Статья 211 ук рф

Содержание статьи:

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к статье 211 Уголовного Кодекса РФ

1. Предметом преступления являются: 1) суда воздушного транспорта; 2) суда водного транспорта; 3) железнодорожный подвижной состав.

Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолет, вертолет, планер, дирижабль, воздушный шар и другие летательные устройства).

Судно водного транспорта (морские, речные и озерные суда) — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства для перевозок по воде (под водой) людей и грузов (теплоходы, корабли, паромы, морские яхты), а также суда специального назначения (буксирные, научные, добывающие и др.).

Не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 211 УК, гребные весельные шлюпки и иные плавсредства, приводимые в движение за счет мускульной силы человека. Завладение такими предметами в целях обращения их в свою пользу или в пользу других лиц подлежит квалификации как хищение чужого имущества.

Железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: а) угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; б) захват такого судна или состава в целях угона.

Угон — неправомерные самовольные действия по перемещению судна или состава с места их нахождения. Угон возможен и без предшествующего захвата транспортного средства (например, когда угон совершается самим экипажем или машинистом).

Захват — противоправное насильственное установление контроля над указанными транспортными средствами с целью угона. Захват предшествует угону и осуществляется с применением насилия, неопасного для жизни или здоровья, или угрозы применения такого насилия (ч. 1 ст. 211 УК). Потерпевшими могут быть члены экипажа, машинист, пассажиры, а также иные лица.

Угон и захват воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, выступающие в качестве способа совершения иных преступлений (например, государственной измены, захвата заложников, незаконного пересечения Государственной границы), квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных соответственно ст. 211 УК и ст. ст. 275, 206, 322 УК.

3. Преступление имеет формальный состав и является оконченным с момента совершения соответствующих действий.

Угон является оконченным преступлением с момента отъезда или перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось, либо изменения курса. Как покушение на угон транспортного средства следует рассматривать действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, если действия этого лица были пресечены или по иным не зависящим от него обстоятельствам ему не удалось реализовать преступный умысел.

Захват считается оконченным с момента, когда виновное лицо устанавливает контроль над транспортным средством либо его экипажем и получает возможность распоряжаться им по своему усмотрению.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При совершении деяния в форме захвата обязательным признаком субъективной стороны является цель угона судна воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 211 УК) характеризуется совершением этого преступления: а) группой лиц по предварительному сговору — п. «а» (см. комментарий к ч. 2 ст. 35 УК); в) с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия — п. «в» (см. комментарий к п. «в» ч. 2 ст. 126 УК); г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, — п. «г» (см. комментарий к п. «г» ч. 2 ст. 126 УК).

7. Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 211 УК) характеризуется: а) совершением преступления организованной группой (см. комментарий к ч. 3 ст. 35 УК); б) причинением по неосторожности смерти человеку (см. комментарий к ст. 109 УК) или иных тяжких последствий.

Иные тяжкие последствия означают: причинение вреда здоровью, уничтожение или повреждение транспортных средств, дезорганизацию работы транспорта на длительный срок и т.п.

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к Ст. 211 УК РФ

1. Опасность преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

2. Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.

К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями, — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Согласно Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

К судам водного транспорта относятся плавательные средства, приводимые в движение двигателями морские, речные, озерные суда (кроме маломерных судов) — теплоходы, корабли, самоходные баржи, паромы, плавучие сооружения, подводные лодки, буксиры, спортивные, научные и другие суда, или силой ветра — яхты, парусники, катамараны и другие, предназначенные для перемещения по воде или под водой людей, грузов, буксировки, добычи полезных ископаемых, проведения строительных, технических работ, научных исследований, спортивных, культурных мероприятий и т.д.

Безопасности морского судоходства посвящена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, заключенная в Риме 10 марта 1988 г.

К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения по рельсам для перевозки людей, грузов, проведения строительных работ, иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав — электровозы, тепловозы, мотовозы, паровозы, вагоны и поезда, авто- и электродрезины и др.

3. Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно в захвате такого судна или состава в целях угона.

Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава. Расстояние, на которое они при угоне перемещены, не имеет значения. Кроме этого, состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, может иметь место и в случаях, когда соответствующее транспортное средство передается при выполнении требования виновного лица об этом как условия освобождения захваченного заложника, и в таких случаях деяние квалифицируется по совокупности со ст. 206 УК.

Захват судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава предполагает установление незаконного контроля над соответствующим судном, транспортом или подвижным составом, в результате чего возможность их передвижения зависит от воли угонщика, который при этом может лично управлять транспортным средством, или понуждать путем угроз или физического насилия к экипажу, пассажирам, другим лицам выполнять указания угонщика по использованию транспорта по его усмотрению. Захват предшествует угону. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи захват может осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (ст. 116 УК), или угрозы применения такого насилия.

Захват также может быть ненасильственным, например, в отсутствие членов экипажа, поездной бригады и т.д.

4. Преступление имеет формальный состав. Угон или захват считается оконченным с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда угонщик получил возможность осуществлять управление транспортным средством лично или установил контроль над транспортным средством либо его экипажем и получил возможность распоряжаться по своему усмотрению.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, лицо осознает, что совершает угон или захват транспортного средства, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны при захвате является то, что захват совершается с целью угона воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава. Цель самого угона либо захвата транспортных средств значения для квалификации по комментируемой статье не имеет и может быть любая, например совершение террористического акта, незаконное пересечение границы, хищение перевозимого груза, контрабанда и другие преступления, которые образуют совокупность соответствующих преступлений.

Если захват совершен не с целью угона, а для другой цели, например для захвата заложников, находящихся в судне или на транспорте, и требования как условия их освобождения выдвигаются на месте захвата, сами судно или транспорт не перемещаются, то ответственность по комментируемой статье не наступает, и в таких случаях действия виновного лица квалифицируются соответственно с содеянным, в частности при захвате заложника по ст. 206 УК.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированные составы преступления: 1) группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК); 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. ст. 111, 112, 115, 117 УК); 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Под оружием понимается любой вид оружия — огнестрельное, холодное, газовое, боевое оружие, в том числе и не указанное в Законе об оружии. Предметом, используемым в качестве оружия, может быть любой подобранный на месте или заранее принесенный, приспособленный для причинения вреда здоровью человека предмет.

8. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает особо квалифицированные составы преступления: те же деяния, если они совершены организованной группой (ст. 35 УК) либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия являются оценочным понятием, ими могут быть крушение, авария судна, транспортного средства, значительный материальный ущерб, связанный с уничтожением или повреждением перевозимого груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, значительное загрязнение окружающей среды, дезорганизация работы транспортного предприятия и т.д.

Субъективная сторона угона в случаях наступления по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий характеризуется двойной формой вины — прямым умыслом по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) — к последствиям. Посягательство на жизнь потерпевшего в процессе угона или захвата судна квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и соответственно ст. ст. 105, 277, 295, 317 УК в зависимости от того, кто являлся потерпевшим.

Статья 211 УК РФ. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарии к ст. 211 УК РФ

1. В соответствии с диспозицией ст. 211 предметом преступления являются: судно воздушного транспорта, судно водного транспорта и железнодорожный подвижной состав.

К воздушному транспорту относятся летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и т.п.).

Судно водного транспорта — самоходное или несамоходное плавучее средство, используемое для перевозок по воде (под водой) грузов, пассажиров, багажа, специального назначения — буксировки судов, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций и т.д. (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). К судам водного транспорта следует относить также и маломерные суда, под которыми понимаются самоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребную лодку грузоподъемностью 100 кг и более, байдарку грузоподъемностью 150 кг и более и надувное судно грузоподъемностью 225 кг и более).

Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» ).

СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

2. Объективная сторона преступления выражается в одной из двух альтернативных форм действий: а) угоне соответствующего судна или подвижного состава; б) в их захвате с целью угона.

Под угоном следует понимать самовольные ненасильственные действия по перемещению транспортного средства с места его нахождения. Угон состоит в установлении контроля со стороны виновных лиц над транспортным средством и его последующим перемещении с того места, где оно находилось, в другое место. Местонахождение судна или состава на момент угона (на стоянке в аэропорту или водном порту, на рейде или на курсе, в депо, полете, на станции и т.д.) для квалификации значения не имеет.

В отличие от угона захват — это насильственное установление контроля над воздушным или водным судном либо железнодорожным подвижным составом с целью угона. Основной состав преступления характеризуется применением насилия, не опасного для жизни или здоровья либо угрозой применения такого насилия. Насилие может применяться к членам экипажа, обслуживающему персоналу, охране, пассажирам либо любым иным лицам, которые по тем или иным причинам оказались на транспортном средстве или вблизи от него.

3. Угон является оконченным преступлением с момента изменения местонахождения транспортного средства (с началом полета воздушного судна или движения подвижного состава, водного судна либо изменения курса судна), а захват — с момента установления над ним неправомерного контроля со стороны угонщиков. Неудачная попытка угона или захвата транспортного средства квалифицируется как покушение на преступление.

4. Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется прямым умыслом. Для захвата судна или железнодорожного подвижного состава обязательным субъективным признаком является специальная цель — угон. Захват не с целью угона, а преследующий иные цели, не образует преступления, квалифицируемого по ст. 211. Причинение вреда собственнику судна, железнодорожного подвижного состава, груза или багажа требует самостоятельной оценки по соответствующим статьям УК.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъектом преступления могут быть и члены экипажа, машинисты, которые имеют доступ к транспортному средству в связи с выполнением своих служебных обязанностей.

6. Квалифицированным видом угона (ч. 2 ст. 211) является совершение этого преступления: а) группой лиц по предварительному сговору; в) с применением насилия, опасного для жизни и здоровья; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Содержание этих признаков аналогично их содержанию при захвате заложника (п. п. «а», «в» и «г» ч. 2 ст. 206 УК).

7. Особо квалифицированным видом угона является: а) совершение деяния организованной группой; б) угон, повлекший по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Содержание этих признаков было рассмотрено при анализе особо квалифицированного состава террористического акта (ч. 3 ст. 205 УК).

Статья 211 Уголовного кодекса РСФСР предусматривала уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта при наступлении определенных последствий: причинение существенного материального ущерба, легких или менее тяжких телесных повреждений, а также смерти.

Тяжесть причиненных телесных повреждений определялась экспертами согласно Правилам судебно — медицинского определения степени тяжести телесных повреждений, утвержденных Приказом Минздрава СССР от 11 декабря 1978 г. N 1208. В соответствии с Указом Президента РФ с января 1993 г. уголовная ответственность за причинение материального ущерба и легких телесных повреждений исключена.

С 1 января 1997 г. вступил в действие новый Уголовный кодекс РФ, ст. 264 которого также предусматривает уголовную ответственность за нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие определенные последствия: причинение по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также по неосторожности смерть человека. Таким образом, в новом Уголовном кодексе вновь введена уголовная ответственность за причинение крупного ущерба, который должен превышать 500 минимальных размеров заработной платы. Причем в эту сумму не входят дополнительные связанные с аварией расходы: оплата буксировки поврежденного автомобиля, услуг эксперта по составлению калькуляции и т.д., а определяется этот ущерб лишь исходя из стоимости ремонта автомобиля, повреждения груза и т.д.

Даже самые простые подсчеты показывают, что как бы не был поврежден автомобиль отечественного производства, вряд ли виновника такой аварии удастся привлечь к уголовной ответственности, поскольку такая большая стоимость ремонта возможна только при повреждении автомобилей иностранного производства. Например, на поврежденный в результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль джип «Гранд чероки» калькуляция может быть составлена и на сумму 235 млн. руб., а новый автомобиль «ГАЗ-31029» стоит чуть более 40 млн. руб.

Уголовная ответственность согласно новому Уголовному кодексу за причинение легкого вреда здоровью вообще отсутствует, что вызывает естественное удивление: в случае сильного повреждения автомобиля виновника можно привлечь к уголовной ответственности, а при причинении водителю и нескольким пассажирам легкого вреда здоровью (например, сотрясение головного мозга) нет.

Поскольку новый Уголовный кодекс предусматривает теперь ответственность не за причинение телесных повреждений, а вреда здоровью, то Приказом Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. N 407 с 1 января 1997 г. введены в действие Правила судебно — медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью. Разница в причинении «телесных повреждений» и «вреда здоровью» заключается в том, что определенные повреждения (например, царапины, ссадины и т.д.) не влекут за собой никакого вреда здоровью и поэтому они не подлежат классификации. Как уже обратили внимание читатели, для привлечения к уголовной ответственности необходимо наличие, в основном, двух вещей: нарушения Правил дорожного движения и наступления в результате этого определенных последствий. Степень тяжести телесных повреждений определяется на основании заключений судебно — медицинских экспертов и, как правило, сомнению не подвергается, а основной вопрос, который решается по делу, — наличие в действиях, например, водителя нарушений требований Правил дорожного движения.

Однако судебно — медицинские эксперты — тоже люди и могут ошибаться. Нельзя также исключить и недобросовестность людей, которые, к сожалению, особенно в последнее время, идут на различные злоупотребления и пытаются доказать виновность водителя в причинении им телесных повреждений, которых не было, лишь с одной целью — получения материальной компенсации в возмещение «причиненности вреда».

Осенью 1996 г. на территории Московской области водитель грузового автомобиля, находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершил наезд на стоявший на проезжей части, из-за технической неисправности, легковой автомобиль. В результате водитель последнего получил повреждения шеи и был доставлен в больницу. По факту данной аварии было возбуждено уголовное дело и через несколько дней к следователю пришел человек, который заявил, что также находился в легковом автомобиле и в результате наезда получил такие же, как и водитель, повреждения. В подтверждение своих слов он представил выписку из истории болезни, из которой усматривалось, что он поступил в ту же больницу, что и пострадавший, но на день позже. Водители как легкового, так и грузового автомобилей категорически отрицали факт наличия этого человека вообще на месте аварии.

Следователь тщательно проверил это обстоятельство и установил, что «пострадавший» по стечению обстоятельств в тот же день попал по своей вине в аварию и получил повреждение шеи. Через своего знакомого врача он узнал о поступлении в больницу пострадавшего водителя и решил воспользоваться моментом, чтобы получить компенсацию с организации, являющейся владельцем грузового автомобиля.

Уголовное дело по факту причинения телесных повреждений этому «пострадавшему» следователь прекратил и передал материалы для возбуждения уголовного дела и привлечения к ответственности за ложный донос и покушение на хищение денежных средств.

Как уже отмечалось выше, если водитель не допустил нарушений безопасности движения и эксплуатации транспорта, то он не должен нести никакой ответственности даже в случае гибели людей. Если же он допустил эти нарушения, но это не повлекло за собой указанных в статье Уголовного кодекса последствий, то водителя можно привлечь лишь к административной ответственности.

Так, например, водитель К., в период действия Уголовного кодекса РСФСР, обвинялся в том, что управляя служебным автомобилем, принадлежащим крупной коммерческой фирме, совершил на пешеходном переходе наезд на пожилую женщину, причинив ей в результате этого менее тяжкие телесные повреждения, т.е. временную нетрудоспособность на срок свыше 21 дня. Нарушение Правил дорожного движения со стороны водителя никаких сомнений не вызывало. Представителем потерпевшей по делу был признан муж пострадавшей, который заявил гражданский иск на колоссальную сумму, мотивируя тем, что жена в результате данной аварии стала инвалидом I группы и приложил в подтверждение этого соответствующий документ.

Причем группа инвалидности была установлена через два месяца после случившегося, что подтверждало его слова. На предварительном следствии услугами адвоката не воспользовался, а пригласил его лишь участвовать в деле при рассмотрении в суде. Ознакомившись с материалами уголовного дела, у адвоката, естественно, зародились сомнения в причине получения пострадавшей инвалидности самой высокой группы в результате причинения этих телесных повреждений. Кроме того, допрос пострадавшей производился дома и ее муж настаивал на рассмотрении дела в суде в ее отсутствие. Юридической консультацией был сделан запрос во ВТЭК по месту жительства пострадавшей. Из ВТЭКа ответили письменно, что действительно ей была установлена I группа инвалидности по заболеваниям: старческой деменции (слабоумию), мистическим нарушениям, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни и повреждениям, полученным за несколько дней до аварии. Был сделан также запрос в поликлинику, откуда подтвердили факт причинения ей телесных повреждений при падении с лестницы за несколько дней до наезда.

В суде адвокату удалось убедить в необходимости проведения комиссионной судебно — медицинской экспертизы, которая в своем заключении отметила, что действительно еще до происшествия у пострадавшей имелись телесные повреждения. Что же касается данного наезда, то причиненные в результате его повреждения относятся к категории легких телесных, повлекших за собой кратковременное расстройство здоровья.

Народный суд вынес в отношении К. оправдательный приговор. Наиболее часто встречающийся при дорожно — транспортных происшествиях вред здоровью, за причинение которого привлекают к уголовной ответственности, это тяжкий вред. Основными признаками причинения такого вреда являются потери зрения, слуха, речи, полная утрата профессиональной трудоспособности, прерывание беременности и т.д.

Наиболее часто встречающиеся при дорожно — транспортных происшествиях обезображение лица происходит при повреждении его осколками стекол автомобиля или при ударе лицом о его выступающие детали. При этом эксперт отмечает в заключении, что сами по себе повреждения являются легкими, но с учетом обезображения лица относятся к категории тяжких.

Однако окончательное решение остается за судом, который с учетом мнения самого пострадавшего и расположения повреждений может и не признать их тяжкими по указанному выше признаку. Причинение каких-либо даже самых незначительных телесных повреждений пожилым людям при дорожно — транспортных происшествия нередко вызывает обострение уже имевшихся у них до этого заболеваний сердца, сосудов головного мозга, легких и т.д., что приводит к их смерти. Причем смерть наступает через несколько недель, а то и месяцев. В связи с этим в судебной практике возникал вопрос: за что водителя надо привлекать к ответственности — за причинение телесных повреждений пострадавшему или за его смерть. Верховный Суд РФ давал разъяснения по конкретным делам, что привлекать к уголовной ответственности за смертельный исход надо тогда, когда между причинением телесных повреждений при наезде и наступлением смерти имеется причинная связь. Если причинной связи нет, то водитель подлежит ответственности только за те повреждения, которые он причинил в результате происшествия.

Осенью 1995 г. водитель П. совершил наезд на пожилую женщину, которая скончалась в больнице. В процессе предварительного расследования была проведена судебно — медицинская экспертиза, в заключении которой эксперт отметил, что пострадавшей были причинены тяжкие телесные повреждения и ее смерть наступила от полученных в результате наезда переломов костей таза, сопровождавшихся воспалением легких, дыхательных путей и мозговых оболочек.

Поскольку расследование проводилось в период действия старого Уголовного кодекса, то П. был привлечен к уголовной ответственности по ст. 211 ч. 2 УК РСФСР, предусматривавшей наказание до 10 лет лишения свободы за нарушение правил безопасности и эксплуатации транспорта, повлекшее смерть потерпевшего. Адвоката П. пригласил участвовать только в суде, где защитник обратил внимание суда на допущенные экспертом при проведении экспертизы существенные нарушения Уголовно — процессуального законодательства РФ, а также на то обстоятельство, что пострадавшая умерла спустя 1 месяц и 19 дней после происшествия. Судом была назначена комиссионная судебно — медицинская экспертиза, которая в своем заключении отметила, что в результате наезда пострадавшей был причинен вред здоровью средней тяжести. Причиной же смерти явилась острая сердечная недостаточность, обусловленная обострением имевшихся у нее заболеваний, которые никакого отношения к происшествию не имеют. Виновность П. в нарушении Правил дорожного движения и наезде на пешехода сомнений не вызывала.

Учитывая изложенное, П. был признан виновным и осужден по ст. 264 ч. 1 УК РФ, т.к. приговор выносился уже в период действия нового Уголовного кодекса. Поскольку в процессе рассмотрения дела было установлено, что пострадавшая сама грубо нарушила Правила дорожного движения, а также то, что П. ранее ни к административной, ни к уголовной ответственности не привлекался, исключительно положительно характеризуется, а максимальное наказание, предусмотренное ч. 1 указанной статьи, до 2 лет лишения свободы, суд осудил П. к наказанию в виде штрафа.

Обжаловать приговор никто не стал.

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
«О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
(вместе с «ОСНОВНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПО ДОПУСКУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К
ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»)

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.96 N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 24.08.2013)
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 13.06.96 — «Собрание законодательства РФ», 17.06.96, N 25, ст. 2954;
  • «Российская газета», N 113, 18.06.96, N 114, 19.06.96, N 115, 20.96.96, N 118, 25.06.96)

Статья 211 Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

Пункт б) — Утратил силу.

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Смотрите еще:

  • Российского агентства по патентам и товарным знакам роспатент Российского агентства по патентам и товарным знакам роспатент Адрес: 103621, Малый Черкасский пер., д.2/6 121858, Бережковская набережная, 24 и 30, корп.1 Генеральный директор КОРЧАГИН Александр Дмитриевич Тел.243-55-09, 206-18-09, […]
  • Право собственности и другие вещные права гражданский кодекс Раздел II. Право собственности и другие вещные права (ст.ст. 209 - 306) Раздел II. Право собственности и другие вещные права О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных […]
  • Учебная езда нарушение правил Статья 12.22. Нарушение правил учебной езды СТ 12.22 КоАП РФ Нарушение правил учебной езды водителем, обучающим вождению транспортного средства, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот […]
  • Как исчисляется срок давности по преступлению Статья 78. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности 1. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки: а) два года после совершения […]
  • Штраф гибдд без осаго 2018 Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2018 году Штраф за езду без страховки ОСАГО составляет 800 рублей. С 1 июля 2018 года изменений в штрафах за отсутствие ОСАГО нет. Также при управлении без полиса ОСАГО возможно получить штраф 500 […]
  • Управление тс лицом не вписанным в страховку Если водитель не вписан в страховку – кому и какой штраф, спасет ли доверенность, кто платит при ДТП + действенный метод избежать наказания Случаются ситуации, когда кому-то требуется садиться за руль чужого автомобиля. Но зачастую […]
  • Правила волейбола у сетки Сетка и стойки. Волейбол 2.1 Высота сетки 2.1.1 Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин. Для детских соревнований: 2.1.2 Высота […]
  • Размер штрафа за отсутствие страховки 2018 Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2018 году Штраф за езду без страховки ОСАГО составляет 800 рублей. С 1 июля 2018 года изменений в штрафах за отсутствие ОСАГО нет. Также при управлении без полиса ОСАГО возможно получить штраф 500 […]