Суды общей системы фз

Содержание статьи:

Законопроекты о порядке рассмотрения дел апелляционными и кассационными судами общей юрисдикции готовы к внесению в Госдуму

Верховный Суд Российской Федерации разработал шесть законопроектов, направленных на обеспечение деятельности таких новых для российской судебной системы судов, как апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Напомним, первое чтение законопроекта 1 , предполагающего их создание, состоялось 16 февраля. Постановления о внесении в Госдуму указанного пакета проектов были приняты на вчерашнем заседании Пленума ВС РФ.

Стоит отметить, что законопроекты предполагают не только закрепление в процессуальном законодательстве полномочий таких обособленных судов, но и корректировку порядка рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб и представлений в принципе. Например, планируется установить, что все кассационные жалобы или представления, поданные на вступившие в законную силу судебные акты по гражданским или административным делам в кассационный суд общей юрисдикции, передаются для рассмотрения в судебном заседании. Тем самым будет отменен действующий в настоящее время в областных и равных им судах механизм изучения судьей поступивших жалобы или представления с целью принятия решения о передаче или отказе в передаче для рассмотрения в судебном заседании (ст. 381 Гражданского процессуального кодекса, ст. 323 Кодекса административного судопроизводства). «Процедура рассмотрения всех кассационных жалоб в судебном заседании давно работает в арбитражных судах округов, которые являются кассационными инстанциями, и она зарекомендовала себя положительно», – отметил, представляя проект поправок в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ [их предлагается включить в текст принятого в первом чтении законопроекта о реформе процессуального законодательства. – ГАРАНТ.РУ], председатель Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ Василий Нечаев. Он также обратил внимание на то, что документ предполагает возможность обжалования в кассационном порядке в судебных коллегиях ВС РФ вступивших в законную силу решений областных и равных им судов.

Так называемую сплошную кассацию предполагается ввести и в уголовный процесс – при обжаловании итоговых судебных решений судов первой инстанции и апелляционных приговоров. «Это означает, что вопрос о передаче дела на рассмотрение суда кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий соответствующего суда. Согласно поправкам отвечающие требованиям закона кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции через вынесший обжалуемое решение суд первой инстанции, который, выполнив все необходимые подготовительные действия, направляет жалобу, представление вместе с делом в суд кассационной инстанции, где судья назначает дело к рассмотрению. То есть алгоритм производства в суде кассационной инстанции по существу аналогичен производству в суде апелляционной инстанции», – пояснил в ходе представления проекта о внесении изменений в УПК РФ председатель Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ Владимир Давыдов.

Кроме того, предлагается предусмотреть возможность обжалования в ВС РФ в действующем сейчас кассационном порядке (ст. 401.7 УПК РФ) судебных актов кассационных судов общей юрисдикции, принятых по итогам рассмотрения дел об оспаривании решений мировых судей, районных судов, апелляционных приговоров, определений и постановлений областных и равных им судов. При этом кассационные жалобы на решения, вынесенные областными и равными им судами в качестве суда первой инстанции, должны будут направляться, согласно предлагаемым поправкам, не в кассационный суд общей юрисдикции, а сразу в ВС РФ. По словам Владимира Давыдова, данное предложение призвано гарантировать разумный срок судопроизводства по указанным делам, поскольку в связи со сложностью (а именно ею обусловлено изначальное отнесение этих дел к ведению областных и равных им судов) рассмотрение их является очень продолжительным.

В то же время для промежуточных судебных решений, то есть тех, которыми дело не разрешается по существу, предусматривается сохранение действующего в настоящее время порядка кассационного обжалования.

Для составления жалобы на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении воспользуйтесь сервисом «Конструктор правовых документов» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В КоАП предполагается внести поправки, обеспечивающие переход полномочий по рассмотрению жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях от председателей областных и равных им судов и их заместителей к председателям, заместителям председателей и судьям кассационных судов общей юрисдикции и кассационных военных судов (изменения будут внесены в ст. 30.13 КоАП РФ).

Два законопроекта 2 посвящены созданию апелляционного и кассационного военных судов и изменению в связи с этим организационной структуры военных судов.

Последним из подготовленного ВС РФ пакета законопроектов проектом определяется правовой статус судей вновь создаваемых обособленных апелляционных и кассационных судов – аналогичный статусу судей областных и равных им судов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов округов, а также нормы представительства этих судей в органах судейского сообщества.

Перечисленные поправки, по задумке разработчика законопроектов, должны вступить в силу с 1 июля 2019 года.

www.garant.ru

Проект федерального закона № 408743-4 «О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе»

Вносится
Советом народных депутатов
Камчатской области

Настоящий Федеральный закон регулирует «вопросы создания и упразднения федеральных судов общей юрисдикции, назначения судей федеральных судов общей юрисдикции на территории Камчатского края в соответствии со статьей 14 Федерального конституционного закона Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 года N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» (далее — Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 года).

Статья 1. Создание на территории Камчатского края Камчатского краевого суда

1. На основании пункта 2 статьи 14 Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 года и статьи 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»:

1) создать Камчатский краевой суд;

2) установить, что юрисдикция Камчатского краевого суда распространяется на территорию Камчатского края в границах, существующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

3) упразднить Камчатский областной суд и суд Корякского автономного округа;

4) передать вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению упраздненных в соответствии с настоящим Федеральным законом Камчатского областного суда и суда Корякского автономного округа, в юрисдикцию Камчатского краевого суда;

2. Утверждение численности и состава президиума Камчатского краевого суда производится в установленном законом порядке.

3. Численность судей Камчатского краевого суда устанавливается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 2. Назначение на должность председателя, заместителей председателя, судей Камчатского краевого суда

1. Председатели, заместители председателей упраздненных в соответствии с настоящим Федеральным законом Камчатского областного суда и суда Корякского автономного округа могут быть назначены с их согласия на должности, аналогичные занимаемым ими, или должности судей в Камчатском краевом суде, либо в других судах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Судьи упраздненных в соответствии с настоящим Федеральным законом Камчатского областного суда и суда Корякского автономного округа могут быть назначены с их согласия на должности судей Камчатского краевого суда либо в других судах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Назначение председателей, заместителей председателей, а также судей упраздненных в соответствии с настоящим Федеральным законом Камчатского областного суда и суда Корякского автономного округа осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 года.

4. В случае отказа от назначения на аналогичную должность в Камчатском краевом суде либо в другом суде полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей на основании пункта 11 части 1 статьи 14 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».

Статья 3. Создание на территории Камчатского края районных судов общей юрисдикции

1. На основании пункта 3 статьи 14 Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 года:

1) создать в Камчатском крае: Петропавловск-Камчатский районный суд, Вилючинский районный суд, Елизовский районный суд, Усть-Большерецкий районный суд, Усть-Камчатский районный суд, Быстринский районный суд, Мильковский районный суд, Соболевский районный суд, Тигильский районный суд, Карагинский районный суд, Пенжинский районный суд, Олюторский районный суд;

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Петропавловск-Камчатского районного суда Камчатского края;

Вилючинский городской суд Камчатской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Вилючинского районного суда Камчатского края;

Елизовский районный суд Камчатской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Елизовского районного суда Камчатского края;

Усть-Большерецкий районный суд Камчатской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края;

Усть-Камчатский районный суд Камчатской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Усть-Камчатского районного суда Камчатского края;

Быстринский районный суд Камчатской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Быстринского районного суда Камчатского края;

Мильковский районный суд Камчатской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Мильковского районного суда Камчатского края;

Соболевский районный суд Камчатской области, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Соболевского районного суда Камчатского края;

Тигильский районный суд Корякского автономного округа, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Тигильского районного суда Камчатского края;

Карагинский районный суд Корякского автономного округа, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Карагинского районного суда Камчатского края;

Пенжинский районный суд Корякского автономного округа, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Пенжинского районного суда Камчатского края;

Олюторский районный суд Корякского автономного округа, передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Олюторского районного суда Камчатского края;

4) Установить, что юрисдикция районных судов Камчатского края распространяется на территорию следующих административно-территориальных образований Камчатского края в границах, существующих на момент вступления в силу настоящего Федерального закона:

Петропавловск-Камчатского районного суда — на территорию города Петропавловск-Камчатского Камчатского края;

Вилючинского районного суда — на территорию города Вилючинска Камчатского края;

Елизовского районного суда — на территории Алеутского и Елизовского районов Камчатского края;

Усть-Большерецкого районного суда — на территорию Усть-Большерецкого района Камчатского края;

Усть-Камчатского районного суда — на территорию Усть-Камчатского района Камчатского края;

Быстринского районного суда — на территорию Быстринского района Камчатского края;

Мильковского районного суда — на территорию Мильковского района Камчатского края;

Соболевского районного суда — на территорию Соболевского района Камчатского края;

Тигильского районного суда — на территорию, на которую распространялась юрисдикция Тигильского районного суда Корякского автономного округа;

Карагинского районного суда — на территорию, на которую распространялась юрисдикция Карагинского районного суда Корякского автономного округа;

Пенжинского районного суда — на территорию, на которую распространялась юрисдикция Пенжинского районного суда Корякского автономного округа;

Олюторского районного суда — на территорию, на которую распространялась юрисдикция Олюторского районного суда Корякского автономного округа.

2. Численность судей районных судов Камчатского края устанавливается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 4. Назначение на должность председателей, заместителей председателей, судей районных судов Камчатского края

1. Председатели, заместители председателей упраздненных в соответствии с настоящим Федеральным законом районных (городских) судов Камчатской области и Корякского автономного округа могут быть назначены с их согласия на должности, аналогичные занимаемым ими, или должности судей в районных судах Камчатского края, либо в других судах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Судьи упраздненных в соответствии с настоящим Федеральным законом районных (городских) судов Камчатской области и Корякского автономного округа могут быть назначены с их согласия на должности судей районных судов Камчатского края либо в других судах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Назначение председателей, заместителей председателей, а также судей упраздненных в соответствии с настоящим Федеральным законом районных (городских) судов Камчатской области и Корякского автономного округа осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 года.

4. В случае отказа от назначения на аналогичную должность в районном суде Камчатского края либо в другом суде полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей на основании пункта 11 части 1 статьи 14 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».

Статья 5. Финансирование создания федеральных судов общей юрисдикции на территории Камчатского края

1. Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации принять меры по организационному обеспечению деятельности создаваемых районных судов Камчатского края и создаваемого Камчатского краевого суда.

2. Финансирование расходов на создание и содержание федеральных судов общей юрисдикции Камчатского края осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание федеральных судов общей юрисдикции.

Статья 6. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2-4 части 1 статьи 1 и пунктов 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. Пункты 2-4 части 1 статьи 1 и пункты 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2007 года.

Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе»

Статья 14 Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 года N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» определила деятельность судов объединяющихся субъектов в переходный период и порядок создания судов нового субъекта и назначение судей судов образованного субъекта.

В федеральном конституционном законе закреплены положения, согласно которым ранее действующие суды упраздняются с передачей полномочий вновь создаваемым судам Камчатского края.

Учитывая положения статьи 14 Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 года, в проекте предлагается упразднить суды Камчатской области и Корякского автономного округа с одновременной передачей их полномочий в создаваемые Камчатский краевой суд, районные суды Камчатского края, юрисдикция которых распространяется на территорию юрисдикции упраздняемых судов.

Полное перечисление в законопроекте районных судов объединяющихся субъектов необходимо для того, чтобы закрепить в законе наименования районных судов Камчатской области и Корякского автономного округа, которые упраздняются и наименования создаваемых районных судов Камчатского края.

Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 128 установила порядок наделения полномочиями судей. Судьи районных судов, судов субъектов России назначаются на должность Президентом Российской Федерации. Учитывая положения Конституции Российской Федерации, судьи могут только назначаться, поэтому при упразднении судов, судьи должны быть назначены во вновь создаваемые суды Президентом Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Назначение на должности судей создаваемых судов, судей судов Камчатской области и Корякского автономного округа законопроектом предлагается производиться в соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 года N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа».

Предлагаемый законопроект закрепляет возможность прекращения полномочий судьи решением соответствующей квалификационной коллегии судей в случае отказа судьи от назначения на аналогичную должность в создаваемых судах Камчатского края и отказа от перевода в другой суд.

Данное положение законопроекта полностью соответствует Закону Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (пункт 11 части 1 статьи 14) и сложившейся практике прекращения полномочий судьи в случае отказа от перевода в другой суд в связи с упразднением суда.

В соответствии с Законом РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР» суд субъекта действует в составе: президиума суда; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам (статья 32). Состав и количество членов президиума устанавливается Президентом Российской Федерации. В соответствии с указанными требованиями будет сформирован президиум Камчатского краевого суда.

Создание Камчатского краевого суда ставит вопрос о необходимости установления численности судей Камчатского краевого суда и судей создаваемых районных судов Камчатского края. В соответствии пунктом 7 статьи 6 Федерального закона «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» вопросами кадрового обеспечения судов занимается Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Указанные вопросы необходимо урегулировать для своевременного формирования численности судов Камчатского края.

Дата вступления в силу отдельных положений законопроекта с 1 сентября 2007 года определена в целях формирования составов судов Камчатского края до проведения голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края первого созыва. Это позволит обеспечить право граждан на судебную защиту уже в ходе проведения избирательной компании.

В случае принятия законопроекта дополнительных затрат из федерального бюджета не потребуется, так как количество судов общей юрисдикции и численность судей останется на существующем в настоящее время уровне.

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона «О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе»

В случае принятия проекта федерального закона «О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе» дополнительных расходов из федерального бюджета не потребуется.

Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закон# «О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе»

В случае принятия проекта федерального закона «О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе» не потребуется изменение актов федерального законодательства.

Заключение Правительства РФ от 8 июня 2007 г. N 2227п-П4
на проект федерального закона «О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе»,
вносимый в Государственную Думу Советом народных депутатов Камчатской области

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Проектом предлагается упразднить суды Камчатской области и Корякского автономного округа с одновременной передачей их полномочий в создаваемые Камчатский краевой суд и районные суды Камчатского края, юрисдикция которых распространяется на территорию юрисдикции упраздняемых судов.

Внесение предлагаемых изменений обусловлено образованием нового субъекта Российской Федерации — Камчатского края в связи с объединением Камчатской области и Корякского автономного округа.

Принятие федерального закона позволит обеспечить выполнение требований, предусмотренных статьей 14 Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» и статьи 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Из содержания проекта следует, что в Камчатском крае создаются и упраздняются суды общей юрисдикции. В то же время в названии законопроекта речь идет о реорганизации судов общей юрисдикции. Однако согласно Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» реорганизация федеральных судов общей юрисдикции не предусмотрена.

В связи с тем, что порядок создания и упразднения судов установлен Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», в преамбуле проекта необходимо сделать ссылку и на данный Федеральный конституционный закон.

Кроме того, необходимо уточнить часть 2 статьи 5 проекта, изложив ее в следующей редакции:

«Финансирование расходов, связанных с исполнением настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание судов общей юрисдикции».

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации поддерживает данный законопроект при условии учета высказанных замечаний и предложений.

Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва на проекты федеральных законов N 408743-4 «О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе», внесенный Советом народных депутатов Камчатской области, и N 450815-4 «О создании и упразднении судов общей юрисдикции в связи с образованием Камчатского края»,
внесенный Думой Корякского автономного округа
(утв. на заседании Комитета 4 октября 2007 г.)

Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленные законодательные инициативы, отмечает следующее.

Принятие указанных законопроектов связано с образованием нового субъекта Российской Федерации — Камчатского края в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. В статье 14 Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 года N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» установлен порядок функционирования судов и осуществления правосудия на территории Камчатского края в переходный период.

Законопроектами предлагается упразднить суды Камчатской области и Корякского автономного округа с одновременной передачей их полномочий в создаваемые Камчатский краевой суд и районные суды Камчатского края, юрисдикция которых распространяется на территории юрисдикции упраздняемых судов.

Проектами федеральных законов предусматривается порядок назначения председателя, заместителей председателя, судей Камчатского краевого суда и судей районных судов Камчатского края. По мнению Комитета, предлагаемый порядок является излишним, поскольку он установлен в статье 14 Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа».

Вместе с тем, законопроекты имеют отличие. В частности, статьей 2 законопроекта, внесенного Думой Корякского автономного округа, предусматривается создание на территории с особым статусом — Корякский округ постоянно действующей сессии Камчатского краевого суда. Указанное положение противоречит законодательству Российской Федерации о судоустройстве, которое не предусматривает в составе краевого суда такой структуры, как постоянная сессия в административно-территориальной единице с особым статусом. Согласно статье 30 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» краевой суд действует в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам.

По законопроектам имеются некоторые замечания, связанные со сложившейся практикой законодательного регулирования вопросов создания и упразднения судов общей юрисдикции. Отмеченные замечания возможно устранить при подготовке рекомендуемого законопроекта ко второму чтению.

Комитет отмечает, что данные законопроекты являются альтернативными и подлежат рассмотрению но предусмотренной для таких законопроектов процедуре.

На основании вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 408743-4 «О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе», внесенный Советом народных депутатов Камчатской области, принять в первом чтении, а проект федерального закона N 450815-4 «О создании и упразднении судов общей юрисдикции в связи с образованием Камчатского края», внесенный Думой Корякского автономного округа, отклонить.

Утверждено на заседании Комитета 4 октября 2007 года.

Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июля 2007 г. N вн 2.2-1/2992
по проекту федерального закона N 408743-4 «О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе»,
внесенному Советом народных депутатов Камчатской области
(первое чтение)

По проекту названного федерального закона имеются следующие замечания.

Нуждается в изменении наименование законопроекта, поскольку в нем в качестве существующих субъектов Российской Федерации названы Камчатская область и Корякский автономный округ. Между тем, согласно статье 4 закона об образовании нового субъекта Российской Федерации Камчатская область и Корякский автономный округ прекратили существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 июля 2007 года.

Предусмотренная в законопроекте преамбула не вызывается необходимостью, так как в тексте нормативного правового акта не должны присутствовать структурные единицы, не содержащие нормативных предписаний или дефиниций.

Следует иметь в виду, что содержание законопроекта должно базироваться на положениях статьи 14 Федерального конституционного закона от 12 июля 2006 года N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» и вместе с тем по возможности не дублировать этих положений. С этой точки зрения предлагаемый в статьях 2 и 4 законопроекта порядок назначения председателя, заместителей председателя и судей Камчатского краевого суда и районных судов Камчатского края, по нашему мнению, не вызывается необходимостью, поскольку данный порядок уже установлен вышеупомянутым Федеральным конституционным законом (пункты 5 и 6 статьи 14).

Положения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 1 законопроекта, в которых говорится об установлении численности судей Камчатского краевого суда и утверждении состава президиума Камчатского краевого суда, не имеют непосредственной связи с образованием нового субъекта Российской Федерации и не должны, по нашему мнению, являться предметом регулирования данного законопроекта.

Аналогичное замечание касается и части 2 статьи 3 законопроекта, предполагающей урегулировать порядок установления численности судей районных судов Камчатского края.

Законопроект нуждается в редакционной и юридико-технической доработке, в частности, с учетом сложившейся практики законодательного регулирования вопросов преобразования федеральных судов и высказанных замечаний представляется целесообразным упростить структуру законопроекта, заменив ряд статей (статьи 2, 3, 4 и 5) пунктами.

Постановление Совета народных депутатов Камчатской области от 21 февраля 2007 г. N 2257
«О законодательной инициативе Совета народных депутатов Камчатской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе»

Рассмотрев предложения Камчатского областного суда и информацию Яровой И.А., председателя комитета Совета народных депутатов Камчатской области по государственному строительству и местному самоуправлению, о законодательной инициативе Совета народных депутатов Камчатской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе», Совет народных депутатов Камчатской области постановляет:

1. На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе».

2. Назначить представителем Совета народных депутатов Камчатской области в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по указанному законопроекту Яровую И.А., председателя постоянного комитета Совета народных депутатов Камчатской области по государственному строительству и местному самоуправлению.

3. Направить настоящий законопроект в Правительство Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации для подготовки заключений.

4 Контроль за настоящим постановлением возложить на комитет Совета народных депутатов Камчаткой области по государственному строительству и местному самоуправлению

Проект федерального закона N 408743-4 «О реорганизации федеральных судов общей юрисдикции в Камчатской области и Корякском автономном округе»

Текст проекта закона официально опубликован не был

www.garant.ru

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 10 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) запрос — обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Судебный департамент), управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее — органы Судебного департамента), органы судейского сообщества о предоставлении информации о деятельности судов в Российской Федерации (далее — информация о деятельности судов);

2) информация о деятельности судов — информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов. Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов;

3) пользователь информацией — гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности судов;

4) судебный акт — решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде. К судебным актам относятся также решения судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по результатам рассмотрения апелляционных или кассационных жалоб (представлений) либо пересмотра решений суда в порядке надзора;

5) суды — федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи субъектов Российской Федерации (далее — мировые судьи), составляющие судебную систему Российской Федерации.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов.

2. Если законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим полномочия и порядок деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, предусматриваются иные требования к предоставлению информации о деятельности судов, чем те, которые определены настоящим Федеральным законом, то положения настоящего Федерального закона применяются с учетом требований законодательства Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — также законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением информации о деятельности судов редакциям средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

1) порядок осуществления конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судопроизводства в арбитражном суде, порядок производства в квалификационных коллегиях судей;

2) порядок исполнения судебных актов;

3) отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества;

4) порядок информационного взаимодействия, осуществляемого судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов

1. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — также законодательством субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется также регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.

Статья 5. Информация о деятельности судов, доступ к которой ограничен

1. Доступ к информации о деятельности судов ограничивается, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

2. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливаются федеральным законом.

Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов

Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами:

1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;

2) обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации;

3) размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет);

4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях;

5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.

Статья 7. Форма предоставления информации о деятельности судов

1. Информация о деятельности судов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

2. Форма предоставления информации о деятельности судов предусматривается законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — также законодательством субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанной информации может предусматриваться регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества. В случае, если форма предоставления информации о деятельности судов не предусмотрена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в суде, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.

3. Информация о деятельности судов в устной форме предоставляется гражданам (физическим лицам), в том числе представителям организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, во время приема. Указанная информация предоставляется также по телефонам соответствующих структурных подразделений аппаратов судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, аппаратов органов судейского сообщества (при наличии) либо по телефонам уполномоченных должностных лиц.

4. Информация о деятельности судов может быть передана по сетям связи общего пользования.

Статья 8. Права пользователей информацией

Пользователь информацией имеет право:

1) получать достоверную информацию о деятельности судов;

2) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен;

3) обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации;

4) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности судов.

Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности судов и основные требования при обеспечении доступа к этой информации

Статья 9. Организация доступа к информации о деятельности судов

1. Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, доступ к информации о деятельности судов, имеющейся в органах судейского сообщества, обеспечивается Судебным департаментом и органами Судебного департамента.

2. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества в целях организации доступа к информации о деятельности судов определяют соответствующие структурные подразделения своих аппаратов или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются соответственно регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.

3. Организация доступа к информации о деятельности судов осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, органами судейского сообщества, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации — субъектами Российской Федерации.

Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности судов, размещаемой в сети Интернет

1. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента для размещения информации о деятельности судов используют сеть Интернет, в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В случае, если суд общей юрисдикции (районный суд, гарнизонный военный суд, мировой судья) не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте органа Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится этот суд общей юрисдикции.

2. Порядок создания официальных сайтов, размещения на них информации о деятельности судов, сроки обновления указанной информации с учетом требований настоящего Федерального закона устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации — субъектами Российской Федерации.

3. В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети Интернет.

4. В целях обеспечения права пользователей информацией на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента принимают меры по ее защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом. Для конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей указанные требования устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 11. Основные требования при обеспечении доступа к информации о деятельности судов

Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности судов являются:

1) достоверность предоставляемой информации о деятельности судов;

2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности судов;

3) изъятие из предоставляемой информации о деятельности судов сведений, доступ к которым ограничен;

4) создание организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности судов, а также создание государственных информационных систем;

5) учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, при планировании бюджетного финансирования судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента.

Глава 3. Предоставление информации о деятельности судов

Статья 12. Присутствие в судебных заседаниях

1. Граждане (физические лица), в том числе представители организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют право присутствовать в открытом судебном заседании, а также фиксировать ход судебного разбирательства в порядке и формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

2. Порядок доступа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в залы судебных заседаний, занимаемые судами помещения устанавливается регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов.

Статья 13. Обнародование (опубликование) информации о деятельности судов

1. Обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Если законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации — законодательством субъектов Российской Федерации предусматриваются требования к опубликованию судебных актов и иной информации о деятельности судов, то опубликование судебных актов и указанной информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Информация о деятельности судов, размещаемая в сети Интернет

1. В сети Интернет размещается:

1) общая информация о суде:

а) наименование суда, наименование судебного района, на территорию которого распространяется юрисдикция суда, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

б) организационная структура суда — пленум суда, президиум суда, палаты суда, судебные коллегии, постоянные судебные присутствия, консультативные и (или) совещательные органы (при наличии), а также структурные подразделения аппарата суда;

в) полномочия суда;

г) перечень законов, регламентирующих деятельность суда;

д) регламент суда, инструкция по делопроизводству в суде и иные акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда;

е) фамилии, имена и отчества председателя суда, заместителей председателя суда, судей, руководителя аппарата суда, а при согласии указанных лиц — иные сведения о них; основания наделения полномочиями председателя суда, заместителей председателя суда, судей;

ж) перечни информационных систем и банков данных, находящихся в ведении суда (при наличии);

з) наименование учрежденного судом средства массовой информации (при наличии);

2) информация, связанная с рассмотрением дел в суде:

а) требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд, и (или) образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд;

б) сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины по категориям дел, подлежащих рассмотрению в суде;

в) сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства);

г) тексты судебных актов, размещаемые с учетом требований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов — сведения об источниках их опубликования;

д) порядок обжалования судебных актов;

е) разъяснения, обобщения и обзоры по вопросам судебной практики рассмотрения судами дел;

ж) порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле;

з) номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел;

3) тексты проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные (представительные) органы государственной власти (для судов, являющихся субъектами права законодательной инициативы);

4) данные судебной статистики, предоставляемые в объеме, установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом;

5) информация о кадровом обеспечении суда:

а) порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи и порядок их отбора;

б) сведения о вакантной должности судьи, вакантных должностях государственной службы в аппарате суда;

в) порядок поступления граждан на государственную службу в аппарат суда, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы в аппарате суда;

г) условия проведения и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы в аппарате суда;

д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросам замещения вакантной должности судьи, вакантных должностей государственной службы в аппарате суда;

6) информация о порядке и времени приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядке рассмотрения их обращений по вопросам организации деятельности суда, жалоб на действия (бездействие) судей или работников аппарата суда, не связанные с рассмотрением конкретных дел, обжалованием судебных актов и процессуальных действий судей, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

7) сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

2. Конституционный Суд Российской Федерации наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи, размещает на своем официальном сайте послание Конституционного Суда Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о состоянии конституционной законности в Российской Федерации.

3. Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи, размещают на своих официальных сайтах сведения о судебной системе Российской Федерации.

4. Судебный департамент размещает в сети Интернет:

1) общую информацию о Судебном департаменте:

а) полномочия и структура Судебного департамента, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

б) перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Судебного департамента;

в) перечень органов Судебного департамента, их полномочия, а также почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов справочных служб органов Судебного департамента;

г) фамилии, имена и отчества Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, заместителей Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и руководителей органов Судебного департамента, а при согласии указанных лиц — иные сведения о них;

д) федеральные целевые программы и иные программы по вопросам развития судебной системы Российской Федерации (при наличии);

е) перечни информационных систем и банков данных, находящихся в ведении Судебного департамента;

2) информацию об органах судейского сообщества:

а) перечень органов судейского сообщества, действующих на территории Российской Федерации, и их полномочия;

б) перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов судейского сообщества;

в) решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий.

5. Судебный департамент наряду с информацией, указанной в части 4 настоящей статьи, размещает в сети Интернет:

1) годовые отчеты Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о деятельности Судебного департамента, представляемые Председателю Верховного Суда Российской Федерации, Совету судей Российской Федерации и Всероссийскому съезду судей;

2) обзоры о деятельности судов общей юрисдикции, данные судебной статистики, публикуемые в средствах массовой информации в соответствии с актами, регулирующими деятельность Судебного департамента по ведению судебной статистики;

3) сведения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд судов общей юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

6. Орган Судебного департамента размещает в сети Интернет:

1) общую информацию об органе Судебного департамента:

а) наименование, полномочия и структура органа Судебного департамента, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона справочной службы органа Судебного департамента;

б) перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органа Судебного департамента;

в) фамилии, имена и отчества руководителя органа Судебного департамента, заместителей руководителя органа Судебного департамента, а при согласии указанных лиц — иные сведения о них;

2) информацию об органах судейского сообщества, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации:

а) перечень органов судейского сообщества и их полномочия;

б) перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов судейского сообщества;

в) решения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации о приостановлении, возобновлении или прекращении полномочий судей соответствующих судов, квалификационной аттестации судей, а также сведения о наложении на них дисциплинарных взысканий.

7. Размещение в сети Интернет информации, предусмотренной настоящей статьей, должно осуществляться в сроки, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов.

Статья 15. Особенности размещения в сети Интернет текстов судебных актов

1. Тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия. Тексты приговоров размещаются после их вступления в силу.

2. Тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, а также тексты иных судебных актов, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, арбитражными судами, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 4 настоящей статьи, размещаются в сети Интернет в полном объеме.

3. При размещении в сети Интернет текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, за исключением текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов судей (судьи), рассматривавших (рассматривавшего) дело, а также прокурора и адвоката, если они участвовали в судебном разбирательстве. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

4. При размещении в сети Интернет текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов.

5. Не подлежат размещению в сети Интернет тексты судебных актов, вынесенных по делам:

1) затрагивающим безопасность государства;

2) возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

3) о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

4) об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;

5) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

6) о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;

7) об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции.

Статья 16. Размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях

1. В занимаемых судами помещениях размещаются в доступных для посетителей местах информационные стенды и (или) технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего суда, которая должна содержать:

1) порядок работы суда, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, по вопросам, связанным с рассмотрением дел в суде, и иным вопросам, касающимся деятельности суда;

2) сведения о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию;

3) порядок присутствия в судебном заседании и меры, принимаемые к его нарушителям, порядок пропуска в залы судебного заседания и помещения, занимаемые судами;

4) условия и порядок получения информации о деятельности суда;

5) иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией.

2. В занимаемых Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях размещаются в доступных для посетителей местах информационные стенды и (или) технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией со сведениями об условиях и о порядке получения информации о деятельности судов, а также иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией.

Статья 17. Ознакомление с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах

Ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а с информацией о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей — также в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 18. Запрос информации о деятельности судов

1. Пользователь информацией имеет право обратиться в суд, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества с запросом, который может быть направлен им непосредственно или его представителем, чьи полномочия оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, органа государственной власти, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности судов. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование соответствующего суда, Судебный департамент, наименование соответствующего органа Судебного департамента или органа судейского сообщества, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица.

3. Запрос регистрируется в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества в порядке и сроки, которые установлены актами, регулирующими вопросы делопроизводства соответственно в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.

4. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.

5. Если запрос не относится к деятельности суда, Судебного департамента, органа Судебного департамента или органа судейского сообщества, в который направляется запрос, то об этом в течение семи дней со дня регистрации запроса сообщается пользователю информацией, направившему запрос. Возможность переадресации запроса устанавливается актами, регулирующими вопросы делопроизводства соответственно в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.

6. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества имеют право уточнять содержание запроса в целях предоставления пользователю информацией необходимой информации о деятельности судов.

7. Требования настоящего Федерального закона к запросу в письменной форме и ответу на него применяются к запросу, поступившему в суд, Судебный департамент, орган Судебного департамента по сети Интернет, а также к ответу на такой запрос.

Статья 19. Порядок предоставления информации о деятельности судов по запросу

1. Ответ на запрос должен содержать запрашиваемую информацию либо мотивированный отказ в предоставлении такой информации. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес суда, Судебного департамента, органа Судебного департамента, органа судейского сообщества, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).

2. При запросе информации о деятельности судов, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети Интернет, в ответе на запрос суд, Судебный департамент, орган Судебного департамента, орган судейского сообщества могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

3. В случае если запрашиваемая информация о деятельности судов относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, предоставляется запрашиваемая информация, за исключением информации ограниченного доступа.

4. Ответы на запросы подлежат обязательной регистрации в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.

5. Информация о деятельности судов предоставляется бесплатно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности судов

1. Информация о деятельности судов не предоставляется в случаях, если:

1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности судов;

2) в запросе не указаны почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

3) запрашиваемая информация не относится к деятельности суда, Судебного департамента, органа Судебного департамента, органа судейского сообщества, в которые поступил запрос;

4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

5) запрашиваемая информация является вмешательством в осуществление правосудия;

6) предоставление запрашиваемой информации не позволяет обеспечивать безопасность участников судебного разбирательства;

7) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

8) в запросе ставится вопрос о толковании нормы права, разъяснении ее применения или правовой оценке судебных актов, выработке правовой позиции по запросу, проведении анализа судебной практики или выполнении по запросу иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

2. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества имеют право не предоставлять информацию о деятельности судов по запросу, если эта информация опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальных сайтах судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента.

Глава 4. Взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации

Статья 21. Цели и формы взаимодействия судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации

1. Взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации осуществляется в целях объективного, достоверного и оперативного информирования пользователей информацией о деятельности судов.

2. Взаимодействие судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации может предусматривать:

1) свободный доступ представителей редакций средств массовой информации в помещения судов, где размещена информация о деятельности судов, а также их присутствие в открытых судебных заседаниях;

2) присутствие представителей редакций средств массовой информации на заседаниях органов судейского сообщества в порядке, установленном актами, регламентирующими деятельность указанных органов;

3) предоставление информации о деятельности судов по запросам редакций средств массовой информации;

4) информационное освещение деятельности судов, в том числе вопросов совершенствования законодательства, регулирующего указанную деятельность;

5) участие представителей судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества в пресс-конференциях и иных совместных с представителями редакций средств массовой информации мероприятиях;

6) аккредитацию в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества представителей редакций средств массовой информации;

7) иные формы взаимодействия, обеспечивающие информирование пользователей информацией о деятельности судов.

Статья 22. Официальные представители судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества

1. Официальным представителем суда, осуществляющим взаимодействие с редакциями средств массовой информации, является председатель суда или должностное лицо, уполномоченное председателем суда.

2. Официальными представителями Судебного департамента, органов Судебного департамента, осуществляющими взаимодействие с редакциями средств массовой информации, являются соответственно Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, руководители органов Судебного департамента или должностные лица, уполномоченные соответственно Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, руководителями органов Судебного департамента.

3. Суды (за исключением районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей), Судебный департамент, органы Судебного департамента в целях организации взаимодействия с редакциями средств массовой информации могут определить в своих аппаратах соответствующие структурные подразделения, права и обязанности которых по осуществлению указанного взаимодействия устанавливаются соответственно регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента.

4. Официальными представителями органов судейского сообщества, осуществляющими взаимодействие с редакциями средств массовой информации, являются члены соответствующих органов судейского сообщества, которые уполномочены на осуществление такого взаимодействия федеральными законами, регулирующими деятельность органов судейского сообщества, и (или) актами органов судейского сообщества.

Статья 23. Разрешение споров, связанных с освещением деятельности судов в средствах массовой информации

Споры, связанные с освещением деятельности судов в средствах массовой информации, разрешаются судом в установленном законом порядке. Споры, связанные с освещением деятельности судов в средствах массовой информации, могут также разрешаться во внесудебном порядке органами или организациями, к компетенции которых относится рассмотрение информационных споров.

Глава 5. Защита права на доступ к информации о деятельности судов, контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности судов

Статья 24. Защита права на доступ к информации о деятельности судов

Решения и действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности судов

1. Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности судов осуществляют в пределах своих полномочий председатели судов, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, руководители органов Судебного департамента, уполномоченные на осуществление указанного контроля члены органов судейского сообщества.

2. Порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности судов устанавливается регламентами и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2010 года.

rg.ru

Смотрите еще:

  • Приказ мз183н Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 22 апреля 2014 г. N 183н г. Москва "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному […]
  • Мера воздействия применяемая к нарушителям установленных правил норм Мера воздействия применяемая к нарушителям установленных правил норм ТЕСТ «Человек и закон» Вариант 1 Часть А: Выбери один правильный ответ из предложенных вариантов: А1. Совокупность норм и правил, отражающих представления о должном […]
  • Сыктывкарский районный суд Сыктывкарский городской суд Республики Коми На территории Усть-Сысольского уезда местным органом государственного управления и полицейским учреждением в 1782 году был образован нижний земский суд, который являлся главным органам […]
  • Первомайского районного суда гНовосибирска Первомайский районный суд Новосибирской области По сохраненным историческим данным Первомайский районный суд был образован в 1937 году. Всем судам были присвоены соответствующие номера участков, Первомайскому райсуду был присвоен […]
  • Ежемесячное пособие для двойни Какие выплаты положены родителям при рождении двойни У каждой женщины есть право на оформление декретного отпуска и получение его оплаты в соответствии с действующим законодательством. Основная цель таится в восстановительном периоде […]
  • Пенсии с 01122018 Организация ООО "КОРЗИНА НА ДОМ" Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения (УСН) Юридический адрес: 195220, г Санкт-Петербург, район Калининский, муниципальный округ Академическое, УЛ ГЖАТСКАЯ, 22 КОРП 1 ЛИТЕР […]
  • Налог на доход по упрощенке Налог на прибыль при УСН (нюансы) Отправить на почту УСН налог на прибыль не предусматривает. Однако из любого правила есть исключения. Рассмотрим, в каких ситуациях при применении УСН уплачивается налог на прибыль и по каким ставкам […]
  • Нотариусы новочеркасска рудас Нотариусы Новочеркасска нотариальные услуги в Новочеркасске Выходные дни: суббота, воскресенье. Выходные дни: суббота, воскресенье. Выходные дни: воскресенье, понедельник. Выходные дни: воскресенье, понедельник. Выходные дни: […]