Соня мармеладова и раскольников в романе достоевского преступление и наказание

Раскольников и Соня в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Жизненные позиции Родиона Раскольникова и Сони в романе «Преступление и наказание» противопоставлены друг другу. Но при этом героев нельзя назвать противоположностями – их многое связывает. Они оба отвержены обществом, оба перешли черту морали, пусть и по разным причинам. Их объединяет общая боль и трагическая судьба.

Но отношение к происходящему у Родиона и Сони совсем разное. Молодой человек совершил убийство из своих идейных соображений, он считал, что таким образом сможет стать «выше». С его точки зрения, без революции невозможно движение вперед, к лучшему будущему. Те, кто смиряется и терпит, для него «дрожащие твари», которые не могут на что-то влиять. Раскольников не хочет быть таким, он пытается изменить мир, но выбирает для этого жестокий путь – путь убийства.

Соня Мармеладова – совсем другой человек. Это верующая девушка, и она считает, что только смирение и терпение помогут сделать мир лучше. Свои грехи она совершила из любви к родным и желания материально им помочь. Ради тех, кого любит, она готова на все, даже во вред себе. Соня пытается изменить Раскольникова, наставить его на другой путь. Их споры и беседы являются ключевыми в тексте, в них состоит главный идейный конфликт романа.

В конце Соня одерживает победу. Под ее влиянием Раскольников принимает решение измениться к лучшему и начать новую жизнь. Но ей не удалось бы добиться этого одними лишь убеждениями. Соня во всем поддерживала своего избранника. Своим примером, своей любовью и самоотверженностью она доказала Родиону правильность собственных взглядов.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сочинение » Преступление и наказание — Достоевский » Раскольников и Соня в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе «Преступление и наказание»

Христианское всепрощение и смирение – вот основа, на которую следует опираться в жизни каждому человеку, который задыхается в этом мире несправедливости и насилия. Именно в этом заключается идея романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». А донести эту идею до читателя автору помогают образы главных героев – Родион Раскольников и Соня Мармеладова.

Эти люди, такие разные на первый взгляд, на самом деле во многом похожи. Они оба из мира «униженных и оскорбленных». Родион Раскольников раздавлен бедностью, он нищ и оборван, вынужден голодать и оставить университет. А Соню Мармеладову постигла ужасная участь проституции, которую она вынуждена была принять, когда ее семья оказалась в тупике. Таким образом, оба главных героя переступили нравственную черту: Раскольников стал убийцей, а Соня – проституткой.

Помимо схожих судеб, героев роднит способность к состраданию. Раскольников обладает уязвимой душой, пылкой мыслью и строгой совестью, его замучило всеобщее страдание людей, которых он любит. А образ Сонечки – воплощение жертвенности и человеколюбия, чужое страдание она принимает как свое. Поэтому ради близких ей не жаль ни чести своей, ни жизни.

Несмотря на всю схожесть главных героев, Достоевский противопоставляет их друг другу. Это необходимо автору для того, чтобы убедить читателя в истинности идеи смирения и прощения, которую воплощает в себе Соня Мармеладова. Для этого мы вместе с Раскольниковым проходим весь его мучительный путь к признанию Сониной правоты.

Герои абсолютно по разному воспринимают свои душевные страдания. Соня принимает их как неизбежное, с христианским смирением. Раскольников же бунтует, его страдания протекают тяжело. Они заставляют его искать поддержки у Сони, которую он считает равной себе, переступившей грань. Но ведь Соня переступила через свою жизнь, а он отнял чужую, погубил жизнь другого человека. Роль Сони Мармеладовой заключается именно в том, чтобы привести главного героя к духовному возрождению, путь к которому пролегает через страдания и искупление.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сочинение » Преступление и наказание — Достоевский » Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе «Преступление и наказание»

Раскольников и Соня в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа.
Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в университете, будучи не в состоянии ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои романа, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила больше на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже был не в состоянии заплатить. Его положение было настолько тяжелым, что нормально питаться Родион не мог, поскольку студент находился на пансионе у владелицы дома. Главный герой, в соответствии со своей жуткой теорией, совершает преступление – убивает старуху-процентщицу, которую считает злом человечества. Осуществив свой план, Раскольников обрекает себя на самое страшное наказание – наказание совестью. Очень важную роль в его «перерождении» играет девушка, Соня Мармеладова. Эта героиня — центральный женский образ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Сонечка входит в число персонажей, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Девушка наделена особым даром: любовь и бескорыстие даны ей от Бога, они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Впервые мы узнаем о ней от Мармеладова, который рассказывает Раскольникову о том, как она ради денег впервые пошла на панель, а вернувшись, отдала деньги мачехе и легла лицом к стене, «только плечики да тело ее вздрагивают».
Казалось бы, Сонечка – проститутка, порочная девушка без надежды на исправление, бедная и опустившаяся. С первого взгляда ее тоже можно принять за преступницу, как и Раскольникова. С той лишь разницей, что Родион убивает других, а она постепенно губит себя, продавая свое тело за деньги. Раскольников переступил через других ради себя, а Сонечка – через себя ради других. Но, как оказалось позже, Соня обладает душой, она изо всех сил старалась помочь семье, хотя та была ей не родной, и даже отправилась в Сибирь на каторгу вслед за Родионом. Она оказалась способной любить и ради любви делать все, что было в ее силах.
У Сони Раскольников находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу, включая даже каторгу. Она по просьбе Раскольникова читает ему Евангелие, принесенное Лизаветой, главу про воскресение Лазаря. Этот эпизод является очень важным в раскрытии образов героев, они разговаривают о вере, о Боге. Одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избирает другой путь – молитву. У Раскольникова люди делятся на две категории: «власть имущие» и «твари дрожащая», он мучительно пытается ответить на вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек? Смогу переступить или не смогу!», «Имею ли я право власть иметь?» Для Сони же все люди хорошие, она делает все возможное и невозможное, лишь бы другие были счастливы.
Сонечка подталкивает Раскольникова к раскаянию. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Она едет за ним на каторгу. Если Раскольникова заключенные не любят, то к Соне они относятся с любовью и уважением. Сам же он холоден и отчужден с ней, пока к нму самому не приходит наконец озарение, и тогда Родион понимает, что ближе ее нет у него на земле человека. Через любовь к Соне и через ее любовь к нему Раскольников как бы перерождается, воскресает к новой жизни: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Раскольников пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: «Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере. »
Роман «Преступление и наказание» содержит в себе глубокий социальный и философский смысл. Из него мы узнаем о жизни людей в Петербурге 19 века, проникаемся атмосферой прошлого, понимаем, какие мысли и идеи витали в головах интеллигенции. Но все же одной из главных сюжетных линий является любовь Раскольникова и Сони, и, можно сказать, вокруг нее строится вся книга. Любовь, в основе которой лежит готовность к самопожертвованию и сострадание, может быть выше всего: действительности, каторги, бедности и несчастья. Она способна переродить человека, даже преступника, и только тогда любовь станет по-настоящему глубокой и искренней.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Раскольников и Соня в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Раскольников и Соня Мармеладова

Школьное сочинение

Идеи столкнуты лбами.

Русская литература XIX века создала своеобразную энциклопедию любви. Кажется, она рассказала о любви все: любовь разделенная и безответная, любовь-увлечение, любовь-привязанность, любовь-страсть.

О любви-страдании, любви-борьбе и любви-спасении поведал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». И не только об этом. Встретились два человека, уже сформировавшихся, со сложившимися характерами и твердыми, непоколебимыми убеждениями. Трудно представить себе более противоположные натуры, чем Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Он — отчаявшийся, измученный унизительной бедностью, бессилием, невозможностью помочь матери и се стре, подпавший под влияние носящейся в воздухе идеи о праве сильной личности, становится не обычным уголовником, а «идейным» убийцей, которому, как он считает, «все дозволено». И она, тоже «преступившая закон», но совсем по-другому, принесшая в жертву близким людям не кого-то, а саму себя. Они антиподы. Но случай (а может, судьба) сводит их, и эта встреча определяет дальнейшие судьбы обоих. Казалось бы, ничего общего между ними быть не может, Раскольников после совершенного преступления испытывает страшные нравственные мучения не из-за того, что убил, а потому, что оказался «тварью дрожащей». Эти переживания разъединяют его с людьми, даже любимые мать и сестра кажутся ему теперь чужими и враждебными.

В таком состоянии он узнает Сонину историю. И мы, читатели, вместе с ним потрясены самопожертвованием этой тихой, скромной девушки. Шестнадцатилетняя Соня, почти еще ребенок, зная о любви лишь из книг «содержания романтического», не вынесла вида голодных малышей, пьяного отца и насмешек мачехи; «эдак часу в шестом встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла». Так буднично рассказывает Мармеладов Раскольникову о «падении» своей дочери. Новое «ремесло» было Соне отвратительно, она выходила «на промысел», стиснув зубы; с жалкой, вымученной улыбкой эта «великая грешница» вымаливала прощения у всевышнего. И вот они встретились: «идейный» убийца и «блудница». Раскольникова тянет к Соне как отверженного к отверженной, а она. она пожалела его и полюбила, а полюбив, во что бы то ни стало решилась спасти.

Но ведь Раскольников обрек себя на страдания сам, а Соня страдает совершенно безвинно, и он устремляется к ней «не по любви, а как к Провидению». После безуспешных попыток подвести под свое преступление гуманную идею и тем оправдать себя он, наконец, набирается мужества и именно ей с предельной искренностью признается: «И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил. мне надо было узнать тогда. вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу. Тварь ли я дрожащая или право имею!» Соня всплеснула руками: «Убивать? Убивать-то право имеете?»

Идеи «столкнуты лбами» уже вслух. Раскольников упорно стоит на своем: человеком может называться лишь тот, кто «право имеет»; Соня не менее упорно — на своем: нет и не может быть такого права. Мысль Раскольникова приводит ее в ужас, но в то же время девушка испытывает огромное облегчение: ведь до этого признания она считала себя падшей, а его, Родиона Раскольникова, — человеком из другого мира, неизмеримо выше, лучше ее.

Теперь же, когда Соня узнала о преступлении любимого и поняла, что он такой же отверженный, разделявшие их преграды рухнули. Но ей еще предстоит его спасти, а он, отстаивая свое право распоряжаться чужими жизнями, заставляет ее страдать все сильнее, втайне надеясь, что она придумает что-нибудь приемлемое для обоих, предложит что угодно, кроме «явки с повинной». Но тщетно. «Соня представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут — или ее дорога, или его».

Здесь Достоевский неумолим: либо палач, либо жертва. Либо безмерный деспотизм, либо искупительное страдание. В яростном споре Раскольникова и Сони побеждает все-таки «Сонина правда»: «идейный убийца» понимает, что только «явка с повинной» может избавить его от нравственных мучений, от одиночества. Нравственный закон, по которому живет Соня, по мнению писателя, единственно справедлив. Авторская позиция раскрывается в том, что Раскольникова «заражает» религиозность Сони. Он просит девушку прочесть легенду о воскрешении Лазаря. На Сенной площади, решившись «искупить вину страданием, Раскольников впервые за страшное последнее время ощутил полноту жизни». «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».

Победила не только Сонина правда. Победила ее душевная красота, ее жертвенная любовь, ее смирение, сострадание и вера. Противопоставляя две «правды» — индивидуалистическую теорию Раскольникова, не освещенную любовью к человеку, и Сонину жизнь по нормам человечности и человеколюбия, — писатель оставляет победу за Сонечкой, с ее чуткостью, душевной силой, способностью любить. Ее любовь жертвенна и потому прекрасна, в ней, этой любви, — надежда на возрождение Раскольникова. Я думаю, что, когда Достоевский утверждал, что «красота спасет мир», он имел в виду именно такую нравственную, человеческую красоту, которую проявила Соня, борясь за любимого. По мысли писателя, в Сонечкиной правде — «заря обновленного будущего». В одной из записных книжек к роману Достоевский писал: «Человек не родится для счастья, Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием», — к такому выводу приходит писатель, и читателю с ним трудно не согласиться.

Соня мармеладова и раскольников в романе достоевского преступление и наказание

После совершенного убийства в душе Раскольникова идёт тяжкая внутренняя борьба. И на пути его как раз в это время попадается Соня Мармеладова.

Это бедная девушка, дочь пьяницы-чиновника, которая продала свое тело ради спасения от голода малолетних детей своей мачехи. Грязную жизнь пришлось ей вести, но душа её оставалась чиста и чужда её земной жизни. Соня воспитала себя на чтении Евангелия, – она верила, что Бог простит ее, как евангельскую блудницу и мытаря, и всеми помыслами тянулась она к Богу; здесь на земле осуществила она божественный завет жертвовать собой ради ближнего.

Соня Мармеладова. Образ евангельской Любви

И сознание этой жертвы не возбуждало в Соне гордости, – она видела в этом свой долг исо смирением несла тяжелый свой крест. С точки зрения людей, она была существом «падшим», но Достоевский сумел осветить её сердце и нашел в нем богатый источник света высокой, христианской любви. Соня Мармеладова принадлежит к тем светлым женским образам, которыми богата русская литература, она сродни тургеневской Лизе Калитиной и др.

И вот, к этой Соне пришел каяться Раскольников, – он думал, что она, как тоже «переступившая» условности жизни, близка ему по духу, что она – товарищ его по беде. Он льстил себя мыслью, что она тоже злобствует на людей за то, что она – их жертва, и, подобно ему, – грешница «пуще всего тем, что понапрасну умертвила и предала себя». Из этих слов видно, что, ослепленный самомнением, он мог еще смотреть на себя, как на «напрасную жертву».

Он стал перед Соней на колени и сказал: «я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». В этих словах еще слышится его «гордость». Ведь он и себя считает в такой же степени достойным преклонения. Он пришел, чтобы «возмутить» Соню против людской несправедливости, – и в этом возмущении «сестры по духу» найти облегчение своей мятежной душе.

Но он встретил в ней сильного человека, который повел его за собой. Соня приблизила его к Богу, она читала ему «Евангелие», – она, простая девушка, сказала ему, образованному человеку, что нет той мерки, которою человек может судить другого человека, а презирать своего ближнего никто не имеет права [1]. она сказала этому гордому человеку, что он – «несчастнее всех» на свете, – что он над собой сделал великое зло; она указала ему и путь спасения:

«Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны и скажи всем, вслух: я убил».

Она доводит Раскольникова до сознания, что главным побуждение к убийству было его самолюбие. Не о счастье людей заботился он: ему хотелось только доказать себе, что он – сильный человек, что он – не «вошь, как все», не «тварь дрожащая» – и «право имеет переступить».

Раскольников постепенно вступает на путь, который ему указала Соня. И с момента первого искреннего покаяния на каторге он начинает возвращаться в то общение с людьми, от которого он оторвался, повинуясь своей гордыне.

С ним произошло то, что с героями Толстого – Пьером Безуховым, Андреем Болконским, только большей ценой заплатил он за свои ошибки. Само покаяние его характерно, – оно чисто в «народном духе», – в этом кроется высокий смысл: Достоевский, подобно Толстому, зовет этого интеллигента-преступника к простой – народной правде, к «каратаевщине». Там чище правда, там спасение.

[1] «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную». – «Это – человек-то вошь!» – воскликнула Соня, и в этом восклицании выразилась вся глубина её христианской гуманности. Не имеет никто права считать другого ничтожным и презирать его – в малых людях, в людях «униженных и оскорбленных», в преступных и падших можно легко тогда, проглядеть «человека» (Ср. слова Обломова в разговоре с Пенкиным).

Смотрите еще:

  • Вакансии в кемерово юрист Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Кемерово и соседних городах Кемерово Юрист — от 15 000 р. Обязанности: ведение исполнительного производства,контроль за своевременным применением принудительных мер судебным приставом- […]
  • Как получить ходатайство Как написать ходатайство для получения квоты на РВП? Необходимо написать ходатайство от главы факультета в УФМС с целью выделения квоты на РВП иностранной студентке. Как оформить и есть ли шаблон для данного вида ходатайства? 18 […]
  • Консультация юриста в ханты-мансийске Консультация юриста в ханты-мансийске Ханты-Мансийск: услуги практикующих юристов (телефоны и адреса) Подробности Категория: Услуги частнопрактикующих юристов юрист услуги контакты КУЛЕБАКИН […]
  • Отзывы о независимой экспертизе после дтп Независимая экспертиза после ДТП Перейти на новый Общий форум Автор: Byrik [Москва] (---.telmos.ru) Дата: давно Господа, подскажите пожалуйста, стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП (я - пострадавший), или положиться на […]
  • Расчет пенсии в мо рф Калькулятор военной пенсии с 1 января 2018 года по новой выслуге лет Расчет пенсии военнослужащих отличается от расчета пенсии обычных работников. Но благодаря калькулятору, приведенному ниже, вы сможете без проблем рассчитать свои […]
  • Общая теория собственности черкасов Черкасов Г.И. Общая теория собственности Скачивание файла Введите число с картинки: Поделись с друзьями! Комментарии Смотрите также Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности Капелюшников Р.И. Экономическая теория […]
  • Заявление от анны седых Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Заявление о продлении срока принятия наследства Исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства В семейном (гражданском) законодательстве определен срок, в течение которого наследники должны формально или фактически вступить в наследство. Этот срок составляет […]