Ст6 закона 402-фз от 06122011

Содержание статьи:

Новый закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Приказом Минфина России от 30.11.2011 N 440 в целях повышения качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, а также совершенствования системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден План Министерства финансов РФ на 2012 – 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Одним из первых шагов в реализации данного Плана стало принятие нового Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон N 402-ФЗ), который вступает в силу 01.01.2013.

Сравним основные положения двух Федеральных законов действующего до 31.12.2012г. Закона № 129-ФЗ и нового Закона № 402-ФЗ вступающего в силу с 01.01.2013г. и проанализируем основные принципиальные изменения.

До 01.12.12г. (Закон № 129-ФЗ)

После 01.01.2013г. (Закон № 402-ФЗ)

Понятие бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета в соответствии с требованиями, установленными данным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Комментарии:

В новом Законе № 402-ФЗ сделан акцент на конечном результате бухгалтерского учета – бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель – бухгалтерская отчетность должна стать в полном смысле слова финансовой, приближенной к Международным стандартам финансовой отчетности. Она должна давать собственникам бизнеса и иным заинтересованным лицам представление о реальном финансовом и имущественном положении организации.

Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета являются:

1) имущество организаций;

3) хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе своей деятельности.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

4) источники финансирования его деятельности;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Комментарии:

С 2013 г. перечень объектов значительно расширен, хотя это не значит, что появились принципиально новые объекты, которые ранее не отражались в бухгалтерском учете. Просто положения нового Закона в этой части приведены в соответствие с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

Перечень лиц, на которых распространяется действие Закона

1) все организации, находящиеся на территории РФ;

2) филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее – лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Комментарии:

Новым Законом вместо привычного понятия «организация» введено более широкое понятие «экономический субъект» (п. 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ).

Перечень лиц освобожденных от обязанности ведения бухгалтерского учета

Организации, перешедшие на УСНО (за исключением учета основных средств и нематериальных активов.)

Организации, получившие статус участников проекта «Сколково», в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей (за исключением учета основных средств и нематериальных активов).

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, – в случае, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством РФ;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае, если они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Комментарии:

Таким образом, с 01.01.2013г. из списка лиц освобожденных от обязанности вести бухгалтерский учет исключены «Упрощенцы» и Участники проекта «Сколково».

Для субъектов малого предпринимательства федеральными стандартами будут установлены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 10 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Сейчас они существуют в виде Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Организация бухгалтерского учета

П.2 ст.6

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Комментарии:

Новый Закон запрещает руководителям организаций, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вести бухгалтерский учет лично. Ранее руководитель организации мог самостоятельно принять такое решение. Таким образом, тем, кто не подпадает под действие указанного Закона, потребуется ввести в штатное расписание должность главного бухгалтера или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства определены п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Требования к Главному бухгалтеру организации

Требования отсутствуют.

— главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Комментарии:

Перечисленные требования обязаны предъявлять к главным бухгалтерам, претендующим на эту должность в следующих организациях: АО (за исключением кредитных организаций), страховые организации и НПФ, инвестиционные фонды, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж, в органы управления государственных внебюджетных фондов и государственных территориальных внебюджетных фондов.

Указанные требования касаются и лиц, оказывающих бухгалтерские услуги по договорам гражданско-правового характера. А в случае оказания бухгалтерских услуг аутсорсинговой компанией в ее штате должен быть как минимум один работник, соответствующий данным требованиям.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона N 402-ФЗ вышеуказанные требования не распространяются на главных бухгалтеров, принятых в штат до 2013 г.

Формы первичных документов

П.2 Ст.9

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц;

П.4 Ст.9

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Комментарии:

Новым Законом N 402-ФЗ отменены унифицированные формы первичных документов. С 2013 г. формы первичных документов будут утверждаться руководителем экономического субъекта. При этом перечень обязательных реквизитов остался неизменным (п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ):

Внесение исправлений в документы

П. 5 Ст.9:

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Комментарии:

Новым законом № 402-ФЗ не запрещается вносит исправления в кассовые и банковские документы, но Положение о порядке ведения кассовых операций никто не отменял, а п. 2.1 положения установлено, что внесение исправлений в кассовые документы не допускается.

В остальном правила внесения исправлений в первичные документы остались неизменны.

Электронные документы

П.7 Ст.9

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Комментарии:

Новым законом № 402-ФЗ закреплена возможность составления первичных документов в электронном виде, заверенных электронной цифровой подписью, что дает возможность дальнейшему развитию электронного документооборота в нашей стране.

Бухгалтерские регистры

П.1 Ст. 10:

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

П.4 Ст.10:

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

П.5 Ст. 10:

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

П.6 Ст.10:

Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Комментарии:

Новым Законом № 402-ФЗ четко определены обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета, в отличии, от действующего Закона 129-ФЗ. Формы регистров бухгалтерского учета по новым правилам должен утверждать руководитель организации (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). В настоящее время согласно п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Минфином.

В новом законе закреплена возможность составлять регистры в виде электронного документа подписанного ЭЦП.

В действующем пока Законе N 129-ФЗ содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10). Новый Закон такой нормы не содержит, но и обязанности представлять бухгалтерские регистры по запросам третьих лиц пока не устанавливает.

Инвентаризация имущества и обязательств

П.2 Ст.12

Проведение инвентаризации обязательно:

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации или ликвидации организации;

— в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

П.3. Ст.11

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

П.4 Ст. 11

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Комментарии:

В новом Законе № 402-ФЗ не утвержден перечень случаев, при которых проведение инвентаризации обязательно. Также, в новом Законе утверждена дата отражения выявленных расхождений в бухгалтерском учете, она соответствует дате, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. В Законе 129-ФЗ такая норма отсутствует.

Состав бухгалтерской отчетности

Ст. 13 п.2.

Бухгалтерская отчетность организаций… состоит из:

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

Ст. 14 п.1

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из:

— отчета о финансовых результатах,

— и приложений к ним.

Комментарии:

Состав годовой бухгалтерской отчетности по новому закону не вошли аудиторское заключение и пояснительная записка. Обратите внимание на то что, «отчет о прибылях и убытках» переименован в «отчет о финансовых результатах».

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности, как и в старом Законе 129-ФЗ не утвержден. Но новому Закону402-ФЗ ст. 14. П. 2 состав промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливается федеральными стандартами.

Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности

Ст. 15 п. 2

Организации…. обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Ст. 18 п.2

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Комментарии:

Законом 402-ФЗ вводится новый термин: «обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности», который экономические субъекты подают в орган государственной статистики по месту регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Сроки представления промежуточной отчетности новым Законом не определены. В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона N 402-ФЗ отчетный период для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности – с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется данная отчетность, включительно.

Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности и другие принципиальные изменения.

Комментарии:

С 2013 г. отчетность будет считаться составленной с момента подписания ее на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). В отличие от Закона 129-ФЗ п. 5 ст. 13, подпись главного бухгалтера на отчетности не потребуется.

На основании п. 11 Ст. 13 Закона 402-ФЗ запрещено устанавливать режим коммерческой тайны в отношении бухгалтерской финансовой отчетности.

Законом 402-ФЗ п. 4 ст. 18 предусмотрена организация информационного ресурса правила пользования которым (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.

Новым законом 402-ФЗ не регламентированы способы предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователям. В законе 129-ФЗ способы представления бухгалтерской отчетности перечислены в п. 5 ст. 15.

Новым законом 402-ФЗ не регламентируется порядок утверждения и опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности. На основании п. 9 ст. 13 нового закона этот порядок должен быть утвержден другими федеральными законами.

В новом законе 402-ФЗ введены новые положения, посвященные порядку составления бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица ст. 16 и ст.17.

Регулирование бухгалтерского учета

Комментарии:

Новым законом 402-ФЗ ведены принципиально новые положения посвященные регулированию бухгалтерского учета (Глава 3).

Положения главы 3 закона 402-ФЗ не затрагивает непосредственно работу бухгалтера, данная глава определяет принципы, документы, а также выделят субъекты в области регулирования бухгалтерского учета.

Согласно ст. 20 Закона N 402-ФЗ регулирование бухгалтерского учета осуществляется согласно принципам: соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности; единства требований к бухгалтерскому учету; использования Международных стандартов как основы для разработки федеральных и отраслевых стандартов.

В ст. 3 Закона N 402-ФЗ дано определение международному стандарту как стандарту бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта. Стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету и допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Теперь должны будут разрабатываться стандарты федеральные и отраслевые, регулирующие ведение бухгалтерского учета и обязательные к применению. По своей сути это ныне действующие ПБУ, претерпевшие значительные доработки, поправки и максимально приближенные к МСФО.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают, в частности, порядок классификации объектов бухгалтерского учета, условия их принятия и списания, состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Отраслевые стандарты определяют особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п. 5 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).

Разработкой стандартов будут заниматься Минфин, ЦБ РФ и, что крайне важно, впервые – субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета: саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета. Об этом упоминается в ст. ст. 22 24 Закона N 402-ФЗ.

Большую значимость приобретают опубликование разработанных проектов федеральных стандартов в печатном издании и Интернете и их публичное обсуждение заинтересованными лицами. В результате данные проекты должны будут дорабатываться разработчиками и приниматься уполномоченным федеральным органом с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Указанный порядок изложен в ст. ст. 26, 27Закона N 402-ФЗ.

www.profbuh.ru

ПБУ и изменения в N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Вопрос: Коммерческая организация — субъект малого предпринимательства (СМП), не являющаяся эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту, не применяет отдельные Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 18/02, 8/2010 и др.), а также применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для СМП (кассовый метод учета доходов и расходов — ПБУ 9/99, 10/99, упрощенный порядок исправления ошибок — ПБУ 22/2010 и др.) на основании права, предоставленного этими ПБУ. Обязана ли организация начать применять все ПБУ в полном объеме, без учета указанных упрощений для СМП, после вступления в силу с 16.11.2014 г. изменений, внесенных Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ в ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»?

Ответ: Если коммерческая организация — субъект малого предпринимательства (СМП), не являющаяся эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту, не применяет отдельные Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 18/02, 8/2010 и др.), а также применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для СМП (кассовый метод учета доходов и расходов — ПБУ 9/99, 10/99, упрощенный порядок исправления ошибок — ПБУ22/2010 и др.) на основании права, предоставленного этими ПБУ, то, по нашему мнению, она обязана начать применять все ПБУ в полном объеме, без учета указанных упрощений для СМП, после вступления в силу с 16.11.2014 г. изменений, внесенных Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ в ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Обоснование: В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ч. 5 введена Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ (далее — Закон N 344-ФЗ) и вступила в силу с 16.11.2014 г.) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ.

В Информационном сообщении Минфина России от 17.11.2014 г., изданном в связи с принятием Закона N344-ФЗ, указано, что перечень допустимых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета приведен в Информационном материале ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для СМП».

Из указанного Информационного материала следует, что неприменение СМП отдельных ПБУ и применение СМП упрощенных правил, предусмотренных ПБУ, относится к упрощенным способам ведения бухгалтерского учета.

На основании изложенного полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация — СМП, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту, после вступления в силу с 16.11.2014 г. изменений, внесенных Законом N 344-ФЗ в ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и, следовательно, обязана начать применять все ПБУ в полном объеме, без учета указанных упрощений для СМП.

Подтверждением приведенной позиции является Приказ Минфина России от 06.04.2015 N 57н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».

Лазутин С.М. –
ведущий налоговый консультант
компании «М-СТАЙЛ»

vashseminar.ru

Ст6 закона 402-фз от 06122011

Вестник ИПБ МР

Квитанции на оплату членских взносов:

Комментарий к Закону «О бухгалтерском учете»

И.Н. Ложников, председатель комитета по бухгалтерскому учету ИПБ Московского региона, доцент

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» принят уже более полугода назад и очень скоро вступит в силу – с 1 января 2013 года. Ажиотаж вокруг этого закона и спешные комментарии к нему остались в прошлом. Предлагаем взвешенный анализ новаций, а также практические рекомендации по адаптации бухгалтерского учета к новым требованиям.

Общие положения

Цели и предмет Закона

В отличие от прежнего Закона о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ, далее – Закон № 129-ФЗ) Закон № 402-ФЗ определяет предмет и цели этого закона (ст. 1).

Целями являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. А предмет – непосредственно бухгалтерский учет, под которым понимается процесс, связанный с формированием «документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Связано это с тем, что любой закон призван регулировать те или иные общественные отношения на основе введения определенного набора норм. В нашем случае это отношения, связанные с регулированием бухгалтерского учета.

Сфера действия Закона

По сравнению с ранее действовавшим порядком требования Закона № 402-ФЗ распространяются и на «индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее – лица, занимающиеся частной практикой)». При этом индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой и осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, разрешается не вести бухгалтерский учет при условии, что они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В юридическую практику введено и понятие применения положений закона. По-видимому, характер применения указанной дефиниции нуждается в определенных разъяснениях. В частности, каков статус данной категории?

Следует отметить, что нормы Закона № 402-ФЗ должны распространяться в полном объеме как на отдельные лица – экономические субъекты, так и на соответствующие виды экономических отношений, в частности, при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности. То же касается бухгалтерского учета при доверительном управлении имуществом и при осуществлении операций, связанных с выполнением соглашения о разделе продукции.

Основные понятия

Статья 3 Закона № 402-ФЗ содержит ряд новых для документов подобного уровня категорий. В частности, это относится к таким понятиям, как «стандарт бухгалтерского учета», «международный стандарт», «руководитель экономического субъекта», «факт хозяйственной жизни», и некоторым другим. Необходимость закрепления ряда норм на уровне федерального закона связана с тем, что указанные нормы уже прочно вошли в практику отечественного бухгалтерского учета, но не имели соответствующего правового статуса.

В то же время по сравнению с Законом № 129-ФЗ выведены такие определения, как «синтетический учет», «аналитический учет» и др. Однако названные категории сохраняются в системе методологического обеспечения бухгалтерского учета, но переводятся на другой уровень – в стандарты, инструкции и другие виды документов.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

Статья 4 Закона № 402-ФЗ включает в состав законодательства о бухгалтерском учете не только законы, указы Президента России и постановления Правительства РФ, как это было ранее, но и принятые в соответствии с законами другие нормативные правовые акты. Таким образом, снимается юридическая коллизия, когда различные методические материалы (инструкции, методические указания и т.п.) не признавались в судах и налоговых органах на том основании, что их статус не был закреплен в Законе «О бухгалтерском учете».

Общие требования к бухгалтерскому учету

Объекты бухгалтерского учета

В состав объектов бухгалтерского учета введены такие виды, как «источники финансирования» экономического субъекта, «доходы», «расходы», а также «иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами». Таким образом, перечень объектов бухгалтерского учета является открытым.

Что же касается перечисленных выше дополнений, то принятое законодателем решение вполне обоснованно, и теперь перечисленные в законе виды объектов охватывают все стороны учетной деятельности организаций.

Обязанность ведения бухгалтерского учета

В соответствии с требованиями статьи 6 Закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет обязаны вести все экономические субъекты, перечисленные в статье 2 данного закона. В то же время определенные субъекты по своему усмотрению могут освобождаться от такой обязанности (п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, – в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Кроме того, для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково, предусматривается возможность применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. В данном случае речь не идет об освобождении от обязанности ведения бухгалтерского учета, а лишь о применении его упрощенной модели.

В частности, возможности объединения учета близких по экономическому содержанию операций на одном синтетическом счете (например, учет операций на расчетных, валютных и прочих счетах, учет долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов и т.п.). Возможность списывать остатки незавершенного производства на расходы текущего периода, использовать «кассовый» метод при учете выручки и т.д.

Как и ранее, подтверждается требование ведения бухгалтерского учета непрерывно – с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Организация ведения бухгалтерского учета

По сравнению с Законом № 129-ФЗ требования к организации ведения бухгалтерского учета существенно изменились. Так, статьей 7, помимо собственно порядка организации бухгалтерского учета, устанавливаются и требования к лицам, на которых возлагается обязанность ведения бухгалтерского учета в экономическом субъекте.

Важным моментом следует считать ограничение прав руководителей, которые смогут принять на себя функции по ведению бухгалтерского учета только в случае, если данные субъекты относятся к организациям малого и среднего предпринимательства. В организациях, не относящихся к указанным субъектам, ведение бухгалтерского учета должно быть возложено на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо должен быть заключен договор с иным юридическим или физическим лицом об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Что касается кредитных организаций, то руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

Как уже было отмечено, существенной новацией является установление квалификационных требований к главным бухгалтерам и иным должностным лицам, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета.

В перечень требований включено:

  • обязательное наличие высшего специального образования (а при отсутствии высшего профессионального образования – не менее пяти календарных лет из последних семи стажа работы по специальностям бухгалтерского учета и аудита);
  • не менее трех лет из последних пяти календарных лет стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью;
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Данные требования являются обязательными только в том случае, если лица обслуживают:

  • открытые акционерные общества;
  • страховые организации,
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов;
  • иные экономические субъекты, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
  • органы управления государственных внебюджетных фондов;
  • органы управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Учетная политика

В Законе № 402-ФЗ появилась самостоятельная статья 8, посвященная учетной политике. В указанной статье дано определение учетной политики, раскрывается ее назначение, устанавливаются субъект формирования учетной политики и важнейшие требования к ней. В этой же статье определены и случаи, когда организация вправе вносить необходимые изменения в учетную политику, а также оговаривается порядок внесения подобных изменений.

По сравнению с Законом № 129-ФЗ обязанность формирования учетной политики теперь возлагается на экономический субъект (ранее такая ответственность лежала на главном бухгалтере).

В то же время персональная ответственность главного бухгалтера (иного лица, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета) за формирование учетной политики сохраняется (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Первичные учетные документы

Статья 9 Закона № 402-ФЗ устанавливает основные требования к содержанию и порядку оформления первичных учетных документов. Следует отметить, что подтвержден важнейший принцип ведения бухгалтерского учета, согласно которому «каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом» – «нет документа, нет бухгалтерской записи» (В. Швайкер, 1549 г. – цитата приведена Я.В. Соколовым).

В то же время в законе нет нормы, согласно которой первичные учетные документы принимаются к учету, только если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (в отличие от статьи 9 Закона № 129-ФЗ). Напомним, что исключение делалось лишь для документов, по которым отсутствовали образцы в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Теперь же требование использования «унифицированных» форм первичных учетных документов сохраняется только для организаций государственного сектора, где они устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая это, в закон введена норма, согласно которой «формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета». А значит, в учетную политику хозяйствующих субъектов на 2013 год необходимо будет внести дополнения – дополнительный раздел, в котором следует привести (включить) образцы форм первичной учетной документации, применяемых в данной организации.

В первичном учетном документе, как и ранее, допускаются исправления (если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета). Однако в Законе № 402-ФЗ ничего не сказано о возможности внесения исправлений в банковские и кассовые документы.

По-видимому, этот вопрос нуждается в дополнительном разъяснении. При решении вопроса о внесении исправлений в банковские и кассовые документы следует руководствоваться не только нормами Закона № 402-ФЗ, но и требованиями банковского законодательства, в частности, Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (утв. Банком России от 03.10.2002 № 2-П). В нем сказано, что «исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются» (п. 2.11 Положения). Аналогичная норма установлена и для кассовых документов.

Регистры бухгалтерского учета

Теперь на уровне закона введен ряд существенных положений. В статье 10 Закона № 402-ФЗ, в частности, установлено, что «не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета», тем самым обеспечивается принцип полноты отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.

Помимо этого вводятся обязательные реквизиты регистра бухгалтерского учета, а также право (ответственность) должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, то есть главного бухгалтера, разрабатывать и представлять руководителю организации формы данных регистров для утверждения.

Инвентаризация активов и обязательств

Как и в Законе № 129-ФЗ, в Законе № 402-ФЗ (ст. 11) сохранена норма об обязательном проведении инвентаризации активов и обязательств хозяйствующих субъектов. При этом в тексте закона нет некоторых конкретных указаний о правилах проведения инвентаризации.

В частности, отсутствует перечень случаев, при которых инвентаризации проводятся в обязательном порядке, а также указания об отражении возможных расхождений в бухгалтерском учете.

Вместо этого введена общая норма, согласно которой «случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами» (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).

Напомним, что в настоящее время порядок проведения инвентаризаций регулируется приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (с изменениями от 08.11.2010), в которых подробно описаны процедуры проведения инвентаризации различных видов активов и обязательств организаций.

Денежное измерение объектов бухгалтерского учета

Статья 12 Закона № 402-ФЗ определяет обязательность измерения всех объектов бухгалтерского учета (активов, обязательств, доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни и др.) в денежном измерении, то есть в рублях. Сохранена норма об обязательном пересчете в рублевый эквивалент объектов бухгалтерского учета, выраженных в иностранной валюте.

В то же время в текст Закона № 402-ФЗ не включены положения, определяющие правила оценки имущества. Теперь подобные нормы должны устанавливаться в федеральных стандартах бухгалтерского учета, которые и будут определять допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета.

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Статья 13 Закона № 402-ФЗ является новой, так как аналогичной статьи в Законе № 129-ФЗ нет. Несмотря на задачу по установлению общих требований к отчетности, в данной статье содержится и ряд норм, имеющих конкретный характер.

Так, подтверждено требование о полноте информации, содержащейся в отчетности: «бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения».

Кроме того, установлен момент, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной – это момент подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Поэтому считаем целесообразным в обязательном порядке указывать в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности дату подписания соответствующих документов.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Статья 14 Закона № 402-ФЗ определяет состав отчетности для соответствующих групп организаций. При этом, как и ранее, годовая отчетность коммерческих организаций включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. В принципиальном плане не поменялся и состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций.

Что же касается отчетности организаций государственного сектора, то он теперь устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка РФ – в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Естественно, у читателей возникает вопрос: как быть с аудиторским заключением и пояснительной запиской, которые ранее были включены в состав бухгалтерской отчетности?

В части аудиторского заключения следует отметить, что хотя оно формально теперь и не входит в состав отчетности, тем не менее в случае если отчетность организации подлежит обязательному аудиту, ее аудиторское заключение также подлежит обязательному опубликованию вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью данной организации.

В отношении же пояснительной записки конкретных указаний в Законе № 402-ФЗ не содержится. По существу, ее роль может быть отведена приложениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (для коммерческих организаций и соответствующих форм отчетности для некоммерческих организаций).

Фактически не изменился и порядок определения состава промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, состав которой, как и ранее, будет устанавливаться Минфином России.

Непосредственно в тексте Закона № 402-ФЗ содержится норма, согласно которой определение состава промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является прерогативой федеральных стандартов. В свою очередь, федеральные стандарты утверждает уполномоченный федеральный орган, а таковым является Минфин России.

Отчетный период, отчетная дата

Более четко в тексте Закона № 402-ФЗ изложены вопросы определения отчетного периода (ст. 15). При этом остается неизменным отчетный период (отчетный год) для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которым является период с 1 января по 31 декабря включительно.

Вместе с тем, в отличие от Закона № 129-ФЗ, устанавливается понятие «первого отчетного периода» для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которым будет считаться период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

Кроме того, на законодательном уровне закреплено определение даты, на которую составляется отчетность, а именно «…последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица».

Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица

Статья 16 Закона № 402-ФЗ устраняет определенные пробелы в нормативном регулировании правил формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представляется существенным официальное определение «последнего отчетного года», который исчисляется (определяется) в зависимости от формы реорганизации хозяйствующего субъекта.

Особенно важным можно считать решение законодателя об определении последнего отчетного года при реорганизации юридического лица в форме присоединения. Отныне таковым будет признаваться период «с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения».

Дано определение и «последней бухгалтерской (финансовой) отчетности», которая должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса)до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц.

Соответствующее определение «первого отчетного года» установлено и для организаций, возникших в результате реорганизации, под которым понимается период с даты государственной регистрации этого лица по 31 декабря года, в котором произошла данная реорганизация (кроме организаций государственного сектора).

Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица

Как и статья 16 Закона № 402-ФЗ, статья 17 вносит важное дополнение в правила формирования бухгалтерской отчетности юридических лиц, находящихся в стадии ликвидации. Для данных организаций устанавливается (определяется) категория «отчетного года», под которым понимается период «с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи», также определяются субъекты формирования отчетности ликвидируемого лица и дата, на которую должна составляться последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности

С целью формирования государственного информационного ресурса статьей 18 Закона № 402-ФЗ установлена норма об обязательном представлении экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка РФ, которые также представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, но только в соответствии с иными нормативными актами) одного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации.

В связи с этим следует отметить, что данная норма не отменяет обязанности экономических субъектов представлять бухгалтерскую отчетность в другие адреса, например, налоговым органам, собственникам организаций, кредитным учреждениям и т.д. Просто в этих случаях представление бухгалтерской отчетности осуществляется на основании иных нормативных актов. В частности, в органы ФНС России на основании Налогового кодекса РФ, собственникам – на основании корпоративного законодательства (например, акционерными обществами на основании Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Кроме того, считаем необходимым обратить внимание на содержащиеся в статье 18 Закона № 402-ФЗ сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Согласно Закону № 402-ФЗ, последняя должна быть представлена (направлена) в органы статистики не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Тем самым фактически установлен срок составления и представления бухгалтерской отчетности, который будет равен 90 дням после окончания отчетного периода.

Что касается утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, то эти сроки могут быть и более поздними. В частности, для ОАО срок утверждения бухгалтерского баланса может доходить до 6 месяцев после окончания отчетного года. В этом случае возможные расхождения между показателями представленной и утвержденной отчетности корректируются в соответствии с правилами, изложенными в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н).

Внутренний контроль

Статья 19 Закона № 402-ФЗ является абсолютной новацией. Она вводит на законодательном уровне в хозяйственную практику понятие внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни. При этом внутренний контроль не подменяет и не отменяет процедур аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, тем более когда организация подлежит обязательному аудиту.

В практическом плане организациям будет необходимо осуществить соответствующие мероприятия (прежде всего, в организациях, где подобный финансовый контроль еще не был организован) по формированию подразделений внутреннего аудита (контроля) или введения в штат соответствующей должности, или закрепления в должностных обязанностях уже работающих сотрудников данных функций (для малых и средних организаций).

Регулирование бухгалтерского учета

Больше всего новаций содержится в главе 3 Закона № 402-ФЗ «Регулирование бухгалтерского учета», в которой изложено современное представление законодательных и исполнительных органов власти на решение проблем организации и регулирования бухгалтерского учета в России.

Поэтому, прежде чем рассматривать конкретные нормы, хотелось бы кратко обобщить важнейшие аспекты нового облика системы регулирования бухгалтерского учета, содержащиеся в Законе № 402-ФЗ.

1. Вводится смешанное регулирование бухгалтерского учета – государственное и негосударственное (со стороны профессионального сообщества и пользователей, данных бухгалтерского учета).

2. Вводится общественный контроль за содержанием разрабатываемых документов, регулирующих правила ведения бухгалтерского учета, и практикой их применения, для чего создается Совет по стандартам бухгалтерского учета.

3. Устанавливается жесткая иерархия документов, регулирующих бухгалтерский учет, обеспечивающая взаимосвязь и непротиворечивость нормативной базы.

4. Применение международных стандартов определено как основа разработки федеральных и отраслевых стандартов.

5. Разграничиваются полномочия органов, осуществляющих разработку правил (в том числе стандартов) бухгалтерского учета, и контроля за их исполнением.

Принципы регулирования бухгалтерского учета

В статье 20 Закона № 402-ФЗ перечисляются основные принципы его регулирования, которые направлены на обеспечение выполнения требований достоверности, непротиворечивости, единства нормативной базы и рациональности ведения бухгалтерского учета.

Документы в области регулирования бухгалтерского учета

Перечень видов документов, регулирующих бухгалтерский учет в России, определен статьей 21 Закона № 402-ФЗ. Данные документы, образуя единую систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, формируются различными субъектами регулирования, а именно:

  • государственными органами – федеральные стандарты, отраслевые стандарты;
  • негосударственными (саморегулируемыми) организациями – рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • непосредственно хозяйствующими субъектами – стандарты экономического субъекта.

Несомненным достоинством Закона № 402-ФЗ можно считать и установленные в статье 21 обязательные требования к содержанию федеральных стандартов, включая безусловное наличие в них определений и признаков рассматриваемых в документах объектов бухгалтерского учета, условий их принятия к бухгалтерскому учету, способов денежного измерения, требований к учетной политике и другие наиболее существенные аспекты.

Важным положением данной статьи Закона № 402-ФЗ является и содержащаяся в ней норма о взаимосвязи документов, регулирующих бухгалтерский учет, их иерархической последовательности, при которой документы более низкого уровня не должны противоречить документам более высокого уровня: «Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам».

Субъекты регулирования бухгалтерского учета

Как уже было отмечено выше, органами регулирования бухгалтерского учета определены не только государственные структуры в лице уполномоченного федерального органа (Минфина России) и Центрального банка РФ, но и саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а также других некоммерческих организаций (ст. 22 Закона № 402-ФЗ).

В связи с этим считаем возможным отметить, что на сегодняшний день наиболее компетентным и подготовленным к законотворческой работе является НП «ИПБ России», включая его территориальные институты. Законодатель, наделяя профессиональное сообщество широкими полномочиями, ожидает и соответствующей отдачи, а также высокой ответственности со стороны негосударственных органов за состояние бухгалтерского учета в стране.

Функции органов государственного регулирования и субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета

Статьи 23 и 24 Закона № 402-ФЗ определяют полномочия каждого из указанных видов субъектов. При этом полномочия каждой из «ветвей» нормотворческой деятельности взаимно дополняют друг друга.

Действительно, уполномоченный федеральный орган, утверждая программу разработки федеральных стандартов и их содержание, в то же время опирается в своей деятельности на негосударственные органы, которые в свою очередь разрабатывают проекты федеральных стандартов, осуществляют мониторинг их применения, разрабатывают и принимают рекомендации в области бухгалтерского учета.

Совет по стандартам бухгалтерского учета

С целью обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету, выработки и согласования позиций разработчиков федеральных стандартов при уполномоченном федеральном органе создается совет по стандартам бухгалтерского учета. Полномочия, состав и порядок работы совета излагаются в статье 25 Закона № 402-ФЗ.

Следует отметить, что в составе совета должны преобладать представители субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности. Из их же числа будет избираться председатель совета по стандартам бухгалтерского учета. Работа совета должна иметь открытый характер, а информация о его деятельности быть общедоступной.

Программа разработки федеральных стандартов

Большое значение в Законе № 402-ФЗ придается созданию условий по выработке научно обоснованных перспектив развития методологического обеспечения бухгалтерского учета. В связи с чем в статье 26 Закона № 402-ФЗ устанавливаются требования к содержанию, порядку внесения предложений и процедуре утверждения программы разработки федеральных стандартов.

В этом плане мы также наблюдаем некий симбиоз (сложение усилий) профессиональной общественности, которая может и должна инициировать соответствующие предложения, и органов государственной власти, на которые возлагается ответственность за окончательное утверждение программы.

Разработка и утверждение федеральных стандартов

Статья 27 Закона № 402-ФЗ посвящена установлению регламента разработки и принятия федерального стандарта. В частности, устанавливается порядок уведомления разработчиком уполномоченного федерального органа о разработке им федерального стандарта.

К сожалению, законодатель при этом не акцентирует внимания на разрешении ситуации, когда разработчик может предложить проект стандарта, не предусмотренный программой. По-видимому, такая ситуация будет дополнительно разъяснена позднее в соответствующих инструкциях Минфина России или решениях Совета по стандартам бухгалтерского учета.

В статье 27 Закона № 402-ФЗ подробно изложена процедура рассмотрения (экспертизы) представленных стандартов, принятия решения по существу и последующей передачи на утверждение (или отклонения) одобренного проекта. При этом, по нашему мнению, недостатком можно считать отсутствие в тексте закона какого-либо упоминания об источниках финансирования работ по разработке федеральных стандартов – хотя бы в части компенсации расходов разработчика по принятым уполномоченным органом стандартам.

Разработка федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом

В статье 28 Закона № 402-ФЗ рассматривается ситуация, когда ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт. В этом случае разработка федерального стандарта должна (может) осуществляться уполномоченным федеральным органом.

Заключительные положения

В главе 4 Закона № 402-ФЗ излагаются вопросы, связанные с особенностями применения данного закона, установлением требований к хранению бухгалтерских документов, а также с отменой действующих нормативных актов в сфере регулирования бухгалтерского учета и порядком вступления Закона № 402-ФЗ в силу.

Хранение документов бухгалтерского учета

В статье 29 Закона № 402-ФЗ устанавливается обязанность экономических субъектов хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение установленных законодательством сроков, но не менее пяти лет после отчетного года. Дополнительные требования вводятся и к документам, связанным с организацией бухгалтерского учета (учетная политика, стандарты экономического субъекта и др.), для которых также установлены сроки хранения.

Особенности применения Закона

В статье 30 Закона № 402-ФЗ устанавливается чрезвычайно важная норма, согласно которой до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные (до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком РФ.

Вместе с тем данное положение не должно расслаблять сотрудников бухгалтерских служб. До конца 2015 года в соответствии с Планом по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на 2012 – 2015 годы (утв. приказом Минфина России от 11.11.2011 № 440) ранее принятые нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица должны быть приведены в соответствие с МСФО. Кроме того, должны быть разработаны и утверждены новые нормативные правовые акты по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО. Причем основная масса этих документов должна быть принята до конца 2013 года.

© Институт профессиональных бухгалтеров московского региона, 2010

www.ipbmr.ru

Смотрите еще:

  • Правилами продажи отдельных видов товаров пункт 19 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1406 г. Москва "О внесении изменения в Правила продажи отдельных видов товаров" Комментарии Российской Газеты Правительство Российской Федерации […]
  • Вид платежа по налогу на прибыль Образец заполнения поручения по налогу на прибыль в 2016 году (С изменениями 2015-2017 годов для заполнения платежных поручений) Налог на прибыль уплачивается в федеральный и региональный бюджеты по разным ставкам и разными […]
  • Заявление на развод по октябрьскому району Обращения граждан за 2013 год Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Оставьте комментарий суде Оставьте комментарий суде Президент России Владимир Путин подписал указ о назначении новых судей в верховных судах республик, краевых и областных судах. Изменения коснулись и Ростовской области. Обязанности зампредседателя […]
  • Собственность лукойл Собственность лукойл На вопрос о том, управляет ли менеджмент контрольным пакетом акций «Лукойла», президент и основной владелец компании Вагит Алекперов всегда отвечал уклончиво. «Нет одного контролирующего акционера. Какой пакет у […]
  • Осуждено всего за все преступления статистика Какие преступления чаще всего совершают россияне Сегодня мы расскажем о том, какие преступления чаще всего совершают россияне, причины, по которым совершаются преступления, сравним криминогенную ситуацию в нашей стране с другими […]
  • Пленум вс рф наследовании Применение положений Пленума ВС РФ № 9 Верховный Суд РФ в 2012 году один из своих пленумов посвятил рассмотрению дел о наследовании. Исследование практики применения Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 № 9 за эти годы позволяет […]
  • Законы о пособиях на ребенка 2014 Федеральные и региональные выплаты в 2013-2014 гг. Таблица детских пособий Таблица детских пособий включает в себя федеральные пособия, выплачиваемые на всей территории РФ, и региональные компенсации. Каждый год федеральные выплаты […]