Закон о нормативно-правовых актах рк

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 6 апреля 2016 года №480-V ЗРК

О правовых актах

(В редакции Законов Республики Казахстан от 03.07.2017 г. №86-VI ЗРК, 11.07.2017 г. №91-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с порядком разработки, представления, обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения, приостановления действия и опубликования правовых актов Республики Казахстан.

Раздел 1. Общие положения


Глава 1. Основные положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) орган-разработчик — государственные органы, местные представительные и исполнительные органы, разрабатывающие нормативные правовые акты в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами.

2) положение — нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа;

3) правовой акт индивидуального применения — письменный официальный документ установленной формы, распространяющийся на индивидуально определенный круг лиц (физических и (или) юридических лиц), который реализует установленные законодательством Республики Казахстан их права и обязанности и не содержит норм права;

4) закон — нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные Конституцией Республики Казахстан;

5) подзаконные нормативные правовые акты — иные, не являющиеся законодательными актами, нормативные правовые акты, издаваемые на основе и (или) во исполнение и (или) для дальнейшей реализации законодательных и иных вышестоящих по иерархии нормативных правовых актов;

6) концепция проекта закона — документ, содержащий обоснование необходимости разработки проекта закона по инициативе Правительства Республики Казахстан, цели его принятия и иные положения, определяемые Правительством Республики Казахстан;

7) законодательный акт — закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, конституционный закон, кодекс, консолидированный закон, закон, постановление Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан;

8) юридическая экспертиза — проверка проекта нормативного правового акта либо принятого нормативного правового акта на предмет его соответствия Конституции Республики Казахстан и законодательству Республики Казахстан, в том числе законодательству в сфере противодействия коррупции;

9) юридическая техника — совокупность способов, требований и правил оформления правовых актов;

10) аналогия закона — применение к неурегулированным общественным отношениям норм законов, регулирующих сходные общественные отношения;

11) кодекс — закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие однородные важнейшие общественные отношения, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона;

12) конституционный закон — закон, принимаемый по вопросам, предусмотренным Конституцией Республики Казахстан, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 62 Конституции Республики Казахстан;

13) правила — нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности;

14) Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан — единая система государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан, содержащая реквизиты нормативных правовых актов и другие сведения информационно-справочного характера об этих актах;

15) Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан — совокупность нормативных правовых актов на бумажном носителе и электронная система нормативных правовых актов в форме электронного документа, сведения о которых внесены в государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан;

16) законодательство Республики Казахстан — совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке;

17) закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, — закон, принимаемый в порядке, установленном пунктом 3 статьи 62 и пунктом 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан;

18) норма права — общеобязательное правило поведения постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, распространяющееся на индивидуально неопределенный круг лиц в рамках регулируемых общественных отношений;

19) правовой акт — письменный официальный документ установленной формы, содержащий нормы права или индивидуальные властные правовые предписания, принятый на республиканском референдуме либо уполномоченными органами;

20) правовой мониторинг — система постоянного наблюдения, сбора, анализа информации о состоянии законодательства Республики Казахстан и практике его применения, осуществляемая в соответствии со статьями 50 и 51 настоящего Закона;

21) аналогия права — применение к неурегулированным общественным отношениям смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права;

22) регламент государственной услуги — нормативный правовой акт, устанавливающий требования по соблюдению стандарта государственной услуги и определяющий порядок деятельности услугодателей, в том числе порядок взаимодействия с иными услугодателями, центрами обслуживания населения, а также использования информационных систем в процессе оказания государственных услуг;

23) стандарт государственной услуги — нормативный правовой акт, устанавливающий требования к оказанию государственной услуги, а также включающий характеристики процесса, формы, содержание и результат оказания государственной услуги;

24) ненормативный правовой акт — письменный официальный документ, не содержащий норм права, изданный (принятый) уполномоченным органом в пределах своей компетенции, применяющий и (или) реализующий установленные законодательством права и обязанности индивидуально определенных лиц либо разъясняющий нормы, содержащиеся в нормативном правовом акте, а также правовые акты в области системы государственного планирования;

25) нормативный правовой акт — письменный официальный документ на бумажном носителе и идентичный ему электронный документ установленной формы, принятый на республиканском референдуме либо уполномоченным органом, устанавливающий нормы права, изменяющий, дополняющий, прекращающий или приостанавливающий их действие;

26) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК;

27) Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов — письменный перечень, содержащий номер государственной регистрации и реквизиты нормативных правовых актов, указанных в подпунктах 6), 7), 8) и 9) пункта 2 статьи 7 настоящего Закона, прошедших государственную регистрацию в органах юстиции Республики Казахстан;

28) уровень нормативного правового акта — место нормативного правового акта в зависимости от его юридической силы в иерархии нормативных правовых актов;

29) юридическая сила нормативного правового акта — характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также преимущество или соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам;

30) официальное опубликование нормативного правового акта — публикация для всеобщего сведения полного текста нормативного правового акта на казахском и русском языках в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде, в официальных печатных изданиях, а также в периодических печатных изданиях в случаях, предусмотренных настоящим законом;

31) акт официального разъяснения нормативного правового акта — письменный официальный документ установленной формы, разъясняющий содержащиеся в нормативном правовом акте нормы, отвечающий требованиям и условиям, указанным в главе 13 настоящего Закона;

32) инструкция — нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений;

33) технический регламент — нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к продукции и (или) процессам их жизненного цикла, разрабатываемый и применяемый в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании;

34) уполномоченный орган — государственные органы и должностные лица Республики Казахстан, которые вправе принимать правовые акты в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, а также законодательством Республики Казахстан, определяющим правовой статус этих органов и должностных лиц (Президент Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Палаты Парламента, Правительство Республики Казахстан, Конституционный Совет Республики Казахстан, Верховный Суд Республики Казахстан, Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, Счётный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национальный Банк Республики Казахстан, центральные исполнительные органы, местные представительные и исполнительные органы, акимы, иные государственные органы и должностные лица);

35) уполномоченная организация — организация, определяемая Правительством Республики Казахстан, по осуществлению научной лингвистической экспертизы в части аутентичности текстов на казахском и русском языках по проектам законодательных актов, разработанным органом-разработчиком и подлежащим внесению в Парламент Республики Казахстан;

36) консолидированный закон — закон, регулирующий комплексные по своему характеру общественные отношения в сферах (областях), предусмотренных статьей 9 настоящего Закона;

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 11.07.2017 г. №91-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон определяет систему правовых актов Республики Казахстан, разграничивает правовой статус нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов.

2. Настоящий Закон не регулирует:

1) порядок принятия, изменения, дополнения и прекращения действия Конституции Республики Казахстан;

2) порядок принятия, изменения, дополнения и прекращения действия нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан;

3) порядок заключения, выполнения, изменения, дополнения и прекращения международных договоров Республики Казахстан;

4) порядок принятия, изменения, дополнения и прекращения действия правовых актов индивидуального применения, установленных законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

Статья 3. Общие требования к правовым актам. Виды правовых актов

1. Правовые акты должны отвечать следующим общим требованиям:

1) содержать нормативные или индивидуальные властные правовые предписания;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

Закон о нормативно-правовых актах рк

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II ( см. стар. ред. ); от 16.06.04 г. № 566-II ( см. стар. ред. ); от 21.10.05 г. № 81-III ( см. стар. ред. ); изложена в редакции Закона РК от 29.12.06 г. № 209-III ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законами РК от 29.06.07 г. № 271-III ( см. стар. ред. ); от 04.07.08 г. № 57-IV ( см. стар. ред. ); от 10.01.11 г. № 383-IV ( см. стар. ред. ); от 01.04.11 г. № 425-IV ( см. стар. ред. ); от 27.04.12 г. № 15-V ( см. стар. ред. ); от 03.07.13 г. № 121-V ( см. стар. ред. ); от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. )

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) закон — нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, принимаемый Парламентом Республики Казахстан, а в случаях, предусмотренных подпунктом 3) статьи 53 Конституции Республики Казахстан, — Президентом Республики Казахстан;

См. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 3 июля 2000 года № 15/2

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

1-1) юридическая техника — совокупность способов, требований и правил оформления нормативных правовых актов;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2) законодательный акт — конституционный закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, кодекс, закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, постановление Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3) подзаконные нормативные правовые акты — иные не являющиеся законодательными нормативные правовые акты, издаваемые на основе и (или) во исполнение и (или) для дальнейшей реализации законодательных и иных вышестоящих по иерархии нормативных правовых актов;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4) законодательство — совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

5) кодекс — закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные важнейшие общественные отношения, предусмотренные статьей 3-1 настоящего Закона;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

6) Конституционный закон — закон, названный в Конституции Республики Казахстан конституционным, принимаемый в порядке, установленном пунктом 4 статьи 62 Конституции Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

7) Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан — единая система государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан, содержащая реквизиты нормативных правовых актов и другие сведения информационно-справочного характера об этих актах;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

8) эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан — совокупность нормативных правовых актов (с изменениями и дополнениями) в печатной и электронно-цифровой форме, удостоверенной посредством электронной цифровой подписи, сведения о которых внесены в государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

9) закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан — закон, принимаемый в порядке, установленном пунктом 3 статьи 62 Конституции Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

10) норма права — общеобязательное правило поведения постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, распространяющееся на индивидуально неопределенный круг лиц в рамках регулируемых общественных отношений;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

11) нормативный правовой акт — письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие, а также документ в электронно-цифровой форме, идентичный письменному официальному документу и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи;

См.также: Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 2013 года № 1 «Об официальном толковании норм пункта 8 статьи 62 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан»

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

11-1) Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов — письменный перечень, содержащий номер государственной регистрации и реквизиты нормативных правовых актов государственных органов, указанных в подпункте 4) пункта 2 статьи 36 настоящего Закона, прошедших государственную регистрацию в органах юстиции Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

12) последующее официальное опубликование текстов нормативных правовых актов — опубликование в печатном издании нормативных правовых актов, прошедших экспертизу на соответствие эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

12-1) правовой мониторинг нормативных правовых актов — деятельность государственных органов, осуществляемая на постоянной основе, по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан, а также по прогнозу динамики его развития и практики применения в целях выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценки эффективности их реализации;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

13) уровень нормативного правового акта — место нормативного правового акта в зависимости от его юридической силы в иерархии нормативных правовых актов;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

14) официальное опубликование нормативного правового акта — публикация для всеобщего сведения полного текста нормативного правового акта в официальных и периодических печатных изданиях, а также на интернет-ресурсе, определяемом Правительством Республики Казахстан, в графическом формате в полном соответствии с подписанными подлинниками;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

15) уполномоченный орган — государственные органы, их ведомства и должностные лица Республики Казахстан, которые вправе принимать нормативные правовые акты в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, а также законодательством, определяющим правовой статус этих органов и должностных лиц (Президент Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, Конституционный Совет Республики Казахстан, Верховный Суд Республики Казахстан, Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, центральные исполнительные органы, местные представительные и исполнительные органы, Национальный Банк Республики Казахстан, иные государственные органы);

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

16) уполномоченная организация — организация, определяемая Правительством Республики Казахстан по осуществлению научной лингвистической экспертизы в части аутентичности текстов на казахском и русском языках по проектам законов, разработанным государственными органами Республики Казахстан и подлежащим внесению в Парламент Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II ( см. стар. ред. ); от 16.06.04 г. № 566-II ( см. стар. ред. ); от 29.12.06 г. № 209-III ( см. стар. ред. ); от 04.07.08 г. № 57-IV ( см. стар. ред. ); от 01.04.11 г. № 425-IV ( см. стар. ред. ); от 03.07.13 г. № 121-V ( см. стар. ред. )

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Особенности разработки и представления, принятия, регистрации, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения или приостановления действия, опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов определяются, в соответствии с их уровнем, законодательными актами, регулирующими деятельность государственных органов, принимающих нормативные правовые акты, актами, определяющими правовой статус этих органов, в том числе положениями о них и их регламентами, другими нормативными правовыми актами , за исключением особенностей, определяемых актами Президента Республики Казахстан, касающихся проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан .

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Настоящий Закон не регулирует порядок принятия, изменения и прекращения действия Конституции Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Настоящим Законом не определяется порядок разработки, представления, принятия, введения в действие, действия, опубликования, изменения, дополнения и прекращения действия нормативных актов, принятых в соответствии с законодательством, но не отвечающих требованиям, приведенным в подпункте 11) статьи 1 настоящего Закона, и имеющих правореализующее и правоприменительное значение, в частности:

1) нормативных актов негосударственных организаций, в том числе общественных объединений и органов местного самоуправления;

2) нормативных актов государственных организаций, не являющихся уполномоченными органами;

3) исключен в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V ( см. стар. ред. )

Нормативные акты, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта, не должны содержать нормы права.

См.также: Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 2013 года № 1 «Об официальном толковании норм пункта 8 статьи 62 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан», Письмо Министерства юстиции Республики Казахстан от 5 сентября 2013 года № 4-1-6/ЖТ-С-1036 «О нормативном правовом характере государственных строительных норм и правил в области архитектуры, градостроительства и строительства (СНиП)», Ответ Министерства юстиции РК на вопрос от 6 апреля 2013 года № 9134 (http://www.adilet.gov.kz) «Законом не предусмотрены требования к опубликованию правовых актов», Ответ Министра юстиции РК от 5 августа 2013 года на вопрос от 31 июля 2013 года № 214145 (e.gov.kz) «Об отнесении акта к нормативно правовому и разъяснении понятия «индивидуально неопределенного круга лиц» по Закону «О НПА»

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 06.03.02 г. № 298-II ( см. стар. ред. ); от 16.06.04 г. № 566-II ( см. стар. ред. ); от 29.12.06 г. № 209-III ( см. стар. ред. ); от 29.06.07 г. № 271-III ( см. стар. ред. ); от 01.04.11 г. № 425-IV ( см. стар. ред. )

Статья 3. Основные и производные виды нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. К основному виду нормативных правовых актов относятся:

1) Конституция, конституционные законы, кодексы, законы;

2) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

3) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;

4) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;

5) нормативные постановления Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

О нормативных постановлениях Верховного суда см.: Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. № 3.

6) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов;

7) нормативные правовые постановления центральных государственных органов;

7-1) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 315-III ( см. стар. ред. )

Пункт дополнен подпунктом 7-2 в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V

7-2) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов при наличии прямой компетенции по их утверждению в нормативных правовых актах государственного органа, в структуру которого входит ведомство;

8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. К производному виду нормативных правовых актов относятся:

1) регламент — нормативный правовой акт, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений;

1-1) технический регламент — нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к продукции и (или) процессам их жизненного цикла, разрабатываемый и применяемый в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании;

Пункт 3 дополнен подпунктом 1-2 в соответствии с Законом РК от 18.06.07 г. № 262-III

1-2) Исключен в соответствии с Законом РК от 04.12.08 г. № 97 -IV ( см. стар. ред. )

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Пункт 3 дополнен подпунктом 1-3 в соответствии с Законом РК от 18.06.07 г. № 262-III; изложен в редакции Закона РК от 04.12.08 г. № 97-IV ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 263-IV (введен в действие с 1 января 2010 года) ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 15.04.13 г. № 89-V ( см. стар. ред. )

1-3) стандарт государственной услуги — нормативный правовой акт, устанавливающий требования к оказанию государственной услуги, а также включающий характеристики процесса, формы, содержание и результат оказания государственной услуги;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Пункт дополнен подпунктом 1-4 в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 263-IV (введен в действие с 1 января 2010 года); изложен в редакции Закона РК от 27.04.12 г. № 15-V ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 15.04.13 г. № 89-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 17.11.15 г. № 408-V (введен в действие с 1 марта 2016 г.) ( см. стар. ред. )

1-4) регламент государственной услуги — нормативный правовой акт, устанавливающий требования по соблюдению стандарта государственной услуги и определяющий порядок деятельности услугодателей, в том числе порядок взаимодействия с иными услугодателями, Государственной корпорацией «Правительство для граждан», а также использования информационных систем в процессе оказания государственных услуг;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Пункт дополнен подпунктом 1-5 в соответствии с Законом РК от 02.04.10 г. № 263-IV (введен в действие с 1 января 2010 года); изложен в редакции Закона РК от 27.04.12 г. № 15-V ( см. стар. ред. )

1-5) Исключен в соответствии с Законом РК от 15.04.13 г. № 89-V ( см. стар. ред. )

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2) положение — нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3) правила — нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4) инструкция — нормативный правовой акт , детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений.

Законами Республики Казахстан могут быть предусмотрены иные формы нормативных правовых актов производного вида.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья дополнена пунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V

4-1. Нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов не могут затрагивать права и свободы человека и гражданина.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

5. Территориальные органы центральных исполнительных органов и государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, а также местные исполнительные органы, уполномоченные акимом, финансируемые из местных бюджетов, не вправе издавать нормативные правовые акты.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

6. Принимаемые государственными органами и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не являются нормативными правовыми актами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Закон дополнен статьей 3-1 в соответствии с Законом РК от 16.06.04 г. № 566-II; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.07 г. № 271-III ( см. стар. ред. )

Статья 3-1. Общественные отношения, регулируемые кодексами Республики Казахстан

Кодексы Республики Казахстан принимаются с целью регулирования следующих однородных важнейших общественных отношений:

3) гражданских процессуальных;

11). Исключен в соответствии с Законом РК от 28.12.10 г. № 369-IV ( см. стар. ред. )

13) связанных с исполнением уголовных наказаний;

14) связанных с привлечением к административной ответственности;

15) связанных с привлечением к уголовной ответственности;

17) в сфере здравоохранения.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законами РК от 17.10.01 г. № 248-II ( см. стар. ред. ); от 06.03.02 г. № 298-II ( см. стар. ред. ); от 16.06.04 г. № 566-II ( см. стар. ред. ); от 29.06.07 г. № 271-III ( см. стар. ред. ); от 01.04.11 г. № 425-IV ( см. стар. ред. ); от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. )

Статья 4. Иерархия нормативных правовых актов

1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;

2-1) кодексы Республики Казахстан;

3) законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;

4) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;

5) нормативные указы Президента Республики Казахстан;

6) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;

7) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов , нормативные постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета ;

7-1) Исключен в соответствии с Законом РК от 27.07.07 г. № 315-III ( см. стар. ред. )

7-2) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;

8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

4. Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного суда Республики Казахстан.

См. Письмо Председателя надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного Суда от 5 марта 2013 года № 1-1-5/1722 «О порядке применения нормативных постановлений Верховного Суда»

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

5. Иерархия нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений акимов административно-территориальных единиц определяется Конституцией Республики Казахстан и законодательными актами о местном государственном управлении.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

6. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.07 г. № 271-III ( см. стар. ред. )

Статья 5. Прямое действие нормативных правовых актов

1. Все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Для применения нормативных правовых актов, введенных в действие , не требуется каких-либо дополнительных указаний.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Если в самом нормативном правовом акте указано, что какая-либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом. До принятия дополнительного нормативного правового акта действуют нормативные правовые акты, ранее регулировавшие соответствующие отношения.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 06.03.02 г. № 298-II ( см. стар. ред. )

Статья 6. Противоречия норм права различных нормативных правовых актов

Законодательством РК не регулирован вопрос приоритета государственного или русского языков при разночтении НПА — см. ответ Министра транспорта и коммуникаций РК от 11 октября 2011 года

1. При наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, позднее введенные в действие.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Закон дополнен статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V

Статья 6-1. Исчисление сроков

1. Срок, установленный законодательством, определяется календарной датой или указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Срок может устанавливаться также как период времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями, днями или часами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Срок, исчисляемый годами, начинается с календарной даты или со дня наступления события, которыми определено его начало, и истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, исчисляемый месяцами, начинается с календарной даты или со дня наступления события, которыми определено его начало, и истекает в соответствующий день (число) последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, исчисляемый неделями, начинается с календарной даты или со дня наступления события, которыми определено его начало, и истекает в соответствующий день последней недели срока.

Срок, исчисляемый днями, начинается с календарной даты или со дня наступления события, которыми определено его начало, и истекает в последний день установленного периода.

Срок, исчисляемый часами, начинается с минуты наступления события, которой определено его начало, и истекает в последнюю минуту установленного периода.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ

Статья 7. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов

1. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов подразделяются на текущие, составляемые на один год, и перспективные, составляемые на более длительные сроки.

В перспективных планах предусматривается разработка наиболее важных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, подготовка которых планируется на срок более одного года.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. В планах подготовки указываются:

1) наименование нормативного правового акта, отражающее его уровень, форму и предмет регулирования;

2) сроки подготовки;

3) государственные органы и организации, ответственные за разработку проекта.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Планы подготовки нормативных правовых актов составляются и утверждаются государственными органами, компетентными принимать соответствующие акты, если иное не предусмотрено настоящим Законом и другим законодательством.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 04.07.13 г. № 130-V ( см. стар. ред. )

4. При составлении планов подготовки проектов нормативных правовых актов учитываются предложения государственных и иных органов и организаций, в том числе научных, а также предложения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и иных заинтересованных лиц, подготовленные по итогам правового мониторинга.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

5. Государственные органы, составляющие и утверждающие планы подготовки проектов нормативных правовых актов, могут включать в планы и другие показатели, отражающие подготовку этих актов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 7 дополнена пунктом 6 в соответствии с Законом РК от 04.07.08 г. № 57-IV

6. Требования настоящей статьи не распространяются на подготовку проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 8. Планирование подготовки нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Казахстан

Порядок и формы планирования подготовки проектов нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Казахстан, определяются Президентом Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 9. Планирование подготовки законодательных актов Парламента Республики Казахстан

Порядок и формы планирования подготовки проектов законодательных актов, принимаемых Парламентом Республики Казахстан, определяются Парламентом и его палатами в соответствии с их компетенцией, установленной пунктом 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 10 изложена в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. )

Статья 10. Планирование законопроектных работ Правительства Республики Казахстан

1. Правительство Республики Казахстан составляет ежегодный план законопроектных работ.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Проект плана разрабатывается Министерством юстиции Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. План законопроектных работ Правительства согласовывается с Президентом Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 11. Исключена в соответствии с Законом РК от 01.04.11 г. № 425-IV ( см. стар. ред. )

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Статья 12. Особенности планирования подготовки проектов нормативных правовых актов центральных исполнительных органов, как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, и иных центральных органов Республики Казахстан, а также органов местного государственного управления Республики Казахстан

Особенности планирования подготовки проектов нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан как входящих, так и не входящих в Правительство Республики Казахстан, а также органов местного государственного управления, определяются каждым из этих органов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

Глава 3 изложена в редакции Закона РК от 01.04.11 г. № 425-IV ( см. стар. ред. )

Глава 3. ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 13. Разработчики проектов нормативных правовых актов

1. Разработчиками проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, по поручению Президента Республики Казахстан или Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, основанному на поручении Президента Республики Казахстан, могут являться Администрация Президента, Правительство, иные государственные органы, организации и граждане по согласованию с ними.

Разработчиками проектов законов, подготавливаемых в порядке законодательной инициативы депутатов Парламента Республики Казахстан, являются депутаты Парламента.

См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 1999 года № 1654 «О мерах по улучшению работы по совершенствованию нормативных правовых актов»

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. Предложения о разработке законопроектов, вносимых в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, могут вноситься на рассмотрение Президента Республики Казахстан его Администрацией, Правительством, центральными и местными государственными органами, органами местного самоуправления, а также организациями и гражданами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

3. Проекты нормативных правовых актов разрабатываются уполномоченными органами по своей инициативе или по поручениям вышестоящих государственных органов, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.11.15 г. № 384-V (введен в действие с 1 января 2016 г.) ( см. стар. ред. )

4. Иные государственные органы, организации, общественные советы в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественных советах» и граждане вправе вносить предложения по разработке нормативных правовых актов или передавать на рассмотрение уполномоченным органам инициативные проекты таких актов. Уполномоченные органы могут принять их в качестве основы для разрабатываемых ими проектов нормативных правовых актов или признать их дальнейшую разработку и принятие проектов нецелесообразными.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.04.12 г. № 15-V ( см. стар. ред. )

Статья 14. Порядок разработки проекта нормативного правового акта

Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 04.07.13 г. № 130-V ( см. стар. ред. )

1. Уполномоченный орган, разрабатывающий проект нормативного правового акта, создает рабочую группу по подготовке проекта или поручает его подготовку одному из своих подразделений, которое выполняет функции рабочей группы. В подготовке проекта нормативного правового акта обязательно участие работников юридического подразделения органа, подготавливающего проект. В разработке нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, обязательно участие представителей Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства.

Депутаты Парламента Республики Казахстан вправе принимать участие в работе рабочей группы по подготовке проекта закона на любой стадии.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения

2. К подготовке проектов законов, нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан, нормативных правовых постановлений Правительства Республики Казахстан, а при необходимости — проектов нормативных правовых актов других уполномоченных органов могут привлекаться специалисты различных областей знаний, научные учреждения и научные работники, представители общественных объединений.

online.zakon.kz

Смотрите еще:

  • Федеральный закон об оружии ст 2 Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 10 июля 2018 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года Внести в […]
  • Положение банка об осаго Положение банка об осаго Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П"О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" С изменениями и дополнениями от: 24 мая 2015 г., 14 […]
  • Если во время не оплатил налог на квартиру Какие пени и штрафы взимаются за неуплату в срок налогов по налоговому уведомлению? На основании налогового уведомления налогоплательщики — физические лица уплачивают следующие имущественные налоги (абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 363, […]
  • Закон мнн ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА от 23 сентября 2016 года N РП/65863/16 О взаимозаменяемости лекарственных препаратов с МНН "Натрия хлорид" Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев вопросы об ограничении конкуренции при […]
  • Приказ no 562 рк Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов» (с изменениями и дополнениями от 28.03.2018 г.) Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 […]
  • Трудовой стаж при выходе на пенсию в россии Сколько лет нужно работать, чтобы выйти на пенсию? Трудовым стажем принято называть совокупность всех периодов официальной трудовой деятельности гражданина до выхода на пенсию. В настоящее время введено понятие страховой стаж (это […]
  • Как вычитают подоходный налог если есть ребенок Налоговый вычет на ребенка по НДФЛ в 2018 году Налоговый вычет – это сумма, установленная законодательством РФ, уменьшающая налоговую базу. Согласно ст. 218 НКРФ п. 1, пп. 4, лица имеющие несовершеннолетних детей пользуются правом на […]
  • Федеральным законом от 24072007 209-фз Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ"О развитии малого и среднего […]