Приказ 383 от 04092014

Содержание статьи:

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2015 г. № 383н “О внесении изменений в Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 155н”

Внести в Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 155н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2014 г., регистрационный № 33990), изменения согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2015 г.

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 17 июня 2015 г. № 383н

Изменения в Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 155н

1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Требования Правил распространяются на работников и работодателей — физических или юридических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками.».

2. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. К работам на высоте относятся работы, при которых:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:

при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;

при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м;

б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.».

3. Дополнить пунктом 3.1 в следующей редакции:

«3.1. В зависимости от условий производства все работы на высоте делятся на:

а) работы на высоте с применением средств подмащивания (например, леса, подмости, вышки, люльки, лестницы и другие средства подмащивания), а также работы, выполняемые на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более;

б) работы без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также работы, выполняемые на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м.».

4. Пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Работники допускаются к работе на высоте после проведения:

а) обучения и проверки знаний требований охраны труда(1);

б) обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.».

5. Дополнить сноской (1) в следующей редакции:

«(1) Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный № 4209).».

6. В абзаце первом пункта 9 слова «обучение безопасным методам и приемам выполнения работ для» заменить словами «обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте».

7. Абзац 2 пункта 10 изложить в следующей редакции:

«Работникам, выполняющим работы на высоте с применением средств подмащивания, а также на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, и успешно прошедшим проверку знаний и приобретенных навыков по результатам проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, выдается удостоверение о допуске к работам на высоте, рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением № 2 к Правилам.».

8. Пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Работникам, допускаемым к работам без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также выполняемым на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м, по заданию работодателя на производство работ выдается оформленный на специальном бланке наряд-допуск на производство работ (далее — наряд-допуск), рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением № 3 к Правилам.

Работники, допускаемые к работам без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также выполняемым на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м, а также работники, организующие проведение технико-технологических или организационных мероприятий при указанных работах на высоте, делятся на следующие 3 группы по безопасности работ на высоте (далее — группы):

1 группа — работники, допускаемые к работам в составе бригады или под непосредственным контролем работника, назначенного приказом работодателя (далее — работники 1 группы);

2 группа — мастера, бригадиры, руководители стажировки, а также работники, назначаемые по наряду-допуску ответственными исполнителями работ на высоте (далее — работники 2 группы);

3 группа — работники, назначаемые работодателем ответственными за организацию и безопасное проведение работ на высоте, а также за проведение инструктажей, составление плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ; работники, проводящие обслуживание и периодический осмотр средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ); работники, выдающие наряды-допуски; ответственные руководители работ на высоте, выполняемых по наряду-допуску; должностные лица, в полномочия которых входит утверждение плана производства работ на высоте (далее — работники 3 группы).

К работникам 3 группы относятся также специалисты, проводящие обучение работам на высоте, а также члены аттестационных комиссий организаций, проводящих обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, и работодателей.».

в абзаце первом слова «, проводимых без инвентарных лесов и подмостей, с использованием систем канатного доступа,» исключить;

в абзаце втором слова «, проводимых без инвентарных лесов и подмостей с использованием систем канатного доступа,» исключить.

а) в абзаце первом слова «, проводимых без применения инвентарных лесов и подмостей, с использованием систем канатного доступа» исключить;

б) в абзаце втором слова «из специалистов, прошедших соответствующую подготовку и аттестацию в качестве членов аттестационной комиссии» заменить словами «из преподавателей и специалистов, прошедших соответствующую подготовку и аттестацию»;

в) абзац третий изложить в следующей редакции:

«Работникам, успешно сдавшим экзамен, выдаются удостоверение о допуске к работам на высоте, рекомендуемый образец которого предусмотрен приложением № 4 к Правилам. Работникам, выполняющим работы на высоте с применением систем канатного доступа, дополнительно выдается личная книжка учета работ на высоте, рекомендуемый образец в приложении № 5 к Правилам.».

11. В пункте 14 слова «инструкторов и квалифицированных рабочих» заменить словами «инструкторов, квалифицированных рабочих».

12. Пункт 15 изложить в следующей редакции:

«15. Проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте проводится не реже 1 раза в год. Данная проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте может проводиться аттестационной комиссией, создаваемой работодателем.

Проведение проверки знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также работы, выполняемые на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м, по решению работодателя может быть совмещено с проведением экзамена по окончании периодического обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.

Результаты проверки знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте оформляются протоколом с указанием даты проведения проверки знаний, фамилии, имени, отчества лица, прошедшего проверку знаний, результатов проверки знаний. Протокол подписывается членами аттестационной комиссии, прошедшими соответствующее обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте в организации, осуществляющей образовательную деятельность.».

а) в подпункте «а»:

слова «с территориально меняющимися» заменить словами «с меняющимися по высоте»;

слова «; или разработка и утверждение» заменить словами «, или разработку и утверждение»;

б) в подпункте «б» слова «плана мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ» заменить словами «плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ».

14. В подпункте «г» пункта 19 слова «без применения инвентарных лесов и подмостей с применением систем канатного доступа» исключить.

15. Пункт 21 изложить в следующей редакции:

«21. Работодатель до начала выполнения работ на высоте должен утвердить перечень работ на высоте, выполняемых с оформлением наряда-допуска (далее — Перечень), с обязательным включением в него помимо работ, указанных в пункте 11 Правил, работ на нестационарных рабочих местах.».

16. Пункт 23 дополнить словами «, и обеспечением условий и порядка выполнения работ по наряду-допуску в соответствии с требованиями нормативного правового акта его утвердившего».

17. Подпункт «б» пункта 27 дополнить словами «(может не назначаться в случаях, определенных иными нормативными правовыми актами в сфере охраны труда);».

а) в подпункте «б» после слов «руководителя работ» дополнить словами «(может не назначаться в случаях, определенных иными нормативными правовыми актами в сфере охраны труда)»;

б) в подпункте «е» после слов «руководителю работ» дополнить словами «(при назначении) или производителю работ»;

в) в подпункте «з» слово «осуществлять» заменить словом «организовывать».

19. В подпункте «г» пункта 29 слово «контроль» заменить словами «организацию контроля».

20. В пункте 30 после слов «Ответственный руководитель работ» дополнить словами «(при назначении) или производитель работ».

а) в четвертом предложении слова «не имеет права покидать место производства работ» заменить словами «в случае временного ухода с места производства работ и отсутствия возможности переложить исполнение своих обязанностей на ответственного руководителя работ или работника, имеющего право выдачи наряда-допуска, обязан удалить бригаду с места работы.»;

б) дополнить вторым абзацем следующего содержания:

«На время своего временного отсутствия на рабочем месте ответственный исполнитель работ должен передать наряд-допуск заменившему его работнику с соответствующей записью в нем с указанием времени передачи наряда-допуска.».

22. В абзаце втором пункта 46 после слов «руководителя работ» дополнить словами «(при его назначении)».

а) в абзаце втором слова «Установка и снятие» заменить словами «На высоте установка и снятие»;

б) в абзаце третьем слова «Установку и снятие» заменить словами «На высоте установку и снятие».

24. Пункт 97 изложить в следующей редакции:

«97. Срок годности средств защиты, правила их хранения, эксплуатации и утилизации устанавливаются изготовителем и указываются в сопроводительной документации на изделие.».

25. В пунктах 128-130 слова «и выше» исключить.

26. Пункт 136 изложить в следующей редакции:

«136. При невозможности устройства переходных мостиков или при выполнении мелких работ, требующих перемещения работника на высоте в пределах рабочего места, и когда исключена возможность скольжения работника по наклонной плоскости, должны применяться анкерные линии, расположенные горизонтально.

Канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступней ног.».

27. Пункт 140 изложить в следующей редакции:

«140. Стальные канаты горизонтальной анкерной линии, устанавливаемой на высоте более 1,2 м от плоскости опоры для ступней ног работника, должны быть диаметром не менее 8,0 мм. Стальные канаты должны быть, в основном, маркировочной группы не ниже 1558 МПа (160 кгс/кв. мм).».

28. Пункт 218 изложить в следующей редакции:

«218. Электрические тали должны соответствовать установленным требованиям.(2)».

29. Дополнить сноской (2) в следующей редакции:

«(2) Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21.10.2011).».

30. В пункте 2 приложения № 1 к Правилам:

а) в абзаце девятом слова «(работники, назначаемые работодателем ответственными за безопасную организацию и проведение работ на высоте, а также за проведение инструктажей; преподаватели и члены аттестационных комиссий, созданных приказом руководителя организации, проводящей обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте; работники, проводящие обслуживание и периодический осмотр СИЗ; работники, выдающие наряды-допуски; ответственные руководители работ на высоте, выполняемых по наряду-допуску; специалисты по охране труда; должностные лица, в полномочия которых входит утверждение ПНР на высоте)» исключить;

б) абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:

«Требования, предъявляемые к преподавателям и работникам 3 группы по безопасности работ на высоте: старше 21 года, опыт выполнения работ на высоте или организации проведения технико-технологических или организационных мероприятий при работах на высоте более 2-х лет.».

31. В приложении № 2 к Правилам в удостоверении о допуске к работам на высоте:

а) строку «наименование организации, выдавшей удостоверение» изложить в следующей редакции:

«наименование организации, проводящей обучение и выдавшей удостоверение»;

б) строку «Действительно до ___ _______ 20___г.» исключить.

32. В приложении № 4 к Правилам:

а) в заголовке приложения и в строке «- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ без применения инвентарных лесов и подмостей, с применением систем канатного доступа;» слова «без применения инвентарных лесов и подмостей, с применением систем канатного доступа» исключить;

б) строку «наименование организации, выдавшей удостоверение» изложить в следующей редакции:

«наименование организации, проводящей обучение и выдавшей удостоверение»;

в) пункт 1 примечания к приложению дополнить абзацем следующего содержания:

«Работникам, выполняющим работы на высоте с применением средств подмащивания, на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, а также работы без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, работы, выполняемые на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений, составляющей менее 1,1 м, при получении данного удостоверения удостоверение, предусмотренное приложением № 2 к Правилам, может не выдаваться.».

33. В приложении № 5 к Правилам в названии и по тексту слова «без применения инвентарных лесов и подмостей, с применением систем канатного доступа» исключить.

34. В приложении № 10 к Правилам графу «Характеристика фактора» пункта 3.1 изложить в следующей редакции:

«3.1 В качестве системы безопасности, в случае, если указанный на стропе запас высоты недостаточен для обеспечения безопасности работника, должны использоваться средства защиты ползункового типа на анкерной линии (схема 3.1) или средства защиты от падения втягивающего типа (схема 3.2).».

35. В приложении № 16 к Правилам:

а) в графе «Графическая схема тормозной системы» позицию вторую и третью поменять местами;

б) в графе «Характеристика тормозной системы» позиции пятой слова «для спуска по канату «восьмерка» заменить словами «для спуска по канату».

Обзор документа

Внесены коррективы в Правила по охране труда при работе на высоте.

Уточнено, что они распространяются на всех работодателей — физических или юридических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками (ранее исключение делалось для граждан, не являющихся ИП).

Пересмотрен перечень высотных работ. Введена их классификация.

В зависимости от условий производства все работы на высоте делятся на 2 группы. Первая — работы с применением средств подмащивания (напр., леса, подмости, вышки, люльки, лестницы и другие средства подмащивания), а также те, которые выполняются на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более. Вторая — работы без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также работы на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м на площадках при отсутствии защитных ограждений либо при высоте защитных ограждений до 1,1 м.

Из перечня условий допуска к работе на высоте исключено прохождение инструктажа по охране труда.

При оформлении наряда-допуска ответственный руководитель работ может не назначаться в случаях, определенных иными нормативными правовыми актами в сфере охраны труда.

Ранее ответственному исполнителю работ запрещалось покидать место производства работ. Теперь согласно поправкам в случае его временного ухода и отсутствия возможности переложить исполнение своих обязанностей на ответственного руководителя работ или работника, имеющего право выдачи наряда-допуска, ответственный исполнитель обязан удалить бригаду с места работы. На время своего отсутствия на рабочем месте ответственный исполнитель должен передать наряд-допуск заменившему его работнику. В документе необходимо указать время его передачи.

Срок годности средств защиты, правила их хранения, эксплуатации и утилизации устанавливаются изготовителем и указываются в сопроводительной документации на изделие.

Стальные канаты горизонтальной анкерной линии, устанавливаемой на высоте более 1,2 м от плоскости опоры для ступней ног работника, должны быть диаметром не менее 8 мм (прежде — 10,5 или 11 мм).

Электрические тали должны соответствовать техрегламенту ТС о безопасности машин и оборудования.

www.garant.ru

Пошлина апелляционная жалоба арбитражный суд

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2012 г. N Ф09-12534/12 по делу N А50-8598/2012 (ключевые темы: государственная пошлина — возврат переплаты — Федеральная налоговая служба — назначение платежа — юридически значимые действия)

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2012 г. N Ф09-12534/12 по делу N А50-8598/2012

26 декабря 2012 г.

Дело N А50-8598/12

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Токмаковой А. Н.,

судей Жаворонкова Д. В., Лимонова И. В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми на решение Арбитражного суда Пермского края от 18.06.2012 по делу N А50-8598/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие индивидуальный предприниматель Дубровин Юрий Алексеевич (паспорт; далее — предприниматель).

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми в возврате государственной пошлины в размере 16 507 руб. 43 коп. и обязании ее вернуть (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 18.06.2012 (судья Власова О.Г.) признан незаконным отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми вернуть предпринимателю государственную пошлину в сумме 16 507 руб. 43 коп. Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 (судьи Сафонова С.Н., Борзенкова И.В., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми просит указанные судебные акты отменить в части возложения на нее обязанности вернуть предпринимателю излишне уплаченную государственную пошлину, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права — п. 3 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ревде Свердловской области от 13.07.2006 N 09-06/7930.

Согласно двум квитанциям от 27.07.2006 предпринимателем в федеральный бюджет уплачена государственная пошлина за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере 16 657 руб. 43 коп. Получателем платежа значилось Управление Федерального казначейства по Свердловской области (ИФНС по г. Ревде). В качестве назначения платежа в квитанциях указано: «Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах».

Решением суда от 19.10.2006 по делу N А60-19242/2006 в удовлетворении требований отказано.

Предпринимателем на решение суда подана апелляционная жалоба, которая оплачена госпошлиной в размере 1000 руб. по квитанции от 10.11.2006. В качестве назначения платежа в квитанции указано: «Госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2006 по делу N А60-19242/2006».

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2006 решение суда первой инстанции от 19.10.2006 оставлено без изменения. Предпринимателю возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 17 507 руб. 43 коп., выдана справка на возврат пошлины в указанной сумме.

Предприниматель, собрав требуемый пакет документов, обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Ревде Свердловской области с заявлением о возврате государственной пошлины. Решением от 08.10.2007 N 316/07-52/23954 в возврате пошлины отказано, указано на необходимость обращаться за ее возвратом в налоговый орган по месту нахождения Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

Аналогичное решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) вынесено 23.10.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга. Предпринимателю также указано на необходимость обращения в налоговый орган по месту нахождения Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

Предприниматель обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми с просьбой вернуть госпошлину в размере 17 507 руб. 43 коп. Решением от 08.08.2008 N 5312 инспекция отказала в осуществлении возврата со ссылкой на то, что уплата государственной пошлины произведена за совершение юридически значимого действия, в связи с чем ее возврат должен осуществляться в налоговом органе по месту уплаты.

Названное решение обжаловано предпринимателем в УФНС по Пермскому краю. Решением вышестоящего налогового органа от 24.12.2008 N 18-22/333 решение инспекции изменено путем отмены в части отказа вернуть государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-19242/06-08 в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав предпринимателя в указанной части.

В январе 2009 года Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми вернула предпринимателю 1000 руб. государственной пошлины, уплаченной за подачу апелляционной жалобы.

Полагая, что отказ в возврате остальной суммы государственной пошлины (16 507 руб. 43 коп.) нарушает его права, предприниматель обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми, указав, что, поскольку решение о возврате госпошлины принял Семнадцатый апелляционный суд, то и госпошлина должна быть возвращена налоговой инспекцией, находящейся в том же районе — Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми.

Суд апелляционной инстанции признал не соответствующими положениям ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации выводы суда о том, что государственная пошлина должна быть возвращена налоговым органом, находящимся в районе деятельности суда, принявшего решение о возврате пошлины. Между тем суд не усмотрел оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2005, признан утратившим силу Закон РСФСР от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине», раздел VIII Налогового кодекса Российской Федерации дополнен главой 25.3 «Государственная пошлина».

С указанной даты установлен иной порядок возврата государственной пошлины. Если ранее возврат суммы излишне уплаченной государственной пошлины производился налоговым органом по месту учета плательщика сбора, то согласно Федеральному закону от 02.11.2004 N 127-ФЗ ее возврат производится налоговым органом по месту нахождения органа, за действия которого уплачена государственная пошлина.

Государственная пошлина является сбором, взимаемым с плательщиков при обращении, в частности, в арбитражные суды ( ст. 13 , 333.16 и 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации) за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины в связи с обращением в арбитражные суды осуществляется, исходя из положений абз. второго п. 11 ст. 78 , п. 3 и 7 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации; нормы ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении возврата излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

Порядок возврата госпошлины, установленный п. 3 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, корреспондирует порядку уплаты госпошлины при обращении в суд, установленному п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, когда госпошлина должна быть уплачена только по месту совершения юридически значимого действия, на что указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20.03.2008 N 190-О-О.

Судами установлено, что предпринимателем в 2006 году была излишне уплачена государственная пошлина в размере 16 507 руб. 43 коп. за рассмотрение Арбитражным судом Свердловской области дела N А60-19242/2006 по заявлению о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ревде Свердловской области от 13.07.2006 N 09-06/7930.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что согласно п. 3 ст. 333.40 НК РФ пошлина в указанном размере подлежала возврату налоговой инспекцией по месту нахождения Арбитражного суда Свердловской области в 2006 году.

Между тем судом отмечено, что спор, по которому подлежит возврату госпошлина, рассмотрен судами в 2006 году, госпошлина также уплачена в 2006 году.

Предприниматель в течении шести лет не имел возможности получить государственную пошлину из федерального бюджета по формальным основаниям при наличии права на ее возврат.

Решения налоговых органов об отказе в возврате пошлины предпринимателем не были оспорены, срок для их обжалования пропущен.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также учитывая единство органов налоговой системы Российской Федерации, отсутствие у предпринимателя возможности иным путем восстановить нарушенное право на возврат федерального налога, суд апелляционной инстанции счел возложил на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми обязанность вернуть предпринимателю излишне уплаченную государственную пошлину.

Судебный акт соответствует принципам, заложенным в ст. 2 , 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции считает также необходимым отметить следующее.

Требование суда об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем возврата излишне уплаченной суммы означает возложение на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми обязанности принять решение о возврате излишне уплаченной государственной пошлины, на основании которого орган Федерального казначейства в силу п. 3 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации произведет ее возврат.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 286 , 287 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решение Арбитражного суда Пермского края от 18.06.2012 по делу N А50-8598/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Перми — без удовлетворения.

Разьяснения по уплате государственной пошлины в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 46 от 11.07.2014

Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Поскольку государственная пошлина может быть уплачена через представителя, по смыслу пунктов 3,6 статьи 333.40 НК РФ заявление о возврате, зачете излишне уплаченной государственной пошлины также может быть подано представляемым либо его представителем.

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется на указанный в заявлении банковский счет, таким счетом может быть банковский счет представителя.

Лица, обращающиеся с апелляционными жалобами на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов по иным делам (в частности, названным в подпунктах 6, 8, 10, 11 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), уплачивают государственную пошлину в размере 50 процентов от суммы, предусмотренной пунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

При подаче заявлений неимущественного характера, как заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 300 рублей для физических лиц и 3000 для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 4 постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 года № 6 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о государственной пошлине» в ходатайстве об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче апелляционной жалобы.

К таким документам, в частности, относится подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица – заинтересованной стороны).

Исключение с 1 января 2011 года из ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не повлияло на право заинтересованной стороны обратиться в налоговый орган с официальным запросом об имеющихся у неё счетах в банках, сведениями о которых располагает налоговый орган.

В соответствии с разъяснениями ФНС России, содержащимися в письме от 23.05.2011 года № ПА-4-6/[email protected], такой запрос должен быть оформлен в письменном виде на бланке в соответствии с требованиями делопроизводства и скреплен печатью, либо направлен в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Запрос также должен содержать указание цели и правового основания затребования конфиденциальной информации и быть подписан уполномоченным должностным лицом. В случае представления запроса через представителя, его полномочия на основании пункта 3 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации должны быть документально подтверждены.

Дополнительно сообщаем, что письмом от 10.11.2011 №03-02-09/7 Министерство финансов РФ разъяснило, что имеющаяся в информационных ресурсах налоговых органов информация о счетах налогоплательщика в банках может быть представлена последнему налоговым органом в произвольной форме.

Девятый арбитражный апелляционный суд

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование- ГУ Банка России по ЦФО)

Получатель

Управление Федерального казначейства (УФК) по г.Москве (ИФНС России №13 по г. Москве)

Расчетный счет

Государственная пошлина

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)

Глава 25.3. Государственная пошлина

Статья 333.17 Плательщики государственной пошлины

Статья 333.18 Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов — не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;
(пп. 5.1 введен Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
5.2) при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21 — 33 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, — до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению;
(пп. 5.2 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

  • при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 — 5.2 настоящего пункта, — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
    (в ред. Федеральных законов от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
  • Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.

    В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

    В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

    Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 настоящего Кодекса.

    Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.
    (абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

    Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
    (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ)

    Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
    (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

    Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
    (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 201-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

    Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
    (абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

    При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.
    (абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

  • Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены настоящей главой соответственно для организаций и физических лиц.
  • Перечень и формы документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, а также порядок их представления устанавливаются федеральными законами.
    (п. 5 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

    Статья 333.21 Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами
    (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

    до 100 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;

    от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

    от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;
    (в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 41-ФЗ)

    от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей — 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;

    свыше 2 000 000 рублей — 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;

    при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными — 6 000 рублей;
    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

    2.1) при подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии:

    для физических лиц — 300 рублей;
    (в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 312-ФЗ)

    для организаций — 2 000 рублей;
    (пп. 2.1 введен Федеральным законом от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

    2.2) при подаче заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

    для физических лиц — 300 рублей;

    для организаций — 2 000 рублей;
    (пп. 2.2 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 19-ФЗ)

    при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

    (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

    для организаций — 3 000 рублей;
    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

    при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, — 6 000 рублей;
    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

    4.1) при подаче заявления о выдаче судебного приказа — 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;
    (пп. 4.1 введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 48-ФЗ)

  • при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом):
    для физических лиц — 300 рублей;
    для организаций — 6 000 рублей;
    (пп. 5 в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 407-ФЗ)
  • при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — 3 000 рублей;
    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
  • при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

    по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

    по спорам имущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;

  • при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда — 3 000 рублей;
    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
  • при подаче заявления об обеспечении иска — 3 000 рублей;
    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
  • при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 3 000 рублей;
    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
  • при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения — 3 000 рублей;
    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
  • при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда об отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа, о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, по делу об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
    (пп. 12 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 57-ФЗ)

    12.1) при подаче кассационной жалобы на судебный приказ — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
    (пп. 12.1 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 57-ФЗ)

    12.2) при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
    (пп. 12.2 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 57-ФЗ)

  • утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;
  • при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

    для физических лиц — 300 рублей;
    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)

    для организаций — 6 000 рублей.

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
    (пп. 14 введен Федеральным законом от 30.04.2010 N 69-ФЗ)
    (п. 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

    Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.22 настоящего Кодекса.

    Статья 333.22 Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды
    (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

    1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
      (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)
      1. при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
      2. цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска — арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты;
      3. при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;
      4. в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;
      5. при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса;
      6. утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2017 N 57-ФЗ;
      7. при отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины.
        (пп. 7 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 57-ФЗ)
      8. Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
        (п. 2 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)
      9. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.37 настоящего Кодекса.

      Статья 333.37 Льготы при обращении Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды
      (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

      1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков;
      (пп. 1.1 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

    2. истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;
    3. авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).
      (пп. 3 введен Федеральным законом от 10.07.2012 N 100-ФЗ)
    4. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:
      (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)
      1. общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
      2. истцы — инвалиды I и II группы.
      3. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

      Статья 333.40 Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

      1. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
        1. уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;
        2. возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
          (пп. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
        3. прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

        При заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.

        Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком (административным ответчиком) требований истца (административного истца) после обращения указанных истцов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции;
        (пп. 3 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

      2. отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
      3. отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца.
      4. направления заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации (в отношении государственной пошлины, предусмотренной пунктом 1 статьи 330.30 настоящего Кодекса).
        (пп. 6 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
      5. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.
        (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
      6. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

        К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

        Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

        Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

        Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

        К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.
        (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)

        Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

        Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
        (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
        (п. 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ)

        Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.

        При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.

      7. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
      8. Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

        Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

      9. Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.
      10. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за совершение действий по опробованию, анализу и клеймению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, в случае возврата таких изделий в неклейменом виде по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
        (п. 8 введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 112-ФЗ)

        mcuns.ru

        Смотрите еще:

        • Приказ о работе на высоте на предприятии Правила проведения работ на высоте Несмотря на традиционно легкомысленное отношение к правилам техники безопасности в России, следует всегда помнить, что каждая подобная норма имеет очень высокую цену. Ведь она связана с несчастными […]
        • Реальный раздел земельного участка иск Апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 22 июля 2014 г. по делу N 33-6710/2014 (ключевые темы: жилой дом - общая долевая собственность - выдел в натуре - хозяйственные постройки - собственность на […]
        • Фгос ноо приказ от 06102009 373 Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
        • Федеральный закон от 02122013 349-фз Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ"О федеральном бюджете на 2014 […]
        • Законы о пособиях на ребенка 2014 Федеральные и региональные выплаты в 2013-2014 гг. Таблица детских пособий Таблица детских пособий включает в себя федеральные пособия, выплачиваемые на всей территории РФ, и региональные компенсации. Каждый год федеральные выплаты […]
        • Закон нижегородской области об ограничении пребывания детей Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 г. N 23-З "Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 г. N 23-З […]
        • Закон о защите прав потребителей срок исполнения Сроки выполнения работ - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., […]
        • Приказ фмс россии от 280610 147 Приказ Федеральной миграционной службы от 28 июня 2010 г. N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (с […]