Законы природы конспект урока

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему:
Конспект урока «Закон на страже природы»

Цель: воспитание чувства ответственности за охрану окружающей среды, включая и понимание общественной значимости (слайд 2).

Задачи урока (слайд 3)

Образовательные:

— способствовать формированию знаний о природной среде и правилах взаимоотношений с ней;

— планируется, что что к окончанию урока ученики научаться называть основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану природы;

— организовать деятельность учащихся по изучению начальному закреплению правил природопользования;

Развивающие: совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их; совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме.

Воспитательные: способствовать развитию экологического сознания учащихся.

Форма урока: урок нового знания.

Тип урока: комбинированный.

Предварительный просмотр:

Тема: «Закон на страже природы».

Методическое обеспечение урока

Наименование современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия) на которых применяется технология

Интерактивная информационная технология. Применение интерактивных информационных технологий на уроках географии способствует развитию пространственно-образного мышления учащихся.

На всех этапах урока

Разноуровневое обучение. Дает учителю возможность помогать слабым, уделять внимание сильным, реализует желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.

На этапе постановки домашнего задания.

Технология групповой деятельности. Групповая деятельность – это коммуникативная деятельность, способствующая развитию навыков сотрудничества, коммуникации, навыка разрешения проблем.

На этапе усвоения новых знаний и способов действия

Цель: воспитание чувства ответственности за охрану окружающей среды, включая и понимание общественной значимости (слайд 2).

Задачи урока (слайд 3)

— способствовать формированию знаний о природной среде и правилах взаимоотношений с ней;

— планируется, что что к окончанию урока ученики научаться называть основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану природы;

— организовать деятельность учащихся по изучению начальному закреплению правил природопользования;

Развивающие: совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их; совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме.

Воспитательные: способствовать развитию экологического сознания учащихся.

Форма урока: урок нового знания.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: наглядный, словесный, практический.

Формы организации деятельности учащихся:

Межпредметные связи: история, биология, география, литература, ОБЖ.

Оборудование: мультимедийный комплект: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация по теме «Закон на страже природы» на электронном носителе (приложение 4.1.) , учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, раздаточный материал, сообщение о Большехехцирском государственном заповеднике ( приложение 4).

  1. Природа условия и хозяйство человека.
  2. Природа нуждается в охране.
  3. Правила, защищающая природу.
  4. Что может гражданин сделать для охраны природы.
  1. Ориентировочно-мотивационный этап – 6 мин.

Мотивация – 3 мин.

Актуализация знаний – 3 мин.

Прежде чем начать говорить непосредственно об охране природы, вспомним Великое экологическое правило.

Предлагаю вам обсудить вопрос рубрики «Вспомним»: каковы обязанности граждан России?

  1. Организационно-деятельностный этап – 30 мин.
  1. Природные условия и хозяйство человека.

На примере такого ресурса, как земля, показываю зависимость жизни людей от её рационального использования (приложение 1).

Каковы последствия воздействия природно-климатического фактора на жизнь народов страны?

Работа в группах: с равните географическое положение, природные условия, Восточной Европы и Греции. Покажите, как природа повлияла на жизнь древних греков и населения Руси (слайды 5-9).

  1. Природа нуждается в охране.

Что означает слово «Охранять». Подберите синонимы 1-3 к слову. Составьте кластер (слайд 10).

Охрана природы означает (слайд 11).

Что должно быть взято под охрану? Работа с карточками по группам (слайд 12).

Работая с текстом на стр. 141, выпишите в тетрадь, кто занимается охраной природы в России.

Государство на охране природы. Государство издаёт законы – правила поведения. Основной закон – Конституция (слайд 13).

Закон 2001 года «Об охране окружающей среды». О какой обязанности идёт речь? За нарушение этих правил государство наказывает виновников штрафами или может лишить свободы на срок до 8 лет.

Рассмотрите рисунки на стр. 142 (слайд 14). Какой вред каждая ситуация наносит условиям жизни людей? Какую угрозу здоровью людей она несет?

  1. Правила, защищающие природу.

Работа с учебником. Выпишите в тетрадь правила, защищающие природу (слайд 15).

Наиболее сильные лесные пожары произошли в России в 2010 году (слайд 16). Какую ответственность предусматривает закон для предприятий, организаций и отдельных граждан, причинивших вред окружающей среде?

Рассмотрите рисунки на стр. 146. Сформулируйте правила, за нарушение которых следует наказание (слайд 17).

Для защиты природы государство организует заповедники и другие охраняемые государством территории (слайд 19-20).

Рассмотрите карту заповедников России стр. 144-145. Есть ли в Хабаровском крае государственные заповедники и национальные парки? Назовите их.

Послушайте сообщение о Большехехцирском государственном заповеднике (приложение 2).

Посмотрите природные объекты Хабаровского края, вошедшие в семь чудес нашего региона (слайды 21-25).

Прочтите материал рубрики «Жил на свете человек» (слайд 26). Подумайте, в чем значение деятельности В.В. Докучаева. Можно ли сказать, что он жил заботой о России?

  1. Что может сделать гражданин для защиты природы (слайд 27).

Закон говорит о том, что охраной природы могут и должны заниматься не только государственные и местные органы власти, предприятия и организации, но и отдельные граждане, т.е. мы с вами. Что можешь сделать ты для защиты природы? Прочтите текст стр. 148. Ответьте на вопрос.

IV.Рефлексивно-оценочный этап – 7 мин.

Литературное слово (приложение 3, слайд 28) . Прочтите стихотворение Юлии Друниной «Когда Земля защиты попросила». Кого имеет ввиду автор в словах «Иль Родина иным не дорога»? О какой «лавине равнодушия идет речь? Приведите строки, в которых автор оценивает позицию героя стихотворения как патриотическую?

Решите кроссворд (приложение 4, слайд 30).

  1. Постановка домашнего задания – 2 мин.

— пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте сообщение о международных соглашениях, направленных на защиту окружающей среды.

— подготовьте презентацию о деятельности Green Peace.

Называют основные обязанности граждан.

Проводят сравнение, делают вывод влияния природы на жизнь разных народов.

Работают в группах по карточкам и отвечают на вопросы к ним.

Работают с учебником, выписывают в тетрадь, кто занимается охраной природы.

Работают с текстом Конституции РФ ст. 42 и ст.58.

Работа с текстом слайда 13.

Рассматривают рисунки. Дают ответы на вопросы.

Работают с учебником стр. 143. Выписывают правила в тетрадь.

Отвечают: возместить нанесенный ущерб.

Рассматривают рисунки. Формулируют правила.

Рассматривают карту. Называют охраняемые территории Хабаровского края.

Читают текст. Отвечают на поставленные вопросы.

Работают с учебником. Записывают ответ.

Обдумывают ответы. Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Приложение 1. Сравнительная характеристика агроклиматических условий Европейской России и Западной Европы.

При наличии плодородных земель Россия не имеет соль благоприятных климатических условий как западная Европа. На западе Европы среднегодовое количество осадков составляет от 500 до 1000 мм, а в Центральном Нечерноземье России их количество от 550 до 730 мм, в Южном Поволжье – 350-400 мм. Лето у нас то холодно-дождливое, то жаркое и засушливое, что вызывает неурожаи. Одной из многих проблем является орошение земель, без чего урожайность низка, а в засушливые годы возникает угроза голода.

Большехехцирский государственный заповедник.

Большехехци́рский госуда́рственный приро́дный запове́дник (Хабаровский край, Россия) учреждён 3 октября 1963 года. Площадь в настоящее время — 45 439 гектаров. Площадь охранной зоны — 12 000 гектаров. Лесистость территории заповедника составляет около 90 %.

Заповедник расположен в Хабаровском районе Хабаровского края, в 15-20 км южнее Хабаровска, в пределах хребта Большой Хехци́р. Западная граница охраняемой территории проходит по берегу Уссури, рядом с государственной границей России; юго-западная и южная — по руслу реки Чирки, притока Уссури; восточная и северо-восточная обходят освоенные земли, протянувшиеся вдоль железной дороги и примыкающие к пригородам Хабаровска.

Администрация заповедника расположена в селе Бычиха Хабаровского района.

На территории заповедника произрастают 1 020 видов сосудистых растений, 218 видов мхов, 148 — лишайников и 824 видов грибов. Здесь встречается 6 видов амфибий, 8 — рептилий, 240 — птиц, 45 — рыб и 53 млекопитающих. Подробно исследованы паукообразные, из них пауков найдено около 320 видов, а клещей (панцирные, гамазовые, иксодовые) — около 200 видов. Из насекомых, которых в заповеднике собрано и определено около 3500 видов, хорошо изучены чешуекрылые или бабочки; их в заповеднике выявлено более 2200 видов (данные на февраль 2015 года). Среди насекомых (данные на конец 2012 года) зарегистрировано: жесткокрылых (жуков) — около 450 видов, двукрылых — более 200 видов, перепончатокрылых — около 150 видов, клопов — около 130 видов, равнокрылых — около 110 видов.

До начала 90-х годов прошлого столетия заходы тигров на Большой Хехцир были эпизодичны и кратковременны. С июля 1992 г. здесь поселилась семейная пара. Самец был вынужденно отстрелян в пос. Корфовский в феврале 2000 г. Самка «Трехпалая» за время нахождения в заповеднике (до июля 2007 г.) размножалась трижды (2, 1 и 3 тигренка). Самка амурского тигра жила в заповеднике до 2007 года.

На территории заповедника произрастают 1 020 видов сосудистых растений, 218 видов мхов, 148 — лишайников и 824 видов грибов. Здесь встречается 6 видов амфибий, 8 — рептилий, 240 — птиц, 45 — рыб и 53 млекопитающих. Подробно исследованы паукообразные, из них пауков найдено около 320 видов, а клещей (панцирные, гамазовые, иксодовые) — около 200 видов. Из насекомых, которых в заповеднике собрано и определено около 3500 видов, хорошо изучены чешуекрылые или бабочки; их в заповеднике выявлено более 2200 видов (данные на февраль 2015 года). Среди насекомых (данные на конец 2012 года) зарегистрировано: жесткокрылых (жуков) — около 450 видов, двукрылых — более 200 видов, перепончатокрылых — около 150 видов, клопов — около 130 видов, равнокрылых — около 110 видов.

Проводятся экскурсии в Музее природы заповедника, есть экологические маршруты в специально отведенной для этого зоне.

Сайт Большехехцирского заповедника — www.bhz.khv.ru

Когда земля защиты попросила

И вышел на трибуну как – то боком

С немодною бородкой человек,

Поправил микрофон, потом заокал –

Как спринтер, прямо с места взял разбег.

Его вполуха слушали вначале.

Но с первых слов понятно стало мне,

Что людям нес он не свои печали –

Его душа болела о стране…

Опять стада бульдозеров покорных

Рванутся в деревеньки на таран…

Морей нам, что ли, мало рукотворных,

Что превратились в лягушачий стан?

Зачем, кому такое было надо?

Иль Родина иным не дорога.

Укором всем – затопленные грады,

В болота превращенные луга.

Нет зарослей веселых, камышовых:

Они, поильцы рек, осушены.

Теперь там свалки, целлофана шорох –

Пейзаж луны, захламленной луны…

Природа! Ты отплатишь нам жестоко,

Не постоишь ни за какой ценой…

Ушел с трибуны человек, что окал,

Как весь мой Север окает родной…

Мы все болеем родиной – Россией,

С нее влюбленных не спускаем глаз.

Когда Земля защиты попросила,

Забыли, что уволены в запас,

Фронтовики – святой эпохи дети,

Им, все познавшим, с теми по пути,

Кто хочет от грядущего столетья

Лавину равнодушья отвести.

По вертикали: нормативно-правовой акт, обладающий высшей силой.

1) состояние природы, близкое к экологической катастрофе.

2) мероприятия по защите чего-либо, в том числе и природы;

nsportal.ru

Закон стоит на страже природы

Тип урока: комбинированный урок

Форма организации работы: общеклассная, групповая и индивидуальная.

Цели урока:

  • Систематизировать знания по охране природы
  • Использовать полученные знания в своей практической деятельности
  • Воспитывать экологическую культуру и экологическую грамотность учащихся
  • Оценивать жизненную значимость экологически грамотного поведения человека
  • Совершенствование умения выделять главную мысль текста, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их
  • Совершенствование умения работать в группе, участвовать в дискуссии, давать оценку и высказывать суждения по изученной теме

Задачи урока:

  • Донести мысль об ответственном отношении к природе.
  • Познакомить учащихся с правовой основой защиты окружающей среды.

Оборудование: учебник «Обществознание» под ред. Боголюбова Л.Н.; карта урока; Приложение 1 (буклет для работы на уроке), Приложение 2 (мультимедийная презентация), Приложение 3 (творческая мастерская); проектор;

I. Организационный момент

Настрой на урок. Чтение стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Клонит к лени полдень жгучий,
Замер в листьях каждый звук,
В розе пышной и пахучей,
Нежась, спит блестящий жук;
А из камней вытекая,
Однозвучен и гремуч,
Говорит, не умолкая,
И поет нагорный ключ.

Слово учителя: Ребята, как вы думаете, почему именно эти стихотворения были выбраны для нашего урока? Что объединяет все эти стихотворения?

Слово учителя: Как авторы описывают природу? В чем выражается природная красота?

Переход к изучению новой темы

Слово учителя: Все мы знаем, что природу надо беречь. Ведь защита окружающей среды – это обязанность гражданина.
Сегодня на уроке мы поговорим об охране природы. А также познакомимся с законами, которые регулируют отношения человека и природы. И познакомимся мы не только с российскими законами.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте подберём эпиграф к нашему уроку.

«Человек – царь Земли, на которой живет»

«Природа – кладовая, а человек в ней хозяин»

«Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,

Что Землю тоже нужно охранять,
Она как мы – такая же живая»

(Подчеркнутый эпиграф правильный)

Ребята, давайте подумаем, почему мы выбрали именно этот эпиграф?

Вывод: Мы не должны забывать об охране природы. Каждый человек должен заботится об окружающем мире, чувствовать ответственность за чистоту и сохранность природы.

II. Изучение новой темы

Слово учителя: Ребята, сегодня нам с вами не понадобится тетрадь. У каждого из вас на столе лежит буклет (Приложение 1), с которым вы сегодня будете работать. Откройте его пожалуйста, и запишите дату, цель и эпиграф нашего урока.
Ребята, мы несколько уроков посвятили теме «Природа». Сегодня мы говорим о её охране. Что же значит слово «Охранять»? Откройте пожалуйста свои буклеты и подберите несколько синонимов к слову «охранять».
Давайте вспомним, что такое синонимы?

Слово учителя: Ребята, в словаре русского языка В.И. Даля я насчитала 15 синонимов. (стеречь, беречь, оберегать, сторожить, караулить; боронить, защищать, безопасить, крыть, отстаивать, заступать, застаивать, держать в целости, сохранно, спасать.). Вы назвали многие из этих слов. Посмотрите какие важные слова являются частичкой понятия «Охранять». Охранять природу – это не просто следить за порядком и чистотой вокруг. Ещё это означает любовь к природе, проявление заботы к окружающему нас миру.
Мы с вами на прошлых уроках обсуждали качества настоящего гражданина, выполняющего обязанности по охране природы. Это, например, ответственность. Какие ещё примеры мы можем вспомнить?

Слово учителя: Все верно. Но не только граждане ответственны за сохранность природы. Государство разработало специальные документы для того, чтобы защитить природу. И сейчас мы с ними познакомимся.
Ваша задача, слушая мою лекцию, делать краткие записи в табличку в буклете.

Работа с таблицей

Закон об охране природы РСФСР

ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»

Законы США об охране природы

Лекция

Первые дошедшие до нас законы об охране природы были изданы в Древнем Вавилоне царём Хаммурапи в XVIII в. до н. э. Эти законы касались защиты лесов от вырубки.
(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома
хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
В царствование Петра I появилось более 200 указов, инструкций и других документов, связанных с охраной природы. Следует отметить Указ от 30 марта 1701 года, которым впервые в России запрещалась расчистка леса под пашню и сенокосы на расстоянии 30 верст от сплавных рек. Указом от 1719 г. наказание за загрязнение Невы предусматривалось в виде вечной ссылки на каторжные работы. Указом от 6 апреля 1722 г. «О вальдмейстерах» впервые в России были введены должности лесничих вальдмейстеров, и подлесничих унтер-вальдмейстеров. Издание 3 декабря 1723 года Обервальдмейстерской инструкции, включавшей всего 28 статей, придало лесному законодательству единство.

Первый закон об охране природы в РСФСР был принят Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 г. Согласно этому закону объектами охраны природы являются земля, недра, воды, леса и иная растительность, зеленые насаждения в населенных пунктах, типичные ландшафты, курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны, редкие и достопримечательные объекты, животный мир, атмосферный воздух. В данном законе последовательно формулировались задачи и принципы охраны окружающей среды, дан перечень объектов охраны, — практически все они в той или иной мере защищались средствами уголовного закона.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. такой подход в принципе сохранен. В законе сформулированы основные принципы и объекты охраны окружающей среды. В нём указано, что главным является охрана жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий. Закон направлен на сохранение животного и растительного мира страны, её природных ресурсов. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определяет полномочия государства в вопросах охраны окружающей среды. Охране, согласно закону, подлежат: земля и недра, флора и фауна, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.
Государством разработаны также законы об охране воды, воздуха, редких и исчезающих видов животных и растений, законы о сохранении земли и недр.
В США существует множество экологических законов. И хотя они имеют разные цели, но направлены на то, чтобы защитить живую и неживую природу, сохранить здоровье и благополучие человека.
Вот некоторые из них. Закон «Об охране федеральных вод от загрязнений» и Закон «О чистом воздухе» позволяют контролировать хозяйственную деятельность человека. Для компаний – банкротов, загрязняющих среду, в США существует специальный фонд, средства которого направляют на очистку загрязнённых территорий.
В законе «Об охране редких и исчезающих видов животных и растений» упоминается белоголовый орёл. Он был выбран национальной птицей новой страны. В отличие от РФ, в США охрана природы находит отражение только в законодательных актах, и нигде более. В РФ охране природы посвящена статья в Конституции, главы в УК РФ и КоАП РФ.

Ребята, давайте проверим, насколько внимательно вы меня слушали?

1. Что попадало под охрану Вавилонского царя Хаммурапи? (Леса)

2. Основная политика Петра I, связанная с охраной природы? (Запрет на вырубку леса вдоль рек, загрязнение вод, вырубку редких деревьев, создание лесных хозяйств)

3. Что попадает под охрану государства по закону РСФСР? (Земля, недра, воды, леса и иная растительность, зеленые насаждения в населенных пунктах, типичные ландшафты, курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны, редкие и достопримечательные объекты, животный мир, атмосферный воздух.)

4. Что является главным объектом охраны по ФЗ РФ «Об охране природы»? (Охрана жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий, научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества.)

5. Чем отличается законодательство США И РФ по вопросу охраны природы? (В отличие от РФ, в США охрана природы находит отражение только в законодательных актах, и нигде более. В РФ охране природы посвящена статья в Конституции, главы в УК РФ и КоАП РФ)

Творческая мастерская (Приложение 3).

Слово учителя: Ребята, благодаря вашим выступлениям мы можем сделать три важных вывода:

  • Из-за малейшего нарушения человек может нанести природе вред
  • Из-за малейшего нарушения человек может ощутить на себе серьезные последствия.
  • Из-за малейшего нарушения человек несёт ответственность за свои поступки (Административная, Уголовная)

III. Закрепление изученного на уроке

Слово учителя: Ребята, на одном из прошлых уроков мы с вами читали стихотворение. Я бы хотела ещё раз его озвучить.

Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа – наша мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится.
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней…

Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.

(ученица средней школы пос. Рождествено)
Это стихотворение написала девочка, ученица школы пос. Рождествено. Давайте тоже попробуем написать стихотворение. Первой строчкой стихотворения будет «Должны природу мы беречь….»

IV. Подведение итогов урока

Слово учителя: Ребята, какой вывод мы можем сделать в конце урока?

Слово учителя: Как бы наше государство не охраняло природу, как бы не заботилось о ней и какие бы законы не выпускала, все начинается с человека. С его отношения к природе, с его заботы, осознания и понимания ситуации, с его ответственности. Чтобы достичь результата, нужно начинать с себя лично.

V. Домашнее задание

Выписать два определения: Экологический кризис и Экологическая катастрофа. К каждому определению сделать иллюстрацию.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока физики по теме «Закон сохранения энергии»

Конспект урока оформлен в виде технологической карты. Урок сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Решение задач по теме «Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии».

Цели урока: Образовательные : Повторение и закрепление закона сохранения энергии, формул превращения энергий друг в друга, умение применять закон на практике, демонстрация прикладного значения закона и возможности использования его в повседневной жизни. Развивающие: Развитие умения увидеть в явлениях окружающего мира действие законов природы, развитие способностей на основе полученных знаний делать объяснение происходящих явлений, развитие элементов научного мышления, развитие способности анализировать, делать выводы, развитие воображения, умения делать необходимые расчеты, развитие экспериментальных навыков. Воспитательные: Убеждение учащихся в существовании закономерностей в природных явлениях, убеждение учащихся в познаваемости окружающего мира, формирование уважения к научному знанию и убеждения в ценности научных знаний для разных областей человеческой деятельности, для повседневной жизни людей, формирование интереса к познанию законов природы и их применению, создание позитивного отношения учащихся к изучаемому материалу.

Обобщить знания, полученные при изучении темы «Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии».

Развивать логическое мышление. Продолжить отрабатывать умение анализировать условие задачи.

Продолжать отрабатывать умение устанавливать причино-следственную связь, получая решение в общем виде.

Продолжать отрабатывать умение оценивать, полученные результаты решения и их достоверность.

Развивать зрительную, слуховую и моторную память.

Способствовать развитию у школьников грамотной физической речи, мышления (умения обобщать и систематизировать, строить аналогии).

Продолжить формирование эстетического вкуса учащихся через наглядность, вызвать желание постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к предмету

Оборудование и программное обеспечение к уроку:

Презентация «Задачи» в Power Point .

Ноутбуки с интерактивным тестом

Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оргмомент (2 мин).

Актуализация знаний (9 мин)

Решение задач. (25 мин)

Домашнее задание (2 мин).

Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин).

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по физике на тему: «Закон сохранения энергии — основной закон природы»

Описание разработки

Цели:

Образовательная: формирование у учащихся целостного представления о системе знании, создать условия для обобщения, интеграции и систематизации знаний о сущности закона сохранения и превращения энергии в механических процессах, закона сохранения массы веществ, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена.

Развивающая: развивать умения устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена, световых и темновых реакций фотосинтеза; сравнивать обмен веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен.

Воспитательная:воспитание эмоционально – ценностного отношение к учебному процессу, экологической компетенции, культуры труда, формирование универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать мир, сотрудничать с другими в познании и преобразовании окружающего мира.

Содержание.

Трансформация энергии в растительной клетке.

Преобразование энергии в животной клетке.

Электрические явления в клеточной энергетике.

Ход урока.

Здравствуйте, дорогие гости и учащиеся. Сегодня у нас необычный урок, в нём будут принимать участие не только ученики 9-го класса, но и 6, 7, 8 классов. Как вы думаете почему? Видимо, речь пойдёт о физических, химических и биологических процессах, которые поэтапно изучаются во всех классах. (Учащиеся высказывают свои мнения). Обобщаю высказывания и открываю слайд презентации с названием и темой урока.

Для лучшего усвоения вынесенной на обсуждение темы повторим ранее пройдённые понятия, изучаемые по естественно- научным дисциплинам.

Я попрошу Ибрагима провести опрос по вопросам, представленным на слайде. За каждый правильный ответ, вы получаете 1 балл. Полученные баллы заносите в свои накопительные карточки.

В рассказе «Солнце – тепло» Лев Толстой писал: «Всё что людям нужно, идёт на пользу, все это заготавливается солнцем, во всё идёт много солнечного тепла. Какое ни на есть движение – всё от тепла. Либо прямо от солнечного тепла, либо от того тепла, которое заготовило солнце в угле, в дровах, в травах».

Недаром люди считали Солнце богом. У разных народов этот Бог назывался по-разному. Итак, благодаря Солнцу мы двигаемся. А как же солнечная энергия превращается в механическую энергию? И сегодня, используя накопленные по разным предметам знания, мы выстроим цепочку перехода солнечной энергии в другие виды энергии.

Мы не раз с вами обращались к понятию *энергия* на уроках физики, химии, биологии и других учебных дисциплин.

А кто может сказать – что такое энергия? Что нужно сделать, если телефон разрядился? Нужно зарядить. Что передаётся батарейке от источника энергии? Батарея накапливает энергию, а по мере пользования, телефон расходует энергию.

Т.е. энергию можно получать, накапливать, передавать, хранить и расходовать. При этом общее количество энергии не меняется. Если где-то количество энергии увеличивается, то где-то это количество уменьшается.

Мы встречаемся с энергией в разных формах. Энергия может быть световой, электрической, тепловой, механической, химической. Энергия может переходить из одной формы в другую. А что же является первоисточником энергии на Земле (дети – Солнце). Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 млн. км. Как же энергия Солнца передаётся планете Земля? (дети – с помощью луча света).

Учитель: Что такое луч света?

Учащиеся: Электромагнитная волна, излучаемая в виде порции кванта энергии

Учитель:C какой скоростью распространяется свет?

Учащиеся: V=3×10 8 м/с

Учитель:. Отправимся в путешествие с лучом света и мы с вами.

В 1845 году один из открывателей закона сохранения энергии, известный немецкий учёный и врач Юлиус Роберт Майер писал: *Природа поставила себе задачей перехватить на лету притекающий на Землю свет и превратить эту подвижнейшую из сил в твёрдую форму, сложив её в запас. Для достижения этой цели она покрыла земную кору организмами, которые при жизни поглощают солнечный свет. Этими организмами являются растения*!

Учитель: — А как же растения улавливают свет?

Учащиеся: — На внутренних мембранах хлоропластов находятся молекулы сложного органического вещества, которое называется хлорофилл (хлорос – зелёный, филлон – лист).

Хлорофилл поглощает свет красного спектра, т.к. красный цвет более интенсивен, несёт больше энергии, а зелёный отражает, поэтому рассеиваются зелёные цвета C55H72O5N4Mg.

Учитель: — Рассмотрим процесс фотосинтеза с помощью видеоролика.Процесс фотосинтеза состоит из двух фаз – световой и темновой. В ходе этих процессов из бедных энергией CO2 и H2O образуется богатый энергией C6H12O6.

Потенциальная энергия заключается в химических связях глюкозы и равна 2800 кДж. Т.е. это реакция эндотермическая

Учитель: — Ребята, вы посмотрели, как осуществляется фотосинтез. А теперь разберём этот процесс на молекулярном уровне. (Учительобъясняет по слайду презентации).

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

План – конспект открытого урока на тему: «ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ — ОСНОВНОЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ.»

ФИО автора: Омарова Тамара Хажмусовна.

Тема урока: «Закон сохранения энергии – основной закон природы».

Тип урока:«Интегрированный урок физики, химии, биологии»

Образовательная: формирование у учащихся целостного представления о системе знании, создать условия для обобщения, интеграции и систематизации знаний о сущности закона сохранения и превращения энергии в механических процессах,

закона сохранения массы веществ, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена.

Развивающая: развивать умения устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена, световых и темновых реакций фотосинтеза; сравнивать обмен веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен.

Воспитательная: воспитание эмоционально – ценностного отношение к учебному процессу, экологической компетенции, культуры труда, формирование универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать мир, сотрудничать с другими в познании и преобразовании окружающего мира.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, компьютер для каждого ученика.

Электрические явления в клеточной энергетике

Здравствуйте, дорогие гости и учащиеся. Сегодня у нас необычный урок, в нём будут принимать участие не только ученики 9-го класса, но и 6, 7, 8 классов. Как вы думаете почему? Видимо, речь пойдёт о физических, химических и биологических процессах, которые поэтапно изучаются во всех классах. (Учащиеся высказывают свои мнения). Обобщаю высказывания и открываю слайд презентации с названием и темой урока.

Для лучшего усвоения вынесенной на обсуждение темы повторим ранее пройдённые понятия, изучаемые по естественно — научным дисциплинам.

Я попрошу Ибрагима провести опрос по вопросам, представленным на слайде. За каждый правильный ответ, вы получаете 1 балл. Полученные баллы заносите в свои накопительные карточки.

В рассказе «Солнце – тепло» Лев Толстой писал: «Всё что людям нужно, идёт на пользу, все это заготавливается солнцем, во всё идёт много солнечного тепла. Какое ни на есть движение – всё от тепла. Либо прямо от солнечного тепла, либо от того тепла, которое заготовило солнце в угле, в дровах, в травах».

Недаром люди считали Солнце богом. У разных народов этот Бог назывался по-разному. Итак, благодаря Солнцу мы двигаемся. А как же солнечная энергия превращается в механическую энергию? И сегодня, используя накопленные по разным предметам знания, мы выстроим цепочку перехода солнечной энергии в другие виды энергии.

Мы не раз с вами обращались к понятию *энергия* на уроках физики, химии, биологии и других учебных дисциплин.

А кто может сказать – что такое энергия? Что нужно сделать, если телефон разрядился? Нужно зарядить. Что передаётся батарейке от источника энергии? Батарея накапливает энергию, а по мере пользования, телефон расходует энергию.

Т.е. энергию можно получать, накапливать, передавать, хранить и расходовать. При этом общее количество энергии не меняется. Если где-то количество энергии увеличивается, то где-то это количество уменьшается.

Мы встречаемся с энергией в разных формах. Энергия может быть световой, электрической, тепловой, механической, химической. Энергия может переходить из одной формы в другую. А что же является первоисточником энергии на Земле (дети – Солнце). Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 млн. км. Как же энергия Солнца передаётся планете Земля? (дети – с помощью луча света).

Учитель: Что такое луч света?

Учащиеся: Электромагнитная волна, излучаемая в виде порции кванта энергии

Учитель: C какой скоростью распространяется свет?

Учитель:. Отправимся в путешествие с лучом света и мы с вами.

В 1845 году один из открывателей закона сохранения энергии, известный немецкий учёный и врач Юлиус Роберт Майер писал: *Природа поставила себе задачей перехватить на лету притекающий на Землю свет и превратить эту подвижнейшую из сил в твёрдую форму, сложив её в запас. Для достижения этой цели она покрыла земную кору организмами, которые при жизни поглощают солнечный свет. Этими организмами являются растения*!

Учитель: — А как же растения улавливают свет?

Учащиеся: — На внутренних мембранах хлоропластов находятся молекулы сложного органического вещества, которое называется хлорофилл (хлорос – зелёный, филлон – лист).

Хлорофилл поглощает свет красного спектра, т.к. красный цвет более интенсивен, несёт больше энергии, а зелёный отражает, поэтому рассеиваются зелёные цвета C55H72O5N4Mg.

Учитель:- Рассмотрим процесс фотосинтеза с помощью видеоролика. Процесс фотосинтеза состоит из двух фаз – световой и темновой. В ходе этих процессов из бедных энергией CO2 и H2O образуется богатый энергией C6H12O6.

Потенциальная энергия заключается в химических связях глюкозы и равна 2800 кДж. Т.е. это реакция эндотермическая

Учитель:- Ребята, вы посмотрели, как осуществляется фотосинтез. А теперь разберём этот процесс на молекулярном уровне. (Учитель объясняет по слайду презентации).

Учитель: — О процессах, происходящих

в световой фазе фотосинтеза,

нам расскажет Настя, ученица 9 класса. (Настя, используя слайд презентации, рассказывает о процессах световой фазы)

В результате световой фазы происходят три процесса:

1. Образование O2 в результате фотолиза воды 2H2O + = 4Н + + 4ē + O2

2. Образование двух молекул АТФ

3. Образование атомарного водорода

Солнечная энергия аккумулируется в химических свойствах АТФ и НАДФН.

Учащиеся — записывают в тетрадь таблицу и выводы.

Учитель: — Настя, спасибо за сообщение.

О темновой фазе доклад подготовил Инал. Послушаем его.

Инал рассказывает о темновой фазе фотосинтеза,

используя слайд презентации. Темновая фаза проходит в стромах хлоропласта. В темновой фазе происходит 5 биохимических реакций, они образуют цикл Кальвина.

Учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель: — Итак, ребята мы с вами знаем, что растения являясьавтотрофами, образуют органические вещества. Мы же с вами являемся гетеротрофами. Возникает вопрос как мы получаем органические вещества, необходимые для жизнедеятельности?

Великий русский ученый К. А. Тимирязев в своей замечательной книге «Жизнь растения» писал: «Когда-то где-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Пища служит источником силы в нашем организме потому только, что она — не что иное, как консервант солнечных лучей. »

Расмотрим схему обмена веществ. Основными энергетическими станциями живых клеток служат митохондрии — внутриклеточные частицы размером 0,1–10μ, покрытые двумя мембранами. В митохондриях свободная энергия окисления продуктов питания превращается в свободную энергию АТФ. Когда АТФ соединяется с водой, при нормальных концентрациях реагирующих веществ, выделяется свободная энергия порядка 10 ккал/м оль

Этапы энергетического обмена

Анаэробный гликолиз, неполное окисление, бескислородный (в матриксе цитоплазмы)

Аэробное дыхание, кислородное, полное окисление (в митохондрии)

Подготовительный этап происходит в лизосомах клетки. На этом этапе молекулы ди- и полисахаридов, жиров и белков распадаются на более мелкие молекулы – глюкозу, глицерин и жирные кислоты, аминокислоты; крупные молекулы нуклеиновых кислот – на нуклеотиды. При этом выделяется небольшое количество энергии, которое рассеивается в виде теплоты (Q).

2. Бескислородный гликолиз (анаэробное дыхание или брожение) происходит в матриксе цитоплазмы. Термин *брожение* обычно применяется к процессам, которые протекают в клетках микроорганизмов или растений.

Анаэробный гликолиз – процесс сложный, многоступенчатый. Он представляет собой каскад сложных (10), следующих друг за другом, ферментативных реакций.

Акцептором электронов служит НАД+

1-й этап гликолиза (в цитоплазме):

C6H12O6 + НАД+ = 2C3H4O3 + 2H+ +2ē 2НАД

Молекула глюкозы распадается на 2 молекулы пировиноградной кислоты. За счёт электронов и протонов водорода восстанавливаются две молекулы НАД+, превращаясь в 2НАД-Н. За счёт энергии электронов, перенесённых глюкозой на более низкий уровень НАД+, происходит образование АТФ из АДФ и H3PO4.

C6H12O6 + 2H3PO4 + 2АДФ = 2C3H6O3 + 2АТФ + 2H2O + 2000кДж

Часть потенциальной энергии заключена в связях между C, H, O.

2-этап. Если O2 отсутствует, 2 молекулы пировиноградной кислоты восстанавливаются до молочной кислоты.

Суммарное уравнение (в митохондриях):

2C3H4O3 + 2НАД-H + 2H+ = 2C2H6O3 + 2НАД+

В результате гликолиза освобождается энергия порядка . кДж на 1 моль глюкозы. 60% её рассеивается в виде тепла, а 40% сберегается в виде АТФ.

Анаэробный гликолиз присущ некоторым видам бактерий и грибков и лежит в основе приготовления кислого молока. Дрожжевые грибки в процессе синтеза АТФ расщепляют глюкозу до этилового спирта и оксида углерода (. ). Происходит так называемое спиртовое брожение:

C6H12O6 + 2H3PO4 + 2АДФ =2C2H5OH + 2CO2 + 2АТФ + 2H2O

Благодаря богатым энергией связям в молекулах АТФ клетка может накапливать энергию в очень небольшом пространстве. Отщепление концевого фосфата сопровождается выделением 40 кДж энергии.

3 этап энергетического обмена.

При доступе О2 к клетке, образовавшиеся во время анаэробного гликолиза вещества окисляются до конечных продуктов H2O и CO2.

Пировиноградная кислота переносится в митохондрии, где молекула НАД+ восстанавливается до НАДН.

Этапы кислотного гликолиза:

б) цикл Кребса (все ферменты цикла Кребса расположены в матриксе)

в) окислительное фосфорилирование (цепь переноса электронов)

Один атом углерода окисляется до CO2 (производство уксусной кислоты) C3H4O3 CO2, НАДН, C2H4O2

Дальнейшее окисление АК представляет собой каскад ферментных реакций, следующих одна за другой. Совокупность этих реакций и называется циклом Кребса.

АК вступая в цикл, соединяется с органической кислотой, которая служит своего рода переносчиком остатка уксусной кислоты. АК соединяясь с 8, образует соединение 1, в составе которого начинается окисление остатков уксусной кислоты. Перемещаясь по ферментному конвееру цикла Кребса, остаток уксусной кислоты постоянно окисляется. При этом образуется 2СО2 и 4НАД-Н в которых запасена энергия высокоэнергетических электронов АК.

Синтез АТФ в процессе гликолиза не нуждается в мембранах. Он идёт в пробирке, если имеются все необходимые субстраты и ферменты.

Для осуществления кислородного процесса необходимо наличие неповреждённых митохондриальных мембран Расщепление в клетке 1 молекулы глюкозы до СО2 и H2O обеспечивает синтез 38 молекул АТФ

Учитель :- Ребята давите сейчас все вместе пройдем тест по вопросам:

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель:- А теперь ребята, с помощью компьютера пройдем тестирование и проверим как вы усвоили предложенный вам материл.

У каждого из вас на рабочем столе имеется ярлык

Откройте, напишите свою фамилию и выполните

тест. Компьютер оценит правильность выполнения теста.

Учащиеся выполняют тест за персональным компьютером.

После выполнения теста, результаты по локальной сети передаются на компьютер учителя.

Учитель: Подводит итоги урока вместе с учениками.

Объясняет домашнее задание. Благодарит всех гостей и учащихся за урок.

videouroki.net

Смотрите еще:

  • Java тм разрешение Почему не работает Java и как его включить в браузере? Многие пользователи интернет зачастую сталкиваются с тем, что на сайтах не работает выпадающее меню, не проигрываются видеоролики, ничего не происходит при нажатии на кнопки и […]
  • Кто имеет право на получение военной ипотеки Материальная помощь государства: кому положена военная ипотека на жилье, кто имеет на нее право и как стать участником программы? Предоставление военной ипотеки регламентируется ФЗ № 117 . Согласно этому нормативному акту […]
  • Форма приказа о неиспользованном отпуске Когда нужно составлять приказ на компенсацию за неиспользованный отпуск — образец и важные моменты замены Любому сотруднику полагается отпуск после того, как он отработает в организации определенное время. В некоторых случаях […]
  • Когда был принят закон о капитальном ремонте Ваши права и обязанности: закон 271 — ФЗ о капитальном ремонте, изменения и поправки к закону о ремонте жилых многоквартирных домов Капитальный ремонт стал обычной вещью для лиц, проживающих в многоквартирных домах. Данная […]
  • Прием на работу юриста вопросы Какие вопросы задают и что спрашивают у юриста, его помощника или юрисконсульта на собеседовании при приеме на работу? Деятельность любой организации невозможна без юридического сопровождения. Грамотный юрист помогает решить […]
  • Подготовка исков в суд Подготовка исков в суд Подготовка искового заявления в суд Идея судебного процесса заключается в том, что, если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, правда выплывет наружу. Джордж Бернард Шоу писатель, драматург 1856-1950 У […]
  • Отчет об оценке акции для нотариуса Стоимость оценки акций для нотариуса (вступления в права наследства) Действующая акция: оценка акций (котируемых) для нотариуса (при вступлении в права наследства) 1 000 руб за 1 предприятие-эмитент! оценка акций (НЕ котируемых) […]
  • Какие меры пресечения избирает суд Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел I. Общая часть Глава 7. Меры процессуального принуждения § 3. Меры […]