Основные правила эксплуатации насосов

Пуск, остановка и эксплуатация центробежных насосов.

Перед пуском центробежных насосов всасывающий трубопровод и внутреннюю полость корпуса насоса следует залить перекачиваемой жидкостью. Существует несколько способов заливки центробежных насосов: из напорного трубопровода, путем отсасывания воздуха вакуум-насосом или струйным насосом* (эжектором). Заливка насоса из напорного трубопровода (рис. 2.29, а) возможна при наличии на всасывающей линии приемного клапана. Заливку необходимо продолжать до тех пор, пока из воздушного крана насоса не польется вода. Заливку насоса путем отсасывания воздуха струйным насосом (см. рис. 2.29, б) или вакуум-насосом (см. рис. 2.29, в) применяют, как правило, на крупных или автоматизированных насосных станциях. Обычно используют один или два вакуум-насоса для заливки всех насосов данной станции. Для этого устанавливают общий циркуляционный бачок и сеть воздушных всасывающих линий, идущих к каждому насосу.
Расчетную производительность вакуум-насоса QP.B, м 3 /мин, для предварительных подсчетов определяют, исходя из максимально допустимого времени заливки насоса, имеющего самый длинный всасывающий трубопровод.

где Wтp и Wn — объем воздуха соответственно во всасывающем трубопроводе и насосе, м 3 ; Hi — высота столба жидкости, соответствующая барометрическому давлению (для воды обычно Hi≈10 м); Нг.в — геометрическая высота всасыва-ния, м; Т — время, требуемое для создания необходимого разрежения, мин (для пожарных насосов T≤2 мин); kB — коэффициент запаса, принимаемый в зависимости от длины всасывающего трубопровода равным 1,05—1,15.

При заливке насосов, перекачивающих загрязненную жидкость, необходимо, кроме того, предусматривать приспособления, предотвращающие попадание загрязнений в вакуум-насос.

Заливка насосов путем отсасывания воздуха эжектором осуще- ствима при достаточно высоком давлении в напорном трубопрово- де. Эжектор присоединяют к верхней части корпуса насоса (см. рис. 2.29,6). Перед пуском эжектора задвижку на напорном трубопроводе закрывают, а насос включают тогда, когда эжектор начинает откачивать вместо’ воздуха перекачиваемую жидкость. В некоторых случаях на насосных станциях, оборудованных крупными насосами, для питания эжекторов специально устанавливают вихревой или центробежно-вихревой насос.
Перед пуском залитого тем или иным способом насоса нужно открыть кран у манометра и включить электродвигатель. При этом задвижка на напорном трубопроводе должна быть закрыта. После того, как насос разовьет требуемую частоту вращения, а манометр покажет соответствующее давление, следует открыть кран вакуумметра и краны на трубах, подводящих воду к сальникам. Если подшипники насоса охлаждаются водой, то необходимо открыть и краны на трубах, подводящих воду к подшипникам, и только после этого можно открыть задвижку на напорном трубопроводе. Следует отметить, что в тех случаях, когда это не приводит к опасным перегрузкам электродвигателя, запуск насоса допустим и при открытой задвижке на напорном трубопроводе.


Рис. 2.29. Схемы заливки центробежных насосов
1-приемный клапан; 2 — обводная линия с краном; 3 — приемная воронка: 4 — струйный насос; 5 — вакуум-насос; 6—циркуляционный бак

www.nasosinfo.ru

Эксплуатация насосов и насосных станций нефтебаз

Насосные агрегаты должны эксплуатироваться в строгом соответствии с производственными инструкциями.

Перед пуском насосов необходимо:

■ убедиться, что вал насоса совместно с валом электродвигателя легко проворачивается;

■ проверить наличие смазки в масляных ваннах подшипников, сальниках и других трущихся деталях;

■ произвести заливку насоса (самотеком, либо с помощью вакуум-насоса).

При пуске насосов необходимо соблюдать следующую последовательность операций:

■ включить насосы системы смазки, систему охлаждения, а затем электродвигатель;

■ после нескольких минут работы проконтролировать показания амперметра и температуру подшипников;

■ медленно открыть задвижку на напорном трубопроводе до достижения рабочего режима.

Во время работы насосной установки контролируют:

■ температуру и давление на линиях всасывания и нагнетания;

■ температуру и давление в системе смазки;

■ перепад давления на масляных фильтрах;

При остановке насоса выполняют следующие операции:

■ медленно закрывают задвижку на напорном трубопроводе;

■ закрывают задвижку на всасывающем трубопроводе;

■ выключают системы смазки и охлаждения.

Аварийная остановка насосного агрегата осуществляется:

■ при появлении посторонних шумов и стуков;

■ при внезапном прекращении подачи электроэнергии;

■ при повышенных утечках нефтепродукта на работающем агрегате;

■ при появлении дыма из подшипников, уплотнений, сальников в разделительной стене;

■ при сильной вибрации насосного агрегата, перегрева подшипников, пожаре и повышенной загазованности;

■ во всех случаях, создающих угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала.

После аварийной остановки насосного агрегата необходимо выяснить причину неисправностей и до ее устранения не возобновлять работу насоса.

В процессе эксплуатации насосных агрегатов, наблюдается коррозионный износ их внутренней поверхности, возможно образование трещин и других дефектов.

Контроль технического состояния насосных агрегатов проводят по утвержденному графику в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей.

Толщину стенки корпуса насосов определяют, как правило, с помощью ультразвуковой дефектоскопии.

Характерные неисправности в работе центробежных насосов и способы их устранения

Насос заметно снижает подачу

Понижение напряжения в сети

Проход во всасывающем трубопроводе недостаточен вследствие:

— засорения приемного клапана, сетки, всасывающих труб, фильтров и др.;

— засорения полости насоса осевого сдвига колес, перекрытия прохода в улитку или в направляющий аппарат центробежного насоса:

— случайного перекрытия всасывающей задвижки;

— замерзания всасывающих труб или внутренней полости насоса;

— уменьшения частоты вращения;

— просачивания воздуха во всасывающую трубу или в корпус насоса через сальник Увеличение сопротивления в напорном трубопроводе вследствие:

неполного открытия задвижек;

— засорения трубопровода или замерзания в нем жидкости;

— увеличения высоты всасывания;

— засорения полостей рабочих колес;механических повреждений (износ уплотняющих колец, повреждение рабочих колец

По возможности повысить напряжение в сети. Увеличить частоту вращения двигателя (при постоянном токе регулировкой реостата)

Прочистить и отремонтировать.

Проверить двигатель и устранить неисправности. Проверить трубопровод и устранить неплотности, подтянуть или заменить набивки сальников

Проверить открытие всех задвижек.

Проверить чистоту фильтра и всасывающей трубы.

Разобрать насос и прочистить полости рабочих колес.

Сменить неисправные детали

Подсос воздуха через неплотности всасывающего трубопровода или корпуса насоса.

Неравномерный износ вала в месте прохода его через сальник.

Разъедание всасывающей крышки и поступление жидкости из нагнетательной полости во всасывающую

Сменить прокладки, подтянуть фланцевые соединения, заменить сальниковые набивки или затянуть сальники.

Обточить вал и заменить сальник, заменить вал. Срочно сменить или отремонтировать крышку

Электронасос расходует чрезмерно много электроэнергии

Срабатывание разгрузочной пяты, трение лопастных колес об уплотнительные кольца. Перекачиваемая жидкость содержит много механических примесей.

Происходит засорение внутренней полости насоса и трущихся частей

Установить новые кольца на разгрузочную пяту

Проточить вал и подшипники Установить фильтры

После пуска насос не засасывает жидкость (нет подачи).

После пуска насос не засасывает жидкость (нег подачи)

Недостаточно тщательно произведена заливка всасывающей линии и корпуса насоса перед пуском центробежного насоса.

Имеется неплотность в приемном клапане. Имеются неплотности во всасывающем трубопроводе или сальниках насоса.

Неправильное направление вращения колес или недостаточная частота вращения.

Напор выше расчетного.

Велика высота всасывания.

Наличие воздуха или газа в корпусе насоса.

Закупорка трубки гидравлического уплотнения сальника.

Засорение сетки фильтра

Остановить насос и повторно запить всасывающую линию и корпус насоса.

Проверить клапаны, устранить неплотности. Осмотреть трубопровод и сальники, устранить неплотности.

Проверить правильность вращения двигателя.

Проверить расчеты, осмотреть напорный трубопровод.

Проверить по вакуумметру и осмотреть всасывающий трубопровод.

Открыть продувной краник, выпустить газ или воздух и снова залить корпус насоса. Осмотреть и прочистить трубку.

Осмотреть и прочистить фильтр

Насос, работавший нормально, перестает

Обнажился приемный клапан, и во всасывающую трубу попал воздух

Переключить насос на работу из другого резервуара

Насос не развивает полного напора

Сильное изнашивание лопастных колес и уплотнительных колец

Заменить уплотнительные кольца и отремонтировать насос

Насос не развивает полного напора

Сильное изнашивание лопастных колес и уплотнительных колец

Заменить уплотнительные кольца и отремонтировать насос

Нагрев корпуса насоса

Насос длительное время (1—2 ч) работал при закрытой задвижке

Остановить насос, залить его и снова включить

Нагрев сальников насоса

Сальниковые буксы сильно затянуты, и сальник имеет перекос

Отпустить гайки сальника, если требуется заменить набивку

Нагрев гидравлической пяты

Кран на трубке, отводящей жидкость из коробки пяты, закрыт или засорена сама трубка

Открыть кран, отрегулировать спуск жидкости, прочистить трубки

Недостаточное количество смазки в подшипниках. Смазка вытекает из подшипников

Спустить грязную смазку, промыть подшипник керосином и залить чистой смазкой.

Добавить смазку по маслоуказателю.

Насос плохо всасывает жидкость

Смазочные кольца не вращаются вследствие заедания или выбегания кольца из гнезд.

Засорение сетки всасывающего клапана или частичное обледенение клапана.

Условия всасывания не обеспечивают нормальной работы (большие потери на трение, высокая упругость паров нефтепродуктов).

Плохая герметизация всасывающей линии. Случайное прикрытие или неисправность всасывающей задвижки

Устранить неисправности, проверить и, если требуется, сменить смазку.

Изменить высоту установки насоса, заменить частично или полностью всасывающую трубу.

Открыть полностью задвижку или отремонтировать ее

Если применить методы неразрушающего контроля нет возможности» то для определения толщины стенки в местах износа выполняют контрольные засверловки сверлом диаметром 1,5-2 мм.

Состояние вкладышей подшипников скольжения определяют после их тщательной промывки. На рабочей поверхности вкладышей не должно быть трещин, а ее износ не должен превышать 11 мм. Не допускается наличие раковин и выкрашивание более чем 25% поверхности подшипника.

Подшипники качения подлежат замене при выявлении хотя бы одного из следующих дефектов: трещин или выкрашивания металла на поверхностях качения, изменения цвета от возможного перегрева в любом месте подшипника, появления чешуйчатых отслоений, повреждений сепаратора» препятствующих качению.

Рабочие колеса подвержены интенсивному износу действием трения, эрозии, кавитационного разрушения и других факторов. В первую очередь изнашиваются лопатки рабочих колес, щелевые уплотнения, посадочные поверхности под вал. Трещины появляются, как правило, на лопатках и дисках рабочих колес. Рабочие колеса с трещинами, сквозными раковинами, износом внутренних поверхностей к дальнейшей эксплуатации не допускаются. После выполнения ремонтных работ (заварка трещин и раковин) рабочие колеса перед посадкой на вал статически балансируют и контролируют неперпендикулярноеть рабочих торцов ступицы, которая не должна превышать 0,02 мм.

При их подготовке к пуску необходимо:

■ произвести внешний осмотр насоса на наличие видимых дефектов;

■ проверить наличие масла в системе смазки и при необходимости долить его;

■ проверить состояние сальниковых уплотнений и в случае износа сменить набивку;

■ открыть задвижки на всасывающем и нагнетательном трубопроводах;

■ проверить отсутствие заедания предохранительного клапана;

■ у насосов с паровым приводом открыть вентиль на паровыпускной трубе и краны, используемые для продувки паровых цилиндров.

Пуск поршневых насосов производится в следующей последовательности:

■ включают систему смазки;

■ запускают двигатель насоса.

Во время работы насоса контролируют показания измерительных приборов, работу системы смазки, плотность сальниковых и иных уплотнений, запас воздуха в воздушных колпаках.

Для остановки приводных насосов выключают привод, а прямодействующих — закрывают впускной вентиль для пара. После остановки закрывают задвижки на линиях всасывания и нагнетания, а также выключают систему смазки.

У прямодействующих насосов закрывают паровыпускной вентиль и открывают продувочные краны.

В заключение производят осмотр насоса и устраняют выявленные неисправности.

Характерные неисправности в работе поршневых насосов и способы их устранения

ros-pipe.ru

Правила эксплуатации и обслуживания шестеренных насосов НШ

Эксплуатация насоса НШ

В качестве рабочей жидкости для насосов третьего исполнения должны применяться:
— летом — моторное масло М-10В2
— зимой — моторные масла М-8Г1. М-8Г2,
для насосов четвертого исполнения — моторные масла М-8В2, М-8Г2, М-8Г2, М-8В2,
гидравлическое масло МГЕ-46В, индустриальные масла И-30А, И-40А, И-50А.(Только для насосов четвёртого исполнения)

Интервал температур рабочей жидкости в рабочем диапазоне от 0 до +80°С. При этом номинальная вязкость рабочей жидкости должна быть 30. 70 мм2/с, а минимальная «15 мм2/с. При эксплуатации насоса при отрицательных температурах наружного воздуха рабочая жидкость должна быть прогрета до состояния текучести. Текучесть определяется по образованию и отделению капель рабочей жидкости от мерного щупа, вынутого из масляного бака.

Запрещается:
-эксплуатировать насос при температурах и вязкостях, превышающих указанные в требованиях к рабочей жидкости;
-использовать бывшее в употреблении масло без предварительной проверки его на соответствие требованиям стандартов и технических условий;
-эксплуатировать насос при наличии в рабочей жидкости воды, дизельного топлива и механических примесей выше установленной нормы.

Техническое обслуживание насосов НШ

Ежедневно перед началом и по окончании работы производите внешний осмотр насоса. Следите, чтобы не было утечек в местах соединения гидролиний и присоединения их к насосу, в местах стыка деталей насоса между собой и насоса с фланцем привода. Проверяйте надежность крепления насоса с фланцем привода и крышки с корпусом насоса

Производите замену масла в гидравлической системе и очищайте фильтры по графику технического ухода за машиной. Первую очистку фильтров производите после обкатки, проверки и регулировки гидравлической системы.

Условия транспортирования, хранения, погрузки и выгрузки должны обеспечивать сохранность качества и товарного вида законсервированного насоса. Хранить насос следует в закрытом помещении, в котором не должны находиться вещества, вызывающие коррозию. Срок хранения законсервированного насоса не более 6 месяцев со дня изготовления заводом.

Гарантии изготовителя

Изготовитель гарантирует соответствие насосов требованиям настоящей инструкции при работе на минеральных маслах, и соблюдении потребителем условий эксплуатации, транспортирования и хранения.

Гарантийный срок эксплуатации 6 месяцев со дня ввода в эксплуатацию. При этом наработка насоса не должна превышать 300 000 циклов или 1000 часов.

В случае поломки или обнаружения неисправностей в насосах в пределах гарантийного срока при надлежащем хранении и соблюдении правил эксплуатации, потребитель немедленно сообщает заводу-изготовителю насоса характер дефекта, наименование насоса, заводской номер и завод-изготовитель машины, на которой эксплуатировался насос, режим работы насоса, количество часов или дней работы машины.

www.agrovodcom.ru

Эксплуатация насосных станций и насосных агрегатов

Общие положения

Каждый насосный агрегат, а также агрегат вспомогательного оборудования должен иметь порядковый станционный номер, нанесенный на его корпус белой краской, и металлическую табличку с указанием завода-изготовителя, заводского номера и основных технических данных.

Центробежные насосы должны иметь рабочие характеристики, снятые на стенде завода-изготовителя и периодически (не реже одного раза в 2 года) уточняемые путем испытания насоса в производственных условиях. В случае параллельной или последовательной работы насосов на станции должны быть указаны характеристики их совместной работы, полученные на основе данных испытаний.

На видном месте на насосной станции вывешиваются схемы электропитания оборудования станции и расположения агрегатов с указанием коммуникационных трубопроводов и установленной на них арматуры. Подводка всасывающих труб к насосам должна обеспечивать свободное удаление воздуха из них. Установка приемных клапанов на конце всасывающих линий насосов применяется лишь при диаметре линий не более 200-250 мм у насосов I подъема, забирающих воду из чистого отделения водоприемного колодца.

В остальных случаях у водопроводных насосов на конце всасывающей линии предусматривается открытая воронка. Установка приемных клапанов у фекальных насосов не допускается. В случае, если вода подводится к насосу под давлением или насосы имеют общие всасывающие линии, у всасывающего патрубка каждого насоса устанавливается задвижка. В зависимости от величины избыточного давления (отрицательного, положительного или переменного) на расстоянии двух диаметров от входного патрубка к трубопроводу присоединяются вакуумметр, манометр или мановакуумметр с трехходовым краном. К напорному трубопроводу на расстоянии двух диаметров от выходного патрубка насоса присоединяется манометр с трехходовым краном. За выходным патрубком насоса устанавливается обратный клапан и задвижка.

Согласно указанию СНиП, на канализационных насосных станциях при давлении в напорном трубопроводе не более 0,3 МПа установка обратного клапана у насоса не требуется. Однако для упрощения пуска насосов, особенно на автоматизированных насосных установках, при давлении ниже 0,3 МПа обратный клапан у насосов большей частью ставится. Задвижки всех диаметров, включенные в схему автоматизированного или дистанционного управления работой агрегатов насосной станции, а также все задвижки диаметром 400 мм и более должны иметь электрический или, в частных случаях, гидравлический привод. Открытые вращающиеся части насосных агрегатов, создающие угрозу травматизма для обслуживающего персонала при эксплуатации оборудования, должны быть ограждены кожухами, а подшипники насосов защищены от попадания в них грязи и воды. Установка и эксплуатация грузоподъемных устройств осуществляются в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Пуск насосов и их остановка

В распоряжении обслуживающего персонала должны быть технические правила пуска, эксплуатации, остановки и снятия характеристик насосов. Перед эксплуатацией насосной станции следует в первую очередь проверить возможность пуска насосов при открытой напорной задвижке на получающуюся при этом перегрузку электродвигателей насосов и возникающий в сети гидравлический удар.

В случае невозможности пуска насосов автоматизированных установок с открытой задвижкой в схеме пуска следует предусмотреть операции по ее открытию после пуска насоса и закрытию до его остановки. Остановка насоса должна осуществляться только после закрытия напорной задвижки насоса. Задвижка на всасывающем трубопроводе насоса (при ее наличии) при пуске его, эксплуатации и остановке должна быть полностью открыта.

При подготовке к пуску лопастного насоса с электроприводом неавтоматизированной насосной установки необходимо предварительно проверить:
— наличие в подшипниках насоса достаточного количества смазочного материала, а при кольцевой смазке подшипников — также положение смазочных колец на валу насоса;
— набивку и затяжку сальников насоса (вал насоса должен легко проворачиваться вручную); если вал насоса не проворачивается вручную, то затяжку крышек сальников следует несколько ослабить;
— состояние муфтового соединения двигателя с насосом и защитного ограждения у соединительной муфты;
— соединение пускового устройства: при асинхронных электродвигателях с фазовым ротором необходимо проверить чистоту контактных колец, исправность рычага для поднятия и опускания щеток, убедиться, включен ли пусковой реостат в обмотку ротора двигателя. После выполнения указанных операций, если насос не поставлен «под залив», его заполняют перемещаемой жидкостью одним из следующих способов:
— если насос имеет на конце всасывающей линии приемный клапан, то его непосредственно заполняют перемещаемой жидкостью через обводной трубопровод, в обход обратного клапана, из запасного резервуара, объем которого определяется из условия возможности произвести двукратную заливку насоса, или из какой-либо другой водопроводной системы, в которой постоянно имеется вода;
— на водопроводных насосных станциях часто насосы заполняют водой посредством создания во внутренней их полости разрежения, для чего используются эжекторы или водокольцевые вакуум-насосы типа ВВН или РМК, КВН.

Воздуховод, по которому отсасывается воздух, присоединяется к наивысшей точке корпуса насоса с установкой вентиля для отключения воздухопровода по окончании заливки насоса. После вентиля устанавливается «глазок» — стеклянная вставка в обойме для наблюдения за процессом заливки. При заполнении всасывающего трубопровода и насоса путем создания вакуума с помощью водокольцевого вакуум-насоса во избежание нагрева воды в последнем и для пополнения ее убыли вакуум-установка снабжается специальным циркуляционным резервуаром.

Если заливочный насос перемещает загрязненную жидкость, то дополнительно устанавливается предохранительный резервуар, предотвращающий попадание в вакуум-насос загрязнений, которые могут повлечь за собой его преждевременный износ.

Последовательность пуска насоса вручную при заполнении его водой путем создания разрежения с помощью вакуум-насоса следующая:
— отключается с помощью трехходового крана манометр во избежание деформирования его полой спирали;
— если вода для гидравлического уплотнения сальников подается от постороннего источника, то открывается вентиль на трубопроводе, подводящем воду к сальникам;
— открывается вентиль на воздухопроводе и включается в действие электродвигатель вакуум-насоса;
— после появления воды в «глазке» воздухопровод и вакуум-установка с помощью вентиля отключаются от насоса;
— включается электродвигатель насоса;
— после приобретения агрегатом нормального числа оборотов включается манометр и проверяется давление, создаваемое насосом; если насос обеспечивает давление ниже нормального, то электродвигатель останавливается, и процесс пуска повторяется;
— если манометр показывает, что насос создает нормальное давление, то его включают в обслуживаемую сеть, открывая задвижку (если насос был включен в действие при закрытой задвижке на его напорном патрубке);
— выключается электродвигатель вакуум-насоса.

При наличии в вакуум-установке предохранительного резервуара вода, поступившая во время заливки насоса в резервуар, спускается в канализацию. При непосредственной заливке насоса перемещаемой жидкостью (через обводной трубопровод и т. д.) внутренняя полость насоса и всасывающий трубопровод оказываются под избыточным давлением, имеющимся в источнике водопитания. В данном случае до начала заливки необходимо с помощью трехходового крана отключить вакуумметр во избежание деформирования его полой спирали и, следовательно, порчи прибора.

При пуске насосов и их остановке с пульта управления из диспетчерской на полностью автоматизированных насосных станциях периодическая проверка неисправности насосных агрегатов и их готовности к пуску производится дежурными работниками соответствующего цеха или группы. Пуск и остановка насосов этих станций осуществляются приборами автоматизированного управления по соответственно разработанной программе. При остановке агрегата насосной станции любого класса надежности действия независимо от вида управления работой агрегата (ручного или автоматизированного) необходимо предварительно закрыть задвижку на запорном патрубке насоса и лишь тогда выключить электродвигатель насоса. Затем следует прекратить подачу воды к сальникам насоса, если она осуществляется от постороннего источника водопитания. В случае остановки насоса на длительный срок необходимо освободить его от заполняющей жидкости и произвести консервацию в соответствии с указаниями, имеющимися в инструкции завода-изготовителя по эксплуатации насосов.

Эксплуатация насосных агрегатов

Эксплуатация насосных агрегатов и вспомогательного оборудования должна производиться по специальным инструкциям, разработанным для данной станции. При эксплуатации насосных агрегатов должна вестись суточная ведомость, в которую надлежит заносить сведения о времени пуска и остановки агрегата, перебивке сальников, температуре масла и смене его в подшипниках, работе вспомогательного оборудования и т. д.

На насосных станциях с постоянно присутствующим обслуживающим персоналом в суточную ведомость через определенные промежутки времени, не превышающие 1 ч, заносятся, также показания всех, измерительных приборов: вакуумметра, манометра, амперметра, ваттметра, счетчика электрической энергии и водомера. Перед первым пуском насоса после установки или консервации необходимо удалить из подшипников имеющуюся там смазку (путем промывки их бензином) и заменить ее свежей.

В течение первого месяца работы насоса эту операцию рекомендуется повторить 2-3 раза. Замену смазки с промывкой подшипников следует производить через каждые 1000 ч работы насоса. Надо помнить, что слишком обильная смазка ведет к нагреву подшипников, температура которых не должна превышать 70 °С. Не допускается включение насоса в работу без воды, а также длительная работа его (более 3 мин) при закрытой задвижке на напорном патрубке насоса, так как это может привести к выходу насоса из строя.

Запрещается также регулировать подачу насоса во время его эксплуатации задвижкой, установленной на всасывающем трубопроводе; задвижка во время работы насоса должна быть полностью открыта. Насосный агрегат должен работать плавно, без вибраций и ненормального шума.

При работе насосных агрегатов следует внимательно следить за работой сальников. В качестве набивки сальников следует употреблять мягкую, упругую, пропитанную салом хлопчатобумажную плетенку; применение пеньковой набивки не рекомендуется. Срезы отдельных колец сальниковой набивки надо устанавливать под углом 90° друг к другу. Подтягивание сальников (как всасывающего с гидравлическим уплотнением, так и напорного) следует производить так, чтобы вода просачивалась из них редкими каплями.

В процессе эксплуатации с целью предотвращения перегрева электродвигателей необходимо следить за показаниями амперметра или ваттметра, а также за степенью нагрева его корпуса. Эксплуатация насосного агрегата воспрещается:
— при ненормальной вибрации вала;
— при температуре подшипников выше допустимой;
— при появлении явно слышимого металлического звука, отличающегося от кавитационного шума;
— при неисправности отдельных деталей агрегата, могущих вызвать поломку или аварию.

Канализационные насосы следует останавливать для чистки, как только их подача снизится по сравнению с нормальной на 5-8 %. После каждой остановки канализационный насос должен быть очищен от засорений. Резервные насосные агрегаты на станции необходимо опробовать не реже 1 раза в 10 дней. Работу насосных агрегатов с одинаковой рабочей характеристикой следует постоянно чередовать. Характерные виды неполадок в работе центробежных насосов и возможные причины их возникновения приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные неполадки в работе насосных агрегатов

www.agrovodcom.ru

Основные правила эксплуатации насосов

1. НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ

1.1 Насосы и агрегаты центробежные одноступенчатые типа К предназначены для подачи воды, а также чистых неагрессивных жидкостей сходных с водой по вязкости с водородным показателем (рН) от 6 до 8,5, температурой до 105 о С.
1.2 Агрегат состоит из насоса и электродвигателя, соединённых упругой муфтой и установленных на общей фундаментной раме.
1.3 Насосы, входящие в агрегат, изготавливаются по материалу проточной части из серого чугуна.
1.4 Агрегаты изготавливаются в климатическом исполнении УХЛ, категории размещения 4 по ГОСТ 15150.
1.5 По заказу потребителя агрегаты изготавливаются с одним из вариантов уменьшенного по внешнему диаметру рабочего колеса.
1.6 Агрегаты комплектуются электродвигателями АИР и др. в общепромышленном исполнении, исполнения по монтажу IМ1081, IМ1001 по ГОСТ 2479 (возможно применение монтажного исполнения IM2081, IM2001).
Номинальный режим работы двигателей S1 по ГОСТ 183. По заказу потребителей допускается комплектовать агрегат двигателями других режимов работы по ГОСТ 183.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

2.1 Технические характеристики агрегатов указаны в табл.1.
2.2 Агрегаты должны эксплуатироваться в интервале подач рабочей части характеристики указанных в приложении А.
2.3 Габаритные размеры и масса агрегатов указанных на рисунках в приложении Б. Размеры насосных частей указаны в приложении В.
2.4 Эксплуатация агрегата в режимах, отличных от рабочей части характеристики не допускается.
2.5 Смазка подшипников производится маслом заливаемым в кронштейн насоса до появления его в контрольном отверстии, расположенном на боковой стороне кронштена.

3. УСТРОИСТВО НАСОСНОГО АГРЕГАТА

3.1 Горизонтальный одноступенчатый электронасосный агрегат типа К состоит из насоса и двигателя, установленных на общей фундаментной плите. Валы насоса и двигателя соединены между собой упругой муфтой. На рис. 1 дан общий вид насосов К.
3.2 Подшипники насосов смазываются в маслом заливаемым в кронштейн.
3.3 Уплотнение вала обеспечивается сальниковой набивкой или торцовым уплотнением.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1 Электронасосные агрегаты (насосы) должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.2.003.
4.2 На видном месте насоса стрелкой, окрашенной в красный цвет, должно быть обозначено направление вращения вала.
4.3 Муфта соединяющая валы насоса и электродвигателя, должна иметь защитное ограждение, окрашенное в красный цвет.
4.4 Запрещается поднимать электронасосный агрегат за рым-болт электродвигателя или за вал насоса. Электронасосный агрегат следует поднимать только согласно схеме строповки, которая указана на габаритном чертеже (приложение А).
4.5 При работе агрегата все вращающиеся части агрегата должны быть ограждены.
4.6 Работа электронасосного агрегата без запорной арматуры на линиях всасывания и нагнетания не допускается.
4.7 При эксплуатации агрегат должен быть заземлён. Заземление — по ГОСТ 12.1.030, ПУЭ (Глава 1.7).
4.8 Пуск агрегата без предварительного заполнения его перекачиваемой жидкостью не допускается.
4.9 Детали агрегата работающие под давлением, должны подвергаться испытаниям на прочность, плотность материала и герметичность соединений. Пробное давление должно быть не менее Р=1,5 Рр (где Рр — рабочее давление).
4.10 Пуск насоса должен осуществляться при закрытой задвижке на нагнетании. Время работы насоса при закрытой задвижке не должно превышать 1,5 минуты.
4.11 Необходимо регулярно контролировать утечку перекачиваемой жидкости через уплотнение. В случае обнаружения утечек, более допустимых, немедленно остановить насосный агрегат и устранить неисправность.
4.12 На рабочих местах в производственных помещениях при эксплуатации электронасосных агрегатов должны быть, при необходимости, предусмотрены меры по снижению шума и вибрации в соответствии с ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.012 и ГОСТ 12.4.051.
4.13 К монтажу и эксплуатации электронасосных агрегатов должны допускаться только квалифицированные механики и слесаря, знающие конструкцию агрегатов и обладающие опытом по обслуживанию, ремонту и проверке эксплуатируемых агрегатов, а также сдавшие экзамен на право монтажа и обслуживания данного оборудования.

5. ПОДГОТОВКА ИЗДЕЛИЯ К РАБОТЕ

5.1 После доставки электронасосного агрегата на место монтажа следует убедиться в комплектности агрегата, сохранности гарантийных пломб.
Изделие необходимо тщательно осмотреть, чтобы убедиться в отсутствии повреждений, полученных при транспортировании и хранении.
5.2 Место установки агрегата должно удовлетворять следующим требованиям:
а) необходимо обеспечить свободное простанство к насосу для его обслуживания во время эксплуатации;
б) всасывающий и напорный трубопроводы должны быть закреплены на отдельных опорах. Передача нагрузок от трубопроводов на фланцы насосов не допускается;
в) для обеспечения безкавитационной работы насоса всасывающий трубопровод должен быть, по возможности, коротким и прямым;
г) на напорном трубопроводе должен быть установлен обратный клапан и запорная арматура. Обратный клапан должен быть установлен между запорной арматурой и насосом;
д) на всасывании и нагнетании насоса должны быть установлены приборы, обеспечивающие измерение давления перекачиваемой жидкости;
е) к узлу уплотнения вала должен быть выполнен подвод жидкости. Для отвода утечек из насоса должен быть проложен дренажный трубопровод. На линии подвода затворной жидкости должен быть установлен прибор для измерения давления и вентиль (до прибора, если смотреть в направлении течения жидкости);
ж) на напорном трубопроводе перед запорной арматурой установить вентиль для удаления воздуха.
5.3 Расконсервация проточной части насоса обязательна только в том случае, если недопустимо попадание консервационного состава в перекачиваемую жидкость, и проводится промывкой полости насоса бензином или уайт-спиритом. В остальных случаях расконсервация насоса не обязательна.
5.4 Агрегат следует установить на фундамент, обеспечив горизонтальность установки, и, после застывания раствора, произвести обязательную затяжку фундаментных болтов.
5.5 К агрегату подсоедините всасывающий и напорный трубопроводы. Допускаемая непараллельность фланцев не более 0,15 мм на длине 100 мм. Запрещается устранять перекос фланцев затяжкой болтов или установкой косых прокладок.
5.6 Смонтированные системы испытайте на герметичность и прочность пробным давлением по ГОСТ 356.
5.7 Проверить центровку насосного агрегата (при необходимости отцентровать), несоосность не должна превышать 0,08 мм для частоты вращения вала 750 — 1500 об/мин и 0,06 мм для частоты вращения 1500 — 2900 об/мин. Точность центровки проверить прикладыванием поверочной линейки к наружным диаметрам муфты в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
5.8 Подключите систему электропитания и пробным пуском проверьте направление вращения. Направление вращения насоса указано стрелкой на корпусе.
5.9 В цепи питания приводного двигателя должна быть выполнена защита от перегрузок.
5.10 Проверьте действие запорной арматуры трубопроводов и кранов приборов. Исходное положение запорной арматуры и кранов перед пуском — закрытое.
5.12 Пуск насоса, работающего под заливом, производится в следующем порядке:
а) подать затворную жидкость в уплотнение, отрегулировать её подачу и давление;
б) открыть запорную арматуру на всасывании и заполнить насос перекачиваемой жидкостью, удалив из него воздух через вентиль, установленный на напорном трубопроводе;
в) включить двигатель в работу;
г) открыть манометр на напорном трубопроводе;
д) после создания насосом напора постепенно открыть запорную арматуру на напорном трубопроводе и установить заданный режим работы.
ВНИМАНИЕ: РАБОТА ПРИ ЗАКРЫТОЙ АРМАТУРЕ БОЛЕЕ 2-х МИНУТ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

5.13 Пуск насоса, работающего с разрежением на всасывании:
а) подать затворную жидкость в уплотнение, отрегулировать её подачу и давление;
б) открыть задвижку на всасывании, залить насос и всасывающий трубопровод перекачиваемой жидкостью через штуцер, установленный на трубопроводе непосредственно за насосом.
На всасывающем трубопроводе при этом должен быть установлен обратный клапан. Последующие операции производить в соответствии с пунктами »в», »г», »д» раздела 6.12.
5.14 Остановка насоса:
а) плавно закрыть запорную арматуру на напорном трубопроводе;
б) выключить электродвигатель;
в) закрыть запорную арматуру на всасывании;
г) при длительной остановке слить перекачиваемую жидкость из корпуса насоса;
д) при длительной остановке прекратить подачу затворной жидкости.

6. ПОРЯДОК РАБОТЫ

6.1 Осуществите пуск насоса согласно п.п. 6.13 и 6.14 и, задвижкой на напорном трубопроводе, установите рабочий режим.
6.2 Во время работы необходимо следить за показаниями приборов, за подачей затворной жидкости, а также за нагревом подшипников и за уровнем смазки. Резкие колебания стрелок приборов, а также шум и вибрация характеризуют ненормальную работу насосов. В этом случае остановите насос и устраните неисправности.
6.3 По окончании работы остановите насос согласно п.6.14. При кратковременных перерывах не прекращайте подачу затворной жидкости в уплотнение насоса.

7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

7.1 Предусматриваются следующие виды технического обслуживания:
— повседневное, периодическое (не реже 1 раза в 3 месяца).
7.2 В процессе эксплуатации по мере необходимости следует производить замену быстроизнашивающиеся деталей.
7.3 После выработки установленного ресурса произвести капитальный ремонт насоса.

Характерные неисправности и методы их устранения.

Наименование неисправности, проявление, признаки

electronpo.ru

Смотрите еще:

  • Как получить ходатайство Как написать ходатайство для получения квоты на РВП? Необходимо написать ходатайство от главы факультета в УФМС с целью выделения квоты на РВП иностранной студентке. Как оформить и есть ли шаблон для данного вида ходатайства? 18 […]
  • Ликвидация ип выплаты ЗАКРЫТИЕ ИП, а я в декрете ДОБРЫЙ ВЕЧЕР! Подскажите, пожалуйста, я нахожусь в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, работаю у ИП в магазине, продавцом. ДЕКРЕТНЫЕ ВЫПЛАТИЛИ, ДЕТСКИЕ ДО 1,5 ЛЕТ ТОЖЕ. СЕЙЧАС В ПОЛОЖЕНИИ, роды […]
  • Правила и нормативы в гостинице Правила и нормативы в гостинице Новый стандарт устанавливает требования к средствам размещения от 5 до 50 номеров. Таким образом, теперь четко определяется, отели какого размера мы можем относить к категории «малые средства […]
  • Выдача судебного приказа госпошлина Госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2018 Нужна госпошлина в суд? Калькулятор госпошлины 2018 года: Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы! Размер государственной пошлины: 1. Подача искового заявления Имущественного […]
  • Java тм разрешение Почему не работает Java и как его включить в браузере? Многие пользователи интернет зачастую сталкиваются с тем, что на сайтах не работает выпадающее меню, не проигрываются видеоролики, ничего не происходит при нажатии на кнопки и […]
  • Монополия определение в законе § 3. Естественная и государственная монополии 3 ст. 7 Закона естественных монополиях). Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 54 Последующий контроль […]
  • Пособие для раннего развития Идеи развивающих пособий для малыша Многие молодые родители, особенно в наше время, задумываются о том, как развить ребенка с самого раннего возраста. И это очень правильно, ведь то, что вы заложите в ребенке с самого начала, поможет […]
  • Приказ 462 минобрнауки от 14062013 Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 “Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией” В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 […]