Закона n 54-фз

Закона n 54-фз

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 22.05.03 N 54-ФЗ

О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Принят
Государственной Думой
25 апреля 2003 года

Одобрен
Советом Федерации
14 мая 2003 года

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее — контрольно-кассовая техника), — контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты — произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память — комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим — режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные — фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее — Государственный реестр) — перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации.

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.

2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

1. При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

2. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации.

3. Центральный банк Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах.

4. Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.

5. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна:

  • быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;
  • быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
  • иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

2. Порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком Российской Федерации.

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:

  • осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
  • применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
  • выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
  • обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;
  • производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Кредитные организации, применяющие в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона контрольно-кассовую технику, обязаны:

  • соблюдать требования, устанавливаемые Центральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;
  • применять контрольно-кассовую технику, которая должна быть оснащена защищенными от несанкционированного доступа программными продуктами;
  • предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

1. Налоговые органы:

  • осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;
  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.

2. Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций.

3. Действие полномочий налоговых органов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на кредитные организации. Контроль за соблюдением кредитными организациями требований настоящего Федерального закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-I «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 27, ст.1018);

абзацы девятнадцатый — двадцать второй статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.2).

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст.492; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст.1912; N 34, ст.1966; 1993, N 12, ст.429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст.3484; 2002, N 1, ст.2) дополнить абзацем следующего содержания:

«Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.».

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Через шесть месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

С 01.07.2018 Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» вносятся изменения в отношении приема платежей от физических лиц. Общество осуществляет расчеты с физическими лицами следующими способами: 1) прием наличных денежных средств, оплата банковской картой в пунктах приема денежных средств непосредственно от физических лиц — в расчетах применяется ККТ с функцией «онлайн»; 2) прием платежей организован на сайте Общества — применяется интернет-касса с функцией «онлайн»; 3) через платежных агентов (например, почта), где применяется специальный счет, открытый в кредитной организации с использованием системы дистанционного банковского обслуживания «Клиент-банк» — ККТ не применяется; 4) оплата на расчетный счет Общества, открытый в кредитной организации с использованием системы дистанционного банковского обслуживания «Клиент-банк» — ККТ не применяется, при этом сама кредитная организация принимает денежные средства у физических лиц наличными и с использованием банковской карты, выдавая документ (чек или БСО), который является для кредитной организации распоряжением на перевод денег от физического лица Обществу; 5) поступление денежных средств от физических лиц на расчетный счет Общества через операторов электронных денежных средств; 6) через информационные порталы (ГИС ЖКХ) (платежное поручение). Договоры между Обществом и различными операторами электронных денежных средств не заключены. Каковы технические особенности применения ККТ при расчетах с использованием электронных средств платежа, формирования кассового чека и бухгалтерского учета в данной ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Законодатель, введя обязанность применять ККТ при осуществлении расчетов с применением электронных средств платежа (далее — ЭСП), не установил конкретных правил применения ККТ в таких случаях. В частности, законодательство не содержит положений, которые прямо устанавливали бы:
— когда должна применяться ККТ (должен быть сформирован кассовый чек) при расчетах с использованием электронных средств платежа. Отметим, что требование о применении ККТ в момент расчета не распространяется на расчеты с применением электронных средств платежа, что, по нашему мнению, следует из текста п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ;
— возможность (или невозможность) применения при расчетах с применением электронных средств платежа (далее — ЭСП) обычной ККТ — т.е. применяемой при осуществлении наличных расчетов и не предназначенной для применения при расчетах ЭСП в сети Интернет (далее — обычная ККТ);
— порядок получения от потребителя его данных (электронный адрес, номер телефона), необходимых для обязательного направления ему организацией кассового чека в электронном виде. Минфин России предлагает устанавливать договоренность с операторами по переводу денежных средств (кредитными организациями в том числе).
По нашему мнению, исходя из совокупности норм Законов N 54-ФЗ и 161-ФЗ, при осуществлении расчетов с применением ЭСП:
1. Для оформления расчетов с применением ЭСП может применяться обычная ККТ, а не только специальная ККТ, предназначенная для расчетов ЭСП в сети Интернет.
2. В случае если организация применяет обычную ККТ (т.е. не предназначенную для применения при расчетах в сети Интернет), то организация может формировать кассовые чеки (применять ККТ) один раз в день, т.е. независимо от времени осуществления расчета с применением ЭСП. Основанием может являться банковская выписка или иной реестр, который организация может самостоятельно составлять (на основе данных, содержащихся в банковской выписке). Кассовые чеки при этом формируются только в электронном виде и не распечатываются.
В случае если применяется специальная ККТ, предназначенная для расчетов ЭСП в сети Интернет, то она позволяет автоматически сформировать кассовый чек на основании данных, представляемых оператором по переводу денежных средств. При этом, по нашему мнению, такая ККТ подходит не для всех видов расчетов ЭСП. Например, при расчетах с применением онлайн-банка (которые Минфин России также относит к расчетам, требующим применения ККТ с 01.07.2018) либо через оператора по переводу денежных средств, с которым у организации не заключен договор.
3. В реквизите «форма расчетов» кассового чека указывается «Электронный».
В то же время неурегулированным остается вопрос — какую именно дату и время указывать в кассовом чеке, сформированном при расчетах ЭСП. А также — каким образом обеспечить установленную п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ обязанность по передаче потребителю в электронном виде кассового чека в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, если покупатель (клиент) не указал их до совершения расчетов.
Обращаем внимание, что каких-либо разъяснений, подтверждающих (или опровергающих) предложенный вариант применения ККТ при расчетах ЭСП, мы не обнаружили. Нормы непосредственно Закона N 54-ФЗ не позволяют прийти к однозначному выводу о порядке применения ККТ при расчетах ЭСП.
В связи с чем рекомендуем обратиться в ФНС России за разъяснениями технической реализации расчетов с применением ЭСП и порядка применения ККТ.
Требование о применении ККТ при осуществлении расчетов ЭСП с 01.07.2018 не повлияет на отражение в бухгалтерском учете расчетов с потребителями. Формирование фискальных документов (кассового чека, чеков коррекции) при осуществлении расчетов ЭСП (т.е. с указанием в них реквизита «Электронный») не должно отражаться в учете организации. В бухгалтерском учете подлежит отражению поступление от потребителей денежных средств на расчетный счет организации.

Обоснование позиции:
В силу совокупности п. 1 ст. 1.2 и абз. 18 ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон N 54-ФЗ) всеми организациями и индивидуальными предпринимателями (ИП) при приеме или выплате денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая техника (далее — ККТ), за исключением отдельных случаев, перечисленных в ст. 2 этого закона*(1).
Исходя из определения электронных средств платежа (далее — ЭСП), представленных в п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон N 161-ФЗ), отличительной чертой ЭСП является использование для перевода денежных средств:
— информационно-коммуникационных технологий;
— электронных носителей информации, в том числе платежных карт;
— и иных технических устройств.
Напомним, что ККТ, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов ЭСП в сети Интернет, применяется только при указанных расчетах (ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ)*(2).
Мы не обнаружили какой-либо информации об ограничении применения при расчетах, осуществляемых ЭСП (далее — расчеты ЭСП), обычной ККТ (не предназначенной для ее использования для осуществления расчетов с применением ЭСП в сети Интернет). В многочисленных письмах Минфина России, посвященных необходимости применения ККТ при получении оплаты, например, через онлайн-банк или при оплате товара покупателем — физическим лицом посредством платежного поручения через кредитную организацию*(3) финансовое ведомство не указывает на необходимость применения специальных моделей ККТ, предназначенных для расчетов ЭСП в сети Интернет. Отметим, что сведения о моделях ККТ, с указанием об их предназначении для применения только при расчетах в сети Интернет, содержатся в Реестре контрольно-кассовой техники сведений о моделях контрольно-кассовой техники, который ведется ФНС России (ст. 3 Закона N 54-ФЗ).
Обращаем внимание, что требование о применении ККТ в момент расчета не распространяется на расчеты, осуществляемые ЭСП в сети Интернет (исходя из п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
Отметим также, что при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет фискальные документы не печатаются (абз. 12 п. 1 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ).
Таким образом, расчеты, осуществляемые ЭСП, не требуют:
— применения ККТ в момент расчета;
— выдачи покупателю бумажного чека.

В какой момент необходимо применять ККТ при расчетах, осуществляемых ЭСП

В письме Минфина России от 02.02.2018 N 03-01-15/6180 указано, что при осуществлении расчета с использованием электронных средств платежа, в том числе исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем ККТ или уполномоченным им лицом, пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией (смотрите также письма Минфина России от 28.09.2017 N 03-01-15/63180, от 25.08.2017 N 03-01-15/54800, от 04.09.2017 N 03-01-15/56675, от 25.08.2017 N 03-01-15/54800, от 21.04.2017 N 03-01-15/24312, от 16.03.2017 N 03-01-15/15260, от 25.01.2017 N 03-01-15/3480, письмо ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/[email protected]).
При этом чиновники основываются на положении пункта 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон N 2300-1), в соответствии с которым при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией (смотрите также письма Минфина России от 12.04.2018 N 03-01-15/24309, от 12.03.2018 N 03-01-15/15008, от 23.01.2018 N 03-01-15/3438).
Однако по нашему мнению, указанная норма Закона N 2300-1 не применяется к правилам применения ККТ.
Дело в том, что в силу ч. 1 ст. 1 Закона N 54-ФЗ законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из самого Закона N 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, к которым Закон N 2300-1 не относится. При этом в настоящее время нормативным актом, устанавливающим порядок использования электронных средств платежа, является упомянутый выше Закон N 161-ФЗ (ст. 1 Закона N 161-ФЗ).
В частности, Законом N 161-ФЗ установлены правила перевода денежных средств, и в них речь идет не об исполнении обязанности плательщика перед получателем, а об окончательности перевода денежных средств. В этот момент признается исполненным обязательство плательщика перед получателем денежных средств (п. 16 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона N 161-ФЗ перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством одного из следующих способов:
— зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;
— выдачи получателю средств наличных денежных средств;
— учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств (далее — ЭДС).
Исходя из ч.ч. 9 и 10 ст. 5 Закона N 161-ФЗ, окончательность перевода денежных средств (за исключением перевода электронных денежных средств) наступает:
— в случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, — в момент зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;
— в случае, если плательщика и получателя обслуживают разные операторы, — в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, с учетом требований статьи 25 Закона N 161-ФЗ.
Оператором ЭДС является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 части третьей ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (часть 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).
Особенности осуществления перевода ЭДС установлены ст. 7 Закона N 161-ФЗ (подробнее смотрите в материале Энциклопедия решений. Перевод электронных денежных средств). Отметим, что отличительной особенностью ЭДС является отсутствие необходимости открытия банковского счета для осуществления переводов ЭДС. Перевод ЭДС осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. При этом при таком переводе клиент — физическое лицо может выступать плательщиком в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Отметим, что перевод возможен между плательщиками и получателем денежных средств, являющихся клиентами одного оператора или нескольких операторов ЭДС (части 7, 8, 8.1, 9 ст. 5 Закона N 161-ФЗ).
Перевод ЭДС осуществляется путем одновременного принятия оператором распоряжения клиента, уменьшения им остатка ЭДС плательщика и увеличения им остатка ЭДС получателя средств на сумму перевода. Если перевод осуществляется с использованием предоплаченной карты (платежной карты без открытия счета) или в установленных законом случаях для перевода денежных средств на банковские счета или выдачи их наличными), электронные денежные средства переводятся в срок не более 3 рабочих дней после принятия оператором распоряжения клиента (п. 26 ст. 3, ч.ч. 10, 11 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Таким образом, с одной стороны, требование п. 1 ст. 4.3 Закон N 54-ФЗ о применении ККТ «в момент осуществления расчета», по нашему мнению, не распространяется на расчеты, осуществляемые электронными средствами платежа в сети Интернет. Отметим, что Закон N 54-ФЗ не содержит указаний, в какой именно момент должна применяться ККТ при осуществлении расчетов ЭСП.
С другой стороны, согласно п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ кассовый чек должен содержать, кроме прочего, следующие данные — дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях — адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах — наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети Интернет — адрес сайта пользователя).
Согласно п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ пользователь ККТ при осуществлении расчетов с использованием ЭСП, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.
При этом, как указано в письме Минфина России 19.04.2018 N 03-01-15/26522, организация или индивидуальный предприниматель не освобождается от обязанности применять ККТ и формировать кассовый чек (бланк строгой отчетности), в случае если покупатель (клиент) не предоставил абонентский номер либо адрес электронной почты пользователю ККТ до момента расчета.
Пункт 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ также не содержит указания, в какой момент необходимо применять ККТ при расчетах ЭСП через Интернет.
Отметим, что требование о безусловной выдаче покупателю кассового чека в момент оплаты содержалось в прежней редакции Закона N 54-ФЗ (п. 1 статьи 5 Закона N 54-ФЗ в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 290-ФЗ). В настоящее время, по нашему мнению, обязанность выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки Закон N 54-ФЗ связывает только с осуществлением наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (исходя из совокупности положений п. 1 ст. 4.3 и п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ). Так, в п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ указано, что пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных Законом N 54-ФЗ. При этом, исходя из положений п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ, применение ККТ именно в момент осуществления расчета требуется для всех расчетов, за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет.
Таким образом, в настоящее время не урегулирован вопрос о моменте применения ККТ при расчетах ЭСП*(4). При этом, по нашему мнению, не будет нарушением Закона N 54-ФЗ применение ККТ при расчетах ЭСП в день поступления денежных средств на расчетный счет организации.

Особенности оформление кассового чека при расчетах ЭСП

Напомним, что к числу обязательных реквизитов, которые в общих случаях должны содержаться в кассовом чеке, относятся в том числе (п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ):
— дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
— форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа. Отметим, что исходя из положений Приказа ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/[email protected] (далее — Приказ), которым утверждены дополнительные реквизиты фискальных документов (Приложение 1) и форматы фискальных документов (Приложение 2), обязательные к использованию, кассовый чек (БСО) должен содержать указание, что оплата осуществлена электронными средствами платежа. Исходя из таблицы 4, 5 Приложения 2 при осуществлении расчета ЭСП в чеке указывается форма расчета «ЭЛЕКТРОННЫМИ» (тэг 1081).
Обязательными реквизитами кассового чека также являются:
— абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети Интернет, на котором такой документ может быть получен;
— адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме.
Порядок получения организацией этих данных (отметим, что они относятся к персональным в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», что требует соблюдения требований этого закона) Законом N 54-ФЗ для расчетов ЭСП не установлен. Например, в письме от 15.08.2017 N 03-01-15/52356 Минфин России предлагает договариваться с кредитным учреждением о запросе последним данных покупателя при подаче покупателем (клиентом) распоряжения кредитному учреждению.
В связи с неполнотой существующих разъяснений государственных органов и отсутствием опубликованной судебной практики по данному вопросу рекомендуем обратиться за разъяснениями в ФНС России (п. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ, п. 1, пп. 5.1.6, пп. 6.3 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506)).
Как неоднократно указывал Минфин России (письма от 21.04.2017 N 03-01-15/24312, от 16.03.2017 N 03-01-15/15261 и N 03-01-15/15260, от 01.03.2017 N 03-01-15/11618), по вопросам технической реализации расчетов с применением ЭСП целесообразно обращаться в ФНС России.

Особенности бухгалтерского учета

Требование о применении ККТ при осуществлении расчетов ЭСП с 01.07.2018 не повлияет на отражение в бухгалтерском учете расчетов с потребителями. При осуществлении оплаты с применением ЭСП денежные средства поступают организации на ее расчетный счет. В связи с чем, в силу абзаца 5 п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика», устанавливающего необходимость отражения в учете фактов хозяйственной деятельности исходя из их экономического содержания и условий хозяйствования, факт применения ККТ при фактическом получении денежных средств на расчетный счет не означает необходимость учета этих средств на счете 50 «Касса».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что положения п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, в соответствии с которыми ККТ не применяется в случаях, указанных в данной норме, не распространяется на пользователей, не являющихся кредитными организациями. То есть у них остается обязанность по применению ККТ, в том числе в случае осуществления расчетов ЭСП с применением устройств, указанных в п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
*(2) Минфин России разъясняет, что для применения при оплате товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса (письма от 19.01.2018 N 03-01-15/2776 и N 03-01-15/2774, от 08.09.2017. N 03-01-15/57970, от 04.09.2017 N 03-01-15/56675).
Отметим, однако, что из данных разъяснений не очевидно, должна ли такая специальная онлайн-касса быть предназначена только для расчётов в сети Интернет (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ), или могут существовать специальные модели ККТ, предназначенные одновременно для расчётов в сети Интернет, и для наличных расчетов.
В письме ФНС России от 26.09.2017 N ЕД-4-20/[email protected] отмечается, что Законом N 54-ФЗ не предусмотрены ограничения для применения одной ККТ при осуществлении стационарной торговли и расчетов в сети Интернет. В то же время указывается на ряд обстоятельств, накладывающих серьёзные ограничения на такое применение.
*(3) ФНС России со ссылкой на позицию Минфина России (письма от 15.08.2017 N 03-01-15/52356, от 28.04.2017 N 03-01-15/26324) подчеркивает, что Законом N 54-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении необходимости применять ККТ при осуществлении оплаты электронными средствами платежа через кредитную организацию, в том числе посредством платежного поручения (письма ФНС России от 30.08.2017 N АС-4-20/17256, от 06.07.2017 N ЕД-3-20/[email protected]).
В письме от 15.08.2017 N 03-01-15/52356 представители Минфина России, в частности, отметили, что ККТ применяется в случае оплаты товаров (работ, услуг) покупателями (клиентами) — физическими лицами (с учетом исключения, указанного в п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) посредством подачи поручений (распоряжений) кредитному учреждению о переводе денежных средств в пользу организации (ИП). В этом случае организация (ИП) направляет кассовый чек на указанные покупателем до момента оплаты абонентский номер либо адрес электронной почты (далее — данные покупателя), кроме случаев, когда у организации (индивидуального предпринимателя) отсутствует возможность получения указанных данных покупателя. При этом организацией (индивидуальным предпринимателем) должны быть приняты все меры для получения данных покупателя. Одной из таких мер может являться достижение договоренности с кредитным учреждением о запросе данных покупателя при подаче покупателем (клиентом) распоряжения кредитному учреждению.
По нашему мнению, внесение покупателем (клиентом) наличных денежных средств в кассу банка с передачей банку платежного поручения на перечисление денежных средств продавцу не равнозначно расчету наличными деньгами, осуществляемому между продавцом и покупателем. В рассматриваемой ситуации наличные денежные средства принимает не продавец, а банк, расчет же производится в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на банковский счет продавца. Не используются в этом случае и электронные средства платежа, поскольку покупатель обращается в банк лично, а не составляет распоряжение о переводе денежных средств с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
При таких обстоятельствах у продавца нет обязанности применять ККТ при получении оплаты от покупателя. К аналогичному выводу можно прийти и в отношении такого способа оплаты, как перевод с банковского счета физического лица путем личного обращения в обслуживающий физическое лицо банк.
*(4) Следует отметить, что в целях устранения неопределенности относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей применять ККТ в зависимости от ряда способов оплаты товаров (работ, услуг) Госдумой принят в первом чтении проект федерального закона N 344028-7, согласно которому под расчетами понимается, в частности, прием или выплата денежных средств в наличной и безналичной формах за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.
При этом данным проектом предполагается, что при осуществлении расчетов в безналичной форме, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом (кроме случаев, установленных законопроектом), кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего после дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя, но не позднее момента передачи товара, момента начала выполнения работы или оказания услуги (письмо Минфина России от 12.04.2018 N 03-01-15/24309).

Смотрите еще:

  • Документы на страховку вкладов Как получить страховую выплату по вкладу при отзыве лицензии у банка За 2018 год, по состоянию на 5 июня, государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" уже зафиксировано 25 страховых случаев, влекущих выплаты по […]
  • Коллектор впускной w204 ARK-SERVICE › Блог › Проблема впускного коллектора двигателей mercedes m272 m273, и способы лечения. На пробегах от 60-100 тысяч километров у автомобилей Мерседес появляется проблема с впускным коллектором, характерна она для таких […]
  • Как оформит загранпаспорт в новосибирске Отделения Управления по вопросам миграции Новосибирской области оформляющие загранпаспорта старого образца Управление МВД по вопросам миграции НСО : - 630015 г. Новосибирск, Проспект Дзержинского, 12/2 т/факс приемной – (8-383) […]
  • Закон рф о музеях Законодательство РФ Конституция Российской Федерации, Глава 2. Права и свободы человека и гражданина, статья 44 =>> Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и […]
  • Глесной суд Глесной суд Городской суд города Лесного Свердловской области Уважаемые посетители сайта! Обращения граждан предусматривают ответы на вопросы, связанные с организацией работы суда. В соответствии с Рекомендациями Кабинета министров […]
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в сочи Региональное Законодательство Сочи Типы документов Распоряжение администрации Хостинского внутригородского района г. Сочи от 08.10.2014 N 337-р "О внесении изменений в распоряжение главы администрации Хостинского района города Сочи […]
  • По какому каналу показывают час суда Ребрендинг дня: Новый РЕН ТВ Телеканал изменил айдентику, позиционирование и целевую аудиторию С понедельника, 16 февраля зрители увидят телеканал РЕН ТВ в новом фирменном стиле, с новым логотипом, позиционированием и новым слоганом […]
  • Приказ 21022012 62 Приказ Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 21 февраля 2012 г. N 62 г. Москва "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности" Зарегистрирован в Минюсте РФ 28 марта 2012 […]