Учебники о законах и правах

Топ-10 лучших книг по бизнес-праву

Ежедневно полки книжных магазинов пополняются новыми учебниками, брошюрами, монографиями и прочей литературой. Как не запутаться в этом многообразии? На что обратить внимание в первую очередь? Есть ли способ выбрать для себя то, что действительно стоит прочитать? Есть, и «Право.ru» нашел его. Совместно с Институтом бизнес-права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) мы выбрали 10 самых актуальных книг, которые заинтересуют каждого юриста, специализирующегося на бизнес-праве. Подробностив материале.

Ершова И. В. Современное предпринимательское право. Монография

Это базовый учебник по предпринимательскому праву. В нем раскрываются основные положения о предпринимательской деятельности и требования к ней, а также детально разбираются вопросы ответственности предпринимателей. В книге можно найти информацию о системе источников предпринимательского права, субъектах предпринимательства, легитимации их деятельности, риске и ответственности в предпринимательских отношениях.

Книга читается очень легко, притом что написана научным языком. Все самые важные темы рассмотрены с примерами из практики, что позволяет лучше запоминать подходы к законодательному регулированию. Единственным ее недостатком является тот факт, что на момент выхода монографии законодательство уже претерпело некоторые изменения. Несмотря на это, монография помогает сформировать основные теоретические подходы к изучению бизнес-права.

Эта книга подойдет для общего ознакомления с предпринимательским правом. Она будет интересна магистрам, аспирантам, докторантам, преподавателям юридических вузов, а также практикующим юристам и предпринимателям.

Иванова Е. В. Предпринимательское право. Учебник

Несмотря на то, что это учебник, большое значение в нем уделено именно практическим аспектам предпринимательской деятельности. Из него можно получить общее представление о предпринимательском праве (о правовом статусе субъектов предпринимательства, режиме имущества в хозяйственном обороте, основах банкротства, финансирования и кредитования, а также государственного регулирования).

В целом учебники Е. В. Ивановой являются переосмыслением и анализом существующих подходов, поэтому в очень сжатой и концентрированной форме позволяют увидеть весь спектр мнений по конкретной проблеме. При этом в указанный учебник автор добавила главы, которые невозможно найти в других источниках. В основном они связаны с профессиональными интересами автора (например, глава про регулирование финансовых рынков).

Карапетов А. Г. Экономический анализ права

«Экономический анализ права» не является учебником – в этой книге представлен критический авторский взгляд на проблематику взаимодействия права и экономики, описано реальное влияние права на экономическую жизнь и влияние экономики на правовое развитие. В Институте бизнес-права МГЮА эту книгу назвали уникальной, поскольку в ней представлен совершенно новый подход к анализу правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Этот подход позволяет понять экономические механизмы, которые заложены в законодательном регулировании.

Изучение права через призму экономики становится в России все более популярным, хотя за рубежом этот процесс начался еще в середине прошлого века. У нас же практически не существует подхода к анализу правового регулирования через, например, теории издержек. Такая кросс-дисциплинарность может сделать книгу интересной не только для юристов, но и экономистов, потому что объясняет право через понятную им терминологию. Часто юристы достаточно скептически относятся к любому неюридическому анализу права, хотя очевидно, что за любой правовой нормой (особенно в бизнес-праве) стоит экономический интерес.

Не все подходы автора бесспорны. Для юриста многие из них покажутся несколько апокрифичными. Но в этом и ценность книги, потому что она заставляет посмотреть на право с другой точки зрения и начать дискуссию.

Палеев Р. Н. Бизнес. Право. Мораль

Эта монография посвящена комплексным проблемам права и морали начиная с XVII века до наших дней. Автор рассматривает вопросы, которые не получили в современной литературе теоретического освещения. Например, роль традиций в жизни общества, соотношение морали и права, кризис и формирование этики. Хотя это и не юридическое издание, оно очень интересно с точки зрения анализа взаимодействия права, экономики и социальных норм. В книге показано, как экономическая ситуация влияет на законодательство. Прочитать ее будет интересно специалистам по экономике и праву, преподавателям вузов и их студентам. Кроме того, это отличное дополнение или продолжение к «Экономическому анализу права», потому что добавляет к дискуссии о бизнес-праве еще и социальный компонент.

Ефимова О. В. Предпринимательское право

Учебник содержит общие положения о регулировании предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики: например, предмете и методе, субъектах и объектах предпринимательского права. Его особенность – наличие практических заданий, позволяющих закрепить изученный материал. Если обычные учебники ограничиваются лишь вопросами для повторения, то в этой книге практические задания более разнообразны. Они позволяют сформировать навыки, а не только заучить сухую теорию. «Обучение через делание» – весьма популярный методический подход: все исследования показывают, что помимо «модности», он еще и очень эффективен. Поэтому эта книга поможет не только узнавать теорию, но и закреплять ее на практике.

Учебник О. В. Ефимовой подойдет студентам юридических вузов, аспирантам, научным работникам и преподавателям, а также всем, кто интересуется вопросами правоприменительной практики в области предпринимательского права.

Шиткина И. С. Настольная книга руководителя организации: правовые основы

Как утверждает автор этой книги, она жизненно необходима руководителям современных коммерческих организаций. Такого же мнения придерживаются сотрудники Института бизнес-права МГЮА – они заявляют, что это идеальное издание как для юристов, так и для неюристов. И. С. Шиткина как практикующий правовед и профессор смогла совместить практический опыт с теоретической основой, поэтому книга действительно может быть настольной. В ней детально раскрываются вопросы корпоративного права для управленцев, а также другие вопросы правового регулирования деятельности юридического лица. При этом в отличие от большинства учебников книга не предполагает прочтение «от корки до корки», а скорее обращение к ней в случае возникновения практической проблемы. К ней можно обращаться как в каждодневной деятельности организации (делая поправку на меняющееся законодательство), так и при изучении теоретических основ предпринимательского права.

Косякова Н. И. Предпринимательское право

Это базовый учебник для бакалавров. В нем уделено повышенное внимание праву промышленной собственности и инновационным видам предпринимательской деятельности, а также правовому режиму результатов интеллектуальной и внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем учебник содержит информацию и об основных правовых институтах: сущности предпринимательского права, месте предпринимательского права в системе российского права, правовом статусе субъектов хозяйственной деятельности, государственном регулировании предпринимательской деятельности, правовой природе предпринимательских договоров. Помимо теоретических вопросов, в нем представлена и актуальная судебная практика.

Книга, с одной стороны, является отражением современной повестки (рассмотрение в ней регулирования инноваций и промышленной собственности), но, с другой стороны, она достаточно простая, так как разработана для бакалавров. На этом фоне интересно смотрится глава о правовой работе в сфере предпринимательства, что, очевидно, не является предметом предпринимательского права как такового, а скорее сочетание делопроизводства и основ ведения бизнеса. Для студентов 2–3 курсов вряд ли этот раздел вызовет интерес.

Каминка А. И. Основы предпринимательского права

Август Исаакович Каминка – видный правовед XIX–XX века. Его книги – классика юридической мысли. «Основы предпринимательского права» появились в Петрограде в 1917 году и с тех пор ни разу не переиздавались. В этой книге автор рассматривает предпринимателя, предпринимательские организации и понятие юридического лица, роль учредителей в предпринимательском строе, банки, возникновение акционерных компаний и многое другое.

  1. Безусловно, формы предпринимательства существенно изменились за прошедшие со дня написания 100 лет, но основа – извлечение прибыли из своей самостоятельной деятельности – осталась та же. Поэтому книга представляет интерес и для современных юристов. Это неожиданно актуальный труд, так как в нем раскрываются абсолютно все базовые взгляды на предпринимательство. Кроме того, книга очень важна с точки зрения изучения истории предпринимательского права.

Emerson Robert W. Business Law

Эта книга является прекрасным дополнением к университетским учебникам. В ней рассказывается о значении теории права в деловом обороте, об ответственности за ненадлежащее качество выпускаемой продукции, нарушениях прав потребителей. Особое внимание автор уделил преступлениям в сфере предпринимательской деятельности и интеллектуальной собственности. В книге идеально рассмотрены базовые подходы к ключевым аспектам предпринимательской деятельности. Например, очень четко разведено публичное и контрактное регулирование предпринимательских отношений. Также авторы детально рассмотрели и смежные отрасли, которые существенно влияют на предпринимательскую деятельность (например, трудовое и международное), что российские авторы обычно оставляют за рамками книг по бизнес-праву.

В книге множество кейсов, помогающих лучше понять материал. По мнению сотрудников Института бизнес-права МГЮА, это идеальная книга для знакомства с основами бизнес-права в системе англосаксонского права, поскольку она дает все базовые понятия и подходы.

Единственная проблема при чтении – необходимость хороших знаний английского языка. Но в целом книга написана на достаточно простом языке, потому что рассчитана на чтение и неюристами. Все базовые понятия авторы вынесли в специальные поля для того, чтобы облегчить читателю задачу. Опять же книга не претендует на абсолютный характер знаний, потому что американское законодательство в определенной мере подвержено еще большим изменениям в связи с признанием судебного прецедента в качестве источника права.

Семилютина Н. Г. Юридические лица в гражданском праве зарубежных стран

Без знаний международного права невозможно разобраться в правовом регулировании корпоративных отношений в России. Поэтому книга «Юридические лица в гражданском праве зарубежных стран» обязательна к прочтению всем юристам для понимания общего вектора развития законодательства о юридических лицах разных правовых семей: англо-американской, романо-германской, романо-французской. В ней рассматриваются источники правового регулирования, порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц, их виды, статус и особенности правового положения, а также тенденции развития.

Сравнительное право всегда ценно тем, что позволяет «примерить» иностранные конструкции к нашей действительности, чтобы понять, а стоит ли заимствовать иностранное законодательство или необходимо самостоятельно разрабатывать «правила игры». Конечно же, в глобальном мире есть тенденция к унификации законодательства со схожими правопорядками. Но при этом каждая страна сохраняет определенную уникальность. Юридические лица в гражданском праве зарубежных стран существенно упрощают поиск и анализ этих особенностей, избавляя от необходимости изучать законодательство каждой страны отдельно.

Книга будет интересна научным работникам, практикующим юристам, представителям бизнес-сообщества, преподавателям, студентам и аспирантам, а также всем, кому небезразличны вопросы развития корпоративного права.

Редакция выражает благодарность институту бизнес-права МГЮА и лично к.ю.н. заместителю директора Института бизнес-права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Алексею Анисимову за помощь в выборе актуальной литературы.

Книги в помощь начинающему юристу

Решил написать о нескольких книгах на правовую тематику. Опытные юристы вряд ли узнают что-то новое, но студентам юридических факультетов эти произведения могут быть полезны в качестве подспорья к учебникам. Лично мне они помогли разобраться с одними вопросами и пробудили интерес к другим, так что сделаю здесь их краткий обзор.

Вячеслав Оробинский «Чему не учат на юрфаке. Тайны профессионального мастерства юриста»

Увидел эту книгу в магазине и полистал ради любопытства, хотя не ожидал ничего хорошего от произведения с таким названием. Но книжка оказалась крайне толковой и полезной, так что я в итоге её купил и прочёл целиком.

Автор – юрист из Ростова-на-Дону, который просто и доступно объясняет вещи, которые необходимо знать каждому юристу. Больше, конечно, подходит будущим юристам, которые только начинают учиться или работать, но и нынешним юристам можно почерпнуть много полезного.

Есть советы по взаимоотношению с клиентами, судьями и коллегами, замечания о разнице между законодательством и правоприменительной практикой, рекомендации о том, как организовать свою работу и много чего другого. Что приятно – всё доступно, коротко и по существу.

Особенно порадовало, что автор удерживается от крайностей и не изображает юристов ни бездушными и корыстными циниками, ни романтиками, отстаивающими закон и справедливость – а описывает успешные варианты и той, и другой стратегии. Одна из немногих книг, которая на «Озоне» имеет почти сплошь положительные отзывы.

Цитата: Есть области нашей профессии, куда по причине кажущегося отсутствия там денег суровые профессионалы не лезут. Это соцобеспечение, это пенсионное обеспечение, это так называемые медицинские дела – не только причинение вреда жизни/здоровью, но и все, что связано с медициной и медуслугами. Как следствие – хороших специалистов в этих областях мало. Так что, если хотите бороться за справедливость, вам сюда.

Но помимо справедливости, в этих областях есть и деньги. Возьмем, к примеру, ту же социально-пенсионную сферу. Кто наш клиент? Бабушка или дедушка, которые считают, что «пенсию зажимают», что-то там недоплачивают. В том же пенсионном обеспечении уйма законов, нормативных актов, разъяснений и комментариев, которые в силу кажущегося отсутствия денег мало кто изучает.

Юрист обычно от такого клиента пытается отделаться, чтобы во всех этих дебрях не разбираться. НО! Если специализироваться именно на таких делах и досконально разобраться в перипетиях нашего пенсионного законодательства, то можно жить – и неплохо жить! – по принципу «10 старушек = рубль».

То есть на первого клиента у вас уйдет пара месяцев. Но теперь вы уже в теме, вы разобрались. На второго клиента вы потратите уже меньше времени. На третьего – еще меньше.

Пару раз посудитесь – и у вас будут дополнительные аргументы для следующих дел в виде сложившейся судебной практики. Потом о вас пойдет хорошая слава как о хорошем специалисте по таким делам.

Бабушек на лавочке у подъезда видели? Правильно: пустозвонки, говорят с утра до ночи, в лото играют, молодежь костерят. Но! Если вы решили вопрос одной бабушке, то будут говорить и о вас. На той же лавочке, и не только. И будут советовать вас, крутого спеца, друзьям/родне/знакомым. Вот вам и приток клиентов, вот вам и свой бизнес.

Кроме того, у бабушек есть дети и внуки. У которых могут быть свои беды – из другой области права. А это новые клиенты и, что гораздо важнее, новые связи.

Борис Горохов «Трудовые споры. Чему не учат студентов»

Коротенькая (25 страниц) брошюрка, на которую я случайно наткнулся в процессе подготовки к экзамену по трудовому праву. Автор — судья Верховного суда РФ Борис Горохов, которые разбирает некоторые ключевые вопросы трудового права . Описаны интересные судебные дела, а читается всё легко и быстро, в отличие от большинства учебников.

Кстати, только начав писать этот обзор, я обратил внимание, что это вторая книга про то, чему не учат студентов (первая — см. выше). Вообще, в магазинах часто можно встретить книги на тему «Чему не учат студентов на юрфаках/журфаках/филфаках/матфаках/химфаках». Очевидно, что-то не так с нашим высшим образованием, если нужно выпускать такие книги и если на работе молодым специалистам говорят: «Забудьте всё, что вы учили в институте». Хорошо бы студенты занимались по полезным книгам непосредственно в учебном заведении, а не искали их на стороне. Но пока это не так, подобные книги им весьма пригодятся.

Цитата: Хорошо, что на данный момент эта тема не так актуальна, как раньше, но и в последний год по стране прокатилась волна забастовок, а зарплату задерживали очень часто. И не исключено, что вновь придется решать вопросы, возникавшие в практике не так давно. Например, что нужно делать, когда работнику не платят заработную плату и он пытается самостоятельно защитить свои права способом очень простым – прекращает работать. И когда он это делает, возникает целый комплекс вопросов. Вот он прекратил работать, потому что ему две недели зарплату не платят, предупредил работодателя, как положено. Вопрос первый: на работу в этой ситуации он ходить должен или нет? Второй вопрос: имеет ли он право получать заработную плату за период, когда он не работает, или ему нужно платить как за вынужденный простой по вине администрации? Или вообще не нужно платить, потому что он работу не выполняет, освобождает себя от своих трудовых обязанностей, а следовательно, и работодателя – от выплаты заработной платы? Единства точек зрения по этому вопросу нет. Есть только выработанная практика Верховного Суда РФ. Позиция очень простая: в этой ситуации отказ от работы – вынужденная мера работника по самозащите своих прав. И для него она является вынужденным прогулом. Если это вынужденный прогул, то он подлежит оплате в полном объеме. Статья 236 ТК РФ говорит о полном возмещении имущественного вреда, причиненного работнику незаконными действиями работодателя.

Невыплата заработной платы — это незаконные действия работодателя, поскольку он не выполняет свою прямую обязанность перед работником. Поэтому ст. 236 ТК РФ предусматривает полное возмещение имущественного вреда, причиненного работнику работодателем. Дальше возникает следующий вопрос: должны ли применяться проценты, предусмотренные ст. 236 ТК РФ, на тот период, когда человек не работал? Четко обозначена и позиция Верховного Суда РФ по вопросу начисления процентов, предусмотренных ст. 236 ТК РФ. В этой ситуации работодатель отвечает даже без вины по максимуму. Если бы учитывалась вина, можно было бы говорить, допустим, о причинах. Из бюджета не поступили средства, бандиты ограбили почтовый поезд. Можно придумать все, что угодно.

Ответственность работодателя без вины предполагает, что штрафные санкции начисляются автоматически на ту сумму, которая является выплатой за вынужденный прогул. Такова позиция Верховного Суда РФ. Никакие разговоры по поводу «раз он не работает, то и зарплату ему платить не положено» не принимаются к сведению. И простоем данная ситуация тоже не является – это вынужденный прогул в чистом виде. И на работу ходить он не должен. Если там нет работы, то делать ему на работе нечего. Поэтому у него нет обязанности посещать рабочее место до уплаты ему долгов по заработной плате.

Иосиф Покровский «Основные проблемы гражданского права»

Дореволюционное произведение о некоторых проблемах гражданского права: о разграничении частного и публичного права, о юридических лицах, собственности, договорах, семейном праве и других вещах. Книга написана до Октябрьской революции, но предсказала многие тенденции развития права в советский период, благо социалистические идеи в начале XX века были модными и популярными. Многие вопросы не утратили актуальности и по сей день, так что почитать книжку будет интересно любому юристу. Хотя книга написана несколько старомодным стилем и иногда чересчур абстрактна, но в целом читается легко и написана куда лучше, чем большая часть современной юридической литературы.

Цитата: Все эти данные, а в особенности отмеченная выше историческая изменчивость границ, свидетельствуют о том, что в различии между правом публичным и частным мы имеем дело не с различием интересов или отношений, а с различием в приемах правового регулирования, т. е. с критерием не материальным, а формальным, хотя и совершенно в ином смысле, чем это предполагалось до сих пор. Нет такой области отношений, для которой являлся бы единственно возможным только тот или только другой прием; нет такой сферы общественной жизни, которой мы не могли бы себе представить регулированной как по одному, так и по другому типу.

Так например, выше в качестве наиболее яркого образца публично-правовой системы централизации была приведена организация дела военной обороны. Но мы можем себе представить (а история являет тому и реальные примеры), что какая-нибудь страна охраняет себя при помощи наемных дружин, которые в свою очередь составляются из лиц, добровольно вступивших туда по вольному найму. В таком случае все дело военной обороны оказалось бы построенным по принципу не публичного, а частного права: наряду с казенными подрядчиками для производства каких-нибудь работ появились бы подрядчики для защиты от врага, наемные condotieri, cо своими частными дружинами.

Равным образом, государственное управление, осуществляющееся ныне при помощи строго централизованной системы государственного чиновничества, в древнем Риме в раннюю эпоху принципата осуществлялось при посредстве частных агентов императора, зачастую из его собственных вольноотпущенников.

С другой стороны, можно легко представить себе всю область экономических отношений, область, которая является в настоящее время областью частного права по преимуществу централизованной, т. е. перестроенной по началам права публичного: заведывание всем производством и распределением находится в руках центральной власти, деятельность каждого отдельного индивида определяется по началам трудовой повинности и т. д.

Даже область семейственных отношений мы можем представить себе организованной по началам публичного права. Вообразим, что какое-нибудь государство, задавшись целью количественного или качественного улучшения прироста населения, пришло к мысли организовать и эту область отношений по принципу государственной повинности: все мужчины, находящиеся в известном возрасте и обладающие нормальным здоровьем должны вступать в брак и притом с женщинами, указанными им соответствующей властью. Пусть подобный порядок вещей кажется нам полной нелепостью и недопустимым посягательством на самые интимные стороны человеческой личности, — но он все же мыслим.

Анатолий Тилле «Занимательная юриспруденция»

Занятная книжица, полезная для интересующихся юриспруденцией или изучающих оную. Автор довольно внятно объясняет многие важные идеи юридической науки (в основном, из области уголовного права) на исторических и современных казусах. Есть много интересных наблюдений за советским и российским правом, да и вообще о многих правовых понятиях и конструкциях.

Единственный недостаток: автор слегка раздражает своими унылым ёрничанием в адрес всех, кого только можно – коллег-юристов, коммунистов, демократов, журналистов, предпринимателей и т. д. и несколько завышенной самооценкой. Но в остальном книга весьма интересна и полезна.

Существует принцип — незнание закона не освобождает от ответственности. Но этот принцип действует только в отношении опубликованных законов. В Конституции записано: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (статья 15). Обращаю внимание на то, что может показаться, третья фраза повторяет вторую. Это не так, ибо вторая фраза говорит о законах, а третья о «любых нормативных правовых актах», например, о постановлениях правительства или местных нормативных актах.

[. ] Но вернемся в уголовному закону. Начальник угольного карьера в Кала-и-Маре Зорин был обвинен по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1941 года «О запрещении продажи, обмена и отпуска на сторону оборудования и материалов и об ответственности по суду за эти действия» за то, что он продал уголь местному совхозу. Эти действия раньше были обычными, не преступными и стали опять не преступными после 1955 г., когда указ от 10 февраля 1941 г. был отменен. Дело рассматривалось во многих инстанциях, и споры юристов были связаны именно с вопросом презумпции знания законов.

Дело в том, что в те времена, уголовная ответственность иногда назначалась по неопубликованным законам, а поскольку ученые-юристы считали правилом оправдывать и восхвалять действия законодателей, были среди них и такие, которые безосновательно доказывали, что сознательные граждане должны были и до издания запретительного уголовного закона понимать общественную опасность своего деяния. Именно такие ученые делали карьеру, получали ордена и звания.

Они говорили, что предположение о знании гражданами законов после их опубликования есть фикция, ибо в основном люди не знают большинства опубликованных законов, но сознают общественную опасность тех или иных деяний. А потому должны нести уголовную ответственность и при отсутствии опубликованного закона.

Рассматривая дело Зорина, пленум Верховного суда СССР в своем постановлении записал: «Материалами дела установлено, что газеты, в которых был опубликован Указ от 10 декабря 1941 г., были получены в Кала-и-Маре 22 февраля 1941 г. Об издании Указа не могли узнать и по радио, так как радиоустановки на карьере не было».

Таким образом, было установлено, что в момент издания упомянутого Указа Зорин не мог о нем знать. Дело было прекращено в связи с отсутствием в действиях Зорина состава преступления. В постановлении об этом есть некоторые неточности, в частности, говорится о «газетах» вообще, а должны быть указаны официальные органы опубликования («Извести»). Все же постановление по существу было правильным.

«Иллюстрированный Уголовный кодекс Российской Федерации» и «Иллюстрированный Гражданский кодекс Российской Федерации» в рисунках Алексея Меринова

Интересная идея – издать нормативный правовой акт в картинках. Первым, насколько я помню, несколько лет назад вышла Конституция в картинках, потом издательство «Манн, Иванов и Фарбер» выпустило УК РФ в картинках, а потом подоспел и ГК РФ.

Иллюстрированный Уголовный кодекс вышел неплохим, весёлым и забавным. Это один из тех случаев, когда большинство статей закона даёт толчок фантазии и повод для создания иллюстрации. Скажем, статья 149 «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них»: стоящий на площади человек с плакатом «Нет в жизни счастья!» и нападающие на него с дубинками люди в форме с криками «Есть!». Прямо скажем, актуально. В итоге книга была благожелательно принята в юридическом сообществе и стала даже довольно популярной.

А вот с Гражданским кодексом вышла не совсем удачная попытка. Этот кодекс – значительно больно абстрактный, чем УК РФ, и фантазии там развернутся особо негде. И если в УК РФ за каждой статьей скрывается история, то тут без соответствующей подготовки историю не придумаешь, да и к тому же можешь допустить неточности и ошибки. Художник Алексей Меринов, насколько я понимаю, юридического образования не имеет. Так что, когда он иллюстрирует, скажем, главу 37 Гражданского кодекса РФ «Подряд», картинкой, где изображена доска объявлением «Приглашаем на работу: требуются безработные», это мало того, что не даёт нам никакой интересной истории про договор подряда, но и относится всё же скорее к трудовым отношениям, а не к гражданско-правовым. Толковых и подходящих иллюстраций здесь явно меньше, чем в УК РФ, и радуют они куда меньше.

В общем, за попытку можно сказать спасибо, но вот реализована идея по-разному. Уголовный кодекс получился годный и вполне может подойти как подарок знакомому следователю или судье по уголовным делам, а вот с Гражданским кодексом – хуже, вряд ли он будет кому-то интересен. Но тут дело просто в специфике гражданского законодательства – это всё равно, что браться иллюстрировать смешными картинками какой-то ГОСТ или СНиП.

Семь советов авторам-юристам: как написать хороший учебник

В данный момент я получаю второе высшее образование в МГЮА им. Кутафина. Как и многих других студентов, меня раздражает то, что учебники почти по всем дисциплинам написаны очень плохо и никак не помогают разобраться в нужной отрасли права. Схожие проблемы есть не только в учебниках, но и других книгах на юридическую тематику. К сожалению, авторы-юристы не понимают некоторых простых вещей, которые необходимо знать пишущему человеку (особенно – пишущему для студентов). Я решил систематизировать свои претензии к авторам учебной литературы, и дать несколько советов, следование которым поможет улучшить их произведения.

1) Право – это отражение жизни. Право – это не теоретическая наука, которую юристы придумали для общения друг с другом. Любая правовая норма создана, чтобы урегулировать определённую жизненную ситуацию. И хотя в ней самой об этом обычно не сказано ни слова, но задача автора-юриста – понять, для чего правовая норма создана, и объяснить это своим читателям.

Например, при изучении юрлиц в гражданском праве никто не разъясняет студентам, для чего были созданы те или иные виды юридических лиц. Авторы могли бы рассказать: закон предполагает, что при таких условиях предпринимателям выгодно создавать товарищество, при таких – ООО, а при таких – АО. Можно взглянуть на закон и судебную практику глазами предпринимателей, попробовать понять, что им будет выгодно в той или иной ситуации, и попытаться рассказать об этом. Желательно объяснять так, чтобы это понимал любой, в том числе далёкий от юриспруденции человек. Потому что студенты, которые начинают изучать гражданское право, ещё слабо представляют себе, что такое обязательства, какие отношения существуют между юрлицом и его участниками, с какой ответственностью они могут столкнуться, кто такие кредиторы юрлица и в каких ситуациях они могут появиться и т. д.

Вообще, при обучении на юрфаке постоянно появляются вопросы, ответы на которые в учебной литературе никто не дает. Скажем, почему дела военных мы рассматриваем в отдельных военных судах, а не в обычных судах общей юрисдикции – что такого в военных, что для них нужно создавать свои суды (у нас ведь нет отдельных судов для чиновников, полицейских, металлургов или пекарей)? Почему предварительное расследование разделено на дознание и следствие и в чём смысл такого разделения – почему не свести всё в одну процедуру или, наоборот, не разделить на четыре процедуры в зависимости от тяжести дела (от небольшой тяжести до особо тяжких)? Почему у нас три стадии обжалования (апелляция, кассация и надзор), а не одна и не пять? В каких ситуациях гражданам и юрлицам удобнее и целесообразнее использовать расчёты чеком, а в каких – платёжным поручением? Почему одним юрлицам имущество передают в хозяйственное ведение, другим – в оперативное управление, а третьим – в собственность, в чём плюсы и минусы каждого режима?

Многие из этих вопросов понятны опытным юристам, но разъяснять эти вещи начинающим почему-то никто не считает нужным. То есть хороший препод, возможно, и разъяснит, но авторы учебников либо считают, что всё это и так понятно, либо сами не понимают и не интересуются ответами на эти вопросы.

Итак, совет номер один: уважаемые авторы-юристы, задайте себе простой вопрос: «Зачем нужна эта норма/институт/отрасль права?» и попробуйте на него ответить в своем учебнике.

2) Право создано для жизни. Помимо того, что право создаётся для регулирования жизненных ситуаций, оно эти ситуации так или иначе регулирует. Задача автора-юриста – понять, насколько хорошо норма регулирует эту ситуацию, а если регулирует плохо, то почему. Вкупе с предыдущим советом можно изобразить это так: «Данная норма права была создана, чтобы урегулировать такую-то ситуацию, но регулирует её лишь при таких условиях, а при таких – нет, потому что то-то и то-то».

Можно ведь рассказать, что почти никто в России не регистрирует товарищества, а главная разновидность юрлица для малого бизнеса – это ООО, и объяснить, из-за чего это происходит. Можно рассказать, что несмотря на декларируемую независимость судей, большинство из них при вынесении решения ориентируются на мнение председателя суда и вышестоящие звенья судебной системы, и рассказать, почему так происходит и что с этим нужно делать. Можно рассказать, что договор найма жилого помещения в России, вопреки требованию закона, очень часто заключается устно, потому что хозяевам жилья невыгодны многие императивные нормы ГК РФ (ну и по ряду других причин).

В общем, можно много чего интересного рассказать, благо есть и статистика, и базы судебных решений, и исследования Института проблем правоприменения, и реальная жизнь, окружающая авторов-юристов. Но они то ли боятся, то ли ленятся изучать действительность и соотносить её с нормами права.

Совет номер два: задайте себе вопрос: «Как на практике работает эта норма/институт/отрасль права?» и попробуйте на него ответить в учебнике.

3) Право – это отражение идей справедливости и разумности. Любой действующий закон почти все авторы-юристы по умолчанию считают справедливым и разумным, даже если это очевидно не так. Особенно грешат этим авторы учебников по конституционному праву России. Депутаты Госдумы РФ могут принимать какие угодно законы, отнимающие у граждан их права и свободы, а Конституционный суд РФ будет изворачиваться наизнанку, признавая конституционной то одну норму, то прямо противоположную – но авторы-конституционалисты будут продолжать писать о том, какая замечательная у нас Конституция РФ и как благодаря ней развивается демократия и правовое государство.

Если закон говорит, что для регистрации политической партии нужно три человека и заявление в Минюст, то автор учебника пишет, что закон, где это написано, «реализует конституционное право граждан на объединение». Когда закон меняют, и для регистрации партии требуется уже 50 тысяч человек и отделения в половине регионов страны – тот же автор спокойно напишет то же самое. А если закон снова поменяют и вообще запретят все партии, кроме правящей, думаю, формулировка в очередном издании учебника не изменится.

Аналогично с законами «О референдуме РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и многих других – какие бы изменения в них не вносили, мнение автора учебника будет одним и тем же. Ведь в начале каждого закона сказано, что он реализует то или иное право граждан, предусмотренное Конституцией РФ, – значит реализует!

Понятно, что в любой оценке есть изрядная доля субъективности, но почему бы её не проявить иногда и не попытаться максимально сдержанно и обоснованно изложить свою точку зрения, а не прятаться за красивыми и бессмысленными фразами. К тому же, если автор боится быть субъективным, он можно привести разные точки зрения: мол, я считаю так-то и так-то, уважаемый профессор такой-то считает иначе, а господин такой-то – по-другому.

Совет номер три: задайте себе вопросы: «Является ли данная норма права справедливой и разумной? Если нет, то почему, и как её можно сделать разумной и справедливой?» и попробуйте на них ответить.

4) Нужно отделять главное от второстепенного. С какими-то правовыми нормами и институтами люди сталкиваются постоянно, с другими – редко, а с третьими – почти никогда. В связи с этим при изучении любой отрасли права у студента возникает вопрос: «Что тут важно, а что – не очень? Что используется чаще, а что используется реже? На что стоит обратить внимание в первую очередь?». К сожалению, учебная литература обычно не даёт ответа на такие вопросы.

Почему бы не сказать, что в 90% случаев к подозреваемому и обвиняемому применяются две меры пресечения (подписка о невыезде и заключение под стражу), а другие меры – это пока что скорее экзотика? Тогда студент обратит внимание именно на эти меры пресечения, а потом уже на все остальные. Почему бы не сказать, как я уже упоминал выше, что ООО – это самая популярная разновидность юрлица для малого бизнеса в России. Тогда студент внимательнее изучит эту организационно-правовую форму (не забывая, разумеется, что есть и другие). Почему бы не сказать, что потребителю при покупке товара ненадлежащего качества в большинстве случаев удобнее и выгоднее просто вернуть товар и получить за него деньги, а другие варианты, предусмотренные законом РФ «О защите прав потребителей», используются сравнительно редко.

Умение отделять главного от второстепенного важно в любой деятельности, и написание юридической литературы – не исключение.

Совет номер четыре – задайте себе вопрос: «А что важнее всего в этом законе или в этом правовом институте?» и попробуйте на него ответить.

5) Кроме России, существуют другие страны. Казалось бы, к нашим услугам богатейший мировой опыт – где какие законы приняты и как они там действуют. Можно сравнить, есть ли похожие нормы и институты в других странах, и изучить, почему они там возникли и как работают. Но нет – авторы-юристы предпочитают рассматривать Россию как замкнутую вселенную. Максимум, что они себе позволят – сравнивают российское законодательство в разные исторические периоды. Но выйти за пределы государственной границы РФ и посмотреть, как там что происходит за рубежом – упаси боже.

Лично мне было бы интересно узнать хотя бы в общих чертах, как устроены аналогичные правовые институты в других постсоветских странах, в наиболее развитых в правовом плане европейских странах (в частности, Франции и Германии) и в странах англосаксонского права. Ведь сравнительное правоведение для того и было создано – чтобы лучше понять плюсы и минусы нашей правовой системы. Но почему-то наработки этой юридической науки почти никто не использует.

Скажем, институт следствия есть в бывшем СССР, но отсутствует в англо-саксонской системе права – в чём плюсы и минусы того и другого порядка? Или, например, какие виды юрлиц есть в других странах и как они соотносятся с юрлицами из нашего ГК – чего нам не хватает или, может, наоборот, есть ли у нас что-то лишнее? Какие полномочия есть у субъектов федерации в других федеративных странах (например, Германии или США) и чего, исходя из этого, не хватает нашим регионам?

Единственный предмет, который отчасти реализует эту задачу – конституционное право зарубежных стран. Но мне не нравится, что он изучается отдельно, в отрыве от конституционного права России. Было бы эффективнее изучать российское конституционное право и сразу же сравнивать его нормы и институты с аналогичными нормами и институтами в зарубежных странах. И то же самое с гражданским и уголовным правом, гражданским и уголовным процессом и т. д.

Совет номер пять – задайте себе вопрос: «А как ту же ситуацию регулирует законодательство других стран и насколько у них это получается лучше или хуже?» и попробуйте на него ответить.

6) Не нужно цитировать и пересказывать закон. Любой вменяемый студент-юрист понимает, что никакую отрасль права нельзя изучить без чтения нормативных правовых актов и что одним чтением учебника ограничиваться нельзя. Поэтому не нужно цитировать и пересказывать то, что и так написано в законе. Там, где всё в законе понятно, читатель сам прекрасно всё прочитает и поймёт, а там, где непонятно, надо просто разъяснить, что имеется в виду. Короче, не нужно тратить время и бумагу на переписывание закона.

Когда я прочитал следующую фразу в книге «Практика применения ГК РФ части первой» под ред. В. Белова, захотелось просто пожать руку всем авторам: «Полагаем, что все читатели — практикующие юристы — могут получить доступ к тексту ГК во всех его редакциях без каких-либо затруднений» и «Поскольку предметом комментария являются не сами нормы ГК, а практика их применения, воспроизведение норм ГК в настоящем издании давало бы лишь повод к упреку авторов и издателя в недобросовестности, ибо смотрелось бы как простое увеличение объема материала». Вот это пример добросовестного отношения к делу, когда автор не тратит попусту бумагу, своё время и время читателя.

Разумеется, можно цитировать отдельные фразы и предложения, которые иллюстрируют вашу мысль, чтобы читатель каждый раз не искал их в первоисточнике. Но недопустимо действовать методом копипаста, когда, например, автор учебника по судоустройству пишет «К кандидату на должность судьи закон предъявляет следующие требования» и дальше просто приводит на полстраницы цитату из ст. 4 закона РФ «О статусе судей».

В общем, совет шестой – задайте себе вопрос: «Зачем я сейчас цитирую или пересказываю закон, если человек всё равно его прочитает?» и, если не можете на него ответить, не цитируйте и не пересказывайте.

7) Пишите легко, просто и понятно, не используйте лишних слова, делайте предложения короткими, приводите побольше примеров, аналогий и метафор. Мало того, что законодатели у нас косноязычные, так им ещё под стать авторы-юристы. Мне кажется, каждый должен взять себе за правило выражать свою мысль максимально точно, легко и понятно. Всегда можно сделать письменную речь проще и легче для восприятия, если исключить из неё некоторые вещи: длинные предложения, разрывание одной мысли другими, использование слов и словосочетаний, не несущих никакого смысла и т. д.

Есть великое множество слов и словосочетаний, которое можно заменить простым тире: «является», «следует понимать», «подразумевается», «состоит в том, что», «в качестве того-то можно выделить». Ещё не обязательно везде писать полное наименование закона: Гражданский кодекс Российской Федерации всегда можно сократить до ГК РФ. А фраза «верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов» легко заменяется на «областные и аналогичные им суды» или «областные и приравненные к ним суды». Или просто «областные суды» и далее сноска «если прямо не указано иное, под областными судами мы в данной книге подразумеваем не только областные суды, но и верховные суды республик, краевые суды и т. д.»

Самое ненавистное для меня – это пассивный залог. Говорят, пассивный залог так широко распространился из-за желания советских, а вслед за ним и российских бюрократов уйти от ответственности за свои действия. Потому что напишешь в отчёте «деньги были освоены» или «работа была выполнена», а кем, когда, почему и как – это уже не совсем понятно. К сожалению, юридическое сообщество взяло себе на вооружение этот прием и использует его к месту и не к месту. Коллеги, завязывайте с этим! На первый взгляд, кажется, что разница не велика, но чем чаще вы вместо «Постановление об этом было принято прокурором» будете писать «Постановление об этом принял прокурор» (а ещё лучше – «Прокурор принял постановление об этом»), тем легче и понятнее будет текст. Любое действие исходит от субъекта, а не от объекта, поэтому начинать нужно с субъекта, чтобы чётко уяснить себе процесс этого действия.

Резюмирую – старайтесь делать так, чтобы до каждой свежей мысли, если она вообще есть, читателю не приходится пробираться через горы словесного мусора.

Вот, например, цитата из учебника по уголовному праву: «Под системой уголовных наказаний понимается установленный Уголовным кодексом РФ внутренне упорядоченный, исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в иерархической последовательности, которые могут применяться судом за совершение преступления». То, что перечень «внутренне упорядоченный» и «расположен в иерархической последовательности» – это, наверное, важно, но не настолько, чтобы засовывать эти слова в определение. Фраза «под этим понимается то-то» легко заменяется на «это – то-то». А пассивный залог «применяться судом» можно заменить на активный – и фраза сразу станет живее и энергичнее. В итоге, гораздо лучше написать: «Система уголовных наказаний – установленный УК РФ исчерпывающий перечень видов наказаний, которые суд может применить за совершение преступления». Такое определение не пугает, оно сразу понятно и куда легче запоминается.

Или вот цитата из учебника по административному праву: «Как отрасль административное право обладает рядом функций. Эти функции определяются назначением административного права как регулятора общественных отношений в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления)» и далее идёт перечисление функций. Безо всякой потери смысла эти два предложения можно заменить фразой «Административное право выполняет следующие функции».

Фразу из учебника по финансовому праву «Министерство финансов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении…» можно легко заменить на «Минфин РФ вправе приостановить…» (или даже «Минфин РФ может приостановить…»)

Ещё многие важные мысли хорошо бы подкреплять примерами, аналогиями и метафорами. Но всё это, за редким исключением, авторы-юристы отвергают как недостаточно научное и строгое изложение. И совершенно напрасно, текст от этого только выиграет. Вот, чтобы было понятно, пара цитат из хороших юридических книжек: «В имущественном страховании есть одно очень разумное правило — нельзя застраховать свой интерес на сумму большую, чем он реально стоит. Нельзя застраховать кредит на сумму, большую, чем размер кредита плюс проценты. Нельзя застраховать автомашину на сумму, большую, чем она стоила при покупке за вычетом износа» (Ю. Фогельсон «Введение в страховое право»). Или «Бизнесмены привыкли к обывательскому пониманию: «Договор – это бумажка, подписанная мной и тем парнем, нет бумажки – нет договора». «Академиев» наш бизнес не заканчивал, ГК до п. 3 ст. 438 тоже мало кто дочитывал. Вот и получается сплошь и рядом: направили «тому парню» предложение заключить договор. Думали поспорить по условиям, поторговаться… А «парень» вместо спора бросился исполнять предложение (оферту). К примеру, перечислил вам аванс или отгрузил продукцию. И всё: акцепт. Договор заключен. О чем вы можете узнать и не сразу, а после исполнения договора вашим партнером» (В. Оробинский «Английское договорное право»)

Совет номер семь – задайте себе вопрос: «Написал ли я фразу, предложение или абзац максимально просто и понятно? Легко ли будет студенту их прочитать?» и если не можете дать положительный ответ, то попробуйте ещё поработать над ней.

Итого

Подчеркну – речь идёт именно об учебниках или о тех книгах, которые знакомят читателя с какой-то отраслью права. Если вы пишете для специалистов, некоторыми из перечисленных советов можно и пренебречь: специалисты, вероятно, знают, для чего создана та или иная норма права и как она действует. Но и в этом случае ясность языка и отсутствие косвенных цитат из закона сильно поможет.

Если же вы пишете для начинающих, для тех, кто ещё не имеет представления о вашем предмете, то нужно быть максимально простым, понятным и доступным. В идеале книга должна быть понятна даже тем, кто не имеет к юриспруденции никакого отношения.

Разумеется, невозможно написать книгу без недостатков. Даже если сильно стараться, в книге все равно что-то будет неясным, что-то лишним, а чего-то будет не хватать. Но то, что идеал недостижим, ещё не значит, что к нему не нужно стремиться. Поверьте, если автор хотя бы пытается сделать свою книгу понятной, интересной и полезной, она будет на порядок лучше любого формально написанного учебника.

Сегодня же большая часть учебной юридической литературы слишком абстрактна, оторвана от жизни и плохо написана, никому ничего не объясняет и никак не помогает. В результате я уже на первом году учёбы начал готовится к экзаменам, читая исключительно сами нормативные правовые акты. Там, где ответа в нормативном акте нет (скажем, «предмет и метод административного права») либо ответ есть, но мне до конца не понятен (скажем, что такое расчёты по инкассо), я просто использую google и читаю найденные через него источники. Как ни странно, очень толковые и внятные ответы можно найти на Ответы.Мэйл.Ру и других подобных сайтах. А учебники, которые нам выдают каждый семестр, я давно перестал читать из-за их полной бессмысленности.

Смотрите еще:

  • Что такое нестраховой период в стаже Нестраховые периоды в больничном: о чем не забыть Руководители компаний и бухгалтеры часто в замешательстве, когда встречаются на практике с нестраховым периодом в больничном листе. Как его отмечают, нужно ли производить расчет и […]
  • Генетическая экспертиза где Федеральное государственное бюджетное учреждение Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава России Молекулярно-генетическая идентификация и установление родства Нормативные документы Виды экспертной […]
  • 10 правил толстого Простые правила жизни Льва Толстого. Лев Толстой (9 сентября 1828 – 20 ноября 1910 гг.) в 18-летнем возрасте сформулировал для себя свой жизненный манифест. Принципы жизни Льва Толстого были направлены на обуздание самолюбия и […]
  • Г чита нотариусы Г чита нотариусы Нотариус Артемьева Н.В.: Адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бутина 10, оф.2 Телефоны: (3022) 35-64-11 В числе прав и свобод, гарантируемых государством каждому гражданину, Конституция РФ предусматривает […]
  • Наша страна наши правила плакат Все правила и формулы перед глазами! Идея создания плакатов "Делай уроки сам" пришла нам после мучительных попыток нашего ребенка самостоятельно сделать домашнее задание и желания помочь ему (не сделать за него, а объяснить доступно […]
  • Венёвский суд Организации города Венёва График работы приёмной суда: Прием граждан осуществляется в здании Венёвского городского суда в кабинете №3. Часы приема граждан: Понедельник-четверг: 09-00 до 18-00Пятница: 09-00 до 16-00Перерыв: с 13-00 […]
  • Доверенность на автомобиль заверенная нотариусом Как оформить доверенность на автомобиль? В каких случаях необходимо оформлять доверенность у нотариуса? Какие данные указывать в документе? На какой срок выписывать доверенность? ВНИМАНИЕ! Актуальность этого материала - 2011 год. По […]
  • Досрочная пенсия для медработников Досрочная пенсия медработникам Медицинские работники могут претендовать на льготы при начислении пенсии. Досрочная пенсия медработникам возможна в следующих случаях наличия трудового стажа: при стаже не менее 30 лет — для […]