Правило на оро и оло

Содержание статьи:

Поиск ответа

Всего найдено: 7

Ответ справочной службы русского языка

В значении ‘связанный дружбой, взаимным согласием’ следует использовать прилагательное дружный: дружный коллектив.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Опираясь на высказывания «живых звеньев», связывавших его с преподобным Паисием, – епископа Нектария, Е. Ю. Концевич, отца Адриана, отец Серафим писал… Запятая после слова Паисием закрывает причастный оборот, запятая после слова Адриана – деепричастный; второе тире после обособленного приложения опускается, т. к. по условиям контекста требуется запятая.

Ответ справочной службы русского языка

«Заручиться мнением» нельзя. Можно ссылаться на чье-либо мнение.

Ответ справочной службы русского языка

Антагонизм – 1) непримиримое противоречие, вызванное несогласием во мнениях, противоположностью интересов; соперничество, борьба интересов; 2) биол. борьба за существование, основанная на стремлении организмов к самосохранению и сохранению своих видов.

Экзерсис – упражнение для развития, совершенствования техники исполнения (в танцах, музыке).

Ответ справочной службы русского языка

Нет, такого орфографического правила не существует (и не существовало). О буквосочетаниях -оро- / -оло- (также -ере-, -ело-) говорят применительно к истории языка: подобные сочетания – признак русских слов, в то время как сочетания —ра-, -ла-, -ре-, -ле- – признак старославянских слов, ср.: ворог – враг, город – град, золото – злато, голова – глава, болото – блато, берег – брег, шелом – шлем и т. п. (в лингвистике это наличие графической последовательности оро, оло, ере, ело в русских словах называется полногласием). В таких словах, действительно, пишется -оло-, -оро-, но это лишь закономерность, характерная для ограниченной группы слов и вызванная историческими процессами в языке.

Ответ справочной службы русского языка

Если это причастие (очевиден субъект действия), то следует писать одно _н_. Если это прилагательное (то же, что _обладающий взаимным согласием, единством_), пишется две _н_, например: _решение согласовано с начальством, их действия согласованны_.

Ответ справочной службы русского языка

_Полногласие_ — характерное для русского, украинского и белорусского языков наличие сочетаний [оро], [оло], [ере] между согласными в словах (город, золото, берег и т. п.). _Неполногласие_ — наличие сочетаний _[ра], [ла], [ре]_ в словах. О наличии полногласия (неполногласия) можно говрить, только если были или есть соответствующие слова с неполногласием (полногласием): _город — град, золото — злато, берег — брег_.

© 2000-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Грамоту.ру» обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57155, выдано Роскомнадзором 11.03.2014.

new.gramota.ru

Работа над безударными гласными в начальных классах

Облегчить учащимся применение правил при письме призвано использование алгоритма. Например:

1. Произнесите проверяемое слово. Есть ли в нем безударные гласные? Если это Я, А, О, Е, И — нужно проверить.
2. Подберите проверочное слово, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
3. Пишите гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

Такой алгоритм правописания безударной гласной мы использовали до введения понятий “корень”, “однокоренные слова”. А после их введения пользуемся следующим алгоритмом:

1. Выдели безударное гласное в слове.
2. Выдели корень.
3. Подбери однокоренные слова, в которых проверяемый гласный стоит под ударением.

Выработка умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной требует достаточного числа упражнений.

Умение переносить ударение из других частей слова на корень в более быстром темпе помогают схемы:

Один – много
Много – один
Что делал? – что делает?
Что делает? – что сделал?

Ознакомление с обозначением двух безударных гласных в корне слова связано в основном с написанием буквосочетаний –оро-, -ере-, -оло-, -еле-. При объяснении этого материала объясняю и показываю, как пользоваться для проверки таких написаний уже известными способами. Вместе с тем обращаю внимание, что много слов с двумя безударными гласными пишутся с одинаковыми буквами в корне слова. Для того, чтобы легче было запомнить, можно наиболее употребительные слова сгруппировать по буквосочетаниям, а затем вводить в упражнения:

Голова борода береговой зеленеть
Золотой города черепаха пелена
Молоко воробей середина шелестеть
Молодой воротник
Молоток сторона

Для развития орфографической зоркости при работе над безударными гласными в корне слова использую различные упражнения.

    Выбери проверочное слово:

Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).

Напиши буквы правильно, подбери проверочные слова.

Мама простыни стирала
И на речке пол.скала.
К дочке кошка прибежала,
Дочка кошку пол.скала.
К старости наш дедушка
Очень пос.дел.
Он в саду на бревнышко
Сел и пос.дел.
Гири брат мой поднимает
Свою силу разв.вает.
А на крыше мой флажок
Разв.вает ветерок.

  • Подбери к каждому слову недостающие родственные и запиши их в три столбика.
  • Сделать подарок — …
    Говорить дерзости — …
    Издавать крик — …
    Произвести посадку — …
    Излучать свет — …

    • Прием исправления ошибок. “Объясняя правописание слов, Петя Двойкин подобрал таких “родственников” для проверки:

    Хв.стливый – хвост, л.вина – улов, м.лодушный – молодость, укр.тить – краткий, сож.ление – жить.

    Какие орфографические ошибки допустил Петя Двойкин в написании слов и почему? Помогите ему!”

    Использую такие наглядности:

    При правильном названии проверочного слова детьми “сомнительная” гласная “встает на место”.

    2. Индивидуальные карточки:

    То есть, дается проверочное слово, притом с ударением. Нужно подставить нужную букву в проверяемое слово.

    Проверочное слово дается с пропущенной ударной гласной, которую надо вписать.

    4. Над каждым словом (или около слова) рисунок. Дается инструкция: вставь пропущенные безударные гласные в слова. Проверочное слово ищи на картинке, проверочное слово — предмет на картинке, рядом с картинкой – проверяемое слово.

    Гора – рога, салат – атлас, трава – врата, бокал – колба, сачок – часок, банка – кабан, ранка – аркан.

    6. Игра “Превращения слов”:

    1) песок – лесок, нога – рога, билет – жилет, коза – лоза
    2) батон – бетон, нога – нора, баран – банан, орел – осел.

    Неотъемлемой частью работы над безударными гласными являются словарные слова. Так как простое заучивание неэффективно, стараюсь применять различные приемы работы.

    I. Многие слова не требуют заучивания, если знать состав слова и этимологию. Например, деревня ( строили избы из дерева), библиотека (библио — книга, тека- хранилище) и т.д.

    Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение исторического корня, к которому оно восходит, и т.о. более глубоко понять семантику слова и ее правописания. При этом можно использовать такие виды работы, как творческое списывание, игра “Верно ли?” Пример:

    а) Творческое списывание.

    Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.

    Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют … .

    … — это равносторонний прямоугольник.

    Мера длины, равная тысяче метров — … .

    Солнце всходит на … и заходит на … .

    Главный город государства называют … .

    Такие задания можно объединить какой-то определенной темой, в которых для списывания 4-5 (в 1-2-х классах 3-4) предложения. Например, “Математика”, “Природа”, “Город” и т.д.

    б) Письменные ответы на вопросы.

    Этот вид работы используется для закрепления в памяти учащихся значения слов. Они начинаются одной фразой: как называется …

    … тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом)

    … стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха? (Санаторий)

    … место выдачи и приема книг? (Библиотека)

    в) Игра “Верно ли?

    Эта игра помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных этих слов. Верно ли, что …

    … слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню? (Неверно. портной восходит к слову порт в значении “полотно”, портфель – фр. “портер”, что значит “носить”).

    … слово окулист восходит к тому же слову, что и слово око? (Верно, окулист и око от латинского слова “ глаз”).

    II. Очень много слов с сочетаниями –оро-, -оло-, -ере-. Это правило мои дети знают с первого класса.

    III. В 1-2-х классах, так как у детей запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, некоторые слова предлагаю детям оживить. И они с удовольствием пишут и рисуют. Т. е. букву, которую надо запомнить, дети должны оживить.

    Приходится составлять предложения. Например, Костя пришел в костюме, а Павел в пальто.

    Различные виды упражнений при работе над словарными словами

    1. Подбор прилагательных.

    М.сква (какая?) . , н.род (какой?) . , ст.лица (какая?) . , Род.на (какая?) . .

    2. Образование однокоренных слов.

    Учитель читает слова, дети пишут словосочетания прилагательное + существительное.

    М.рковь — . сок, .гурец — . маска, к.пуста — . лист, ов.щи — . рагу, г.рох – … суп.

    3. Написание отгадки к загадкам (словарный диктант).

    1) Не матушка родила, а гостинцем оделила. (яблоня)
    2) Платье потерялось- пуговки остались. (рябина)
    3) Над водой, водой стоит с красной бородой. (калина)
    4) Стоят столбы белы, на них шапки зелены. (береза)
    5) В закрашенных клетках, никто не пугает, а вся дрожит. (осина)

    4. Записать слова в алфавитном порядке.

    Пр.дседатель, ур.жай, к.мбайн, б.гатый, тракт.р, .вес, пш.ница.

    5. Составить рассказ с данными словами.

    Г.рой, р.бота, к.смонавт.

    6. Составить предложения по схеме.

    Тр.ллейбус, ул.ца, м.тро, .втобус, в.гон.

    _______ ________ __________ ?

    _______ ________ ________ _________ .

    _______ ________ ________ !

    7. Записать словосочетания, используя предлоги.

    К.ллектив, м.лиция, к.ллекция.

    8. Образовать имена существительные во множественном числе.

    С.рока, в.рона, жав.ронок, в.р.бей, сн.гирь, с.ница.

    9. Подобрать подходящие по смыслу имена существительные, определить род.

    10. Досказать словечко.

    1) Я всегда рисую в нем а зовется он . (альбом)

    2) Стонет, мечется мой друг, что ему приснилось . (вдруг)

    11. Записать синонимы и антонимы.

    Старый — . , белый — . , плохо — . , до свидания — . .

    12. Работа над деформированными словами.

    Птоаль (пальто), дедажо (одежда), посаги (сапоги), стмюко (костюм).

    13. Работа над ребусами, кроссвордами.

    14. Работа по перфокартам.

    15. Использование словаря.

    16. Картинный словарный диктант.

    17. Использование пословиц.

    Всякая д.рога вдвоем вес.лей. Не спеши .зыком, торопись делом. У к.ровы м.л.ко на .зыке. Не велик . , да краснеет нос. . любит чистоту. Чужбина — калина, родина — . .

    (м.роз, п.суда, м.лина)

    18. Орфографически-правильное чтение (или словарный диктант) слов с пропущенными гласными, согласными.

    а) льбм, бблтк, грмм, пнл, птнц.

    б) ооа, оое, аеа и т.д.

    19. Как сказать одним словом.

    Лиса, заяц, медведь — это . .

    Картофель, морковь, капуста это . .

    20. Написать словарные слова по начальному (конечному) слогу.

    Кар. (картина, карман, картон, картофель)

    Кор. (корзина, коридор).

    21. . , . , . — это посуда.

    На каждом уроке одну минуту отвожу для просматривания словарика. Тут использую различные задания: найти слова на какую-то тему (совпадающую со смысловой темой урока), на определенную букву (обычно исходя из чистописания), с безударной гласной на первом слоге, двух-, трехсложные слова, собственные существительные, глаголы и т.д.

    Конечно, работа ведется не только на уроках русского языка. Широкие возможности предоставлены на уроках чтения, поскольку смысл и значение слова в художественных текстах проявляются наиболее отчетливо. Орфографическую работу на материале текстов осуществляю с использованием разных форм и приемов. Например:

    1) орфоэпическое и орфографическое чтение текстов или отрывков из них
    2) выписывание слова с данной орфограммой
    3) выписывание родственных слов
    4) письмо по памяти с последующей проверкой
    5) “воображаемое письмо”
    6) составление орфографических упражнений по тексту.

    На уроках математики ученики знакомятся с такими понятиями как сантиметр, дециметр, килограмм, грамм, миллиметр, масса, величина, время, расстояние, задача, ответ и др. Обязательным считаю показать правописание, указав или попросив найти в словах орфограмму. Также ученики знакомятся с числами. Необходимо, чтобы они увидели их написание с помощью букв.

    На уроках природоведения дети тоже знакомятся с очень многими терминами. Например, изучая тему “Птицы” в 3-ом классе, дети встречаются со словом “оперение” и сами объясняют происхождение, смысл, правописание слова. В 4-м классе учащиеся легко смогут объяснить смысл и правописание таких слов как “организм”, “горные породы”, “плечо”, “стопа”, “пищеварение”, “кислород”, “заболевание” и др.

    Очень радует, когда дети самостоятельно могут отыскать орфограммы в словах при изучении других предметов.

    Средством оценки качества орфографической подготовки учащихся начальных классов являются диктант, списывание, изложение.

    Диктанты могут быть слуховые: предупредительный, объяснительный, использование загадок, запись родственных слов, запись слов по смысловому признаку, группировка слов по орфографическим, морфологическим признакам, запись синонимов и антонимов; зрительные: предупредительный, объяснительный, выборочный, использование загадок, картинный, работа по перфокартам, группировка слов, составление словосочетаний, запись предложения по опорным словам, работа над ребусами, кроссвордами, этимологический анализ слова и др.

    1. Списывание с восстановлением границы между словами.

    Детииграют. Мамаготовитобед. Бабушкавяжет. Папаработает.

    2. Списывание с исправлением неверного смысла.

    Медведь боится волка. Папа младше сына.

    3. Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нем одно слово.

    Ребята идут в школу. (Ребята идут в магазин. Ребята бегут в школу.)

    После этого зачитываются и обсуждаются собственные варианты.

    4. Списывание предложений с добавлениями.

    Ученики решают. Ученики решают задачу. Ученики решают трудную задачу.

    5. Списывание с сокращениями, в котором условием является сократить каждое последующее предложение на одно слово.

    Вова ел вкусный хлеб. Вова ел хлеб. Вова ел.

    6. Списывание незаконченных предложений с заданием закончить их.

    Мышка убегает от . . Самолет летит над . . Девочка играет с . .

    В учебниках по русскому языку недостаточно представлены упражнения по нахождению объектов орфографических правил. Наиболее распространенное упражнение — это списать, вставляя пропущенные буквы. В этой связи для обучения нахождению объекта орфографического правила как наиболее эффективные рекомендую следующие упражнения:

    а) Объясните, почему в тесте упражнения пропущены именно эти буквы.
    б) Прочитайте текст. Посчитайте, сколько слов нуждаются в проверке. Какие и почему?
    в) Спишите текст, пропуская буквы, нуждающиеся в проверке.
    Также не менее важно, чтобы дети сознательно действовали, выбирая способы проверки.
    г) Прочитайте написанные пары слов, постарайтесь их запомнить. Через две минуты стираю вторые слова каждой пары. Ориентируясь на первое слово, запишите в столбик по памяти вторые слова. Подберите к ним проверочные слова, напишите их, орфограммы подчеркните.
    мост – река, гвоздь – доска, лес – грибы, шум – вода, больница — врач
    д) Диктант, где дети записывают одни гласные. Например, сахар (а-а), грибы (и-ы), лиса (и-а), корова (о-о-а).
    ж) Составьте и запишите предложения по этим схемам.
    ___________ и __________ — ____________.
    __________ , ________ и ____________ — _________ .
    _________ , _________ — _____________ .

    Таким образом, важно, чтобы младшие школьники поняли, зачем нужно писать грамотно, почему при письме необходимо соблюдать определенные правила, каким образом использование этих правил способствует полноценному общению при письме. Осознание этого помогает ученикам почувствовать внутреннюю логичность правописания и сделать усвоение орфографии более сознательным.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Таблица по русскому языку для 1-2 класса «Сочетания оро — оло»

    Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

    • Фияшкина Марина Александровна
    • 1371
    • 05.11.2015

    Номер материала: ДВ-126376

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

    Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

    Сертификат о создании сайта

    Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

    Грамота за использование ИКТ в работе педагога

    Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

    Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

    Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    infourok.ru

    Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по программе «Планета знаний» с видеосопровождением по теме «Слова с непроверяемыми гласными в корне»

    Цель урока: Формирование навыков правильного письма слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

    Задачи:

    • Научиться использовать на уроке способ сопоставления слов с полногласными и неполногласными сочетаниями для написания непроверяемой безударной гласной в корне.
    • Провести экскурс в этимологию слова (поиск исторического корня).
    • Пополнить словарный запас, научиться работать со словарями.
    • Научить детей оберегать и сохранять свое здоровье (здоровое питание, сохранение зрения при работе с компьютером).
    • Организовать исследовательскую работу учащихся.
    • Воспитать наблюдательность, внимание и любовь к России и русскому языку, к родной природе.

    План урока.

    I этап. Повторение изученного. Формулирование темы, цели и задач урока.

    2.Повторение пройденного, тренировочное упражнение (работа в парах).

    3. Формулирование темы урока, постановка задач.

    II этап урока. Изучение нового материала. Работа со словарными словами и со словарями.

    1. Минутка чистописания.

    2. Работа со словарными словами.

    3. Составление предложений, работа с пословицами и фразеологическими оборотами.

    III этап. Закрепление изученного.

    2.Советы кота Матроскина. Здоровьесбережение детей.

    3. Работа с текстами разных типов.

    5. Культурологический аспект (этимологический экскурс).

    IV этап. Итоги урока.

    1.Подведение итогов урока.

    2.Инструктаж дифференцированного домашнего задания

    Ход урока

    I этап урока. Повторение изученного. Формулирование темы, цели и задач урока.

    1.Оргмомент.

    Учитель: — Ребята, сегодня у нас урок русского языка. Давайте проверим готовность к уроку.

    Дети:

    — Мы пришли сюда учиться,
    Не лениться, а трудиться,
    Слушаем внимательно,
    Работаем старательно.

    Учитель:- Мы к уроку готовы, но чтобы его начать, необходимо знать над чем сегодня нам предстоит работать, что вспомнить и с чем познакомиться. Определить тему урока, выяснить, какие задачи нам необходимо решить.

    Поможет мне провести сегодняшний урок один очень знакомый вам герой мультфильма и книги Эдуарда Успенского «Каникулы в Простоквашино»- кот Матроскин. Как вы думаете, почему именно его я позвала на урок?

    Дети: Во многих сказках- кот ученый, умный (например, сказка Шарля Перро «Кот в сапогах», А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый») Кот у многих народов животное священное, мудрое, живет рядом с человеком и с ним связано много поверий и примет. Герой книги Э. Успенского кот Матроскин- хозяйственный, рассудительный, находчивый, умный.

    2. Повторение пройденного, тренировочное упражнение (работа в парах).

    Учитель:- Я с вами согласна, но Матроскин не только хозяйственный кот, а еще и грамотный. Вспомните, как он писал письма Дяде Федору и даже знал наизусть название корабля, на котором плавал его дедушка «Иван Федорович Крузенштерн».Давайте откроем тетради и начнем работу, запишем аккуратно число, классная работа.

    Задание № 1 кота Матроскина.

    Внимательно посмотрите на доску, прочитайте слова, разделите их на две группы.

    В_р_бей, д_р_венский, с_л_вей, _г_род, п_л_сатый ,с_л_ма, г_р_х, к_л_сок.

    (Подсказка . Кот Матроскин живет в деревне Простоквашино, поэтому и слова для задания связаны с сельской жизнью).

    Запишите в тетради, вставив пропущенные буквы. Какие группы у вас получились?

    Индивидуальное задание №1 (для одного ученика).

    Пока дети делят слова на группы, одному ученику предлагается просто вставить пропущенные буквы и по возможности подобрать проверочные слова.

    соловей

    огород

    солома

    горох

    деревенский- деревня, дерево, древо

    полосатый- полоска, полосы

    При проверке обратить внимание детей на слова с неполногласными сочетаниями, подобранными для проверки безударной гласной в корне.

    Работа в парах. Дети обосновывают деление на группы, проверяют вставленные гласные буквы.

    соловей

    огород

    солома

    горох

    деревенский

    полосатый

    • 1 группа — слова с непроверяемой гласной в корне,
    • 2 группа — слова с проверяемой гласной в корне слова.

    3. Формулирование темы урока, постановка задач.

    Учитель: -Еще раз посмотрите на эти слова и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль.

    Дети: — На доске записаны слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне. Так как на предыдущих уроках мы научились проверять гласную в корне слова при помощи ударения и подбора слов с неполногласными сочетаниями, то сегодня будем говорить о непроверяемых гласных в словах.

    Учитель: — Верно. Тема сегодняшнего урока : «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

    Когда вы вставляли пропущенные гласные буквы в словах вы наверняка пользовались каким-то правилом, каким именно?

    Дети: — Для того, чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой гласной нужно подобрать слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением (например: сосна- сосны).

    Учитель: — А что делать когда этого правило невозможно применить и слово нельзя проверить?

    Наша задача на сегодняшнем уроке закрепить правила проверки безударных гласных, проверяемых ударением и найти обоснования для написания непроверяемой безударной гласной в корне слова.

    II этап урока. Изучение нового материала. Работа со словарными словами и со словарями.

    1. Минутка чистописания.

    Учитель: — Матроскин предлагает нам записать буквы, которые являются безударными гласными в словах, записанных вами. Какие буквы мы запишем?

    Дети: — Это буквы о е.

    Учитель: — Запишите различные комбинации из двух этих букв, используя сразу две буквы, например ео оо ее ое. Сосчитайте, сколько комбинаций вы смогли составить и записать . Допишите строку.

    Учитель: — Так как мы работаем сегодня со словами, записанными в тетради, какие еще знакомые сочетания вы в них видите? И что можете о них сообщить?

    Дети: — Это полногласные сочетания оро ,оло и ере. Они всегда пишутся с буквами о и е. Есть еще неполногласные сочетания, которые им соответствуют ра, ла, ре. Например, сторона-страна, полотенце-плат.

    Учитель :- Запишите на следующей строке один раз каждое из этих сочетаний оро, оло,ере, ра, ла. ре.

    2. Работа со словарными словами.

    Учитель: — Ребята, а сейчас вы узнаете, кого любит кот Матроскин и о ком больше всего заботится, если отгадаете его загадку.

    Загадка кота Матроскина:

    Сама пестрая, ест зеленое, а дает белое. Кто это?

    Дети: — Корова.

    Учитель:- Верно. А что же белое она дает?

    Дети: — Молоко.

    Учитель: — Вот и появились у нас на доске два новых словарных слова. Давайте запишем их в тетрадь, найдем орфограммы, отметим их. (Дети выполняют задание) Как вы думаете сможем ли мы проверить гласные в корнях этих слов? Попробуем применить правило проверки безударных гласных в корне слов и подберем однокоренные слова.

    Индивидуальное задание №2 (для двоих учеников).

    В это время на доске предлагается двум ученикам поработать со словами, которые подобрал кот Матроскин. Разобрать слова по составу, отметить орфограммы в корне слов.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Старославянизмы — ла-оло, ра-оро, ре-ере, ле-оло

    Нощь наступила, небо затмила,
    Тучею-дланью брег оросила.
    Елень единый, как страж на посту,
    Слушает сладостную темноту.

    ***
    Храни надежды дни златые,
    Пусть время серебрит власы.
    Внимай си истины простые –
    Едины правы небеса…
    Чредой идут за днями дни.
    Во всей Вселенной мы одни?

    Нощь, длань, брег, елень, единый, страж, сладостный, храни, надежда, златой, власы, чредой — старославянизмы; причём «нощь (ночь), длань (правая рука), елень (олень)» — архаизмы, неупотребляемые в современной речи.

    А это небольшой отрывок из книги-брошюры о чередующихся гласных. Книга, «лежащая в столе» ищет своего издателя.

    ПОЛНОГЛАСИЕ И НЕПОЛНОГЛАСИЕ В РУСИЗМАХ И СТАРОСЛАВЯНИЗМАХ

    Сложное название? Давайте выясним, что же такое русизмы. Если заглянем в «Толковый словарь», то прочитаем:

    Русизм – это «1. Оборот речи или слово, характерные для русского языка. // Оборот речи или слово, заимствованные из русского языка или созданные по образцу русских слов и выражений.
    2. Особенность русского языка или русского письма, зафиксированная в церковно-славянских памятниках, переписанных на Руси».

    Значит русизм – это нечто, связанное с русским языком или созданное по его подобию.
    Отсюда сделаем вывод, что старославянизм – это, наоборот, нечто, связанное со старославянским языком.

    А где же старославянский язык так «пересёкся» с русским языком, что в современном русском языке слова пишутся то, как в старом русском «сторож», то, как в старославянском языке «стражник»?

    А случилось это в десятом веке, когда Князь Древней Руси Владимир Красно Солнышко Русь крестил. Вместе с христианской религией пришли на Русь религиозные книги. А, чтобы были они понятны русским людям (и другим славянам), братья Кирилл и Мефодий перевели Библию на старославянский язык, ими созданный на основе существующих славянских языков. И для этого братьям пришлось «изобрести» алфавит – «кириллицу».

    Старославянский язык – язык, специально созданный для переводов христианской литературы и создания собственных славянских религиозных произведений.

    Таким образом, старославянизмы (церковнославянизмы) пришли в лексику русского языка с богослужебными книгами во времена распространения христианства на Руси (с 988г).
    Старославянизмы обогатили язык многими названиями отвлечённых понятий, которых не было в русском языке. Приметой старославянских слов оказывается начало сложного слова: благо, бого, суе, грехо, добро, душе, зло, велико, мало, мило, чрево, често.
    Например:
    благословение, благонравие, благовест, благодарить;
    богослов, богоравный, богоподобный, богобоязненный;
    суеверие, суеверный, суесловие;
    грехопадение;
    добродушие, доброжелательность, добронравие, добродетель, добродетельный, добропорядочность, добросердечный, добросовестность;
    душеприказчик, душеспасительный, душещипательный, душеполезный;
    великомученик, великодушие;
    малодушие, маловер;
    милосердие, милосердный, милостивый, милость, милостыня;
    злоумышление, злоумышленник, злословие, злорадство, злонравие;
    чревоугодие, чревовещатель;
    честолюбие …
    Обратите внимание, в слове «милостивый» – нет «л»!

    Но вернёмся к нашей теме «ПОЛНОГЛАСИЕ И НЕПОЛНОГЛАСИЕ В РУСИЗМАХ И СТАРОСЛАВЯНИЗМАХ».

    Мы уже выяснили, что такое русизмы и старославянизмы, где и когда они встретились. Мы не будем исследовать, как русизмы и старославянизмы сосуществовали в нашем языке всё это время (тысячу с небольшим лет!). Это большая и интересная тема для других книг.
    Нам важно научиться их «узнавать в лицо». Чтобы понимать, почему мы пишем, например, в слове голова, вторую букву «о». И не можем проверить ударением, например, словом глава.
    Сначала уясним, что полногласие – это русизмы. А неполногласие – это старославянизмы.

    СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ И РУСИЗМЫ

    Представьте, идут тонкий и толстый навстречу друг другу. Тонкий — совсем прозрачный, худой, тощий, бледный и очень печальный, но гордый и возвышенный. Это старославянизм. Старославянизм одет в длинные и тёмные одежды. Он торжественен и строг.
    А полный, то есть толстый, пузатый, румяный и весёлый русизм в ярких одёжах. Он немного простоват и высокой пышности не обучен.
    Встретились они и решили жить дружно. Так важно дополнять и помогать друг другу в разных жизненных ситуациях.

    Запомнили, что полногласные – это…? Правильно – русизмы. А неполногласные – это…? Так точно – старославянизмы.

    А вот девочка Лара. У неё в руках «реле».
    А мальчик протягивает к ней руку и просит: «Лара, дай реле!»

    Запомним: ЛАРА, ДАЙ РЕЛЕ!

    В этой «запоминалке» закодированы четыре неполногласных, то есть старославянских чередующихся буквосочетаний: ЛА – РА – РЕ – ЛЕ.

    ЛА
    Глава – голова – ЛА//ОЛО
    Слово голова нельзя проверять ударением словом с чередованием — главы! Букву «о» можно проверить словом головка.
    РА
    Град – город – РА//ОРО
    РЕ
    Брег – берег – РЕ//ЕРЕ
    ЛЕ
    Млеко – молоко – ЛЕ//ОЛО

    Ещё в начале XIX века старославянизмы часто встречались в художественной речи. Найдите в строчках А.С. Пушкина старославянизмы и русизмы:

    1. Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.

    2. Вот въезжает в город он,
    Вдруг раздался лёгкий звон.

    3. Пред гробницею святой
    Стою с поникшею главой.

    4. К плечу головушкой склонилась.

    5. Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле.

    6. В поле чистом серебрится
    Снег волнистый и рябой.

    7. Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье.

    8. Домового ли хоронят,
    Ведьму ль замуж выдают?

    9. Онегин, добрый мой приятель,
    Родился на брегах Невы.

    10. Балда, с попом напрасно не споря,
    Пошёл, сел у берега моря.

    11. Здравствуй,
    Племя младое, незнакомое!

    12. В то время из гостей домой
    Пришёл Евгений молодой…

    13. Гм! Гм! Читатель благородный,
    Здорова ль ваша вся родня?

    14. Что смолкнул веселия глас?

    15. О, если б голос мой
    Умел сердца тревожить!

    16. Вкруг её стоит грозная стража,
    На плечах топорики держат.

    17. Петушок мой золотой
    Будет верный сторож твой.

    18. У лукоморья дуб зелёный,
    Златая цепь на дубе том.

    19. Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса.

    СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ РУСИЗМЫ
    1. град 2. город
    3. главой 4. головушкой
    5. сребрит 6. серебрится
    7. храните 8. хоронят
    9. на брегах 10. у берега
    11. младое 12. молодой
    11. здравствуй 13. здорова
    14. глас 15. голос
    16. стража 17. сторож
    18. златая 19. золото

    А сейчас давайте займёмся научной работой. Не пугайтесь. Это совсем не сложно. Просто путём «рассматривания и сравнивания» сделайте выводы и ответьте на вопросы:
    1. Чем старославянизм одежда отличается от русизма одёжа?

    Причём старославянизм крепко вошёл в нашу речь, перестал быть важным и торжественным, а стал нормой употребления, нейтральным словом. А вот слово одёжа – ушло из литературного языка. И можно его встретить разве что в художественных произведениях или кинофильмах о Древней Руси. Да ещё кое-где в просторечии и диалектах.

    2. Чем старославянизм ладья отличается от русизма лодка?

    Причём старославянизм теперь стал архаизмом. То есть его синоним лодка – живёт в нашей речи, а слово ладья в значении лодка «плавает» в историческом прошлом.
    Но поспорю сама с собой. Слово ладья живёт в нашем языке и сейчас, но в другом значении. Так называется шахматная фигура, чем-то похожая на башенку. Может быть, в древности, словом ладья называли не только лодки, но и башенки замков?
    А, заглянув в словарь, читаю, что ладьёй сейчас ещё называют сосуд или вазу в форме лодки. Вот. Верна пословица: «Век живи – век учись».
    Но продолжим наше научное исследование старославянизмов и русизмов.

    3. Чем старославянизм равный отличается от русизма ровный?

    4. Чем старославянизм един отличается от русизма один?

    5. Чем старославянизм дщерь отличается от русизма дочь?

    6. Сравнив приставки пре и пере, – мы можем сказать, где старославянская приставка, а где русская?

    7. Сравнив приставки (чрез-чрес) и (через-черес), – мы можем сказать, где старославянские приставки, а где русские?

    8. Сравнив слова излить и вылить по торжественности и сфере их употребления, мы можем сделать вывод, где приставка из старославянского языка, а где из русского?

    9. Рассмотрим причастия, с суффиксами «ащ», «ящ», «ущ», «ющ» и прилагательные с суффиксами «ач», «яч», «уч», «юч»:

    К какому языку Вы бы отнесли данные причастия, а к какому эти прилагательные? Какие слова и в современном языке более книжные и «важные» по облику и внутренней «стати»? Какие слова чаще употребляются в письменной речи, чем в разговорной?

    Хватит вопросов. Вот ответы, если Вы не обо всём догадались.

    1. Чем старославянизм одежда отличается от русизма одёжа?
    1.Старославянизм одежда отличается от русизма одёжа буквами.

    Старославянизмы «любят» буквосочетания «жд», а русизмы проще – там произносится только буква «ж». Это могут подтвердить пары слов:

    Слово надёжа – устарело и сохранилось лишь в разговорной речи.

    Предлог меж — разговорного стиля, между – книжного стиля.

    Слово прежде работает в нашей речи то наречием (прежде встречались), то предлогом (пришёл прежде него). А вот слово «преже» Вы можете встретить лишь в древнерусских письменных источниках.

    Из пары слов «одежда» и «одёжа» мы можем сделать ещё один вывод.
    Старославянизмы «любят» букву «е», а русизмы букву «ё». Это могут подтвердить пары слов:

    Крестный ход, но Крёстный отец, Крёстная мать – участвующие в обряде крещения. Обратим внимание, пишем с большой буквы!

    Слово нёбо в современной речи — это нёбный свод во рту. Нёбо, нёбушко – так называли свод небес древние русичи.

    Вы знаете, что напёрсток – это приспособление, надеваемое на палец, при шитье иглой, чтобы не колоться. Перст – это палец. Помните выражение «перст указующий»? происхождение слов перстень и перчатки также связаны со словом перст.

    2. Чем старославянизм ладья отличается от русизма лодка?
    3. Чем старославянизм равный отличается от русизма ровный?
    4. Чем старославянизм един отличается от русизма один?

    2. 3. 4. Дадим ответ сразу на три вопроса. Старославянизмам ближе буквы «а» и «е», а русизмам – буква «о». Подтверждаем наш вывод ещё примерами:

    раб, работа робить

    един, единица, единственный один

    Слова елень и езеро можно встретить лишь в древнерусских текстах. Также устарело и слово «робить» (то есть работать), оно сохранилось в украинском языке. Но почему-то слово «робить» напоминает мне очень Вам знакомое слово – робот! Да, они родственники!

    5. Чем старославянизм дщерь отличается от русизма дочь?
    5. Ну, кроме гласных «е» и «о», мы наблюдаем различия в шипящих согласных. В старославянизмах «любимым» оказывается звук «щ», а в русизмах – звук «ч»!

    немощь, немощный немочь, невмочь, мочь

    Слова дщерь, нощь уже пару веков как архаизмы. Но встречаются в церковном языке и поэзии. М.В. Ломоносов в 18 — м веке писал:

    «Богиня, дщерь божеств, науки основавших…»,

    а К.Н. Батюшков в начале 19-го века:

    «О, сладостна мечта, дщерь ночи молчаливой…».

    Слово нощь можно встретить в поэтической речи и 20 века. Например, у Сергея Есенина мы читаем:

    Нощь и поле, и крик петухов.
    С златной тучки глядит Саваоф.

    Сохранилось слово нощь и во фразеологизме: «Аки тать в нощи» — как вор в ночи. Так говорят о чём-то внезапном, случившемся без предупреждения.
    Слово «немочь» ушло из литературного языка и сохранилось лишь в просторечии.
    6. Сравнив приставки пре и пере, – мы можем сказать, где старославянская приставка, а где русская?
    7. Сравнив приставки (чрез-чрес) и (через-черес), – мы можем сказать, где старославянские приставки, а где русские?

    Вопросы 6. и 7. , я думаю, у Вас не вызвали сложностей. Это уже знакомое нам чередование РЕ//ЕРЕ.

    ПРЕ//ПЕРЕ прервать – перервать;

    ЧРЕЗ//ЧЕРЕЗ чрезмерный – череззерница;

    ЧРЕС//ЧЕРЕС чресполосица — чересполосица.

    Приставка «чрес» — отживает свой век. Хотя ещё в ХIХ в:
    «Город чудный, чресполосный; — Суша, море по клочкам (Вяземский)».

    Череззерница – неполное завязывание семян в колосе хлебных злаков.
    (Слова «черезмерный» – нет). Слов с чередованием пре//пере достаточно много сохранилось в нашем языке:

    преградить – перегородить;
    преступить – переступить;
    пресечь – пересечь;
    преломить – переломить;
    прервать – перервать;
    преложить (перевести) – переложить;
    предать – передать;
    беспрестанно – перестать…

    Есть такое правило: если приставку можно заменить на «пере» и значение слова не меняется – пиши смело приставку «пре»!

    Но откроем словарь на:
    1) «чрез»: чрезмерность;
    2) «через»: череззерница;
    3) «чрес»: чресполосица;
    2) «черес»: чересполосица, чересседельник, чересстрочный, чересчур.

    И ещё несколько однокоренных слов. Это всё, что записано в словарях с этими приставками. Не путайте приставки с предлогами чрез, через:
    через речку; чрез овраг…

    8. Сравнив слова излить и вылить по торжественности и сфере их употребления, мы можем сделать вывод, где приставка из старославянского языка, а где из русского?

    И восьмой вопрос не должен вызвать Ваших затруднений. Вы уже помните, что старославянизмы – это книжно-возвышенный стиль, может быть, поэтический. Значит, излить – без сомнения, старославянизм, вылить – русизм. Таким образом, приставки из (с), низ (с), раз (с), воз (с), чрез (с) – старославянские морфемы.

    9. Рассмотрим причастия, с суффиксами «ащ», «ящ», «ущ», «ющ» и прилагательные с суффиксами «ач», «яч», «уч», «юч»:

    Какие слова и в современном языке более книжные и «важные» по облику и внутренней «стати»? Какие слова чаще употребляются в письменной речи, чем в разговорной?

    Я думаю, на этот вопрос вы сразу правильно ответили. Помните, «нощь» — «ночь»? Старославянизмы «любят» «Щ», а русизмы «Ч»… Причастий раньше не было в русском языке. А теперь как же жить и писать без них? Суффиксы ащ, ящ, ущ, ющ – морфемы старославянского языка.

    Мы с Вами завершили нашу исследовательскую работу. Давайте.

    Далее идёт таблица сравнений по морфемным и буквенным признакам «старославянизм — русизм». Так как здесь (на предоставленном нам поле для печати) таблицы «не поддерживаются» (у меня не получается их скопировать), вышлю в WORD-формате на вашу почту, кому нужно.

    Если кому будет интересно — добавлю сюда небольшой список, собранных мною пар «старославянизм — русизм» 🙂

    Спасибо, если хватило терпения дочитать до конца.

    Спасибо, Надежда, буду пользоваться многими примерами. Особенно понравилось про тонкого и толстого)))

    Спасибо и вам! Рада, что материал работает, помогает.

    Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

    Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

    © Все права принадлежат авторам, 2000-2018 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

    www.stihi.ru

    Смотрите еще:

    • Как правильно пишется приказ Поиск ответа Всего найдено: 50 Здравствуйте, ну помогите, пожалуйста! Как писать правильно? Допуск в управление архитектуры собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в […]
    • Электрическая схема законы кирхгофа Второй закон Кирхгофа Второй закон Кирхгофа или закон напряжений Кирхгофа формулируется так: полная ЭДС, действующая в замкнутом контуре, равна сумме падений напряжения на всех резисторах в этом контуре. Рассмотрим схему на рисунке. […]
    • Региональный материнский капитал в волгограде Родительский (материнский) капитал в Волгограде и Волгоградской области в 2018 году Родительский капитал в Волгограде и Волгоградской области в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. N […]
    • Отчет об оценке акции для нотариуса Стоимость оценки акций для нотариуса (вступления в права наследства) Действующая акция: оценка акций (котируемых) для нотариуса (при вступлении в права наследства) 1 000 руб за 1 предприятие-эмитент! оценка акций (НЕ котируемых) […]
    • Коэффициент индексации трудовых пенсий Коэффициент индексации трудовых пенсий 1 февраля 2002 года Базовая и страховая часть пенсии индексировались отдельно и по разным правилам Индексация базовой части пенсии производилась с учетом темпов роста инфляции, но «в […]
    • В краснознаменске заявление на замену пропуска Главное управление свободного времени Замена постоянных пропусков на авто в горо. Vitus 26 авг 2009 C 1 сентября по ноябрь 2009 года службой режима администрации города проводится замена постоянных пропусков на автотранспорт в […]
    • После слова заявление нужно ставить точку После слова заявление нужно ставить точку Прошу принять меня на должность начальника бюро корреспонденции. В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный институт. До октября 1991 г. работала в […]
    • Закон и власть урок Урок обществознания по теме "Закон и власть" Тип урока: изучение новых знаний Вид урока: с элементами проблемного изложения Цель: создать у учащихся представление о структуре государственного аппарата РФ. Задачи: Выработка умений […]