Ст 16 18 закона о частной детективной и охранной деятельности

Ст 16 18 закона о частной детективной и охранной деятельности

Раздел V. ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 16. Условия применения специальных средств и огнестрельного оружия

В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять огнестрельное оружие и специальные средства только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации.

Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.
(часть первая в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия обязан:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.
(часть третья в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

Применение охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

Статья 17. Применение специальных средств

На частную охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

Частные охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;
2) для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 118-ФЗ)

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 118-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

Статья 18. Применение огнестрельного оружия

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 118-ФЗ)
3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 118-ФЗ)

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

oxrana-nsk.mirtesen.ru

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 11.03.92 N 2487-I «О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 23.04.1992, N 17, ст. 888,
  • «Российская газета», N 100, 30.04.92

Статья 18. Применение огнестрельного оружия

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

zakonbase.ru

Ст 16 18 закона о частной детективной и охранной деятельности

Условия применения специальных средств и огнестрельного оружия В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять огнестрельное оружие и специальные средства только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников. Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия обязан: предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел; немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений. Частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Применение охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.

Применение огнестрельного оружия Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: 1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; 2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество; 3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица. О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

licsecurity.ru

Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

ЗАКОН О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 06.06.2005 N 59-ФЗ,
от 18.07.2006 N 118-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ,
от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ,
от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 27.12.2009 N 379-ФЗ,
от 15.11.2010 N 298-ФЗ, от 15.11.2010 N 301-ФЗ,
от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,
от 03.12.2011 N 389-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,
от 05.05.2014 N 126-ФЗ, от 23.06.2014 N 158-ФЗ,
от 31.12.2014 N 534-ФЗ,

Статья 12. Дополнительные условия осуществления частной охранной деятельности
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 118-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 31.12.2014 N 534-ФЗ)

Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
Специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. Специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(часть восьмая введена Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны

(введена Федеральным законом от 15.11.2010 N 298-ФЗ)

В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:
1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;
2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);
3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;
4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего объекта охраны.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 534-ФЗ)
Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:
1) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны;
(часть вторая в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 534-ФЗ)
2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;
3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;
4) незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;
5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.
Частным охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности.

Раздел V. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 534-ФЗ)

Статья 16. Условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 534-ФЗ)

В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.
(в ред. Федеральных законов от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 31.12.2014 N 534-ФЗ)
Охранник при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан:
(в ред. Федеральных законов от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 31.12.2014 N 534-ФЗ)
предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 534-ФЗ)
стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;
обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ)
немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.
Частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.
(часть третья в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
Применение охранником физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 31.12.2014 N 534-ФЗ)

Статья 16.1. Применение физической силы

(введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 534-ФЗ)

Частные охранники имеют право применять физическую силу в случаях, если настоящим Законом им разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 17. Применение специальных средств

На частную охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
Частные охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:
(в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)
1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;
2) для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 118-ФЗ)
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 118-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

Статья 18. Применение огнестрельного оружия

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 118-ФЗ)
3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 118-ФЗ)
О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

26.xn--b1aew.xn--p1ai

Ст 16 18 закона о частной детективной и охранной деятельности

Важным компонентом мер принуждения, необходимых частному охраннику для пресечения различного рода посягательств на охраняемый объект, является применение физической силы к правонарушителю (правонарушителям). На практике физическая сила охранником применяется и при отражении непосредственного нападения, и при пресечении преступления, совершаемого на объекте охраны, то есть фактически при задержании лица (лиц), совершившего преступление, а в некоторых случаях и для пресечения административных правонарушений. Применение физической силы может быть сопряжено с использованием специальных средств и оружия против преступника с целью пресечения его преступной деятельности.

В Законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» (далее — Закон) определены такие меры принуждения, как право (в соответствии со статьей 12 данного Закона) на задержание лица, совершившего противоправное посягательство на охраняемое имущество на месте совершения правонарушения с незамедлительной передачей его в органы внутренних дел (полицию), а также по основаниям, предусмотренным статьями 16, 17, 18 Закона, применение специальных средств и служебного огнестрельного оружия при осуществлении частной охранной деятельности. Федеральным законом от 5 ноября 2010 года №298-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» введена ст.12.1 «Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны», где впервые законодательно закреплено право частного охранника «при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации» (п.4 ч.1 ст.12.1 Закона).

Если случаи и порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия детально регламентированы в Законе, в Правилах применения отдельных видов специальных средств, а применение гражданского оружия самообороны — в ст.24 Закона «Об оружии», то применение частным охранником физической силы законодательно не регламентировано. Например, как это сделано в Федеральном законе «О ведомственной охране», где в ст.14 указано, что «работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей».

Вышеуказанной статьей более конкретно по сравнению с Законом «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» определено, что для выполнения возложенных на ведомственную охрану обязанностей по защите охраняемых объектов от противоправных посягательств ее сотрудники имеют право применять физическую силу. Но ссылка на данный закон при осуществлении частной охранной деятельности неправомерна. Налицо явный пробел в законодательстве, регулирующем частную охранную деятельность.

В программе обучения частных охранников есть раздел по изучению основ уголовного законодательства, где разбираются обстоятельства, исключающие преступность деяния. То есть такие понятия, как необходимая оборона (ст.37 УК РФ), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ), и крайняя необходимость (ст.39 УК РФ), напрямую связаны с причинением физического или имущественного вреда, который может быть нанесен в том числе и при применении частными охранниками физической силы для отражения нападения, пресечения преступления и задержания преступника (преступников).

Пределы причиняемого вреда в результате применения физической силы к правонарушителю всегда должны соответствовать статьям 37-39 УК РФ по характеру и степени опасности посягательства, тяжести совершенного преступления, степени оказываемого противодействия преступником. Соразмерность причиняемого вреда при необходимой обороне не учитывается при реальной угрозе преступного посягательства на жизнь обороняющегося и других защищаемых им лиц, а также при внезапном и неожиданном нападении, лишающем в силу этого обстоятельства обороняющегося возможности объективно оценить ситуацию. Причем при причинении вреда третьим лицам в ситуации крайней необходимости причиняемый вред всегда должен быть меньшим, чем предотвращенный.

Ответственность за превышение пределов необходимой обороны, крайней необходимости или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, наступает в результате умышленных действий по причинению вреда, явно не соответствующего характеру и степени опасности нападения при необходимой обороне, тяжести совершенного преступления и той опасности, которую представляет личность задерживаемого преступника при его задержании, причинение равного или большего вреда, чем предотвращается третьим лицам в ситуации крайней необходимости. Если в результате физического воздействия на правонарушителя тому будет причинен чрезмерный вред по неосторожности, юридической ответственности причинитель вреда не несет.

Например, частный охранник, препятствуя правонарушителю, пытающемуся силой незаконно проникнуть на охраняемую территорию, отталкивает его руками. В результате толчка правонарушитель падает и от удара головой о камень получает ушиб головного мозга, что соответствует тяжкому вреду здоровья по признаку опасности для жизни в момент причинения. Охранник не несет ответственности в данном случае, так как не мог предвидеть таких последствий в результате своих действий, то есть причинил тяжкий вред здоровью правонарушителя по неосторожности, действуя в состоянии необходимой обороны.

Понятия необходимой обороны и крайней необходимости, а также право причинять вред преступнику с целью его задержания, когда не было другого способа его задержать, дают возможность юридически обосновать пределы причиняемого вреда при применении физической силы частными охранниками и определить их ответственность за превышение данной меры принуждения к правонарушителям. Но порядок и условия применения физической силы, как отмечалось выше, законодательством, регулирующим частную охранную деятельность, не регламентированы. Ссылка на иные ведомственные федеральные законы неправомерна.

Поэтому обратимся к основам уголовного и административного законодательства, которые регулируют вопросы по применению мер принуждения к правонарушителям и обладают высшей юридической силой по отношению к другим законам и нормативным актам. И в Уголовном кодексе, и в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации указано, что они основаны на «Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах и принципах международного права» (ч.2 ст.1 УК РФ), а также что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора» (ч.2 ст.1.1 КоАП РФ ). В Комментарии к Федеральному закону от 14 апреля 1999 года «О ведомственной охране» (автор Черненко М.Д. Юстицинформ, 2010), раскрывающем порядок и условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны согласно ст.13-17 Закона «О ведомственной охране», есть ссылка на основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1985г. в Гаване, а также на порядок применения физической силы, прописанный в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1979г. Резолюцией 34/169.

Основные положения названных международно-правовых договоров состоят в том, что должностные лица по поддержанию правопорядка вправе применить физическую силу только в случае крайней необходимости в той мере, в какой это необходимо для выполнения их обязанностей при надлежащем уважении прав человека и гражданина;

перед вынужденным применением силы или огнестрельного оружия должны использовать по возможности ненасильственные средства;

огнестрельное оружие могут применять только в тех случаях, когда другие средства являются неэффективными;

когда применение физической силы или огнестрельного оружия неизбежно, то должна быть проявлена сдержанность в таком применении;

должны способствовать сведению к минимуму возможности причинения ущерба и нанесения ранений и охране человеческой жизни, а также предоставлению неотложной медицинской и другой помощи любым раненым и пострадавшим лицам.

Этими положениями, исходя из вышеизложенного, должны также руководствоваться и частные охранники, применяя физическую силу с целью защиты охраняемых объектов при исполнении своих служебных обязанностей, поскольку они также поддерживают правопорядок на своих постах охраны.

Анализируя положения ст.16 Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ, определяющей условия применения специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной охранной деятельности, а также вышеуказанные нормы международного права, можно определить, что применение частными охранниками физической силы ограничивается обязанностью: стремиться свести к минимуму любой вред от своих действий, в том числе причинение вреда здоровью и имуществу задерживаемого, с учетом характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, силы противодействия, оказываемого частным охранникам; предупредить голосом задерживаемое лицо о намерении применить для его задержания физическую силу и дать достаточное время для выполнения своего законного требования, кроме случаев, когда промедление в применении физической силы создает непосредственную опасность для его жизни и здоровья или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; оказать лицу, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, доврачебную первую помощь, при необходимости обеспечить его доставление в лечебное медицинское учреждение.

О каждом случае смерти или получения телесных повреждений в результате применения физической силы частные охранники обязаны незамедлительно уведомить прокурора.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет уголовную ответственность согласно ст.203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей».

Ссылка по аналогии на условия применения специальных средств и огнестрельного оружия, предусмотренные статьей 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», при применении физической силы частными охранниками будет также обоснована тем обстоятельством, что и в том, и другом случаях может быть причинен физический или имущественный вред непосредственно правонарушителю или даже третьим лицам в условиях крайней необходимости, когда не было другого способа устранить возникшую опасность. То есть применение физической силы можно приравнять к применению специальных средств и оружия. Например, использование боевых приемов борьбы как разновидность физической силы — это приемы самбо, дзюдо, каратэ, айкидо, бокса или любого вида рукопашного боя либо не относящиеся к ним вообще — специально обученным и подготовленным частным охранником по своей эффективности не уступают порой применению специальных средств и оружия.

Другой формой применения физической силы частными охранниками может быть ее использование как сдерживающего фактора, например, с целью воспрепятствования прохода на охраняемую территорию. В этом случае физический или иной вред объекту применения силы, как правило, не причиняется. То же самое можно сказать и о применении физической силы при задержании лиц, совершивших или совершающих административные правонарушения на объекте охране. Например, частный охранник, применяя физическую силу, насильно выводит из охраняемого им ночного клуба сильно опьяневшего и ведущего себя неадекватно посетителя, предотвращая тем самым совершение им более серьезного правонарушения (преступления), или насильно удерживает до приезда полиции задержанного им правонарушителя, совершившего мелкое хищение на объекте охраны.

При применении физической силы в указанной выше форме сдерживания и удержания, когда объекту применения не причиняется какой-либо вред, регламентация порядка и условий ее применения не требуется. Регламентация ограничений необходима при применении физической силы, могущей причинять вред с целью недопущения со стороны частных охранников, ее применяющих, превышения своих полномочий и причинения чрезмерного вреда, чем это необходимо для отражения того или иного посягательства на объект охраны. Этот же принцип можно использовать для определения категории лиц, в отношении которых применение активной формы физической силы, могущей причинять существенный вред их здоровью.

Например, как это определено в ст.17 Закона при применении частными охранниками специальных средств, которые запрещено применять в отношении «женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу». То есть, применяя такие формы физической силы, как, например, различные боевые приемы борьбы и рукопашного боя, частный охранник не должен нарушать пределы необходимой обороны, крайней необходимости и мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Как говорилось выше, умышленное причинение явно чрезмерного физического вреда, чем это необходимо для отражения нападения, пресечения преступления или задержания лица (лиц) его совершившего, согласно действующему законодательству влечет за собой уголовную ответственность частных охранников по ст.203 УК РФ, а в случаях умышленного причинения тяжкого вреда здоровью или смерти еще по совокупности со ст.111 и ст.105 УК РФ, предусматривающими ответственность за причинение соответственно тяжкого вреда здоровью и умышленное убийство.

Право на применение физической силы является действенным средством защиты прав и законных интересов работников охраняемых объектов и частных охранников от общественно опасных посягательств со стороны правонарушителей, а их умения и демонстрация возможностей применения физической силы — важным профилактическим средством предупреждения различного рода противоправных посягательств на охраняемые объекты. Уверенность в правомерности своих действий по применению физической силы к правонарушителю усиливает эффективность действий частного охранника. Поэтому руководителям охранных организаций можно рекомендовать восполнять пробелы действующего законодательства по применению частными охранниками физической силы, прописывая ограничения по ее применению в служебной инструкции, которая является локальным нормативным актом и обязательна для исполнения частными охранниками.

ssbservice.com

Смотрите еще:

  • Мера воздействия применяемая к нарушителям установленных правил норм Мера воздействия применяемая к нарушителям установленных правил норм ТЕСТ «Человек и закон» Вариант 1 Часть А: Выбери один правильный ответ из предложенных вариантов: А1. Совокупность норм и правил, отражающих представления о должном […]
  • Какие нужны документы на пособия малоимущим Детские пособия в 2018 году: изменения Детские пособия в 2018 году: изменения. Tver-portal.ru сообщает последние новости на сегодня, 25 апреля 2018 года. Пособие на ребенка до 16 лет — это одна из обязательных мер государственной […]
  • Административная правоспособность гражданина рф наступает Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА! Правоведение - лекции, шпаргалки, рефераты, конспекты Административная правоспособность Административная […]
  • Когда будет выплата пенсии за октябрь ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 30 сентября 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за октябрь 2013 года […]
  • Длительность пребывания в космосе Вырваться вперед: 11 рекордов человека в космосе Со времени первого полета в космос люди установили немало рекордов, мы расскажем о самых выдающихся. Наибольшее количество выходов в открытый космос совершил Анатолий Соловьев. За […]
  • Зеленоградский прокурор ИНФОРМАЦИЯ О ПРИЕМЕ ГРАЖДАН Мероприятия 1 августа Мероприятия 2 августа Мероприятия 3 августа Мероприятия 4 августа Мероприятия 5 августа Мероприятия 6 августа Мероприятия 7 августа Мероприятия 8 августа Мероприятия 9 […]
  • Нотариусы гарин Нотариальная контора Нотариус Гарин Игорь Владимирович Напишите сообщение График работы: Часы работы с 16 июля по 17 сентября: ПН-ПТ с 10.00 до 20.00 без обеда, СБ с 11.00 до 18.00 без обеда ВС - выходной Обслуживание без очереди, […]
  • Правилами по технике безопасности на топографо-геодезических работах Правила по технике безопасности на топографо-геодезических работах ПТБ-88 1. Общие правила 1.1. Область и порядок применения Правил 1.2. Общие положения 1.3. Требования к персоналу 1.4. Обеспечение средствами защиты и лагерным […]