирует понятие супружества. В сегодняшней статье я хочу поговорить о так называемом «лекарстве» от брака – разводе. О том, как обстоят дела с разводами в России, почему люди расходятся, кто от этого больше всего страдает и что будет, если запретить нашим гражданам расторгать брак? Здесь я обращусь также к своей личной истории, к особенностям отношения к браку и разводу старшего поколения, на примере своей семьи.

Но начнем, как водится, с определения рассматриваемого вопроса. Согласно данным Википедии, разводом является формальнее прекращение действующего брака между живыми супругами.

Дотошно изучив статистику, я не без удивления для себя обнаружила, что с процессом развода в России в 2013 году познакомилось более 80% когда-либо вступавших в брак соотечественников . Объясню в чем суть этих цифр. В 2013 году в период с января по май было заключено 335,4 браков, и за тот же период было расторгнуто — 267,4. В коэффициенте из расчета на тысячу россиян это 5,7% браков и 4,5% разводов, что, в общем-то, и приводит нас к числу 80%, свидетельствующему о расторжении заключенных ранее брачных союзов.

Далее, выясняется, что Россия занимает первенство среди других государств мира по числу разводов на тысячу человек . Этот факт, как вы понимаете, вряд ли может порадовать тех, кто заинтересован в процветании института семьи и развитии нашей страны. Однако если посмотреть на ситуацию с позиции честности и осознанности россиянина как личности, способности выбирать для себя что хорошо, а что плохо и вовремя избавляться от худшего, то осмелюсь заявить, что статистика разводов в России кричащая об их зашкаливающей частоте – говорит лишь о том, что граждане нашей страны учатся принимать решения и отказываться от них самостоятельно, невзирая на традиционные уклады, общественное мнение, религию и влияние политиков.

Последнее особенно актуально было при Советской власти. Вообще, разводы в России до развала «совка» никогда не поощрялись . Что при царе развестись можно было только доказав прелюбодеяние, став преступником, исчезнув лет на пять или уйдя в монашество, да и то потом не иметь возможности вновь жениться или выйти замуж.

Что при Советской власти развод чаще всего приравнивался к всеобщему позору – необходимо было публично оповестить весь Союз о том, что собираешься расторгнуть брак. В результате за то, что гражданин СССР становился как бы бессемейным — ему изрядно перемывали «кости» в партии, а то и вовсе исключали из нее. Вообщем, карьеру в КПСС после развода строить было бессмысленно, а точнее – невозможно. Если вы забыли, то спешу напомнить – в СССР может и не было секса (правда от чего-то росла рождаемость), но личная жизнь и проблемы каждой семьи были выставлены обычно на всеобщее обозрение. И чтобы «люди плохо не сказали», те, кому в браке туго жилось — тащили свой «крест» до конца дней. Являлись ли эти люди счастливцами — я не знаю.

Всё, что я знаю, это то, что моя бабушка прожила такую жизнь. И советовала моей маме повторить сие «счастье».

С этого я, пожалуй, и начну свою историю, которая по мне так весьма двоякая, и до сих пор не приведшая меня к пониманию того, зачем нужен брак, если существует развод .

Мои родители разошлись, когда мне было 7 лет, я только пошла в первый класс. Сказать о том, что я страдала – мягко говоря, ничего не сказать. Я до сих пор помню свои истерики на тему «верните папу — он хороший».

Как объяснить семилетнему ребенку, росшему в среднестатистической российской семье, со слегка деспотичной мамой и временами уходящим в загул папой, что семья может оставаться семьей и без того, кто каждые выходные зимой лихо катается с тобой на санках с высоких горок? Как объяснить семилетнему ребенку, что удаляешь его папу из привычной жизни, только потому что он любит выпить? Как объяснить семилетнему ребенку, что с папой можно общаться лишь на выходных? На каких основаниях меня, ту семилетнюю девочку лишили простого детского счастья? Я не знаю до сих пор, кто из них был тогда прав. В итоге я росла без отца. Точнее – «с папой по выходным», или раз в месяц, или раз в полгода. Вообщем, как папе приходило в голову появиться, так и встречались.

Повлияло ли это на моё отношение к заключению брака? – очевидно, очень. Я совершенно не вижу смысла в данной процедуре. То есть смысл в браке — есть, но только в том случае, если заключается он раз и навсегда и никаких там разводов. При этом я категорически против браков ради сохранения видимости семьи, ради детей, ради привычки и так далее. Именно поэтому сейчас я точно могу сказать, что мамин выбор – разойтись с папой для нее как для личности был правильным. Пусть это было эгоистично по отношению к детям, к существующим правилам, семейным отношениям и прочим системным доктринам, однако это была её позиция, которую она отстояла до конца, пусть и не всегда победного.

Развод родителей привел к естественному расколу в некогда единой и большой семье. Родственники папы объявили временный бойкот маме и её родным, нас – детей тоже стали будто бы воспринимать иначе, как не совсем родных. Это было больно, но продолжалось не долго. До тех пор, пока и папин брат не развелся с женой, после чего все остальные «защитники» неразрывных союзов, наконец, осознали, что расторгать браки в России больше не стыдно, и со временем это дело даже становится нормой.

И тут резонно задаться вопросом – с чего это вдруг россияне стали подавать признаки личностного мышления? Куда пропало коллективное советсткое принятие решений? Почему именно после распада СССР в новой России участились разводы?

Очевидно, что самым главным фактором, побудившим в массах вседозволенность относительно разводов явилось то, что на институт брака после «перестройки» стало наплевать как церкви, так и государству. В 90-е, если вы помните, в стране царил такой хаос, что люди, кажется, уже не знали что бы еще такое предпринять, чтобы в конец довести себя до изнеможения.

Одни яростно отстаивали позиции прошлого – бесконечно повествуя о том, что СССР дал нам всё, что разводиться — позорно, а занимаются бизнесом только ворюги. Другие дорвавшись таки до долгожданной свободы принялись и тут и там стремиться к независимости, самостоятельности и соответственно, к личностному росту, отсечению несоответствующих своим новым представлениям старых обуз, куда отнесли чуть ли не в первую очередь брак. Развалившийся «совок» привел к тому, что помимо отпочковывающихся стран СССР, внутри России началось гражданское, семейное разделение.

Ошеломляющее число разводов пришло к нам из начала 90-ых . Сейчас можно с уверенностью сказать, что именно частые разводы неумолимо ведут наше госудраство в демографическую яму. И именно расторжение браков влечет за собой то, что всё чаще и больше детей, рожденных изначально в полноценной семье, но переживших родительский развод, в будущем предпочтут не заводить семейных отношений, опираясь на свой болезненный детский опыт.

Но вернемся к причинам расторжения брака и имеющейся статистике. Согласно последним данным, полученным ВЦИОМ в 2013 годуопрошенные россияне в большинстве своем в разводах обвинили супружеские измены и денежную недостаточность . В первом случае супружеской неверностью недовольно 24% опрошенных, во втором – на бедность ссылается 21%. Невозможность договориться, понять и принять друг другами такими какие есть является причиной для развода 19% россиян. Далее следует группа тех, кто считает пьянство и наркоманию веским поводом к расторжению брака – это 16% голосов. Бытовые проблемы приводят к распаду семей по мнению 8% россиян, а угасающая страсть и любовь в браке делают невозможным его продолжение для 5% опрошенных.

Интересно то, что в 2007 году мнение соотечественников о причинах разводов на первое место выводило несовместимость характеров – 33%, на второе место ставило алкоголизм и наркоманию — 13,5%, и лишь на третье измену — всего 8%. Как видите, ситуация с оценками населения относительно распада брака преобразуется. Однако, при этом и число разводов расти не прекращает. Даже демографический ежегодник ООН от 2012 года приводит в статистике разводимости Россию как самую богатую на данные «процедуры». В этом списке с нашей страной как ни странно соседствуют Белоруссия и Украина. А вот США, почти в два раза превышающие численность населения России, занимают лишь шестую строчку бракоразводного «хит-парада».

Но давайте наконец, оторвемся от статистики, от прав брачующихся разводиться и от мысли о том, что порядка четырехсот тысяч детей в нашей стране каждый год лишаются полноценного воспитания, в связи с уходом отцов из семей по причине разводов . И вернемся к вопросу, а что было бы, если бы у нас забрали возможность расторгать брак по собственому желанию? Что станет с институтом брака, если действительно он будет позволен лишь раз и на всю жизнь? Что если разводы наглухо запретят?

На самом деле, чтобы найти ответ на этот вопрос – далеко ходить не надо. Достаточно взглянуть на недавнюю историю с Советским Союзом или посмотреть чуть глубже в Имперскую Россию. Но я вернусь тут к личному опыту, точнее опыту моей бабушки, той, что довольно критично отзывалась о моей маме, соизволившей расторгуть брак с папой.

Суть в том, что, как наверное, многие наши бабушки, моя вышла замуж в молодости, родила нескольких детей, работала с утра до ночи по хозяйству, плюс с детьми, плюс, когда дети чуть подрастали — в разных учреждениях. Дед, как водится, пил, буянил, имел скверный характер. А бабушка была терпеливой, покладистой, работящей и — с детьми. И сколько бы крови ей дед не выпил – мыслей о разводе по её словам, не возникало. Не было понятия такого как развод в сознании бабушки.

Прожила она с дедом до самой его смерти, даже золотую свадьбу сыграть успели. Из очевидных плюсов с моей точки восприятия в их браке была мудрость бабушки и напористость дедушки. Вытекающие из их длительного союза несколько детей, на порядок больше внуков и даже пара-тройка правнуков привели меня к устойчивому пониманию, что большая семья это всегда праздник, хорошее настроение, регулярная поддержка, взаимовыручка и вообще – то, к чему нужно стремиться.

Однако вопрос – какой ценой им удалось сохранить брак , если отвечать на него объективно, не впечатляет также безропотно, как последствия этого непростого союза. Терпимость, самоотречение, мудрость – на мой взгляд именно эти качества позволили бабушке оставить в моей памяти жирный отпечаток о том, что семья – это главное. Правда, после смерти деда она не раз еще сокрушалась, что растратила всю свою жизнь на удовлетворение его капризов и переваривание его же недовольств, «а ведь могла бы пожить для себя!» — мечтательно говорила бабуля. Именно это недоразумение впоследствие образовало очевидный дисбаланс в моем отношении к браку и разводам.

Ведь ясно как белый день, что даже если расторгать браки запретят, люди не перестанут также бездумно жениться или выходить замуж. Всё повториться вновь, как встарь. Не любящие друг друга люди будут выращивать обреченных на случайные брачные узы своих не очень желанных детей. И лишь через поколение, возможно, уже их внуки будут довольствоваться иллюзией крепкой семьи, моралями о ценности брака и зарождающимся из-за исторической закольцованности духом «свободы», открывающей «новым россиянам» шансы на осмысленное пребывание в браке или же отказ от него.

На личном примере я могу говорить о том, что как расторжение брака, так и сохранение семьи несмотря ни на что – в обоих вариантах имеет свои плюсы и минусы. В первом случае, и он практикуется в нашей стране всё чаще, речь идет о личном выборе человека, о том, что и как хорошо для конкретного индивида, ведь если женатые люди разводятся значит они этого действительно хотят. Невозможно жениться или развестись без осмысленного согласия и намерения.

Во втором случае, то бишь, если говорить о сохранении брака, в той лишь ситуации, когда он обоюдно превращается в каторгу и бессмысленное сожительство ради призрачных обстоятельств, выиграть могут лишь дети, ради которых чаще всего супруги решают не разводиться. Однако и данная альтернатива весьма иллюзорна и может пойти на пользу детям только при определенных условиях, которые всегда индивидуальны.

В целом, на мой взгляд, институт брака в России испытывает кризис не только из-за вседозволенности разводов, но и из-за явной пропаганды свободного образа жизни . Взять хотя бы популярность гражданских браков среди населения. Сколько таких пар на сегодня проживает в России – неизвестно ни одной статистике, а сколько расходится – и подавно не узнать. Ясно одно – жить в гражданском браке в наше время может любой желающий. Общество из «совкового» товарищества всё стремительнее перерождается в «раскрепощенное» и обесценивающее «устарелые» традиции. Поэтому, чтобы не возиться с разводами люди всё чаще просто занимаются сожительством, без узаконивания союзов.

Плохо это или хорошо – сложно сказать однозначно. Для демографии и будущего страны очевидно, развал института брака является проблемой. Для формирования анти-коллективного мышления, коим грешил СССР, возможность расторжения, ставшего негодным брака – определенно играет положительную роль. Но вот есть ли вообще тогда смысл в браке, при наличии возможности его аннулировать? На этот счет, упомянутая в начале статьи, Катрин Денев высказалась, как уже известно, резко отрицательно. А что думаете вы?

Как вы относитесь к разводам? И что, по-вашему, будет, если их запретить?

Как при Сталине боролись с разводами

В 1944 году в СССР был принят закон о существенном усложнении процедуры разводов – разрешение на них давали суды, а в сложных случаях – прокуратура. По всему СССР количество разводов снизилось от 198 тысяч в 1940 году до 6600 в 1945 году. В большинстве случаев суды вставили на сторону женщин, защищая их право на брак.

После свободы 1920-х годов в СССР в 1930-е наступило ужесточение гендерного законодательства: уголовное преследование за гомосексуализм, запрет абортов, усложнение процедуры разводов. Семья объявлялась «ячейкой общества», чья «деятельность» должна была регулироваться государством.

Процедура разводов была прописана законом от 1936 года. Ещё труднее стало получить его после указа от 8 июля 1944 года, который в соответствии с заявленной целью «укрепления советской семьи и брака» впервые после революции потребовал рассматривать дела о разводе в суде и повысил плату за него до 500-2000 рублей (по закону 1936 года – 100-200 рублей). Судей инструктировали не удовлетворять «безответственные» заявления о разводе и пытаться по возможности добиться примирения сторон. Ужесточенная процедура развода приобрела ещё более устрашающий характер вследствие того, что прокуроры, которые в народном сознании ассоциировались с уголовными (и политическими), а не гражданскими делами, теперь должны были принимать участие в бракоразводных процессах при наличии у сторон имущественных споров и маленьких детей, допрашивая обоих супругов и их свидетелей.

Новый закон оказал поразительное влияние на число разводов. В Москве перед войной ежегодно разводились 10-12 тысяч пар. Во время войны это количество сократилось до 4 тысяч в год в 1943 и 1944 годах, а в 1945 году, после введения в действие нового закона, стремительно упало до 679 (менее 6% от цифры 1940 года). В 1949-1950 годах эта цифра выросла до 7-8 тысяч, но только в 1960-е годы их число сравнялось с показателями за 1940 год. По всему СССР количество разводов снизилось от 198.400 в 1940 году до 6600 (около 3%) в 1945 году и к 1948 году возросло до 41 тысячи.

После войны в большинстве случаев подавали на развод мужчины (часто потому, что нашли другую партнершу), сопротивлялись разводу, как правило, женщины. Это впечатление подтверждается тендерной классификацией заявителей, ходатайствующих о разводе, в делах, которые рассматривались коллегией Верховного суда СССР по гражданским делам в 1947 году: из 103 заявителей, чью половую принадлежность оказалось возможным установить, 89 человек (86%) — мужчины.

Одна из особенностей закона 1944 года заключалась в том, что, требуя от лица, добивающегося развода, серьёзных обоснований своей просьбы, чтобы суд мог её удовлетворить, он не пояснял, какие именно основания считаются достаточно вескими. В подавляющем большинстве случаев, когда на развод подавал мужчина, настоящей причиной служило желание жениться на другой женщине (с которой заявитель чаще всего уже сожительствовал и имел ребенка). Но иногда заявители ссылались на разнузданное поведение жены (которая, к примеру, «оскорбляла и угрожала застрелить» мужа) или ее неверность, а также «некультурность».

Я вращаюсь в культурном обществе, — писал в заявлении о разводе некто Ф. — Мои друзья — инженеры, шахматисты — часто бывают у меня дома. Я шахматист-любитель. Моя жена — отсталая, некультурная личность. Она работает поварихой. Она не только художественную литературу не читает, но даже газеты читает очень редко. Она не умеет играть на пианино, понятия не имеет о шахматах и не интересуется ими. Мне стыдно перед товарищами за такую жену. Прошу расторгнуть наш брак».

В последнем случае суду было сравнительно легко принять решение: он отказал инженеру Ф. в разводе – разница в культурном развитии не считалась тогда доводом для развода. Но другие дела могли быть очень сложными, и особенно потому, что закон не конкретизировал основания для расторжения брака. Экспертные заключения юристов в 1946-1947 годах рекомендовали развод, если брак явно и окончательно распался или если он был заключен формально, но не повлёк за собой подлинных супружеских отношений (в том числе половой жизни).

Супружеская измена сама по себе не считалась основанием для расторжения брака, но, если неверный партнер фактически вступал в новый гражданский брак и у него рождался ребёнок, развод ему обычно давали.

В 1946-1947 годах Верховный суд рассматривал апелляцию по одному делу, касавшемуся высокопоставленной персоны (генерала и члена Академии наук). Суд низшей инстанции не удовлетворил его заявление о разводе, потому что этому противилась жена и в семье был ребёнок (для заявителя — приёмный). Однако Верховный суд пересмотрел это решение на том основании, что жена стремилась сохранить не столько брак, сколько права на имущество мужа, супруги не имели общих детей, а от нового («счастливого») союза генерала уже появился на свет один ребёнок и ожидался второй.

Положение осложнилось в 1949 году, когда Верховный суд СССР решил, что суды низшей инстанции чересчур либеральны в вопросе о разводе. Это совпало с общей реакцией и «заморозкой» в последние годы сталинской власти.

Число разводов действительно стало резко расти, хотя всё еще не достигало довоенного уровня: в 1949 году в Москве совершилось разводов на 63% больше, чем в 1948-м. Верховный суд вознамерился изменить ситуацию. Суды, объявил он, ошибаются, если полагают, будто «желание супругов расторгнуть брак» — достаточная причина, чтобы их развести. И не следует думать, что вступление мужа во внебрачную связь с другой женщиной само по себе является основанием для расторжения законного брака. Народные суды недостаточно серьезно относятся к возложенной на них задаче примирения супругов. Они должны помнить, что самое главное для них — «укрепление советской семьи и брака» (в интерпретации Верховного суда на тот момент это означало сохранение уже легально существующих браков).

О серьёзности намерений Верховного суда свидетельствует вердикт по делу, которое прошло несколько судебных инстанций. Тридцатидвухлетний брак П. «прекратился» в 1940 году. Во время войны жена П. была в эвакуации, местопребывание мужа, по-видимому, высокопоставленного руководителя, неизвестно: вероятно, в силу возраста он не ушёл на фронт, а оставался в Москве, в квартире, полученной им от своего ведомства. В конце войны П. перевёз туда другую женщину, а когда его жена, ставшая инвалидом первой группы, вернулась из эвакуации, отказался её прописывать и не позволил опять вселиться в квартиру, попытавшись вместо этого сдать её в психиатрическую лечебницу. Верховный суд охарактеризовал его поведение как «преступное» и подтвердил право жены жить в квартире мужа и получать от него материальную помощь.

Новая директива Верховного суда произвела определённый эффект, но не переломила тенденцию роста числа разводов (в Москве, например, оно в 1950-м увеличилось на 7% по сравнению с 1949 годом, хотя, конечно, это куда меньше, чем 63-процентный рост в предыдущем году). К примеру, в Латвии республиканский Верховный суд вынес отрицательные решения по 39% бракоразводных дел, поступивших к нему по апелляции в сентябре-ноябре 1949 году.

При Хрущёве, при либерализме в других сферах, бракоразводный процесс оставался сталинистским. В органы власти шли сотни тысяч писем трудящихся, в которых описывался весь ужас семейной жизни. Основная жалоба была на высокую пошлину при разводе (1-2 тысячи рублей, при средних зарплатах в 400-700 рублей). Вот некоторые из таких писем:

«Исаева М.Р. из г. Москвы пишет:

«В 1938 году я вышла замуж за гражданина Исаева С.Е. В 1941 году он с заводом №32 эвакуировался в Киров и в 1942 году женился вторично. У меня осталась дочь, ей сейчас 16 лет, алименты он платит аккуратно. Я жила одна и развода мне не требовалось. Два года тому назад встретилась с хорошим человеком, вместе живём, хотим расписаться, но тут-то всё и началось. Первый муж не хочет брать развод, т.к. у него нет денег, а семья большая. Я зарабатываю 410 рублей, тоже не могу взять развод. В домоуправлении все знают, что я живу одна без мужа, и только маленькая печать на паспорте свидетельствует о браке, она — эта печать не имеет никакого значения, а губит 4 жизни».

Николаева из г. Севастополя пишет:

«Мне кажется, настало время изменить кодекс закона о браке. В 1948 году я вышла замуж, прожив с мужем короткое время — полтора года, мы разошлись. На это были веские причины. Мой бывший муж, не расторгнув со мной брака, женился вторично и у него уже ребенок. Нужно как-то урегулировать вопрос о разводах. Ведь не каждый может заплатить такую огромную сумму за развод».

Иванова Е.И. из г. Ступино Московской области пишет:

«Я прожила с мужем 9 лет, было у нас четверо детей, он испугался такой семьи и ушёл от нас. Пока я решала вопрос в судебных органах об алиментах, двое детей умерли, а на двух я получала алименты с большими перебоями, т.к. муж постоянно скрывался. В 1950 г. Он упросил меня с ним сойтись, и он вновь прописался на мою площадь. Прожив четыре месяца, он вновь ушёл от меня, оставив меня беременной. В 1951 году я родила ребёнка при кесаревом сечении. Райсобес г. Ступино не даёт мне пособия, т.к. я не разведена с мужем, а мне за развод нечем платить. Вот уже на протяжении пяти лет я воспитываю детей одна на свою зарплату — 260 руб. Прошу отменить закон о взимании платы за развод и установить мне государственное пособие на воспитание детей».

(Цитируется по записке «О письмах трудящихся, поступивших в ЦК КПСС по вопросам: о пособии одиноким матерям, о порядке регистрации детей и о законе о расторжении брака, 26.09.1956»)

Бракоразводный процесс упростился с юридической точки зрения только при Брежневе. 10 декабря 1965 года принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР, который существенно упростил порядок расторжения брака в судах. Этим указом отменялись сложная двухступенчатая процедура развода и необходимость публикации в газетах объявлений о предстоящем разбирательстве в суде. Насколько перемены в законодательстве были своевременны, показывает рост числа зарегистрированных разводов после того. Их количество увеличилось с 360 тысяч в 1965 году до 646 тысяч в 1966-м. Ясно, что в следующем году после упрощения процедуры развода было зарегистрировано прекращение многих фактически давно распавшихся браков. Дальнейшая либерализация законодательства о разводах произошла в 1968–1969 годах: при отсутствии общих детей и споров между супругами об имуществе развод теперь мог сразу оформляться ими непосредственно в ЗАГСе.

(Цитаты: Шейла Фицпатрик «Срывайте маски! Идентичность и самозванство в России XX века», изд-во «Российская политическая энциклопедия», 2011)

Ещё о жизни при Сталине в Блоге Толкователя:

В 1930-е в в СССР так и не смогли достичь уровня потребления алкоголя при царизме. В целом, страна тогда трезвела. Крест на этой тенденции поставила ВОВ, когда Сталин сделал в армии потребление водки каждодневной практикой. Архивы того времени также показывают, как обжиралась и опивалась рать чинуш и карателей в тылу.

Плата за обучение в старших классах средних школ и вузах СССР была отменена постановлением правительства 10 мая 1956 года. А введена – в октябре 1940 года. Фактически Сталин в то время начал формирование новой сословности, а рабочие и крестьяне лишились «социальной лестницы».

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – [email protected]

PayPal — [email protected]

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

Смотрите еще:

  • Действия после дтп для получения выплаты по осаго Выплаты по ОСАГО при ДТП: размеры страховки, документы, действия и сроки Стать участником ДТП может каждый: даже водитель с многолетним стажем, который соблюдает все правила и скоростной режим может стать участником аварии. По […]
  • Закон об избирательном праве в сша Поправки к Конституции США. Реформы избирательного права Поправки к Конституции США. Реформы избиратель­ного права. Конституционное законодательство США по­следних семи десятилетий мало затронуло структуру кон­ституционных органов […]
  • Алкоголизм и преступления Алкоголизм и преступление - это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом «Алкоголизм и преступление - это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом» (И. Мержевский) […]
  • Национальность и личный закон юридического лица Национальность и личный закон юридического лица 2. Понятие личного закона (статута) и национальности юридического лица К отношениям, в которых участвуют иностранные юридические лица, могут применяться самые различные коллизионные […]
  • Развод семьи определение Развод семьи определение Развод - революция в семье А.Б. Синельников 1 (Опубликовано в Вестнике Московского университета. Сер. 18. - Социология и политология №2 2010. с. 130-146) Социальные потрясения тесно связаны с разрушением […]
  • Музей иску Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник Музей-заповедник Режим работы 422730, Республика Татарстан, Высокогорский район, с. Камаево, ул. Центральная, д.1. Контактная информация […]
  • Демократизации частной собственности Демократизации частной собственности Заметим, что полемика по поводу взаимосвязи частной собственности и демократии не раз возникала и в прошлом. В этом отношении представляет большой интерес статья М. Вебера «О буржуазной демократии […]
  • Закон о сословиях Сословия в Российской Империи. Сословия в Российской империи. (Историческая справка). Население государства может состоять или из различных этнографических групп, или из одной нации, но в любом случае состоит из разных общественных […]