Пути разрешения правовых конфликтов

МЕХАНИЗМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРАВОВЫХ КОНФЛИКТОВ

Под досудебным понимается строго формализованный порядок рассмотрения правового конфликта, который необходимо осуществить, прежде чем обратиться в суд. Такой порядок предусмотрен, например, при нарушении условий транспортных перевозок или почтовой связи. Осуществление медицинской деятельности не предусматривает обязательного досудебного порядка. Это выражается в том, что субъекты правоотношений в сфере охраны здоровья населения по своему усмотрению могут обращаться в суд на любом этапе разбирательства конфликтной ситуации или попытаться решить свои противоречия без участия суда.
Внесудебный механизм в отличие от судебного не имеет строгой регламентации и может быть осуществлен как без участия, гак и с участием третьей стороны. В качестве третьей стороны при разбирательстве правовых конфликтов между ЛПУ и пациентами могут участвовать:

  • органы законодательной власти и депутаты;
  • органы исполнительной власти — от муниципальных органов управления здравоохранением до Президента РФ;
  • органы, выполняющие правоохранительные функции (прокуратура, антимонопольный комитет);
  • уполномоченные по правам человека России и субъектов РФ;
  • администрация ЛПУ (при разборе жалоб на действия врачей).

Большое значение в вопросах защиты прав граждан в сфере охраны здоровья отводится фондам ОМС и СМО, осуществляющим контроль различных аспектов лечебного процесса. Медицинские организации и ЛПУ, заключая договор на предоставление медицинских услуг, принимают ряд обязательств перед страховыми организациями и фондами, которые получают мощные рычаги для обеспечения прав населения, связанных с оказанием качественной медицинской помощи.
Немаловажную роль в разрешении правовых конфликтов играют организации, осуществляющие лицензирование, сертификацию и аттестацию деятельности в сфере охраны здоровья населения. Такие организации способны оказывать существенное влияние на уровень медицинского обслуживания населения и могут принимать достаточно эффективные меры по защите его прав (приостанавливать действие лицензии, направлять заявления в суд об аннулировании лицензии, отказывать в выдаче сертификата).
Особо следует подчеркнуть значение юридических служб, работающих в структурах системы здравоохранения и оказывающих правовую помощь пользователям медицинских услуг на бесплатной основе. Такие службы должны функционировать во всех органах управления здравоохранением как государственного, так и муниципального подчинения, что позволит рассматривать большое количество претензий и споров во внесудебном порядке и направлять значительный поток жалоб пациентов не в суды, а к специалистам по медицинскому праву. Реализация данного подхода способна ослабить претензионное напряжение в отношениях «пациент — ЛПУ», а также принести ощутимый экономический эффект.
По мнению ряда авторов, большую роль в решении споров, связанных с нарушением прав пациентов при оказании медицинской помощи, могут сыграть третейские

суды.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Кроме того, согласно ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если имеется ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Несмотря на значение всех указанных организаций в вопросах защиты прав населения в сфере охраны здоровья, ключевую роль в данном процессе должны сыграть общественные объединения, к которым относятся:

  • ассоциации по защите прав пациентов;
  • комиссии по вопросам этики в области охраны здоровья граждан;
  • профессиональные медицинские ассоциации, в которые граждане могут обращаться с жалобами на их членов;
  • общества по защите прав потребителей;
  • профсоюзные органы.

Стоит отметить, что несмотря на значительные трудности, указанные организации сумели зарекомендовать себя как полноправные участники правоотношений в сфере охраны здоровья населения. В качестве примера приведем текст заявления, составленного юристами Лиги защитников пациентов.
Руководителю ООО «Ювидент» г-ну Сидорову Ивану Петровичу от Ложкиной Тамары Петровны
Претензия на сумму 12 075 р.
Около 6 мес назад у меня из 6-го правого нижнего зуба выпала пломба, зуб начал беспокоить. Для лечения я обратилась в Вашу клинику. На первичном осмотре врач А.А. Иванова предположила, что скорее всего w6 подлежит удалению, и рекомендовала обратиться в хирургический кабинет ООО «Ювидент». Мне сделали панорамный рентгеновский снимок, по результатам которого было показано удаление зуба. Операция, выполненная хирургом Б. Б. Грызловым, заняла 30 — 40 мин. Удаление, на мой взгляд, проходило достаточно грубо. Дома после прекращения действия анестезии я открыла рот и увидела, что сорвана пломба с соседнего зуба.
Я снова обратилась к А. А. Ивановой, она поставила пломбу, за которую пришлось заплатить 400 р.
Спустя день в лунке удаленного зуба появилось нагноение с наружной стороны, возникла боль, которая в последующие дни стала нарастать. Для облегчения боли я пользовалась аэрозолем «Ингалипт», но уже 14 апреля пришлось принимать сильный анальгетик Пенталгин.
Из-за усилившейся боли 16 апреля я была вынуждена отпроситься с работы на консультацию к Б.Б.Грызлову, который посмотрел на рентгеновский снимок и сказал, что боль не связана с процессом удаления, а возникла из-за гранулемы 5-го зуба. На мой вопрос о причине разрушения пломбы 7-го зуба врач ответил, что «эта пломба плохо держалась». Я поинтересовалась, почему мои жалобы не фиксируются в меди-
цинскую карту. Мне была дана рекомендация полоскать рот травяными настоями и дано направление на физиолечение по месту жительства.
После третьей физиопроцедуры боль уменьшилась, но к вечеру 29 апреля возобновилась, поэтому но совету фармацевта аптеки я купила олегетрин. прием которого вместе с использованием «Ингалипта» позволил снизить мои страдания на время майских праздников. После праздников я обратилась за консультацией непосредственно к Вам. Вы рекомендовали сделать повторный рентгеновский снимок и провести ревизию лунки у хирурга Б.Б.Грызлова. Вы заверили меня в его высокой квалификации и предупредили, что будете лично присутствовать на процедуре.
Вы не пришли к назначенному времени. Б.Б. Грызлов заявил, что нет смысла проводить ревизию лунки. Рентгеновский снимок сделан не был.
Я вынужденно обратилась в стоматологическую клинику «Омдент» 7 мая с жалобой на воспаление десны и боль. Посмотрев рентгеновский снимок, хирург А.В.Москвин удалил оттуда два осколка величиной 0,1 и 1,5 мм и поставил диагноз «очаговый остеомиелит нижней челюсти справа в области отсутствующего зуба». Он провел ревизию лунки 8 мая, в процессе которой были удалены еще два больших осколка зуба и один осколок челюстной кости, а также большое количество гноя. Ревизия продолжалась в течение 40 — 50 мин. Впоследствии высокое качество операции было подтверждено контрольным рентгеновским снимком. Врач назначил наблюдение.
С 9 по 21 мая у меня держалась температура 37,2 — 37,3 С. В.Москвин дал направление на физиолечение, после которого боль прекратилась.
При последнем посещении лечащего врача мне было рекомендовано сделать повторную операцию, чтобы выровнять десну в области поврежденной части челюсти. Подвожу итоги:

  • взятые Вами договорные обязательства по хирургическому удалению 6-го зуба выполнены ненадлежащим образом:
  • врач Б.Б. Грызлов в процессе удаления зуба сорвал пломбу, но не поставил меня в известность и в нарушение ст. 31, 32 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не проинформировал перед операцией о возможных последствиях хирургического вмешательства, тем самым нарушив мое право пациента. Кроме того, хирург должен знать о том, что при удалении возможно неполное изъятие осколков зуба, и с учетом моих жалоб должен был организовать рентген-диагностику;
  • при первичном обращении медицинская документация установленной формы заполнена не была, что является нарушением обязательных для исполнения требований, предъявляемых для лицензионного вида деятельности;
  • я вынуждена была нести материальные убытки для ликвидации последствий ненадлежащего оказания медицинской помощи, а также обращаться в юридическую консультацию но вопросу зашиты прав потребителей;
  • мне причинен моральный вред, заключающийся в физических страданиях из-за зубной боли и страха.

    Кроме того, пришлось неоднократно отпрашиваться с работы и выполнять свои профессиональные обязанности во внерабочее время.

На основании ст. 12—15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предлагаю вам в добровольном порядке:

  • расторгнуть договор и вернуть мне 200 р. за удаление зуба:
  • компенсировать мои убытки на сумму 1 455 р.:
  • установление пломбы 400 р.;
  • приобретение медикаментов: «Ингалипт» — 3 шт. по 43 р., олететрин — 2 шт. по 20 р., Пенталгин — 2 шт. по 43 р.;
  • оплата операции в ООО «Омдент» — 450 р.;
  • оплата консультаций юриста;
  • выплатить стоимость предстоящей операции гингивэктомии в сумме 420 р.;
  • возместить причиненный моральный вред, который я оцениваю в 10 000 р.

Предупреждаю Вас, что за каждый день просрочки исполнения требований свыше 10 дней с момента предъявления вам этой претензии Вы обязаны выплатить в добровольном порядке неустойку в размере 3% цены требований.
В случае отклонения претензии я буду вынуждена обратиться в суд с иском о защите прав потребителя. Суд также своим решением при удовлетворении иска может взыскать с вас штраф в бюджет в размере пены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
Напоминаю Вам также о том, что в адрес ООО «Ювидент» 7 мая 1999 г. уже выставлялась претензия на действия хирурга Б.Б.Грызлова в связи с повреждением у пациента кости челюсти и тройничного нерва.
Ложкина Т. П. 12 июля 2001 г.
Большое число субъектов, участвующих в защите прав населения в сфере охраны здоровья и принадлежащих разным ведомствам и уровням власти, фактически приводит к значительному ослаблению такой деятельности, поэтому следует создать единые координационные советы субъектов РФ по обеспечению, в том числе юридическому, граждан в этом направлении. Данные советы должны работать по принципу «обращения в одно окно», позволяющему человеку получить необходимую защиту, минуя бюрократические препоны государственных и муниципальных организаций.
Остановимся более подробно на роли фондов ОМС и СМО в разбирательстве конфликтов между пациентами и ЛПУ или иными медицинскими организациями. В со — ответствии с Приказом Федерального фонда ОМС от 6 мая 1999 г. № 42 утверждена статистическая форма ведомственной отчетности № ПГ «Организация защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования», согласно которой проводится ежегодный анализ деятельности по защите прав пациентов в системе ОМС. Такая деятельность осуществляется во всех субъектах РФ.
Ежегодно в территориальные фонды ОМС, их филиалы и СМО от граждан поступает от 1,0 до 1,5 млн. обращений по различным аспектам защиты их прав. При этом по сравнению с 1996 г. в 2001 г. число обращений возросло в 40 раз (!). В последние годы их количество продолжает постоянно увеличиваться, что говорит о значительном росте правовой активности населения. Среди общего количества заявлений и жалоб признаются обоснованными лишь 55 — 65%. Этот показатель свидетельствует не столько о беспочвенности претензий, сколько о неспособности населения правильно сформулировать и обосновать свои требования. Данный фактор не только препятствует защите прав граждан в сфере медицинских услуг, но и создает дополнительную нагрузку на систему ОМС, рассматривающую ежегодно 35 — 45% необоснованных жалоб. В структуре обращений наибольшее количество составляют жалобы и заявления по вопросам обеспечения граждан страховыми медицинскими полисами ОМС и выбора ЛПУ в системе ОМС, а также в связи с недостатками в лекарственном обеспечении. Представленные показатели наглядно демонстрируют резервы в повышении качества медицинского обслуживания, поскольку более половины жалоб связано с решением организационных вопросов в деятельности фондов ОМС и СМО.
В настоящее время в субъектах РФ накоплен опыт осуществления практики внесудебной защиты. Из спорных требований, разрешенных во внесудебном порядке, они обычно удовлетворяются в 94 — 98 % случаев, их которых от 6,0 до 7,5 % — с материальным возмещением. Сумма возмещенного ущерба составляет в среднем около 20 млн. р. в год, однако чаще всего не превышает I 000 р. на одно требование. Основными причинами предъявления требований, связанных с материальным возмещением, являются взимание денежных средств за услуги, оказанные в рамках ОМС, и недостатки в лекарственном обеспечении.

Что же считается сутью внесудебного разбирательства? Если попытаться дать более простой и краткий ответ, то она подразумевает попытку или стремление потерпевшей стороны удовлетворить свои требования без привлечения суда. Можно назвать три варианта подобного разрешения конфликта:

  • в административном порядке путем совершения административно-командного действия, например властного предписания, приостановления действия лицензии, наложения штрафа;
  • дисциплинарном порядке путем привлечения медицинского работника к дисциплинарной ответственности;
  • гражданско-правовом порядке путем переговоров сторон о добровольном удовлетво — рении их материальных требований.

Если потерпевшая сторона не удовлетворена ходом внесудебного разбирательства или не желает договариваться с ответчиком без участия суда, она может разрешить конфликт в судебном (процессуальном) порядке.
Право на судебную защиту является одним из ключевых прав, предоставляемых Конституцией РФ. Суды являются последней инстанцией, которая должна разрешить правовой конфликт при отсутствии ожидаемой эффективности от самозащиты прав, а также защиты со стороны административных органов и общественных организаций.
Несмотря на ряд информационных сообщений в средствах массовой информации, связанных с необъективной деятельностью судей в РФ, население продолжает верить в судебную власть как в защитника справедливости и закона. Согласно данным Федерального фонда ОМС на территории РФ в судебном производстве ежегодно находится около 1 000 судебных дел, связанных с оказанием медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. Из них ежегодно рассматривается от 5 до 10 дел в среднем на один субъект РФ. Из всех судебных исков в целом по РФ они обычно удовлетворяются в 60 —65 % случаев. Сумма возмещения ущерба по удовлетворенным судебным искам составляет в среднем около 3,5 млн. р. в год, в основном от 5 000 до 15 000 р. на один иск.
Основными причинами требований, разрешенных в судебном порядке, являются жалобы граждан, связанные с недостатками в лекарственном обеспечении и некачественным предоставлением медицинских услуг, а также взиманием денежных средств за медицинскую помощь, оказанную в рамках ОМС. В связи с этим необходимо указать, что судебное возмещение обычно превышает внесудебное, например, в 2000 г. — в 16,6 раз, а в 2001 г. — в 18,0 раз. Подобное положение дел в значительной степени стимулирует граждан удовлетворять свои требования в судебном порядке.
Таким образом, в РФ существует достаточно сложная и многогранная система защиты прав субъектов правоотношений в сфере охраны здоровья населения. В то же время полноценно защищать свои права может лишь юридически грамотный человек. Каждый участник рассматриваемых отношений должен знать свои права и обязанности, что позволит ему в полной мере воспользоваться преимуществами и избежать недостатков реально существующих правозащитных механизмов.
Контрольные вопросы:

    1. Дайте характеристику механизмов разрешения конфликтов в сфере охраны здоровья граждан РФ.
    2. Кто может участвовать при разбирательстве правовых конфликтов между ЛПУ и пациентами?
    3. Какие организации могут участвовать в защите прав граждан в сфере охраны здоровья?
    4. Какие основные положения необходимо учитывать ЛПУ при рассмотрении тек-
      ста заявления истца в суд?
    5. Какие варианты разрешения конфликтов могут возникать во внесудебном разбирательстве и чем они характеризуются?
    6. Каковы результаты судебных исков по возмещению ущерба, причиненного пациенту в процессе его обращения в ЛПУ?

Вопрос 82. Юридические конфликты. Понятие, причины возникновения, способы разрешения.

Наличие различного рода коллизий и разработка согласительных процедур положили начало формированию нового направления в правовой науке — юридической конфликтологии, которая изучает правовые нормы, принципы, институты под углом зрения их использования для предупреждения и разрешения юридических конфликтов.

Как известно, любое общество богато разнообразными конфликтами, в том числе между не только отдельными индивидами, но и индивидом и государством, индивидом и обществом. Конфликт присущ и самому праву. Так, Коркунов трактовал в свое время право как разграничение интересов. Еллинек отмечал двойственную природу права, которое сочетает сущее и должное. Иеринг также писал о конфликте в праве и готовности отстаивать свои интересы путем борьбы. На современном этапе в разработку теории юридической конфликтологии наибольший вклад внесли Казимирчук, Кудрявцев, Тихомиров.

Чаще всего юридическая конфликтология трактуется как комплексное, межотраслевое, междисциплинарное научное направление правовой мысли. При этом выделяются конфликты, возникающие: (1) на основе противоречий в правовых нормах и актах; (2) вне правовой сферы, но приобретающие впоследствии юридические признаки. Таким образом, предмет юридической конфликтологии носит двойственный характер, т.е. она имеет дело с двумя видами конфликтов, указанных выше.

Различаются юридические конфликты в узком и в широком смыслах. Юридический конфликт в узком смысле представляет собой противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами, возникающее в связи с применением, изменением, нарушением или толкованием права. Юридический конфликт в широком смысле — это социальный конфликт, который завершается юридическим способом, т.е. юридизируется.

Отечественные конфликтологи отмечают, что юридические конфликты не только оказывают отрицательное воздействие, но и имеют созидательный потенциал. Они элемент социальной динамики и не всегда приводят к деструктивным последствиям. Юридическому конфликту присущи две главные функции: (1) информационная: отражение правовой действительности, в том числе ее деформации: недостатки правовой системы, несовершенство законодательства, судебной практики; (2) динамическая: влияние на изменения правовой действительности.

Поскольку юридические конфликты — многофакторное явление, они вызываются разнообразными причинами и условиями. Принято выделять четыре группы факторов, воздействующих на возникновение и развитие юридических конфликтов:

глобальные, т.е. факторы мирового общественного развития, включающие в себя сочетание общих, экологических и иных факторов;

общесоциологические, правовые, социально-экономические., которые определяются характером, типом и особенностями организации данного общества и государства;

локальные, которые зависят от конкретного проявления различных факторов на уровне определенной территории или организации;

синергетические, или случайные, определяемые случайным стечением обстоятельств.

В настоящее время не существует единой типологии юридических конфликтов. Ее возможно осуществлять по разным основаниям: по отраслям права, в которых протекает конфликт; по структуре нормы, относящейся к конфликту; по виду правоприменительного учреждения, участвующего в юридическом конфликте или разрешающего конфликт; по формам реализации права; по характеру конфликтных действий.

Наибольшую научную разработку получила динамика юридического конфликта — его возникновение, развитие и разрешение. Соответственно выделяют три стадии: предконфликтную; конфликтную; постконфликтную.

В каждой из стадий выделяют определенные этапы. Например, в предконфликтной стадии различают два этапа: возникновение конфликтной ситуации; возникновение конфликтного юридического отношения.

Собственно конфликтная ситуация связана с определением структуры юридического конфликта, т.е. появлением прежде всего противоборствующих субъектов — основных участников конфликта. Субъектами могут быть отдельные физические лица и коллективные субъекты — государственные и негосударственные организации. В качестве специфических субъектов выступают государство и муниципальные образования.

В структуре юридического конфликта выделяют также объект, т.е. на что направлено противоборство субъектов. Потенциальными объектами могут быть общественные отношения, подпадающие под правовое регулирование. Но объектами могут выступать и реальные ценности, ресурсы, действия, их результаты.

Выделяют субъективную и объективную стороны юридического конфликта. Субъективная сторона представляет собой внутреннюю, психологическую его часть, в том числе мотивационный процесс в конфликте, который формируется на базе актуальной потребности, интереса, постановки цели, проявления воли субъектов конфликта. Объективная сторона юридического конфликта предполагает различные поведенческие формы противоборства — юридически значимые действия, юридически нейтральные, сочетание тех и других.

Одну из центральных частей юридической конфликтологии составляют управление конфликтами, способы их разрешения, юридические процедуры и механизмы правового разрешения. Инструментарий, используемый по управлению и разрешению юридических конфликтов, достаточно многообразен. Он включает:

локализацию конфликтов с целью их раннего предупреждения и распространения;

перевод конфликтного состояния из деструктивной формы в позитивную;

создание посреднических и арбитражных государственных и общественных органов;

юридизацию неюридических конфликтов;

неформальные способы разрешения конфликтов, в частности переговорный процесс в целях достижения согласия и договоренности, достижение консенсуса, принятие альтернативных решений.

Большую роль в предупреждении и блокировании юридических конфликтов играет их прогнозирование. Под юридическим прогнозированием понимается систематическое, непрерывно ведущееся исследование будущего состояния государственно-правовой действительности и процессов, проводимое специальными научными учреждениями и коллективами. Такого рода прогнозы предполагают установление вероятного возникновения конфликтного юридического отношения. Это позволяет организовать эффективную профилактику юридического конфликта. Особое значение приобретает выявление и устранение крупных экономических, политических, социальных конфликтов, которые дезорганизуют общественную и государственную жизнь.

На юридическом уровне наиболее существенно предупреждение конфликтов.

Среди факторов, способствующих решению этой проблемы, чаще всего называют: (1) совершенствование законодательства; (2) укрепление правопорядка и законности; (3) повышение уважения к закону и праву в целом; (4) повышение престижа правовых ценностей в обществе; (5) развитие общественного, группового и индивидуального правосознания, повышение правовой культуры.

Изучение современного состояния юридической конфликтологии позволяет сделать вывод, что предмет исследования и понятийный аппарат юридической конфликтологии недостаточно разработаны. Здесь требуются фундаментальные исследования, способные разобраться в природе и специфике юридических конфликтов, роли права в их разрешении, проанализировать причины их возникновения и на этой основе овладеть навыками и технологией погашения конфликтов или их смягчения.

§ 6. Разрешение юридического конфликта.

Должен быть поставлен акцент на важности управления конфликтами и их разрешения. В связи с этим представляется неправомерной постановка задачи устранения конфликтов. Управление юридическим конфликтом должно выражаться в осуществлении прямых или косвенных правовых и других форм воздействия на поведение противоборствующих сторон с целью побудить их к необходимой мере контроля над конфликтом и обращению к юридическим средствам его разрешения.

Разрешение конфликта – это то или иное положительное действие (решение) самих субъектов конфликта либо третьей стороны, прекращающее противоборство мирными средствами либо путем разрешения противоречия лежащего в основе конфликта, либо путем согласования интересов противоборствующих сторон, либо путем императивного предписания соответствующего органа. Управляемый конфликт имеет больше шансов на разрешение.

Направлениями управления юридическими конфликтами и их разрешения являются: локализация конфликтов с целью раннего предупреждения их распространения и разрастания; перевод конфликтного поведения индивидов и организаций из деструктивной в позитивно‑функциональную форму; институциализация конфликтов путем создания посреднических и арбитражных государственных и общественных органов, выработки правовых норм их деятельности; разрешение юридических конфликтов в их смешанных и переходных формах с помощью юридических процедур (их юридизация);

регулирование собственно юридических конфликтов с помощью разнообразных способов, в том числе и неюридических.

В технологию разрешения конфликтов входят: методика проведения анализа конфликта, предполагающая анализ ситуации, предшествующей конфликту и предопределившей его; диагностика конфликта и его последствий; методика применения различных способов разрешения конфликтов; указания по выходу из конфликта.

Главная черта юридического разрешения конфликта заключается в его регламентированности правовыми нормами. Конфликт легче разрешить, когда известны правила взаимодействия сторон и возможные последствия рассмотрения проблемы. В состоянии же неопределенности это сделать сложнее. Но иногда чрезмерная формализация действий и отношений конфликтующих сторон, характерная для юридических процедур, начинает препятствовать договоренностям. В таких случаях выгоднее и эффективнее воспользоваться неформальными способами разрешения конфликтов.

Разнообразие содержания юридических конфликтов предполагает использование различных способов их разрешения. В разрешении юридических конфликтов возможны следующие способы: 1) переговоры; 2) посредничество; 3) обращение к арбитру; 4) судебные процедуры. Использовать данные способы следует в указанной последовательности, по мере необходимости. Трудно возобновить переговоры, например, после применения принуждения и силы как юридических средств, прекративших конфликт, но не разрешивших его.

Поскольку формальные способы разрешения конфликтов, а именно, юридические процедуры самым подробным образом исследованы в многочисленных трудах юристов и изучаются отдельными правовыми дисциплинами, уделим внимание только неформальным способам.

Переговоры – это процесс принятия совместного решения двумя или более сторонами. Общая методология переговоров очень полезна на ранних стадиях конфликта. Выделяются следующие стадии переговорного процесса: 1) подготовка к переговорам; 2) процесс их ведения; 3) анализ результатов переговоров и выполнения достигнутых договоренностей.

Предварительно необходимо осуществить специальную подготовку переговоров. Этот вид деятельности предполагает выполнение заданий как организационного, так и содержательного характера:

• достижение соглашения о необходимости переговоров;

• определение места и времени встречи;

• разработку повестки дня (определение приоритетов и порядка их обсуждения);

• согласование, по необходимости, вопросов связанных с переговорами с заинтересованными организациями и ведомствами;

• определение стратегии и тактики переговоров;

• оказание помощи каждой из сторон в осмыслении сложившейся ситуации;

• переформулирование (с учетом правовых актов и нового видения ситуации) требований конфликтующих сторон друг к другу;

• создание атмосферы доверия между участниками переговоров;

• определение целей и задач переговоров;

• разработку предложений и их аргументацию;

• составление необходимых документов и материалов.

Уже одно перечисление этих видов заданий говорит о том, что здесь закладывается фундамент разрешения конфликта. Как видно, некоторые подготовительные работы требуют участия третьей стороны.

Итоговым документом переговоров обычно является договор. Договор – это явно выраженное согласованное волеизъявление двух и более сторон переговоров относительно их взаимных прав и обязанностей. Как правило, договор является юридическим документом, соответствующим нормам международного права или законодательству данного государства, в зависимости от того, касается ли договоренность внешне– или внутриправовых проблем. Договоры могут иметь самые разные наименования: договор, соглашение, пакт, трактат, конвенция, декларация, коммюнике, протокол, заявление и т. п. Твердо установленного значения тех или иных названий нет. Форма избирается по согласию сторон.

В некоторых юридических конфликтах важно с самого начала противоборства привлечь посредника (помощника или консультанта). Его отличие от арбитра состоит в том, что сам посредник ничего не решает, он только организовывает контакты, содействует переговорам сторон, дает консультации. В противоположность арбитрам посредники в основном приглашаются для консультации по самой процедуре решения спора, а не для рассмотрения предмета спора. Посредник выступает в качестве неофициального участника процесса, рекомендации и решения которого не носят обязательного характера для сторон, участвующих в конфликте.

Если путем переговоров и посредничества соглашение между противоборствующими сторонами по спорному вопросу не достигнуто и конфликт не разрешен, то в этом случае можно обратиться к арбитру, третейскому судье. В случае неэффективности попытки несудебного разрешения юридического конфликта, противоборствующим сторонам либо третьей стороне необходимо прибегнуть к судебному производству – наиболее распространенному способу разрешения юридических конфликтов.

Разрешение правовых конфликтов

В результате освоения темы студент должен:

знать

что такое правовой конфликт, уметь отличать его от иных видов социальных конфликтов;

• формы и способы разрешения правовых споров, связанные как с обращением в государственные органы, так и с использованием альтернативных примирительных процедур;

• закрепленные в законах и иных нормативных правовых актах принципы, основания и порядок применения альтернативных способов разрешения споров (медиация, переговоры и др.), их преимущества;

уметь

• выбирать оптимальную форму и способ урегулирования правового спора, оказывать помощь сторонам в решении этого вопроса;

• проводить процедуру по внесудебному разрешению спора;

• применять нормы материального и процессуального права в ходе примирительной процедуры по конкретному делу;

владеть навыками

• выбора наиболее эффективного способа разрешения правового конфликта;

• профессионального юридического анализа конфликта;

• организации и проведения примирительной процедуры по разрешению правового конфликта (переговоры, медиация).

Юридическая конфликтология

Развитие общества, изменение экономических, политических и социальных условий жизни, реализация прав и свобод граждан неизменно ведет к возникновению конфликтов в различных областях. На протяжении всей истории человечества конфликт выступает неизбежным атрибутом общественной жизни и служит развитию общества [1] .

Конфликт понятие сложное и многогранное, поэтому в научной литературе существует множество его определений.

Если обратиться к этимологии слова «конфликт», то этот термин (лат. conflictus – столкновение) толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор» [2] .

Понятие «конфликт» можно истолковать через определение его признаков: для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, что проявляется через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.). Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними.

В. Н. Кудрявцев предложил следующее определение социального конфликта через призму общих признаков: конфликт – это процесс, в котором два или более индивида либо две группы активно ищут возможность помешать друг другу в достижении определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции [3] .

Помимо общих признаков конфликта В. В. Долинская выделяет также признаки, дополняющие и уточняющие это понятие: 1) наличие, как минимум, двух сторон; 2) противоположность интересов и целей сторон; 3) причинение или возможность причинения ущерба одной стороной другой стороне путем достижения своей цели; 4) законность интересов сторон [4] . Юридические конфликты являются разновидностью существующих в обществе социальных конфликтов. В начале 1990-х гг. в научном юридическом сообществе стали осознавать необходимость изучения социальных конфликтов с правовых позиций, что послужило предпосылкой для возникновения юридической конфликтологии как направления научных исследований. В обоснование необходимости юридической конфликтологии были высказаны следующие точки зрения. Ю. А. Тихомиров отметил, что развитие юридической конфликтологии объективно связано с количественным ростом числа конфликтов [5] . Л. Р. Сюкияйнен обосновывал необходимость юридической конфликтологии лучшим пониманием права и особенностей его функционирования, а также потребностью в специальном изучении возможностей права как инструмента для разрешения конфликтов [6] . По мнению Ю. А. Тихомирова, «юридические конфликты – это противоречия между действующими правовыми нормами, актами и существующими институтами и притязаниями, действиями но их изменению, нарушению, отторжению. Речь идет: а) о правопонимании и толковании; б) законной процедуре рассмотрения конфликтов; в) об использовании и оценке доказательств; г) о наличии органа, уполномоченного разрешать конфликты; д) признании обязательной силы решения по спору; е) компенсации ущерба и восстановлении прежнего юридического состояния либо формировании нового состояния» [7] .

Таким образом, юридический конфликт характеризуется следующими признаками: 1) противоборство возникает между субъектами права; 2) спор идет по определенным правовым основаниям; 3) разрешение юридического конфликта возможно с применением юридических процедур и средств; 4) деяния, совершаемые противоборствующими сторонами, порождают правовые последствия.

Право является мощнейшим регулятором социальных отношений и инструментом для разрешения конфликтов. «Правовое разрешение конфликта, – указывает В. С. Нерсесянц, – сочетает в себе искомое формальное (формально- правовое) согласие с признающими норму этого согласия фактическими различиями. К действительному согласию, даже если речь идет о долгосрочной перспективе, может вести лишь правовой подход» [8] .

Для эффективного разрешения конфликта необходимо провести диагностику конфликта, которая поможет выявить позиции сторон и выбрать наиболее эффективные способы воздействия на конфликт.

Диагностика конфликта может осуществляться по следующим параметрам.

1. Предмет спора, суть конфликта.

2. Течение конфликта (прошлое, настоящее, будущее).

3. Конфликтующие стороны.

4. Позиции и взаимоотношения конфликтующих сторон.

5. Основные установки в отношении конфликта, конфликтных регуляторов и возможностей «лечения» конфликта [9] .

  • [1] Основы конфликтологии: учеб. пособие / под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1997. С. 7-8.
  • [2]Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 299.
  • [3] См.: Юридическая конфликтология / пол ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1995. С. 9.
  • [4] См.: Долинская В. В. Понятие корпоративных конфликтов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 6. С. 4–11.
  • [5] См.: Юридическая конфликтология. С. 39.
  • [6] См.: Юридический конфликт: сферы и механизмы / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1994. С. 41.
  • [7] Там же.
  • [8]Нерсесянц В. С. Юридизация конфликтов как путь к их разрешению и согласию // Юридический конфликт: процедуры разрешения / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1995. С. 55–57.
  • [9] См.: Глазл Ф. Конфликтменеджмент: Настольная книга руководителя и консультанта. Калуга, 2002. С. 103.

Смотрите еще:

  • Дети налог на недвижимость Дети налог на недвижимость Моя дочь (ей 15 лет) унаследовала долю в квартире ее умершего отца. Я все оформила. И вот в прошлом году мне пришло уведомление об уплате налога (и за мою, и за квартиру дочери). Грозились оштрафовать. Я […]
  • Приказ виды и правила оформления РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Общие правила оформления Приказ - широко применяемый в управлении правовой распорядительный документ, издаваемый на правах единоначалия руководством организации, учреждения, ведомства в целях решения […]
  • Электронная подача заявления в росреестр ТехПлан Онлайн Скачайте приложение, зарегистрируйтесь и начинайте работать прямо сейчас.Это бесплатно! Электронное заявление в Росреестр: государственная регистрация прав на недвижимое имущество На портале Росреестра уже некоторое […]
  • Приказы по вшк фгос Документационное сопровождение и приказы ВШК в школе Статьи по теме Сопроводительные документы по ВШК являются важным компонентом регламентирования деятельности участников образовательных отношений , в частности, […]
  • Закон рф от 26062008 г 102-фз ВОЗДУХ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ АЭРОИОНИЗАЦИЯ ГОСТ 12.1.001-89 ССБТ. Ультразвук. Общие требования безопасности ГОСТ 12.1.050-86 ССБТ. Методы измерения шума на рабочих местах ГОСТ 12.4.077-79 ССБТ. Ультразвук. Метод измерения звукового […]
  • Экспертиза аварийных домов Экспертиза аварийных домов Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Форма заявление на работу образец Заявление о приеме на работу Строительство домов в Переславле-Залесском. огромное озеро сосновые леса охота и рыбалка 1,5 часа от Москвы узнать подробнее Скачать бланки: Заявление о приеме на работу (бланк) Образец […]
  • Ковдор юристы Юристы в Ковдоре Расстояние от центра: 0.6 км. 0 ✉ Адрес Мурманская обл., Ковдор г., ул. Чехова, 4 ☎ Телефон +7 (81535) 7-16-66 В последнее время юридические услуги стали особенно востребованными не только у […]