Закон о самоуправлении в школе

Федеральный Закон №136-ФЗ и региональное законодательство о местном самоуправлении – «под прицелом» экспертного сообщества

В рамках сотрудничества Высшей школы государственного управления с Европейским клубом экспертов местного самоуправления 5 декабря 2014 г. в РАНХиГС состоялся круглый стол – экспертное совещание «О ходе и первых итогах реализации субъектами Российской Федерации Федерального закона от 27.05.2014 №136-ФЗ», в работе которого приняло участие более 35 известных экспертов из различных регионов России.

Общеизвестно, что указанный Федеральный закон был принят вопреки резкой критике со стороны муниципального и экспертного сообществ, высказывавшейся на самых различных уровнях. Закон делегировал ряд ключевых полномочий по регулированию местного самоуправления субъектам Федерации, которые получили право, в частности, устанавливать порядок формирования органов местного самоуправления, перераспределять полномочия, а также вводить двухуровневое местное самоуправление в крупных городах. Для принятия субъектами Федерации соответствующих законов был установлен 6-месячный срок, который истек 27 ноября 2014 г. В ходе круглого стола, в работе которого приняли участие зам. директора ВШГУ А. Колесников и профессор ВШГУ, президент ЕКЭ МСУ Э. Маркварт, эксперты заслушали выступление члена ЕКЭ МСУ А. Максимова, проанализировавшего региональное законодательство, принятое в целях реализации Федерального закона №136-ФЗ. В ходе состоявшегося бурного обсуждения доклада, самого Федерального закона №136-ФЗ и региональных тенденций выступило более 15 экспертов, представлявших вузовское, научное, муниципальное сообщество различных регионов России и независимые эксперты. Многие выступающие отмечали имеющиеся сомнения в конституционности ряда положений как самого Федерального закона №136-ФЗ, так и принимаемых в рамках его исполнения региональных законов. Итоги совещания подвел Э. Маркварт.

ВШГУ и ЕКЭ МСУ планируют продолжить сотрудничество по проведению подобных круглых столов – экспертных совещаний по проблемам местного самоуправления и в 2015 году.

Особенности деятельности органов самоуправления в школе

Главная > Консультации > омбудсмен > Особенности деятельности органов самоуправления в школе

Для чего в школе создаются органы самоуправления? Ответ на этот вопрос может быть таким: выборные органы в школе нужны для того, чтобы все участники образовательного процесса могли повлиять на жизнь и процесс обучения детей, условия работы в школе, особенности взаимодействия школы и родителей и т. д.

Органы самоуправления в школе — это обязательный элемент школьной жизни, система, которая позволяет всем участникам образовательных отношений принимать участие в управлении учебным заведением. Главной задачей самоуправления является учет потребностей и обучающихся, и родителей, и педагогов при принятии решений в школе, защите гражданских прав и интересов. Пределы, в которых действуют органы самоуправления, определяются Уставом образовательного учреждения и локальными актами. Решения, которые принимают органы самоуправления могут быть разнообразны: более благоприятный режим обучения, выбор профилей для обучающихся, распределение денег школы на определенные нужды. Как будут выглядеть органы самоуправления, определяет сама образовательная организация. Это может и ученический совет, и совет родителей, то есть внутришкольное самоуправление, которое представляет интересы отдельных групп участников образовательного процесса.

Выдержка из Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон):

«В целях учета мнения обучающихся, родителей/законных представителейнесовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее — представительные органы обучающихся, представительные органы работников) (ст. 26 Закона).

Школьная администрация должна всячески поддерживать и создавать все условия для реализации прав обучающихся выступать со своими инициативами в рамках работы органов самоуправления. Управляющий совет школы — это такой орган управления школой, который может принимать общешкольные решения.

Обратимся к Закону, который закрепляет за обучающимися право на участие в управлении образовательной организацией (ст.34 Закона). Таким образом, ученическое самоуправление дает право учащимся совместно с педагогами школы и родителями решать особенности организации школьной жизни.

Статья 26 Закона устанавливает особенности управления образовательной организацией. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является директор, который может осуществлять управление школой на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие означает, что функции управления и руководство в образовательном учреждении концентрируются в руках одного лица — руководителя.

«В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации» (ст. 26 Закона).

На какой срок формируется выборный орган, компетенция работы органов школьного самоуправления, порядок принятия решений устанавливаются Уставом школы. Основные вопросы, касающиеся порядка работы органов самоуправления и организации их деятельности, регулируются уставом школы, положением об управляющем совете и другими локальными актами школы.

Школьные органы самоуправления должны обеспечить эффективное решение текущих задач.

Итак, какие вопросы и задачи могут решать органы самоуправления в школе?

Органы самоуправления могут влиять на решения о продолжительности учебной недели, принимать решения о введении школьной формы, осуществлять контроль при использовании труда несовершеннолетних в школе, определять время начала и окончания занятий. Часто управляющие советы и советы обучающихся принимают решение о выборе профилей в школе, выборе учебников. Управленческие советы решают множество финансово-хозяйственных вопросов, утверждают программу развития школы. Коллегиальные органы самоуправления также нередко могут быть представлены попечительским советом, наблюдательным советом. Принимаемые решения не должны противоречить законодательству РФ.

Примерный регламент работы органов самоуправления.

Примерный регламент работы можно рассмотреть на примере регламента работы управляющего совета.

Заседания управляющего совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два-три месяца; по плану работы управляющего совета; по инициативе председателя совета; по требованию: руководителя общеобразовательного учреждения; представителя учредителя общеобразовательного учреждения.

Инициатору созыва внеочередного заседания следует сформулировать вопрос, подлежащий внесению в повестку дня. Он же может предложить формулировку решения вопроса, а также форму проведения заседания и перечень информации (материалов), предоставляемых членам управляющего совета по своему вопросу.

Предложения о созыве управляющего совета оформляются в письменном виде и предаются Председателю совета.

На заседании управляющего совета не могут рассматриваться вопросы, не указанные в повестке дня.

В случае, если предложение о включении того или иного вопроса в повестку дня заседания поступило непосредственно на заседании, решение о включении его в повестку дня принимается в порядке, установленном управляющим советом.

Информацию о заседании совета до сведения членов управляющего совета следует доводить не позднее чем за неделю до его заседания.

Уведомления о заседаниях управляющего совета направляются персонально каждому члену совета в письменной форме, где указывается:

  • дата, время и место проведения заседания управляющего совета;
  • повестка дня;
  • перечень информационных материалов, подготовленных для обсуждения вопросов;
  • проекты решений по вопросам повестки дня, выносимым на голосование.

К уведомлению прилагаются все материалы, необходимые для принятия решений на заседании совета.

Заседания управляющего совета и его решения считаются правомочными, если на заседании при​сутствует не менее половины его членов.

Передача права голоса членом управляющего совета иному лицу, в том числе другому члену управляющего совета, не допускается.

В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании.

К участию в заседаниях совета допускаются лица, не являющихся его членами, в случае их пригласили одни или несколько членов управляющего совета и против этого не возражает более половины членов управляющего совета, присутствующих на заседании. Приглашенным участникам предоставляется на заседании управляющего совета право совещательного голоса.

Принятию решения управляющим советом предшествует стадия его подготовки.

В целях подготовки заседаний управляющего совета и выработки проектов постановлений, председатель вправе запрашивать у руководителя общеобразовательного учреждения необходимые документы, данные и иные материалы. В этих же целях управляющий совет может создавать постоянные и временные комиссии совета, утверждать ее персональный состав.

Подготовленные к обсуждению предложения комиссии носят рекомендательный характер.

Какие права возникают у обучающихся, которые избираются в органы самоуправления?

Обучающимся опыт работы в таких выборных и демократических органах дает возможность обучиться навыкам сотрудничества, управления, проектирования, принятия ответственных решений.

Вопросы, которые решают школьники, как управляющие:

  • Введение в школе правил поведения, контроль за исполнением этих правил;
  • Особенности режима дня школьника;
  • Организация праздников и общешкольных мероприятий;
  • Защита учеников, как участников образовательного процесса. Правозащитное направление деятельности ученического самоуправления интересно тем, что, в отличие от других направлений, оно подкреплено минимально необходимой законодательной базой;
  • Организация досуговой деятельности в школе;
  • Разрешение конфликтов: посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности (работа школьных служб примирения);
  • Шефское направление: организация шефства старших над младшими.

Приведенный список не является исчерпывающим. Тем более, он не означает, что в органе ученического самоуправления нужно обязательно создавать структурные подразделения, подобные секторам или штабам. Возможно, ученическое самоуправление в конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом делая всю работу единой командой — как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

Интересным является опыт введения должности президента в школе. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования. Формы организации школьного самоуправления могут быть разнообразны.

Педагогический совет является одной из самых традиционных форм самоуправления. Педагогический совет решает вопросы управления непосредственно в сфере педагогической и воспитательной деятельности.

Участвуя в работе органов самоуправления — родители, старшеклассники, работники школы совместно создают школьные законы, нормы, правила по которым работает вся школа, включая ее директора.

Закон о самоуправлении в школе

Положение об ученическом самоуправлении школы

Муниципальное образовательное учреждение

«Семеновская средняя общеобразовательная школа»

Протокол педсовета Директор школы________/Т.Н.Шахтарина

от 02.11.2012 г. № 2 Приказ от « » ноября 2012 г. № — од

об ученическом самоуправлении школы

Глава 1. Общие положения

Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом Муниципального образовательного учреждения «Семеновская средняя общеобразовательная школа».

Ученическое самоуправление школы – это самостоятельная деятельность учащихся по решению школьных вопросов исходя из своих интересов, а также моральных принципов и культурных ценностей общества.

Самоуправление способствует приобретению школьниками знаний, умений и опыта организационной и управленческой деятельности; осуществляется учащимися путем общешкольной ученической конференции, выборов, других форм прямого волеизъявления, через систему органов ученического самоуправления школы.

Статья 1. Право учащихся на осуществление ученического самоуправления.

Учащиеся школы имеют равное право на осуществление ученического самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей.

Права и свободы человека определяют смысл и деятельность ученического самоуправления.

Органы ученического самоуправления обязаны обеспечить каждому право на получение информации об их деятельности, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Статья 2. Поддержка ученического самоуправления администрацией.

Администрация МОУ «Семеновская средняя общеобразовательная школа» создает необходимые условия для становления и развития ученического самоуправления и оказывает содействие учащимся в осуществлении права на ученическое самоуправление.

Статья 2. Деятельность ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление решает следующие вопросы:

· Организация учебно-исследовательских, культурно-массовых, спортивных и других мероприятий;

· Содействие содержанию и сохранению в надлежащем порядке помещений, имущества и территории школы;

· Содействие соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе;

· Сотрудничество с общественными организациями, школами, клубами и другими учреждениями, чья деятельность может благотворно повлиять на жизнь школьников.

Ученическое самоуправление вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к исключительному ведению администрации.

Глава II . Органы ученического самоуправления

Статья 4. Общешкольная ученическая конференция

Общешкольная ученическая конференция школы является высшим органом ученического самоуправления и проводится не реже двух раз в течение одного учебного года. Решение конференции является правомочным, если на ней присутствовало не менее 2/3 учеников 5- 11 классов.

Статья 5. Ученический совет

Ученический совет школы является представительным органом ученического самоуправления школы. Ученический совет осуществляет нормотворческие и контрольные функции.

В состав Ученического совета входят представители 5-11 классов избираемые в ходе прямого открытого голосования на классном собрании сроком на 1 год. Утверждение членов Ученического совета проходит на общешкольной ученической конференции.

Основной организационной формой деятельности Ученического совета является заседание, проводимое 1 раз в 2 недели. Заседания проводятся гласно и носят открытый характер.

Ученический совет образует следующие комитеты: Комитет по культуре, Комитет по спорту и туризму, Комитет внутренних дел, Информационный комитет

Ученический совет вправе создавать другие комитеты и органы и наделять их соответствующими полномочиями.

Работа Ученического совета организуется согласно плану на год по четвертям.

Статья 6. Полномочия Ученического совета

В ведении Ученического совета находится решение следующих вопросов:

· Принимать общеобязательные правила по вопросам ученического самоуправления;

· Утверждать план работы Ученического самоуправления школы и контролировать его реализацию;

· Принимать решение о времени и повестке общешкольной ученической конференции;

· Проверять работу активов классов;

· Определять задания классам при проведении общешкольных мероприятий и творческих дел с учетом мнения их представителей;

· Контролировать использование материального фонда Ученического совета.

Статья 7. Обязанности членов Ученического совета

Члены Ученического совета обязаны:

· Информировать общественность школы о своей деятельности через школьную газету;

· Участвовать во всех заседаниях Ученического совета, соблюдать регламент работы.

Статья 8. Права членов Ученического совета

Члены Ученического совета школы имеют право:

· Проводить ученические собрания;

· Проводить опросы, анкетирования с целью выявления мнений, с учетом которых планируется и организуется работа совета;

· Вносить свои предложения по вопросам внутришкольной жизни на обсуждение администрации школы, педагогического совета, активов классов;

· Принимать участие в совместной работе с общественными организациями и культурно-просветительскими учреждениями, а также заниматься другой деятельность, которая не противоречит данному Положению и Уставу.

Статья 9. Правовые акты органов ученического самоуправления

Органы и должностные лица ученического самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты.

Правовые акты ученического совета считаются принятыми, если за них проголосовало более половины его членов, и подписываются президентом школы.

Они являются обязательными для исполнения всеми учащимися школы.

Глава III . Формы прямого волеизъявления учащихся и другие формы осуществления ученического самоуправления

Статья 10. Ученический референдум

По вопросам школьного значения может проводиться ученический референдум.

В нем вправе участвовать все школьники 5-11 классов.

Голосование проходит тайно.

Ученический референдум назначается Ученическим советом по собственной инициативе или по требованию учащихся.

На референдум могут выноситься вопросы общешкольного значения, за исключением вопросов, касающихся деятельности директора и администрации школы.

Решения, принятые на ученическом референдуме, обязательны для исполнения всеми учащимися школы.

Статья 11. Ученическая инициатива

Учащиеся школы имеют право обращаться в органы ученического самоуправления со своими вопросами и предложениями.

Органы ученического самоуправления обязаны дать ответ по существу обращения учащегося в течение одной недели.

Статья 12. Классное собрание

Ученическое самоуправление в классе осуществляется посредством классного собрания, согласно Школьному закону «О классном самоуправлении»

Глава IV . Члены Ученического совета

Статья 13. Статус члена Ученического совета

Член Ученического совета выражает волю учащихся своего класса.

Член Ученического совета может быть отозван одноклассниками до окончания срока полномочий

Глава V . Заключительные положения

Статья 15. Вступление настоящего Положения в силу

Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Самоуправление в школе

Модель ученического самоуправления.

1. Позиционный блок.

Цель — формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разного возраста.

Задачи ученического самоуправления:

O Предоставление учащимся реальной возможности участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно – воспитательного процесса.

O Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности.

O Воспитание положительного отношения и общечеловеческих ценностей, нормам коллективной жизни, законам государства, бережного отношения к природе, воспитание чувства справедливости.

O Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.

O Выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально выполнима в условиях нашего образовательного учреждения.

O Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.

O Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся.

O Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития.

Принципы построения и развития ученического самоуправления.

1. Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей. Работа Совета школы.

2. Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.

3. Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.

4. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе специфических условий школы.

5. Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.

6. Свобода критики обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни деятельности органов самоуправления.

7. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.

8. Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.

  1. Приоритетность непосредственной демократии над демократией представительной.

Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов « autos » — «сам» и « nomos » — «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

Самоуправление — это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни.

Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.

1. Содержание деятельности органов самоуправления

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

O Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.

O Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

O Спортивно-оздоровительная деятельность — организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья;

O Художественно-эстетическая деятельность — концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;

O Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;

O Информационная деятельность – письменная информация о жизни классов школы;

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.

И ТАК: Организация ученического самоуправления:

1. Учит ребят умению руководить и подчиняться.

2. Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.

3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

4. Вырабатывает правильное отношение к критике.

5. Создает условие для проявления и развития способностей каждого ученика.

6. Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.

Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.

Структура ученического самоуправления

Заместитель директора по ВР

Кружки, спортивные секции

Органы ученического самоуправления

Межведомственные связи для творческого развития

Родительский комитет школы

Классные родительские комитеты

Классные ученические комитеты

В нашей школе, мы взрослые, видим в ребёнке не только ученика, которого следует обучать, но и своего товарища, союзника, с которым можно и нужно обсуждать всё происходящее в школе.

Данная модель самоуправления опирается на:

v Реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся.

v Финансовую обеспеченность школы.

v Основные нормативные документы школы, не противореча им.

v Сохранение и приумножение школьных традиций.

v Отличительными признаки данной модели являются:

v Простота внедрения проекта в жизнь.

v Вовлечение детских и молодёжных общественных объединений в массовость.

v Вовлечение в процесс самоуправления.

v Координационные центры разных социальных групп.

Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

2. Организационный блок.

уровней ученического самоуправления школы .

Система школьного самоуправления имеет 4 уровня.

Первый уровень — индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие,

классы, детские молодёжные объединения, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, комиссии, выбирающие из своего состава Председателя, входящего в состав Председателей, и выдвигающие кандидата в Президенты ученического самоуправления.

Второй уровень — Совет Председателей комиссий класса, занимающийся законотворческой деятельностью класса, проводящей совместные заседания с привлечением родительского комитета класса, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел класса.

Третий уровень – школьное самоуправление.

Совет Председателей, занимающийся законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления — предварительный орган в Совете школы, регламентирующий и отслеживающий работу Совета Председателей и других органов ученического самоуправления.

Совет школы — осуществляет руководство органов самоуправления. Общешкольное собрание – Высший орган самоуправления.

Четвёртый уровень — межшкольное самоуправление.

А) Индивидуальный уровень – ученик.

  • Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей.
  • Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности.
  • Воспитание ответственности за порученные дела.
  • Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.

Пятый уровень — индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие.

Б). Уровень — первичного коллектива

(классное ученическое самоуправление).

O .Формирование классного коллектива, анализ результативности работы актива.

O Воспитание ответственности за порученные дела.

O Расширение форм досуга молодёжи.

O Сплочение субъектов в дружный коллектив единомышленников.

Функции совета класса:

— подготовка и проведение классных собраний,

— анализ деятельности своих членов,

— подготовка информации- отчёта и предложений, отражающих потребности детей, в вышестоящие органы.

Структура уровня ученического самоуправления в классе.

Работа органов ученического самоуправления зависит от отношения к цели деятельности каждого учащегося. От наличия у него мотивов участия в ней.

Ядром его является мотив группового действия. На уровне классных коллективов с 5 по 11-й классы структура может быть различной в зависимости от уровня развития коллектива, стиля руководства классного руководителя и отношений «учитель-ученик».

Наиболее широкое распространение в практике работы нашей школы получила структура по видам деятельности (познавательная, художественно эстетическая, спортивно-оздоровительная, трудовая, шефская, информационная и т.п.). Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся класса входили в тот или иной орган.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами, создание работоспособных органов в управлении школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделённых постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимопомощи и организаторских качеств, приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

3.Структура школьного самоуправления.

Классное, ученическое самоуправление

Совет учащихся класса

Классные ученические комиссии:

1.Наука и образование (учком)

3.Спорт и здоровье.

6. Экология и мы.

7. Тимуровское движение.(клуб «Пульс»

Рабочие органы называются комиссиями дисциплины и порядка, защиты прав детства, учебной, досуговой, трудовой, экологической, спортивной, охраны прав детства, творческих дел, комиссия сектора печати и командир. Каждый орган избирает путем голосования своего председателя и заместителя, которые составляют совет класса.

Предлагаемая структура в основном имеет место в классах младшего и среднего звена. В старших классах функционирует ещё и система временных органов самоуправления «советов дел», создающихся под конкретные дела и проблемы класса.

У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.

Председатели органов самоуправления составляют совет класса. Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности своих членов; подготовка предложений членов классного коллектива в вышестоящие органы школьного Высший орган самоуправления — собрание класса, во главе которого находится командир.

В) Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.

O Помощь в планировании, организации и последующем анализе общественных мероприятий по различным направлениям деятельности.

O Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.

O Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

O Помощь в организации шефской работы.

O Оценка результативности деятельности ученического самоуправления в классе.

O Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, села, района, Отечества.

O Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.

Функции совета органов ученического самоуправления.

Проведение анализа работы классных органов ученического самоуправления

Подготовка анализа и предложений на Совет школы

Анализ работы самих членов

Обеспечение социальной защиты учащихся.

O Работа над созданием перспективного плана развития ОУ.

O Сотрудничество с другими учреждениями и организациями с целью привлечения средств и ресурсов для укрепления материально-технической базы ОУ.

O Содействие в разработке нормативно-правовой базы для организации деятельности ОУ.

O Контроль за деятельностью администрации по расходованию внебюджетных средств.

O Выработка, принятие и реализация решений, касающихся деятельности ОУ.

Ученическое самоуправление школьного уровня составляют общешкольные органы самоуправления.

Комиссии возглавляют председатель и заместитель, выбранные из числа старшеклассников.

Консультантами могут выступать заместители директора, педагоги, которые способны оказать помощь.

Председатель школьного самоуправления избирается ежегодно. Стать им может старшеклассник не моложе 14 лет.

Высшим органом самоуправления является Совет школы, состоящий из представителей ученического коллектива, администрации школы и представителей родительской общественности.

Школьные ученические комиссии

Классное ученическое собрание

3. Нормативно – правовой блок.

ДОКУМЕНТЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ФУНЦКИОНИРОВАНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,

§ Закон об образовании с изменениями от 18.07 2005 года №92-Ф3, от 21.07.2005 года №100-Ф3

§ Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

§ Всеобщая декларация прав человека.

§ Конвенция о правах ребёнка.

§ Конституция Российской Федерации.

§ Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

§ Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

§ Семейный кодекс Российской Федерации (статья 121 , статья 122, статья123)

§ Национальный проект «Образование».

§ Устав МКОУ «Карцовская ООШ»

§ Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.

§ Положение об органах ученического самоуправления.

§ Положение о выборах в органы ученического самоуправления.

§ Положение о родительском комитете МКОУ «Большезадоевская сош»

4. Содержательный блок.

ОПИСАНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕХ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ДАННУЮ МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

O Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе).

O Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства.

O Спортивно – оздоровительная деятельность – организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья.

O Художественно – эстетическая деятельность – концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи.

O Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших.

O Информационная деятельность – письменная информация о жизни классов.

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.

Структуры первого уровня ученического самоуправления на уровне классных коллективов с 5 по 11-й классы может быть различной в зависимости от уровня развития коллектива, стиля руководства классного руководителя и отношений «учитель-ученик». Наиболее широкое распространение в практике работы школ получила структура по видам деятельности (познавательная, художественно эстетическая, спортивно-оздоровительная, трудовая, шефская, информационная и т.п.). Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся класса входили в тот или иной орган. Рабочие органы называются комиссиями дисциплины и порядка, защиты прав детства, учебной, досуговой, трудовой, экологической, спортивной, охраны прав детства, творческих дел, сектор печати и командир. Каждый орган избирает путем голосования своего председателя и заместителя, которые составляют совет класса.

Предлагаемая структура в основном имеет место в классах младшего и среднего звена. В старших классах функционирует система временных органов самоуправления «советов дел», создающихся под конкретные дела и проблемы класса.

У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.

Председатели органов самоуправления составляют совет класса. Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности своих членов; подготовка предложений членов классного коллектива в вышестоящие органы школьного самоуправления. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание.

  • Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей.
  • Формирование классного коллектива, анализ результативности работы актива.
  • Воспитание ответственности за порученные дела.

Каждый класс представлен как отдельный город со своей символикой (название, девиз, герб). Органы ученического самоуправления избираются в начале учебного года, чтобы все учащиеся смогли входить в тот или иной совет.

Внутри советов сменность поручений превосходит один раз в четверть, тем самым каждому дается возможность попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности, побыть ведущим и ведомым, организатором и исполнителем.

  • Комиссии по физкультуре и спорту
  • Комиссия по труду , экологии и санитарному состоянию
  • Комиссия по образованию;
  • Комиссия по досугу;
  • Комиссия порядка.

Каждый совет выбирает из своего состава председателя (советника) и заместителя.

Из представителей совета составляется совет класса.

Мэр и совет класса избирается на учебный год

Мэр и совет классов – городов тесно сотрудничают между собой. Ребята сотрудничают между собой, осуществляется шефская помощь.

Структура второго уровня ученического самоуправления .

В основе деятельности ученического самоуправления лежит:

O — изучение запросов учащихся, доведение до сведения администрации и организация конкретной работы по их удовлетворению. Как правило, своими силами.

O — сохранение и приумножение школьных традиций, реализация программы развития школы.

Общешкольное собрание учащихся МКОУ «Карцовская ООШ»

Смотрите еще:

  • Периодические медосмотры приказ 302н Периодические медосмотры приказ 302н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н"Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых […]
  • Штрафы по тонировке с 15 ноября 2014 BeCeHoK › Блог › Тонировка с 15 ноября 2014 года Ура! За тонировку стекол автомобиля не по ГОСТу не будут снимать номера, останется только штраф и опять минимальный:))) с 15 ноября 2014 года.«Смысл меры в виде снятия номеров исчез — […]
  • Какой размер страховой пенсии Что влияет на размер страховой пенсии по старости? Для ответа на вопрос, что влияет на размер страховой пенсии по старости, прежде всего необходимо определить, кто имеет право на эту пенсию и в каком порядке она рассчитывается. 1. […]
  • Штраф по упк рф Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 г. № 56 “О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от […]
  • Пенсии россия 2014 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 24 декабря 2014 В пенсионной системе России в 2015 году происходит ряд событий и изменений, […]
  • Минимальный страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости Какой должен быть минимальный стаж для назначения пенсии по старости В 2013 году российское пенсионное законодательство претерпело некоторые изменения, а именно, повысился минимальный трудовой стаж, необходимый для выхода на пенсию […]
  • 320 приказ по медосмотрам ПРИКАЗ№ 320 от 10 апреля 2017 года О внесении изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования В соответствии с пунктом 3 Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений […]
  • Санпин для дневного пребывания Проект Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "О внесении изменений в СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях […]