Об опеке и попечительстве в тамбовской области

Содержание статьи:

Об опеке и попечительстве в тамбовской области

Прокуратурой Умётского района проведена проверка исполнения законодательства в деятельности органов опеки и попечительства в части профилактики социального сиротства, принятия мер по сохранности закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилья, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

В соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.

К полномочиям органов опеки и попечительства относится выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.

Согласно принятому Правительством РФ Постановлению №423 от 18.05.2009 года «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», орган опеки и попечительства через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средствах массовой информации доводит до граждан сведения о возможности стать опекунами, порядке установления опеки (попечительства) и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), а также ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами.

На территории Уметского района органом опеки и попечительства является отдел образования администрации данного муниципального образования, который вопреки требованиям названного законодательства через официальный сайт в сети «Интернет» по адресу: «tambumet.68edu.ru» не информирует граждан о возможности стать опекунами, порядке установления опеки (попечительства) и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация). Не используется для этих целей и районная газета «Голос хлебороба».

Кроме того, в ряде личных дел несовершеннолетних, находящихся под опекой, попечительством, отсутствовали отчёты опекунов (попечителей), а также составляемые сотрудниками отдела образования администрации района опись документов, находящихся в личных делах несовершеннолетних подопечных.

Прокуратурой главе района внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства об опеке и попечительстве.

Закон Тамбовской области от 10 мая 2011 г. N 2-З «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области» (принят Тамбовской областной Думой 29 апреля 2011 г.)

Закон Тамбовской области от 10 мая 2011 г. N 2-З «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области» (принят Тамбовской областной Думой 29 апреля 2011 г.)

Статья 1. Общие положения

1. Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с реализацией государственных полномочий Тамбовской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Тамбовской области, а также устанавливает размер вознаграждения патронатным воспитателям и приемным родителям, меры государственной социальной поддержки при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку и попечительство (в том числе по договорам о патронатном воспитании или договорам о приемной семье).

2. Правовую основу организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан в Тамбовской области составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также настоящий Закон, иные законы и нормативные правовые акты Тамбовской области, регулирующие вопросы, связанные с организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству.

3. Понятия, установленные в настоящем Законе, используются, применяются и реализуются в значениях, определяемых Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», другими федеральными законами.

Статья 2. Система органов опеки и попечительства Тамбовской области

1. В целях реализации государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Тамбовской области действует система органов опеки и попечительства.

2. В систему органов опеки и попечительства входят:

1) органы исполнительной власти Тамбовской области, уполномоченные на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, определяемые постановлением администрации Тамбовской области. Структура органов исполнительной власти Тамбовской области в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству (далее — органы опеки и попечительства) определяется главой администрации Тамбовской области;

2) органы местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также при наделении их законами Тамбовской области отдельными государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

3. Образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае заключения договоров с органом опеки и попечительства осуществляют деятельность, направленную на обеспечение прав и свобод несовершеннолетних граждан, в том числе на обеспечение профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, всесторонней поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей, а также на обеспечение эффективной работы органов опеки и попечительства в Тамбовской области.

Статья 3. Задачи органов опеки и попечительства

Задачами органов опеки и попечительства являются:

1) государственная защита прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, на территории Тамбовской области;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которых проживают несовершеннолетние граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом несовершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

5) создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;

Орган опеки

Чем мы можем помочь

Отдел по охране и защите прав детства управления народного образования администрации г. Мичуринска осуществляет:

  1. Прием граждан, желающих принять ребенка в семью:
  • консультации по формам семейного устройства;
  • консультативная помощь в оформлении документов;
  • постановка на учет кандидатов в замещающие родители (усыновители, опекуны, приемные родители);
  • оказание содействия в подборе ребенка для передачи на воспитание в семью;
  • помощь в организации независимой медицинской экспертизы детей, передаваемых на воспитание в семьи;
  • подготовка пакета документов для обращения в суд по усыновлению ребенка, выявленного на территории г. Мичуринска.
  1. Прием граждан по вопросам защиты прав несовершеннолетних:
  • изменение фамилии, имени;
  • определение места жительства, порядка общения с родителями, проживающими раздельно;
  • определение порядка общения с родственниками;
  • отчуждение имущества, принадлежащего несовершеннолетним;
  • усыновление отчимом, мачехой;
  • снятие денежных средств со счетов несовершеннолетних;
  • профилактика социального сиротства.
  1. Учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
  • регистрация детей в отделе ЗАГС;
  • функционирование первичного банка данных о детях;
  • передача сведений о детях в региональный банк данных;
  • организация работы по установлению правового статуса несовершеннолетних;
  • устройство детей в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • обеспечение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на устройство в семью.
  1. Учет лиц, желающих принять на воспитание ребенка в семью:
  • информирование населения о формах семейного устройства, в том числе через СМИ;
  • выдача заключения о возможности быть опекуном, попечителем, приемным родителем;
  • организация работы по подготовке граждан, желающих принять ребенка в свою семью.
  1. Сопровождение граждан, принявших детей на воспитание в свои семьи:
  • контроль за условиями проживания, содержания, воспитания, обучения ребенка, переданного на воспитание в семьи опекунов, попечителей, приемных родителей, усыновителей;
  • организация работы по оказанию профессиональной консультативной, юридической, психологической, медицинской помощи детям, преданным на воспитание в семьи;
  • назначение выплат на детей, переданных на воспитание в семьи.

6. Защита личных и имущественных прав несовершеннолетних, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей.

Направления деятельности

Отдел по охране и защите прав детства управления народного образования администрации г. Мичуринска осуществляет полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории г.Мичуринска.

Основные направления деятельности отдела по охране и защите прав детства управления народного образования администрации города:

· Выявление и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

· Исполнение функций опекуна, попечителя несовершеннолетних до устройства детей в семью либо в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и в случаях, установленных законодательством.

· Реализация единой государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, детей, нуждающихся в помощи государства, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

· Профилактика социального сиротства.

· Обеспечение приоритета семейных форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

· Защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

· Осуществление контроля за условиями содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.

· Разрешение спорных вопросов между родителями, лицами, их заменяющими, родственниками о воспитании детей, общении с ними.

Для подготовки и сопровождения семей, принимающих детей на воспитание, создана на базе ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок» Служба по устройству детей в замещающую семью.

Основные направления деятельности Службы сопровождения:

· реабилитация ребенка, работа с его негативным психотравматическим опытом через создание реабилитационного пространства в центре, использование «переходных объектов» для восстановления и развития чувств привязанности, интеграции в замещающую семью;

· сопровождение процесса социализации воспитанников, интеграции их в социум, включая постинтернатное сопровождение;

· последующее сопровождение замещающих семей;

· организация и поддержка взаимоотношений между воспитанником и его биологической семьей, если это не противоречит интересам ребенка.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

На территории г. Мичуринска функционируют:

Тамбовское областное государственное учреждение для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок»

393763 Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Автозаводская, д.8-а

Телефон: 8(475-45) 2-20-80, 2-20-88

Факс: 8(475-45) 2-20-80

Тамбовское областное государственное казенное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям «Семейный родник»

Тамбовская область, г. Мичуринск, микрорайон Кочетовка, ул. Орловская, д.2

Телефон и факс: 8(475-45) 3-45-93

Сотрудники, контакты

Отдел по охране и защите прав детства управления народного образования администрации г. Мичуринска

393761 Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Советская, д. 256

Телефон: 8 (475-45) 5-45-93 5-61-06 Факс: 8 (475-45) 5-12-65

Начальник: Силантьева Светлана Станиславовна

Ведущие специалисты: Тавил-Оглы Ольга Викторовна, Тарасова Светлана Анатольевна, Исаева Наталья Александровна.

Об опеке и попечительстве в тамбовской области

от 10 мая 2011 года N 2-З

Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Тамбовской области

Принят
Постановлением
Тамбовской областной Думы
от 29 апреля 2011 г.
N 29

Статья 1. Общие положения

Статья 1. Общие положения

1. Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с реализацией государственных полномочий Тамбовской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Тамбовской области, а также устанавливает размер вознаграждения патронатным воспитателям и приемным родителям, меры государственной социальной поддержки при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку и попечительство (в том числе по договорам о патронатном воспитании или договорам о приемной семье).

2. Правовую основу организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан в Тамбовской области составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также настоящий Закон, иные законы и нормативные правовые акты Тамбовской области, регулирующие вопросы, связанные с организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству.

3. Понятия, установленные в настоящем Законе, используются, применяются и реализуются в значениях, определяемых Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», другими федеральными законами.

Статья 2. Система органов опеки и попечительства Тамбовской области

1. В целях реализации государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Тамбовской области действует система органов опеки и попечительства.

2. В систему органов опеки и попечительства входят:

1) органы исполнительной власти Тамбовской области, уполномоченные на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, определяемые постановлением администрации Тамбовской области. Структура органов исполнительной власти Тамбовской области в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству (далее — органы опеки и попечительства) определяется главой администрации Тамбовской области;

2) органы местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также при наделении их законами Тамбовской области отдельными государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

3. Образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае заключения договоров с органом опеки и попечительства осуществляют деятельность, направленную на обеспечение прав и свобод несовершеннолетних граждан, в том числе на обеспечение профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, всесторонней поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей, а также на обеспечение эффективной работы органов опеки и попечительства в Тамбовской области.

Статья 3. Задачи органов опеки и попечительства

Задачами органов опеки и попечительства являются:

1) государственная защита прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, на территории Тамбовской области;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которых проживают несовершеннолетние граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом несовершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

5) создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;

6) обеспечение гарантий имущественных прав подопечных, в том числе недопущение совершения сделок, ухудшающих их имущественное положение.

Статья 4. Полномочия органов опеки и попечительства

1. Органы опеки и попечительства:

1) проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, в том числе организуют комплексное правовое, педагогическое, социально-психологическое и медицинское сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

2) организуют и проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;

3) осуществляют деятельность по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;

4) осуществляют функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

5) осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью;

6) исполняют обязанности опекуна или попечителя несовершеннолетних в порядке и в случаях, установленных законодательством;

7) обеспечивают временное устройство несовершеннолетнего гражданина до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство либо в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

8) выдают заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое), дают согласие об увеличении срока временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина на срок до трех месяцев;

9) осуществляют подбор, учет и подготовку граждан, изъявивших желание и способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством формах;

10) осуществляют устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку и попечительство, а при отсутствии такой возможности — в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе готовят документы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;

11) принимают акты о назначении опекуна или попечителя;

12) заключают договоры о патронатном воспитании и договоры о приемной семье;

13) оказывают содействие опекунам и попечителям в организации медицинского наблюдения, оздоровительного отдыха и трудоустройства подопечных;

14) отстраняют опекуна или попечителя от исполнения обязанностей опекуна и попечителя в случаях ненадлежащего их выполнения, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, а также при выявлении фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом;

15) в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, в том числе представляют в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения);

16) ведут учет усыновленных (удочеренных) детей, а также детей, в отношении которых установлена опека или попечительство, в том числе по договорам о патронатном воспитании или договорам о приемной семье;

17) представляют законные интересы детей, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

18) дают в установленном порядке и случаях согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц из образовательной организации;

19) при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка производят немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится на основании соответствующего акта в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;

20) дают согласие на установление отцовства в случаях, установленных законодательством;

21) дают согласие при рассмотрении органами местного самоуправления заявлений о разрешении на вступление в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, при отсутствии заявления родителей (родителя) или лиц, их заменяющих, либо при наличии разногласий между ними и желающими вступить в брак;

22) решают вопросы об изменении фамилии и имени несовершеннолетнего;

23) принимают решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

24) выдают разрешения опекунам и попечителям, управляющим имуществом несовершеннолетних, на расходование доходов подопечного, в том числе доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;

25) выдают разрешения на совершение сделок с имуществом подопечных;

26) выдают разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам и попечителям ребенка (детей);

27) подготавливают материалы о назначении ежемесячного пособия на содержание подопечного;

28) дают согласие на снятие с регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства;

29) выдают разрешения на раздельное проживание попечителей и их подопечных;

30) подготавливают материалы, касающиеся обращения в суды с заявлениями о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным, об отмене усыновления, об отобрании ребенка, если лицо, отстраненное от обязанностей по опеке или попечительству, отказывается передать ребенка органу опеки и попечительства, и в других случаях в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

31) обращаются в суды с заявлениями о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным, об отмене усыновления, об отобрании ребенка, если лицо, отстраненное от обязанностей по опеке или попечительству, отказывается передать ребенка органу опеки и попечительства, и в других случаях в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

32) участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей, в том числе проводят обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представляют суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора;

33) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены несовершеннолетние, в том числе проводят проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, составляют акты по итогам проверок, в том числе по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области;

34) рассматривают обращения, заявления и жалобы по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;

35) запрашивают информацию от других органов, организаций и учреждений с целью осуществления деятельности по опеке и попечительству;

36) принимают участие в подготовке нормативных правовых актов по вопросам опеки и попечительства;

36.1) подготавливают документы, дающие право на признание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в жилых помещениях;

36.2) устанавливают факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;

36.3) осуществляют контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений;

36.4) заключают договоры доверительного управления имуществом подопечных;

36.5) дают согласие на заключение трудовых договоров с несовершеннолетними, достигшими 14-летнего возраста, в случаях, установленных федеральным законодательством;

36.6) выдают разрешения на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в случаях, установленных федеральным законодательством;

37) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами Тамбовской области.

2. Конкретный перечень функций органов опеки и попечительства определяется в положениях о них, утверждаемых постановлением администрации области.

3. Законом Тамбовской области органы местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области могут наделяться отдельными государственными полномочиями Тамбовской области по решению вопросов, указанных в части 1 настоящей статьи (за исключением пунктов 4, 5, 11, 12, 31 и 36), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Статья 5. Безвозмездная и возмездная опека и попечительство

1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются опекуном и попечителем безвозмездно, то есть без выплаты вознаграждения, за исключением случаев передачи ребенка (детей) по договорам о патронатном воспитании или договорам о приемной семье.

2. Передача ребенка (детей) под безвозмездную опеку (попечительство) осуществляется близким родственникам (бабушкам, дедушкам, родным братьям и сестрам). Иным родственникам, а также лицам, не связанным родством с ребенком (детьми), передача ребенка (детей) под безвозмездную опеку (попечительство) осуществляется при их желании принять ребенка под опеку (попечительство) безвозмездно.

3. Ребенок (дети) может быть передан для воспитания гражданам по договору о патронатном воспитании или договору о приемной семье в случае, если невозможно передать ребенка (детей) под безвозмездную опеку (попечительство).

Статья 6. Передача ребенка (детей) по договору о патронатном воспитании

1. Патронатное воспитание — форма опеки (попечительства), при которой дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на воспитание в семью патронатных воспитателей (патронатного воспитателя) на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя и договора о патронатном воспитании.

2. Договор о патронатном воспитании заключается по заявлению лица (лиц), имеющего заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.

3. Правила создания патронатной семьи, правила осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в патронатной семье определяются постановлением администрации Тамбовской области.

Статья 7. Меры государственной социальной поддержки при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку и попечительство, в том числе по договору о патронатном воспитании или договору о приемной семье

1. На ребенка (детей), переданного под опеку (попечительство), в том числе по договору о патронатном воспитании и договору о приемной семье, распространяются гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленные законодательством.

2. На содержание ребенка опекуну (попечителю), в том числе по договорам о патронатном воспитании и договорам о приемной семье, ежемесячно выплачивается пособие на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, лекарственных препаратов, игр, игрушек, книг, на осуществление бесплатного проезда на городском, пригородном, в сельской местности — внутрирайонном транспорте (кроме такси), в следующих размерах:

на ребенка в возрасте до трех лет — 6800 рублей;

на ребенка в возрасте от трех до семи лет — 6935 рублей;

на ребенка в возрасте от семи до восемнадцати лет — 7150 рублей.

Размер ежемесячного пособия на содержание ребенка (детей), переданных под опеку или попечительство, в том числе по договору о патронатном воспитании и (или) договору о приемной семье, подлежит индексации. Размер индексации определяется законом Тамбовской области о бюджете Тамбовской области на очередной финансовый год и плановый период.

3. Приемным родителям (приемному родителю), патронатным воспитателям (патронатному воспитателю), воспитывающим детей в возрасте до трех лет, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих хронические заболевания, производится выплата ежемесячного пособия в размере 450 рублей на каждого ребенка на основании заключения областной психолого-медико-педагогической консультации (комиссии).

Требования о необходимости предоставления заключения областной психолого-медико-педагогической консультации (комиссии) не распространяются на детей до трех лет.

Опекунам (попечителям), приемным родителям (приемному родителю), патронатным воспитателям (патронатному воспитателю), воспитывающим детей-инвалидов, производится выплата ежемесячного пособия в размере 1500 рублей на каждого ребенка на основании справки медико-социальной экспертизы установленного образца.

4. На осуществление расходов по текущему ремонту жилья, приобретению мебели, оплате коммунальных и прочих услуг выделяется ежемесячное пособие в размере 3255 рублей на каждого воспитанника в приемной и патронатной семье.

Размер ежемесячного пособия подлежит индексации. Размер индексации определяется законом Тамбовской области о бюджете Тамбовской области на очередной финансовый год и на плановый период.

5. Информация о предоставлении мер государственной социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статья 8. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на содержание ребенка (детей), переданных под опеку или попечительство

1. Назначение ежемесячных пособий на содержание ребенка (детей), перечисленных в статье 7 настоящего Закона, производится опекунам и попечителям на переданных под опеку или попечительство, в том числе под предварительную опеку или попечительство, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители которых не известны или не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи с:

лишением или ограничением их родительских прав;

признанием в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно дееспособными или объявлением их в установленном порядке умершими;

заболеванием, препятствующим выполнению ими родительских обязанностей;

отбыванием наказания в исправительных учреждениях или содержанием под стражей в период следствия;

розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, отсутствием сведений об их месте нахождения, оформленным в установленном порядке;

отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

2. Назначение ежемесячного пособия на содержание ребенка (детей) осуществляется на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо акта о назначении ежемесячного пособия в случае, если основания для назначения ежемесячного пособия возникли позже принятия акта о назначении опекуна или попечителя.

3. Выплата ежемесячного пособия на содержание ребенка (детей) производится опекуну или попечителю со дня принятия решения о назначении ежемесячного пособия с возмещением расходов опекуну (попечителю) за период со дня возникновения оснований на их получение.

4. В случаях возникновения оснований для назначения ежемесячного пособия на содержание ребенка (детей) после установления опеки или попечительства опекун или попечитель обращается с письменным заявлением о назначении ежемесячного пособия в орган опеки и попечительства, на учете в котором состоит подопечный.

В случае наличия в органе опеки и попечительства информации о возникновении оснований для назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка (детей), переданных под опеку или попечительство, орган опеки и попечительства в течение 5 дней извещает о таких обстоятельствах опекуна или попечителя.

5. Орган опеки и попечительства в 15-дневный срок со дня обращения опекуна или попечителя устанавливает обоснованность его просьбы и принимает решение о назначении ежемесячного пособия на содержание ребенка (детей).

6. Решение органа опеки и попечительства об отказе в назначении ежемесячного пособия на содержание ребенка (детей) может быть обжаловано опекуном или попечителем в суде.

7. Ежемесячное пособие на содержание ребенка (детей) выплачивается опекуну или попечителю ежемесячно в полном размере органом опеки и попечительства не позднее 15 числа следующего месяца или с согласия опекуна или попечителя в этот же срок путем перевода ежемесячного пособия через отделение федеральной почтовой связи или перечисления его на счет, открытый в кредитной организации.

8. Ежемесячное пособие опекуну или попечителю на ребенка, находящегося под опекой или попечительством, назначается и выплачивается до достижения подопечным 18-летнего возраста, включая месяц его рождения, за исключением тех случаев, которые могут повлечь за собой досрочное прекращение его выплаты.

9. Ежемесячное пособие на обучающегося подопечного в возрасте от 16 до 18 лет выплачивается при предоставлении попечителем справки из образовательной организации. Справка представляется два раза в учебный год — с 1 по 15 октября и с 1 по 15 марта.

10. Для выплаты ежемесячного пособия на подопечных детей в возрасте от 16 до 18 лет, не обучающихся и не трудоустроенных по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения), в связи с отсутствием рабочих мест или при наличии иных оснований, лишающих впервые ищущих работу возможности ее получить, ежеквартально представляет в орган опеки и попечительства соответствующие документы, подтверждающие наличие этих оснований.

11. Не выплачивается ежемесячное пособие на тех подопечных, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам.

Не назначается и не выплачивается ежемесячное пособие на подопечных детей, которые находятся на полном государственном обеспечении.

12. Выплата ежемесячного пособия на подопечных детей опекуну или попечителю прекращается по следующим основаниям:

достижение ребенком совершеннолетия;

устройство подопечного на полное государственное обеспечение в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

усыновление (удочерение) ребенка;

объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

признание ребенка в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявление его в установленном порядке умершим;

освобождение, отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей;

смерть опекуна (попечителя).

13. Прекращение выплаты ежемесячного пособия производится на основании акта органа опеки и попечительства о прекращении выплаты ежемесячного пособия, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли обстоятельства, влекущие за собой прекращение выплаты ежемесячного пособия.

О прекращении выплаты ежемесячного пособия опекун или попечитель письменно в двухнедельный срок со дня принятия соответствующего акта извещается органом опеки и попечительства.

14. Ежемесячное пособие, не полученное опекуном и (или) попечителем, приемным родителем и (или) патронатным воспитателем по вине органа опеки и попечительства, выплачивается за весь прошедший период.

Излишне (неправомерно) выплаченное и полученное ежемесячное пособие взыскивается с опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя, если переплата произошла в результате злоупотребления со стороны получателя. Взыскание излишне выплаченного ежемесячного пособия производится на основании решения суда.

15. При перемене места жительства опекуна или попечителя выплата ежемесячного пособия на подопечного производится опекуну или попечителю органом опеки и попечительства по новому месту жительства по получении личного дела подопечного и его регистрации.

16. Право патронатных воспитателей (патронатного воспитателя) на получение денежных средств на содержание ребенка (детей), переданных под опеку и попечительство по договорам о патронатном воспитании, а также право на вознаграждение возникает с момента заключения договора о патронатном воспитании.

Выплата ежемесячного пособия на содержание ребенка (детей), переданных под опеку и попечительство по договорам о патронатном воспитании, а также вознаграждения осуществляется в соответствии с договором о патронатном воспитании.

Статья 9. Ежемесячное вознаграждение, причитающееся приемным родителям (приемному родителю)

1. Размер ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого приемным родителям (приемному родителю) за воспитание приемных детей, зависит от количества переданных на воспитание детей, рассчитывается в соответствии с настоящим Законом и устанавливается в договоре о приемной семье.

2. За воспитание одного (первого) приемного ребенка каждому приемному родителю устанавливается ежемесячное вознаграждение в размере 2550 рублей.

При отсутствии второго родителя ежемесячное вознаграждение за воспитание одного (первого) приемного ребенка выплачивается в размере 5100 рублей.

За воспитание ребенка-инвалида каждому приемному родителю устанавливается доплата к ежемесячному вознаграждению в размере 2500 рублей. При отсутствии второго родителя доплата к ежемесячному вознаграждению за воспитание ребенка-инвалида выплачивается в размере 5000 рублей.

3. Размер ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого за воспитание второго и каждого последующего приемного ребенка, составляет 500 рублей к ежемесячному вознаграждению за воспитание одного (первого) приемного ребенка каждому приемному родителю.

При отсутствии второго родителя размер ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого за воспитание второго и каждого последующего приемного ребенка, составляет 1000 рублей к ежемесячному вознаграждению за воспитание одного (первого) приемного ребенка.

4. В случае длительного отсутствия приемных родителей (приемного родителя) по уважительным причинам (стационарное лечение в медицинской организации, санаторно-курортное лечение и тому подобное) лицам (лицу), заменяющим их в этот период, производится выплата предусмотренного настоящей статьей ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемным родителям (приемному родителю).

Ежемесячное вознаграждение длительно отсутствующему приемному родителю сохраняется.

Статья 10. Ежемесячное вознаграждение, причитающееся патронатным воспитателям (патронатному воспитателю)

1. Размер ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого патронатным воспитателям (патронатному воспитателю) за воспитание детей, зависит от количества переданных на патронатное воспитание детей, рассчитывается в соответствии с настоящим Законом и устанавливается в договоре о патронатном воспитании.

2. За воспитание одного (первого) ребенка, переданного на патронатное воспитание, каждому патронатному воспитателю устанавливается ежемесячное вознаграждение в размере 1275 рублей.

При отсутствии второго воспитателя ежемесячное вознаграждение за воспитание одного (первого) ребенка, переданного на патронатное воспитание, выплачивается в размере 2550 рублей.

За воспитание ребенка-инвалида каждому патронатному воспитателю устанавливается доплата к ежемесячному вознаграждению в размере 2500 рублей. При отсутствии второго воспитателя доплата к ежемесячному вознаграждению за воспитание ребенка-инвалида выплачивается в размере 5000 рублей.

3. Размер ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого за воспитание второго и каждого последующего ребенка, составляет 425 рублей к ежемесячному вознаграждению за воспитание одного (первого) ребенка, переданного на патронатное воспитание, каждому патронатному воспитателю.

При отсутствии второго воспитателя размер ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого за воспитание второго и каждого последующего ребенка, составляет 850 рублей к ежемесячному вознаграждению за воспитание одного (первого) ребенка, переданного на патронатное воспитание.

4. В случае длительного отсутствия патронатных воспитателей (патронатного воспитателя) по уважительным причинам (стационарное лечение в медицинской организации, санаторно-курортное лечение и тому подобное) лицам (лицу), заменяющим их в этот период, производится выплата предусмотренного настоящей статьей ежемесячного вознаграждения, причитающегося патронатным воспитателям (патронатному воспитателю).

Статья 10.1. Единовременная выплата за воспитание ребенка-инвалида в приемной или патронатной семье

Приемным родителям (приемному родителю), патронатным воспитателям (патронатному воспитателю), воспитывающим ребенка-инвалида, производится единовременная выплата в размере 25000 рублей через 2 года со дня заключения договора о приемной семье, договора о патронатном воспитании.

Статья 11. Финансовое обеспечение расходов по осуществлению полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству

1. Финансовое обеспечение расходов по осуществлению полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Тамбовской области, установленных настоящим Законом, выплаты вознаграждения приемным родителям и патронатным воспитателям, обеспечения мер государственной социальной поддержки при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку и попечительство (в том числе по договорам о патронатном воспитании, приемной семье), обеспечения продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение детей при временной передаче их в семьи граждан на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое, является расходным обязательством Тамбовской области.

2. При наличии у гражданина права на получение мер государственной социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом или иным нормативным правовым актом Тамбовской области, по различным основаниям, ему предоставляются меры государственной социальной поддержки по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые меры государственной социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору.

Статья 12. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства области

1. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства области осуществляется администрацией Тамбовской области и Уполномоченным по правам ребенка в Тамбовской области в части защиты прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области законом Тамбовской области отдельными государственными полномочиями, указанными в статье 4 настоящего Закона, в законе Тамбовской области о наделении полномочий определяются порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением переданных полномочий, а также органы, осуществляющие указанный контроль.

Статья 13. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

2. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронатном воспитании), заключенные до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договора могут быть переоформлены в соответствии с действующим законодательством.

Статья 14. Признание утратившими силу отдельных законов Тамбовской области

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Тамбовской области от 25 июня 1997 года N 125-З «Об опеке и попечительстве в Тамбовской области» (газета «Тамбовская жизнь», 1997, 12 августа);

Смотрите еще:

  • Вакансии в кемерово юрист Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Кемерово и соседних городах Кемерово Юрист — от 15 000 р. Обязанности: ведение исполнительного производства,контроль за своевременным применением принудительных мер судебным приставом- […]
  • Как получить ходатайство Как написать ходатайство для получения квоты на РВП? Необходимо написать ходатайство от главы факультета в УФМС с целью выделения квоты на РВП иностранной студентке. Как оформить и есть ли шаблон для данного вида ходатайства? 18 […]
  • Консультация юриста в ханты-мансийске Консультация юриста в ханты-мансийске Ханты-Мансийск: услуги практикующих юристов (телефоны и адреса) Подробности Категория: Услуги частнопрактикующих юристов юрист услуги контакты КУЛЕБАКИН […]
  • Отзывы о независимой экспертизе после дтп Независимая экспертиза после ДТП Перейти на новый Общий форум Автор: Byrik [Москва] (---.telmos.ru) Дата: давно Господа, подскажите пожалуйста, стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП (я - пострадавший), или положиться на […]
  • Расчет пенсии в мо рф Калькулятор военной пенсии с 1 января 2018 года по новой выслуге лет Расчет пенсии военнослужащих отличается от расчета пенсии обычных работников. Но благодаря калькулятору, приведенному ниже, вы сможете без проблем рассчитать свои […]
  • Общая теория собственности черкасов Черкасов Г.И. Общая теория собственности Скачивание файла Введите число с картинки: Поделись с друзьями! Комментарии Смотрите также Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности Капелюшников Р.И. Экономическая теория […]
  • Заявление от анны седых Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Заявление о продлении срока принятия наследства Исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства В семейном (гражданском) законодательстве определен срок, в течение которого наследники должны формально или фактически вступить в наследство. Этот срок составляет […]