Управление социальными системами учебное пособие

Теория управления социальными системами (учебное пособие). Автор: Соловьев В.С., редактор: Ильин А.А.

Виды управления в природе и в обществе: биологические, технические и социальные. Понятия «управление», «система управления». Основные элементы организационных систем управленческой деятельности: управленческий персонал, организационная техника управления, содержание управленческой деятельности, управленческая информация (информацион­ные системы), организационные условия управленческой деятельности.

Особенности управления на различных уровнях. Характеристика основных элементов и объектов управления на различных уровнях социальных образований.

Основные классы и виды управленческой деятельности.

Объективный мир (социум) представляет собой сложное, системно организованное единство. Организованность, упорядоченность объективного мира, с одной стороны, обеспечивается естественным образом в соответствии с объективными законами эволюционного развития (динамики) экосистемы, а с другой – искусственно, путем активного преобразования мира человеком. В структуре объективного мира, в котором мы живем, можно выделить живую, неживую природу и человеческое общество. Системная организованность неживой природы является следствием эволюционного развития материального мира, и управление и регулирование изменений здесь отсутствует. Непосредственно в искусственных технических системах, которые можно рассматривать как «мертвые агрегаты» наряду с неживой природой, управление также отсутствует. Однако в отличие от других объектов неживой природы технические системы и машины, созданные трудом человека для использования их в процессах жизнедеятельности, могут искусственно механическим, физическим способами регулироваться (но не управляться) человеком и тем самым приспосабливаться к изменениям окружающей среды только в системе «человек-маши­на».

Организованность живой природы активно проявляется как результат рефлекторных инстинктивных бессознательных реакций живых организмов (биосистем) на внешние раздражители, обусловленные изменениями биогеоценоза экосистемы. В небольшой степени упорядоченность жизни общества как биосистемы живой природы проявляется лишь по отношению к отдельным сообществам, группам рода человеческого так же, как и других представителей животного мира, как результат регуляции поведения на основе законов биологического развития, то есть проявляющихся как бессознательные инстинктивные реакции живых организмов в рамках биогеоценоза, обусловленного местами проживания (средой обитания) отдельных групп человеческих сообществ. Однако вследствие разумности человека организованность общества в рамках экосистемы является искусственной и выступает в форме социальной организации жизнедеятельности общества, искусственно адаптированной к естественным процессам динамики экосистемы*. Организация жизнедеятельности общества искусственно обеспечивается специфически обособленной абстрактной разумной деятельностью человека, которую можно определить как управление или управленческую деятельность.

Если регуляция организованности в живой природе в форме ее приспособления к изменениям окружающей среды осуществляется «автоматически», на индивидуальном уровне ощущений, как актуальная, «одномоментная» ответная реакция на изменения окружающей среды, то есть практически «совпадающая» во времени с изменениями экосистемы, то регулирование организованности в обществе и в экосистеме задолго до его осуществления предварительно продумывается, описывается на абстрактном уровне и лишь затем реализуется. Более того, в процессе реализации социальных изменений и динамики окружающей среды в результате активного вмешательства человека в эволюционные естественные процессы объективного мира осуществляется мониторинговый контроль и анализ соответствия реальных процессов предварительным абстрактным построениям этих изменений.

Как указывалось ранее, под управлением понимается специализированная система различных видов процессов индивидуальной, кооперативной или коллективной мыслительной (сознательной, разумной) деятельности человека, предваряющая, сопровождающая, контролирующая и регулирующая во времени и в пространстве реальные процессы изменения организованной жизнедеятельности общества и окружающей среды. Таким образом, управление представляет собой абстрактное описание во времени и в пространстве будущих возможных предполагаемых, проектных состояний объективного мира и организации жизнедеятельности на различных уровнях ее организованности, эксплицированных и выраженных в определенной знаковой и вербальной (смысловой, понятийной) системах, сознательные разумные акты воздействия субъектов управления (человека или группы людей) на объекты управления (человека или группу людей) для побуждения их к активным действиям с целью “перевода” этих абстрактных предварительных представлений в реальный процесс материального или духовного производства, систематический контроль и анализ соответствия реальных состояний и абстрактных представлений изменения процессов организации жизнедеятельности и окружающей среды, искусственное регулирование процессов организации жизнедеятельности общества. Схематически управление можно представить следующим образом (см. рис. 3).

Так как жизнедеятельность общества реализуется только в искусственно организованных формах специализированных систем деятельности, то соответственно управление организацией жизнедеятельности осуществляется только в рамках специализированных организаций и выступает в форме специфической, сугубо человеческой (всегда носит абстрактный, разумный, сознательный, предметно-духовный характер) управленческой деятельности*. Так же как и организация, представляющая собой социальную специализированную в экономике общества систему различных видов деятельности, управление в организации как ее неотъемлемая часть представляет собой систему (подсистему) различных классов и видов управленческой деятельности, специализированных по объекту, предмету, средствам и организационным условиям управленческой деятельности.

Рассматривая организацию и управление как специализированную социальную систему деятельности, естественно предположить, что в качестве элементов этой системы выступают различные типы, классы и виды деятельности. В свою очередь, деятельность как элемент организованной системы сама по себе является достаточно сложным процессным системным образованием. Неотъемлемыми составными «элементами» системы управленческой деятельности являются:

субъект управленческой деятельности (управленческие работники, управленческий персонал, кадры) в форме обособленного аппарата (органа) управления;

объект деятельности, в качестве которого выступают производственные (процессы производства продукции, услуг), организационные и межорганизационные процессы изменения состояний организации во взаимосвязи с динамикой экосистемы;

предмет (содержание) деятельности в форме абстрактных представлений и описаний «жизненных циклов» продукции и элементов производственных и организационных процессов (трудовых, технических, материально-сырьевых, финансовых и информационных ресурсов, производственно-бытовых условий труда и т.п.); средства деятельности в виде профессиональных специализированных знаний работников организации, нормативно-справочной, инструктивно-методической информации, личностного ресурса работников организации и прежде всего управленческого персонала, организационной техники обработки, передачи, хранения управленческой информации, информационных систем, методов разработки управленческих решений, методов управления персоналом;

результат управленческой деятельности в форме документированной или устной информации, отражающей описание изменения состояний предмета и объекта организационной деятельности во времени и в пространстве;

«производственно-бытовые» и экономические условия управленческой деятельности: административные здания, помещения, мебель, санитарно-гигиенические условия труда, пространственное размещение и оборудование «рабочих мест», система оплаты труда управленческого персонала и т.п.

Поэтому под системой управления или системой управленческой деятельности в рамках рассматриваемой концепции системодеятельностной организации будем понимать совокупность материальных, технических, кадровых, информационных, финансовых ресурсов и условий деятельности, реализуемых как система только в процессе управленческой деятельности.

Естественно, система управления, сам процесс управленческой деятельности и все элементы этой деятельности по стадиям их жизненных циклов могут быть описаны с различных сторон: с точки зрения состава, содержания, структуры, функционального назначения, технологии, методов взаимосвязей и взаимодействия и т.п. Кроме того, организационная управленческая деятельность может быть описана так же, как сложная система, состоящая из подсистем управления производством, материальными ресурсами, персоналом, техническими, финансовыми средствами, качеством продукции и т.д., а также в любых других композиционных характеристиках.

Системы управления не могут рассматриваться абстрактно, формально, безотносительно предмета и объекта управления, то есть производственной деятельности, автономно вне всей системы организационной деятельности. Специфика систем управленческой деятельности предопределяется и обусловливается особенностями объекта и предмета управления, то есть особенностями процессов производственной деятельности или собственно особенностями организации в целом.

Причем параметральные и количественные характеристики систем управления различаются в зависимости от типов, классов и разновидностей конкретных социальных организаций (организа­ции материального производства по отраслям хозяйства, видам продукции и услуг, организации предметно-идеальной деятельно­сти, идеологические организации и т.п.), уровня социальной организованности общества (государство и его административные региональные подразделения: республики, края, штаты, кантоны, земли, районы, города, поселки и т.п.). Сложность описания систем управления обусловлена особенностями социальных систем различного уровня, которые проявляются в размытости границ организаций, невозможности адекватного отражения множества факторов, взаимосвязей и способов взаимодействия элементов, индивидуальности людей как социальной составляющей организации. Это приводит к формализованному, симплифицированному, «гру­бому», неадекватному моделированию и т.п.

Рис. 3. Принципиальная схема понятия управления социальными
системами

В то же время вне зависимости от особенностей объекта и предмета, условий деятельности конкретных организаций в системах управления можно выделить универсальные, принципиальные характеристики управленческой деятельности, которые позволяют системно классифицировать управленческую деятельность применительно к любым классам организаций. Прежде всего в социальных системах управления можно выделить два типа управленческой деятельности: функциональную, то есть регламентированную, формализованную, алгоритмизированную, нормативно и параметрально заданную во времени и в пространстве по средствам, предмету, способам, технологии выполнения, результатам и т.п. деятельность, и нефункциональную творческую нерегламентируемую, неформализуемую, слабо алгоритмизируемую, ненормируемую и т.п. деятельность. Естественно, функциональная деятельность, отражающая функциональные зависимости и взаимосвязи элементов социальной организованной системы жизнедеятельности в форме закономерностей в силу ее формализуемости может быть выражена и эксплицирована в различных знаковых системах, в то время как творческая деятельность вследствие невозможности формального отображения когнитивных* процессов описательно может быть выражена слабо. Чаще всего ее в научной литературе обозначают как «искусство управления». Тем не менее с позиций системодеятельностного представления организации границы, состав и направленность творческой управленческой деятельности по результатам и содержанию могут быть описаны, но без технологии и способов ее осуществления.

Естественно, разделение абстрактной (духовной, идеальной) управленческой деятельности на функциональную и нефункциональную является условным, т.к. в «чистом» виде ни той, ни другой не существует и в каждой в определенной степени «присутствуют элементы» функциональности и творчества, только степень, «удель­ный вес» этого «присутствия» различны.

В соответствии с методологией познания, основанной на общих законах соотношения части и целого, искусственного и естественного, единства анализа-синтеза, диалектичности изменений (развития), перехода количества в качество, методов системности и «восхождения от абстрактного к конкретному», можно выделить пять классов управленческой деятельности, различающихся по объекту и предмету, то есть по целевой направленности, средствам, результатам, условиям и другим сущностным характеристикам деятельности:

1-й класс – стратегическое управление (управление организационными изменениями, управление организационным развитием, хозяйственно-политическое управление);

2-й класс – организационное управление производственно-хо­зяйственной деятельностью;

3-й класс – функционально-проектировочная деятельность;

4-й класс – функционально-организационная (организацион­но- экономическая) деятельность;

5-й класс – линейное руководство.

Прежде всего в системе управленческой деятельности необходимо выделить класс творческой деятельности, которая описывает динамику организации как элемента социальной экономической метасистемы или социума во взаимосвязи с процессами изменений этой системы или инфраструктуры социума (окружающей среды). Подобный класс деятельности можно обозначить как управление организационными изменениями, или как стратегическое (хозяй­ственно-политическое) управление.

В зависимости от характера описания метасистемы можно выделить следующие разновидности управленческой деятельности этого класса: стратегическое управление организацией в целом как хозяйственно-политической, экономической (финансовой), социально-экономической системой* . Подобная видовая специализация данного класса деятельности обусловлена универсальными, интегральными характеристиками организации как элемента метасистемы, когда хозяйственная, экономическая (финансовая), социально-экономическая или социально- политическая характеристики организации являются универсальными характеристиками элементов метасистемы и позволяют соизмерять результаты хозяйственной деятельности организации как элемента этой метасистемы наряду с другими. Особенность указанного класса управленческой деятельности заключается в слабой формализации, алгоритмизации и вероятностном характере взаимосвязей метасистемы, отсутствии математического аппарата системного моделирования динамики метасистемы, что неизбежно приводят к творческому характеру коллективной деятельности, реализуемой за счет личностного ресурса высшего управленческого персонала организации. Соответственно объектом этого класса управленческой деятельности является организация, «размещаемая» в экономической, хозяйственной, социально-экономической или социально-политической метасистеме, а предметом деятельности – производственно-хозяй­ственные, экономические (финансовые), социально-экономические или социально-политические процессы и отношения организации с внешней средой. Отсюда содержанием этого класса деятельности являются анализ и прогноз динамики внешней ситуации, определение целей организации как специализированной системы различных видов деятельности, формирование вариантов стратегических направлений достижения целей организации, проблематизация, декомпозиция целей и разработка соответствующего комплекса стратегических программ динамики организации во взаимосвязи с изменениями внешних ситуаций, разработка организационных проектов (технологии и организации) реализации стратегических программ (см. прил. 1).

Методологической и содержательной основой организационной деятельности стратегического управления является представление жизнедеятельности общества как экономической системы хозяйствования, обозначаемой понятием экономики государства. Обеспечение жизни человека в обществе осуществляется путем удовлетворения его физиологических и духовных потребностей. В свою очередь, удовлетворение потребностей человека осуществляется за счет производства всех необходимых продуктов. Так как на индивидуальном уровне невозможно обеспечить производство всей номенклатуры и количества продуктов, необходимых для нормального существования человека, жизнедеятельность человека неизбежно осуществляется в социально организованных формах. Более того, даже в условиях совместной жизнедеятельности обеспечить производство продукции в объемах, соответствующих уровню развития цивилизации общества, возможно только на основе дифференциации и специализации труда по отдельным операциям или группам операций, обеспечивающих наивысшую производительность труда человека на индивидуальном уровне, и специфической продуктовой кооперации операциональной деятельности в рамках отдельных специализированных организаций. Номенклатура и объемы производства специфических продуктов в значительной степени объективно обусловлены природно-климатическими условиями экосистемы в местах исторически сложившегося расселения людей, уровнем культуры и организацией их жизнедеятельности. Таким образом, объективным условием удовлетворения всего необходимого набора потребностей каждого человека является обмен продуктами их организованной деятельности. В качестве эквивалентных характеристик такого натурального обмена продуктов различного назначения, позволяющих соотносить затраты живого и овеществленного (прошлого) общественного труда, выступают экономические характеристики продуктов в форме их денежной стоимостной оценки. Следовательно, организованная жизнедея-

тельность общества представляет собой социальную экономическую метасистему, где все организации в обществе как элементы этой метасистемы также являются экономическими социальными объектами, производящими не продукты, а товары. В этом случае знаменитая формула К. Маркса будет выглядеть следующим образом (см. рис. 4).

Таким образом, социальная организованная жизнедеятельность выступает как экономическая метасистема, что предопределяет внутреннюю природу организации как социальной экономической системы*. В связи с тем, что управление социальной экономической метасистемой носит государственный политико-экономический характер, то соответственно управление организацией как элементом метасистемы (класс стратегического управления) объективно является социально- экономическим.

Необходимо отметить, что сложная структура потребностей человека предопределяет структуру организации экономики метасистемы по соответствующим отраслям производства, обеспечивающим жизнеспособность государства как метасистемы: подсистемы жизнеобеспечения (питания, одежды, жилища), здравоохранения и медицины, защиты (обороны) государства (экономиче­ской, территориальной, физической), образования, духовного развития и культуры и т.п. Именно в соответствии с отраслевой структурой экономики строится управление социальной метасистемой, и в рамках этих отраслей экономики функционируют отдельные специализированные организации как специализированные социальные системные деятельностные образования.

Рис. 4. Принципиальная схема взаимосвязей в социальных
системах

Д1 – денежные средства (первоначальный капитал);

МСЭР – материально-сырьевые, энергетические ресурсы;

РС – рабочая сила, физический труд;

ЛР – личностный ресурс, интеллектуальная деятельность;

Тех – техника (технологическое оборудование, машины, механизмы, инструмент, средства малой механизации, приспособления и т.п.);

Инф – информация (интеллектуальный продукт);

Усл. тр. – условия труда (производственно-бытовые, санитарно-гигиенические, безопасные условия труда: здания, помещения, отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, транспортные коммуникации, связь и т.п.);

П – продукция, услуги (результат производственной деятельности) в материально-вещественной или идеальной форме;

Т – товар (товарная продукция, стоимостная форма продукции);

ПС – потребительская стоимость;

Ц – цена товара на рынке (в сфере обращения);

ДС – денежные средства, полученные от продажи (реализации) товара (выручка).

Исходя из деятельностной природы искусственной организации жизни общества можно представить структуру производительных сил общества следующим образом (см. рис. 5). Все продукты потребления для обеспечения жизнедеятельности общества в целом создаются в результате организованной деятельности трудоспособного населения. В то же время значительная часть населения является только потребляющей: дети, учащиеся, пенсионеры, инвалиды, армия, органы государственной власти, правоохранительные органы. Однако жизнь потребляющей части населения также осуществляется в организованных формах деятельности. Только здесь содержанием деятельности является оказание услуг по организации жизни нетрудоспособного населения. Естественно, подобное перераспределение социальных потребительских благ может осуществляться только на метасистемном (государственном, региональном) уровне, и соответственно социально-экономические и социально-политические проблемы также могут решаться только на уровне метасистем, где каждая организация представляет собой элемент социально-экономической и социально-политической системы соответствующего уровня.

Следующий класс управленческой деятельности ограничен управлением организацией как производственной системой. Сюда можно отнести внутриорганизационное управление производством (процессами производства продукции), персоналом, качеством продукции как системообразующими организационными параметральными характеристиками производственных процессов. Соответственно объектом деятельности этого класса являются процессы производства продукции (услуг) в совокупности со всеми другими внутриорганизационными процессами (вспомогательными, подсобными, управленческими), предметом деятельности – системные модельно-процессные представления о совокупности организационного взаимодействия всех элементов производственного процесса и организационных средств для управления ими. Содержанием деятельности класса «организационное управление производством» является: системная взаимоувязка, координация специализированных производственно-хозяйственных отношений и технико-техно­логических схем производственных процессов в рамках организации на весь период времени производства изделия, формирование технико-технологической, производственной, ресурсной, экономической, кадровой политики организации; определение количества, состава и схем расстановки техники, материальных и трудовых ресурсов в реальном и календарном времени исходя из целостного, системного представления производственных процессов; контроль и оперативное регулирование производственных процессов в реальном времени на основе анализа актуального состояния производственных процессов. Особенностью этого класса деятельности является перевод абстрактных социально-экономических целей организации на основе их декомпозиции в схематизированный процесс «материальной» производственно-хозяйственной деятельно­сти* организации как производственной системы.

Рис. 5. Принципиальная схема производительных сил общества

Полипроцессуальный характер предмета деятельности класса «организационное управление производством» (различные трудовые процессы, процессы подготовки производства, технологические, обеспечивающие, контрольные, отслеживающие процессы, процессы функциональной деятельности, процессы организационного и регулирующего воздействия и т.п.) требует мысленного совмещения всех процессов, имеющих различные временные, параметральные характеристики, свои понятийно-языковые описания и т.д. в рамках единого идеального пространственно-временного процесса. Поэтому результат этого класса деятельности, как правило, выражается в форме комплекса моделей (в виде различного рода совмещенных мысленно графиков, программ, организационно-технических мероприятий, линейных и многомерных схем и т.п.), позволяющих совместить во времени и в пространстве производственные, организационные и управляющие процессы. Реальный результат этого класса деятельности, как правило, не эксплицируется, а остается внутренней “мыслительной конструкцией” субъектов этой деятельности. Достаточно упрощенное выражение этого результата эксплицируется в форме различных управляющих команд, распоряжений, заданий по отдельным фазам (стадиям) производственных и организационных процессов. Руководство, осуществляемое в рамках данного класса деятельности, заключается в организации коллективного взаимопонимания и взаимодействия различного рода функциональных специалистов управляющей системы по выработке совмещенного (интегрального) системного представления о процессах предстоящей организационной деятельности на основе разумного (сознательного) компромисса и консенсуса.

В отличие от функционально-организационной деятельности, где процессы фиксируются в дискретной форме и отражают некоторые специфические стороны этих процессов, в рамках класса «ор­ганизационное управление» процессы всегда отражаются в непрерывном течении времени, причем одновременно с позиций реального (текущего), календарного и технологического времени, и отражают системный характер этих процессов. Более подробная характеристика классов управленческой деятельности приведена в прил. 1.

На практике этот класс управленческой деятельности по видам реализуется в должностных позициях главного инженера, технического директора, заместителя директора по производству, главных специалистов (главный технолог, механик, энергетик, сварщик, главный экономист).

Внутриорганизационное управление производством, с одной стороны, на основе трансформации социально-экономических целей организации и стратегических программ вариантов динамики организации, устанавливаемых в классе «стратегического управления организацией», по существу, переводит их в производственно-хозяйственные границы деятельности организации. С другой стороны, для формирования системного (синтезированного, целостного) представления совокупности производственных и организационных процессов содержательно необходимо иметь аналитическое описание частных процессов по всем стадиям жизненных циклов всех элементов производственной деятельности организации и операциональное описание самих производственных процессов. Подобное аналитическое описание совокупных производственных и организационных процессов в соответствии с законом единства анализа-синтеза методологии познания реализуется в классах управленческой деятельности, которые условно можно обозначить как функционально-проектировочную и функционально-организа­ционную управленческую деятельность.

В отличие от предыдущих классов деятельности, где содержательной основой выступают слабоструктурируемые, неформализуемые объекты управленческой деятельности, а сама деятельность носит сугубо творческий характер и соответственно основным средством деятельности является личностный ресурс субъектов управления, в классах функциональной управленческой деятельности объект, предмет, средства и даже результат деятельности аналитически формализованно описаны, регламентированы, нормативно заданы. Обусловленность функциональности и формализованности подобной управленческой деятельности объективно предопределена жесткими структурными функциональными технологическими связями элементов процессов материального производства или технико-технологической материализованной основой организационной производственной деятельности.

Объектом функциональной проектировочной деятельности является непосредственно производственный процесс*, а предметом деятельности – мысленное представление и описание объекта деятельности (процесса производства) в технико-технологических параметрах функционирующего производственного “механизма” (си­стемы технических средств). Соответственно содержанием этого класса деятельности является описание технологии производственных и трудовых процессов изготовления изделия, то есть последовательности выполнения рабочих операций, состояний и взаимосвязей всех элементов производственного процесса (материалов, техники и рабочей силы) в технико-технологических параметрах (мощности, производительности, размеров, сортамента и т.п. по стадиям производственных процессов) и в проектно-технологиче­ских, технически обоснованных нормах времени. Рабочий (человек) описан здесь с точки зрения профессии, квалификации, количества, трудоемкости и т.п. как элемент машинной технико-технологиче­ской системы.

В качестве средств деятельности здесь выступают установленные технические и технологические нормативы, стандартные элементные схемы процессов, общепринятая система стандартов (ГОСТы, ОСТы, ЕСКД, ЕСТД и т.п.), технические условия, параметры элементов производства, алгоритмы и формулы расчета и т.п. Поэтому способы, методы, технология процессов самой функциональной проектировочной деятельности предельно формализованы, схематизированы, операционально нормированы, то есть содержательно и технологически заданы, структурированы во времени и в пространстве непосредственно самим предметом деятельности – конкретными процессами материального производства.

Результат деятельности представлен в форме общих технологических схем основных и вспомогательных процессов, в форме технологических операционных и маршрутных карт, инструкций, технических указаний, чертежей на оснастку, приспособлений, инструментов; в форме карт организации трудовых процессов, графиков производства работ, комплектации, технического обслуживания и ремонта оборудования; в форме различных ведомостей материальных ресурсов, комплектовочных поузловых, поставочных схем и т.п.

Таким образом, формализованный и нормативный (регламен­тированный) характер этого класса деятельности позволяет определить ее как функциональную деятельность, а использование в качестве основных понятийных средств – технологических норм, параметров и технологического времени (абстрактного, не привязанного к календарному) – обозначить ее как проектную. Основой видовой специализации этого класса деятельности выступают, с одной стороны, разновидности производственных процессов (ли­тейные, кузнечные, механические, сборочные, термические и т.д.), а с другой – функциональное разделение этого класса управленческой деятельности на отдельные операции или группы операций (расчет и описание технологических режимов, проектирование оснастки, приспособлений, расчет материальных ресурсов и т.д.) в различной их композиции.

Функциональные позиции этого класса деятельности в системе управления представлены инженерами-технологами, организаторами производства, нормировщиками, инженерами по организации труда, диспетчерами, инженерами-механиками и т.п., а видовая функциональная специализация реализуется в форме следующих структурных подразделений системы управления в различной их комбинации: технических, конструкторских, проектных, технологических, производственных, диспетчерских отделов, отделов материально-технического снабжения, отделов главного механика, техники безопасности, отделов технического контроля и управления качеством продукции и т.д.

Но технологическое описание процессов изготовления изделий может быть применено только в реальном организационном пространстве с учетом масштабов (объемов) производства, которые, по существу, и определяют необходимую систему машин (техничес­ких средств).

Пространственно (территориально) система технических средств и технико-технологическая схема производственных процессов реализуется в форме специализированной производственной структуры организации, и производственно-технологические материально-вещественные связи реально приобретают характер (фор­му) организационных отношений: групповых (бригадных), внутриорганизационных (цехов, участков и других специализированных производственных подразделений организации) и межорганизационных (между различными специализированными организациями). Более того, организационные производственные отношения объективно приводят к переструктуризации и другим изменениям технико-технологических операционных схем будущих производственных процессов как во времени, так и в пространстве. Это обусловлено тем, что в организации, помимо непосредственно производственных процессов, объективно осуществляются и другие виды организационной деятельности в сфере материального “про­изводства”: транспортировка, погрузка, разгрузка, складирование, хранение, реализация продукции, ремонт, техническое обслуживание и т.д. Поэтому “жизненный цикл” каждого элемента производственного процесса (включая, помимо материалов, техники и рабочих, также информацию и финансы) не ограничивается, как правило, только непосредственным использованием его в процессе производства в качестве “технологического” элемента. Например, материальные ресурсы можно покупать, изготавливать, перевозить, складировать, хранить, комплектовать, перерабатывать, использовать и т.п., кадры (персонал) подбирать, нанимать, обучать, расставлять, организовывать, оплачивать, нормировать, оценивать труд и т.д. Естественно, каждый элемент имеет свой “жизненный цикл” и соответственно свою структуру, состав, технологию, законы и время осуществления “жизненного цикла”, которые поэтапно (по стадиям “жизненных циклов”) должны быть согласованы в системе (структуре) организационной деятельности через организационные отношения, описываемые в форме технико-экономических и хозяйственных параметров (характеристик) в рамках “единого” для всех организаций и их подразделений времени жизнедеятельности – календарного времени.

Для формирования (описания и реализации) внутриорганизационных и межорганизационных отношений в управленческой деятельности выделяется свой особый класс, который можно условно обозначить как функциональную организационную деятельность.

Объектом функциональной организационной деятельности являются организационные средства или части (элементы) социально-ор­ганизованной системы деятельности, необходимые для реализации производственных процессов. Особенностью элементов организованной системы человеческой деятельности является их социально-экономический характер, и поэтому описание этих элементов и их взаимоотношений осуществляется в форме так называемых технико-экономических параметров (натурально-стоимостных показателей). Соответственно предметом этого класса деятельности является представление и описание организационных взаимоотношений (как внутренних, так и внешних) применительно к производственному процессу данной конкретной организации. Организационные отношения выступают в форме производственно-экономических, производственно-хозяйственных и финансово-хозяйственных связей.

На основании изложенного содержание функционально- организационной деятельности можно определить как описание (зада­ние, установление, планирование) и реализацию в дискретной фор­ме календарных периодов времени, необходимых организационных состояний, отношений и распределение организационных средств, выступающих в качестве необходимых условий производственного процесса.

В качестве средств этого класса деятельности выступают нормативно-правовые акты, инструктивно-методические материалы, регулирующие хозяйственную, административную деятельность, экономические отношения; организационные нормы, экономические расчетные нормативы трудоемкости, стоимостных расценок и т.п.; схемы производственно-экономических связей, государственные законы и другие нормативные акты, международные нормативные акты и т.д.

Результат деятельности этого класса представлен, как правило, в форме различного рода планов, графиков, договоров, заявок, контрактов, заданий, смет, калькуляций, технико-экономических расчетов, отчетов и т.п., содержащих плановые и фактические (от­четные) технико-экономические показатели деятельности организаций и их производственных подразделений по установленным календарным периодам времени (дискретность времени здесь не технологическая, а календарная).

Здесь так же, как и в функциональной проектировочной деятельности, способы, технология, средства деятельности, формы представления результатов достаточно полно и жестко формализованы, схематизированы, алгоритмизированы, операционно нормированы, содержательно и технологически заданы, структурированы во времени и в пространстве. Поэтому этот класс деятельности можно считать функциональным.

Хотя “материальной” основой организационно-экономических отношений являются материально-вещественные потоки, однако их членение и натуральное параметрическое описание производится не с точки зрения технологии производственных процессов и не на основе технологических норм и технологического времени, а в соответствии с организационной производственной структурой и в рамках календарного времени организации производственной деятельности. Кроме того, натуральные измерители материально-вещественных отношений в структуре организационной деятельности нужны только для того, чтобы определить их стоимостное выражение. Как правило, экономическая интерпретация материально-вещественных производственно-технологических отношений гораздо шире за счет включения чисто экономических, хозяйственных, организационных отношений: штрафы, пени, неустойки, различного рода стоимостные надбавки, скидки, льготы и т.п. Кроме того, организационно-экономические отношения строятся не столько на чисто технико-технологических взаимосвязях, которые соблюдаются только в части качественных технических и технологических параметров: размеры, вес, химический состав, прочность и т.д., сколько на нормативно-правовой основе организационных и экономических особенностей производственных подразделений и внешних организаций, задействованных в данном процессе производства и связанных с использованием прежде всего человеческого труда в социально-организованных системах. При этом технико-технологические и социальные особенности “внешних” производств и организаций выступают как ограничения на организацию и технологию данного производства (например, требования транспортных организаций по габаритам, одновременно перемещаемой грузовой массе, режиму перевозок и т.д.). Естественно, организационно-экономические отношения неизбежно трансформируют жесткие технико-технологические отношения производственного процесса. В то же время в отличие от технико-технологического описания производственных процессов, составляющих основное содержание функциональной проектировочной деятельности, в рамках функциональной организационной деятельности осуществляется предварительное распределение организационных средств деятельности в календарном времени, то есть осуществляется в определенной степени целеполагание, а соответственно и возможные точки контроля производственной деятельности. Это является основанием для осуществления регулировочной управленческой деятельности – оперативного управления в течение определенного календарного периода времени. Типологическое описание рассмотренных классов функциональной управленческой деятельности приведено в прил. 1. В связи с тем, что в данных классах деятельности, по существу, производится предварительное (проектное и плановое) распределение различного рода организационных ресурсов деятельности (материальных, технических, трудовых, финансовых) в их технологических и организационных взаимосвязях, подобную деятельность можно условно обозначить как администрирование, а исполнителей этой деятельности – администраторами, то есть распределителями ресурсов во времени и в пространстве.

Функциональная профессиональная специализация этого класса деятельности реализуются в системе управления должностными позициями экономистов, финансистов, инженеров материально- технического снабжения и соответственно специализированными по видам деятельности подразделениями кадровых, плановых, планово-экономических, договорных, сметно-договорных, финансовых, финансово-экономических, коммерческих, юридических отделов и служб, отделов организации труда и заработной платы, снабжения, комплектации, сбыта, маркетинга, бухгалтерии и т.д. Структура указанных служб формируется в зависимости от видовой специализации этого класса деятельности. Основой видовой специализации функциональной организационной деятельности могут выступать производственная структура организации и структура производственных (организационных) взаимосвязей с другими организациями внешней среды; отдельные специфические функции управления (планирование, организация координация, регулирование, контроль, учет, анализ стадий “жизненных циклов” элементов производственного процесса, например, набор, подготовка, расстановка кадров, организация труда, оплата труда, обеспечение безопасных условий труда и т.д.), а также структура и номенклатура элементов производственного процесса (рабочие, ИТР, служащие, горюче-смазочные материалы, кабельная продукция, оборудование и т.п.) в различной их композиции.

Хотя функциональная организационная деятельность в определенной степени обусловлена проектировочной деятельностью, однако в своей основе она осуществляется по принципам, законам и нормам внешней среды, поэтому необходимо согласование и управление этими классами деятельности в рамках единой организационной системы управления. Кроме того, вследствие сложности и многообразия функциональных классов деятельности они объективно осуществляются в кооперативной форме, то есть разделены на виды, на отдельные группы операций, которые технологически во времени увязываются между собой соответствующими руководителями структурных подразделений (начальниками отделов, секторов, групп, служб и управлений). Для того чтобы не только согласовать (“увязать”) по содержанию, во времени и технологически все эти классы и виды функциональной деятельности между собой, но и согласовать их как с описанием, так и с реальным состоянием производственных процессов материального производства, необходим еще один класс управленческой деятельности, который условно можно назвать организационным (внутриорганизацион­ным) управлением или управлением производства.

Здесь необходимо отметить, что абстрактное отображение процессов производственной (вещной) деятельности материального производства жестко связано с технологией процессов изменения конструкции предмета (продукта) во времени и в пространстве и эксплицируется в рамках функционально-проектировочной деятельности всегда точнее (как в схемах, образах, так и в технико-технологических параметрах процессов), нежели отображение организационных процессов (отношений). Имеющиеся в наличии «изобразительные средства» не позволяют адекватно описать организационные процессы. В лучшем случае это сводится к предельно упрощенным абстрактным экономико-математическим моделям отношений, отражаемых в форме “технико-экономических расчетов” «показателей» этих отношений в календарном разрезе. Но именно эта упрощенная формализация и является основой организации функциональной деятельности. Это, кстати, проявляется и в формах осуществления этих классов деятельности. Если функционально-проектировочная и функционально-организационная деятельность реализуются в кооперативных формах, то в классе нефункциональной деятельности организационного управления алгоритмизированные, операционально технологизированные действия заменяются творческими, (мыслительными) процессами коллективных форм деятельности. Вследствие невозможности в настоящее время формализованного представления мыслительных процессов деятельности и соответственно нормативной регламентации этой деятельности реализация ее требует использования личностных, индивидуальных творческих способностей субъекта деятельности. Указанные особенности позволяют выделить эту деятельность в особый класс.

Наконец, в системе управленческой деятельности можно выделить еще один класс деятельности, который условно можно обозначить как «линейное руководство» (термин «линейный» означает, что в этом классе деятельности все управляющие воздействия по любому поводу, любого содержания осуществляются по «одной линии», «по одному каналу», а термин «руководство» – что основу, содержание деятельности составляет реальное распределение трудовых ресурсов (расстановку наличных работников, исполнителей) в реальном времени и пространстве по рабочим местам («руками водит»)). Таким образом, объектом управленческой деятельности класса «линейное руководство» является реальный, частичный, элементарный «производственный процесс», предметом деятельности – организация (структуризация, распределение) реальных (налич­ных) средств (работников, технологического оборудования, машин, механизмов и т.д.), предметов (материалов, энергии, информации и т.п.) деятельности производственного процесса в реальном времени и в реальном пространстве в строгом соответствии с их функциональным назначением*. Представителями данного класса управленческой деятельности являются прежде всего мастера, прорабы.

В качестве руководителя могут выступать в отдельные периоды времени любые начальники структурных подразделений (групп, отделов) или подсистем управления (главный инженер, заместители директора, менеджеры, управляющие) по отдельным направлениям деятельности организации, управляющие организациями (дирек­тора, начальники) в тех случаях, когда они осуществляют оперативное распределение заданий, задач, работ между своими непосредственными подчиненными в строгом соответствии с их функциональными обязанностями в реальном времени и пространстве.

Схему взаимосвязей различных классов управленческой деятельности можно представить следующим образом (см. рис. 6). Решения по изменению организации, принимаемые на уровне стратегического управления в целом для организации, выступают в форме прогнозов возможных вариантов состояний организации на конец каждого этапа (стадии) изменения организации. Причем вероятность этих конечных состояний задается интервальными параметрами. В классе внутриорганизационного управления каждое конечное состояние стадии изменения организации разворачивается в процессное представление методом «от флажка назад».

Рис. 6. Принципиальная схема взаимосвязей различных классов
управленческой деятельности в социальных организованных
системах

Интегральные абстрактные представления организационных производственных процессов в классе функциональной организационной деятельности переводятся в расчетные технико-экономи­ческие описания состояний организации по календарным плановым периодам, и на этой основе определяются контрольные (на конец календарных плановых периодов) показатели деятельности основных производственных подразделений организации, и на соответствующие календарные периоды оформляются организационно-экономические отношения с другими организациями, поставщиками ресурсов и потребителями продукции.

Затем интегральные, абстрактные представления организационных производственных процессов и расчетные технико-экономи­ческие показатели состояний организации и ее основных производственных подразделений по календарным плановым периодам в классе функциональной проектировочной деятельности трансформируются в технологические описания конкретных частных процессов и детализируются до рабочих документов по операциональной организации трудовых процессов непосредственно на отдельных рабочих местах процессов производства. Конкретность технологических описаний трудовых процессов обусловливается системой технически обоснованных норм.

На основе технико-технологических описаний производственных процессов в соответствии с производственной структурой организации в классе функционально-организационной деятельности разрабатывается комплекс документов, определяющий технико-экономические параметры (показатели) состояний организационных производственных подразделений на конец календарных плановых периодов. При этом натуральные технико-технологические параметры отдельных элементов производственных процессов пересчитываются в стоимостные показатели, и соответственно определяются сводные технико-экономические показатели деятельности организации в целом и ее производственных подразделений на конец календарных плановых периодов. Соответственно определяются расчетные натурально-стоимостные трудовые показатели деятельности по операциям или частным элементарным видам работ по отдельным рабочим местам или группам рабочих мест (брига­дам), которые оформляются в организационно-экономическую рабочую документацию и выдаются в виде нарядов на работу или сменных заданий.

После этого необходимая рабочая проектно-технологическая и организационно-экономическая документация передается в класс линейного руководства для реальной организации частичных элементных трудовых производственных процессов. Необходимо отметить, что при переходе от одного уровня управления к другому происходит трансформация состава, содержания, структуры и «языка» информации: конкретизация, дифференциация и специализация при направлении «сверху вниз» и систематизация, обобщение и интеграция – при движении «снизу вверх». При этом содержатель­ный характер управленческой информации от технико-технологической, отражающей структурные физические взаимосвязи трудовых процессов материального производства, по мере ее перехода «вверх» все более приобретает характер технико-экономи­ческой, организационно-экономической, социально-экономической и экономико-политической информации.

Более подробное описание специфических особенностей организационных классов управленческой деятельности приведено в прил. 1.

Смотрите еще:

  • Монополия определение в законе § 3. Естественная и государственная монополии 3 ст. 7 Закона естественных монополиях). Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 54 Последующий контроль […]
  • Кто будет прокурором хмао югры Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Руководство БОТВИНКИН ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ – прокурор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Ботвинкин Е.Б. родился в 1965 году в городе Магнитогорске Челябинской области. С […]
  • Нарушение правил парковки на стоянке Что грозит за нарушение правил парковки? Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей […]
  • Право собственности и другие вещные права гражданский кодекс Раздел II. Право собственности и другие вещные права (ст.ст. 209 - 306) Раздел II. Право собственности и другие вещные права О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных […]
  • Приказ мз 541-н Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в […]
  • Термохимические расчеты по закону гесса Термохимические расчеты по закону гесса 2.7. Теплота реакции. Закон Гесса Разрыв и образование химических связей в ходе реакции сопровождается изменением энергии системы. Разница в энергиях связей в продуктах реакции и исходных […]
  • Абсолютное преступление Абсолютное преступление Таковы основные определения права о проступлении я наказании. Наука должна показать, насколько они верны. В прежнее время эти основныя определения права не возбуждали сомнений у болышинства ученых. Тогда […]
  • Пенсии с 01122018 Организация ООО "КОРЗИНА НА ДОМ" Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения (УСН) Юридический адрес: 195220, г Санкт-Петербург, район Калининский, муниципальный округ Академическое, УЛ ГЖАТСКАЯ, 22 КОРП 1 ЛИТЕР […]