Виды налогов бюджетного учреждения

Виды налогов бюджетного учреждения

Просмотров научной работы: 14497

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Согласно Ст.120 ГК РФ учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением[4, С.42].

Налогообложение государственных и муниципальных учреждений НДС имеет следующие особенности.

Пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ установлено общее для государственных и муниципальных учреждений всех типов положение о том, что передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств государственным и муниципальным учреждениям не облагается НДС.

Субсидии, предоставляемые из бюджета соответствующего уровня бюджетным и автономным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, не облагаются НДС. Это обусловлено тем, что, в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ, передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией товаров, работ, услуг[1,С.181]. (Субсидии являются денежными средствами, а они, согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ, относятся к движимому имуществу.)

В соответствии с пп.4.1 п.2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС не признается выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. А вот услуги (работы), оказываемые (выполняемые) автономными и бюджетными учреждениями на платной основе – вне зависимости от того, оказываются ли они в рамках задания или сверх выполнения задания учредителя, – облагаются НДС в общеустановленном порядке[3,C.100].

При этом следует отметить, что ст. 149 НК РФ устанавливает широкий перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС. К ним, в частности, относятся услуги, которые оказывают автономные и бюджетные учреждения в сферах здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, архивной деятельности и в других сферах. Конкретные операции, освобождаемые от обложения НДС, перечислены в ст. 149 НК РФ.

НК РФ установлены следующие особенности применения налога на прибыль организаций в отношении государственных и муниципальных учреждений всех типов.

Для казенных учреждений из налоговой базы по налогу на прибыль исключаются:

-доходы в виде средств, полученных от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251);

-расходы в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, оказанием услуг, выполнением работ (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).

Доходы автономных и бюджетных учреждений от приносящей доходы деятельности поступают в их самостоятельное распоряжение и учитываются в качестве доходов при расчете налога на прибыль в общеустановленном порядке.

При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается в качестве дохода:

-имущество, полученное государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (подп.8, п. 1 ст. 251 НК РФ);

— имущество, полученное в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

— целевые поступления, за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Отметим, что государственные (муниципальные) учреждения всех типов, получившие имущество или денежные средства в рамках целевого финансирования, должны выполнить два условия, определенных в п. 2 ст. 251 НК РФ, для того чтобы это имущество или средства не были признаны доходом при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

— вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;

— расходовать целевые средства строго по назначению, то есть на те цели, которые указаны лицом – источником финансирования или бюджетной росписью.

Порядок исчисления налога на прибыль организаций и авансовых платежей по данному налогу определен ст. 286 НК РФ. В соответствии с п. 3 указанной статьи, бюджетные учреждения, автономные учреждения, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг) – такими НКО являются, в частности, казенные учреждения, – уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода.

Бюджетные учреждения (нового типа) и автономные учреждения уплачивают государственную пошлину в порядке, установленным главой 25.3 НК РФ.

При этом казенные учреждения в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ и бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 года в соответствии с пп. 1.1 п.1 ст. 333.35 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений[2,С.2855].

В соответствии с п. 6 ст. 346.2 НК РФ казенные, автономные и бюджетные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Что касается налога на имущество, то согласно пп.1 п.1 ст.2 Закона Тюменской области «О налоге на имущество организаций» автономным, бюджетным и казенным учреждениям, созданным Тюменской областью и муниципальными образованиями, находящимися на территории Тюменской области предоставляется налоговая льгота в отношении имущества, переданного им на праве оперативного управления[5].

Автономные, бюджетные и казенные учреждения, созданные Тюменской областью и муниципальными образованиями, находящимися на территории Тюменской области освобождаются также от уплаты транспортного налога в соответствии с пп.12 п.5 ст. 1 Закона Тюменской области «О транспортном налоге»[6].

Таким образом, можно сделать вывод, что государственные и муниципальные учреждения имеют множество привилегий в области налогообложения. Они не уплачивают НДС при выполнении работ в рамках государственного (муниципального) задания. Субсидии, предоставляемые на выполнение данного задании, а также передача на безвозмездной основе основных средств таким учреждениям также не облагаются НДС. НДС должны уплачивать только те автономные и бюджетные учреждения, которые оказывают (выполняют) услуги (работы) на платной основе (если таковые не поименованы в Ст.149). При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается в качестве дохода: имущество, полученное по решению органов исполнительной власти; полученное в рамках целевого финансирования; целевые поступления, а также не учитываются доходы и расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных функций. Все остальные доходы, расходы, а также средства, использованные не по целевому назначению принимаются к расчету налога на прибыль в общеустановленном порядке. Бюджетные и казенные учреждения освобождаются также от уплаты гос. пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов в своих наименованиях. НК установлено, что казенные, автономные и бюджетные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога. Законами Тюменской области учреждениям данного вида также предоставляется льгота по налогу на имущество и транспортному налогу.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 № 144-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 02.10.2012 № 162-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.

Жигалов Д. В. Автономные учреждения: актуальные вопросы деятельности [Текст]: учебное пособие/ Д.В. Жигалов. – М. : Фонд «Институт экономики города», 2010. – 118 с.

Филиппова Н.А. Налогообложение некоммерческих организаций [Текст]:учебное пособие/Н.А. Филиппова, Л.П. Королева, О.В.Дерина, Т.В. Ермошина.- М.: КНОРУС, 2012.-288 с.

16.1. Налоговые платежи бюджетных организаций

Некоммерческие (в том числе бюджетные и общественные) организации являются полноправными субъектами налогового права. В то же время их налоговые платежи не играют сколько-нибудь существенной роли в системе источников доходов государственного бюджета России, что во многом определяется теми специфическими Целями, для достижения которых создаются и функционируют такие организации. Следует учесть, что, как правило, законодательная власть предоставляет некоммерческим организациям дополнительные налоговые льготы.

Гражданским кодексом РФ определено, что некоммерческой организацией признается организация, основная цель деятельности которой не предполагает извлечения прибыли и ее распределения между участниками.

Организации и учреждения, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета, называются бюджетными. Обязательным условием для отнесения учреждений и организаций к бюджетным является открытие финансирования по смете доходов и расходов (бюджетной смете) и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. Кроме того, отнесение организаций к бюджетным в каждом конкретном случае определяется их учредительными документами, а также соответствующим финансовым органом.

Бюджетные учреждения, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами с применением ставок и льгот по налогу на прибыль в о6щеустановленном порядке. Порядок налогообложения указанного превышения изложен в Инструкции ГНС РФ от 20.08.98 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и предоставления отчетности в налоговые органы» [4].

Согласно данной инструкции, доходы бюджетных организаций, полученные от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности. Исключение составляют доходы, полученные бюджетными государственными и муниципальными музеями, библиотеками, филармоническими коллективами, театрами, архивными учреждениями, цирками, зоопарками, ботаническими садами, дендрологическими парками и национальными заповедниками, от основной деятельности. Инструкцией определено, что плательщиками налога на прибыль являются бюджетные организации, получающие доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы.

Это означает, что и при отсутствии доходов, которые, согласно инструкции, могут быть отнесены к доходам от предпринимательской деятельности, бюджетная организация может быть привлечена к уплате налога на прибыль в тех случаях, если она имеет внереализационные доходы (например, доходы от сдачи имущества в аренду, вложения свободных внебюджетных средств на депозитные счета), а также доходы от продажи принадлежащего ей имущества.

Налогооблагаемая база бюджетных организаций определяется как разница между полученной суммой доходов от реализации выполненных работ, услуг и других операций без НДС и акцизов, и фактическими расходами, включаемыми в перечень расходов бюджетной организации. Расходование внебюджетных средств осуществляется согласно утвержденной смете доходов и расходов по внебюджетным средствам с соблюдением того же порядка, который установлен в отношении бюджетных средств.

Обязательным условием для бюджетных организаций является ведение учета доходов и расходов от предпринимательской деятельности раздельно от их основной, финансируемой из бюджета, деятельности.

Как уже отмечалось выше, в налогооблагаемую базу для уплаты налога на прибыль бюджетными организациями включается прибыль от реализации основных фондов и иного имущества. Однако следует иметь в виду, что бюджетные организации ограничены в правах по распоряжению имуществом, находящимся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. Так, организации не вправе’ продавать недвижимое имущество, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вкладов в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Организации (учреждения), за которыми имущество закреплено на правах оперативного управления, вообще не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, выделенным им по смете. Они имеют право самостоятельно распоряжаться лишь тем имуществом, которое приобретено ими за счет собственных средств.

Аналогичные ограничения действуют и при сдаче имущества в аренду. Так, для заключения договоров по сдаче в аренду недвижимого имущества, закрепленного за организацией на праве хозяйственного ведения, требуется согласие Комитета по управлению государственным имуществом. Если имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, то договоры аренды заключаются только самими комитетами по управлению государственным имуществом, а учреждениям отведена роль пассивного участника договора. Следовательно, суммы средств, поступающие таким организациям от сдачи имущества в аренду, не могут рассматриваться как доход для целей налогообложения. В тех случаях, когда законами о федеральном бюджете или бюджетах субъектов РФ на очередной финансовый год установлено, что доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, остаются у бюджетных организаций и используются в качестве дополнительного источника финансирования, то такие доходы также не подлежат налогообложению.

Так, например, Законом «О федеральном бюджете на 2000 г.» установлено, что не подлежат обложению налогом на прибыль доходы от сдачи имущества в аренду, полученные научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, находящимися в федеральной собственности. Такие доходы направляются на финансирование указанных организаций сверх сумм, установленных бюджетом.

Особо следует остановиться на порядке налогообложения безвозмездно полученных денежных средств и имущества. В отличие от других налогоплательщиков, бюджетным учреждениям в этом смысле предоставлены значительные льготы. В соответствии с инструкцией, не подлежат налогообложению денежные средства, полученные в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями, а также средства, полученные от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским учреждениям образования, науки и культуры.

Кроме того, при исчислении налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) бюджетных учреждений и организаций не учитывается стоимость безвозмездно полученных основных производственных фондов, оборудования и иного имущества, используемого ими по прямому назначению при осуществлении основной уставной деятельности. При налогообложении бюджетных организаций не учитываются также доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.

Учет доходов и расходов указанных средств должен вестись отдельно от доходов и расходов предпринимательской деятельности. К целевым средствам, не подлежащим налогообложению, относятся также гранты, полученные от иностранных благотворительных организаций для осуществления целевых программ в рамках их уставной деятельности. При этом под грантами [8] понимаются целевые средства, предоставляемые безвозмездно благотворительными иностранными организациями, некоммерческий статус и регистрация которых в установленном порядке подтверждены справкой компетентного органа иностранного государства (с заверенным переводом на русский язык). Кроме того, целевыми считаются средства, полученные организациями здравоохранения от фондов обязательного медицинского страхования, а также суммы экономии по смете расходов по бюджету, перечисленные по результатам года на текущие внебюджетные. счета.

В состав внереализационных доходов, подлежащих налогообложению, включаются курсовые разницы, образовавшиеся но валютным счетам в связи с изменением курса рубля по отношению к иностранным валютам. Однако если курсовые разницы возникают при получении бюджетными организациями иностранной валюты в качестве целевых и благотворительных взносов, то они не облагаются налогом на прибыль. В то же время организации, использовавшие валютные средства, выделенные в качестве целевых и благотворительных взносов, не по назначению, обязаны с таких средств (с учетом курсовой разницы) заплатить налог.

Бюджетные учреждения могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль, предоставляемыми организациям по видам деятельности. К числу таких организаций, в частности, относятся:

• образовательные учреждения, созданные в соответствии с Законом «Об образовании» и получившие в установленном порядке лицензии на суммы, направленные непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, включая оплату труда в данном образовательном учреждении.

Установлено, что суммы прибыли, зарезервированные образовательным учреждением на эти цели, не подлежат льготированию по истечении отчетного года. Таким образом, для получения льготы по налогу на прибыль образовательное учреждение должно реинвестировать полученную прибыль в образовательный процесс до конца отчетного года. При применении данной льготы следует иметь в виду, что к затратам на нужды обеспечения и развития образовательного процесса не относятся расходы, связанные с оказанием материальной помощи работникам учебного заведения, а также на компенсацию удорожания стоимости питания для преподавателей в столовых и буфетах учебного заведения;

• психиатрические, психоневрологические и противотуберкулезные учреждения в части прибыли, полученной имеющимися при них лечебно производственными (трудовыми) мастерскими и направленной на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание, приобретение оборудования и медикаментов;

• государственные и муниципальные музеи, библиотеки, филармонические коллективы, театры, архивные учреждения, цирки, зоопарки, ботанические сады, дендрологические парки и национальные заповедники в части прибыли, полученной от их основной деятельности. В настоящее время бюджетные организации освобождены от уплаты авансовых взносов налога на прибыль. Поэтому бюджетные организации избавлены и от уплаты дополнительных авансовых взносов налога при превышении авансовых платежей, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом.

Кроме того, решениями органов власти субъектов РФ бюджетные учреждения могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ. Например, такую льготу предоставили органы власти Санкт-Петербурга государственным учреждениям культуры и искусства, физической культуры и спорта, здравоохранения, народного образования, социального обеспечения [З].

Налог на добавленную стоимость уплачивается бюджетными организациями и учреждениями в общеустановленном порядке. Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо специальных льгот для бюджетных организаций. Тем не менее бюджетные учреждения вправе воспользоваться льготами, предоставленными организациям по видам деятельности.

В частности, от НДС освобождаются:

• услуги в сфере образования; услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях; услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных учреждений; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и по уходу за больными и престарелыми;

• услуги вневедомственной охраны Министерства внутренних дел РФ; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет средств бюджета, а также за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования на основе хозяйственных договоров, услуги учреждений культуры и искусства, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительские, развлекательные мероприятия; работы по строительству жилых домов, производимые с привлечением бюджетных средств всех уровней и целевых внебюджетных фондов, при условии, что они составляют не менее 40 % стоимости работ; платные медицинские услуги для населения.

Порядок предоставления льгот по НДС изложен в п. 3 гл. 8 учебника.

Особого внимания заслуживает порядок зачета (возмещения) входного НДС по необлагаемым оборотам бюджетных организаций. В этом случае суммы налога, уплаченные поставщикам, относятся на увеличение бюджетной сметы. Если же товары, работы или услуги приобретаются за счет целевого бюджетного финансирования, то уплаченный поставщикам входной НДС покрывается за счет вышеназванного источника финансирования. По основным средствам и нематериальным активам, приобретенным за счет бюджетных ассигнований, уплаченный при их приобретении НДС относится на увеличение их балансовой стоимости.

Налог с продаж уплачивается бюджетными организациями в общеустановленном порядке, за исключением случаев, когда федеральным законом или законами субъектов РФ установлены льготы для отдельных видов деятельности. Так, федеральным законом от 31.07.98 № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» установлено, что не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительских мероприятий; услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; стоимость товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

Бюджетные учреждения привлекаются и к уплате налога на пользователей автомобильных дорог, если они реализуют продукцию (работы, услуги) или осуществляют продажу товаров. В этом случае объектом налогообложения выступает выручка от реализации продукции, работ и услуг или разница между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабжен-ческо-сбытовой и торговой деятельности.

Федеральным законодательством не предусмотрено каких-либо льгот для бюджетных организаций по уплате налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств, однако органы власти субъектов РФ вправе предоставить бюджетникам такие льготы, поскольку средства от указанных налогов полностью зачисляются в территориальные дорожные фонды.

В то же время организации, имеющие в своем распоряжении легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2500 куб. см, привлекаются к уплате налога на отдельные виды транспортных средств, который вносится в доход федерального бюджета. Льгот по этому налогу для каких-либо организаций не предусмотрено.

Бюджетные организации и учреждения полностью освобождены от уплаты налога на имущество предприятий. А от уплаты сбора за использование наименования «Россия» освобождаются только бюджетные учреждения, полностью финансируемые из республиканского бюджета РФ и не осуществляющие предпринимательскую деятельность. Бюджетные учреждения (включая финансируемые из республиканского бюджета), осуществляющие предпринимательскую деятельность, привлекаются к уплате данного сбора.

Ряд льгот предоставляется бюджетным учреждениям по земельному налогу. В частности, от налога освобождаются учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов (см. гл. 7).

Что же касается иных налогов, относящихся к компетенции субъектов РФ или органов местного самоуправления, то вопрос о предоставлении льгот по этим налогам бюджетным организациям решается на уровне соответствующих органов власти.

Налогообложение бюджетных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью


Налогообложение бюджетных организаций,
занимающихся предпринимательской деятельностью

Т.Ф. Нейштадт,
государственный советник
налоговой службы III ранга, г. Воронеж

Бюджетные организации, получающие доходы от предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налог на прибыль в соответствии с Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (в редакции последующих изменений и дополнений), инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, а также письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 28.10.92 № 100, ВГ-6-01/385 “Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями и о порядке представления отчетности в налоговые органы”, с учетом дополнений и изменений.

В соответствии с положениями этих документов бюджетные организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог на прибыль с получаемой от этой деятельности суммы превышения доходов над расходами с применением ставок по налогу на прибыль и льгот при исчислении налогооблагаемой прибыли в общеустановленном порядке.

Юридический статус бюджетной организации определяется учредительными документами (уставом или положением). Бюджетная организация представляет собой один из видов некоммерческих организаций, деятельность которой осуществляется на основании сметы доходов и расходов (бюджетной сметы).

Обязательным условием бюджетной организации является финансирование за счет средств бюджета, ведение бухгалтерского учета, исполнения смет расходов (доходов и расходов) в соответствии с Планом счетов для бюджетных организаций и Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, стоящих на бюджете, утвержденными приказом Минфина России от 03.11.93 № 122.

К бюджетным организациям относятся также организации, созданные государственными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемые из соответствующих бюджетов полностью или частично.

Какие же бюджетные организации являются плательщиками налога на прибыль?

Плательщиками налога на прибыль являются:

— бюджетные организации, получающие доходы от предпринимательской деятельности, которым в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доход: оказание платных услуг, выполнение работ и т.д.;

— научно-исследовательские организации, состоящие на бюджете и выполняющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по договорам.

Бюджетные организации, получившие доходы от предпринимательской деятельности, определяют сумму превышения доходов над расходами аналогично порядку, установленному для исчисления прибыли в коммерческих организациях. Сумма превышения доходов над расходами определяется как разница между суммой доходов от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и фактическими расходами, включенными в перечень расходов экономической классификации расходов бюджетов Бюджетной классификации Российской Федерации.

Подлежат налогообложению следующие доходы бюджетных организаций:

— доходы от сдачи имущества в аренду или в субаренду;

— доходы (проценты) от вложений свободных внебюджетных денежных средств на депозитные счета кредитных организаций;

— доходы от реализации основных средств и иного имущества;

— другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, уменьшенные на суммы расходов по этим операциям.

Доходы организации, полученные в иностранной валюте, подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, котируемому ЦБ РФ.

У бюджетной организации бухгалтерский учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности ведется на едином балансе раздельно от основной деятельности, финансируемой за счет бюджета.

Учет операций по исчислению доходов от предпринимательской деятельности осуществляется в накопительной ведомости ф. 409 (мемориальный ордер 14).

Расходование внебюджетных средств производится в порядке, установленном для учета бюджетных средств.

Бюджетные организации, финансируемые за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, работающие в новых условиях хозяйствования (рыночных отношениях) и получающие доходы от предпринимательской деятельности, ведут бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина России от 03.11.93 № 122.

Такие учреждения ведут аналитический учет средств, полученных из различных источников (поступления из бюджета, поступления за выполненные работы и оказанные услуги, проведенные мероприятия по договорам с государственными предприятиями, организациями и учреждениями, поступления от оказания платных услуг населению и другие поступления), по их видам в многографных карточках.

Фактические расходы учитываются этими учреждениями в разрезе статей экономической классификации расходов бюджетов Бюджетной классификации Российской Федерации в целом за счет всех источников поступлений в книгах ф. 294 и ф. 309-б. Фактический расход средств, полученных от предпринимательской деятельности, определяется пропорционально сумме, поступившей за отчетный период от этой деятельности, согласно данным учета в многографной карточке ф. 283.

1. За I полугодие текущего года на расчетный счет бюджетного учреждения поступило:

а) бюджетных средств — 1900 млн. руб.;

б) целевых поступлений на содержание учреждения — 175 млн. руб.;

в) средств от предпринимательской деятельности — 550 млн. руб.

Всего поступило на расчетный счет 2625 млн. рублей, из которых средства от предпринимательской деятельности составляют:

Фактический расход средств за этот период за счет всех источников составил 2425 млн. руб., в том числе целевых 175 млн. руб. Следовательно, сумма фактического расхода по предпринимательской деятельности составит:

Превышение доходов над расходами от предпринимательской деятельности составит: 550 млн. руб. 504 млн. руб. = 46 млн. руб.

Расходы, не профинансированные за счет средств соответствующего бюджета, учтенные в смете расходов бюджетной организации, могут быть отнесены на расходы за счет предпринимательской деятельности путем изменения сметы доходов и расходов от этой деятельности, утвержденной в установленном порядке по подразделениям Бюджетной классификации.

В составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание бюджетных организаций, поступающие от других организаций и граждан, а также расходы, производимые за счет этих средств; средства, полученные безвозмездно при отсутствии совместной деятельности от других предприятий, учреждений, организаций, общественных организаций, благотворительных фондов, кооперативов, граждан, имеющие целевой характер их использования, служащие благотворительным целям, членские вступительные взносы, долевые, паевые и целевые вклады участников этих организаций и расходы, производимые за счет этих средств.

К целевым средствам, которые не подлежат налогообложению и исключаются из налогооблагаемой базы, относятся:

— средства, полученные образовательными учреждениями по договорам за платное обучение и инвестируемые в учебный процесс;

— суммы экономии по смете расходов по бюджету, перечисленные по результатам года на текущий счет “Суммы по поручениям”;

— средства, полученные из бюджетов всех уровней (федеральный бюджет, бюджеты региональные, местные бюджеты);

— гранты, полученные от иностранных благотворительных организаций для осуществления целевых программ, относящихся к их уставной деятельности.

Средства отраслевых централизованных внебюджетных фондов, используемые на развитие материально-технической базы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, также носят целевой характер, исключаются из общей суммы доходов бюджетной организации и при исчислении налогооблагаемой базы не учитываются. Налог на прибыль в таких бюджетных организациях исчисляется после перечисления этих целевых средств вышестоящей организации.

Значительные льготы по платежам из прибыли предусмотрены для государственных и муниципальных образовательных учреждений, образованных в соответствии с Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании” (в редакции последующих изменений и дополнений) и получивших в установленном порядке лицензию.

Этой льготой предусмотрено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая сумма превышения доходов над расходами при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении образовательной организации, уменьшается на суммы, направленные образовательными организациями непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в образовательном учреждении.

Если на отчетную дату (квартал, год) образовалась сумма превышения доходов над расходами, налог на прибыль с этой суммы уплачивается в общеустановленном порядке. Суммы средств, полученные от предпринимательской деятельности, включая платные услуги на образование, не реинвестированные в образовательный процесс и оставшиеся на отчетную дату на текущих счетах или размещенные на депозитных счетах в банках (с учетом процентов), также подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Облагаемая налогом сумма превышения доходов над расходами бюджетной организации при фактически произведенных затратах и расходах за счет чистой прибыли уменьшается также на суммы, направленные этой бюджетной организацией на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия). Эта льгота предоставляется бюджетным организациям, осуществляющим жилищное строительство.

Следует учитывать, что налоговые льготы, применяемые бюджетными организациями, кроме образовательных учреждений и организаций уголовно-исполнительной системы, не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов.

Кроме того, при исчислении налогооблагаемой прибыли (суммы превышения доходов над расходами) в бюджетных организациях не учитывается стоимость безвозмездно полученных основных средств, оборудования и иного имущества, используемых ими по прямому назначению при осуществлении основной уставной деятельности.

Государственное регулирование деятельности подразделений вневедомственной охраны, предусмотренное Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.92 № 589, не позволяет рассматривать основную деятельность подразделений как предпринимательскую, поэтому подразделения вневедомственной охраны при выполнении основных функций не должны облагаться налогом на прибыль (письмо Госналогслужбы России от 22.08.94 № ВГ-6-01/307 “О налогообложении доходов подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел”).

Суммы средств, поступающих подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за оказанные услуги по защите имущества собственников на основе договоров, обложению налогом не подлежат.

Доходы органов вневедомственной охраны от предпринимательской деятельности, к которой относятся реализация и сдача в аренду основных фондов, торговля покупными товарами и оборудованием, разработка технических зданий и монтаж охранно-пожарной сигнализации, а также другие виды деятельности подлежат налогообложению. Такой порядок налогообложения подразделений вневедомственной охраны был распространен вышеуказанным письмом Госналогслужбы России на 1994 год, однако действие данного документа ежегодно продлевается.

Исчисление налога на доходы от предпринимательской деятельности бюджетных организаций производится ежеквартально нарастающим итогом с начала года. Авансовые платежи по налогу на прибыль бюджетными организациями не производится.

По окончании квартала, полугодия, девяти месяцев и года бюджетные организации самостоятельно исчисляют сумму налога на прибыль нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной ими прибыли (превышения доходов над расходами), подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль.

Суммы налога на прибыль, исчисленные исходя из фактически полученной прибыли (превышение доходов над расходами), вносятся бюджетными организациями в доход бюджета согласно квартальным расчетам до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Бюджетные организации, получающие доходы от предпринимательской деятельности и зарегистрированные в налоговом органе по месту своего нахождения как плательщики налога на прибыль, по окончании года — не позднее 1 марта и по окончании квартала — не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в налоговый орган отчет по форме № 2 “Отчет о прибылях и убытках”.

Кроме того, бюджетные организации представляют в налоговый орган по месту своего нахождения по окончании отчетного периода (квартала, года) расчет налога от фактической прибыли.

По бюджетным организациям, занимающимся предпринимательской деятельностью и обслуживающимся централизованными бухгалтериями, расчет налога от фактической прибыли производится в целом по видам предпринимательской деятельности и в целом по всем обслуживаемым бюджетным организациям. Отчетность по форме № 2 “Отчет о прибылях и убытках” представляется централизованной бухгалтерией по общей сумме доходов, полученных от предпринимательской деятельности в целом по всем бюджетным организациям.

Отчетность о прибылях и убытках составляется на основании данных аналитического учета, а также с использованием данных отчетности по бюджетным организациям, переведенным на новые условия хозяйствования и занимающимся предпринимательской деятельностью, — по форме № 2-1 “Отчет об исполнении сметы доходов и расходов бюджетной организации, переведенной на новые условия хозяйствования”; по бюджетным организациям, получающим доходы от платных услуг и внереализационных операций (доходы от сдачи имущества в аренду, вложения свободных внебюджетных денежных средств на депозитные счета и другие операции), по форме № 4 или форме № 4 (сводная) “Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам”; по научно-исследовательским учреждениям, состоящим на бюджете, и бюджетным организациям, выполняющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по договорам, по форме № 4-н “Отчет о выполнении объема по научно-исследовательским работам”.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” и Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 № 170, бухгалтерская отчетность об исполнении сметы расходов (доходов и расходов) бюджетной организации представляется только вышестоящему органу в установленные им сроки. Налоговым органам бухгалтерская отчетность об исполнении сметы расходов (доходов и расходов) бюджетными организациями не представляется.

Смотрите еще:

  • Развод с фильтром Продукция для Вашего здоровья издоровья вашей семьи МОСКВА +7 977 825-01-48 РАЗВОД НА ДЕНЬГИ - ФИЛЬТРЫ ДЛЯ ВОДЫ В последнее время все чаще стали продавать супер - навороченные фильтры для воды. Это очень напоминает историю с […]
  • Действующий приказ по кори в рк Действующий приказ по кори в рк Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер Абоненты GSM-операторов ( Activ, Kcell, Beeline, NEO, Tele2 ) отправив […]
  • Бланк заявления на отзыв 328 формы Бланк заявления на отзыв 328 формы Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер Абоненты GSM-операторов ( Activ, Kcell, Beeline, NEO, Tele2 ) […]
  • 19 приказ 22082014 мз рк 19 приказ 22082014 мз рк Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на […]
  • Бланки на возврат ндфл Образец заявления на возврат НДФЛ за лечение Актуально на: 21 февраля 2017 г. ​Образец заявления на возврат НДФЛ за лечение К доходам физлица, облагаемым по ставке 13%, могут быть применены социальные налоговые вычеты, в т.ч. на […]
  • Отказ в предоставлении разрешения Отказ в предоставлении разрешения Главная страница » Нормотворчество » МЭРИЯ ГОРОДА МАГАДАНА от 27.04.2017 № 1247 Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка В соответствии с […]
  • Прибавка пенсии по старости в апреле 2018 Повышение пенсии с 1 апреля 2018 года 22 марта 2018 года глава кабинета министров Дмитрий Медведев подписал Постановление Правительства от 20.03.2018 № 302 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2018 года социальных […]
  • Страны лидеры по разводам Первое место по разводам Проценты распределяются следующим образом: разводом заканчивается 41 процент браков между людьми, которые до этого не состояли в браке, эта цифра равна 60 процентам для людей, разводящихся после второго […]