Методическое пособие для дауна

Содержание статьи:

книга Подготовка к школе детей с синдромом Дауна. Методическое пособие.

Подготовка к школе детей с синдромом Дауна. Методическое пособие.

  • [ Подготовка к школе / Воспитание детей
  • | 15 декабря 2014]


Название: Подготовка к школе детей с синдромом Дауна. Методическое пособие.
Автор: Урядницкая Н.А. (ред.)
Страниц: 218 с., ил
Формат: PDF
Размер: 53.04 МБ
Качество: Отличное
Язык: Русский
Год издания: 2012

Методическое пособие описывает практический опыт проведения групповых занятий по подготовке к школе детей с синдромом Дауна. Книга обобщает работу группы подготовки к школе, занятия которой проходили в Центре ранней помощи «Даунсайд Ап» два учебных года. Занимаясь подготовкой к школе детей с синдромом Дауна, педагоги учитывали специфические особенности их моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого и социально-личностного развития, а также потребности дошкольника, характер его ведущей деятельности, тип общения, мотивацию и социальную ситуацию развития.
Основные части книги раскрывают цели и задачи, которые специалисты ставили перед собой, а также структуру и содержание групповых занятий. Наряду с краткими описаниями отдельных частей группового занятия в книге подробно изложено проведение уроков обучения чтению и математики. В книгу вошло много приложений, материалы которых органично дополняют ее основное содержание.
Пособие написано практиками и для практиков. Оно, несомненно, будет полезно и родителям. Авторы книги искренне надеются, что она будет способствовать развитию в нашей стране целостной и эффективной системы поддержки людей с особыми потребностями.

www.kodges.ru

Библиотека

Здесь мы собрали материалы написанные не только по теме синдрома Дауна. Также мы прикладываем ссылки и перечень книг, которые помогут нам, родителям в воспитании наших детей.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок (М.: Просвещение, Учебная литература, 1996 )

Андриевская З.Н. Уроки для родителей.( М.. Издательство «Аркти» 2005)

В пособие даны методические рекомендации по дошкольному обучению детей. Автор дает советы, как сделать процесс обучения интересным и результативным, как помочь научить своих детей читать, правильно писать и говорить.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Обучение чтению. (М.: Издательство «Астрель» 2004)

Одна из важнейших задач обучения чтению – не только научить ребенка читать, но и привить ему любовь к чтению. В книги собраны короткие разножанровые рассказы, развивающие познавательные и речевые способности ребенка.

Развиваем руки — чтоб учиться писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. (Ярославль: Академия Развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000 — 192 с.)

В книге представлена программа развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Здесь вы найдете множество текстов для игр с детьми, диагностические задания, которые помогут определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук у детей. А как известно, в раннем возрасте от развития мелкой моторики напрямую зависит развитие мозга.

Клементович Т.Ф. Учусь писать красиво. ( С.-П.: Издательство «Литера» 2006)

Пособие, написанное педагогом высшей категории, предназначено для выработки у ребенка красивого правильного почерка и умения писать быстро и грамотно.

Ундзенкова А., Сагирова О.. Русский язык с увлечением! (Екатеринбург. Издательство « Литур» 2003)

До сих пор одним из «больных» мест нашей школы остается недостаточная грамотность детей. В этой книге представлены упражнения, которые помогут ребятам выработать навык грамотного письма, овладеть орфографическими правилами русского языка.

Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. (М.: Лист-Нью, 2001. — 184 с.)

Эта книга за 20 лет издания и переиздания не потеряла своей популярности в России и за рубежом. Она помогает взрослым развивать творческие способности каждого ребенка до доступных ему высот.

Синицына Е.. Веселые уроки для дошкольников.(М.: ООО «Лист-Нью», «Вече».2002)

Парамонова Л., Головнева Н. 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике. (М.. ООО «Аквариум-Принт» 2006)

Книга о том, как подготовить ребенка к восприятию школьной программы, как своевременно выявить разного рода «слабые звенья» в его развитие и преодолеть их до начала обучения. Также этот сборник поможет родителям расширить кругозор и пополнить запас слов будущего школьника, познакомить с числами и принципами решения задач.

Павлова Т.Л.. Диагностика готовности ребенка к школе. (М.: ООО «ТЦ Сфера» 2006)

Ковалева Е.С., Синицына Е.И.Готов ли ребенок к школе? (М.: ООО «Лист-Нью», «Вече».2001)

В пособии представлен материал, позволяющий исследовать психические особенности личности ребенка, поступающего в 1 класс: уровень ориентировки в окружающем; наличие желания идти в школу; мотивацию учения; «тип школьной зрелости», уровень наглядно-образного мышления. Также даны рекомендации по предупреждению неблагоприятных вариантов психического развития при обучении в 1 классе.

Герасимова А.. Тесты для подготовки к школе.( М.: Издательство «АЙРИС ПРЕСС» 2004.)

В книге собраны ответы на вопросы, которые чаще всего задают родители детей –дошкольников, а также тесты, которые помогут определить готовность к школе. В сборнике собраны развивающие упражнения, тренировочные задания, игры, которые помогут подготовить ребенка к школе.

Модестова Т.В.. Скоро в школу. (С.-П.: Издательство «Литера» 2005)

Пособие содержит уникальный комплекс занятий для подготовки детей к школе, направленный на развитие речи, внимания, памяти. Кроме игр и упражнений, в книге представлены диагностические задания, которые помогут выявить слабые места и возможные пробелы, а рекомендации опытного педагога-психолога подскажут эффективные пути их решения.

Ильина М.Н.. Подготовка к школе.( С.-П.. Издательство «Питер».2006)

В книге содержатся тесты и упражнения по различным аспектам психологической готовности к школе ( мотивация, развитие мелкой моторики, познавательные процессы и т.д.). В сборнике также предлагаются игры и упражнения для развития интеллекта и навыков общения.

Айзман Р., Жарова Г., Вартапетова Г., Петрова Е.. Готов ли ребенок к школе?

(М.: издательство «НЦ ЭНАС» 2006)

Главная цель этой книги – помочь родителям правильно оценить уровень функциональной зрелости детей, готовящихся к поступлению в школу. Предложенные современные методики помогут не только определить психофизический статус ребенка, но и скорректировать «слабые стороны» его характера для лучшей адаптации к школьной жизни.

Узорова О.В., Нефедова Е.А.. Готовимся к школе. ( М.: Издательство «Аквариум» 2000.)

Эта книга содержит богатый материал по развитию речи, интеллектуального и творческого мышления, памяти, внимания, мелкой моторики.

Бродникова Е.А. «Учим дошкольников читать дома» Популярное пособие для родителей.

Богомолов В.. Тестирование детей.

(Ростов-на- Дону Издательство «Феникс» 2005)

Книга тестов для разных возрастных групп посвящена проблемам выявления потенциальных возможностей ребенка, его обучения, воспитания с учетом психологических особенностей.

Воспитание

Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребенком. Как?(М.: «Астрель», 2006)

Макарова Е. Записки педагога «ОСВОБОДИТЕ СЛОНА» (М. «Искусство в школе», 1996)

Макарова Е. Записки педагога «Лето на крыше» (М. «Искусство в школе», 1996)

Лето — пора каникул. «дети мечтают побегать, погонять на велосипеде, найти большой гриб и гусеницу, родители же хотят, чтобы дети за лето не отстали». Как совместить полезное с приятным?

Макарова Е. Записки педагога «В начале было детство» (М. «Искусство в школе», 1996)

Как дети воспринимают и осваивают окружающий мир? Как развить твор­ческое начало в каждом ребенке, помочь ему выразить себя? При каких педагогических условиях занятия искусством, межличностные отношения становятся средством самопознания, эмоционально-нравственного развития? Над этими и другими проблемами размышляет автор, писатель и педагог художественной студии, рассказывая о своем опыте общения с детьми.

Никитины Б. П. и Л.А. Мы, наши дети и внуки. (М.: «Лист», 1997)

Мать и отец семерых детей рассказывают об опыте физического, умственного и нравственного воспитания в своей семье. Как организовать свою жизнь с детьми так, чтобы дети были здоровыми умными, добрыми, а мамы и папы чувствовали радость творчества в общении ними. Потрясающая книга, выдержавшая множество изданий в разных странах. Авторы -великолепные российские педагоги, всю жизнь прокладывавшие путь к здоровью и рациональному воспитанию своих детей.

Никитина Л. А., Блудова Л. А. Семья или детский сад? (М.: «Знание», 1997)

«Все зависит только от семьи» или «Без детского сада не может состояться личность». «За» и «против» — обсудим вместе.

Никитина Л. А. Мама или детский сад. (М., 1994)

Мама семерых детей, бабушка, воспитавшая внуков, будучи скептиком в отношении детского сода, постепенно пришла к пониманию «нужности» детского сада для современного ребенка, но только «другого» детского сада. Какого «другого» — об этом в книге.

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. (Ярославль: Академия развития, 1997 — 208 с.)

В книге вы найдете свыше 130 игр и упражнений, которые помогут взрослым развить эмоциональную сферу детей и направить исправить некоторые отклонения. Представлены также специальные методы: анимотерапия, арттерапия, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные техники.

Луговская А. Если малыш не хочет ходить в детский сад. (М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 64 с.)

Эта книга поможет понять причины нежелания ребенка ходить в детский сад, подскажет, как лучше подготовить ребенка к посещению детского сада, с какого возраста отдавать его туда, каким требованиям должно соответствовать детское дошкольное учреждение, как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.

Луговская А. Если малыш боится. (М.: Эксмо-Пресс, 2001.)

Луговская А. Если малыш плачет. (М.: Эксмо-Пресс, 2001.)

Луговская А. Если малышу трудно подружиться. (М.: Эксмо-Пресс, 2001.)

Книга расскажет, как помощь ребенку наладить отношения с другими детьми в детском саду и во дворе, как научить его общаться, как развить его коммуникативные способности. Здесь же вы найдете разнообразные тесты и игры, которые облегчат вам эту задачу.

Спенсер Паула. Ваш ребенок от года до трех. (М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ” 2002. — 281 с.)

Книга охватывает наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются все родители. Книга содержит множество рекомендаций, которые тут же могут быть применены на практике. Кроме того, здесь вы можете найти объяснение тем поступкам, которые вы, как воспитатель малыша, интуитивно уже совершаете. А также лучше разобраться в

Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. (СПб.: «Питер», 2000)

Книга о том, как ребенок осваивает мир. Каким образом колыбельные песни способствуют формированию у ребенка важных пространственных представлений? Чего и почему боится ребенок дома и в незнакомом месте? Вы сможете больше узнать и о своем «внутреннем ребенке».

Панкова Л.М. Воспитание внуков. (СПб: «Питер», 1997)

Что меняется в нашей жизни с появлением внуков? Как подготовить себя к новой роли? Как не упустить из виду что-то важное? На страницах этой книги вы найдете рекомендации и советы, тесты и «контрольные для взрослых», описания проблемных ситуаций, интересных игр и многое другое.

Кехо Д. и Фишер н. Сила разума для детей.( Минск Издательство

Книга вооружит родителей набором тщательно продуманных принципов, которые помогут детям осознать силу своих мыслей.

«Учите ваших детей мыслить позитивно! Это даст возможность быть счастливыми.

Баранова И.В., Гупта С.Р.,Фигина Е.Н. Нравственные ценности.

(М.: Издательство «Генезис» 2003)

Группа профессиональных педагогов и психологов разработала программу «Нравственные ценности». Курс рассчитан на детей 6-10 лет. Его задача – дать детям представление об основных добродетелях человека, помочь им в осознании связи между мыслями, словами и действиями, обучить их позитивному мышлению.

Хазиева Р.К. Я всего добьюсь! (С.-П.: Издательство «Литера»2006)

Это книга может оказаться для вас и вашего ребенка не просто полезной, но даже необходимой. В ней вы найдете множество ответов на непростые вопросы, касающиеся воспитания ребенка: как действовать в той или иной сложной ситуации, как изменить ее в свою пользу, как научится мыслить позитивно, как стать самыми счастливыми родителями на Земле и самим создавать своё будущее.

Лютова Е.К., Монина Г.Б Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. (С.-П.: Издательство «Речь» 2004)

В книги представлена программа работы с агрессивными детьми, гиперактивными, тревожными и аутентичными детьми: особенности личности и поведения таких детей, подробная программа тренинга, большой обзор игр.

Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. ( Ростов-на- Дону Издательство «Феникс») 2004

Публикации Даунсайд Ап

Журнал для специалистов

«Синдром Дауна. ХХI век». 4-й выпуск

«Синдром Дауна. ХХI век». 7-й выпуск

«Синдром Дауна. ХХI век». 8-й выпуск

Журнал для родителей

Вы скоро станете мамой? Информационная брошюра в помощь беременным и матерям новорожденных детей
П.Л.Жиянова, А.Е. Киртоки, Е.В. Поле, Н.А. Урядницкая.- М.: Полиграфическая компания «Стампа Вива», 2009.- 12 с.

«Даун Синдром» (Новосибирск)

Журнал

Методические материалы центра:

» Лучик надежды»
Методические рекомендации по комплексному развитию детей с нарушениями интеллекта раннего возраста
Методические рекомендации по комплексному воспитанию детей с задержкой психофизического развития раннего возраста

«Учимся вместе». Сборник для родителей
Абилитационная компетентность родителей. Методическое пособие
Ресурсный центр как форма организации помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья

» Психологическая гостиная»
Рекомендации по комплексному развитию
Ресурсный справочник

Комплект наглядных дидактических материалов
Комплект наглядных дидактических материалов
Книжка-раскраска «Я рисую солнце»

Фильмы про ЭТО

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

«Моя левая нога» (My Left Foot: The Story of Christy Brown). Великобритания, Ирландия, 1989.

Режиссер Джим Шеридан. Экранизация одноименной автобиографии ирландского писателя и художника Кристи Брауна, родившегося в многодетной семье.

«Габи: правдивая история» (Gaby: A True Story). США, Мексика, 1987.

Режиссер Луис Мандоки. Реальная история Габи Бриммер из семьи богатых беженцев из Европы, перебравшихся в Мексику.

«Дверь в дверь» (Door to Door). США, Канада, 2002. Режиссёр Стивен Шатер. Основан на реальной жизни Билла Портера в период с 1955 года по настоящее время и его мамы, сумевшей помочь любимому сыну встать на ноги.

«Ключи от дома» (Le Chiavi di casa). Германия, Франция, Италия, 2004.

Режиссёр Джанни Амелио. О встрече и общении спустя много лет сына и отца, который отказался от него сразу после рождения, считая его виновником смерти жены при родах.

«Внутри себя я танцую» (Inside I’m Dancing). Франция, Великобритания, Ирландия, 2004.

Режиссер Дэмиен О’Доннелл. Майклу 24 года, у него ДЦП, и почти всю свою жизнь он провел в доме для инвалидов, но благодаря общению с вновь поступившим пациентом добивается для обоих права на самостоятельное проживание вне этого учреждения.

«Кафе де Флор», Канада, Франция, 2011

Режиссер Жан-Марк Валли перемежает два сюжета, противопоставляя историю матери (Ванесса Паради), которая воспитывает умственно отсталого сына в Париже шестидесятых годов, и рассказ о нашедшем новую любовь ди-джее (Кевин Пэрент) и его бывшей жене (Элен Флоран), которая никак не может смириться с разрывом. Оба повествования, как и стиль режиссера, завораживают: современность снята более резко, «мелким фокусом», а шестидесятые выглядят мягче, они словно затянуты дымкой. Но, несмотря на обилие сильных сцен, лишь немногим хватит воображения, чтобы понять, каким именно образом сходятся обе сюжетные линии.

«День восьмой», Франция-Бельгия-Великобритания, 1996

История отношений преуспевающего банковского клерка, который переживает острый семейный кризис, и сбежавшего из психдиспансера пациента. Открытость чувств «человека без хромосомы» обнажает лживость масочного карнавала «нормальных» людей, разучившихся понимать и прощать друг друга.

«Я тоже» / Yo, tambien «Почему ты хочешь быть как все?», Испания, 2009

История любви Даниэля и Лауры. Даниэлю 34 года и у него синдром Дауна. Это не мешает ему обладать потрясающе тонким чувством юмора, самоиронии, быть выпускником высшего учебного заведения, восхищаться картинами Босха, отлично разбираясь в живописи, учить иностранные языки, занимать ответственную должность и влюбляться в женщин с иным набором хромосом.

«Дочь хранителя тайны», США, 2008

Однажды снежной ночью, когда метель парализовала жизнь во всем городе, доктору Дэвиду Генри пришлось самому принимать роды у своей жены. Эта ночь станет роковой и для молодого отца, и для его жены Норы, и для помощницы врача Кэролайн, и для родившихся младенцев. Тень поразительной, непостижимой тайны накроет всех участников драмы, их дороги надолго разойдутся, чтобы через годы вновь пересечься. Смотря этот фильм, вы будете зачарованно следить за судьбой героев, наблюдать, как брак, основанный на нежнейшем из чувств, разрушается из-за слепого подчинения условностям, разъедается ложью и обманом. Однако из-под пепла непременно пробьются ростки новой жизни, питаемые любовью и пониманием. В этом красивом, печальном и оптимистичном фильме есть все: любовь, страдание, милосердие, искупление.

Фильм Дорогой малыш.

Видеосюжет об уникальной семье, в которой воспитываются двое детей с синдромом Дауна. Родители не потеряли надежду и делают всё, чтобы их чада ничем не отличались от обычных детей.

Раскрытие потенциала детей с синдромом Дауна.

МУЗЫКА

Саундтрек к испанскому художественному фильму о все покрывающей любви «Я ТОЖЕ». Послушать.

www.sundeti.ru

Серия Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития

1. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Организация и методика работы адаптационных групп.

Методическое пособие. П.Л. Жиянова при участии М.Ф. Гимадеевой. – М.: Монолит, 2008.

Методическое пособие посвящено проблемам формирования навыков общения и социальной адаптации детей с особыми потребностями. В книге изложены теоретические и практические аспекты психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с синдромом Дауна. Пособие адресовано широкому кругу специалистов, заинтересованных в использовании современных подходов и новых технологий в интеграции детей с особыми потребностями в общество. Оно также может быть использовано при подготовке будущих специалистов в области коррекционной педагогики.

2. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна

Пособие для родителей

Т.П. Медведева – М.: Монолит, 2007.

Это пособие дает краткое представление об особенностях развития познавательной деятельности детей с синдромом Дауна дошкольного возраста, о принципах занятий с ними и рассказывает о тех заданиях, которые родители могут предложить своему ребенку дома. Брошюра адресована родителям детей с синдромом Дауна дошкольного возраста и может представлять интерес для педагогов, работающих с такими детьми.

3. Малыш с синдромом Дауна

Книга для родителей

П.Л. Жиянова, Е.В. Поле. – М.: Монолит, 2009.

В книге приводятся среднестатистические данные о развитии детей с синдромом Дауна, характеризуются основные этапы развития; даются подробные советы о том, как организовать занятия с малышом в домашних условиях, описываются методики занятий, которые помогут ребенку расти и развиваться. Книга содержит конкретные рекомендации, которые вполне смогут реализовать даже очень далекие от педагогической науки родители. Издание может быть полезным и широкому кругу специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна раннего возраста.

4. Логоритмика для детей с синдромом Дауна

Книга для родителей

Сост. Л.В. Лобода; ред. Е.В. Поле. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»», 2008.

Пособие содержит краткое изложение сути логоритмических занятий с детьми с синдромом Дауна, а также предлагает вниманию читателей описания игр, которые можно проводить в домашних условиях. Пособие адресовано родителям детей с синдромом Дауна дошкольного возраста и может представлять интерес для педагогов и логопедов, работающих с такими детьми.

5. Хрестоматия для родителей

Сборник статей, опубликованных в журнале «Сделай шаг» за 1997-2008 гг.

Издание 2-е, переработанное и дополненное

Составители: П.Л. Жиянова, Н.С. Грозная. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008 – 208 с.: ил

В настоящий сборник вошли статьи, написанные специалистами Центра ранней помощи при Благотворительном фонде «Даунсайд Ап», а также переводы некоторых зарубежных материалов. Статьи посвящены широкому спектру вопросов, относящихся к особенностям развития детей с синдромом Дауна, уходу за ними, воспитанию и обучению.

Сборник предназначен для родителей детей с синдромом Дауна. Он может быть также полезен специалистам, работающим с такими детьми, и студентам соответствующих специальностей.

6. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна.

Руководство для родителей и специалистов.

Патриция С. Уиндерс

Пер. с англ. Н.С. Грозной. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии ООО «Альварес Паблишинг», 2003.

Книга из известной на Западе «Серии книг о синдроме Дауна», написанная ведущими американскими специалистами, подробно и четко рассказывает обо всех этапах развития навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна т о том, какую помощь им могут оказать родители и специалисты. Российским читателям представлен пока еще недостаточно распространенный в нашей стране подход, при котором большое значение придается активной роли самого ребенка. Методы, рассмотренные в книге, применимы не только при работе с детьми с синдромом Дауна, но и с другими типами нарушений, для которых характерен пониженный мышечный тонус.

7. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна

Руководство для родителей и специалистов

Марианна Бруни

Пер с англ. А. Курт. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии ООО «Альварес Паблишинг», 2005.

Книга рассказывает о том, как у детей с синдромом Дауна развиваются навыки мелкой моторики и о том, как родители могут помочь ребенку овладеть необходимыми умениями. Автор ориентировался на родителей, но она, несомненно, будет полезна и профессионалам.

Поскольку детям с синдромом Дауна присущи определенные особенности, отрицательно сказывающиеся на сроках появления двигательных навыков и их качестве, развитие этой сферы требует постоянного внимания. Мелкая моторика позволяет овладеть навыками приема пищи, самообслуживания и графическими навыками, существенно влияющими на адаптацию ребенка в коллективе сверстников.

8. Рождение ребенка с синдромом Дауна.

Брошюра для сотрудников родовспомогательных учреждений

М.: Line Project, 2002.

В брошюре рассматриваются медицинские проблемы новорожденных с синдромом Дауна и основные медицинские проблемы в неонательном периоде. В приложениях характеризуются пороки сердца, часто встречающиеся при синдроме Дауна, приводится примерный план медицинского обследования новорожденного, а также список соответствующих медицинских учреждений.

9. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. Руководство для родителей

Либби Кумин

Пер. с англ. Н.С. Грозной. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004.

Книга написана известным американским специалистом по развитию навыков общения у детей с синдромом Дауна. В ней представлена развернутая картина последовательного формирования этих навыков; отмечаются характерные трудности; дается много практических советов, как заниматься с ребенком дома. Четко определяются понятия «язык», «речь» и «общение»; рассматриваются возможности использования вспомогательных средств коммуникации; подчеркивается значение умения применять навыки общения в различных жизненных ситуациях. В книге отражен до некоторой степени новый для отечественной логопедии подход, поэтому книга будет интересной и полезной не только родителям, но и специалистам, работающим с детьми с синдромом Дауна.

10. Семейно-центрированная модель ранней помощи

П.Л. Жиянова. – М.: Монолит, 2006.

Методическое пособие посвящено одной из самых актуальных проблем современной специальной педагогики – ранней помощи семье, воспитывающей «особого» ребенка. В книге изложены теоретические и практические аспекты психолого—педагогической помощи семье, которая реализуется в рамках домашних визитов. Пособие адресовано широкому кругу специалистов, заинтересованных в освоении современных подходов и новых технологий интеграции детей с особыми потребностями в общество а также может быть использовано при подготовке специалистов в области коррекционной педагогики.

11. Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы: новое руководство для родителей/ под ред. Сьюзан Дж. Скаллерап/ пер. с англ. О.К. Васильевой, М.Л. Шихиревой.- М: 2009.

В данном издании предоставлена наиболее важная информация для родителей детей с синдромом Дауна от рождения до пяти лет. Авторы каждой главы приводят рассказы родителей, которым впервые пришлось столкнуться с воспитанием детей с синдромом Дауна. Книга может быть полезна не только членам семей, но и специалистам разного профиля, занимающимся проблемами здоровья, благополучия, воспитания и обучения детей с синдромом Дауна.

12. Иллюстративный дидактический материал к методическому пособию «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия»

13. «Психологическая гостиная» как модель раннего сопровождения семьи, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Пособие для специалистов по сопровождению семей. Предназначено для Ресурсных центров, работающих с семьями, родителями, законными представителями, воспитывающими детей с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями, нарушениями в развитии и инвалидностью раннего возраста. Общество «ДАУН СИНДРОМ» г. Новосибирск.

14. Ресурсный центр как форма организации помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Часть 1. Общество «ДАУН СИНДРОМ» г. Новосибирск

zvezda74.ru

Сенсорное воспитание ребенка с синдромом Дауна. Методическое пособие.

Пособие включает краткую характеристику ребенка с синдромом Дауна; задачи и роль сенсорного воспитания; а также примеры игр по его развитию. В конце пособия представлено коррекционное занятие для детей с ОВЗ (синдром Дауна)

Адресовано работникам дошкольных учреждений и родителям детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Сенсорное воспитание ребенка с синдромом Дауна. Методическое пособие.»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №22 «Рябинушка» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников

623640 Свердловская обл, Талицкий р-н, г. Талица, ул. Володарского, 8 тел.: 2, 2-18-30

Сенсорное воспитание ребенка с синдромом Дауна

Пособие включает краткую характеристику ребенка с синдромом Дауна; задачи и роль сенсорного воспитания; а также примеры игр по его развитию. В конце пособия представлено коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна).

Адресовано работникам дошкольных учреждений и родителям детей с ОВЗ.

Разработчик: Зырянова Т. С.

Ребенок, каким бы он ни был — прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.

Количество детей с ОВЗ возрастает с каждым годом.

Образование лиц с ОВЗ является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Я хочу немного рассказать о детях с синдромом Дауна и о работе с ними.

Синдром Дауна — заболевание, возникающее в результате генетической аномалии, при которой в организме человека появляется дополнительная хромосома в 21 паре.

монголоидный разрез глаз;

кожная складочка у внутренних уголков глаз (эпикантус), широкая переносица;

чуть меньше нормы размер ротовой полости;

на ножках увеличено расстояние между первым и вторым пальцами,

немного увеличен язык, из-за чего детки часто его высовывают;

уплощённый затылок

Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

У детей с синдромом Дауна нарушения в развитии проявляются

с первых месяцев жизни.

речь появляется поздно, понимание речи недостаточное,

словарный запас бедный;

трудности в освоении речи, связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха;

низкое слуховое восприятие и умение слушать;

часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;

значительные затруднения в формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств;

глубокое недоразвитие речи ;

не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать;

несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранной;

большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью;

у многих детей с синдромом Дауна характерна хорошо развитая механическая память и наблюдательность.

особенности зрительного восприятия;

Работа по активизации компенсаторных механизмов у «солнечных детей» опирается на сильные стороны их развития:

• относительная сохранность эмоций;

• сохранность зрительно-двигательного восприятия;

• достаточно высокий уровень имитационных способностей;

• относительная сохранность тактильной чувствительности;

• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;

• сохранность эмоциональной памяти.

Сенсорное развитие детей с нарушениями интеллекта имеет исключительную практическую важность

Занятия с детьми с синдромом Дауна должны быть четко структурированы и проводятся в игровой форме. Игровой метод проведения занятий быстро организует и активизирует деятельность детей. В занятиях очень важна систематичность. Только многократное повторение ребенком заданий дает желаемый результат. Упражнения, в большинстве своем, должны носить подражательный характер, т.к. у ребенка с синдромом Дауна очень развиты эти способности, и он очень многое учится делать по наглядному показу, на основе зрительно слухового восприятия. Занятия проходят с постепенным усложнением условий и учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов — внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой — оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности — предметной, игровой, продуктивной, трудовой (А.А. Катаева, 1978).

Педагогам важно помнить, что с детьми с синдромом Дауна надо работать, не теряя с ним визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.

Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.

• обучение восприятию отдельных предметов, выделяя их из общего фона;

• обучение различению свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый — сухой, большой — маленький, громкий — тихий;

• обучение определению выделенного свойства словесно в пассивной форме;

• формирование поисковых способов ориентировки — пробы при решении игровых и практических задач;

• создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности — в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; надувные мячи (большие, средние и маленькие); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки, неваляшки разного размера; различные музыкальные инструменты; магнитофон; записи различных мелодий; набор муляжей, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; коробки-вкладыши разных размеров; шароброс с шарами двух размеров; трафареты; различные доски Сегена; логический куб; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т.п.); мелкие игрушки животных и их детенышей; наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа); разрезные картинки; тактильная дорожка; центр воды и песка.

Сенсорное воспитание. Примеры игр.

Игра «Что катится?» Взрослый предлагает ребенку докатить до игрушечных ворот кубик и шарик. Что легче катится? Почему? Потому, что у кубика острые углы, а шарик гладкий. Нарисуйте с ребенком круг и квадрат.

2. Игра «Сверни ленту». Предлагаем ребенку свернуть ленты на стержне (разная длина). Какую ленту быстрее сворачивать (длинную или короткую)? Развернуть ленты, наложить друг на друга и сравнить их по длине.

3. Игра «Большие и маленькие». Взрослый говорит, что к ним в гости пришла кукла и просит сделать для нее бусы. Дает ребенку большие бусинки и маленькие и просит нанизать сначала большую бусинку, потом маленькую и т.д.

4. Игра «Собирание пирамиды»

5. Игра «Какой мяч больше?»

6. Игра «Круг, квадрат». По пять картонных кругов и квадратов одного цвета. Взрослый просит ребенка разложить в разные стороны круги и квадраты (действуя методом наложения круга на круг, квадрата на квадрат).

7. Игра «Светофор».

8. Игра «Поручение». Взрослый говорит ребенку, что нужно сделать, например: 1) Большую собаку напои водой из большой миски; 2) Поставь матрешку рядом с красным мячиком; 3) Потанцуй вместе с большой куклой; и др.

9. Игра «Одень свою куклу». Взрослый рассаживает на стульчиках кукол с разными бантами (красным, белым, синим). Для этого надо каждой кукле нужно выбрать свою одежду (вся одежда перемешана).

10. Игра «подбери цветок» (по цвету к вазе, можно по размеру)

11. Игра «Принеси столько же». • отсчитать столько же грибков, сколько положено карандашей и т.д. Целесообразно использовать природный материал: шишки, цветы, листья и т.д.

12. Игра «Сделай узор». Взрослый предлагает ребенку сделать узор из геометрических фигур: квадратов, треугольников, кругов, овалов, прямоугольников. Предъявляется образец — аппликация. Чтобы облегчить ребенку выполнение задания, заранее нарисовать в нужных местах контуры фигур, которые ребенку нужно будет приклеить.

13. Игра «Матрешки». Взрослый предлагает ребенку разобрать матрешку (трехмерную), показывает большую, среднюю и маленькую. Потом взрослый поет песенку, а ребенок производит с матрешками танцевальные движения.

14. Игра «Воздушные шары». Нужно разложить к ниточкам шар определенного цвета.

15. Игра «Построим башню». Взрослый и ребенок строят башню. Взрослый дает ребенку возможность убедится на собственном опыте, что для того, чтобы башня была устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше — меньше, а еще выше — совсем маленькие. Для сравнения по величине кубики надо прикладывать друг к другу.

16. Игра «Покажи по–разному». «Высокий — низкий» — ребенок идет под звук бубна по кругу вместе с взрослым. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем проходить ворота. Если скажу, что ворота высокие, ты продолжаешь идти так же, как сейчас, а если я скажу «ворота низкие», то нужно наклониться». «Быстро — медленно» — ребенок под разное звучание бубна идет то медленно, то быстро. «Лево — право» — взрослый предлагает ребенку: Влево пойдешь, под стулом игрушку найдешь, вправо пойдешь, за шкафом игрушку найдешь.

17. Игры с мозаикой. • «Курочка с цыплятками» Ребенок кладет одну белую фишку — курочка и за нею желтые фишки — цыплятки, дорожка должна быть ровной. Вместе с взрослым считают количество цыплят, и читают стишок: Вышла курочка гулять,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка «Ко-ко»

Не ходите далеко.

• «Елочки и грибочки». Ребенок чередует фишки «елочка-грибочек-елочка-грибочек» и так далее. Елочка — зеленые фишки, грибочек — желтые фишки.

18. Игра «Огород». • Взрослый и ребенок «едут на огород», взрослый дает ребенку задание собрать в огороде овощи по цвету или по форме, сопровождая стихотворением.

19. Игра «Волшебный мешочек».

Игры на развитие начальных навыков счета и чтения.

20. Взрослый и ребенок идут по лестнице: Ступенька первая — один — здесь мы постоим. Ступенька — два — зажмурим-закроем мы глаза. В быту, в игре, на прогулке используем числительные «один», «два» (просьба: «Дай, пожалуйста, одно яблоко»; «Возьми на прогулку один мяч» и т.д.). Музыкальный алфавит с картинками на каждую букву. Периодически подходите к нему и играйте: «Где машинка? Правильно! Это буква «М». Молодец!» Буквы написаны, а мы их произносим звуками, поэтому говорим ребенку только звуком: «м», «п», «с» и т.д.

21. Комментированное рисование. Взрослый на глазах ребенка создает рисунок, комментируя свои действия. Можно пойти от рисунка ребенка. Например, ребенок начиркает палочки, взрослый их выровнял: «Это забор, а за забором курочка спряталась, вот ее лапки, их две, у всех птичек две ноги. А на верху, видишь, голова курочки? Она кричит: ко-ко-ко. Кому она это кричит, как, малыш? А цыпляток своих зовет, вот они к маме бегут». Польза от такой работы огромная — развивается речь, ведь только, что вы рисуете, тут же комментируете, развивается воображение, перед ребенком демонстрируется цепочка событий, ребенок внимателен, а что же будет дальше? И, конечно, развивается память, потому что после окончания работы можно вернуться к рисунку и пережить произошедшее событие вместе с ребенком.

Роль сенсорного воспитания.

способствует развитию интеллекта ребенка

систематизация знаний, которые ребенок получает из внешней среды;

подготовка детей к восприятию мира

развивает воображение, наблюдение и внимательность

подготовка детей к будущей учебной деятельности

благоприятно влияет на обогащения словарного запаса

развивает различные виды памяти (зрительная, образная, слуховая, моторная).

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

«Дерево чувств» – ребенку предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если он чувствует себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущает дискомфорт.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а сама настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Мы должны проявлять заботу, уважение, сострадание к детям с ОВЗ и закладывать эти важные качества в наших детях.

Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна)

Обращаю внимание ребенка на то, что к нам пришли гости.

Сажаю Дашу на стульчик, перед зеркалом, прошу ее посмотреть на себя, улыбнуться.

Читаю стишок и дотрагиваюсь до его глаз, носа, рта, щек.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Дашенька у нас хорошая,

Дашенька у нас пригожая.

— Дашенька, давай мы сегодня пойдем в гости к кукле Кате. Ой, Даша, посмотри, здесь течет ручей и чтобы не намочить ножки, давай построим дорожку (в коробке лежат кирпичики).

— Дашенька, принеси самый большой кирпичик, поставь его вот сюда, а другой рядом.

-Молодец! И еще один кирпичик поставь рядом.

-Вот какая хорошая у нас получилась дорожка. Вставай на дорожку, пойдем по ней.

Даша, Даша, маленькая,

Пойди по дорожке,

Топни, Даша, ножкой.

-Вот мы и пришли. Где кукла Катя?

-Вот куколка. Молодец!

-Давай поздороваемся с Катей. Дай ей руку. Молодец, Даша!

Вот красивая игрушку,

Наша куколка Катюша.

Может хлопать, может петь,

Кто желает посмотреть?

-Посмотри, какие красивые колечки у куколки.

Давай с ними поиграем. Сними колечки со стержня.

-Молодец, Даша, посмотри какие красивые колечки.

-Ой, посмотри, я уронила колечки, и они рассыпались. Давай соберем их.

Вы колечки покружитесь,

Нашей Даше покажитесь.

-Молодец, Дашенька, собрала колечки. Давай мы их наденем на стержень.

-Я для Кати принесла красивые колечки. Я с колечками играла и колечки потеряла. Вот одно колечко осталось. Дашенька, помоги мне найти колечки. На столе стоят 3 миски. В 1-пшено, во 2-фасоль, в 3-вода.

-Будем мы с песком играть и колечки там искать. Ребенок отпускает руки в пшено, ищет и находит колечко.

-Пойдем еще колечки искать. Вот фасоль и здесь мы колечко найдем.

То же самое с водой.

-Молодец! Все колечки достала. Давай Катеньку нарядим, все колечки ей на руки наденем.

Наша Катя захотела погулять. Поможем ей собраться на прогулку. Ребенок выбирает шапку, сапожки, свитер такого же цвета, что и платье куклы.

Давай скажем Кате до свидания. Похвалить ребенка.

multiurok.ru

Смотрите еще:

  • Заявление по форме 2-2-учет Форма 2-2-Учет (бланк и образец заполнения) Актуально на: 5 июня 2017 г. Форма 2-2-Учет (бланк) В нашей консультации мы рассказывали об учете налогоплательщиков и указывали, что физические лица подлежат постановке на учет в налоговых […]
  • А в толкушкин история налогов в россии История налогов в России. Толкушкин А.В. Толкушкин А.В. Формат книги: fb2, txt, epub, pdf Размер: 5.8 mb Скачано: 366 раз Толкушкин А.В. История налогов в России [PDF] - Все для студентаМ.: Юристъ, 2001. - 432с. Дана […]
  • Новая таблица штрафов 1 июня Таблица штрафов ГИБДД в PDF-формате для распечатки на одном листе с двух сторон Представляем новую таблицу штрафов ГИБДД в PDF и PNG формате для распечатки на одном листе с двух сторон. Мы сделали максимально удобный и компактный […]
  • Овентроп коллекторы Коллекторы Oventrop Каталог Oventrop. Бронзовые коллекторы. (PDF 330,0 KБ) Каталог Oventrop. Стальные коллекторы. (PDF 150,7 KБ) Каталог Oventrop. Латунные коллекторы. (PDF 495,4 KБ) Коллекторы Oventrop — универсальные […]
  • Бланк заявления на гражданство россии Образец заполнения заявления для получения гражданства Российской Федерации в 2018 году Получение гражданства – добровольная процедура. В 2018 году, чтобы стать гражданином РФ, необходимо собрать комплект бумаг и правильно заполнить […]
  • Правоведение учебное пособие для вузов Правоведение. Бошно С.В. М.: Право и закон, 200 2 . — 416 с. Учебник подготовлен в соответствии с программой курса "Правоведение" для неюридических вузов, соответствующей Государственному образовательному стандарту высшего […]
  • Коллекторы oventrop multidis sf Коллектор Oventrop Multidis SF 6 выходов 1405556 гребенка Овентроп Каталог / Каталог / Коллекторы Oventrop / Коллекторы для радиаторов с кранами Oventrop / Коллектор Овентроп 6 контуров с вентилями (кранами) для […]
  • Страховка осаго волжский без страхования жизни ОСАГО в Волгограде за 15 минут без навязывания дополнительных платежей Компания РегионЭкспертСтрахование предлагает оформление полисов ОСАГО и техосмотра в одном месте, по улице ул. Краснополянская, 35. Калькулятор ОСАГО Заполните […]