Жалоба в территориальную избирательную комиссию

Памятка ГН:Жалобы / заявления

Пишутся всегда в двух экземплярах (идентичных) на имя комиссии как таковой. Один экземпляр отдаётся в комиссию, а на другом, который остаётся у автора, обязательно должна проставляться отметка о принятии c указанием подписи, фамилии и инициалов принявшего заявление (жалобу) члена комиссии с правом решающего голоса,, его должности в комиссии, даты и времени принятия.

Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса […] вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. (п/п. «е» п. 23 ст. 29 ФЗГ) С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан […], могут обратиться избиратели […], кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения […], наблюдатели, а также комиссии. (п. 10 ст. 75 ФЗГ)

Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним […] обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. (п. 4 ст. 20 ФЗГ)

Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей […] жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. (п. 25 ст. 68 ФЗГ) После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей (п. 26 ст. 68 ФЗГ)

К первому экземпляру протокола УИК участковая избирательная комиссия об итогах голосования приобщаются […] поступившие в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей […] жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы […], принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии […]. (п. 30 ст. 68 ФЗГ)

Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан […], могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие). (п. 6 ст. 75 ФЗГ)

www.nablawiki.ru

Тема №6.9.
Работа участковой избирательной комиссии с обращениями, жалобами граждан и иных участников избирательного процесса, в том числе порядок учета обращений, жалоб, заявлений

План практического занятия

Работа участковой избирательной комиссии с обращениями, жалобами граждан и иных участников избирательного процесса, в том числе порядок учета обращений, жалоб и заявлений.
Вопросы для самоконтроля.
Примеры.
Список рекомендуемой литературы.
Приложения.

Участковые избирательные комиссии обязаны рассматривать в пределах своей компетенции поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения, заявления и жалобы о нарушении закона (далее – обращения), проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно.

Обращение может быть подано в форме жалобы, заявления или в другой форме любым лицом или группой лиц.

Обращения в участковую избирательную комиссию регистрируются в реестре учета жалоб (заявлений) на нарушения избирательного законодательства (приложение № 1). При приеме обращения заполняются графы № 1–6 указанного реестра.

Обращения, как правило, принимаются в письменном виде. В порядке исключения могут приниматься обращения в устной форме, при этом принимающий обращение член комиссии обязан предложить лицу, подающему обращение, сформулировать это обращение в письменном виде, а при необходимости – оказать содействие в этом[I].

Обращения принимаются председателем комиссии, либо его заместителем, либо секретарем комиссии (далее – руководители комиссии), иным уполномоченным членом избирательной комиссии.

Если лицо, подающее обращение, требует заверения копии поданного обращения, руководитель комиссии, принимающий обращение, сверяет копию с оригиналом и проставляет на копии надпись «Получено», дату и время получения, а также свою подпись и должность в комиссии[II].

————————————————————————————————————————————————————————
[I] Постановление ЦИК России от 28.10.2010 № 223/1490-5 «О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, прошедших в субъектах Российской Федерации 10 октября 2010 года» // Вестник ЦИК России. 2010. № 11.

[II] Методическое пособие для участковой избирательной комиссии [Электронный ресурс] // Демократия. ру , 2012: http://www.democracy.ru /library/practice/commissions/ pw_manual/page7.html.

Обращения о нарушении избирательного законодательства, поданные в участковую избирательную комиссию в день голосования и при подсчете голосов, рассматриваются немедленно. В случае если немедленное рассмотрение обращения невозможно из-за того, что это мешает голосованию избирателей, рассмотрение обращения откладывается до момента убытия избирателей из помещения для голосования.

Для рассмотрения обращения председатель участковой комиссии сначала объявляет членам комиссии о поступлении обращения, оглашает его содержание и предлагает членам комиссии, а также лицу, подавшему обращение, высказать свое мнение относительно проекта решения комиссии по данному обращению. После этого председатель участковой избирательной комиссии формулирует поступившие предложения по проекту мотивированного решения, которое необходимо принять по результатам рассмотрения поступившего обращения, и проводит голосование по проекту данного решения. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины установленного численного состава членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решение по рассмотрению обращения считается принятым, если за него проголосовало более половины членов участковой комиссии с правом решающего голоса, принимавших участие в голосовании.

Решение по итогам рассмотрения обращения оформляется в письменном виде в двух экземплярах.

По структуре решение участковой избирательной комиссии о результатах рассмотрения соответствующего обращения должно состоять из вводной, описательной и резолютивной частей.

В таком решении должно быть указано:

  • дата и время подачи обращения;
  • фамилия, имя, отчество и статус лица, подавшего обращение;
  • изложение краткого содержания обращения;
  • обоснование правовой позиции, которой руководствуется участковая избирательная комиссия при принятии решения, с указанием соответствующей нормы закона, иного нормативного правового акта;
    в резолютивной части – полная формулировка принимаемого решения участковой избирательной комиссии (в строгом соответствии с установленными п. 6 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ требованиями к решениям комиссии по итогам рассмотрения обращений);
  • номер, дата и время принятия решения;
  • подписи председателя и секретаря участковой избирательной комиссии;
  • печать участковой избирательной комиссии.

В случае если обращение поступило в день голосования и до момента подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, один экземпляр решения участковой комиссии вместе с текстом соответствующего обращения прилагается к первому экземпляру протокола об итогах голосования.

Другой экземпляр решения вручается лицу, подавшему обращение (по его требованию). При этом на предварительно изготовленной участковой избирательной комиссией копии решения о результатах рассмотрения соответствующего обращения заявитель собственноручно проставляет дату, время и подпись с отметкой о получении данного решения[III].

Соответствующие реквизиты решения вносятся в графы 7 и 8 реестра учета жалоб (заявлений) на нарушения избирательного законодательства.

————————————————————————————————————————————————————————
[III] Постановление ЦИК России от 15.12.2010 № 231/1514-5 «Об Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2010. № 12.

Лицо, подавшее обращение, имеет право присутствовать при его рассмотрении. Если рассмотрение отложено, комиссия обязана уведомить это лицо о том, когда будет происходить рассмотрение обращения, и обеспечить возможность присутствия указанного лица при рассмотрении его обращения.

При проведении итогового заседания участковой избирательной комиссии председатель комиссии оглашает общее количество обращений о нарушении избирательного законодательства, поступивших в комиссию в день голосования и при подсчете голосов, и общее количество принятых по этим обращениям (жалобам, заявлениям) решений. Если какие-либо обращения о нарушении избирательного законодательства не были рассмотрены, комиссия рассматривает их на итоговом заседании в порядке, предусмотренном п. 4–6 настоящих Рекомендаций.

Вопросы для самоконтроля

1. В какие сроки члены участковой избирательной комиссии должны рассматривать обращения, заявления и жалобы граждан о нарушении закона?

2. В какой форме должны приниматься обращения, заявления и жалобы граждан о нарушении закона?

3. Как должно рассматриваться обращение гражданина в участковую избирательную комиссию на нарушение закона в день для голосования, в случае если немедленное рассмотрение обращения невозможно из-за того, что это мешает голосованию избирателей?

4. Опишите процесс рассмотрения обращения гражданина в участковую избирательную комиссию на нарушение закона.

5. Что должно быть указано в решении участковой избирательной комиссии по итогам рассмотрения обращения гражданина?

6. Сколько экземпляров решения участковой избирательной комиссии по обращению гражданина должно быть составлено?

Пример № 1

В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, немедленно.

Немедленно провести заседание комиссии зачастую невозможно по разным объективным причинам, например, члены комиссии проводят голосование вне помещения для голосования. Необходимо известить о времени рассмотрения обращения заявителя, а также лиц, указанных в п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (кандидата, доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений и т.д.).

Для решения указанных организационных проблем участковой комиссии необходимо до дня голосования предупредить указанных в п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» лиц о проведении заседаний комиссии (с указанием времени начала заседания), а также скорректировать время проведения голосования вне помещения для голосования.

Пример № 2

В участковую комиссию направляется большое количество жалоб с явно выраженной целью – дестабилизировать работу участковой комиссии, а также затянуть (или сорвать) процесс подведения итогов голосования по избирательному участку.

Кроме того, в случае если одна из жалоб не будет рассмотрена, возможно, по формальным причинам, признать протокол участковой комиссии недействительным. Указанная технология направлена не столько на восстановление законности, сколько на попытку спровоцировать со стороны участковой комиссии формальное нарушение действующего избирательного законодательства.

В данном случае на первое место безусловно выступает вопрос о четком ведении делопроизводства в комиссии, а именно учета (поступления, рассмотрения) указанных жалоб. Кроме того, в случае необходимости требуется привлекать к указанной работе членов вышестоящей избирательной комиссии. В любом случае до подписания протокола указанные жалобы должны быть рассмотрены.

Пример № 3

Некоторые конфликтные ситуации в участковых избирательных комиссиях не могут быть разрешены без помощи вышестоящих избирательных комиссий.

Так, в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (день голосования 4 марта 2012 г.) отдельные участковые избирательные комиссии города Тюмени столкнулись с ситуацией, когда члены этих комиссий с правом решающего голоса отказывались от получения соответствующего вознаграждения, предусмотренного пп. 2 п. 2, п. 3 ст. 64 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» за работу в УИК, согласно фактически отработанному времени. Какого-либо внятного объяснения отказа, в том числе письменного, от таких членов комиссии в адрес УИК либо соответствующей территориальной избирательной комиссии не поступало.

Все члены комиссий, отказавшиеся от дополнительной оплаты труда, были назначены в составы участковых избирательных комиссий по предложениям одной из парламентских политических партий.

В соответствии с п. 6 Порядка выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (утв. постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 08.11.2011 № 68/571-6) выплата компенсации и дополнительная оплата труда за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, после сдачи избирательной комиссией отчета о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, не производятся.

Согласно п. 7 ст. 64 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» участковая избирательная комиссия представляет в вышестоящую территориальную избирательную комиссию отчет о поступлении и расходовании средств федерального бюджета, выделенных данной участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, не позднее чем через 10 дней со дня голосования.

Подобная ситуация в Тюменской области сложилась впервые и, с учетом сжатых сроков сдачи финансовой отчетности, требовала немедленного реагирования.

В итоге данный вопрос решался в три этапа.

Во-первых, председатели таких участковых избирательных комиссий по телефону (с оформлением телефонограммы) и (или) письмом за своей подписью, переданным нарочным, приглашали членов УИК в комиссию для получения вознаграждения. Часть коллег, ранее отказывавшихся от выплаты, откликнулась на обращение председателя УИК.

Во-вторых, отдельные члены УИК согласились получить причитающееся им вознаграждение после того, как председатель и (или) секретарь соответствующей территориальной избирательной комиссии лично повстречались с ними и все-таки убедили их получить заработанные в комиссии денежные средства.

На заключительном этапе один из членов участковой избирательной комиссии получил вознаграждение лишь после разговора председателя Избирательной комиссии Тюменской области с одним из руководителей регионального отделения политической партии, представители которой отказывались от выплаты денежных средств.

В связи с отсутствием письменных отказов членов УИК от выплаты вознаграждения, а также с учетом их характеристик, данных председателями этих УИК, имелись все основания предполагать, что неполучение денежных средств носит спланированный провокационный характер и в дальнейшем будет использовано как попытка дискредитировать избирательную кампанию в регионе в целом.

Список рекомендуемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

3. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.

4. Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

5. Постановление ЦИК России от 28.10.2010 № 223/1490-5 «О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, прошедших в субъектах Российской Федерации 10 октября 2010 года» // Вестник ЦИК России. 2010. № 11.

6. Постановление ЦИК России от 15.12.2010 № 231/1514-5 «Об Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2010. № 12.

Материалы юридической практики

1. Методическое пособие для участковой избирательной комиссии [Электронный ресурс] // Демократия.ру, 2012: http://www.democracy.ru/ library/practice/commissions/pw_manual/page7.html.

Специальная литература

1. Белоновский В.Н. Электоральное право Российской Федерации / Рос. гос. гуманитарн. ун-т. М.: РГГУ. 2010.

2. Выдрин И.В. Избирательное право Российской Федерации. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, ИНФРА-М. 2011.

3. Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова, Б.С. Эбзеева. М., 2012.

Приложения

Приложение 2



Автор практического материала

Игорь Николаевич Халин

Председатель Избирательной комиссии Тюменской области

www.uik44.ru

Жалоба в территориальную избирательную комиссию

Участковые комиссии обязаны рассматривать в пределах своей компетенции, поступившие к ним в период избирательной кампании жалобы и заявления (далее — обращения), проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим их, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно.

Обращение может быть подано в форме жалобы, заявления или в другой в форме в письменном виде, а также в устной форме любым лицом или группой лиц. Если обращение поступило в устной форме, член комиссии, принимающий обращение должен рекомендовать лицу, подавшему обращение, сформулировать это обращение в письменном виде.

Поступившие обращения регистрируются в реестре учета жалоб (заявлений) на нарушения избирательного законодательства.

Если лицо, подающее обращение, требует заверения копии поданного обращения, сверяется копия с оригиналом и на копии делается надпись: «Получено», дата, время получения, а также подпись и должность в комиссии.

Обращения о нарушении избирательного законодательства, поданные в участковую комиссию в день голосования и при подсчете голосов, рассматриваются немедленно. В случае если немедленное рассмотрение обращения невозможно, например: из-за того, что это мешает голосованию избирателей, либо члены участковой комиссии проводят голосование избирателей вне помещения для голосования, рассмотрение обращения откладывается соответственно до момента убытия избирателей из помещения для голосования, возвращения членов участковой комиссии в помещение для голосования.

Для рассмотрения обращения председатель участковой комиссии сначала объявляет членам комиссии о поступлении обращения, оглашает его содержание и предлагает членам комиссии, а также лицу, подавшему обращение, высказать свое мнение относительно проекта решения комиссии по данному обращению. После этого председатель комиссии формулирует поступившие предложения по проекту мотивированного решения, которое необходимо принять по результатам рассмотрения поступившего обращения. И проводит голосование по проекту данного решения.

Ззаседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины членов участковой комиссии с правом решающего голоса, принимавших участие в голосовании.

Решение по итогам рассмотрения обращения оформляется в письменном виде.

По структуре решение участковой комиссии о результатах рассмотрения соответствующего обращения должно состоять из вводной, описательной и резолютивной частей.

В таком решении должно быть указано:

— дата и время подачи обращения;

-фамилия, имя, отчество и статус лица, подавшего обращение;

— изложение краткого содержания обращения;

-обоснование правовой позиции, которой руководствуется комиссия при принятии решения с указанием соответствующей нормы закона;

-в резолютивной части — полная формулировка принимаемого решения в соответствии с установленными пунктом 6 статьи 75 ФЗ «Об основных гарантиях…» требованиями к решениям по итогам рассмотрения обращений;

— номер, дата и время принятия решения;

— подписи председателя и секретаря комиссии;

— печать участковой комиссии.

В случае если обращение поступило в день голосования и до момента подписания протокола участковой комиссии об итогах голосования, один экземпляр решения участковой комиссии вместе с текстом соответствующего обращения прилагается к первому экземпляру об итогах голосования.

О принятом решении информируется заявитель, по его требованию может быть выдана заверенная копия решения, на которой заявитель проставляет дату, время и подпись с отметкой о получении данного решения.

Лицо, подавшее обращение, имеет право присутствовать при его рассмотрении. Если рассмотрение отложено, комиссия обязана уведомить это лицо о том, когда будет происходить рассмотрение этого обращения, и обеспечить возможность присутствия указанного лица при рассмотрении его обращения.

При проведении итогового заседания участковой комиссии председатель комиссии оглашает общее количество обращений о нарушении избирательного законодательства, поступивших в комиссию в день голосования и при подсчете голосов, и общее количество принятых по этим обращениям решений. Если какие-либо обращения не были рассмотрены, комиссия рассматривает их на итоговом заседании.

Обжалование принятого решения заявителем возможно в вышестоящую избирательную комиссию или суд.

Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

Уважаемые участники семинара, обращаю Ваше внимание на необходимость соблюдения требований установленных пунктом 6 статьи 75 ФЗ «Об основных гарантиях…» в части очередности рассмотрения избирательными комиссиями поступивших жалоб. Вышестоящая избирательная комиссия не может приступить к рассмотрению жалобы, если обстоятельства, изложенные в ней, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии.

  1. Взаимодействие с сотрудниками полиции в день голосования, находящимися на избирательном участке

Сотрудники полиции при проведении выборов обеспечивают общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, безопасность граждан, деятельности членов участковой комиссии и оказывают содействие членам участковой комиссии в реализации их полномочий.

Взаимодействие членов участковой комиссии с сотрудниками полиции начинается до дня голосования, заканчивается после сдачи протоколов участковой комиссии об итогах голосования с избирательной документацией в территориальную избирательную комиссию и осуществляется по следующим направлениям.

  1. По вопросу сохранности избирательной документации.
  2. По вопросу обеспечения порядка в помещении для голосования и на территории избирательного участка, безопасности лиц, находящихся на избирательном участке.
  3. По вопросам соблюдения запрета на проведение предвыборной агитации в день голосования, соблюдения избирательного законодательства при проведении голосования и подсчета голосов избирателей.

С момента получения участковой комиссией избирательных бюллетеней помещение участковой комиссии в обязательном порядке берется под круглосуточную охрану сотрудниками полиции.

Ответственность за получение, передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели участковых избирательных комиссий.

Сотрудник полиции должен сообщить председателю комиссии о своем прибытии, представиться, уточнить график работы комиссии, свои функциональные обязанности, место своего нахождения.

По окончании рабочего дня в присутствии сотрудника полиции председатель участковой комиссии убирает избирательную документацию в сейф, опечатывает его, после чего помещение комиссии принимается под охрану сотрудника полиции.

В день голосования сотрудники полиции могут находиться в помещении участковой комиссии и в помещении для голосования, при этом в целях осуществления охраны общественного порядка сотрудникам полиции целесообразно распределиться — один может находиться в помещении для голосования, другой в ином помещении участковой комиссии.

Председатель участковой комиссии может рекомендовать сотруднику полиции занять определенное место в день голосования в помещении для голосования. Рекомендуемое место не должно затруднять сотруднику полиции обзор помещения или иным образом препятствовать осуществлению возложенных на него функций по охране общественного порядка.

Председатель участковой комиссии должен довести до сведений сотрудника полиции информацию о количестве и правовом статусе лиц, в том числе наблюдателей, членов вышестоящих комиссий и работников их аппаратов, зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц, уполномоченных представителей или доверенных лиц избирательного объединения, краевой список кандидатов которого зарегистрирован, и иных лиц, присутствующих в помещении для голосования и имеющих право на это в соответствии с действующим законодательством о выборах.

Сотрудники полиции не вмешиваются в избирательные процедуры, не осуществляют консультаций избирателям по реализации ими избирательных прав, а при возникновении таких вопросов рекомендуют избирателям обратиться к председателю или членам участковой комиссии.

Проведение агитации в день голосования и в предшествующий ему день голосования, а также размещение агитационных печатных материалов (листовок, плакатов и др.) на зданиях, сооружениях, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания – запрещены избирательным законодательством.

С целью предупреждения провокаций и правонарушений по согласованию с председателем участковой комиссии целесообразно организовать патрулирование территории вблизи участковой комиссии.

При выявлении правонарушений за проведение агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено, лицами, которым участие в ее проведении запрещено, уничтожении или повреждении информационных печатных материалов, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять сотрудники полиции, а также незамедлительно пресекать противоправные действия.

Кроме изложенного председатель участковой комиссии вправе поручить сотруднику полиции принять необходимые меры в случае, если в день голосования гражданами перед помещением участковой комиссии, помещением для голосования организовываются незаконные публичные акции с призывами к голосованию, происходит подкуп избирателей путем раздачи им подарков, денег, оказания безвозмездных услуг, сопровождающихся призывами голосовать за тех или иных кандидатов, то или иное избирательное объединение, избирателям за вознаграждение предлагается получить и вынести из помещения для голосования незаполненный избирательный бюллетень для организации схемы, получившей название «карусель».

В случае получения сообщения о заложенном в помещении для голосования, ином помещении комиссии взрывном устройстве председатель участковой комиссии незамедлительно сообщает об этом сотруднику полиции, осуществляющему дежурство на избирательном участке для принятия мер реагирования.

По окончании времени голосования и закрытия помещения участковой комиссии в нем должны находиться два сотрудника полиции, которые во взаимодействии с председателем участковой комиссии удаляют лиц, которые не должны находиться в этих помещениях после окончания голосования, после чего один сотрудник полиции должен взять под наблюдение входную дверь, а второй сотрудник полиции обеспечивает наблюдение за общественным порядком непосредственно в помещении для голосования.

Если кто-то из присутствующих своими действиями мешает работе комиссии, пытается изъять избирательные документы, требует непосредственного участия в подсчете голосов избирателей, не имея на это права, то председатель участковой комиссии может обратиться к сотруднику полиции для принятия мер по наведению порядка.

По окончании подсчета голосов протокол участковой комиссии и вся опечатанная избирательная документация доставляются председателем или иным членом участковой комиссии в территориальную избирательную комиссию в сопровождении сотрудников полиции на автотранспорте участковой комиссии либо с использованием автомобиля сопровождения, маршрут доставки избирательной документации согласовывается заранее.

Отстранение от участия в работе членов участковой комиссии, а также удаление наблюдателей и иных лиц из помещения для голосования производится на основании решения суда по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают сотрудники полиции.

© 2016 «Вестник избирательной комиссии Краснодарского края».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 – 65038 от 10 марта 2016 года выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
При перепечатке и использовании информации ссылка на источник обязательна. Для сайтов и страниц сети Интернет
обязательна активная гиперссылка на «Вестник избирательной комиссии Краснодарского края».

ikkk.ru

Куда жаловаться на нарушения в ходе выборов

Как написать заявление

Жители московского региона 18 сентября будут голосовать на выборах в Госдуму РФ, Мособлдуму и выбирать муниципальных депутатов разных уровней. При этом избиратели могут столкнуться с плохой работой избирательной комиссии, незаконными агитациями или вбросами бюллетеней. Куда следует обращаться в случае тех или иных нарушений на выборах, выяснил корреспондент РИАМО.

Как написать заявление

Заявление можно написать в произвольной форме в двух экземплярах. При этом в одной жалобе можно сообщить сразу о нескольких нарушениях. Необязательно указывать конкретные статьи закона, которые были нарушены, достаточно подробно изложить факты, указать время инцидента и по возможности перечислить имена нарушителей и свидетелей данной ситуации.

«В избирательную комиссию, участок (номер). Я, (ФИО), стал свидетелем следующего нарушения, совершенного в (указать время) неустановленным лицом (если лицо установлено – указать его данные). Прошу провести проверку и письменно проинформировать о результатах». В конце указать адрес проживания и контактный телефон.

Узнать номер своего избирательного участка по адресу проживания можно на сайте Центральной избирательной комиссии.

При подаче жалобы узнайте номер телефона исполнителя, по которому можно будет уточнить, на каком этапе находится ее рассмотрение.

Онлайн-жалоба

Подать жалобу на работу избирательной комиссии и указать все зафиксированные нарушения на выборах может любой желающий на сайте ЦИК или на сайте общественного движения «Голос», где размещена карта нарушений. В форме обратной связи есть возможность прикрепить фото и видео свидетельства инцидента.

Также в зависимости от характера нарушения жалобы можно направить в прокуратуру, территориальные избирательные комиссии, полицию и другие органы.

Принудительное голосование

Если вы оказались участником или свидетелем ситуации, когда посторонние люди принуждают избирателей проголосовать за одного из кандидатов или заставляют получить открепительное удостоверение, необходимо обратиться в окружную, городскую или межрайонную прокуратуру. Адреса и телефоны прокуратур Москвы можно узнать здесь, a контакты прокуратур Московской области – здесь.

Незаконная агитация

Если вы столкнулись с незаконной агитацией за день до выборов или в день голосования, можно написать заявление в территориальную избирательную комиссию (ТИК). Ознакомиться с полным списком комиссий по округам и районам Москвы можно на сайте Мосгоризбиркома, a жители Подмосковья могут посмотреть адреса на сайте Мособлизбиркома.

В таких случаях также можно обратиться в полицию. Сотрудники составят административный протокол и направят его в избирательную комиссию.

Вброс бюллетеней и плата за голоса

Если вы стали свидетелем того, как в урну вбросили пачки бюллетеней, к избирательному участку целенаправленно привезли большую группу людей или на выходе из участковой избирательной комиссии (УИК) людям выдают деньги, следует обратиться с заявлением в полицию, к председателю, секретарю или заместителю председателя УИК или в штаб наблюдателей. При этом желательно зафиксировать нарушения на фото или видео и приложить копии к заявлению.

Если жалобу игнорируют

Если в УИК ваше заявление не принимают, можно пожаловаться в территориальные избирательные комиссии Москвы или области. Также избиратель в праве написать заявление в районный суд Москвы или в один из судов Московской области. В случае, если все поданные жалобы остались без ответа или вовсе не были приняты, следует повторно подать в суд иск о бездействии органов власти.

riamo.ru

Смотрите еще:

  • Закон об образовании 2014 спо Институт развития дополнительногопрофессионального образования Для образовательных организаций Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении среднего профессионального образования 31-34 Разъяснения о […]
  • Федеральный закон от 23122003 177-фз Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" Информация об изменениях: Наименование изменено с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ Федеральный закон от 23 […]
  • Закон мурманской области 579 Закон Мурманской области от 29 декабря 2004 г. N 579-01-ЗМО "О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области для лиц, работающих и […]
  • Федеральный закон n 214-фз от 30 декабря 2004 года Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Приказ от 2003 об образовании Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 ноября 2013 г. N 1267 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" Приказ […]
  • Средняя пенсия по новосибирску Средняя трудовая пенсия в Новосибирске составит около 11 тысяч С 1 февраля трудовые пенсии 713 тысяч новосибирцев вырастут на 6,5%. Новосибирск, 29 января – АиФ-Новосибирск. Размер страховой части трудовых пенсий по старости, по […]
  • Смех без правил коля тренер Коля Серга Ведущий, Актер, Участник, Персонаж, Музыкант Дата и место рождения: 23 марта 1989 (29 лет), Черкассы, Украина Рост: 185 Вес: 78 Участвовал 10 Его коллеги по цеху Украинский […]
  • Закон ограничения курения Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ"Об ограничении курения табака" С изменениями и дополнениями […]