Нет пользования водный налог

Содержание статьи:

Организация занимается водоснабжением населения и предприятий, лицензию на водопользование не имеет. Комплекс сооружений для обеспечения питьевой водой получен организацией в аренду. Лимиты водопользования для организации не установлены. Организация по требованию налоговой инспекции применяла ставки водного налога, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ, с учетом повышающих коэффициентов, увеличенные в пять раз (по мнению инспекции, если хозяйство пользуется водой без лицензии, то весь объем забранной воды следует учесть как сверхлимитный и применять пятикратные ставки). Правомерно ли пятикратное увеличение ставки водного налога в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации организация вправе не увеличивать ставки водного налога в пять раз, так как увеличение ставок водного налога в пять раз при осуществлении водопользования без соответствующей лицензии нормами главы 25.2 НК РФ не предусмотрено.
Кроме того, считаем, что при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения организация вправе применять налоговые ставки, установленные п. 3 ст. 333.12 НК РФ (при наличии раздельного учета). Однако в этом случае не исключаем возможные претензии со стороны налоговых органов.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При отсутствии у организации соответствующего разрешения на осуществление водопользования, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация также признается плательщиком водного налога (письмо Минфина России от 16.03.2015 N 03-06-05-02/13793*(1), письмо ФНС России от 15.11.2016 N СД-4-3/[email protected]).
Объектом налогообложения по водному налогу признается, в частности, забор воды из водного объекта (пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 333.10 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта и по каждому виду водопользования.
Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) ст. 333.12 НК РФ (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).
В общем случае водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 НК РФ.
При заборе из поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) ставки водного налога установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ с учетом коэффициентов, указанных в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Налоговые ставки дифференцируются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.
При этом при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования, а при добыче подземных вод — сверх установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год), налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 ст. 333.12 НК РФ, с учетом коэффициентов, установленных п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).
Ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения установлены п. 3 ст. 333.12 НК РФ. Причем применение повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ, и пятикратной ставки водного налога в отношении воды, забранной для водоснабжения населения, сверх установленного лицензией на право пользования недрами лимита водопользования ст. 333.12 НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 02.02.2015 N 03-06-06-02/3898, п. 3 письма ФНС России от 22.01.2015 N ГД-4-3/[email protected], письмо ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/[email protected]).
Таким образом, из буквального прочтения норм главы 25.2 НК РФ следует, что налогоплательщик при заборе воды для водоснабжения предприятий применяет ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ, а при заборе воды для водоснабжения населения применяет налоговые ставки, установленные п. 3 ст. 333.12 НК РФ.
В данной ситуации организация занимается водоснабжением населения и предприятий. При этом у организации отсутствует лицензия на водопользование и не установлены лимиты водопользования. Как указала ФНС России в отмеченном выше письме от 15.11.2016 N СД-4-3/[email protected], поскольку фактическое отсутствие лицензии не может служить основанием для освобождения от уплаты водного налога, в случае осуществления организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии водный налог уплачивается по ставкам, установленным статьей 333.12 Кодекса для данного вида водопользования.
Отметим, что при отсутствии лицензии на пользование водными объектами главой 25.2 НК РФ не предусмотрено увеличение в пять раз налоговых ставок, установленных в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Увеличение ставок в пятикратном размере предусмотрено только при превышении установленных лимитов и превышении разрешенного водоотбора (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).
Действительно, до вступления в силу главы 25.2 НК РФ (до 1 января 2005 года) п. 6 ст. 4 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» было предусмотрено увеличение в пять раз ставки платы за пользование водными объектами при пользовании ими без соответствующей лицензии (разрешения). Однако главой 25.2 НК РФ такая норма не предусмотрена. Следовательно, отсутствие лицензии на пользование водными объектами не является основанием для увеличения ставки водного налога в пять раз.
Специалисты налоговых ведомств придерживаются аналогичной точки зрения. Например, в письме Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 19.05.2010 N 12-1-18/[email protected] разъясняется, что при отсутствии у налогоплательщика лицензии на водопользование и, соответственно, установленных в ней лимитов водопользования, такое водопользование не относится к понятию сверхлимитного водопользования, поскольку превысить можно только установленный лимит. В таких случаях применяются налоговые ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Также со ссылкой на письмо Минфина России от 12.07.2006 N 03-07-03-04/29 разъяснено, что сам факт отсутствия у налогоплательщика лицензии на водопользование также не предусматривает увеличения налоговых ставок в пятикратном размере, а лишь обязывает налоговые органы довести до соответствующих ведомств ставшие известными случаи безлицензионного водопользования для принятия лицензирующим органом соответствующих мер. В письме также приводится судебная практика, подтверждающая приведенное в письме мнение (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 N Ф08-2818/2008, ФАС Поволжского округа от 19.01.2006 N А55-9791/2005-51).
Смотрите также разъяснения Управления ФНС по Новосибирской области «Водный налог», письма Управления ФНС по Московской области от 20.11.2006 N 19-50-И/1353, Управления ФНС по Ленинградской области от 03.03.2005 N 06-05-02/02117.
Таким образом, в данной ситуации организации следует применять ставки, установленные ст. 333.12 НК РФ, без пятикратного увеличения.
Кроме того, по мнению судов, отсутствие лицензии на водопользование не является препятствием для применения пониженной ставки водного налога при водоснабжении населения. Суды считают, что п. 3 ст. 333.12 НК РФ не связывает применение ставок по водному налогу для водоснабжения населения с наличием или отсутствием лицензии на право пользования водными объектами при заборе воды, а также не устанавливает их повышенных размеров при отсутствии такой лицензии. Единственным условием для её применения является водоснабжение населения.
Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 N Ф08-2818/2008 суд отклонил доводы налогового органа о том, что при отсутствии лицензии на водопользование налогоплательщик не вправе применять льготную налоговую ставку, а обязан применять ставку налога, установленную в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Суд разъяснил, что гл. 25.2 НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, осуществляющего забор воды из водных объектов для водоснабжения населения, при отсутствии у него лицензии на водопользование уплачивать налог по общей ставке, установленной в названной норме.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 N 17АП-12862/15, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.12.2010 по делу N А27-6857/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.05.2007 N Ф08-1204/2007-499А, ФАС Центрального округа от 09.02.2009 N А64-1917/08-13 (определением ВАС РФ от 29.05.2009 N 6412/09 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), ФАС Поволжского округа от 10.05.2007 N А12-17315/06-с60 (определением ВАС РФ от 11.09.2007 N 10872/07 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано), решение АС Удмуртской Республики от 09.09.2015 по делу N А71-6744/2015.
Однако, по мнению специалистов финансового ведомства, применение пониженной ставки водного налога при заборе воды для целей водоснабжения населения является льготой для налогоплательщика и для ее применения необходимо конкретное указание в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод целевого назначения использования добытых подземных вод — для водоснабжения населения — с обязательным отражением разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды, установленного для данной цели.
В случае отсутствия в выданной в установленном законодательством РФ порядке лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и (или) в приложении к ней указания на соответствующее целевое использование забранной из водного объекта воды водный налог следует уплачивать по ставкам и в порядке, установленным п.п. 1 и 1.1 статьи 333.12 НК РФ. Такие выводы следуют из писем Минфина России от 12.10.2016 N 03-06-05-02/59547, от 10.03.2015 N 03-06-06-02/12301, от 25.12.2014 N 03-06-05-02/67763, от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24.
На основании изложенного считаем, что в отношении снабжения водой населения организация вправе применять ставку, указанную в п. 3 ст. 333.12 НК РФ. Однако в этом случае, учитывая приведенные разъяснения финансового ведомства, не исключаем наличие разногласий с налоговыми органами по этому вопросу.
Если организация примет решение применить ставку водного налога, указанную в п. 3 ст. 333.12 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в целях применения главы 25.2 НК РФ под водоснабжением населения следует понимать обеспечение питьевой водой по договорам, абонентами по которым выступают физические лица, а также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом (постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 5580/12, определение Верховного Суда РФ от 19.08.2016 N 308-КГ16-9865, постановления АС Уральского округа от 10.02.2015 N Ф09-9987/14, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 N 17АП-9806/14, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 N 14АП-3285/14).
Также необходимо учитывать, что для применения пониженной ставки при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения налогоплательщику необходимо вести раздельный учет воды, забранной как для хозяйственно-питьевых нужд, так и для технологических целей (письмо Минфина России от 09.09.2013 N 03-06-05-02/36943). Необходимость наличия документов, подтверждающих объемы фактического отпуска воды для нужд населения в целях применения пониженной ставки водного налога, подтверждается также выводами постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 N 17АП-10284/16.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия судебной практики. Водный налог. Налоговые ставки (Ст. 333.12 НК).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

16 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Одновременно данным письмом Минфин России высказывает мнение, что при этом согласно статьям 7.3 и 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ самовольное занятие водного объекта или его части либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет привлечение к административной ответственности.

Нет пользования водный налог

Письмо Министерства финансов РФ
№03-06-06-02/14572 от 15.03.2017

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение по вопросу исчисления и уплаты водного налога, сообщает.

Согласно положениям главы 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов.

Налоговые ставки за данный вид водопользования по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам установлены за забор воды в пределах квартальных (годовых) лимитов водопользования или разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год).

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки водного налога в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере.

Пятикратное увеличение ставок водного налога в случае осуществления водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии Кодексом не предусмотрено. В данном случае водный налог уплачивается по ставкам, установленным статьей 333.12 Кодекса для конкретного вида водопользования.

При этом за безлицензионное водопользование предусмотрена административная ответственность на основании пунктов 7.3 и 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, согласно которым самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользование водным объектом или его частью, либо пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа.

Осуществление организациями и физическими лицами водопользования без соответствующей лицензии в период ее переоформления по независящим от налогоплательщика причинам (несвоевременное оформление лицензии соответствующим федеральным органом исполнительной власти при условии направления документов на ее переоформление в установленные сроки) подлежит налогообложению водным налогом в общеустановленном порядке, не является нарушением правил водопользования и не влечет наложения административного взыскания.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм, не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном письме.

Водный налог: нет лицензии, значит, ставка выше?

Водный налог регулирует глава 25.2 Налогового кодекса РФ. Одним из объектов налогообложения водным налогом признается забор воды из водных объектов (подп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ).

Кто платит водный налог

За пользование водой платят организации и физические лица, в том числе предприниматели, пользующиеся водными объектами на основании лицензий (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).

Налоговые ставки за такой вид .

Комментарии к документам доступны только платным подписчикам

Оформите подписку сейчас, и вы получите полный доступ к электронной версии журнала «Нормативные акты для бухгалтера».

Кто является плательщиком водного налога?

Обновление: 19 сентября 2017 г.

Если организация или ИП пользуется водным объектом и такое водопользование подлежит лицензированию, то они являются плательщиком водного налога (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Например, в случае добычи воды из подземной скважины, при сплаве леса и других видах водопользования. В случае заключения договора водопользования вносится плата за пользование, неналоговый платеж.

Объект налогообложения

Налогом облагается не любое водопользование, а только указанное в п. 1 ст. 333.8 НК РФ:

  • если производится забор воды из водных объектов;
  • используется акватория водного объекта;
  • водный объект используется для гидроэнергетики без забора воды;
  • водный объект используется для лесосплава.

Кроме того, в п. 2 ст. 333.8 НК РФ приведен закрытый перечень видов водопользования, которые не являются объектом налогообложения. В частности, это:

  • водозабор для неотложных целей — ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий, обеспечение пожарной безопасности;
  • использование воды для технологических целей морскими и речными судами;
  • использование акватории для рыболовства.

Например, водопотребление для разведения рыбы не облагается водным налогом, так как прямо указано, что такой вид использования водного объекта налогом не облагается (пп. 5 п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Уплата водного налога, если нет лицензии

В качестве критериев для обложения водным налогом указаны виды деятельности и тот факт, что эта деятельность подлежит лицензированию. Но что будет, если организация не получила лицензию? В этом случае налоговый орган при проверке и обнаружении факта неуплаты водного налога вправе доначислить водный налог и пени и привлечь к ответственности, и отсутствие лицензии не будет основанием для неуплаты налога.

Например, если организация осуществляет водозабор самовольно, не оформив лицензию, то она признается плательщиком водного налога и расчет водного налога будет осуществляться по правилам п. 2 ст. 333.10 НК РФ с определением объема воды на основании показаний водоизмерительных приборов.

Если приборов для измерения объема воды нет, то объем определяется исходя из технических средств, их времени работы и производительности. Если и этот метод невозможно использовать, то за основу берутся нормативы водопотребления.

Иные методы нельзя использовать. Например, налоговый орган не вправе определить объем воды исходя из данных о реализации полученной воды организацией.

При этом в зависимости от указанных в лицензии данных может быть определен размер водного налога. Например, согласно п. 5 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога применяется с коэффициентом 10, если вода добывается с целью реализации. Но если в лицензии не указано о целевом назначении воды для продажи в упакованном виде, то дополнительный коэффициент не применяется (Письмо Минфина РФ от 17.06.2016 N 03-06-06-02/35354 ).

Налоговая база по водному налогу

Для расчета налога необходимо определять налоговую базу в зависимости от вида водопользования отдельно по каждому водному объекту (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

При этом в ст. 333.10 НК РФ определены измерители для каждого вида:

  • при заборе воды – объем забранной воды за налоговый период;
  • в отношении использования акватории водных объектов – площадь водного пространства, которая определяется по данным лицензии, а если в лицензии не указано, то учитываются данные проектной и технической документации;
  • при использовании для гидроэнергетики без забора воды – количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
  • при лесосплаве — по формуле – объем сплавляемой древесины в тысячах кубометров, умноженный на расстояние сплава в км, делится на 100.

При этом в отношении объема забранной воды предусмотрен порядок расчета как при наличии водоизмерительных приборов, так и при их отсутствии, но тем не менее могут быть неурегулированные ситуации, например в том случае, если устройства для измерения воды не действуют или в ремонте. В этом случае применяются правила, установленные для ситуаций, когда у налогоплательщика не имеется приборов для измерения забора воды (Письмо Минфина РФ от 28.12.2015 N 03-06-06-02/76582 ).

Налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налог и ежеквартально подает декларацию в сроки, установленные для уплаты налога. Водный налог уплачивается до 20 апреля, июля, октября, января.

Но надо учитывать, что при расчете налога необходимо применять поправочные коэффициенты, повышающие и дополнительные, а кроме того, могут быть применены льготные ставки.

Водный налог и плата за пользование водными объектами 2017

Содержание

Основание и правовые основы

Водный налог — это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог — плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера — она так и называется — плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами — она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

(ред. от 23.05.2013) «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога — это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата.

Объекты налогообложения

Водный налог

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  12. пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Плата за пользование водными объектами

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст. 11 Водного кодекса:

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

«О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ РОСВОДРЕСУРСОВ И РОСНЕДР ПО КОЛЛЕКТОРНО-ДРЕНАЖНЫМ И ШАХТНО-РУДНИЧНЫМ ПОДЗЕМНЫМ ВОДАМ» (вместе с Росводресурсов от 15.06.2005 N МС-02-31/1667, Роснедра от 26.05.2005 N ПС-03-26/2833)

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия — по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия — по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз — налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, — объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, — площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАСЧЕТА И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу — квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАСЧЕТА И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов — ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, утверждены Постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 N 1007, и составляют:

  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей — 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.

«О СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О плате за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга»

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

Общая сумма налога — это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом — то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2017 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/ [email protected] Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде — по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

«Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по водному налогу в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2016 N 40785)

«О плате за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга»

Водный налог: что нового в 2017 году?

C 2017 года:

  • К ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента. При расчете водного налога к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2017 году его значение составляет 1,52. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,32.
  • При заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога равна 107 руб. за 1000 куб. м. В 2016 году ставка составляла 93 руб. за 1000 куб. м. забранных (изъятых) водных ресурсов. Повышение было запланировано.

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

    Федеральные:
  • Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

Смотрите еще:

  • Выдача судебного приказа госпошлина Госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2018 Нужна госпошлина в суд? Калькулятор госпошлины 2018 года: Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы! Размер государственной пошлины: 1. Подача искового заявления Имущественного […]
  • Как заполнить дневник на практику юрист Пример заполнения дневника по практике МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ НАША ЗАДАЧА - ПОМОГАТЬ: ВЫПОЛНЯЕМ ВСЕ ВИДЫ РАБОТ Работы МЫ пишем через Биржу PISHEM24.RU Оформив заказ, Вы бесплатно узнаете за какую цену и в какой срок мы напишем Вашу […]
  • Полномочия директора гк рф Полномочия директора ООО закончились. Общим собранием участников общества новый директор избран не был, полномочия прежнего директора прекращены или продлены не были, поскольку участники общества не могут принять единогласное […]
  • После слова заявление нужно ставить точку После слова заявление нужно ставить точку Прошу принять меня на должность начальника бюро корреспонденции. В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный институт. До октября 1991 г. работала в […]
  • Отчет об оценке акции для нотариуса Стоимость оценки акций для нотариуса (вступления в права наследства) Действующая акция: оценка акций (котируемых) для нотариуса (при вступлении в права наследства) 1 000 руб за 1 предприятие-эмитент! оценка акций (НЕ котируемых) […]
  • Досрочная пенсия для медработников Досрочная пенсия медработникам Медицинские работники могут претендовать на льготы при начислении пенсии. Досрочная пенсия медработникам возможна в следующих случаях наличия трудового стажа: при стаже не менее 30 лет — для […]
  • Сколько платить налогов при продажи квартиры Информация о налоге при продаже квартиры/дома/земли При продаже недвижимости одним из самых актуальных вопросов является вопрос налогообложения дохода: нужно ли платить налог при продаже, размер налога, а также как и когда подавать […]
  • Займ под материнский капитал уфа Описание услуги «Займы под материнский капитал» Материнский (семейный) капитал — это мера государственной поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 года появился второй ребенок. Регулируется Федеральным законом № […]