Соотношение полномочий начальника органа дознания и дознавателя

Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель как участники уголовного процесса

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

К ним относятся (ст. 40, 151 УПК): 1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции рФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта рФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда рФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы; 5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы рФ.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю;

3) проверять материалы уголовного дела;

4) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

5) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

6) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

Правомочны (по должности) производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

Полномочия: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

be5.biz

Соотношение полномочий начальника органа дознания и дознавателя

СООТНОШЕНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СТАТУСОВ ДОЗНАВАТЕЛЯ, НАЧАЛЬНИКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ И НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ

доцент кафедры уголовно-процессуального права, к.ю.н .,

Российский государственный университет правосудия,

(Центральный филиал), Россия, г . Воронеж

Аннотация: в статье проводится анализ норм УПК РФ, регламентирующих процессуальный статус дознавателя, начальника подразделения дознания и начальника органа дознания, отмечается противоречивость мнений относительно целесообразности наделения начальника органа дознания широким кругом полномочий и предлагаются соответствующие изменения в статьи УПК РФ, посвященным указанным участникам уголовного судопроизводства.

Ключевые слова: участники уголовного судопроизводства, процессуальный статус, дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания.

Действующий УПК РФ определяет в качестве субъектов процессуальной деятельности по производству дознания не только дознавателя, но и орган дознания, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, а также следователя, который производит дознание в случаях, установленных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

Анализ изменений УПК РФ в части регламентации процессуального статуса указанных участников уголовного судопроизводства свидетельствует о положительной тенденции совершенствования их процессуальной деятельности. Вместе с тем, вопросы о целесообразности вовлечения в качестве самостоятельных субъектов по производству дознания некоторых участников (начальника органа дознания, следователя), а также соотношении их процессуального статуса, по-прежнему остаются дискуссионными.

Исходя из содержания пунктов 7, 17 и 17.1 ст. 5 УПК РФ, определяющих понятия «дознаватель», «начальник органа дознания» и «начальник подразделения дознания» соответственно, очевидно, что общим является указание на их должностное положение в структуре органа дознания.

Как отмечает Н.А. Гусейнов, «на этом конвенциальное единство собственно заканчивается, ибо реальный статус указанных лиц объективно различен, равно как и иерархически выстроенные отношения власти подчинения между ними, опосредующие процессуальное наполнение статуса данных участников процесса»[1, С. 162].

Следует отметить, что в первоначальной редакции УПК РФ в качестве самостоятельных субъектов производства дознания были определены только дознаватель и орган дознания. При этом начальник органа дознания был наделен полномочиями по утверждению обвинительно акта, продлению срока рассмотрения сообщения о преступлении, а следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий и т.д., что также позволяло отнести их к субъектам по производству дознания. В то же время, указания на такого участника как начальник подразделения дознания, в УПК РФ не было.

Начальник подразделения дознания был введен в круг участников уголовного судопроизводства Федеральным законом РФ от 6 июня 2007 года № 90-ФЗ. Однако данное нововведение не было воспринято однозначно.

Так, например, С.А. Табаков, положительно оценивая указанное дополнение в УПК РФ, обращал внимание на такое важное преимущество начальника подразделения дознания перед другими субъектами, осуществляющими процессуальный контроль за дознавателем (начальником органа дознания, прокурором), как нахождение его вблизи объекта контроля[2, С. 177].

В то же время, согласно точке зрения Б.Т. Безлепкина , данное нововведение несостоятельно в теории и иллюзорно в практической деятельности, поскольку ничего не изменяет в главном, так как полнота полномочий сосредоточена в руках руководства данным учреждением, которое и назначает как дознавателей, так и руководителя подразделения дознания, поручает этому подразделению расследование конкретных дел и несет ответственность за состояние работы на этомучастке [ 3, С. 27-28].

Придерживаясь первой из указанных точек зрения, считаем необходимым отметить, что ранее обязанность по осуществлению процессуального контроля за деятельностью дознавателей была возложена на начальника органа дознания.

При этом очевидно, что данный вид деятельности не является для начальника органа дознания основным, что обусловлено осуществлением им не только контроля за уголовно-процессуальной деятельностью, но также за административно-правовой, разрешительной, оперативно-розыскной и другими видами деятельности. Таким образом, выполнение начальником органа дознания многочисленных функций объективно затрудняет реализацию им процессуальных полномочий.

Как справедливо указывает М.А. Митюкова, только начальник подразделения дознания, находясь ближе к своим подчиненным, имеет возможность тщательно обеспечить процессуальное руководство ходом дознания, осуществлять руководство и контроль за ними систематически, выполняя основную работу по организации расследования в форме дознания[4, С. 79].

Таким образом, введение в круг самостоятельных участников уголовного процесса начальника подразделения дознания, считаем обоснованным, в первую очередь, с практической точки зрения, обусловленным необходимостью реализации цели повышения эффективности процессуальной деятельности дознавателей .

Однако в этой связи возникает вопрос о целесообразности наделении процессуальными полномочиями начальника органа дознания.

Как уже было отмечено, в отличие от начальника подразделения дознания, указание на начальника органа дознания содержалось в первоначальной редакции УПК РФ.

Несмотря на отсутствие отдельной нормы в УПК РФ, регламентирующей процессуальный статус начальника органа дознания, можно было утверждать о том, что он является самостоятельным участником уголовного процесса. Об этом свидетельствовало непосредственное указание на него в УПК РФ как на участника уголовного судопроизводства в ряде статей (ч. 7 и ч. 17 ст. 5, ч. 4 ст. 40, ст. 41, ч. 3 ст. 144, ч. 4 ст. 225 УПК РФ), наделение определенными правами и обязанностями, возможность осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в соответствии с УПК РФ с момента поступления в орган дознания материала о совершенном или готовящемся преступлении или уголовного дела, а также возможность вступать в уголовно-процессуальные правоотношения с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения: дознавателем ( ч . 7 ст. 5 УПК РФ), прокурором (ч. 4 ст. 225 УПК РФ) и др.

В этой связи, введение в УПК РФ Федеральным законом РФ от 30 декабря 2015 года № 440-ФЗ статьи 40.2 «Начальник органа дознания» следует признать логичным и целесообразным. То есть самостоятельность процессуального статуса начальника органа дознания, которая фактически существовала в теории и практике, получила нормативное закрепление.

Согласно точке зрения Д.А. Гришина, начальник органа дознания является, по сути, лишним звеном в системе сугубо процессуальных отношений «дознаватель – начальник подразделения дознания – прокурор» и все его процессуальные полномочия должны быть делегированы начальнику подразделения дознания[5, С. 10].

Н.А. Гусейнов указывает, что имеющее место фактическое дублирование полномочий, совершенно нивелирует статус и значение начальника подразделения дознания и максимально усугубляет процессуальное положение дознавателя, как должностного лица, чей статус все более воспринимает процессуальную независимость следователя[6, С. 164].

Аналогичное мнение выражает С.В. Заводнова , считая, что наличие в уголовном процессе двух должностных лиц, осуществляющих процессуальный контроль за производством дознания (начальник подразделения дознания и начальник органа дознания), излишне[7, С. 98].

Кроме того, можно предположить, что вмешательство начальника органа дознания в ход проведения расследования в форме дознания недопустимо, так как влечет за собой нарушение процессуальной самостоятельности не только дознавателя, но и начальника подразделения дознания.

О том, что начальник подразделения обладает определенной процессуальной независимостью по отношению к начальнику органа дознания свидетельствует анализ норм УПК РФ. Как отмечают И.А. Насонова и Т.А. Арепьева, процессуальная независимость начальника подразделения дознания обеспечивается соответствующими процессуальными средствами, к числу которых относятся и процессуально-организационные средства, используемые начальником подразделения дознания применительно к находящимся в его подчинении дознавателям[8, С. 246].

Учитывая противоположность точек зрения, считаем необходимым отметить , что в практической деятельности круг должностных лиц, в отношении которых осуществляется процессуальный контроль начальника подразделения дознания и начальника органа дознания различен.

Так, в соответствии со ст. 40.1 УПК РФ начальник подразделения дознания уполномочен на осуществление процессуального контроля только в отношении дознавателя, в то время как, по смыслу ст. 40.2, начальник органа дознания уполномочен осуществлять процессуальный контроль за всеми должностными лицами органов дознания, перечень которых содержится в ст. 40 УПК РФ. Учитывая данное обстоятельство, а также то, что в соответствии с ч . 2 ст. 40.2 УПК РФ начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, очевидно, что полномочия начальника органа дознания шире полномочий начальника подразделения дознания.

Однако четкого указания на то, что начальник органа дознания уполномочен на осуществление процессуального контроля по отношению к органам дознания в целом, в ст. 40.2 УПК РФ отсутствует, за исключением п. 3 ч. 1, в котором закреплено полномочие проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве не только дознавателя, но и органа дознания.

Также очевидно, что в случае отсутствия специализированного органа дознания, наделение начальника органа дознания процессуальными полномочиями по осуществлению процессуального контроля является не только целесообразным, но и необходимым.

Учитывая изложенное, считаем, что полномочия начальника органа дознания и начальника подразделения дознания должны быть тождественными, но при этом не должны дублироваться. Практическая реализация данного предложения возможна только в случае четкого разграничения пределов осуществления процессуального контроля, а именно определения органов и должностных лиц, в отношении которых осуществляется процессуальный контроль начальником органа дознания и начальником подразделения дознания.

В этой связи представляется удачной формулировкой ч . 2 ст. 40.2 УПК РФ, в соответствии с которой начальник органа дознания обладает полномочиями начальника подразделения дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания. Таким образом, УПК РФ четко определяет, в отношении каких должностных лиц начальник органа дознания осуществляет процессуальный контроль. Следуя ранее высказанному нашему предложению, в целях исключения дублирования полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, целесообразно ограничить процессуальный контроль начальника органа дознания только лишь осуществлением его в отношении дознавателей, которые уполномочены им на осуществление предварительного расследования в форме дознания. При этом процессуальный контроль в отношении дознавателей подразделений дознания должен осуществляться только начальником подразделения дознания.

Однако в этом случае, по нашему мнению, объем процессуальных полномочий, предоставленных действующей редакцией УПК РФ начальнику подразделения дознания не является достаточным для осуществления эффективного процессуального контроля и нуждается в дополнении. Процессуальный статус начальника подразделения дознания должен быть дополнен всеми процессуальными полномочиями, которыми, на наш взгляд нецелесообразно наделен начальник органа дознания.

Учитывая изложенное , предлагается исключить из УПК РФ статью 40.2, внести изменения в статью 40.1 и изложить ее в следующей редакции:

«Статья 40.1. Начальник подразделения дознания. Начальник органа дознания

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении

3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве, дознавателя;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения

5) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

6) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

7) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела

8) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления

9) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу

10) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

3. Начальник органа дознания обладает полномочиями начальника подразделения дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им на производство предварительного расследования в форме дознания.

4. Указания начальника подразделения дознания, начальника органа дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания, начальника органа дознания .»

Также следует отметить, что предложенная редакция статьи 40.1 УПК РФ позволяет разрешить еще один из дискуссионных вопросов и определить, что споры между дознавателем и начальником подразделения дознания, дознавателем и начальником органа дознания разрешаются исключительно прокурором, который наделен для этого необходимой компетенцией и властным ресурсом. Практическая реализация данного положения имеет важное значение , поскольку, как справедливо отмечает О.С. Илюшкина, осуществление процессуального руководства дознанием со стороны прокурора является гарантом соблюдения законности и обеспечением процессуальной самостоятельности дознавателя [9, С. 273].

1. Гусейнов Н.А. О правовой регламентации процессуальных полномочий начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя / Н.А. Гусейнов // Пробелы в российском законодательстве. — 2015. — № 3.

2. Табаков С.А. Ведомственный процессуальный контроль за деятельностью следователей и дознавателей органов внутренних дел: дисс . … канд. юрид . наук / С.А. Табаков. — Омск. 2009.

3. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя / Б.Т. Безлепкин . — М. 2008.

4. Митюкова М.А. Полномочия начальника органа дознания в системе органов внутренних дел / М.А. Митюкова // Сибирский юридический вестник. — 2004. — № 4.

5. Гришин Д.А. К вопросу о совершенствовании производства дознания // Российский следователь. 2008. — № 1.

6. Гусейнов Н.А. Указ .р аб .

7. Заводнова С.В. Обязанности начальника органа дознания в уголовном процессе / С.В. Заводнова // Юридическая наука и правоохранительная практика.- 2012. — № 1 (19).

8. Насонова И.А. Оптимизация участия начальника подразделения дознания как одно из условий совершенствования правовой регламентации уголовно-процессуальной деятельности / И.А. Насонова, Т.А. Арепьева // Судебная власть и уголовный процесс. -2016. — № 2.

9. Илюшкина О.С. Особенности взаимодействия начальника подразделения дознания с начальником органа дознания и дознавателями при раскрытии и расследовании преступлений / О.С. Илюшкина // Вестник Нижегородской академии МВД России. -2011. — № 3 (16).

Сведения об авторе:

Дядченко Александр Александрович – доцент кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВО «РГУП», e — mail : dydchenko [email protected] yandex . ru

CORRELATION PROCEDURAL STATUS OF THE INQUIRY OFFICER, THE CHIEF DIVISIONS OF INQUIRY AND THE CHIEF OF THE INQUIRY AGENCY

Annotation: The article analyzes the norms of the Criminal Procedure Code regulating the procedural status of the inquiry officer, the chief of the inquiry unit and the head of the inquiry agency, notes the contradictory opinions regarding the advisability of granting the chief of the inquiry agency a wide range of powers and proposes appropriate changes to the articles of Criminal Procedure Code, addressing the participants in the criminal proceedings.

Keywords: participants in criminal proceedings, procedural status, the investigator, the head of the inquiry unit, the head of the inquiry agency.

cscb.su

21.Орган дознания. Дознаватель. Начальник органа дознания. Начальник подразделения дознания.

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

Полномочия (ст. 40, 151 УПК): 1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции РФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы; 5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы РФ.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

Правомочны (по должности) производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

Полномочия: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5, ч. 4 ст. 225 УПК).

Полномочия: 1) уголовно-процессуальные права, реализуемые на стадии возбуждения уголовного дела (продление до 10 суток срока предварительной проверки по сообщению или заявлению (ст. 144 УПК РФ); истребование из СМИ документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении (ч.2 ст. 144 УПК РФ); право и обязанность рассмотреть вопрос о заведомо ложном доносе (ст. 147 УПК РФ), направляет руководителю следственного органа уголовное дело после производства неотложных следственных действий, а в случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч.ч. 3,4 ст. 157 УПК РФ); 2) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, реализуемые на стадии предварительного расследования (поручение о производстве неотложных следственных действий и оперативно розыскных мероприятий, (ч.1 ст. 152, ч.4 ст. 157 УПК РФ соответственно), утверждение обвинительного акта (ч.4 ст.225 УПК РФ); 3) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им при движении уголовного дела из органа дознания в прокуратуру, судебные органы и из судебных органов и прокуратуры в орган дознания (ст. ст. 306, 321 УПК РФ); 4) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им в процессе обеспечения безопасности потерпевшего, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (право и обязанность рассматривать обращения органа, осуществляющего меры безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо их отмене).

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

Полномочия: 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения либо производство дознания по уголовному делу; 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю; 3) проверять материалы уголовного дела; 4) давать дознавателю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; 5) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; 6) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

studfiles.net

Орган дознания. Начальник подразделения дознания, дознаватель. Соотношение полномочий

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Начальник органа дознания- должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5, ч. 4 ст. 225 УПК).

Дознаватель- должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

Функции дознавателя выполняют должностные лица, назначенные начальником органа дознания для производства дознания по конкретному делу (например, командиры воинских частей назначают в качестве дознавателей наиболее подготовленных офицеров).

В системе органов внутренних дел имеются специальные подразделения дознания. Право производить дознание в милиции имеют оперативные уполномоченные отделов уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, участковые уполномоченные.

Дознаватель, являясь самостоятельным участником процесса, производит следственные и другие процессуальные действия по исследованию обстоятельств дела, принимает процессуальные решения, оценивает доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь законом и совестью (ст. 17 УПК).

Закон не допускает возложения полномочий по производству дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия с тем, чтобы исключить влияние данных, ставших им известными в ходе оперативно-розыскных мероприятий, на отношение к проведению следственных действий и оценку их результатов. Дознаватель несет ответственность за законность и обоснованность своих действий, однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем у следователя. Это проявляется во взаимоотношениях с прокурором и начальником органа дознания. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Обжалование этих указаний, на которое имеет право дознаватель, не приостанавливает их исполнения.

В соответствии с п. 3 ст. 41 УПК дознаватель может самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение.

По отдельным вопросам дознания решения принимаются от имени органа дознания (например, задержание — ст. 91 УПК) или утверждаются начальником органа дознания (например, обвинительный акт — ст. 225 УПК).

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Самостоятельным участником уг. процесса является начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уг. делу;

2) изымать уг. дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уг. делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уг. дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уг. дело в порядке, установленном УПК, принять уг. дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уг. дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

При осуществлении данных полномочий, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уг. дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Выемка

Выемка — это следственное действие, заключающееся в истребовании и изъятии известных следователю предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся. Основания и порядок производства выемки предусмотрены ст. 183 УПК РФ.

При выемке производится изъятие строго определенных предметов и документов, если следователю заранее известны их индивидуальные признаки, где и у кого они находятся.

Выемка проводится по постановлению следователя, в производстве которого находится уголовное дело. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, выемка в жилище, а также выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ. В постановлении о выемке указывается местонахождение изымаемых объектов, их наименование и индивидуальные признаки.

Постановление о выемке, а при необходимости и судебное решение, предъявляются лицу, которому принадлежат подлежащие изъятию предметы и документы, или представителю кредитной организации. В случае отказа добровольно выдать предметы, подлежащие изъятию, производится их принудительная выемка. При наличии у следователя достаточных оснований полагать, что лицо, находясь в месте выемки, скрывает при себе искомые объекты, может быть неотложно произведен его личный обыск.

Перед выемкой почтово-телеграфной корреспонденции на нее налагается арест. Осмотр и выемка корреспонденции проводится в присутствии понятых из числа работников почтово-телеграфного учреждения.

Основным средством фиксации хода и результатов обыска и выемки является протокол, составляемый в соответствии с требованиями ст. 166 и 167 УПК РФ. Протокол составляется после завершения обыска или выемки на месте их проведения.

В отличие от обыска при выемке обычно нет необходимости в проведении поисковых действий. Факт наличия определенных предметов и документов в конкретном месте, у того или иного лица либо в конкретной организации, производстве, фирме установлен и известен. Выемка может носить добровольный характер, когда лицо готово, а возможно само намерено передать в правоохранительные органы какие-либо важные для расследования объекты. В принудительном порядке выемка может осуществляться как у лиц, причастных к совершенному преступлению, так и у иных лиц (например, купивших либо нашедших ту или иную вешь или ценность). В соответствии с ч. 5 ст. 183 УПК РФ до начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

К специфическим видам выемки относится изъятие предметов и документов, содержащих государственную или охраняемую законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард. Такая выемка, а также выемка почтово-теле- графных отправлений производятся на основании судебного решения.

studopedia.org

Смотрите еще:

  • Штраф за отсутствие ккм Штрафы за работу без кассового аппарата и другие нарушения, связанные с применением ККМ Статья 14.5. КоАП РФ: основная статья описывающая нарушения и штрафы при применении контрольно-кассовой техники в Российской Федерации. Статья […]
  • Закону российской федерации о средствах массовой информации Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., […]
  • Ст 7 п11 федерального закона Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N […]
  • Зеленоградский прокурор ИНФОРМАЦИЯ О ПРИЕМЕ ГРАЖДАН Мероприятия 1 августа Мероприятия 2 августа Мероприятия 3 августа Мероприятия 4 августа Мероприятия 5 августа Мероприятия 6 августа Мероприятия 7 августа Мероприятия 8 августа Мероприятия 9 […]
  • Закон no 81-ф3 Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" С изменениями и дополнениями от: 24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 […]
  • Шжэсм-2к правила эксплуатации Практическая работа (часть 3) 2 часа. Устройство, принцип действия, правила эксплуатации и техники безопасности шкафа жарочного электрического секционного модулированного ШЖСМ – 2К Устройство, принцип действия, правила эксплуатации и […]
  • Приказ минкультуры 1488 от 03122012 Министерство культуры российской федерации от 3 декабря 2012 г. N 1488 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА КЛАССИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ГОСТИНИЦЫ И ИНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ, ГОРНОЛЫЖНЫЕ ТРАССЫ И ПЛЯЖИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ […]
  • Уголовный кодекс укрф Уголовный кодекс (УК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, […]