Закон о вынужденных переселенцах в россию

Содержание статьи:

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I «О вынужденных переселенцах» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I
«О вынужденных переселенцах»

С изменениями и дополнениями от:

20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2006 г., 23 июля 2008 г., 16 октября 2010 г., 1 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 28 ноября, 30 декабря 2015 г.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

19 февраля 1993 года

Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ.

Согласно закону вынужденный переселенец — гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Вынужденным переселенцем может быть признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ. Определен круг лиц, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами.

Установлен порядок признания лиц вынужденными переселенцами, определены случаи утраты и лишения статуса вынужденного переселенца.

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I «О вынужденных переселенцах»

Постановлением Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. N 4531-I настоящий Закон вводится в действие со дня опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 427, в «Российской газете» от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 467-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 16 октября 2010 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие подпункта 2 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный законом от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2016 г. № 1194 «О предоставлении вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев»

В соответствии с Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 46, ст. 4562);

пункт 37 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 1469 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 262).

Правила
предоставления вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2016 г. № 1194)

1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления лицам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами (далее — вынужденные переселенцы), и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев (далее — фонд).

2. Жилые помещения фонда предоставляются вынужденным переселенцам и их несовершеннолетним детям независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца, если вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.

Сведения о наличии (об отсутствии) у указанных лиц жилого помещения в собственности либо жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, предоставляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и органом местного самоуправления в письменной форме либо электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия по запросу территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне (далее — территориальный орган).

3. Вынужденный переселенец для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях фонда (далее — учет) лично подает в территориальный орган заявление по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации, с указанием в нем своих несовершеннолетних детей независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца и (или) членов семьи, в том числе не имеющих статуса вынужденного переселенца.

При подаче заявления представляются следующие сведения и документы с приложением их копий:

документы, удостоверяющие личность вынужденного переселенца и членов его семьи;

сведения об удостоверении вынужденного переселенца и удостоверении вынужденного переселенца каждого из совершеннолетних членов семьи;

свидетельство о заключении брака или свидетельство о расторжении брака;

свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14 лет;

заявление членов семьи, не имеющих статуса вынужденного переселенца, о согласии на обработку их персональных данных.

Вынужденный переселенец вправе по собственной инициативе представить удостоверение вынужденного переселенца и удостоверение вынужденного переселенца каждого из совершеннолетних членов семьи.

Днем обращения для принятия на учет считается день приема территориальным органом заявления и указанных документов. Вынужденному переселенцу территориальным органом выдается расписка в приеме заявления с указанием перечня представленных документов и даты их получения.

Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений вынужденных переселенцев о принятии на учет. Указанная книга ведется по форме и в порядке, которые утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

4. Территориальный орган в течение одного месяца со дня обращения для принятия на учет принимает решение о принятии вынужденного переселенца на учет либо об отказе в принятии на учет при несоответствии вынужденного переселенца положению, предусмотренному абзацем первым пункта 2 настоящих Правил.

Решение территориального органа оформляется протоколом, фиксируется в книге регистрации заявлений, указанной в абзаце десятом пункта 3 настоящих Правил, и не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия доводится в письменной форме до сведения вынужденного переселенца с указанием даты принятия его на учет и номера очереди или причины отказа в принятии на учет.

5. Принятие вынужденных переселенцев на учет не лишает их права состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

6. Учет осуществляется путем ведения единого списка вынужденных переселенцев на получение жилых помещений фонда (далее — единый список) по форме и в порядке, которые утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

7. На вынужденного переселенца, принятого на учет, его несовершеннолетних детей независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца и (или) членов его семьи, имеющих статус вынужденного переселенца, формируется учетное дело.

8. Основаниями для принятия территориальным органом решения о снятии вынужденного переселенца с учета являются:

а) заявление вынужденного переселенца о снятии его с учета;

б) получение вынужденным переселенцем и (или) членами его семьи, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, жилого помещения по договору социального найма или приобретение ими права собственности на жилое помещение;

в) утрата или лишение статуса вынужденного переселенца;

г) выезд вынужденного переселенца на постоянное жительство за пределы субъекта Российской Федерации, на территории которого в территориальном органе он состоит на учете;

д) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для принятия вынужденного переселенца на учет.

9. Жилые помещения фонда предоставляются вынужденным переселенцам в порядке очередности в едином списке из расчета не менее чем 6 кв. метров жилой площади на одного человека.

10. Решение о предоставлении вынужденному переселенцу (его несовершеннолетним детям независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца и (или) членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца) жилого помещения фонда принимается территориальным органом, в оперативном управлении которого находятся жилые помещения фонда, на основании заявления вынужденного переселенца, состоящего на учете, о предоставлении жилого помещения фонда.

Территориальный орган выдает вынужденному переселенцу, в отношении которого принято решение о предоставлении жилого помещения фонда, направление на проживание в жилом помещении фонда по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации, в котором указываются лица, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, заселяемые в жилое помещение фонда совместно с вынужденным переселенцем.

Указанное направление выдается вынужденному переселенцу в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

11. При наличии у вынужденного переселенца направления на проживание в жилом помещении фонда и его согласии на вселение в предложенное жилое помещение фонда территориальный орган, в оперативном управлении которого находятся жилые помещения фонда, заключает с вынужденным переселенцем договор найма жилого помещения фонда в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации на срок, не превышающий срок действия статуса вынужденного переселенца, с одновременным исключением вынужденного переселенца из единого списка.

Вопрос о заключении договора найма жилого помещения фонда на новый срок рассматривается за один месяц до истечения срока его действия при соответствии вынужденного переселенца положению, предусмотренному абзацем первым пункта 2 настоящих Правил.

12. Вселение в жилое помещение фонда членов семьи вынужденного переселенца, не имеющих статуса вынужденного переселенца, для совместного проживания с вынужденным переселенцем осуществляется на основании решения территориального органа, в оперативном управлении которого находятся жилые помещения фонда, порядок принятия которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

13. В случае отказа вынужденного переселенца от предлагаемого жилого помещения фонда это жилое помещение предоставляется иному вынужденному переселенцу в порядке очередности в едином списке на основании решения территориального органа, в оперативном управлении которого находятся жилые помещения фонда.

Отказ вынужденного переселенца оформляется в письменном виде с указанием причин отказа.

Вынужденный переселенец, отказавшийся от предложенного жилого помещения фонда, сохраняет право на обеспечение жилым помещением фонда в соответствии с настоящими Правилами.

14. Принятые на учет вынужденные переселенцы, проживающие в субъектах Российской Федерации, на территории которых не создан фонд, могут обеспечиваться жилыми помещениями на территории иных субъектов Российской Федерации, где создан фонд, при наличии в нем свободных жилых помещений.

Принятый на учет вынужденный переселенец, проживающий в субъекте Российской Федерации, на территории которого не создан фонд, и получивший направление на проживание в жилом помещении фонда по решению территориального органа, в оперативном управлении которого находятся жилые помещения фонда, обязан в месячный срок прибыть в указанный территориальный орган для заключения договора найма жилого помещения фонда.

Вынужденному переселенцу, получившему направление на проживание в жилом помещении фонда, территориальным органом по месту его принятия на учет выдается копия учетного дела для ее передачи в территориальный орган по месту расположения предложенного жилого помещения фонда.

При согласии вынужденного переселенца на вселение в предложенное жилое помещение фонда территориальный орган по месту расположения предложенного жилого помещения фонда заключает с ним договор найма жилого помещения фонда (с последующим исключением вынужденного переселенца из единого списка) при предъявлении вынужденным переселенцем документов, удостоверяющих личность вынужденного переселенца и членов его семьи, удостоверения вынужденного переселенца и удостоверения вынужденного переселенца каждого из совершеннолетних членов семьи, свидетельства о рождении — для лиц, не достигших 14 лет‚ направления на проживание в жилом помещении фонда и копии учетного дела.

15. Размер платы за жилое помещение фонда устанавливается в размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и размере платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, устанавливаемых органами местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения фонда (в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное).

16. Договор найма жилого помещения фонда расторгается или прекращается по основаниям и в случаях, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В случае расторжения или прекращения договора найма жилого помещения фонда проживающие в жилом помещении фонда лица обязаны в месячный срок освободить его. В случае отказа от освобождения жилого помещения фонда они подлежат выселению в судебном порядке с соблюдением требований жилищного законодательства Российской Федерации.

Обзор документа

Определен порядок предоставления жилья лицам, признанным вынужденными переселенцами, и членам. Речь идет о жилых помещениях фонда для временного поселения указанных лиц (далее — фонд).

Установлено, что жилье фонда предоставляется независимо от наличия статуса вынужденного переселенца, если вынужденный переселенец и/или члены его семьи, в т. ч. не имеющие упомянутого статуса, не являются нанимателями либо собственниками жилья на территории России.

Сведения о наличии (об отсутствии) у данных лиц жилья в собственности либо жилья, занимаемого по договору соцнайма, предоставляются Росреестром и органом местного самоуправления в письменной или электронной форме через единую систему межведомственного электронного взаимодействия по запросу территориального органа МВД России на региональном уровне.

Для принятия на учет нуждающихся в жилье фонда необходимо лично подать заявление в упомянутый территориальный орган. Перечислены документы, которые предоставляются вместе с заявлением. Срок принятия решения о принятии вынужденного переселенца на учет или об отказе в этом — 1 месяц со дня его обращения.

Закреплено, что принятие вынужденных переселенцев на учет нуждающихся в жилье фонда не лишает их права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилье по договору соцнайма.

Жилье фонда предоставляется в порядке очередности из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на человека.

Установленная процедура сменила прежний порядок жилищного обустройства в России вынужденных переселенцев.

Статус вынужденного переселенца в Россию 2018: закон, права и процесс оформления

В определенных ситуациях лицам, переезжающим в Россию из других стран или перемещающимся между субъектами РФ, полагается статус вынужденного переселенца. Получить полную информацию об этом статусе можно в территориальных органах ФМС, на сайте ФМС, а также на Едином портале государственных услуг. Рассмотрим подробнее, что значит статус вынужденного переселенца, и кто может претендовать на его получение в 2018 году?

Статус вынужденного переселенца может оформить гражданин, который покинул место своего постоянного жительства, потому что в отношении него или членов его семьи было совершено насилие или преследование по следующим признакам:

  • вероисповедание;
  • расовая или национальная принадлежность;
  • язык;
  • политические взгляды.

Учитывая эту информацию, а также закон, регламентирующий данный статус, вынужденным переселенцем может стать:

  • гражданин России, который уехал из иностранного государства;
  • гражданин России, который переехал из одного субъекта в другой;
  • лицо без гражданства (иностранец), который проживает в РФ на законных основаниях, но вынужден изменить свое местонахождение;
  • граждане одной из стран, входящих в состав бывшего СССР, которые получили статус беженца РФ и утратили его по причине оформления российского гражданства;
  • ребенок, который родился в течение 10-ти месяцев после того, как его родители прибыли в Россию и получили статус вынужденного переселенца.

Особенность статуса вынужденного переселенца

После того, как органы ФМС зарегистрируют обращение гражданина о присвоении ему статуса временного переселенца, он получает право на несколько видов помощи от государства. К таким видам помощи относятся:

  • получение ежемесячного пособия;
  • бесплатные медицинские услуги;
  • помощь в перевозке багажа из места постоянного проживания в место временной дислокации;
  • бесплатное проживание в центре временного размещения (в том случае, если гражданин не может самостоятельно определиться с местом жительства);
  • бесплатное питание и пользование коммунальными услугами (для тех граждан, которые проживают в центре временного размещения).

После получения статуса вынужденного переселенца все льготы и права сохраняются за гражданином. Исключение относится только к выплате соответствующего пособия.

Кроме того, государство гарантирует вынужденным переселенцам, что они не будут перемещены в какой-либо другой населенный пункт, а также возвращены на территорию, которую им пришлось покинуть.

В свою очередь человек, получивший данный статус, обязан выполнять следующие условия:

  • соблюдать в центре временного размещения установленный порядок;
  • уведомлять органы ФМС о своем перемещении (в случае, если временный переселенец решит поменять место жительства);
  • раз в году проходить переучет в ФМС.

Порядок оформления статуса вынужденного переселенца в Россию в 2018 году

Чтобы получить статус вынужденного переселенца гражданин должен подать в ФМС ходатайство. Банк данного документа можно взять в отделении ФМС, на сайте ФМС, а также на Едином портале государственных услуг.

В ходатайстве требуется подробно описать обстоятельства, из-за которых заявителю или членам его семьи пришлось покинуть место жительства.

В органы ФМС ходатайство может быть передано как лично заявителем, так и его законным представителем.

Срок действия статуса вынужденного переселенца составляет 5 лет. Если заявителю присваивается данный статус, уполномоченные органы выдают ему соответствующее удостоверение, в котором указывается информация о несовершеннолетних членах его семьи.

При необходимости статус вынужденного переселенца можно продлить. Для этого нужно предоставить в ФМС следующий комплект документов:

  • удостоверение вынужденного переселенца;
  • соответствующее заявление;
  • выписку из ЕГРП (если заявитель не может получить этот документ, сотрудники ФМС самостоятельно оформляют его, направив межведомственный запрос);
  • согласие на обработку личных данных.

Срок рассмотрения и принятия решения по поводу присвоения статуса вынужденного переселенца составляет 3 месяца со дня подачи всех необходимых документов. Решение о продлении данного статуса рассматривается в течение 21-го дня с момента принятия соответствующих документов.

Статус вынужденного переселенца аннулируется при наличии следующих обстоятельств:

у вынужденного переселенца прекратилось гражданство РФ;

  • вынужденный переселенец переезжает из России на ПМЖ;
  • по истечению срока действия статуса.

Кроме того, ФМС может лишить человека статуса вынужденного переселенца, если окажется, что при оформлении он предоставил фальшивые документы или сообщил неправдивую информацию.

Кому откажут в статусе вынужденного переселенца?

Согласно закону «О вынужденных переселенцах», некоторые категории граждан не смогут получить соответствующий статус ни при каких обстоятельствах.

К таким категориям относятся:

  • лица, совершившие преступление против человечности или иное тяжкое преступление;
  • лица, которые покинули место проживания из-за экономических причин, эпидемии, голода или чрезвычайной ситуации;
  • лица, которые не обратились с ходатайством в ФМС в течение 1-го года с момента переезда с последнего места жительства;
  • лица, которые не обратились с ходатайством в ФМС в течение 1-го месяца с момента получения гражданства РФ на основании статуса беженца.

Закон «О вынужденных переселенцах», который впервые начал действовать в 1993 году, в 2014 году был существенно изменен и дополнен. Благодаря принятым усовершенствованиям сейчас в законодательстве существует четкий порядок определения и оформления статуса вынужденного переселенца.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7(499)653-60-72 доб 840 (Москва)

+7(812)426-14-07 доб 419 (Санкт-Петербург)

Что дает и как получить статус вынужденного переселенца в России?

Информация о том, как получить статус вынужденного переселенца, представлена на официальном сайте ФМС, в территориальных органах ФМС и на Едином портале государственных услуг. Что это за статус — вынужденный переселенец? Кто может претендовать на его получение? Узнаете подробности из нашей статьи.

Что такое «статус вынужденного переселенца»?

Статус вынужденного переселенца предоставляется гражданину РФ, которому пришлось покинуть место жительства по причине того, что в отношении него (членов его семьи) было совершено насилие или осуществлялось преследование в различных формах по признакам вероисповедания, языка, расовой и национальной принадлежности или вследствие имеющихся политических убеждений.

То есть вынужденным переселенцем является:

  • гражданин РФ, которому пришлось уехать из иностранного государства и прибыть в РФ;
  • гражданин РФ, которому пришлось изменить место проживания, переехав из одного субъекта Российской Федерации в другой;
  • иностранец (лицо без гражданства), который постоянно и на законных основаниях проживал в РФ и изменил место проживания в РФ;
  • выходцы из бывшего СССР, которые постоянно проживали на территории одной из стран, входивших в состав СССР, получили статус беженца РФ и затем его утратили в связи с оформлением гражданства РФ (если в период, когда действовал статус беженца, у них возникли обстоятельства в переезде на территорию РФ;
  • по заявлению родителей — ребенок, который родился в течение 10 месяцев после того, как родители прибыли с прежнего места проживания и получили статус вынужденных переселенцев.

Что дает статус вынужденного переселенца?

Законодательством РФ предусмотрено, что уже после того как ходатайство лица о присвоении ему статуса вынужденного переселенца было зарегистрировано органами ФМС, он имеет право на некоторую помощь со стороны государства:

  • получение пособия;
  • получение бесплатных медицинских услуг;
  • получение содействия в перевозке его багажа к месту временного поселения;
  • если гражданин не может определиться со своим местом проживания, то он вправе обратиться в территориальный орган ФМС за направлением на проживание в центре временного размещения;
  • находясь в центре временного размещения, гражданин может питаться и пользоваться коммунальными услугами.

Аналогичные права у него возникают и после получения статуса, за исключением выплаты соответствующего пособия.

Кроме того, вынужденному переселенцу гарантируется, что он не будет перемещен без своего согласия в иной населенный пункт, и уж тем более его никто не станет возвращать на ту территорию, с которой ему пришлось уехать.

Но кроме привилегий у вынужденных переселенцев есть еще и обязанности:

  • не нарушать установленный порядок в центре временного размещения;
  • уведомить органы ФМС в случае изменения места жительства;
  • ежегодно проходить переучет в органах ФМС.

Как оформить статус вынужденного переселенца?

Для получения статуса вынужденного переселенца заявитель должен подать в территориальный орган ФМС ходатайство. Бланк ходатайства можно получить в ФМС, найти на официальном сайте ФМС и Едином портале государственных услуг.

Ходатайство должно быть подписано заявителем. В нем необходимо подробно описать обстоятельства, на основании которых гражданину и членам его семьи нужен статус вынужденного переселенца.

Ходатайство также может быть передано в органы ФМС через уполномоченного представителя.

Статус вынужденного переселенца присваивается на 5 лет.

Лицу, которому присвоен статус, выдается удостоверение вынужденного переселенца, куда вносится информация о несовершеннолетних членах его семьи.

Если вынужденному переселенцу необходимо продлить свой статус, то он предоставляет в органы ФМС следующие документы:

  1. Заявление о продлении срока.
  2. Согласие на обработку персональных данных.
  3. Удостоверение вынужденного переселенца.
  4. Выписку из ЕГРП. Если заявитель не представляет этот документ, то органы ФМС должны получить его посредством направления межведомственного запроса.

Срок принятия решения по заявлению гражданина о присвоении статуса вынужденного переселенца — 3 месяца со дня подачи документов вне зависимости от того, может ли он самостоятельно устроиться в месте пребывания или нет.

Заявление о продлении срока статуса рассматривается 21 день с момента подачи документов.

Вынужденный переселенец может утратить свой статус в следующих случаях:

  1. У него прекратилось гражданство РФ.
  2. Он выезжает на ПМЖ за пределы РФ.
  3. Истек срок предоставления статуса вынужденного переселенца.

ФМС может принять решение о лишении вынужденного переселенца его статуса и в том случае, если при оформлении всех бумаг заявитель предъявил заведомо поддельные документы или сообщил о себе неправдивые сведения.

Кто не может быть признан вынужденным переселенцем?

Согласно закону «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 № 4530-1, существует категория граждан, которым статус вынужденного переселенца не может быть присвоен ни при каких обстоятельствах.

К ним относятся:

  • граждане, которые совершили преступление против человечности, мира или иное тяжкое преступление в соответствии с законодательством РФ;
  • граждане, которые покинули место предыдущего проживания вследствие экономических причин, голода, эпидемии или чрезвычайной ситуации;
  • если гражданин не обратился в органы ФМС с ходатайством о присвоении ему статуса вынужденного переселенца в течение 1 года со дня, когда он покинул последнее место жительства, или в течение 1 месяца с момента, когда беженец получил гражданство РФ.

Закон «О вынужденных переселенцах» действует в РФ с 1993 года и не раз с тех пор подвергался многочисленным изменениям и критике. На сегодняшний день нельзя с точностью сказать, что механизм получения статуса вынужденного переселенца действует в полной мере, однако к 2014 году было сделано много для его усовершенствования: разработан четкий порядок предоставления и оформления документов, а также упрощена процедура оформления статуса вынужденного переселенца.

Закон о вынужденных переселенцах

19 февраля 1993 года N 4530-1

О ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦАХ

(в ред. Федеральных законов от 20.12.1995 N 202-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 16.10.2010 N 274-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 21.11.2002 N 15-П, Федеральными законами

от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 1. Определение понятия «вынужденный переселенец»

1. Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Статья 2. Лицо, которое не может быть признано вынужденным переселенцем

1. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 3. Порядок регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем

1. Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее — ходатайство) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

2. Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

3. Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех дней со дня поступления ходатайства.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

При экстренном массовом прибытии на территорию Российской Федерации лиц, покинувших место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, прием данных лиц производится в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации. Регистрация ходатайств этих лиц осуществляется незамедлительно.

4. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства.

Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.

Форма свидетельства и порядок его выдачи определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Свидетельство является основанием для предоставления лицу прав и возложения на него обязанностей, предусмотренных настоящим Законом.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

5. В случае, если лицу, претендующему на признание его вынужденным переселенцем, отказано в регистрации ходатайства, в течение пяти дней со дня принятия решения ему выдается или направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

6. Не подлежат регистрации ходатайства граждан бывшего СССР, прибывших в Российскую Федерацию по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и не подавших в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заявлений или ходатайств о приобретении гражданства Российской Федерации.

Статья 4. Права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем

1. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на:

1) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей;

(в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)

2) получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

3) содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа к месту временного поселения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного поселения на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4) проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, до решения вопроса о признании их вынужденными переселенцами;

5) медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, обязаны:

1) при нахождении в центре временного размещения вынужденных переселенцев соблюдать установленный порядок проживания в нем;

2) проходить обязательный медицинский осмотр в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3) сообщать федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальному органу достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Статья 5. Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем

1. Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с настоящим Законом.

2. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.

Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Об особенностях применения абзаца 3 пункта 3 статьи 5 до 1 июля 2012 года см. Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ.

Сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются (в том числе в электронной форме) территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг лицу, признанному вынужденным переселенцем, и членам его семьи.

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

4. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Статья 6. Права и обязанности вынужденного переселенца

1. Вынужденный переселенец имеет право:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

3. Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении вынужденного переселенца

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1) предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;

2) включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3) оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4) предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 16.10.2010 N 274-ФЗ)

5) содействуют вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории Российской Федерации, в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений;

6) — 7) утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

8) предоставляют в первоочередном порядке одинокому вынужденному переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе, место в учреждении социальной защиты населения;

9) оказывают содействие в устройстве детей вынужденного переселенца в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения начального и профессионального образования, а также в переводе их в первоочередном порядке в соответствующие учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

10) рассматривают обращения в письменной форме вынужденного переселенца и дают на них ответы в письменной форме в порядке и в сроки, которые определяются законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий:

1) содействуют реализации прав вынужденного переселенца на занятость, профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) регистрируют вынужденного переселенца в качестве безработного в случае невозможности его трудоустройства в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в данной местности на территории Российской Федерации;

3) оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в получении документов, необходимых для восстановления трудового стажа, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) предоставляют вынужденным переселенцам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, места в детских домах;

5) оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в возвращении на прежнее место жительства.

3. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

1) предоставляют вынужденному переселенцу и членам его семьи, в том числе проживающим в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, жилое помещение из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

2) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

3) участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания.

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 16.10.2010 N 274-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

4. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают содействие вынужденному переселенцу в:

1) возвращении оставленного им на территории Российской Федерации имущества, находящегося в его собственности. При невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается компенсация;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2) организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации перевозки имущества, находящегося в его собственности на территории иностранного государства. При невозможности возвращения имущества вынужденному переселенцу выплачивают компенсацию в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, допустившие на подведомственной территории вынужденную миграцию по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, совместно с федеральными органами государственной власти принимают меры по устранению причин возникновения вынужденной миграции.

Статья 8. Гарантии прав лица, ходатайствующего о признании его вынужденным переселенцем, и вынужденного переселенца

1. Вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию (в населенный пункт), которую он покинул по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона.

Вынужденный переселенец не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

2. Решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц указанных органов по исполнению настоящего Закона могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд.

3. Срок подачи жалобы не должен превышать:

одного месяца — со дня получения гражданином уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ в письменной форме;

трех месяцев — со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

4. До принятия решения по жалобе на отказ в признании вынужденным переселенцем лицо, подавшее жалобу, пользуется правами, предусмотренными подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона.

Статья 9. Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца

1. Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.

2. Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца:

1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации;

2) в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

1) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

2) умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

4. Уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.

5. В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

О прекращении производства по делу о проверке конституционности абзаца 1 пункта 6 статьи 9 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.11.2002 N 15-П.

6. В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Лишение лица статуса вынужденного переселенца в связи с сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов является основанием для истребования средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица.

7. Лицо, утратившее статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока его предоставления, сохраняет право на получение компенсации за утраченное имущество в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Закона.

Статья 10. Основные направления работы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов с вынужденными переселенцами

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

1. К основным направлениям работы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов с вынужденными переселенцами относятся прием вынужденных переселенцев, предоставление им статуса вынужденного переселенца, ведение учета вынужденных переселенцев, оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по проблемам вынужденных переселенцев.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Статья 11. Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев

1. Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев (далее — фонд жилья) предназначен для проживания вынужденных переселенцев в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. К фонду жилья относятся дома, квартиры, общежития, другие жилые помещения.

2. Строительство (приобретение) жилых помещений для временного поселения, их эксплуатация и использование по назначению осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Использование помещений, арендуемых территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для временного поселения, осуществляется на основе договора аренды с собственником имущества.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

3. Создание фонда жилья является расходным обязательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Фонд жилья, за исключением арендуемого, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Жилое помещение из фонда жилья может передаваться в собственность органам местного самоуправления с сохранением за территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, права заселения его вынужденными переселенцами на основе договора.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

4. Жилое помещение из фонда жилья предоставляется семье вынужденного переселенца в порядке очередности, устанавливаемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

5. Жилое помещение из фонда жилья не подлежит приватизации, обмену, бронированию, сдаче в поднайм, аренду или субаренду. Лицу, проживающему в указанном жилом помещении, не разрешаются раздел занимаемой им жилой площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Статья 12. Источники финансирования расходов на прием и обустройство вынужденных переселенцев

1. Мероприятия по обеспечению приема, проезда, размещения и обустройства лиц, ходатайствующих о предоставлении им статуса вынужденного переселенца и вынужденных переселенцев, установленные положениями подпунктов 1, 3, 4 пункта 1 статьи 4, подпункта 4 пункта 1, подпунктов 1 и 3 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Обеспечение иных социальных прав и гарантий вынужденных переселенцев является расходным обязательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с их компетенцией по обеспечению социальных прав и гарантий граждан Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать расходные обязательства, соответственно, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по содействию размещению и обустройству лиц, ходатайствующих о предоставлении им статуса вынужденного переселенца, и вынужденных переселенцев.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Субъект Российской Федерации, который допустил на подведомственной территории вынужденную миграцию по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и территорию которого покинули лица, признанные вынужденными переселенцами, компенсирует расходы на прием и обустройство указанных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Возмещение расходов на прием и обустройство вынужденных переселенцев из иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 13. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями по оказанию помощи вынужденным переселенцам

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, занимающихся проблемами вынужденных переселенцев, оказывают им поддержку в деятельности по обустройству и в решении проблем занятости вынужденных переселенцев.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Общественные объединения, оказывающие помощь вынужденным переселенцам, с их согласия могут привлекаться к разработке предложений по основным направлениям государственной политики в области вынужденной миграции, а также к разработке проектов компактного обустройства и занятости вынужденных переселенцев.

3. Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных настоящим Законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления по согласованию с общественными объединениями.

4. Контроль за деятельностью общественных объединений, оказывающих помощь вынужденным переселенцам, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Международное сотрудничество по проблемам вынужденных переселенцев

1. Российская Федерация заключает с иностранными государствами международные договоры по проблемам вынужденных переселенцев, прибывающих в Российскую Федерацию из этих государств, в том числе международные договоры в области защиты социальных, экономических и других прав, а также защиты законных интересов вынужденных переселенцев, с учетом государственных интересов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Смотрите еще:

  • Закон рф от 21011993 г 4328 Закон рф от 21011993 4328-1 Закон РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а […]
  • Закон о защите прав потребителей срок исполнения Сроки выполнения работ - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., […]
  • Распространение вирусов закон Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 […]
  • Инвестиционный закон рф Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ"Об […]
  • Приказ 7 минтранса 2018 Проект Приказа Министерства транспорта РФ "О внесении изменений в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом […]
  • Приказ минтранс 194 Приказ Министерства транспорта РФ от 14 мая 2018 г. № 194 "Об установлении запретных для плавания районов акватории, в пределах которой вводятся усиленные меры безопасности, правил для таких районов, а также случаев, на которые […]
  • Приказ минэкономразвития no 289 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 18 мая 2012 г. N 289 г. Москва "Об особенностях подготовки межевого плана в отношении земельного участка, право собственности на который […]
  • Федеральный закон 82-фз от 19062000 г Федеральный закон от 19062000 82-фз Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ«О минимальном размере оплаты труда» С […]