Ст 246 уголовного кодекса

Ст 246 уголовного кодекса

1. Рассматриваемое преступление имеет общий характер и предусматривает ответственность за деяния, не охватываемые конкретными составами преступлений, содержащимися в главе «Экологические преступления». В противном случае возникает конкуренция общей и специальной нормы и применяется последняя.
2. Общественная опасность преступления состоит в причинении вреда отношениям в сфере обеспечения экологической безопасности посредством ухудшения качества природной среды. Преступление характеризуется как действием, так и бездействием. Правила охраны окружающей среды применительно к различным видам и стадиям хозяйственной деятельности содержатся в законодательстве РФ об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, например в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ; Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (в ред. от 30.06.2003) ; Градостроительном кодексе; Водном кодексе; ЛК; ЗК; Федеральных законах от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 30.06.2003) ; от 24.04.95 N 52-ФЗ «О животном мире» (в ред. от 11.11.2003) ; от 24.06.98 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 10.01.2003) ; от 23.11.95 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 15.04.98) ; от 09.01.96 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» ; от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 10.01.2003) ; от 04.05.99 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и др.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1318; САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5086; СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1143; 1999. N 51. Ст. 6289; 2000. N 49. Ст. 4740; 2003. N 2. Ст. 167; N 9. Ст. 805; N 27 (ч. 1). Ст. 2700.
СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (ч. 1). Ст. 2700.
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4444.
СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 21; 2003. N 2. Ст. 167.
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556; 1998. N 16. Ст. 1800.
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141.
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст. 3348; 2003. N 2. Ст. 167.
СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.

Порядок реализации экологических требований при размещении, технико-экономическом обосновании проектов, при проектировании и строительстве объектов, при приемке их в эксплуатацию также подробно регламентируется в нормативно-технических документах Госстроя СССР, других министерств и ведомств, которые до разработки российских строительных стандартов и норм должны будут применяться в той мере, в которой они не противоречат действующему законодательству РФ.
Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372 , предусматривает перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке.
———————————
БНА. 2000. N 31.

3. Преступление считается оконченным, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Между деянием и последствиями необходимо установить причинную связь.
Пленум ВС РФ в Постановлении от 05.11.98 N 14 разъяснил, что существенным следует считать изменение естественного радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья, жизни человека и генетического фонда растений и животных. Нормы радиационной безопасности принимаются на основе рекомендаций Международной комиссии по радиологической защите и утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Под вредом здоровью человека следует понимать причинение одному или нескольким лицам легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, расстройство здоровья, временную или постоянную утрату трудоспособности (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.98 N 14).
О понятии массовой гибели животных см. коммент. к ст. 250.
Вопрос о признании последствий преступления тяжкими решается в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
К иным тяжким последствиям можно отнести: смерть хотя бы одного человека; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. коммент. к ст. 248, 249); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; существенное ухудшение качества окружающей среды, улучшение которого требует значительных затрат на ее восстановление и устранение последствий чрезвычайных экологических ситуаций; гибель лесов и растительности на значительных площадях и т.п.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленным или неосторожным нарушением правил охраны окружающей среды и, как правило, неосторожностью по отношению к последствиям.
Думается, что отношение к причинению вреда здоровью человека может быть у лица только неосторожное. В противном случае не усматривается отличия данного преступления от преступлений против здоровья человека. Данное суждение имеет принципиальный характер и распространяется на все экологические преступления, где в качестве последствий указан вред здоровью человека. Кроме того, следует учесть, что санкции статей об ответственности за экологические преступления гораздо мягче санкций статей об ответственности за вред здоровью человека.
5. Субъект преступления — специальный — лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации, лицо, выполняющее управленческие функции на негосударственном предприятии, в учреждении, и иные лица, ответственные за проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных, военных и иных объектов. Ответственность за данное преступление предусмотрена с 16 лет.

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 246 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране здоровья людей.

Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов. Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почва, воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство. Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им. Антропогенный объект — объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).

2. С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов.

Для установления содержания нарушенных правил необходимо обратиться к законам и иным нормативным правовым актам, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной и иной деятельности: ГрК РФ, ВК, ЗК РФ, ЛК, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 25.06.2012) и др. Эти требования обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст. 3348; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2009. N 1. Ст. 17, 21; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; СЗ РФ. N 30. Ст. 4002; N 31. Ст. 4195, 4196; 2011. N 29. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. N 49 (ч. 1). Ст. 7015, 7025; 2012. N 26. Ст. 3446.

Обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка, проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. Эти требования в общей форме изложены в ст. ст. 27, 31 — 33 ЗК.

При разработке проектов необходимо использовать природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства. Действующие правовые акты предусматривают требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

В процессе эксплуатации таких объектов все предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Обязательным признаком преступления являются последствия. Они выражаются в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствиях.

Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и жизни человека (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Под существенным вредом здоровью человека рекомендуется понимать причинение хотя бы одному лицу тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

О понятии «массовая гибель животных» см. коммент. к ст. ст. 247, 250, 257.

Признание последствий «иными тяжкими» происходит в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. коммент. к ст. ст. 248 и 249); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесных насаждений и иной растительности (см. коммент. к ст. 260) на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь.

По конструкции состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным, если какое-либо из перечисленных в законе деяний причинило указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека.

3. Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (например, строительной) или иной организации.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности.

При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность нарушения правил охраны окружающей среды при производстве перечисленных в комментируемой статье работ, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает общую опасность указанных деяний, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своей должности, профессии) и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие). Например, рассчитывает, что выброса, сброса загрязняющих веществ не произойдет либо вред от выброса в атмосферу загрязняющих веществ будет не существенным вследствие их рассеивания ветром.

5. Рассматриваемое преступление следует отличать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП, и от конкурирующих с ним преступлений (ст. ст. 250, 251 УК и др.).

Пленум ВС РФ в указанном Постановлении разъяснил, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба (п. 13).

Уголовная ответственность наступает, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло указанные в комментируемой статье последствия.

Решая вопрос о разграничении конкурирующих преступлений и проступка, необходимо выяснить: какая статья УК наиболее полно охватывает содеянное; как она соотносится с другими конкурирующими статьями УК; с какой статьей КоАП конкурирует; какую из статей УК или КоАП надлежит применить.

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 246 Уголовного Кодекса РФ

1. Предмет преступления — окружающая среда как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

2. Объективная сторона выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Указанные правила содержатся в законах и специальных нормативных правовых актах.

Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Изменение радиоактивного фона будет признаваться существенным, если оно в соответствии с современными нормативными требованиями оценивается как причиняющее вред здоровью человека или создающее реальную угрозу такого причинения, привело либо могло привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (в ред. от 6 февраля 2007 г.)).

Массовая гибель животных — одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории или акватории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три или более раза.

Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и планомерному использованию.

Состав рассматриваемого преступления будет лишь при наличии причинной связи между нарушением указанных в законе правил и наступившими последствиями.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления любого из названных в ст. 246 УК последствий.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды.

Статья 246. Незаконная порубка леса

Незаконная порубка деревьев и кустарников в лесах,

защитных и других лесных насаждениях, причинившая

существенный ущерб, а также совершение таких действий в заповедниках или на территориях и объектах природно-заповедного фонда, или в других особо охраняемых лесахнаказывается штрафом от пятидесяти до ста не облагаемых минимумов доходов граждан или арестом на

срок до шести месяцев, или ограничением свободы на

срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок,

с конфискацией незаконно добытого.

1. Объектом преступления является установленный порядок, обеспечивающий научно обоснованное, рациональное использование лесов, их охрану и воспроизведение.

Предметом преступления являются только деревья и

кусты, растущие в лесах, защитных и иных лесных насаждениях, заповедниках, на территориях и объектах природно-заповедного фонда Украины, иных особо охраняемых

Лес — это совокупность земли, растительности, в которой доминируют деревья и кустарники, животных, микроорганизмов и иных природных компонентов, биологически взаимосвязанных в своем развитии, влияющих друг

на друга и на окружающую среду.

Все леса в Украине являются собственностью государства.

2. Объективная сторона выражается в незаконной порубке леса, причинившей существенный ущерб; либо в незаконной порубке леса в заповедниках или на территориях и объектах природно-заповедного фонда, или в иных

особо охраняемых лесах, размер причиненного ущерба в

данных случаях значения не имеет.

Незаконной признается порубка леса лесозаготовительными предприятиями, организациями и учреждениями на

корню на участках, не предназначенных для этого, порубка леса физическими лицами без лесорубочного билета

(ордера) либо имеющими такой билет (ордер), но не на

том участке, не в том количестве, либо порубка деревьев

и кустарников не тех пород, на которые было дано разрешение.

В лесах второй группы проводятся все виды рубок способами, направленными на улучшение породного состава

и производительности лесов, восстановление хозяйственно-ценных древесных пород, сохранение экологических

свойств лесов и на эффективное использование их древесных ресурсов.

В лесах первой группы проводятся все виды рубок способами, направленными на улучшение лесной среды, породного состава и качества лесов, улучшение защитных,

водоохранных и иных полезных свойств лесов.

В лесах первой и второй зон санитарной охраны источников водоснабжения и в лесах первой и второй зон поясов санитарной охраны лечебно-оздоровительных территорий, лесах, которые имеют научное или историческое

значение (включая генетические резервации), лесах населенных пунктов, лесопарковых частях зеленых зон, лесоплодовых насаждениях, государственных лесных полосах,

противоэррозионных лесах, в особенности ценных лесных

массивах и субальпийських древесно-кустарниковых группах, а также полезащитных лесных полосах, защитных

лесных насаждениях на полосах отвода железных дорог,

защитных лесных насаждениях на полосах отвода автомобильных дорог, защитных лесных насаждениях на полосах отвода каналов допускаются только рубки ухода,

санитарные рубки, рубки, связанные с реконструкцией малоценных молодняков, приложением просек, созданием

противопожарных разрывов, лесообновляющие рубки — в

деревонасаждениях, которые теряют защитные, водоохранные и прочие природные свойства, а также иные рубки

(расчистка земельных участков лесного фонда, покрытых

лесной растительностью, в связи со строительством в установленном порядке гидроузлов, трубопроводов, дорог и

В лесах заповедников, заповедных и рекреационных зон

национальных природных и региональных ландшафтных

парков, памятников природы, заповедных урочищ в исключительных случаях могут проводиться санитарные рубки, рубки, связанные с реконструкцией малоценных деревонасаждений и устройством противопожарных разрывов, лишь на основании научного обоснования и по

согласованию с Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

В полосах лесов, которые защищают нерестилища ценных промысловых рыб, лесах зон традиционной хозяйственной деятельности и хозяйственных зон национальных

природных парков, в лесах региональных ландшафтных

парков, а также в горных лесах рубки проводятся способами, направленными на сохранение защитных, противоэррозионных, водорегулирующих и иных полезных свойств

В особенно защищенных .участках леса может быть полностью или частично запрещено применение отдельных

видов и способов рубок.

Правила рубок леса утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Размер ущерба определяется на основании такс, утверждённых Постановлением Кабинета Министров Украины от 05.12.1996 г.

размера ущерба, причиненного лесному хозяйству-.

О заповедниках, территориях и объектах природно-заповедного фонда — см. ст. 240.

3. Субъективная сторона характеризуется умышленной

4. Субъектом преступления может быть физическое

вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При наличии в действиях должностного лица признаков должностного преступления их следует квалифицировать по

совокупности преступлений: по статьям 246 и 364 (злоупотребление властью или служебным положением).

Статья 246 УК РФ. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (действующая редакция)

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 246 УК РФ

1. Окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Указанные правила содержатся в законах и специальных нормативных правовых актах.

Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.

Изменение радиоактивного фона будет признаваться существенным, если оно в соответствии с современными нормативными требованиями оценивается как причиняющее вред здоровью человека или создающее реальную угрозу такого причинения, привело либо могло привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью одного или нескольких лиц (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

Массовая гибель животных — одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории или акватории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три раза или более.

Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать:

— существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат;

— уничтожение отдельных объектов;

— деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и планомерному использованию.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления любого из названных последствий.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды.

Смотрите еще:

  • Адвокаты валуйские Управление социальной защиты населенияЧернянского района Эл. почта: Тел.: 8 (47232) 5-51-65 Тел./факс: 8 (47232) 5-70-90 Список адвокатов Адвокатской палаты Белгородской области Список адвокатов Адвокатской палаты Белгородской […]
  • Реестр договоров строительного подряда Приказ Минфина РФ от 24 октября 2008 г. N 116н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008)" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 24 октября 2008 г. N 116н"Об […]
  • Если во время не оплатил налог на квартиру Какие пени и штрафы взимаются за неуплату в срок налогов по налоговому уведомлению? На основании налогового уведомления налогоплательщики — физические лица уплачивают следующие имущественные налоги (абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 363, […]
  • Приказ 469 р Приказ Министерства энергетики РФ от 22 августа 2013 г. № 469 "Об утверждении порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон" (не вступил в силу) В соответствии с пунктом […]
  • Изменения в закон о защите прав потребителей с 2018 года Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. № 81-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (не вступил в силу) Принят Государственной Думой 3 апреля 2018 года Одобрен Советом Федерации 11 апреля 2018 […]
  • 44 закон обеспечение контракта Статья 96 44-ФЗ - Обеспечение исполнения контракта 1. Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым […]
  • Договор о раздельном проживании родителей Формы и образцы нотариальных документов Город Екатеринбург, Свердловская область, Российская Федерация Второго марта две тысячи четвертого года Мы, гр. Новоселов Анатолий Петрович, 12.06.1970 года рождения, проживающий в г. […]
  • Приказ минобороны 300 от 2018 Приказ Министра обороны РФ от 7 февраля 2017 г. № 89 “О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 300 «Об утверждении Правил ношения военной формы одежды, знаков […]