Динамика уплаты налогов

Динамика уплаты налогов

Анализ структуры и динамики начисленных налогов в ООО «Титул»

В связи с развитием рыночных отношений и налогообложения, соответствующего данному типу развития экономики, особую актуальность приобретает не только учет налогов, но и их анализ. Анализ позволяет сделать правильный выбор методов управления, способствует выявлению и распространению положительного опыта работы.

В процессе управления налогами используются различные инструменты, способствующие формированию целесообразных решений в области воздействия налогоплательщика на налогообложение. Одним из важнейших инструментов управления налогами является их анализ, в процессе которого выявляются ранее неиспользованные резервы и пути оптимизации налоговой нагрузки. С помощью приемов и способов анализа расширяется сфера применения аналитических приемов при подготовке экономической информации для принятия управленческих решений, что позволяет сделать их более обоснованными. Анализ — это разложение информации об объекте управления на компоненты, их изучение и оценка во всем многообразии их связей и зависимостей для принятия последующих управленческих решений.

Следовательно, объект анализа налогов объединяет в себе изучение:

l показателей, образующихся методом начисления — совокупность налоговых расходов;

l налоговой базы по видам налогов;

l показателей движения денежных средств — денежных потоков организации, оттоков и поступлений денежных средств в процессе уплаты налогов и возврата из бюджета излишне уплаченных налогов;

l показателей балансовых остатков — задолженности перед государством по уплате налогов;

l показателей налоговой нагрузки и налогоемкости, связанные с несением организацией налоговых расходов;

l показателей экономических санкций за нарушения налогового законодательства.

Предметом анализа налогов является изучение изменения состава, структуры, динамики сумм налогов, задолженности по ним, экономических санкций за нарушения налогового законодательства, налоговых баз, налоговых льгот, налоговых ставок, сроков уплаты налогов, налоговой нагрузки, налогоемкости и т.д. и определение их влияния на различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организации.

Задачи анализа налогов в соответствии с его сущностью, объектом и предметом следующие:

исследовать состав, динамику и структуру налогов и неналоговых

обязательных платежей субъекта хозяйствования;

исследовать полноту расчетов субъекта хозяйствования с бюджетом и причины возникших отклонений;

исследовать налоговые платежи по группам в зависимости от источника их уплаты и их влияние на чистую прибыль;

изучить влияние факторов на изменение параметров налогообложения;

рассчитать и оценить показатели налоговой нагрузки и налогоемкости субъекта хозяйствования, исследовать влияние факторов на их размер;

определить и изучить комплексные показатели оценки налогообложения;

исследовать влияние показателей оценки налогообложения субъекта хозяйствования на его финансовое состояние;

изучить параметры финансово-хозяйственной деятельности организации, оказывающие влияние на налоговую нагрузку организации;

прогнозирование и планирование сумм, подлежащих уплате налогов как—денежных потоков и расходов организации;

выявить резервы оптимизации налогообложения субъекта хозяйствования и дать оценку налоговым рискам;

оценить альтернативные варианты налогообложения при рассмотрении различных управленческих решений.

Эффективность налогообложения на микроуровне определяется с помощью ряда показателей, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налогов и неналоговых обязательных платежей или отдельных составляющих к объему продаж (выручке от реализации), себестоимости (расходам на реализацию) или прибыли.

Обобщающей характеристикой, указывающей на действие, которое налоги оказывают на финансовое положение налогоплательщиков, а также на количественную оценку этого воздействия, является налоговая нагрузка. Налоговые органы рекомендуют анализировать:

суммы исчисленных налоговых платежей и их динамику;

суммы уплаченных налогов (по каждому виду налога или сбора) и их динамику;

показатели налоговой и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и их динамику (выявление отклонений показателей текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени; выявление противоречий в представленных документах);

факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

В качестве источников информации для анализа используются данные бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также регистры налогового учета и налоговой отчетности и налоговые декларации по каждому налогу.

Анализ налогов, целесообразно начинать с изучения их состава и структуры, с тем чтобы сделать вывод о величине налоговых платежей.

Для оценки состояния расчетов ООО «Титул» с бюджетом по налогам и сборам проанализируем динамику начисленных налоговых платежей за 2008-2010 г. (таблицы 4).

Таблица 4 — Динамика начисленных налогов в ООО «Титул»

Собираемость налогов: хорошо для бюджета, плохо для роста

главный экономист Альфа-банка

Эти усилия правительства повредили темпам роста в таких сегментах как сельское хозяйство и строительство, хотя и стали основанием для недавнего решения агентства S&P повысить суверенный рейтинг России. Поскольку проведение налоговой реформы в год выборов неуместно, то в 2018 году ставка будет по-прежнему сделана на дальнейшее улучшение собираемости налогов: заложенные в бюджет дополнительные 0,5 трлн руб. от сбора НДС подтверждают наше решение понизить прогноз роста ВВП на 2018 г. до 1,0% г/г.

Ненефтяные налоговые доходы консолидированного бюджета выросли на 2,5 трлн руб. в 2017 г., в результате ненефтяной дефицит консолидированного бюджета снизился до 8,1% ВВП. В 2017 г. доходы консолидированного бюджета выросли до 33,3% ВВП с 32,3% ВВП в 2016 г., или на 2,9 трлн руб. Примерно 1,1 трлн руб. этой суммы связан с нефтяными доходами и ростом цены на нефть в прошлом году, тогда как оставшаяся часть, то есть 1,8 трлн руб. пришлась на рост ненефтяных доходов. Тем не менее, эта последняя цифра полностью не отражает усилия правительства по росту собираемости налогов: в расчет ненефтяных доходов бюджета 2016 года вошла сумма 0,7 трлн руб., полученная в результате приватизации Роснефти, что, тем самым, завышает базу сравнения результатов 2017 г. С очисткой от приватизационных доходов ненефтяные налоговые доходы прошлого года выросли на 2,5 трлн руб., или на 13% г/г в реальном выражении, показав сильное ускорение роста доходов в сравнении с динамикой предыдущих лет. Рост собираемости налогов не только помог сократить консолидированный дефицит бюджета до 1,5% ВВП против в среднем 2,6% ВВП в 2013-2016 гг., но и снизить ненефтяной дефицит консолидированного бюджета до 8,1% ВВП против 10,2-10,6% ВВП, наблюдающихся с 2013 г.

По оценке Минфина, 1 трлн руб. в 2017 г. пришло в бюджет в результате роста собираемости налогов. Согласно заявлениям министра финансов на Экономическом форуме имени Гайдара в январе 2017 г., примерно 1 трлн руб., или 40% дополнительных налоговых сборов 2017 г. было собрано благодаря усилиям правительства по повышению собираемости налогов. По нашим оценкам, дополнительные доходы от налога на прибыль составили 320 млрд руб.; эта цифра близка к недавним оценкам агентства АКРА, оценившего дополнительные доходы от налога на прибыль в сумму около 400 млрд руб., полученную благодаря прочим факторам (кроме органического прироста), включая изменения в администрировании налога (вплоть до 2020 г. база расчета налога на прибыль не может быть уменьшена на сумму ранее полученных убытков более чем на 50%). По нашей оценке, улучшение в собираемости НДС принесло еще 300 млрд руб. в прошлом году. Это указывает на то, что даже без решения правительства увеличить ставки налогов, налоговое давление на экономику выросло в прошлом году.

Существует ли дополнительный потенциал для улучшения собираемости налогов?

Пару лет назад международные агентства оценили, что в результате уклонения от уплаты налогов российский бюджет может недосчитываться 4-5 трлн руб. в год, включая потери от а) неформального сектора и б) различных мошеннических схем. По данным Минфина, уклонение от уплаты налогов неформального сектора обходится бюджету примерно в 3 трлн руб. в год, в том числе примерно 2 трлн руб. приходится на недосборы подоходного налога. Учитывая продолжающийся рост занятости в неформальном секторе, мы сомневаемся, что в этой сфере можно увеличить собираемость налогов. Различные мошеннические схемы обходятся бюджету еще в 1-2 трлн руб. в год; при этом значительная часть уклонений от налогов приходится на НДС, в том числе фиктивное возмещение НДС из бюджета оценивается примерно в 500 млрд руб. в год. Усилия по сбору НДС были в центре внимания последние годы: в итоге уровень собираемости после локального минимума в 2013 году сейчас вернулся к значениям 2011 года и всего на 10% ниже уровня собираемости 2007 года. Это означает, что потенциал дополнительного увеличения собираемости налогов выглядит ограниченным.

Меры по повышению собираемости налогов вредят темпам роста в некоторых отраслях экономики. Меры по улучшению собираемости налогов положительно влияют на бюджет, однако при этом вредят экономической активности в ряде отраслей. Сельское хозяйство – один из таких примеров. Борьба с уходом от налогов в этом сегмент разрушила цепочки поставок в некоторых сегментах этого сектора и оказала негативное влияние на производство – в итоге после роста сектора в среднем на 3% г/г в 2013-2016 гг., в 2017 г. он вырос всего на 1,2% г/г, несмотря на рекордный урожай с 2008 г. Другим примером является строительный сектор — на него приходится около трети всех обнаруженных фактов уклонения от уплаты налогов; после снижения темпов роста этого сектора на 4,2% г/г в 2016 г. он продолжил снижение еще на 1,4% г/г в 2017 г. Таким образом, ужесточение налогового администрирования явно позитивно для бюджета, но, судя по всему, временно оказывает сдерживающий эффект на рост ВВП.

Усилия в сфере улучшения собираемости налогов в 2018 г. объясняют повышение рейтинга и помогут сдерживать рост процентных расходов по обслуживанию долгу. Проект бюджета 2018 г. предусматривает увеличение доходов от НДС еще на 0,5 трлн руб., что, на наш взгляд, является знаком того, что правительство продолжит уделять повышенное внимание вопросу улучшения собираемости налогов именно в данной области. Дальнейший рост ненефтяных доходов бюджета поможет правительству сохранить контроль над ценой на нефть, балансирующей бюджет – сейчас мы прогнозируем ее на уровне $63/барр. в этом году. Мы считаем, что улучшение в налоговом администрировании стало одним из главных аргументов в пользу решения повысить суверенный рейтинг России с BB+ до инвестиционного уровня BBB-. Это решение важно для бюджетной стабильности, так как оно может помочь снизить давление по обслуживанию долга: в данный момент годовые процентные расходы российского федерального бюджета составляют около 0,7 трлн руб. (0,6% ВВП) в связи с обслуживанием внутреннего долга в размере 7,2 трлн руб. и внешнего долга в $50,5 млрд.

Попытки решить проблему уклонения от уплаты налогов не исключают необходимости повышать ставки налогов: Учитывая наш вывод о том, что потенциал для дальнейшего увеличения собираемости налогов ограничен, необходимость пересмотра существующих налоговых ставок, судя по всему, неизбежна. Значительное улучшение собираемости НДС и некоторый потенциал по улучшению его администрирования являются веским аргументом в пользу повышения ставки именно этого налога в будущем. Мы видим два следствия этого события. Первое, мы ожидаем ускорения консолидации в некоторых секторах, в том числе в сельском хозяйстве, из-за дальнейшего давления налоговых властей. Второе, очень вероятно, что рост налоговой нагрузки продолжит оказывать негативный эффект на экономический рост, так как в ряде сегментов потребуется реструктурировать логистические цепочки. В целом мы ожидаем, что усилия правительства будут позитивны для стабильности бюджета, но краткосрочно ограничивают перспективы роста, что вписывается в наше недавнее решение понизить прогноз роста ВВП до 1,0% г/г на 2018 г.

Анализ динамики бюджета и налогов современной России

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Статья просмотрена: 4220 раз

Библиографическое описание:

Соколова Ю. А. Анализ динамики бюджета и налогов современной России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/3955/ (дата обращения: 15.08.2018).

Бюджет играет немалую роль в жизни каждого государства. Именно он является статьей доходов и расходов самого государства, тем самым оказывая непосредственное влияние на благосостояние каждого, на развитие и процветание государства, на научно-технический прогресс, а значит, и на развитие самой экономики в целом.

Благосостояние граждан прямо пропорционально зависит от полноты бюджета государства. Ведь при бюджетном дефиците, большом государственном долге, правительство вынуждено увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить расходы на социальные нужды населения и т. д. Совершенно иная ситуация происходит при бюджетном достатке бюджетных средств (или профиците): увеличивается финансирование как государственного, так и частного секторов экономики, повышаются трансфертные отчисления, повышаются отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Предмет исследования — состояние и динамика расходов и доходов бюджета РФ (в том числе налогов).

Цель — исследовать уровень доходов бюджета России и динамику поступления налогов.

Основные задачи:

1. Изучить динамику бюджета России.

2. Исследовать поступления налогов в бюджет РФ.

3. По фактическим данным определить состояние налогово-бюджетной политики в России.

4. Дать оценку результатам, сделать прогнозы и выводы.

Природа налогово-бюджетных проблем заключается в том, что их не удается решить раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической конъюнктуры. Замедление темпов необходимых институциональных и структурных реформ, а также ослабление финансовой дисциплины очень быстро приводят к серьезным фискальным трудностям.

Основной источник дохода бюджета — это налоги. Рассмотрим динамику поступлений основных налогов в 2011–2012 г. г. (рис.1.):

Рис. 1. Динамика поступлений основных налогов в 2011–2012 г. г.

Основную массу поступлений администрируемых финансовой налоговой службой России доходов в федеральный бюджет в 2012 году составляет НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) (2459 млрд. руб.). Второе место — налог на прибыль — 2355 млрд. руб. Хотя в 2011 именно он принес больше всего поступлений в бюджет (на 11,16 % больше, чем НДПИ). Третье место — НДФЛ (налог на доходы физических лиц) — 2260 млрд. руб.; он увеличился на 13,34 %, по сравнению с 2011 г. Далее идут– НДС, 1886 млрд. руб., имущественные налоги — 785 млрд. руб., и акцизы — 783 млрд. руб.

Если говорить о всех поступлениях и расходах бюджета страны, то в последнее время наблюдается его дефицит. Рассмотрим доходы и расходы бюджета России на 1 февраля 2012г. и на 1 февраля 2011г. (т. е. за 1 месяц доходов и расходов каждого года):

Сводная таблица исполнения бюджета РФ на 01.02.2013

Фактические данные

Величина изменения

Темп роста, %

На 01.02.2012

На 01.02.2013

Численность постоянного населения, тыс. чел.

Доходы, млн. руб.

Доходы, руб. на душу населения

Налоговые и неналоговые доходы, млн. руб.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, млн. руб.

Безвозмездные поступления, руб. на душу населения

Доля безвозмездных поступлений в доходах, %

Расходы, млн. руб.

Расходы, руб. на душу населения

Доля расходов на заработную плату, %

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, млн. руб.

Пособия по социальной помощи населению, млн. руб.

Профицит/дефицит, млн. руб.

На 1 февраля 2013 года в федеральный бюджет страны поступило доходов 1 093 098,63 млн. руб., что на 33 539,44 млн. руб., или на 3,17 % больше, чем на 1 февраля 2012 года.

Налоговые и неналоговые доходы составили 1 034 356,21 млн. руб. в текущем году, и практически не изменились по сравнению с прошлым годом — выросли на 0,88 %.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации выросли на 63,1 % или на 22727,17 млн. руб.! И составили на душу населения в 2013 году 7 625,54.

Доля безвозмездных поступлений в доходах составила 5,37 %, что является на 58,1 % больше, чем в 2012 году.

Если говорить о расходах, то они увеличились с 1 032 383,17млн. руб. до 1 108 714,93 млн. руб., т. е. на 7,39 %. Из них на 12,4 % сократилась доля расходов на заработную плату, на 59119,48 млн. руб. уменьшились дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Конечно, сложно сделать вывод о работе всей системы за один месяц. Но, по сравнению с предыдущим годом работы, по многим показателям результаты существенно ниже.

Однако, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики. И есть вероятность, что текущий дефицит бюджета (15 616,3 млн. руб.) сократится.

Также необходимо сказать, что доходы за весь 2012 год составили 12 853,68 млрд. руб., а расходы — 12 890,75 млрд. руб. Наблюдается явный дефицит бюджета, равный 37,06 млрд. руб. Тем не менее, существует тенденция к снижению дефицита, ведь в 2010 г. он составлял 749,36 млрд. руб. В 2011 г. был профицит бюджета — 430 млрд. руб.

В ходе работы получены следующие выводы:

1) Дефицит бюджета постепенно уменьшается. По сравнению с 2010 г. он уменьшился в 20 раз.

2) За 1 месяц работы в 2013 г. в бюджете страны наблюдается дефицит. Расходы увеличиваются быстрее доходов, причем на данном этапе это не влияет отрицательно на население страны.

3) Прибыль от налогов существенно продолжает расти. Это означает, что фискальная политика государства налаживается, последствия кризиса уменьшаются.

Россия находится на пути экономического роста, подъема. Именно сейчас важно создать абсолютно новую налоговую систему, продумать все необходимые сферы финансирования, чтобы в бюджете страны наблюдался только профицит.

Эффективная система управления общественными финансами — важнейший фактор современного устойчивого экономического роста. Поэтому бюджетные реформы неизбежны, и откладывать их — значит неявно соглашаться с нарастающим отставанием от международного тренда экономического развития и снижения конкурентоспособности страны.

1. Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. — «ГроссМедиа», 2009.

2. Марыганова Е. А., Шапиро С. Л. Макроэкономика. Учебное пособие. — «Кнорус», 2010.

3. Тюрина А. Д. Макроэкономика: Конспект лекций — Издательство: «Эксмо», 2008.

Динамика показателей по налоговым преступлениям. Общие понятия о механизмах налогообложения и уклонения от уплаты налогов

Вопрос 1.

Вопрос 1. Динамика показателей по налоговым преступлениям. Общие понятия о механизмах налогообложения и уклонения от уплаты налогов

Учебные вопросы

НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ

Лекция 6.

Вопрос 2. Нормативное регулирование исполнения обязанностей налогового агента. Механизм преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ

Вопрос 3. Нормативное регулирование взыскания недоимки по налогам и сборам. Механизм преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ

Вопрос 4. Возбуждение уголовного дела о налоговых преступлениях

Вопрос 5. Организация и производство предварительного расследования

Вопрос 6. Производство допросов и назначение судебных экспертиз

Данные о выявленных и оконченных расследованием налоговых преступлениях за 2006-2010 гг. на территории Российской Федерации и соответствующие данные по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, исходя из назначения данного издания, приведены на рисунках №№ 37-40, с целью большей информативности при восприятии указанных данных.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица установлена ст. 198 УК РФ, с организации – ст. 199 УК РФ. Обязанность уплачивать налоги субъектами хозяйственной деятельности (налогоплательщиками) устанавливается ст. 57 Конституции РФ. Кроме того, в НК РФ указано, что:

— налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ);

— нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов (п. 3 ст. 23 НК РФ);

— плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы (п. 4 ст. 23 НК РФ).

В Постановлении Конституционного суда РФ № 20-П от 17.12.1996 г. указано, что «налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, – оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично – правовой обязанности»[33].

В п. 1 постановления от 28 декабря 2006 г. № 64 г., разъяснено, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Исходя из норм Конституции РФ и НК РФ, позиция налогоплательщика о том, что он не заплатил налоги, так как ему необходимо было погашать кредиты, рассчитываться с контрагентами, поддерживать производство и т.п., является не состоятельной. На основании закона, налогоплательщик не может распоряжаться суммой налога по своему усмотрению. В соответствии с вышеуказанными постановлениями Конституционного суда РФ и Пленума Верховного Суда, общественная опасность налоговых преступлений связывается с непоступлением налогов в бюджетную систему России. При этом, корыстный мотив может и отсутствовать в данных преступлениях. Кроме того, отсутствие корысти при уклонении от уплаты налогов и сборов не имеет значения при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности. Таким образом, корыстный мотив при расследовании налоговых преступлений устанавливать не надо, поскольку их опасность заключается не в наличии корысти, а в не поступлении налогов. Установление корыстного мотива необоснованно усложняет процедуру доказывания и не влияет на привлечение лица к уголовной ответственности по налоговым преступлениям.

При установлении в ходе расследования корыстного мотива в действиях преступника, его деяние следует дополнительно квалифицировать по преступлениям против собственности. Подтверждением этому является и разъяснение в п. 17 постановления от 28 декабря 2006 г. № 64 г. о том, что если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует, при наличии к тому оснований, дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

Для эффективного расследования налоговых преступлений следователи должны четко представлять для себя сам механизм налогообложения, а также свободно оперировать основными понятиями.

1) Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

В Российской Федерации установлены:

1. Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ);

2. Региональные налоги или налоги субъектов РФ (ст. 14 НК РФ);

3. Местные налоги (ст. 15 НК РФ).

Кроме того, в Российской Федерации устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, так как они устанавливают особый порядок определения элементов налогообложения (ст. 18 НК РФ).

2) Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий (п. 2 ст. 8 НК РФ).

3) Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход и иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).

1. Товар – любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации.

2. Работа – деятельность, результаты которой, могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организациям и физическим лицам. Сами результаты работы, имеют материальное выражение.

3. Услуга – деятельность, результаты которой, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Сами результаты работы, не имеют материального выражения.

4. Имущество – объекты гражданских прав, за исключением имущественных прав. Конкретные объекты гражданских прав, то есть само имущество определяется в соответствии с ГК РФ.

4) Налоговая база – стоимостное выражение объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Стоимостное выражение, то есть цена товара, работы и услуги принимается та, которая указана сторонами сделки (п. 1 ст. 40 НК РФ). Именно это лежит в основе того, что стороны искажают цену на товары, работы и услуги с целью фальсификации данных о налогах и сборах.

Исходя из этого, сумма налога уже включается в стоимость товара, работы или услуги. Хозяйствующий субъект при получении дохода от реализации товаров, работ и услуг обязан исчислить размер налога и уплатить сумму налога. Исходя из вышеуказанных требований закона, хозяйствующий субъект не имеет права распорядиться налогом иным образом.

5) Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ).

Налоговая база и порядок ее определения по всем видам налогов устанавливается НК РФ. Налоговые ставка по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются законами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами местных законодательных органов, в тех пределах, которые устанавливаются НК РФ (п. 2 ст. 53 НК РФ).

6) Налоговый период – календарный год (иной период времени применительно к отдельным налогам), по окончании которого, определяется налоговая база и исчисляется сумма налога (п. 1 ст. 55 НК РФ). Налоговый период устанавливается применительно к каждому виду налогов.

Указанные понятия конкретизируются применительно к каждому виду налогов.

1) Налог на добавленную стоимость (НДС) (гл. 21 НК РФ).

1. Объект налогообложения (ст. 146 НК РФ);

2. Налоговая база (ст. 153 НК РФ);

3. Налоговый период – квартал (ст. 163 НК РФ);

4. Налоговые ставки – налогообложение производится по ставке:

а) 0 % для товаров, работ и услуг, указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ (например, услуги по перевозке пассажиров и багажа, при условии, что пункт отправления (назначения) расположен за территорией РФ, при оформлении перевозки на основании единых международных перевозочных документов);

б) 10 % для товаров, работ и услуг, указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ (например, реализация скота и птицы в живом виде, товаров для детей, периодических печатных изданий;

в) 18% для товаров, работ и услуг, не облагаемых по ставкам 0 и 10 %.

5. Порядок исчисления налога – процентная доля налоговой ставки к соответствующей налоговой базе (ст. 166 НК РФ) уменьшенная на сумму налоговых вычетов (ст. 173 НК РФ);

6. Налоговые вычеты – суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров, работ, услуг (ст. 171 НК РФ). Счет-фактура – документ, оформляемый при реализации товаров, работ и услуг, который является основанием для принятия к вычету сумм налога предъявленных покупателю продавцом (ст. 169 НК РФ).

7. Сроки уплаты налога в бюджет – равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация должна быть представлена не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 174 НК РФ).

Упрощенно схему исчисления налога можно представить в следующей форме. Доход (налоговая база) от реализации товара (объект налогообложения) умножить на налоговую ставку и вычесть расходы (налоговые вычеты) связанные с деятельностью налогоплательщика = сумма налога, подлежащего уплате.

2) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) (гл. 23 НК РФ).

1. Объект налогообложения (ст. 209 НК РФ);

2. Налоговая база (ст. 210 НК РФ):

а) если доходы облагаются по ставке, установленной в п. 1 ст. 224 НК РФ, то налоговая база уменьшается на сумму налоговых вычетов;

б) если доходы облагаются по иной ставке, то при расчете налоговой базы налоговые вычеты не применяются.

При этом надо учитывать доходы, не подлежащие налогообложении (ст. 217 НК РФ). Например, пособия по безработице.

Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым в натуральной форме либо в виде материальной выгоды, установлены ст.ст. 211 и 212 НК РФ.

3. Налоговый период – календарный год (ст. 216 НК РФ);

4. Налоговые ставки – налогообложение производится по ставке:

а) 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ);

б) 35 % для доходов, указанных в п. 2 ст. 224 НК РФ (например, сумма выигрыша в конкурсе в целях рекламы товаров, превышающая 4.000 рублей);

в) 30 % для доходов, полученных не налоговыми резидентами РФ (п. 3 ст. 224 НК РФ), за исключением следующих доходов:

i) дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка – 15 %;

ii) осуществление трудовой деятельности по найму у физических лиц, на основании патента, выданного в соответствии с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в отношении которых налоговая ставка – 13 %;

iii) осуществление трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в отношении которых налоговая ставка – 13 %.

г) 9% (п.п. 4 и 5 ст. 224 НК РФ).

5. Порядок исчисления налога – соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы (ст. 225 НК РФ). Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты самостоятельно исчисляют и уплачивают суммы налога (п.п. 1 и 2 ст. 227 НК РФ).;

6. Налоговые вычеты (ст.ст. 218-221 НК РФ);

7. Сроки уплаты налога в бюджет – не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом (п. 6 ст. 227 НК РФ). Налоговая декларация подается не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ). Это требование о предоставлении налоговой декларации распространяется и на индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 5 ст. 227 НК РФ).

Упрощенно схему исчисления налога при налоговой ставке 13 % можно представить в следующей форме. Доход (налоговая база) от реализации товара (объект налогообложения) минус расходы (налоговые вычеты) связанные с деятельностью налогоплательщика и умножить на налоговую ставку = сумма налога, подлежащего уплате.

Упрощенно схему исчисления налога при иной налоговой ставке можно представить в следующей форме. Доход (налоговая база) от реализации товара (объект налогообложения) умножить на налоговую ставку = сумма налога, подлежащего уплате.

Так, основные понятия в отношении каждого из видов налогов, раскрываются через нормы НК РФ.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, а также с организации, в соответствие с диспозициями ст. ст. 198 и 199 УК РФ, соответственно, может осуществляться:

1) путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

2) путем включения в налоговую декларацию или указанные документы заведомо ложных сведений.

Для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо, чтобы уклонение было совершено в крупном или особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 198 УК РФ, крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

В соответствии с примечанием к ст. 199 УК РФ крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Налоговая декларация – письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 НК РФ). Перечень иных документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган, устанавливается нормами НК РФ, применительно к отдельным видам налогов.

Механизм уклонения от уплаты налогов обусловлен тем, что цены на товары, работы и услуги принимаются налоговым органом те, которые указали стороны предпринимательской деятельности. Исходя из этого, лица, уклоняющиеся от уплаты налогов, используют это обстоятельство для искажения реальных цен, отражаемых в первичных документах, а также фактов, изготавливая документы, содержащие ложные сведения. Таким образом, преступники занижают налогооблагаемую базу. Это достигается путем того, что завышаются расходы (вычеты), приводятся расходы (вычеты), которых вообще не было или занижаются данные о полученных доходах. Во всех случаях преступник будет фальсифицировать хозяйственные и отчетные документы. Индивидуальные предприниматели зачастую просто не представляют налоговую декларацию.

В обобщенном виде, суть расследования можно представить следующим образом:

1. Необходимо установить реальную хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя на основании достоверных документальных данных;

2. Определить соответствующую действительности налоговую базу и исчислить сумму налога, которую должен был уплатить налогоплательщик и не уплатил;

3. Выявить разницу между суммой налога, которая должна была быть уплачена и суммой уплаченного налога, вывести процентное отношение доли неуплаченных налогов.

Одним из самых распространенных налогов, от уплаты которого уклоняются налогоплательщики, является НДС. Это связано с относительной простотой самого преступного механизма и сложностью по установлению действительных событий. Исходя из того, что суть преступных действий при уклонении от НДС схожа с общим механизмом рассматриваемых преступлений, налогоплательщик должен занизить данные о налоговой базе. Необходимо различать способы совершения налоговых преступлений, которые приведены в уголовном законе[34], от механизма конкретного способа. Множество различных способ могут быть квалифицированы по какому-либо одному способу, приведенному в диспозициях ст. ст. 198 и 199 УК РФ. Вместе с тем, в Российской Федерации большинство преступников используют схожие механизмы преступной деятельности. Это позволяет выработать обобщенные модели совершения данных преступлений. В механизме налогового преступления, используются организации, которые называются «однодневки» или «фирмы-однодневки». Они создаются специально для того, чтобы совершить налоговое преступление и ряд других преступлений в сфере экономической деятельности.

Процесс создания «фирмы-однодневки» и совершение уклонения от уплаты налогов или сборов складывается из следующих этапов:

1. Пособник руководителя организации находит безработное третье лицо, которому предлагает учредить юридическое лицо за незначительное вознаграждение, на что третье лицо дает свое согласие;

2. Пособник руководит заключением договора третьего лица с каким-либо оператором связи на предоставление услуг по доступу к сети Интернет;

3. Под руководством пособника третье лицо учреждает юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), открывает в банке счет данного общества и заключает договор на обслуживание счета в платежной систем «Банк-Клиент». Третье лицо может учредить значительное число обществ под руководством такого пособника, так как законодательством это не запрещено;

4. Руководитель организации получают от пособника данные об одном из таких обществ. Пособник и (или) руководитель организации оформляет договор и (или) счет-фактуру от имени ООО в адрес организации за предоставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. При этом фактически никакие товары организации не предоставлялись, работы не выполнялись, услуги не оказывались.

5. Руководитель организации или индивидуальный предприниматель на основании выставленной счет-фактуры оплачивают фиктивные товары, работы или услуги. В результате этого денежные средства со счета организации (индивидуального предпринимателя) переводятся на счет ООО.

6. Пособник, управляя счетом ООО через платежную систему «Банк-Клиент» направляет банку электронное платежное поручение о перечислении денежных средств со счета ООО на счет другого лица, где деньги и будут обналичены.

7. Оплата по выставленной счет-фактуре дает право руководителю организации занизить налоговую базу и таким образом уменьшить размер налогов. Руководитель организации подают в налоговую инспекцию налоговую декларацию, в которой указана меньшая сумма налога подлежащего уплате, чем та, которая действительно должна быть уплачена.

Результат – руководитель организации незаконно высвобождает денежные средства организации, которые должны пойти на уплату налогов и распоряжается данными средствами по личному усмотрению.

В данном процессе, заключение договора на обслуживание счета в платежной систем «Банк-Клиент» может отсутствовать. Денежные средства со счета ООО могут лично сниматься третьим лицом (руководителем ООО), а затем изыматься у него преступниками, либо по поручению такого руководителя переводиться на счета других лиц, где они и будут уже обналичены. Для перевода таких средств так же создаются подложные документы.

Для наглядности схема уклонения от уплаты налогов представлена на рисунке № 41.

Смотрите еще:

  • Вакансии в кемерово юрист Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Кемерово и соседних городах Кемерово Юрист — от 15 000 р. Обязанности: ведение исполнительного производства,контроль за своевременным применением принудительных мер судебным приставом- […]
  • Как получить ходатайство Как написать ходатайство для получения квоты на РВП? Необходимо написать ходатайство от главы факультета в УФМС с целью выделения квоты на РВП иностранной студентке. Как оформить и есть ли шаблон для данного вида ходатайства? 18 […]
  • Консультация юриста в ханты-мансийске Консультация юриста в ханты-мансийске Ханты-Мансийск: услуги практикующих юристов (телефоны и адреса) Подробности Категория: Услуги частнопрактикующих юристов юрист услуги контакты КУЛЕБАКИН […]
  • Отзывы о независимой экспертизе после дтп Независимая экспертиза после ДТП Перейти на новый Общий форум Автор: Byrik [Москва] (---.telmos.ru) Дата: давно Господа, подскажите пожалуйста, стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП (я - пострадавший), или положиться на […]
  • Расчет пенсии в мо рф Калькулятор военной пенсии с 1 января 2018 года по новой выслуге лет Расчет пенсии военнослужащих отличается от расчета пенсии обычных работников. Но благодаря калькулятору, приведенному ниже, вы сможете без проблем рассчитать свои […]
  • Общая теория собственности черкасов Черкасов Г.И. Общая теория собственности Скачивание файла Введите число с картинки: Поделись с друзьями! Комментарии Смотрите также Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности Капелюшников Р.И. Экономическая теория […]
  • Заявление от анны седых Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Заявление о продлении срока принятия наследства Исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства В семейном (гражданском) законодательстве определен срок, в течение которого наследники должны формально или фактически вступить в наследство. Этот срок составляет […]