Военные пенсии 2013 года

Индексация военных пенсий заморожена еще на год

Соответствующий закон вступит в силу 1 января 2017 года (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 430-ФЗ).

Продлен мораторий на индексацию пенсий для граждан (в том числе для членов их семей), проходивших военную службу в:

  • Вооруженных силах РФ;
  • органах внутренних дел;
  • противопожарной службе;
  • органах наркоконтроля;
  • учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • Росгвардии.

Изначально, с 1 января 2013 года, было установлено, что размер военной пенсии для указанных граждан составляет 54% от денежного довольствия действующих сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. При этом предусматривалось, что такой понижающий коэффициент будет ежегодно увеличиваться на 2% до достижения 100%-ного размера. Также предполагалось, что с учетом уровня инфляции в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть установлено увеличение, превышающее указанный размер. Но, начиная с 1 января 2015 года, это правило об индексации заморожено.

Установлено, что с 1 февраля будущего года размер военной пенсии будет составлять 72,23% от величины денежного довольствия действующих силовиков или военнослужащих. С 1 февраля 2016 года эта величина была равна 69,45%, с 1 января 2015 года – 62,12%, с 1 октября 2015 года – 66,78%.

При этом заморозка индексации не распространится на следующие категории военных пенсионеров (в том числе членов их семей):

  • судей Военной коллегии ВС РФ и военных судов;
  • прокурорских работников (включая военнослужащих органов военной прокуратуры);
  • сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ) (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ).

Узнайте об особенностях установления размера военной пенсии из материала «Пенсии за выслугу лет для военнослужащих» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что при расчете величины денежного довольствия, используемого при исчислении военной пенсии, используются:

  • оклад по воинской должности или должностной оклад;
  • оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях);
  • ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия (ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»).

Перерасчет пенсий военным пенсионерам в 2014 году

Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в 2014 году составит: с 1 января 2014 года 60,05 процента, с 1 октября 2014 года — 62,12 процента от размера указанного денежного довольствия. Напомним, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, установленный 1 октября 2013 года в данный момент составляет 58,05 процента.

В связи с принятием Федерального закона от 12 ноября 2013 года №181-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» произведен перерасчет пенсий, пособий, компенсаций пенсионерам Минобороны России с 1 января 2014 года с учетом повышения размера денежного довольствия до 60,05 процента и надбавки 100 процентов расчетного размера пенсии инвалидам вследствие военной травмы.

Обратите внимание на новую надбавку к пенсии, введенную с 1 января 2014 года Федеральным законом № 181-ФЗ. Пенсионерам Минобороны России, получающим пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, по достижении ими 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка в размере 100 процентов расчетного размера пенсии. Расчетный размер пенсии на сегодняшний день составляет 3692 руб. 35 коп.

Пенсионные выплаты за январь 2014 года будут осуществлены в декабре текущего года за счет средств, выделенных на эти цели в 2013 году.

Также с 1 января 2014 года увеличились: ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая в соответствии с Федеральном законом от 7 ноября 2011 года №306-Ф3 инвалидам вследствие военной травмы, членам семьи умершего инвалида вследствие военной травмы и членам семьи военнослужащих, погибших вследствие военной травмы; ежемесячные компенсации, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Индексация произведена с применением коэффициента 1,05.

Индексация военных пенсий – ниже инфляции

В 2014 году пенсии офицеров, уволенных в запас по выслуге лет, ветеранов Вооруженных сил и других силовых структур будут индексироваться дважды. Об этом, объявил журналистам в понедельник председатель комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов. Повышение произойдет 1 января и 1 октября, как определено принятым федеральным бюджетом на следующий год и на плановый период 2015–2016 годов. «В соответствии с трехлетним федеральным бюджетом в будущем году планируется дважды повысить размер компенсационного коэффициента денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии. С 1 января будущего года этот коэффициент будет повышен на 2%, а с 1 октября 2014 года – на 2,07%», – сказал Комоедов.

Адмирал отметил, что в соответствии с указом президента России от 7 мая 2012 года № 604 правительству поручено обеспечить ежегодные увеличения пенсии гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции. Бюджетом на выплаты пенсий военным в 2014 году планируется выделить 557,79 млрд руб., сообщил глава комитета. Однако ни он, ни какой-либо другой представитель высших органов власти до сих пор не смог объяснить, почему вот уже второй год подряд индексация военных пенсий оказывается в целом заметно ниже уровня инфляции и размеров индексации общегражданских пенсий.

Повышение пенсий пенсионерам МВД России с 1 октября 2014 года

Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» ст.9 п.9 установлен размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 1 октября 2014 года – 62,12 процента от размера указанного денежного довольствия.

Военные пенсии 2013 года

Военные пенсионеры не подпадают под действие закона о единовременной выплате в 5 тыс. руб., которой власти решили заменить вторую индексацию пенсий в 2016 году, — выплата полагается лишь получателям пенсий от Пенсионного фонда, сказано в соответствующем законопроекте, который Госдума рассмотрела в первом чтении и готовит ко второму. Военные пенсионеры получают пособия не от ПФР, а от своих силовых ведомств — Минобороны, МВД, ФСБ и т.д., следует из закона о пенсионном обеспечении военных, их семей и приравненных к ним лиц. Таким образом, из числа получателей единовременной выплаты исключено больше 2,5 млн человек — Минфин в пояснительной записке к проекту трехлетнего бюджета оценил в 2,58 млн количество получателей военных пенсий в 2017 году, когда пенсионерам должна быть начислена единовременная выплата.

Законопроект о единовременной выплате готовил Минтруд, его пресс-служба подтвердила, что на военных пенсионеров норма не распространяется. Речь изначально шла именно о поддержке пенсионеров, пенсии которым по состоянию на 31 декабря 2016 года выплачивает Пенсионный фонд, пояснила РБК пресс-служба министерства, сославшись на выступление премьер-министра Дмитрия Медведева по этому поводу. 14 сентября, накануне выборов в Госдуму, Медведев действительно сообщил, что выплата полагается всем получателям пенсий от ПФР. На том, что из-за особенностей формулировки под действие закона не подпадет значительное количество военных пенсионеров, ни премьер-министр, ни выступавшие в Думе представители правительства внимания не акцентировали.

Причин исключения военных пенсионеров из числа получателей единовременной выплаты Минтруд РБК не пояснил. Пресс-служба Минобороны, которое выплачивает пенсии большинству военных пенсионеров, не стала комментировать ситуацию с выплатой.

Выплату получат только те из отставных военных, кто после военной службы заработал еще и гражданскую пенсию — от Пенсионного фонда, говорит РБК федеральный чиновник. Кроме того, выплата будет полагаться военным пенсионерам, которые вместо военной пенсии выбрали страховую (гражданскую), добавил другой федеральный чиновник. Право выбора пенсий дано военным пенсионерам законом об их пенсионном обеспечении. Данными о количестве военных пенсионеров, выбравших гражданские пенсии, собеседники РБК не располагают.

Взамен — ничего

Гражданские пенсионеры должны получить единовременную выплату 5 тыс. руб. в начале 2017 года. Этой выплатой правительство компенсировало неполную индексацию пенсий в 2016 году — на 4% вместо положенных по закону 12,9% (инфляция предыдущего года). Пенсии военных также были недоиндексированы в 2016 году — им, как и гражданским пенсионерам, с 1 февраля увеличили пособия лишь на 4%. И это несмотря на то что действующий майский указ №604, изданный президентом Владимиром Путиным в 2012 году, прямо предписывает повышать военные пенсии на 2% сверх инфляции.

В указе Путина не уточняется, какую именно инфляцию нужно учитывать при повышении военных пенсий — фактическую за предыдущий год или прогнозную на ближайший год, но четырехпроцентная индексация не соответствовала ни тому ни другому. Бюджет 2016 года закладывал прогнозную инфляцию в 6,4%. В 2013–2014 годах военные пенсии индексировали дважды в год — с 1 января и с 1 октября, но в 2016 году второй индексации с 1 октября не было, подтвердила РБК пресс-служба Минобороны: «В 2016 году индексация военных пенсий осуществлена с 1 февраля».

Индексации военных пенсий не будет и позже в этом году, следует из проекта правительственных поправок в бюджет 2016 года, которые Дума готовит ко второму чтению. Поправки предусматривают увеличение финансирования по статье о военных пенсиях менее чем на 2% (примерно на 13 млрд руб.), но это связано с увеличением в течение года количества пенсионеров в МВД и ФСБ, сказано в пояснительной записке к проекту поправок. Один раз за год, а не два, военные пенсии индексировали и в 2015 году — с 1 октября на 7,5%.То повышение тоже не достигло показателей ни прогнозной инфляции на 2015 год (12,2%, согласно закону о бюджете), ни фактической за 2014 год (11,4%).

Проект бюджета 2017 года предусматривает увеличение финансирования по статье о военных пенсиях на 2,3% — с 646,7 млрд руб. в 2016 году до 661,8 млрд руб. Сами военные пенсии в 2017 году опять будут проиндексированы на 4%, следует из подготовленного Минфином законопроекта, который правительство внесло в Госдуму в пятницу вместе с проектом бюджета на 2017–2019 годы. Законопроект предполагает увеличение с 69,45 до 72,23% (то есть на 4%) доли денежного довольствия (зарплаты) военных, от которой по закону исчисляется их пенсия.

Гражданским пенсионерам пенсии проиндексируют больше — по фактической инфляции 2016 года, которая ожидается в размере 5,8%.

Четырехпроцентная индексация военных пенсий соответствует уровню прогнозной инфляции на 2017 год, но не учитывает требование майского указа Путина о необходимости ежегодно увеличивать военные пенсии на 2% сверх инфляции. Соответственно, требование этого указа не будет исполнено третий год подряд.

Пресс-службы Минфина и Минобороны не ответили на вопрос РБК, будет ли военным пенсионерам компенсирована недоиндексация пенсий. «Размеры и сроки индексации военных пенсий устанавливаются законодательными органами при принятии федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Индексация военных пенсий в 2017 году будет произведена в соответствии с принятыми правительством Российской Федерации решениями», — сообщила пресс-служба Минобороны на запрос РБК.

Средний размер военной пенсии в России после повышения в начале 2017 года составит 21,3 тыс. руб. в месяц, следует из расчетов Минфина (256 тыс. руб. в год в среднем на каждого получателя). Это гораздо больше средней гражданской пенсии, которая в августе 2016 года составляла 12,4 тыс. руб. (данные Росстата, более свежих данных нет).

По закону о пенсионном обеспечении военных их пенсии должны ежегодно пересматриваться одновременно с индексацией денежного довольствия (зарплат) военных. Пенсии должны повышаться на ту же величину, на какую индексируются зарплаты военных, уточнил один из собеседников РБК. Однако зарплаты военных, серьезно увеличенные в 2012 году, не повышались с 2013 года — действие законодательной нормы, которая предписывает ежегодно индексировать эти зарплаты, все это время заморожено.

В результате с 2013 года пенсии военным повышают только за счет ежегодного увеличения доли денежного довольствия, которую учитывают при начислении пенсии военнослужащим. По закону эта доля довольствия должна ежегодно расти на 2% (с учетом прогнозной инфляции на ближайший год увеличение может быть и больше), пока не достигнет 100%. Действие этого положения заморожено уже два года, и Минфин предлагает продлить заморозку до 1 января 2018 года, следует из законопроекта, внесенного в пятницу в Госдуму. В 2015 году Минфин предлагал заморозить и положение майского​ указа Путина о необходимости ежегодно увеличивать военные пенсии на 2% сверх инфляции. Указ изменен не был, но на деле с 2015 года не исполняется.

Военные пенсионеры не единственная категория, исключенная из числа получателей единовременной выплаты в 5 тыс. руб. Ранее РБК сообщал, что под действие этого закона не подпадают российские пенсионеры, которые живут за границей. Пенсионный фонд выплачивает пособия почти 300 тыс. таких пенсионеров. Такое решение было принято властями осознанно — решено поддержать пенсионеров, которые живут в России по состоянию на 31 декабря 2016 года, так как именно они пострадали от роста внутренних цен, подтверждал на заседании комитета Думы по труду замминистра труда Андрей Пудов.

Исчисление военной пенсии без коэффициента 0,54

Еще раз к вопросу о военной пенсии. Постараемся документально доказать незаконность понижающего коэффициента 0,54 для военных пенсионеров.

С 01 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (Далее – Федеральный закон № 309-ФЗ от 8 ноября 2011 года).

Статья 2 указанного Федерального закона № 309-ФЗ от 8 ноября 2011 года дополняет статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее – Закон РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года) частью второй, следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента, до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента».

Данным дополнением к ранее действующему Закону РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, с 1 января 2012 года снижен объем денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, на 46 процентов.

Пенсия за январь 2012 года военным пенсионерам начислена, исходя из 54 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии.

Экономическим Судом СНГ ранее приняты Решения по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих от 28 февраля 1996 года № 13/95/С-1/6-96, от 4 сентября 1996 года № С-1/11-96, от 13 апреля 2007 года № 01-1/5-06, от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08.

Государствами-участниками СНГ в сфере пенсионного обеспечения граждан и военнослужащих заключены следующие международные договоры:

Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей от 14 февраля 1992 года (далее — Соглашение от 14 февраля 1992 года);

Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее — Соглашение от 13 марта 1992 года);

Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее — Соглашение от 15 мая 1992 года).

Соглашение от 14 февраля 1992 года заключено в целях создания военнослужащим надлежащего уровня жизни и условий для выполнения обязанностей военной службы, а также правовой основы для осуществления этих мер. Объектом Соглашения являются социальные и правовые гарантии военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, включая гарантии в области пенсионного обеспечения. В качестве основополагающего принципа, статья 1 данного Соглашения предусматривает сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР и недопустимость их одностороннего ограничения. Более того, государствам — участникам Содружества предоставлено право принимать меры, направленные на усиление социальной защиты указанной категории граждан.

Экономический Суд СНГ в Решении от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08 отметил, что статья 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года применима ко всему комплексу прав и льгот в области социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, включая право на пенсионное обеспечение.

Статья 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года также предусматривает, что «порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями», то есть иными, нежели данное Соглашение, международно-правовыми актами.

В соответствии со статьей 2 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным соглашением.

Экономический Суд СНГ в Решении от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08 отметил, что из указанной договоренности государств-участников следует, что вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не относятся к предмету регулирования

Соглашения от 13 марта 1992 года, а также отметил, что специальным международным договором, заключение которого предусмотрено статьей 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года и статьей 2 Соглашения от 13 марта 1992 года, является Соглашение от 15 мая 1992 года.

В Решении Экономического Суда СНГ от 4 сентября 1996 года № С-1/11-96 раскрыто содержание понятия «пенсионное обеспечение военнослужащих», которое означает «весь комплекс отношений между государством и военнослужащим (членом его семьи), включая определение круга лиц, имеющих право на получение пенсии, исчисление стажа, необходимого для назначения пенсии, назначение, исчисление, выплату, перерасчет пенсий».

В Решении Экономического Суда от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08 указывается: «В соответствии со статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам — на условиях, по нормам и в порядке, установленных законодательством бывшего Союза ССР». Экономический Суд СНГ отмечает, что в данной норме закреплен принцип территориальности, означающий осуществление пенсионного обеспечения военнослужащих по законодательству государства места постоянного жительства.

В статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, кроме того, предусмотрено: «при этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР». Таким образом, как указано в Решении Экономического Суда СНГ от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08, «в указанной норме наряду с принципом территориальности зафиксировано требование, предъявляемое международным договором к правовым актам национального законодательства — сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР».

Экономический Суд СНГ в Решении от 15 апреля 1999 года № 01-1/5-98 разъясняет, что термин «уровень прав и льгот», употребляемый в статье 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года, непосредственно относится к объему и характеру получаемых управомоченными лицами материальных благ.

В Решении от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08 Экономический Суд СНГ, исходя из положений статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, указал, что для оценки уровня пенсионного обеспечения военнослужащих имеет значение качественное состояние их прав в сфере пенсионного обеспечения, для определения которого необходимо принимать во внимание условия, нормы и порядок назначения пенсии, установленные национальным законодательством.

Поскольку исчисление пенсии входит в «пенсионное обеспечение военнослужащих», объём денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, является одной из составляющих уровня пенсионного обеспечения.

Как видно из ст. 46 ранее действовавшего Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года № 1467-I, пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава. При этом для исчисления им пенсий учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную работу) в порядке и размерах, определяемых Советом Министров СССР.

Указанный объём денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, а соответственно уровень пенсионного обеспечения, нашел свое отражение в законодательстве Российской Федерации, в частности в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Так статьей 43 названного Закона РФ было предусмотрено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Однако с 1 января 2012 года Федеральным законом № 309-ФЗ от 8 ноября 2011 года в статью 43 названного Закона РФ внесены изменения, согласно которым указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента, до достижения 100 процентов его размера.

Пенсия за январь 2012 года военным пенсионерам начислена, исходя из 54 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии.

Таким образом, с 1 января 2012 года снижен объём денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, а соответственно уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, по сравнению с уровнем, установленным ранее Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года № 1467-I, что противоречит статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года.

Ранее Экономический Суд СНГ в своем Решении от 4 сентября 1996 года № С-1/11-96 пришел к выводу, что государства-участники Соглашения от 14 февраля 1992 года и Соглашения от 15 мая 1992 года не в праве устанавливать в своем законодательстве правила, которые ухудшали бы положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотренным законодательными и иными актами бывшего СССР.

Обязательство соблюдать общепризнанные принципы международного права закреплено в Конституциях государств — участников Содружества. В частности, Конституцией Российской Федерации (статья 15) установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Исходя из этого, в Решении от 4 сентября 1996 года № С-1/11-96 Экономический Суд СНГ указал, что положения Соглашений от 14 февраля 1992 года и от 15 мая 1992 года, подлежат безусловному выполнению государствами-участниками даже в том случае, если в национальном законодательстве государства — участника содержатся правила, противоречащие указанным соглашениям.

То есть, в случае коллизии норм внутреннего законодательства государств — участников Содружества с положениями названных соглашений, применяются положения указанных соглашений, что соответствует принципу Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и обязательству соблюдать общепризнанные принципы международного права, закрепленному в Конституциях государств — участников Содружества.

Согласно статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам — на условиях, по нормам и в порядке установленным законодательством бывшего Союза ССР, но поскольку при этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, то за военнослужащими должно сохраняться право на исчисление пенсии, исходя из 100 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, как это предусмотрено статьёй 46 Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года № 1467-I.

Необходимо также отметить, что Экономический Суд СНГ в Решении от 6 февраля 2009 года № 01-1/2-08 уже устанавливал подобное нарушение Соглашения от 15 мая 1992 года государствами-участниками СНГ (Республики Казахстан и Туркменистан – в отношении выслуги лет для назначения пенсии). При этом в резолютивной части этого решения Экономический Суд СНГ указал: «Сохранение ранее приобретенного права на получение пенсии за выслугу лет основывается на обязательстве государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года установить в национальном законодательстве уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, предусмотренного законодательством бывшего Союза ССР».

Другими словами, исходя из выше указанного, государства-участники Соглашения от 15 мая 1992 года, не в праве снижать в национальном законодательстве уровень пенсионного обеспечения военнослужащих ниже уровня, предусмотренного законодательством бывшего Союза ССР. Российская Федерация не в праве была устанавливать в национальном законодательстве правило, снижающее уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей ниже уровня, установленного Законом СССР от 28 апреля 1990 года № 1467-I – вносить изменения в статью 43 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, согласно которым с 1 января 2012 года при исчислении пенсии учитывается 54 процента денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии.

Экономический Суд СНГ в Решении от 20 января 2000 года № 01-1/5-99 указал, что Соглашение от 15 мая 1992 года вступило в силу с момента подписания государствами — участниками, и его действие распространяется на отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил после вступления Соглашения в силу.

Таким образом, с 1 января 2012 года за проживающим на территории Российской Федерации бывшим военнослужащим сохраняется право на исчисление пенсии, исходя из 100 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, как это предусмотрено статьёй 46 Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28 апреля 1990 года № 1467-I.

Российская Федерация не вправе, в контексте статьи 1 Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств» от 15 мая 1992 года, вносить в статью 43 Закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года изменения, устанавливающие с 1 января 2012 года правило, согласно которому при исчислении пенсии учитывается 54 процента денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии.

Вооруженные силы

Военным добавят срок

СМИ узнали о возможном повышении срока выслуги лет для военных пенсий

Силовые ведомства подготовили законопроект, в котором предлагается увеличить нижний предел выслуги лет, дающий военнослужащим право получать военную пенсию, на пять лет — с 20 до 25. Документ разрабатывался с начала весны по соответствующему распоряжению президента Владимира Путина.

Ведомства, в которых предусмотрена военная служба, разработали законопроект об увеличении минимального предела выслуги лет, дающего право на получение военной пенсии, с 20 до 25 лет. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к руководству одного из российских силовых ведомств. Эту информацию изданию также подтвердил собеседник в Минобороны.

Документ предлагает внести изменения в российский закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии, и их семей» от 12 февраля 1993 года.

Интервью «Газеты.Ru» с главой Комитета Госдумы по обороне Владимиром Шамановым

Работа по подготовке проекта закона велась с марта этого года по соответствующему решению президента России Владимира Путина. 22 мая начальник главного управления кадров Минобороны генерал Виктор Горемыкин доложил о подготовке документов замглавы ведомства генералу Дмитрию Булгакову, рассказали в министерстве.

Как пояснил газете высокопоставленный сотрудник администрации президента, в подготовке законопроекта участвовали представители всех ведомств, связанных с несением военной службы. «Тема очень тонкая, предстоит еще ряд консультаций на уровне финансово-экономического и социального блоков правительства, а также всех заинтересованных сторон», — добавил он.

Предполагаемые сроки принятия поправок собеседники издания не уточнили, однако, по их мнению, логично будет принять документ уже после президентских выборов, которые состоятся в марте 2018 года.

Авторы законопроекта также не раскрывают механизм увеличения нижнего порога выслуги лет: будет ли для этого введен переходный период, пока неизвестно. Также неясно, как принятие поправок отразится на бюджете.

Издание уточняет, что принятие законопроекта потребует внесения поправок в 13-ю статью настоящего закона (условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет) и в 14-ю (размеры пенсии).

На данный момент уже известно, что поправки, в случае их принятия, не коснутся тех военнослужащих, у которых окончание контракта совпадает с 20-летием выслуги. Всем остальным для того, чтобы иметь право на получение военной пенсии, придется отслужить на пять лет дольше.

Идея увеличить нижний порог выслуги лет обсуждалась уже давно. В 2013 году военные предлагали разделить этот процесс на два этапа: до 2019 года выплачивать всем военнослужащим, отслужившим свыше 20 лет, но не вышедшим на пенсию, надбавку в размере 25% от той пенсии, которую они могли бы получать, а с 1 января 2019 года окончательно установить 25-летний нижний предел выслуги. Однако после проведенных тогда расчетов выяснилось, что в федеральном бюджете недостаточно средств для дополнительных выплат, необходимых для переходного периода.

В 2015 году обсуждение этого вопроса возобновил глава Минфина Антон Силуанов. В правительстве допускали, что срок службы, необходимый для военной пенсии, может быть повышен сразу до 30 лет, однако этот вариант был отвергнут.

Нестабильная экономическая ситуация, наблюдавшаяся в России три года назад, также вынудила Минфин задуматься об отказе от увеличения выплат военным пенсионерам.

Силуанов и глава Минобороны Сергей Шойгу смогли урегулировать все вопросы и найти дополнительное финансирование только после того, как в ситуацию вмешался Путин.

В прошлом месяце глава государства подписал закон об увеличении пенсионного возраста для госслужащих. Согласно документу, пенсионный возраст чиновников увеличился до 65 лет у мужчин и до 63 лет у женщин. Закон также предусматривает постепенное увеличение минимального срока гражданской госслужбы, необходимого для пенсии за выслугу лет, с 15 до 20 лет.

Сейчас «военные пенсионеры», которые после выхода в запас (отставку) продолжают работать на должностях, не относящихся к военной службе, имеют право на вторую, «гражданскую», пенсию по линии Пенсионного фонда России по достижении установленного государством возраста выхода на пенсию (для женщин — 55 лет, для мужчин — 60 лет) и минимально необходимого трудового стажа (в 2017 году составляет восемь лет и будет увеличиваться на один год до 15 лет к 2024 году).

В марте председатель комитета Госдумы по обороне экс-командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов рассказал в интервью «Газете.Ru», что средний размер пенсии в 2016 году составил: для пенсионеров военной службы — около 23 тыс. рублей, для пенсионеров правоохранительной службы — 17 тыс. рублей, для органов безопасности — 30 тыс. рублей.

По его словам, для исчисления «военной» пенсии учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и надбавка за выслугу лет (стаж службы).

Интервью «Газеты.Ru» с советником министра обороны Андреем Ильницким

Оклады военных судей, прокуроров и следователей устанавливаются относительно оклада первого лица соответствующего ведомства. Оклады в остальных ведомствах установлены постановлением правительства Российской Федерации. При этом оклады по званиям для всех одинаковые, а размеры окладов по типовым должностям в Службе внешней разведки, Федеральной службе безопасности, Федеральной службе охраны и Службе специальных объектов при президенте примерно на 20% больше, чем в Вооруженных силах и других войсках и воинских формированиях. Это обусловлено спецификой выполняемых задач этими органами и более строгим отбором.

В России уже более пяти лет не происходило индексации денежного довольствия военнослужащих.

«Гарантия защиты денежного довольствия военнослужащих от обесценивания оказывается невыполненной на протяжении уже пяти лет, то есть фактически за все время действия федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», — объяснял Шаманов.

Положения этого закона, которые предусматривают, что размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции начиная с 2013 года, приостанавливаются ежегодно отдельным федеральным законом.

Однако, по словам Шаманова, индексация «военной» пенсии проходила путем увеличения так называемого понижающего коэффициента, который в соответствии со ст. 43 закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. » в 2012 году составлял 54%, а с 1 февраля 2017 года составил 72,23%. Ее реальное увеличение составило: за 2013 год — на 8,2%, за 2014-й — на 6,2%, за 2015-й — на 7,5%, за 2016-й — на 4%, а с 1 февраля 2017 года — на 4%. Таким образом, за последние пять лет — с 2013 по 2017 год — «военная» пенсия увеличилась на 30%. А с 2011 по 2017 год «военная» пенсия увеличилась на 90%.

Смотрите еще:

  • 197 закон московской области Закон Московской области от 22 июля 2005 г. N 197/2005-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 13 июля 2005 г. N 17/147-П) (с […]
  • Кс европейский суд КС РФ vs. ЕСПЧ, или Как на практике реализуется приоритет Конституции РФ перед решениями Cтрасбургского суда В июле прошлого года КС РФ принял очень важное постановление – о возможности неисполнения решений ЕСПЧ в том случае, если […]
  • Подоходный налог с мигрантами Работники-мигранты «на патенте»: разбираем отдельные НДФЛ-ситуации Независимо от срока пребывания в РФ, доходы иностранцев, работающих по патенту, облагаются НДФЛ по ставке 13% п. 3 ст. 224, п. 1 ст. 227.1 НК РФ . Как известно, […]
  • Срок уплаты налога на имущество за 2014 1 октября истекает срок уплаты имущественных налогов для граждан До 1 октября включительно налогоплательщики должны уплатить транспортный и земельный налоги, а также налог на имущество физических лиц за 2014 год (абз. 3 п. 1 ст. 363, […]
  • Коды налогового периода налог на имущество Разъяснено, какие коды периодов указывать в декларации по налогу на имущество организаций Отчетными периодами по налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются […]
  • Налоги альметьевск 18 и 19 ноября в налоговой инспекции Альметьевска пройдут дни открытых дверей Обязанность каждого гражданина - вовремя платить налоги. 1 декабря наступает срок уплаты всех имущественных налогов за 2015 год физическими лицами. […]
  • Как узнать о наличии штрафа по фамилии Как по фамилии проверить административный штраф Административный штраф – это денежное наказание любого гражданина России за совершенное административное правонарушение. Закон предусматривает два вида таких штрафов: Абсолютно […]
  • Взятки в роспотребнадзоре Сотрудники регионального Роспотребнадзора брали взятки подарочными картами сети магазинов «М-Видео» Новости › 19 Апреля 2018 - 11:16 › Просмотров: 1608 Комментариев: 2 Прокуратура Новгородской области признала законным и обоснованным […]