Учебное пособие методы научных исследований

Учебные издания

  • Издательская деятельность
  • Издания по годам
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • 2010
  • 2009
  • 2008
  • 2007
  • 2006
  • 2005
  • 2004
  • 2003
  • 2002
  • 2001
  • 2000
  • 1999

Методология научных исследований: Учебное пособие

Медунецкий В.М., Силаева К.В. Методология научных исследований: Учебное пособие — Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2016. — 55 с. — экз.

В настоящем учебно-методическом пособии раскрываются методологические вопросы научных исследований в технической области. Рассмотрены характерные особенности современных технических наук, а также отражена взаимосвязь технических наук с инженерными исследованиям. Особо уделяется внимание таким основным научным понятиям как теория, метод и методика, рассматриваются основные этапы и методы научных исследований. Кратко изложены определенные закономерности функционирования и развития техники в целом, а также отдельных ее элементов, принципы и методы проектно-технической деятельности, разработки идеализированных моделей технических устройств, вопросы материализации технического знания в реальном производстве. Материал данного учебного пособия адаптирован к существующей научно-практический деятельности в области техники и технологий, что позволяет обучающимся использовать полученные знания при решении конкретных научно-технических задач.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов обучающихся по направлению подготовки 12.04.01 «Приборостроение» по магистерским программам «Аддитивные технологии» и «Технологии подготовки приборов и систем». А также предназначено для обучающихся по направлению подготовки 09.04.01 «Информатика и вычислительная техника» по магистерским программам «Управление жизненным циклом изделий» и «Интегрированные системы проектирования и производства».

Название : Методология научных исследований Скачать PDF (794.28 Кб)

Основы научных исследований (учебное пособие). Автор: Сафонов А.А., редактор: Александрова Л.И.

В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:

эмпирический – наблюдение и эксперимент, а также группировка, классификация и описание результатов эксперимента;

теоретический – построение и развитие научных гипотез и теорий, формулировка законов и выделение из них логических следствий, сопоставление различных гипотез и теорий.

Исходя из методологии диалектического материализма различают следующие методы научного познания: общенаучные и конкретно-научные (частные).

Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, формализацию, гипотетический и аксиоматический методы, создание теории, наблюдение и эксперимент.

А н а л и з – метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого. Например, анализ производительности труда рабочих производится по предприятию в целом и по каждому цеху.

С и н т е з – метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое (производительность труда по производственному объединению в целом).

И н д у к ц и я – метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов одного множества. Так, изучаются факторы, отрицательно влияющие на производительность труда по каждому отдельному предприятию, а затем обобщаются в целом по объединению, в состав которого входят эти предприятия как производственные единицы.

Д е д у к ц и я – метод логического умозаключения от общего к частному, т.е. сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем – его составных элементов. Применительно к предыдущему примеру сначала анализируется производительность труда в целом по объединению и далее по его производственным единицам.

А н а л о г и я – метод научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими. Он основывается на сходстве некоторых сторон различных предметов и явлений, например производительность труда в объединении может исследоваться не по каждому предприятию, а лишь по выбранным в качестве аналога, выпускающим однородную с другими предприятиями продукцию и имеющим одинаковые условия для производственной деятельности. При этом полученные результаты распространяются на все аналогичные предприятия.

С р а в н е н и е – метод научного изучения, посредством которого устанавливаются сходство и различие предметов и явлений действительности.

И з м е р е н и е – метод научного исследования процесса определения численного значения некоторой величины посредством определенной заранее единицы измерения.

И с т о р и ч е с к и й п о д х о д – метод научного познания, в процессе которого происходит воспроизведение истории изучаемого объекта во всей ее многогранности с учетом всех случайностей.

Л о г и ч е с к и й п о д х о д – метод научного умозаключения, посредством которого достигается воспроизведение в мышлении сложного динамического явления в форме исторической теории с отвлечением от случайностей и отдельных несущественных фактов.

М о д е л и р о в а н и е – метод научного познания, основанный на замене изучаемого предмета, явления на его аналог, модель, содержащую существенные черты оригинала. В экономических исследованиях широко применяется экономико-математическое моделирование, когда модель и её оригинал описываются тождественными уравнениями и исследуются с применением ЭВМ, например транспортные маршруты при автомобильных перевозках грузов.

А б с т р а г и р о в а н и е (от лат. – отвлекать) – метод отвлечения, позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития. Он применяется в экономических исследованиях для перспективного планирования, когда на основании изучения работы предприятий за прошедший период прогнозируется развитие отрасли или региона на будущий период.

К о н к р е т и з а ц и я – метод исследования предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования в отличие от абстрактного, отвлечённого изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития. Так, перспективы развития отрасли определяются на основании конкретных расчетов применения новой техники и технологии, сбалансированности трудовых и материальных ресурсов и др.

С и с т е м н ы й а н а л и з – изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. Этот метод широко применяется в экономических исследованиях при комплексном изучении деятельности производственных объединений и отрасли в целом, определении пропорций развития народного хозяйства и т.п.

Единой методики системного анализа в научных исследованиях пока не имеется. В практике исследований он применяется путем использования следующих методик: процедур теории исследования операций, позволяющих дать количественную оценку объектам исследования; анализа систем для исследования объектов в условиях неопределенности; системотехники, включающей проектирование и синтез сложных систем в процессе исследования их функционирования (проектирование и оценка экономической эффективности АСУ, технологических процессов и др.).

К о м п л е к с н ы й а н а л и з – всестороннее изучение объекта в тесном взаимодействии с представителями самых разных наук и научных направлений.

Ф у н к ц и о н а л ь н о – с т о и м о с т н о й а н а л и з (ФСА) – метод исследования объекта (изделия, процесса, структуры) по его функции и стоимости, применяемый при изучении эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Важнейшими его принципами являются следующие:

функциональный подход при исследовании функций объекта и его элементов с целью наиболее полного удовлетворения заданных требований в выборе рациональных путей их реализации;

народнохозяйственный подход к оценке потребительских свойств и затрат на разработку, производство и использование объекта;

соответствие полезности функций затратам на их осуществление;

коллективное творчество, использующее методы поиска и формирования технических решений, качественной и количественной оценок вариантов решений.

Целевой функцией ФСА является достижение оптимального соотношения между потребительной стоимостью объекта и затратами на его разработку, снижение себестоимости выпускаемой продукции и повышение её качества, роста производительности труда.

Ф о р м а л и з а ц и я – метод исследования объектов путём представления их элементов в виде специальной символики, например представление себестоимости продукции формулой, в которой при помощи символов изображены статьи затрат.

Г и п о т е т и ч е с к и й м е т о д (от. греч. основанный на гипотезе) основан на научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и требующем проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией. Он применяется при исследовании новых экономических явлений, не имеющих аналогов (изучение эффективности новых машин и оборудования, себестоимости новых видов продукции и т.п.).

А к с и м а т и ч е с к и й м е т о д предусматривает использование аксиом, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории. Прежде всего это относится к использованию экономических законов, трудов классиков научных исследованиях, являющихся аксиоматическими знаниями научной теории, используемой для дальнейшего развития науки.

С о з д а н и е т е о р и и – обобщение результатов исследования, нахождения общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, а также распространение результатов исследования на другие объекты и явления, что способствует повышению надёжности проведенного экспериментального исследования.

В эмпирических исследованиях применяются наряду с общенаучными также специфические методы для формирования эмпирического знания прикладного характера. Это преимущественно чувственные методы – ощущения, восприятия и представления. Однако эмпирические знания не чисто чувствительные. Простая констатация результатов наблюдения, таких как, например “превышение издержек производства против запланированных на столько-то”, ещё не есть научное знание. Оно становится научным, когда определена их причинная связь наблюдением и экспериментом, т.е. выявлены и изучены факторы, вызвавшие превышение издержек, и намечены мероприятия по устранению недостатков.

Н а б л ю д е н и е – метод изучения предмета путём его количественного измерения и качественной характеристики. Применяется при изучении трудоёмкости изделий путём хронометражных наблюдений, контрольном раскрое сырья и материалов и т.п.

Э к с п е р и м е н т – научно поставленный опыт в соответствии с целью исследования для проверки результатов теоретических исследований. Проводится в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его повторно в заданных условиях, например проведение эксперимента в ряде отраслей народного хозяйства по применению новых систем планирования, управления и стимулирования.

Конкретно-научные (частные) методы научного познания представляют собой специфические методы конкретных наук, например экономических. Эти методы формируются в зависимости от целевой функции данной науки и характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук. Так, методы экономического анализа развились на базе бухгалтерского учета и статистики, характеризуются взаимопроникновением, выходом за пределы области знания, в которой они сформировались. Методы экономического анализа применяются в исследованиях других экономических наук.

Таким образом, общенаучные методы исследования применяются во взаимной связи и обусловленности в теоретических и эмпирических исследованиях.

Учебное пособие методы научных исследований

Данная «Антология» является дополнением к учебному пособию З.И. Комаровой «Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике» [1] , в котором представлен базовый категориальный аппарат системной лингвистической методологии, находящейся в стадии становления, введение в которую и дано в названном учебном пособии.

Потребность в создании данной «Антологии» вызвана отсутствием систематизированного комплекса первоисточников к выше обозначенному учебному пособию З.И. Комаровой. В ней собраны материалы, позволяющие получить сведения по методологическим и методическим вопросам из первоисточников. Задача «Антологии» состоит в том, чтобы дать молодому исследователю живые материалы по общим и частным проблемам методологии, метода, методики и технологии лингвистического исследования. При этом донести научную мысль в простой и ясной форме первоисточника.

«Антология» базируется на концепции названного учебного пособия. Специфика пособия, отличающая его от существующих современных работ по методологической проблематике, состоит в том, что,

● во-первых, эпистемическая (познавательная) ситуация рассматривается в данной концепции как метамодель познавательного процесса;

● во-вторых, эпистемическая ситуация позволяет уточнить структуру метода: узуальная трёхчастная структура метода (методология – метод – методика) дополнена четвёртым компонентом – технология, что обусловлено императивом современной техногенной цивилизации, в которой складываются социокультурные условия воспроизводства технологий;

● в-третьих, в отличие от традиционной трёхуровневой системы методов (философские, общенаучные и частнонаучные), которая описана в научной литературе, в учебном пособии З.И. Комаровой обоснована субординированная иерархическая структура системной лингвистической методологии, включающая девять методологических уровней:

6) частно-научный (социально-гуманитарный);

7) дисциплинарный (общелингвистический);

9) конкретно-методологический (методология конкретного лингвистического исследования), взаимосвязь и взаимопроницаемость которых (особенно гибридных: системологического, семиотического, герменевтического и синергетического) создаёт единое целое полипарадигмальной лингвистики и обеспечивает её связь с когнитивными ресурсами современной культуры;

● в-четвёртых, впервые дисциплинарные лингвистические методы систематизируются с позиции парадигмальности / непарадигмальности: макропарадигмальные (сравнительно-исторический, структурный, коммуникативно-прагматический и когнитивно-дискурсивный); частнопарадигмальные (методы социолингвистики, этнолингвистики, ареальной лингвистики, психолингвистики, нейролингвистики, паралингвистики, лингвокультурологии, межкультурной коммуникации, лингвополитологии); непарадигмальные (диалектология, этимология, ономастика, лингвостилистика, прикладная лингвистика; описательный и лингвостатистический методы; контекстологический и валентностный анализы);

● в-пятых, технология системной лингвистической методологии, которая исходит из постулата о внутреннем единстве процесса познания (открытия) и процесса описания полученного знания (Ю.С. Степанов), целиком базируется на диссертационных работах, выполненных под руководством автора учебного пособия в рамках официально признанной научной школы «Типы знания и их вербализация в языках. Терминология и терминография» (2013).

Таким образом, «Антология» посвящена кардинальной проблеме – теории лингвистического познания, которая раскрывается на фоне широкого общегуманитарного, экстранаучного познания.

В связи с этим содержание «Антологии» базируется на синтезе ряда источников и составных частей:

1) философия и философия науки;

2) наука и науковедение;

3) логика и психология;

4) аксиология, этика и эстетика;

5) семиотика и лингвистика;

Это составляет тематический состав «Антологии».

Для отбора первоисточников в «Антологии» избран путь сочетания классических и неклассических первоисточников. Классические – намечают пространство действия того или иного метода или методики, а современные – конкретизируют (в отдельности или в совокупности) разные аспекты рассматриваемых проблем, показывают развитие метода или его методик и технологий, а также манифестируют зарождение и развитие новых методов, методик и технологий. Благодаря такому сочетанию работ прошлого и современности в «Антологии» осуществляется основное (для любой учебной работы) требование системности концептуальной и содержательной цельности, что позволяет обеспечить достаточную полноту и точность терминологического аппарата и его соответствие авторской концепции.

Очень богатыми и «плотными» по количеству научных идей оказались тексты большинства авторов, часто описывающих одновременно несколько проблем методологии, методики и технологии исследований в лингвистике. Поэтому нами был принят широко используемый алфавитный способ размещения работ в «Антологии».

Содержание и построение «Антологии» обусловлено её предназначением. «Антология», с одной стороны, адресована узкому специалисту для работы над курсами «Основы научных исследований в лингвистике» (бакалавры и магистры) и «Методология научных исследований в языкознании» (аспиранты и докторанты), а, с другой стороны, она может использоваться широкими кругами читателей: не только теми, кто занимается научными изысканиями в области лингвистики, но и теми, кто специализируется в области гуманитарных и даже естественных наук. Это объясняется тем, что в современной постнеклассической науке в условиях «наведения мостов» между социально-гуманитарными и естественными науками роль «методологического локомотива» (Ю.С. Степанов) отводится прежде всего семиотике как первонауке (концепт знак востребован во всех науках!) и лингвистике (как средству кодирования и декодирования любой информации), а потому «Антология» будет полезна представителям разных наук.

Аннотация дисциплины «Методология и методы научного исследования»

Краткое описание

Институт иностранных языков:

В рамках дисциплины «Методология и методы научного исследования» определяются понятия «методология» и «методология методической науки» как система знаний и как деятельность, разграничиваются методы эмпирического и теоретического исследования, раскрываются вопросы взаимосвязи методики с другими науками и подчеркивается актуальность данных базисных для методики наук для научных исследований различного уровня. В рамках дисциплины подробно изучаются вопросы организации индивидуальной исследовательской деятельности и технология подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) по методике обучения иностранным языкам, предлагаются рекомендации по формулированию проблемы, темы, актуальности, гипотезы магистерского диссертационного исследования, а также по выявлению объекта и предмета исследования и постановке целей и задач. Подчеркивается необходимость освещения новизны результатов, их значимости для методической науки и практики и перспективности в плане теоретической и экспериментально-опытной работы. Значительное внимание уделяется изучению методов получения научного знания в целом и методическому эксперименту как многофакторному методу исследования в частности, приводится классификация видов эксперимента. Подробно описывается возможный характер, структура и методика проведения эксперимента, а также осуществляется планирование экспериментальной деятельности обучающихся. Освоение дисциплины завершается изучением способов анализа и оценки результатов экспериментальной деятельности.

Магистранты психолого-педагогического факультета по направлению 050100 Педагогическое образование изучают данную дисциплину с целью погружения в процесс выполнения педагогического исследования. Программа учебной дисциплины построена по этапам выполнения педагогического исследования. Студентам предлагается осваивать методологию и методы современного исследования, опираясь на собственное магистерское исследование.

Дисциплина, преподаваемая на филологическом факультете, предполагает формирование устойчивых навыков отбора и использования методов при решении исследовательских задач и представления результатов научно-исследовательской деятельности.

В содержании дисциплины, преподаваемой на факультете технологии и предпринимательства, рассматриваются методологические основы и теоретические подходы к научному исследованию; классификации научных исследований; принципы и логика построение научного исследования; теоретические методы научного исследования; экспериментальные методы научного исследования; методы обработки данных научных исследований; презентационные методы научного исследования; требования к магистерской диссертации.

На факультете философии человека д анная дисциплина вбирает в себя различные тесно взаимосвязанные разделы, в том числе традиционную гносеологию, или теорию познания, современное учение о познании или эпистемологию, а также философию и методологию науки, как важнейшие части философии познания в целом. В отличие от других познавательных дисциплин этого цикла предметом данной дисциплины является собственно научное, специализированное знание, его структура, рост и развитие, принципы и методы научно-познавательной деятельности

Освоение дисциплины «Методология и методы научного исследования», на факультете математики, направлено на формирование у будущего учителя системы знаний и умений, связанных с овладением современными способами диагностики качества математической подготовки учащихся, способами проектирования содержания, методик и технологий обучения математике на старшей ступени обучения, современными технологиями оценивания качества математической подготовки старшеклассников.

В содержании дисциплины, реализуемой на факультете русского языка как иностранного, исследуются основные элементы системы лингвистических знаний: знания основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей. Отмечается важность формирования способности применения полученных знаний при проведении самостоятельного научного исследования с использованием современных методов науки и написании собственного научного произведения (реферат, научная статья, магистерская диссертация и т.д.). Большое место в содержании дисциплины занимает рассмотрение методов лингвистических исследований, методологии сбора и систематизации научной и фактической информации, подготовка к защите выпускной квалификационной работы. Особое внимание уделяется развитию умения работать с основными информационно-поисковыми системами, системами представления знаний, синтаксического и морфологического анализа, автоматического синтеза, распознавания и понимания речи, обработки лексикографической информации и автоматизированного перевода, автоматизированными системами идентификации и верификации личности, а также умения использовать понятийный лингвистический аппарат для решения профессиональных задач.

В содержании дисциплины, изучаемой на факультете химии, раскрываются понятия о методе и методологии научного исследования. Значительное место в изучении дисциплины занимают классификация и характеристика методов научного познания, отличительные особенности основных современных научных методов в естествознании и психолого-педагогических исследованиях. Завершается курс рассмотрением логики и методологии диссертационного исследования.

В процессе изучения дисциплины «Методология и методы научного исследования» на факультете физики предполагается ознакомить студентов с основными нормативными документами, регламентирующие различные уровни общего образования по физике в различные его исторические периоды; с методами и структурой организации обучения физике на разных уровнях общего образования; с методами и основами методологии научных исследований в области обучения физике на разных уровнях общего образования; с наиболее крупными отечественными и зарубежными научными школами по методике обучения физике и астрономии как научной специальности и характерные направления их исследований.

Основные темы

Институт иностранных языков:

Содержание понятий «метод» и «методология». Связь методики с другими науками. Классификация научно-исследовательской работы. Виды научных исследований. Требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации по теории и методике обучения иностранным языкам. Методы получения научного знания в области методических исследований. Методический эксперимент как многофакторный способ / метод исследования. Классификация экспериментов. Характер, структура и методика проведения эксперимента. Планирование эксперимента. Анализ и оценка результатов эксперимента.

Магистранты психолого-педагогического факультета по направлению 050100 Педагогическое образование изучают следующие основные темы: Разработка замысла и обоснование методов исследования проблемы. Контент-анализ понятия как теоретический метод. Анкетирование как метод сбора эмпирических данных. Интерпретация исследовательских данных. Эффективность внедрения результатов научных исследований в образовательную практику. Этическая ответственность исследователя.

Новые подходы к пониманию функций методов и методологии научного исследования в ХХI веке. Способы формированиятеоретической и эмпирической базы исследования. Организация научного исследования. Представление результатов научного исследования.

При изучении на факультете технологии и предпринимательства: Источники научных знаний в сфере образования. Принципы и логика построение научного исследования. Методологические основы и теоретические подходы к научному исследованию. Теоретические и экспериментальные методы исследования. Магистерская диссертация как вид научного исследования.

На факультете философии человека. Философия и наука. Структура познавательной деятельности. Исторические типы рациональности. Научное знание как элемент культуры. Методология научного исследования. Социально-гуманитарные науки и философия как типы
знания и познавательной деятельности. Современные концепции роста и развития научного знания

Методологические основы проведения исследований в области математического образования

Теоретический анализ проблемы в методическом исследовании

Особенность проведения педагогического эксперимента в методическом исследовании

Способы обработки и представления экспериментальных данных

Факультет русского языка как иностранного

1. Методология современной лингвистической науки. 2. Методика лингвистических исследований. 3. Методология сбора научной и фактической информации. Библиографический поиск литературных источников. 4. Методология систематизации фактической информации. 5. Методология исследования состава лексического значения. 6. Методология сравнительного исследования. 7. Методология работы над рукописью собственного научного исследования.

Факультет химии: Сущность научного познания. Понятие о методе и методологии научного исследования. Уровни и структура методологии научного иссследования. Характерные признаки научного метода. Классификация методов научного познания. Теоретические и эмпирические методы в естествознании. Основные методы теоретического и эмпирического уровней познания в психолого-педагогическом исследовании. Измерение в педагогическом исследовании. Логика и методология диссертационного исследования.

Факультет физики: Методика обучения физике как педагогическая наука. Научные школы в областях методики обучения физике. Возможности организации познавательной деятельности учащихся на основе методологии физики на разных уровнях физико-астрономического образования. Моделирование уроков физики на разных уровнях образования.

Электронные образовательные ресурсы

при изучении на психолого-педагогическом факультете:

  1. Виртуальный педагогический институт: электронный портал для магистрантов. Доступ: http://edu.emissia.org/
  2. Научная электронная библиотека e LIBRARY . RU Доступ: http://elibrary.ru/defaultx.asp
  3. Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. — URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1367.htm . — Гос.рег. 0420900031. ISSN 1997-8588.
  4. Федеральный образовательный портал. Доступ: http://www.edu.ru/
  5. Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны (библиотека РГПУ им. А.И. Герцена). Доступ: http://lib.herzen.spb.ru

При изучении на филологическом факультете:

http://ibooks.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru; http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks; http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС); http://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань».

При изучении на факультете технологии и предпринимательства:

1. Магистерская диссертация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vt.ulstu.ru/Master’s%20thesis/index.htm

2. Методы педагогических исследований [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psylist.net/pedagogika/pedis.htm

3. Методы педагогических исследований [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.tspu.tula.ru/res/math/mop/lections/lection_3.htm

4. Процесс научного творчества: основные термины и понятия [Электронный ресурс] http://aspirinby.org/index.php?go=Poleznyak&page=7

5. Сайт академика РАО Новикова А.М. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://anovikov.ru

6. Сайт о математическом моделировании социально-экономических систем, в т.ч. образовательных и педагогических. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mtas.ru

Факультет русского языка как иностранного

1. Кашкин В.Б. Введение в теорию дискурса. Учебное пособие. М.: Восточная книга, 2010. — 152 с. ISBN: 978-5-7873-0482-4// http://www.iprbookshop.ru/vvedenie-v-teoriyu-diskursa.-uchebnoe-posobie.html

2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа , 2012 — 280 с. ISBN: 2227-8397 гриф// http://www.iprbookshop.ru/metodologiya-nauchnogo-issledovaniya.-uchebnoe-posobie.html

3. Чурилина Л.Н. Актуальные проблемы современной лингвистики. М.: Флинта, 2011. — 416 с.ISBN: 978-5-89349-892-9//

Саврушева М. Философия науки и техники. Учебное пособие для магистрантов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 15. Методы научного исследования

1. Понятие и структура научного метода.
2. Методы эмпирического и теоретического познания

1. Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.
Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований.
Структура метода содержит три самостоятельных компонента (аспекта):
– концептуальный компонент – представления об одной из возможных форм исследуемого объекта;
– операционный компонент – предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта;
– логический компонент – правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания.

2. В философии науки выделяются методы эмпирического и теоретического познания
Эмпирический метод познания представляет собой специализированную форму практики, тесно связанную с экспериментом. Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.
На теоретическом и эмпирическом уровнях научного познания используются следующие виды научных методов:

Эмпирический научный метод

теория (др.-греч. θεωρ?α «рассмотрение, исследование») —система непротиворечивых, логически взаимосвязанных утверждений, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления.

эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Одно из главных требований к эксперименту — его воспроизводимость.

гипотеза (др.-греч. ?π?θεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

научное исследование — процесс изучения, эксперимента и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
Виды исследований:
-фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применении;.
— прикладное исследование.

закон — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом.

наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.
Виды:
— непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств;
— опосредованное наблюдение — с использованием технических устройств.

измерение — это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения.

идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования

формализация – отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях

рефлексия – научная деятельность, направленная на исследование конкретных явлений и самого процесса познания

индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знанию общего процесса

дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению

абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.)

классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.)

Методами, которые используются на обоих уровнях, являются:
анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;
— синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;
аналогия — это заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;
— моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал. Предметное моделирование — создание моделей уменьшенных копий с определённым дублирующими оригинальными свойствами. Мысленное моделирование — с использованием мысленных образов. Математическое моделирование – замена реальной системы на абстрактную, в результате чего задача превращается в математическую, поскольку состоит из набора конкретных математических объектов Знаковое или символическое — представляет собой использование формул, чертежей. Компьютерное моделирование — моделью является компьютерная программа.
В основе методов познания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы — теория становится беспредметной, а опыт – слепым.

  1. Что такое методология?
  2. Как определяется метод? научный метода?
  3. Каковы структура и свойства научного метода?
  4. Назовите методы эмпирического исследования?
  5. Какие методы входят в теоретический уровень научного познания?
  6. Как осуществляется единство эмпирического и теоретического в научном познании?
  7. Какие методы используются и на теоретическом, и на эмпирическом уровнях знания?
  8. Почему важно единство эмпирического и теоретического познания?

Смотрите еще:

  • Расчет пенсии в ссср Как формировалась пенсия в Советском Союзе? Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать […]
  • Размер социальная пенсия нетрудоспособным гражданам в 2018 году Социальные пенсии в 2018 году Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном […]
  • Закон о пенсии по ста Новый пенсионный закон Каждый работающий человек, на протяжении всех рабочих лет, обязан выплачивать взносы в социальный и страховой фонды Российской Федерации. Производятся отчисления для получения пенсии при достижении […]
  • Изменения в налогах 2018 малый бизнес Налоги 2018: что ждет предпринимателей и организации в новом году?. АБТ Отчетность в Москве В конце 2017 года сильно возрос интерес к так называемой налоговой реформой, которая, по слухам, будет в 2018 году. Предполагается, что […]
  • Пособие подготовка к беременности Пособия женщине в период беременности и подготовки к родам К таким пособиям относятся: Пособие по беременности и родам; Единовременная выплата женщинам, которые встали на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки […]
  • Изменения в патентах на работу Важные изменения в патенте на работу в 2016 году Какие изменения происходят в патенте для трудового мигранта? В первую очередь в 2016 году была введена новая форма патента. В новом трудовом патенте 2016 года теперь отсутствует […]
  • Ставки налогов в рф 2013 Налоги в России В этой статье рассматриваются существующие в России налоги по состоянию на 2013 год. 15 января 2016 г. Владимир Путин подписал два указа, направленных на создание единого фискального суперведомства — администратора […]
  • Документы в органы опеки и попечительства для опеки Светлана ЮрьевнаАГАПИТОВА Нужна помощь Наша дочь Маргарита - долгожданный и единственный ребенок - родилась 7 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге. Сейчас ей нет еще и трех лет. [Подробнее] ИТОГИ конкурса «Детский взгляд на […]