Архитектурные виды судов

Архитектурные виды судов

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

Устройство и техническая эксплуатация судна

17.05.2015 09:40
дата обновления страницы

Общие сведенья о судне

Для морского флота характерно большое разнообразие судов, которые различают по размерам, конструкции корпуса, типу СЭУ и основным технико-экономическим характеристикам.

Чтобы лучше разобраться в большом разнообразии морских судов, их классифицируют, делят на типы, классы, группы и т. п. Наиболее часто морские суда классифицируют по назначению и району плавания, роду двигателя и движителя, а также по некоторым другим особенностям и признакам.

По назначению, т. е. по роду выполняемой службы, суда можно разделить на следующие классы и группы.

Пассажирские: рейсовые, круизные, местного сообщения.

Сухогрузные: общего назначения, для перевозки генеральных грузов в упаковке; специализированные суда для перевозки одного определенного груза или двух и более видов грузов одной категории — лесовозы, пакетовозы, рефрижераторные суда, балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы; многоцелевые, обеспечивающие перегрузку разными способами, например крановым и доковым; универсальные для перевозки любых различных грузов, в том числе опасных, рефрижераторных, контейнеров; суда двойной специализации для перевозки массовых грузов двух разных категорий — нефтерудовозы, хлопколесовозы. Паромы -для перевозки транспортных средств я пассажиров, лихтеры — несамоходные грузовые суда. Наливные — танкеры, газовозы, химовозы, виновозы.

К ним относятся буксиры, ледоколы лоцманские и разъездные катера.

Это дно углубительные снаряды, землечерпалки, землесосы, грунтоотвозные шаланды.

Суда специального назначения.

К этому типу судов относятся экспедиционные, гидрографические учебные, спасательные, пожарные нефтемусоросборщики, сборщики льяльных вод, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие доки.

Промысловые суда. В состав эти судов входят траулеры, сейнеры тунцеловы, краболовы, плавбазы транспортно-рефрижераторные и т. п.

По району плавания морские суд Регистр СССР делит на группы суда неограниченного плавания суда ограниченного плавания -свободное плавание в закрыты морях или в открытых с удаление от порта-убежища до 200 миль

суда ограниченного плавания II -плавание в открытых морях удалением от порта-убежища до 5 миль;

суда ограниченного плавания II СП — плавание на внутренних водных путях с выходом в море при волнении не более 6 баллов и с удалением от порта-убежища в открытых морях до 50 миль, а в закрытых до 100 миль;

Рис. 1. Архитектурные типы судов: а — гладкопалубное; б — трехостровное; в — двухостровное; г — с удлиненным баком; д -с удлиненным ютом

суда ограниченного плавания III- прибрежное, рейдовое и портовое плавание.

По материалу корпуса суда классифицируются на стальные, железобетонные, пластмассовые, деревянные и из алюминиевых сплавов.

По типу главных двигателей морские суда подразделяются на:

пароходы с паровой машиной; турбоходы с турбиной (паровой на паротурбоходах, газовой на газотурбоходах) ;

теплоходы с двигателем внутреннего сгорания;

электроходы с главными электродвигателями, ток к которым подается от генератора, вращаемого дизелем,- дизель-электроходы или турбиной — турбоэлектроходы; атомоходы с атомной СЭУ. По роду движителя, суда делятся на гребные, парусные, колесные, винтовые, с крыльчатым движителем, с водометным движителем.

По глубине погружения суда бывают: водоизмещающие (обычного типа), глиссирующие, на подводных крыльях (СПК), на воздушной подушке (СВП), экранопланы.

Архитектурные типы судов различают в зависимости от количества и расположения надстроек: гладкопалубное судно (рис. 1, а) — на верхней палубе имеет только рубку; трехостровное судно (рис. 1, б) -носовую (бак), кормовую (ют) и среднюю надстройки; двухостровное судно (рис. 1, в) — не имеет средней надстройки; судно с удлиненным баком (рис. г) — средняя надстройка сливается с баком; судно с удлиненным ютом (рис. 1, д) -средняя надстройка сливается с ютом.

Конструктивные типы судов определяются прочностью корпуса, в зависимости от чего различают: полнонаборные суда, или суда с минимальным надводным бортом, имеющие наименьший допустимый надводный борт. Прочность таких судов соответствует максимальной осадке, которую устанавливают для него с учетом обеспечения безопасности плавания; неполнонаборные суда, или суда с избыточным надводным бортом, предназначенные для- перевозки легких грузов и пассажиров. При Полной загрузке такие суда имеют осадку меньше предельной, а надводный борт больше минимального. При меньшей осадке на судно будут действовать меньшие усилия, поэтому размеры связей корпуса могут быть несколько уменьшены. В результате этого прочность судна не будет соответствовать его геометрическим размерам.

Чистка ультразвуком

Чистка ультразвуком

Чистка инжектора, форсунок

wc.matrixplus.ru

Архитектурно-конструктивные типы судов

Архитектурно-конструктивный тип судна определяется его внешней формой, а также числом палуб основного корпуса.

Внешняя форма судна зависит от формы основного корпуса; числа, расположения и формы надстроек и рубок; местоположения главных механизмов и формы дымовых труб; типа и расположения грузового устройства, рангоута (мачт) и т. д.

Форма основного корпуса характеризуется формой штевней, линии седловатости и килевой линии, обводами кормовой оконечности, определяемыми количеством гребных винтов, формой борта на миделе и т. д. На рис. 6 показаны наиболее распространенные формы носовой оконечности морских судов.

У обычных морских транспортных судов форштевень прямой, с наклоном вперед; это придает форме корпуса стремительность, улучшает всхожесть судна на волну и уменьшает заливаемость палубы.

Транспортные суда ледового плавания, а также некоторые буксиры имеют так называемую полуледокольную форму носовой оконечности — с наклоном форштевня в подводной части на 40— 50° и с почти вертикальной надводной частью форштевня. Наклон форштевня в подводной части улучшает условия плавания в битом льду, а почти вертикальный форштевень в надводной части позволяет следовать судну за ледоколом при проводке через ледяные поля, упираясь носом в специальный выем в корме ледокола. Для улучшения ледовых качеств ледоколов их форштевень в подводной части выполняют с большим наклоном (примерно 25—30°).

Рис. 6. Типичные формы носовой оконечности морских судов:

а — обыкновенный нос транспортного судна с прямым наклонным форштевнем; б — нос судна ледового плавания («полуледокольная» форма); в — нос ледокола; г — клиперский нос с «бульбом» быстроходного пассажирского лайнера; д — бульбообразный нос; е — цилиндрический нос супертанкера; ж — ложкообразный нос рыбопромыслового судна

На быстроходных пассажирских и сухогрузных судах носовая оконечность имеет бульбообразную форму в подводной части и клиперские образования в надводной. Наличие бульбы, как указывалось выше, уменьшает волнообразование и способствует уменьшению сопротивления воды движению судна, а клиперский нос позволяет получить более стремительную форму и уменьшает заливаемость палубы (название «клиперский» перешло от парусных судов — клиперов, имевших аналогичную форму форштевня).

В последние годы бульбовую форму носа широко применяют на танкерах и сухогрузных судах с умеренными скоростями. На супертанкерах получила распространение, наряду с бульбовой, носовая оконечность цилиндрической формы, несколько похожая на утюг.

У небольших промысловых судов (траулеров, сейнеров и др.) форштевень имеет обычно округлую «ложкообразную» форму.

Форма кормовой оконечности морских судов (рис. 7) может быть самой различной, однако наиболее часто встречаются крейсерская, обыкновенная и транцевая корма, а также крейсерская, срезанная в надводной части по форме транца. Для морских быстроходных транспортных судов (грузовых, пассажирских и пр.) наиболее характерна крейсерская корма.

Рис. 7. Типичные формы кормовой оконечности морских судов:

а — крейсерская корма; б — обыкновенная корма с подзором; в — транцевая корма

Обыкновенная корма с подзором типична для тихоходных и речных судов, транцевая — для специальных судов, быстроходных катеров и т. п. В последнее время транцевую форму кормы в надводной части и крейсерскую — в подводной широко применяют на морских транспортных и крупных промысловых судах.

Форма кормовой оконечности в значительной мере зависит от количества гребных винтов. У одновинтового судна в ДП в районе расположения винта делают достаточно большой вырез, или «окно», в ахтерштевне. У двухвинтового судна обводы в корме также должны обеспечивать размещение гребных винтов. Поэтому, когда говорят об архитектурном типе судна, обязательно указывают, сколько гребных винтов оно имеет. Форму подводной

части кормы характеризует также форма и протяженность дейдвуда — узкой оконечности корпуса, в которую переходит килевая балка.

Седловатость верхней палубы, представляющая собой плавный подъем палубы от миделя в нос и в корму, также влияет и на внешний вид судна. Различают суда со стандартной седловатостью, определяемой по Правилам о грузовой марке, суда с уменьшенной или увеличенной седловатостью и суда без седловатости. Часто седловатость выполняют не плавно, а прямыми участками со сломами — два-три участка на половине длины судна. Благодаря

этому верхняя палуба не имеет двоякой кривизны, что упрощает ее изготовление.

Килевая линия большинства судов представляет собой горизонтальную прямую. Однако некоторые типы судов, например портовые буксиры, промысловые суда и пр., имеют наклонную килевую линию, т. е. так называемый конструктивный дифферент на корму (или, реже, на нос). Этим достигается лучшая поворотливость судна.

Форма борта на миделе бывает плоской или, редко, скругленной, вертикальной или наклонной (у судов ледового плавания).

По числу и расположению надстроек различают следующие архитектурные типы судов (рис. 8): трехостровные, имеющие три надстройки: бак, среднюю надстройку и ют. Если сумма расстояний между надстройками составляет менее 25 % длины судна, то такое судно называют колодезным; двухостровные, имеющие две надстройки: чаще всего бак и ют. Эти суда также могут иметь удлиненный бак или удлиненный ют — в тех случаях, когда средняя надстройка сливается с баком или ютом; одноостровные, имеющие одну надстройку: бак или ют; со сплошной надстройкой по всей длине судна; гладкопалубные без надстроек, у которых имеются только рубки.

Кроме перечисленных основных архитектурных типов судов встречаются квартердечные суда,- т. е. суда, имеющие квартердек— местный подъем верхней палубы на 0,8—1.2 м в кормовой части. Такие суда помимо квартердека могут иметь любые надстройки.

Рис. 8. Архитектурно-конструктивные типы судов, отличающиеся числом и расположением надстроек:

а — трехостровное судно; б — двухостровное; в — двухостровное с удлиненным баком; г — двухостровное с удлиненным ютом; д — одноостровное с баком; е — одностороннее с ютом; ж — со сплошной надстройкой; э — гладкопалубное без надстроек; и — квартердечное

Характерным признаком, отличающим конструктивный тип судна и присущим всем морским судам, является соответствие предельно допустимой по Правилам о грузовой марке осадки той осадке, которая назначена судну при его проектировании и принята в расчетах прочности корпуса. Если проектная осадка соответствует осадке по Правилам, то такое судно называют судном с минимальным надводным бортом, или полнонаборным, если же она меньше, то — судном с избыточным надводным бортом.

Архитектурно-конструктивный тип с минимальным надводным бортом характерен для судов, перевозящих относительно тяжелые грузы: лес, зерно, руду, уголь, нефть, нефтепродукты и т. п. Суда, предназначенные для перевозки относительно легких грузов, имеют избыточный надводный борт. Суда с минимальным или избыточным надводным бортом могут иметь любые надстройки.

К признакам, отличающим архитектурно-конструктивный тип грузовых судов, относится также степень раскрытия палубы над грузовыми трюмами. Чем больше это раскрытие, тем удобнее и быстрее проводятся погрузочно-разгрузочные операции, тем меньше простаивает судно в порту. В последние годы получили распространение так называемые суда открытого типа, т. е. такие, у которых степень раскрытия палубы составляет более 60—65 % ее площади над грузовой частью. Это достигается за счет создания либо центральных грузовых люков больших размеров (шириной 0,7—0,8 от ширины судна), либо сдвоенных (парных) и даже строенных люков меньшего размера, расположенных соответственно по два-три по ширине судна.

studopedia.org

§ 17. Архитектурные типы судов

Основной архитектурный тип судна определяется формой основного корпуса и его оконечностей, числом надстроек и рубок и их расположением на судне, размещением машинно-котельных отделений, расположением палуб, рангоута, дымовых труб и т. п. и их общим архитектурно-эстетическим оформлением, в совокупности обусловливающими общий вид судна.

Внешний вид судна не создается искусственно, а зависит от его основного назначения. Формы судна должны быть рациональными, в максимальной степени отвечающими его назначению. Развитие науки судостроения изменило архитектурный облик судна: от пароходов неуклюжих форм с вертикальными форштевнями, развитыми угловыми надстройками и т. п. перешли к современным судам, имеющим легкий и изящный вид.

В основу современной архитектурной композиции судна кладутся линии его корпуса, приспособленного для движения по воде. Главной линией, определяющей внешний облик судна, является бортовая линия, образуемая пересечением поверхностей борта и верхней палубы или верхней кромки фальшборта.

Кроме скорости хода и мореходных качеств, на архитектуру современного транспортного судна оказывают влияние элементы и конструкции, обеспечивающие сокращение времени погрузочно- разгрузочных операций на стоянке судна в порту.

СЛОЖНУЮ задачу представляет согласование надстроек с основным корпусом на пассажирских судах, внешний вид которых должен быть в максимальной степени эстетичен. Сдвиг надстроек надводного судна к носу и вписывание его контура в выпуклую каплевидную огибающую кривую со скругленным переходом от верхней палубы к форштевню (наподобие старой подводной лодки) создает впечатление нединамичности, чрезмерной перегруженности носовой оконечности надстройки, как бы стремление судна к дифференту на нос и зарыванию в волну.

Если же судно имеет подчеркнутую седловатость, согласованную с ней форму штевней и компоновку надстроек, облегчающие оконечности судна, и силуэт всех сооружений, находящихся выше верхней палубы, вписывается в плавную кривую, приближающуюся к трохоиде (форме волны), то внешний вид судна создает впечатление легкости, изящества и хорошей мореходности (рис. 34).

Для создания такой формы судна следует надстройки располагать ступеньками. Такое расположение и технически целесообразно.

В настоящее время появилась возможность помещения, расположенные выше верхней палубы (особенно на пассажирских судах), выполнять со сплошным остеклением, что придает надстройкам легкость и изящество.

Трубы — завершающая архитектурная деталь, они органически связаны с комплексом надстроек и создают эффект устремленности вверх, отчасти возмещая недостаток вертикальной устремленности, из-за которого современные суда сильно проигрывают в стройности и легкости парусникам с их устремленным вверх рангоутом и парусами.

На судне, имеющем красивый вид, должны быть продуманы и остальные детали: размещение и наклон мачт, их гармония с наклоном фронтальных стенок надстроек, наклоном оси дымовых труб, ритмичность вертикальных линий силуэта судна и т. д.

Современные растущие эстетические требования к судам заставляют специалистов-архитекторов заниматься вопросами судовой архитектуры на самых ранних стадиях проектирования судна.

Украшать уже спроектированное судно чисто декоративными средствами, исправлять его внешний вид нерационально, а зачастую невозможно. Чтобы найти более совершенные технические и эстетические решения, необходимо иметь знания технической эстетики, истории развития архитектурных типов судов, путей развития современного судостроения.

Если рассмотреть по всем рассмотренным признакам современные суда, то можно установить основные их архитектурные типы (рис. 35):

1) трехостровное судно, имеющее три надстройки, расположенные по длине судна в виде выступающих «островов»: в носу (бак), в средней части корпуса (средняя надстройка) и в корме (ют). В большинстве случаев сухогрузные суда являются судами такого типа;

2) двухотровное судно — судно с баком и ютом, с силовой установкой, расположенной в корме. Судами такого типа часто бывают танкеры и суда для перевозки сыпучих грузов:

3) судно с удлиненным баком . Удлинение носовой надстройки увеличивает всхожесть судна на волну, повышая этим мореходные качества судов, работающих в тяжелых морских условиях. К судам такого типа относятся боевые корабли, спасательные суда и т.п.;

4) судно с удлиненным ютом. Наиболее распространенный тип промысловых судов, на которых промысловое устройство и вооружение, расположенное в носовой части корпуса, изолировано от общесудовой службы и помещений для переработки продукции промысла;

5) квартердечное судно — с приподнятой на 0,8—1,0 м кормовой частью верхней палубы. Судами такого типа наиболее часто являются промысловые суда, работающие в тяжелых морских условиях. Силовая установка, жилые и служебные помещения на этих промысловых судах расположены в корме;

6 ) судно со сплошной надстройкой по всей его длине. Верхняя палуба на этих судах, являющаяся палубой надстройки, конструктивно выполняется прочной и до нее доводятся прочные поперечные переборки. Судно с такой надстройкой является двухпалубным судном с избыточным надводным бортом. Увеличение объема внутренних помещений вызывается необходимостью перевозки грузов с малым удельным весом и с большим объемом, таких, как бочки (компактно не укладывающиеся), хлопок и т. п. или для размещения обрабатывающих заводов, лабораторий и прочих помещений;

7) шельтердечное судно — тип судна со сплошной надстройкой, главной палубой которого является вторая палуба, отчего судно имеет минимальный надводный борт. В верхней палубе этих судов и в переборках сплошной надстройки сделаны специальные, так называемые обмерные отверстия, не имеющие прочных,закрытий, обеспечивающих их водонепроницаемость, что снижает безопасность плавания такого судна. В наружных бортах этих надстроек для обеспечения выполнения грузовых операций в горизонтальном направлении с применением контейнеров и треллеров делаются закрывающиеся отверстия, называемые портами.

Помещения, которые ограничиваются главной и верхней палубой, на таком судне исключаются из регистровой вместимости (с целью уменьшения налоговых сборов с судна) и вместе с тем используются для перевозки грузов. Эта особенность повышает рентабельность таких судов.

flot.com

Архитектурно-конструктивные типы судов

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ

Для характеристики судов обычно используют их основные признаки. Разделение судов на группы по основным признакам называется классификацией судов. Главным признаком классификации является назначение судна.

Наиболее важным признаком судна является его назначение. По назначению суда можно разделить на следующие группы: транспортные, вспомогательные, специальные, рыбопромысловые, военные, прогулочные.

Транспортные суда предназначены для транспортировки грузов и пассажиров (рис. 1.1) В свою очередь, транспортные суда разделяются на подгруппы: сухогрузные, наливные и пассажирские.

К пассажирским судам относятся суда, перевозящие более 12 пассажиров или не членов экипажа. К этим судам относятся: пассажирские паромы (рис.1.2), круизные суда (рис. 1.3), суда местных линий, линейные и т.д. Следует отметить, что в настоящее время практически нет линейных пассажирских судов, так как длительность перевозки на большие расстояния и стоимость перевозки во много раз больше, чем на авиатранспорте. Суда, построенные как линейные, после переоборудования используются как круизные (для отдыха и путешествий). Паромы предназначены для перевозки людей и автомашин (или железнодорожных вагонов) на короткие расстояния, и к этим судам предъявляются требованиям, как к пассажирским судам. Еcли паром не предназначен для перевозки пассажиров, то его следует отнести к сухогрузным судам с горизонтальным методом грузовых операций (ролкерам).

Рис. 1.2. Паром для перевозки пассажиров, автомашин и железнодорожных вагонов

Рис. 1.3.Круизное судно.

К наливным судам относятся танкеры-нефтевозы, танкеры-продуктовозы, газовозы, химовозы и т.д.

К сухогрузным судам относятся универсальные сухогрузные, суда для перевозки генеральных грузов (т.н. контейнеро-универсальные), балкеры различных типов для перевозки грузов навалом, рефрижераторные суда для перевозки скоропортящихся грузов, контейнеровозы, ролкеры — суда с горизонтальной погрузкой (т.н. накатные суда), грузовые паромы, лихтеровозы и т.д.

Особую подгруппу составляют суда двойного назначения (т.н. комбинированные суда): нефтенавалочники и нефтерудовозы и др. На этих судах реализована заманчивая идея загрузки судна в прямом и обратном рейсе.

Вспомогательные суда предназначены для обеспечения работы транспортных и других судов. К этой группе относятся буксиры, бункеровщики, плавкраны, перегружатели, снабженцы, рейдовые катера, нефтемусоросборщики и т.д. (рис. 1.4, 1.5)

Рис. 1.4. Плавкран

К группе специальных судов можно отнести научные суда, учебные, кабелеукладчики, трубоукладчики, дноуглубительные суда, плавучие доки, плавучие буровые платформы и т.д.

Плавучие доки (рис.1.6) предназначены для подъёма судов с целью осмотра и ремонта подводной части корпуса.

К другим признакам классификации относятся: район плавания, тип силовой установки, вид движителя, характер движения по воде, материал корпуса, архитектурно-конструктивные признаки.

Суда по району плавания подразделяются на суда:

— неограниченного района плавания – океаны и открытые моря (Рис.1.7);

Первого ограниченного района плавания (R1) — в морях с высотой волны 3% обеспеченности 8,5м, с удалением от места убежища не более 200 миль.

Второго ограниченного района плавания (R2) – в морях с высотой волны 3% обеспеченности 7м и с удалением от места убежища не более 100 миль.

Рис.1.7. Морское пассажирское судно.

Рис.1.8. Пассажирское судно смешанного района плавания (река-море).

Смешанное (река-море) плавание (R2-RSN) с высотой волны 3% обеспеченности 6м с удалением от места убежища в открытых морях до 50 миль, а в закрытых морях – до 100 миль (Рис.1.8.).

Cмешанное (река-море) плавание (R3-RSN) с высотой волны 3% обеспеченности 3,5м с учётом конкретных условий плавания и с удалением от места убежища не более 50 миль.

Портовое, рейдовое и прибрежное плавание (R3) в зависимости от конкретных условий.

В настоящее время на гражданских судах наиболее распространены малооборотные дизельные силовые установки из-за своей высокой экономичности, благодаря низким удельным расходам топлива, использованию дешевого топлива, высокого КПД установки, большого моторесурса. При ограничении размеров машинного отделения устанавливаются среднеоборотные дизели, размер которых значительно меньше, но для передачи на винт необходим редуктор. Такие суда называются теплоходами (т/х). В тех случаях, когда необходима очень большая мощность, и при ограничении размеров машинного отделения, на суда устанавливаются паровые турбины (с паровыми котлами) или газовые турбины. Такие суда называются паротурбоходами (птб/х, тб/х) и газотурбоходами (гтб/х).

При газовой турбине требуется минимальный объем машинного отделения, но требуется высококачественное и дорогое топливо при большом удельном расходе. Поэтому мало комерческих судов имеют газотурбинную установку.

Сокращение объема МО эффективно для судов, провозоспособность которых определяется объемом грузовых помещений: ролкеры, контейнеровозы, лихтеровозы.

Рис. 1.9. Атомный ледокол:

1 — отделение гребных двигателей, 2 — дизель-генераторы, 3 — атомная паро-производительная установка, 4 — отделение главных турбогенераторов, 5 — отделение вспомогательных механизмов.

Перспективной является атомная силовая установка (рис. 1.9), которая наряду с преимуществами имеет также определенные недостатки. Поэтому невелико число судов с атомной силовой установкой — атомоходов (а/х).

Если приводом гребного винта является электромотор, а энергию для него вырабатывает дизель, то это судно — дизельэлектроход (дэ/х).

В зависимости от наличия или отсутствия главной силовой установки (с приводом на движитель) все суда делятся на самоходные и несамоходные (движитель – устройство, преобразующее энергию главного двигателя в энергию по преодолению сопротивления воды движению судна).

По виду движителя разделяются на суда:

— с гребным винтом (наиболее распространенный движитель);

— с крыльчатым движителем (рис 1.10) (эти движители обеспечивают высокую маневренность судну, но несколько меньший КПД);

— с воздушным винтом;

Рис. 1.10. Крыльчатый движитель.

— с водомётным движителем (высокопроизводительный насос выбрасывает струю воды, реакция которой движет судно) – используется на мелководье;

— парусные (движитель — парус);

— гребные (движитель – весло)

— колесные (движитель – гребное колесо).

По характеру движения суда разделяются на:

— водоизмещающие – вытесняющие корпусом воду, что обеспечивает их поддержание на воде (надводные суда) и под поверхностью воды (подводные суда);

глиссирующие – быстроходные катера, при движении которых на днище возникает гидродинамическая подъёмная сила, под действием которой судно частично выходит из воды – глиссирует (при этом уменьшается сопротивление движению и повышается скорость);

— на подводных крыльях (СПК), которые имеют под днищем специальные подводные крылья создающие при движении гидродинамическую подъёмную силу, полностью выталкивающую судно из воды, что позволяет увеличить скорость этих судов до 50 узлов (рис 1.11);

— на воздушной подушке (СВП), под днищем которых вентиляторами создаётся повышенное давление и судно поднимается над водой на 0,2 – 1,5 метра, что резко уменьшает сопротивление движению судна (рис.1.12);

— экранопланы – (в стадии исследований) аппараты, летающие вблизи поверхности воды (рис.1.13), что обеспечивает значительное увеличение подъёмной силы при меньших затратах мощности (скорость до 400км/час).

Рис. 1.11. Судно на подводных крыльях.

1 — корпус; 2 — стойки; 3 — подводные крылья; 4 — ватерлиния на ходу судна; 5 — ватерлиния на стоянке.

Рис. 1.12. Судно на воздушной подушке.

1 — вентилятор; 2 — воздушная шахта; 3 — воздушный канал; 4 — отсек плавучести; 5 — воздушная подушка; 6 — ватерлиния при работе вентилятора; 7 — ватерлиния при неработающем вентиляторе.


По материалу корпуса суда подразделяются на:

— стальные – большинство современных судов;

— из лёгких сплавов – небольшие и скоростные суда (на подводных крыльях, на воздушной подушке, спасательные шлюпки и т. д.;

— пластмассовые — небольшие суда, катера;

— железобетонные – стояночные (стоечные) суда, плавпричалы, плавмастерские, плавдоки;

— деревянные – небольшие рыболовные, спортивные…;

— композитные – корпус судна из двух или трёх материалов (сталь+лёгкие сплавы — пассажирские суда; бетон+сталь – плавдоки и т.д.).

Признаки архитектурно-конструктивного типа судна: наличие и протяжённость надстроек; количество палуб; расположение машинного отделения; раскрытие палуб; форма носа и кормы; минимальный или избыточный надводный борт; число корпусов.

Надстройкой называется прочная водонепроницаемая конструкция на верхней палубе, простирающаяся от борта до борта судна. Рубкой называется конструкция, которая не доходит до бортов (на верхней палубе) более 4% ширины судна.

Надстройки увеличивают объём надводной части судна – запас плавучести, уменьшают заливаемость палубы при ходе на волнении, в надстройках размещаются жилые, общественные, служебные и другие помещения.

По количеству и расположению надстроек различают следующие архитектурные типы судов (рис.1.14):

— гладкопалубные суда, которые имеют только рубки;

— трехостровные, имеющие три надстройки: носовую (бак), среднюю и кормовую (ют);

— двухостровные, имеющие две надстройки: бак и ют, бак и среднюю надстройку, ют и среднюю надстройку;

— одноостровные, имеющие одну из надстроек.

Если бак сливается со средней надстройкой, то говорят, что судно с удлиненным баком, если средняя надстройка сливается с ютом, то это судно с удлиненным ютом. Если надстройка простирается по всей длине, то это судно со сплошной надстройкой (т.н. шельтердечное).

Кроме перечисленных архитектурных типов встречаются квартердечные суда (имеющие квартердек – подъем верхней палубы на 0,8-1,2 м в кормовой части). Такие суда кроме квартердека могут иметь любые надстройки.

Палубой судна называется горизонтальная конструкция , простирающаяся по всей длине судна (в отличие от палубы платформа располагается на части длины судна). В зависимости от назначения и размеров суда могут иметь одну, две … 10 и более палуб (однопалубное судно, двухпалубное судно). Верхняя палуба замыкает водонепроницаемый контур судна, а палубы, расположенные ниже, служат для горизонтального разделения внутри корпусного объёма.

Архитектурно-конструктивный тип судна определяется также расположением машинного отделения (МО). Современные суда обычно имеют кормовое, смещенное в корму (промежуточное) или среднее расположение МО (рис.1.15). В последние годы чаще встречаются суда с кормовым или промежуточным расположением МО, так как такое расположение МО позволяет выделить для груза наиболее удобные для грузовых операций судовые помещения.

К признакам, характеризующим архитектурно-конструктивный тип грузовых судов, относится также степень раскрытия палубы над грузовыми трюмами. Увеличение раскрытия ускоряет грузовые операции на судне. Суда, у которых раскрытие палубы более 60-70% площади над грузовым помещением (люки до 70-85% ширины судна), называются судами открытого типа.

Форма носа и кормы является также признаком, определяющим тип судна. Наиболее часто встречаются следующие формы носовой оконечности (рис.1.16): прямой наклонный форштевень (а), нос судна ледового плавания (б),нос ледокола (в), клиперский нос с бульбом пассажирских судов (г), бульбообразный нос (д), цилиндрический нос супертанкера (е), ложкообразный нос малого судна (ж). В последние годы чаще встречаются суда с бульбовой формой носа, которая уменьшает сопротивление воды движению судна, а также облегчает загрузку судна без дифферента на нос.

Рис. 1.16.Формы носовой оконечности судов

Наиболее древняя форма кормовой оконечности эллиптическая или обычная (рис.1.17.б). Она характеризуется обтекаемой (двоякой кривизны) подводной частью корпуса и конической надводной частью (образующая – прямая, на рисунке видна линия перехода). Крейсерская формакормы (рис.1.17.а) характерна для судов довоенной постройки (пассажирские суда, крейсеры…). Эта форма улучшает внешний вид судна, но достаточно сложна в постройке (двоякая кривизна обшивки). Транцевая форма кормы характерна для судов послевоенной постройки (рис.1.17.в). Эта форма кормы упрощает технологию постройки, позволяет улучшить расположение швартовного оборудования и облегчить швартовку в кормовой части судна.

Рис.1.17.Формы кормовой оконечности

Минимальный надводный борт, который определяет минимальный запас плавучести, устанавливается в соответствии с Международной конвенцией о грузовой марке. Если судно перевозит легкий груз (с малым удельным объемом), то может оказаться недостаточно объёма грузовых помещений для загрузки судна по минимальный надводный борт. В этом случае назначается судну больший минимального — избыточный надводный борт (суда с избыточным надводным бортом: сухогрузы, ролкеры, пассажирские суда). Суда с минимальным надводным бортом: рудовозы, навалочники (балкеры), танкеры ….

В зависимости от числа корпусов различают: однокорпусные суда, двухкорпусные суда – катамараны, трехкорпусные суда – трисеки.

studopedia.ru

Смотрите еще:

  • Закон описывающий изотермический процесс Закон описывающий изотермический процесс Изопроцессы идеального газа – процессы, при которых один из параметров остаётся неизменным. 1. Изохорический процесс. Закон Шарля. V = const. Изохорическим процессом называется процесс, […]
  • Займ в банке под залог Можно ли взять кредит под залог единственной квартиры? Сможете ли вы взять потребительский кредит под залог единственной квартиры залогодателя, причём с определёнными обременениями сказать не берусь, так как однозначного ответа на […]
  • Правило на зн и сн Непроизносимые согласные, сочетания с -сн- -зн- - Всё на пять! Непроизносимые согласные, сочетания с -сн- -зн- В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце. Чтобы […]
  • Правило признаки делимости на 25 Правило признаки делимости на 25 Признак делимости — это правило, позволяющее быстро определить, является ли число кратным заранее заданному числу, без необходимости выполнять деление. Рассмотрим несколько основных признаков […]
  • Договор залога имущественного права Договор залога имущественного права Субсидирование % ставки будет до 01.01.2017 года. Постановление Правительства РФ от 29.02.2016 N 150. Уровень инфляции: 2016 г. - 5,38% 2016 г. - 2,52% Прожиточный минимум: 9786 руб. МРОТ […]
  • Посылки по россии правила Обзор тарифов Почты России Простые, заказные, ценные отправления Простое отправление - идет, как обычное письмо или газета. Почтальон приносит и бросает его в почтовый ящик. Простыми могут быть только бандероли. Заказное, оно же […]
  • Правила налогового возврата Возврат подоходного налога по ставке 13% (покупка жилья, ипотека, обучение, лечение, пенсионные взносы) Что необходимо, чтобы вернуть подоходный налог? По результатам налоговой декларации 3-НДФЛ осуществляется возврат налога на […]
  • Джон ирвинг правила Правила виноделов THE CIDER HOUSE RULES Copyright © 1985 by Garp Enterprises, Ltd. All rights reserved © М. Литвинова, перевод, послесловие, 2016 © Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», […]