Законы германии о банках

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ФИНАНСЫ и ИНВЕСТИЦИИ

История банковской системы Германии

В ФРГ после Второй мировой войны была создана двухуровневая банковская система, где на верхнем уровне находится центральный банк страны — Немецкий федеральный банк, а на втором — коммерческие, или кредитные, банки, а также специализированные кредитные учреждения.

Центральный банк Германии

Немецкий федеральный банк (Дойче Бундесбанк) является преемником центрального банка Германии — Рейхсбанка.

Закон о кредитной системе 1934 г. предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению к кредитной системе, а закон о Рейхсбанке 1939 г. полностью подчинил его фюреру.

После капитуляции Германии в 1945 г. в советской зоне оккупации все отделения Рейхсбанка были закрыты, в то время как в западных зонах они продолжали свою деятельность. В феврале 1948 г. на их базе был создан Банк немецких земель, а в 1957 г. произошли его слияние с центральными банками земель и образование Немецкого федерального банка.

В соответствии с законом о Немецком федеральном банке 1957 г. и в новой редакции 1992 г. он являлся независимым от правительства. Однако с учетом выполнения поставленных перед ним задач он был обязан оказывать поддержку правительству в области общей экономической политики.

В состав Центрального совета Бундесбанка входят члены его правления и президенты центральных банков земель. Члены правления Бундесбанка назначаются федеральным президентом по предложению правительства ФРГ, а президенты земельных центральных банков — федеральным президентом по предложению Бундесрата (верхней палаты парламента). Центральный совет Бундесбанка возглавляют его президент и вице-президент. Бундесбанк находится во Франкфурте-на-Майне.

До создания Европейского валютного союза и образования Европейской системы центральных банков Бундесбанк выполнял следующие важные народнохозяйственные функции:

  1. Эмиссионного центра страны.
  2. Валютного центра страны.
  3. «Кассира правительства», т.е. Бундесбанк проводит через текущие счета правительства исполнение федерального бюджета.
  4. «Банка банков», т.е. обслуживание кредитных учреждений по пассивам и активам.
  5. Расчетного центра страны.
  6. Субъекта денежно-кредитного регулирования экономики страны.

В настоящее время, в связи с образованием Европейской системы национальных банков, Бундесбанк является организацией, претворяющей в жизнь политику Европейского Центрального банка. ЕЦБ является единым эмиссионным центром для стран Европейского союза, входящих в зону евро, а также определяет денежно-кредитную политику стран региона.

Кроме того, согласно уставу ЕЦБ национальные банки передали ему часть валютных резервов. Валютные резервы, остающиеся в распоряжении Бундесбанка, используются им для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Проведение иных операций с этими резервами, сверх лимита, устанавливаемого Советом Управляющих, должно быть согласовано с ЕЦБ. Это считается необходимым для обеспечения согласованной валютной и денежной политики в рамках Европейского валютного союза.

Коммерческие банки Германии

Второе звено банковской системы представлено в первую очередь коммерческими, или кредитными банками, среди которых можно выделить гроссбанки, провинциальные коммерческие банки, отделения иностранных банков и частные банкирские дома.

Ведущая роль в банковской системе ФРГ принадлежит гроссбанкам — Немецкому, Дрезденскому и Коммерческому банкам. К концу июля 1997 г. они обладали активами, составляющими 9,6% активов всей банковской системы страны. Каждый гроссбанк возглавляет финансово-промышленную группу, возникшую на основе их сращивания с промышленными концернами страны. Главной среди «большой тройки» является Дойчебанк, или Немецкий банк, который возглавляет ведущую в стране финансово-промышленную группу. В настоящее время в нее входят крупнейшие концерны таких ключевых отраслей экономики, как электротехника, электроника, атомная, горнорудная и металлургическая промышленность, тяжелое машиностроение и др. Особенно тесные связи имеет Дойчебанк с промышленными концернами Сименса и Маннесмана, Гёша, Ганиэля, Клёкнера, Хенкеля, Демаг и др. Дойчебанк с входящими в его группу кредитными учреждениями обслуживает боле 1/3 внешнеторгового оборота ФРГ.

Финансовая группа Дрезденбанка по экономической мощи несколько уступает предыдущей группе. Она включает концерны Круппа; АЭГ-Телефункен — вторую по величине электро­техническую компанию ФРГ; Металлгезельшафт-Дегусса, которая является ведущей в производстве благородных металлов и одной из атомных монополий ФРГ; концерн Грундига (радио­техника. электроника, военное производство); «Браун, Бовери унд К°» (электротехника, атомная промышленность и др.). Дрезден-банк тесно связан с иностранным капиталом через обслужива­ние .фирм «Эссе» (группа Рокфеллера), «Стандарт Электрик Лорец АГ» (американский концерн ИТТ) и др.

Группа Дрезденбанка включает таких «консолидированных» членов, как Берлинский банк торговли и промышлен­ности, Банкирский дом Ройшеля и К° в Мюнхене, Немецко- южноамериканский банк в Гамбурге, а также ряд ипотечных банков. Группа Коммерцбанка, хотя и уступает по экономической мощи двум другим группам «большой тройки», однако также основана на тесных связях ведущего банка с промышленными концернами ИГ-Фарбен, Ганиэль, Верхан, Тиссен, АЭГ и др. Ядром группы является семейный концерн Голъдшмидт (химические предприятия в Эссене), страховой концерн Герлинга, крупнейшие универмаги «Карштадт АГ» и «Кауфхоф АГ». В группу входит около 50 различных фирм и предприятий.

«Большая тройка» в целом оказывает сильное влияние на рынок капиталов, она фактически хозяйничает на бирже. Усиление влияния гроссбанков в экономике происходит путем их дальнейшего сращивания с промышленными концернами и государством.

К коммерческим банкам относятся также провинциальные банки, которые по своим активам превосходят активы гроссбанков (соответственно), но уступают им по роли в экономике, концентрации и централизации капитала.

Первоначально деятельность провинциальных банков была ограничена определенным районом или отраслью, но в настоящее время она распространяется на всю территорию ФРГ и за ее пределы. Крупнейшими среди провинциальных банков являются Баварский ипотечный и вексельный банк, а также Баварский объединенный банк.

К коммерческим, или кредитным, банкам относятся и отделения иностранных банков. Они обслуживают торгово-промышленную деятельность этих стран в ФРГ. К группе коммерческих банков относятся также частные банкиры, которые проводят операции по коммерческому обслуживанию промышленности и сферы услуг избранного круга клиентов. Крупнейшими банкирскими домами к концу 1990-х годов являлись «Тринкхауз унд Буркхард», «Оппенгейм», «Мерк-Франк», «Шредер», «Мюнхмайер», «Хёнгс», «Варбург-Бринкман и Вирц». Все они представляют собой центры финансовой олигархии ФРГ, тесно связанные с иностранным капиталом.

В целом для коммерческих или кредитных банков ФРГ характерным является усиление процессов универсализации в их деятельности. Это означает, что они занимаются почти всеми видами деятельности, кроме выдачи ипотечных ссуд, но включая операции с ценными бумагами. В США, например, такой вид операций с корпоративными ценными бумагами запрещен для коммерческих банков, ими занимаются специальные кре­дитные учреждения — инвестиционные банки.

Специализированные кредитные учреждения Германии

К этой группе банков ФРГ относятся кредитные учреждения, которые специализируются в своей деятельности преимущест­венно на одном виде операций, хотя и занимаются прочими операциями.

Специализированные банки включают банки с особыми задачами, или государственные кредитные учреждения, ипотечные банки, сберегательные кассы и их центры — жироцентрали, кредитные товарищества и кооперативные центральные банки.

Банки с особыми задачами являются государственными. Они были созданы после войны с целью оказания помощи частному сектору со стороны государства и усиления влияния последнего на процесс общественного воспроизводства. Эти банки непосредственно подчинены правительству страны.

Особое место среди этой группы занимают Банк восстановления и Экспортный банк. Банк восстановления (Kreditanstalt fur Wiederaufbau) — это государственный инвестиционный банк, который был создан на основе закона от 5 ноября 1948 г. Целью его создания, как отмечалось в законе, являются обеспечение всех отраслей экономики среднесрочными и долгосрочными кредитами и восстановление хозяйства. В настоящее время Банк восстановления занимается кредитованием инвестиций и экспортных операций, а также выполняет функцию банка развития. Экспортный банк (Ausfuhrkredit) специализируется на предоставлении средне- и долгосрочных кредитов по экспорту, главным образом германского оборудования. К группе банков с особыми задачами относятся также государственные Промышленный кредитный банк, Сельскохозяйственный рентный банк, Банк выравнивания бремени и др.

Ипотечные банки впервые получили свое развитие в Германии. Первым из них был государственный ипотечный банк в Силезии, основанный в 1770 г. Он оказывал финансовую помощь крупным помещичьим хозяйствам. В XIX в. ипотечные банки стали обслуживать мелкие помещичьи владения и крестьянские хозяйства. Во второй половине XIX в. создавались ипотечные банки для кредитования городской недвижимости.

Первый частный ипотечный банк (акционерный) был создан в 1862 г. во Франкфурте-на-Майне.

Первая мировая война, гиперинфляция 20-х годов и мировой экономический кризис привели к сокращению количества ипотечных банков с 39 в 1914 г. до 30 в 1930 г. В период Второй мировой войны ипотечные банки находились на грани банкротства, но после денежной реформы 1948 г. 20 банков возобновили свою деятельность.

Ипотечные банки предоставляют долгосрочные ссуды под залог недвижимости за счет средств от эмиссии и реализации именных закладных (крупные купюры) и на предъявителя (мелкокупюрные).

Контрольный пакет акций многих частных ипотечных банков ФРГ принадлежит гроссбанкам, которые захватывают также руководящие посты в государственных ипотечных банках.

Крупнейшими частными ипотечными банками являются Немецкий центральный земельный банк. Франкфуртский ипотечный банк, Рейнский ипотечный банк и Немецкий ипотечный банк в Бремене.

Сберегательные кассы возникли в Германии во второй половине XVIII в. Первые частные сберкассы были созданы в Гамбурге в 1778 г., а затем созданием сберкасс стали заниматься местные органы власти. Таким образом, в настоящее время почти все сберкассы в ФРГ являются государственными.

Особенность пассивов сберкасс заключается в том, что у них отсутствует акционерный капитал, а собственный капитал состоит из резервов. Прочные и солидные гарантии вкладов в сберкассы предоставляют местные органы власти. Сберкассы занимаются привлечением вкладов населения. К концу июля 1997 г. 598 сберкасс располагали активами в сумме 1 632,6 млрд. марок, что превосходит активы гроссбанков почти в два раза. Жироцентрали представляют собой центральные банки сберегательных касс, они помогают сберкассам в предоставлении крупных кредитов. Жироцентрали созданы в каждой земле. Во главе их находится Немецкая жироцентраль. Систему сберегательных касс и жироцентралей возглавляет Немецкий коммунальный банк.

Таким образом, можно сделать вывод, что в истории развития банковской системы Германии характерным является создание крупного государственного сектора, в который входят Немецкий федеральный банк, государственные банки с особыми задачами, сберегательные кассы, жироцентрали и ипотечные банки.

По материалам книги «Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова» — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. — 622 с.

www.globfin.ru

Законы германии о банках

10625 Berlin ,Schillerstr. 4-5
Tel: +49 (0) 30 / 310 13 310
+49 (0) 30 / 310 16 755
+49 (0) 30 / 310 19 625
+49 (0) 30 / 310 16 889
Fax: +49 (0) 30 / 318 04 235

E-Mail: [email protected]


График работы канцелярии:
Пон.-Пятн. с 9:00 до 18:00

09005 103255 (1,86 €/Min)
Ваш адвокат в Германии — Йоханнес Энгельманн

Приходилось ли Вам, дорогой читатель, брать кредиты в банках? Разумеется, речь идёт о финансово-кредитных учреждениях, производящих разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающими финансовые услуги юридическим и физическим лицам? Если приходилось, то Вы знаете, сколько различного рода документов нужно представить банку для того, чтобы он предоставил Вам желаемый кредит. Но этим дело не заканчивается – получив кредит, нужно возвращать не только полученные деньги, но и проценты за их пользование, а также ещё дополнительные платежи, о которых Вы и не подозревали, но которые, по мнению банка, «одобрили по умолчанию» либо на которые, не сразу разобравшись во всех тонкостях, согласились, поставив свою подпись.

К нам в адвокатскую канцелярию обратилась женщина – назовём её Елена. Елена приехала в Германию в гости к своему отцу из России, где она имеет довольно успешный бизнес. Преуспевающая Businesswomen решила сделать своему отцу подарок – купить квартиру. Осмотрев несколько квартир, выставленных на продажу, они остановили свой выбор на одной, стоимостью 80 тысяч евро. Но получилось так, что у Елены на данный момент была только половина требуемой суммы, вторую половину она могла получить только через некоторое время. Но ждать не хотелось, хотелось всё сделать быстро и сейчас, и Елена решила обратиться в банк для получения кредита на недостающие ей 40 тысяч евро. Вернуть деньги банку она намеревалась через три месяца. Договорившись со знакомым, который хорошо говорит на немецком языке (сама Елена немецкий язык не знала и с немецкими банками дел не имела), взяв необходимые документы, они в один прекрасный день отправились в банк. В банке их любезно встретили, внимательно выслушали, сказали, что проблем нет и. сделали Елене предложение, якобы, весьма выгодные для клиента – практически, под 2% годовых. Банк предложил ей заключить два договора: первый – Bausparvertrag – договор о накоплении денежных средств для покупки недвижимости под 1% годовых и второй — кредитный на сумму 80 тысяч евро под 3,5% годовых – т.е. за минусом 1%, который она получит за те деньги, которые положит в банк, фактически, она получит кредит под 2,5%. Разумеется, Елене такое предложение очень понравилось и она согласилась – в сравнении с кредитами российских банков, где переплата по кредитам доходит до 50-60%, это было ничто!

Договоры были заключены, все необходимые документы подписаны, Елена получила, фактически, необходимые ей 40 тысяч евро и отправилась домой. Но какое-то чувство неудовлетворения заключенными договорами не оставляло её. Ведь она вовсе не собиралась вступать в договорные отношения на столь длительный срок. С этим она пришла к нам. Адвокат, побеседовав с клиенткой и ознакомившись с предоставленными ею договорами, разъяснил ей, что банк заключил с ней два договора на невыгодных для неё условиях: первый договор о накоплении денежных средств, в соответствии с которым она отдала банку имеющиеся у неё 40 тысяч евро на пять лет под 1% годовых. Второй договор – кредитный на сумму 80 тысяч евро под 3,5% годовых. Кроме того, банк указал своё право на приобретаемую квартиру в качестве залога, чем обезопасил себя от возможной неоплаты кредита. Далее, оба договора связаны вместе таким образом, что накопленная Еленой сумма по первому договору в размере 40 тысяч евро, сумма в размере 1/% годовых, через 5 лет будет выплачена не Елене, а пойдёт в погашение кредита в 80 тысяч евро по второму договору. При этом, все пять лет она будет выплачивать кредит, оплачивая 3,5% годовых, исходя из суммы в 80 тыс. евро, а не 40 тысяч. В результате, за пять лет она в качестве процентов за переданную банку сумму в 40 тысяч, получит прибыль, приблизительно в 2 тысячи евро, но при этом потеряет – 14 тысяч. И всё это время в залоге будет находиться купленная квартира. Т.е. банк неплохо заработает в результате заключения этих сделок и плюс к этому имеет гарантии на 150% — стоимость заложенной квартиры и её 40 тысяч, которые находятся в банке и которые она не получит.

Клиентка была очень расстроена и просила адвоката помочь разрешить вопрос и покончить с этим делом. Получив поручение клиентки, адвокат подготовил и направил в банк письмо, в котором указал, что заключенные банком с его клиенткой договоры не отвечают её фактическим интересам – она имела намерение получить кредит сроком на 3 месяца для покупки квартиры, а вместо этого связана с банком кредитным договором о получении кредита на сумму 80 тысяч евро сроком на пять лет и на крайне невыгодных для себя условиях. Также адвокат указал, что его клиентка, плохо понимая немецкий язык, была введена в заблуждение; сделал упор на противозаконных действиях банка и предложил урегулировать вопрос мирном путём в досудебной стадии. В связи с тем, что у клиентки есть деньги, она прямо сейчас вернёт их банку, банк должен закрыть оба договора. Конечно же, закон предусматривает возможность досрочного расторжения договора, но при этом на сторону, досрочно расторгнувшую договор, налагаются штрафные санкции, и устанавливается срок для расторжения – 6 месяцев. Но клиентка ждать не хотела. Она готова была заплатить банку 3% от суммы штрафа за обоюдное прекращение договоров, но только не ждать 6 месяцев. На этих условиях и был прекращён первый договор при условии, что сумма в 40 тыс. евро идёт в уплату по кредитному договору. Клиентка внесла недостающие 40 тысяч евро. И второй договор был закрыт. Банк попытался заговорить о своей, так сказать, упущенной выгоде за 5 лет и получении своих процентов. Но адвокат указал на то, что клиентка понесла большие затраты в связи с тем, что была введена банком в заблуждение и просил банк остановиться на достигнутой договорённости. В противном случае, мы будем вынуждены обратиться в суд. Притязаний со стороны банка к нашей клиентке больше не было. Елене было выдано разрешение на получение выписки о снятии залога на купленную квартиру.

Этой истории, произошедшей с нашей клиенткой, могло вовсе не быть, если бы она, прежде чем идти в банк, вначале обратилась к специалисту, который мог её проконсультировать, сопровождать в банк и помочь заключить договор, отвечающий её интересам. Но случилось то, что случилось. Теперь Елена подобных ошибок не допустит, так как у неё в Германии есть надёжный консультант и помощник, который не просто оказывает людям юридическую помощь, а хорошо знает своё дело.

Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.

www.advokat-engelmann.de

Важные изменения в законодательстве Германии в 2018 году

Каждый месяц в силу вступают новые законы, но 2018 год обещает быть особенно богатым на изменения в законодательстве Германии. Мы расскажем вам о самых важных из них.

Закон о защите материнства

Запрет на занятость в течение последних 6 недель перед рождением ребёнка и в течение первых 8 недель после родов распространяется с января 2018 года на школьниц и студенток. В это время беременные женщины и молодые мамы освобождены от обязательного посещения занятий.

Каждое рабочее место должно быть проверено работодателем на предмет его опасности для беременных или кормящих матерей, независимо от того, кто именно занят на этом рабочем месте в настоящее время.

Запрещается работа беременных женщин в фиксированном временном темпе, когда за определённый промежуток времени работница должна выполнить необходимое количество операций. Ранее действовал только запрет на работу беременных на конвейере, теперь запрет расширен на фиксированно-ритмичную работу и за пределами конвейера.

Минимальнаяя зарплата

Исключения из закона, предписывающего минимальную оплату труда, действуют только до 31.12.2017. С 2018 года минимальная зарплата в актуальном на сегодняшний день размере 8,50 евро в час действует для всех работников во всех сферах занятости без каких-либо исключений. Особенно щедрым новый 2018 год будет для работающих в электротехнических фирмах, с 1 января 2018 года их минимальная зарплата составит 10,95 евро в час.

Срок для сдачи налоговой декларации

До конца 2017 срок сдачи деклараций за прошедший год истекал 31 мая следующего за отчётным года. С 2018 года налоговую декларацию можно сдать значительно позже – до 31 июля. То есть декларацию за 2018 год можно сдать в налоговую инспекцию до 31 июля 2019 года. Ещё больше времени в распоряжении у тех налогоплательщиков, кто воспользовался услугами налоговых консультантов. Профессиональные налоговики имеют право сдавать декларации своих клиентов до конца февраля второго года, следующего за отчётным. То есть налоговую декларацию за 2018 год налоговый консультант может подать до 28/29 февраля 2020 года.

Чуть меньше налогов

Минимальный доход, необлагаемый подоходным налогом составлял в 2017 году 8.820 евро. В 2018 году в домашнем бюджете появится прибавка, на руках у налогоплательщика должны остаться минимум 9.000 евро в год.

Чуть больше детского пособия

Размер детского пособия Kindergeld увеличится в 2018 году на 2 евро. Таким образом пособие на первого и второго ребёнка увеличится со 192 до 194 евро, на третьего ребёнка со 198 до 200 евро, на четвёртого и каждого последующего ребёнка с 223 до 225 евро.

Прощание с 500-евро-купюрой

Решение об изъятии из денежного оборота купюры достоинством в 500 евро Европейский центральный банк принял в мае 2016 года. В течение 2018 года купюры будут постепенно изыматься из оборота, на смену им придут новые купюры достоинством в 100 и 200 евро с повышенной защитой от подделки. Оплата 500-евро-купюрами до конца 2018 года должна проходить безпрепятственно.

Жучок для спасателей

Начиная с 31 марта 2018 года все новые автомобили в обязательном порядке должны быть оснащены автоматической аварийной системой оповещения спасательных служб – eCall. В случае срабатывания специальных аварийных сенсоров, оснащённые подобной системой автомобили самостоятельно сообщают ближайшей службе спасения о дорожном происшествии и точном месте нахождения траспортного средства. При необходимости система оповещения может быть активирована и вручную. Служба спасения будет иметь возможность связаться по громкой связи с пассажирами для выяснения деталей дорожного происшествия. Наша собственная инициатива по введению прямой связи с адвокатом, к сожалению, не нашла достаточной поддержки в законодательных органах. Поэтому звоните нам по-старинке по телефону +49 821 455 44 611.

Дмитрий Пильщиков
Адвокат
Налоговый консультант

pilschikov.ru

Важными факторами экономической эффективности немецкой банковской системы является постоянство денежной и валютной систем государства, совершенство и либеральность банковского законодательства, функционирование универсально действующих кредитных учреждений.

Кредитно-банковская система Германии имеет двухуровневое строение (см. рис. 4 на с. 317): верхний уровень — Немецкий Федеральный банк и Федеральное ведомство финансового надзора; нижний уровень — система коммерческих банков и специализированных кредитных учреждений, количество которых — 4 тыс, а количество их отделений в стране — почти 45 тыс. Немецкий Федеральный банк («Дойче Бундес-банк») имеет центральное правление во Франкфурте-на-Майне, девять земельных центральных банков в качестве главных управлений и 180 главных отделений и филиалов. Центральный банк выступает непосредственно как федеральное юридическое лицо публичного права и на 100% принадлежит федерации. Компетенция и задачи центрального банка страны

Рис. 4. в Структура банковской системы Германии

определяются Законом о Немецкий Федеральный банк в редакции от 16 июля 1994 г. Согласно указанного закона задачами Немецкого Федерального банка является регулирование с помощью валютно-денежных инструментов денежного обращения и кредитное обеспечение хозяйства с целью сохранения стабильности валюты, а также забота о банковское выполнения системы расчетов в стране и с другими государствами.

Денежно-кредитная политика Немецкого Федерального банка разрабатывается Центральным Советом банка, в состав которого входят члены правления Федерального банка и президенты 9 земельных центральных банков. Члены правления назначаются Президентом страны согласно предложению федерального правительства, а президенты земельных центральных банков назначаются также Президентом страны по предложению Бундесрата. Главой Совета Центрального банка и правления (исполнительный орган) являются президент и вице-президент Немецкого Федерального банка.

Немецкий Федеральный банк относится к независимых центральных банков в мире, он не подчиняется ни правительству, ни законодательному органу. Выполняя главное задание. Федеральный банк поддерживает общую экономическую политику федерального правительства, будучи независимым в осуществлении своих полномочий от распоряжений правительства. Одновременно действующий закон обязывает Немецкий Федеральный банк консультировать правительство из важных валютно-денежным вопросам и по его требованию предоставлять необходимую ему информацию.

Полномочия Федерального банка и правительства четко разграничены, федеральный банк отвечает за монетарную политику, а правительство — за фискальную.

Федеральный банк координирует свою политику с Федеральным правительством, поддерживает общую экономическую политику, но не обязан выполнять указания правительства, если они противоречат выполнению функций банка относительно обеспечения денежной стабильности в стране.

Для обеспечения тесного сотрудничества между Советом центрального банка и федеральным правительством, правительство обязано при обсуждении мероприятий, имеющих большое значение для денежной политики, привлекать к этой работе Президента Федерального банка. С другой стороны, федеральное правительство имеет право принимать участие во всех заседаниях Совета банка. Однако, правительство не имеет права голоса, но может подавать заявления или даже потребовать, чтобы какое-либо решение Совета центрального банка не имело силу в течение двух недель. С 1 января 1999 г. Немецкий Федеральный банк, руководствуясь положениями Маастрихтского соглашения 1992 г. о создании Европейского экономического и валютного союза по единой денежной единицы и валютной политики стран-членов, передал часть своих полномочий Европейскому центральному банку, который возглавил Европейскую систему центральных банков, с целью унификации механизма денежно-кредитного регулирования и осуществления консультирования власти государств — членов союза. В § 3 Закона о Немецкий Федеральный банк определено, что Бундесбанк как центральный банк Федеративной Республики Германии является составной частью Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ). Он участвует в этой системе, обеспечивает ценовую стабильность евро и осуществляет платежи в стране и за ее пределами. Бундесбанк как центральный банк осуществляет общую монетарную политику ЕСЦБ в Германии.

Немецкая модель центрального банка является базовой для стран ЕС.

До нижнего уровня банковской системы Германии относятся:

— универсальные коммерческие банки, в том числе гросбанки и провинциальные банки;

— кооперативные центральные банки;

— банки специального назначения (государственные и частные Ипотечные банки);

— почтовые и коммунальные банки;

— другие специализированные банки, в частности жироцентрали.

Коммерческие (универсальные) банки выполняют операции по приему средств в депозиты, предоставляют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ссуды малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, федеральным и местным органам власти, выполняют финансовые и трастовые операции, предоставляют электронные и брокерские услуги, осуществляют операции с дорожными чеками, расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Коммерческие банки также выступают владельцами капитала корпораций, осуществляющих эмиссию и размещение ценных бумаг, создают и владеют инвестиционными фондами и др. Ведущая роль в банковской системе Германии принадлежит: универсальным коммерческим банкам (гросбанкам) — это «Дойче банк», «Дрезднер банк» и «Коммерцбанк», осуществляющие практически все виды банковских операций за исключением эмиссии банкнот и предоставления ипотечного кредита.

В целом для коммерческих банков Германии характерным является усиление процессов универсализации их деятельности (90% всех банков, относятся к категории универсальных, на которые приходится более 3/4 всех банковских депозитов).

в настоящее время возрастает роль коммерческих банков в предоставлении клиентам экономической информации расширения деятельности клиентов на международном рынке, увеличился объем услуг консультативного характера, включая составление финансово-экономических отчетов о состоянии дел в стране, которой интересуется клиент, поиск потенциальных партнеров, предоставление информации юридического характера и др. Представляет интерес опыт Германии, которая создала вне сети обычных корреспондентских отношений филиала и представительства банков (более 60), так называемое «комплексное обслуживание» за рубежом.

системы коммерческих банков относятся также:

— около 350 частных банков (кредитные банки): три крупных, региональные и другие частные банки, филиалы иностранных банков;

— примерно 3 тыс. кооперативных банков: народные банки, сельскохозяйственные кассы и их центры;

— свыше 70 публично-сберегательных касс и земельных банков (Жиро-централи);

— специализированные банки: ипотечные, потребительского кредита, общественные сберегательные кассы, жирокаси и ряд других.

Особое место в банковской системе Германии занимают специализированные банки: ипотечные банки и другие кредитные учреждения предоставляют займы под залог недвижимости, банки специального назначения выдают ссуды с рассрочкой платежа, кредитные кооперативы предоставляют займы для индивидуального жилищного строительства.

Надлежащее функционирование кредитно-банковской системы Германии невозможно без четкого регулирования и надзора. Эту функцию выполняют Немецкий Федеральный банк и Федеральное ведомство финансового надзора, которое осуществляет государственный надзор за всеми кредитными учреждениями. Федеральное ведомство расположено в Берлине, является самостоятельным федеральным верховным органом, который управляет системой кредитных институтов, уполномочено выдавать и отменять лицензии на банковскую деятельность, устанавливает обязательные требования для банковских учреждений, осуществляет надзор за соблюдением банковского законодательства и принимает решение о применении санкций. Федеральное ведомство имеет право требовать от банков любую информацию, проводить ревизии, вмешиваться в оперативную деятельность и издавать распоряжения относительно немедленного прекращения операций. В свою очередь, банки обязаны информировать Федеральное ведомство обо всех изменениях относительно их юридического статуса, предоставлять месячные и годовые балансы. Указанное ведомство подчиняется указаниям и служебному надзору федерального министра финансов. Президент ведомства назначается федеральным Президентом по предложению федерального правительства.

Построение немецкой банковской системы и ее функционирование обеспечивают высокую стабильность денежной системы страны на основе эффективности диверсификации и связанную с этим высокую надежность вкладов в банках.

studbooks.net

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

ФИНАНСЫ и ИНВЕСТИЦИИ

Финансовый рынок Германии

По величине ВВП, объему экспорта, трудовым ресурсам ФРГ занимает лидирующие позиции в Европейском Союзе. Однако по масштабам финансового рынка Германия по многим позициям уступает Великобритании и Франции. Традиционно после Второй мировой войны по сравнению с англосаксонскими странами за счет выпуска акций в Германии финансировалась заметно более низкая доля капиталовложений, а по отношению капитализации к ВВП ФРГ в два с лишним раза уступает США и в пять раз – Великобритании. Ценными бумагами владеет меньшая доля населения, чем в англосаксонских странах. Совсем невелик рынок облигаций нефинансовых компаний.

Эта специфика объясняется особой ролью банков в экономике страны. Они удовлетворяют большую часть потребностей крупных предприятий в долгосрочном капитале. Финансовый сектор Германии являет собой образец финансовой системы, «основанной на банках» (bank-based).

В 1990-е годы проблема недостаточного развития рынка ценных бумаг, его отставания от конкурентов приобрела приоритетный характер для правительства страны. С его участием и поддержкой была разработана общенациональная стратегия развития финансовых рынков под названием «Финансовая площадка Германия» (Finanzplatz Deutschland), и по ряду показателей Германия заметно усилила свои позиции в Европе и мире, в частности, в области торговли производными финансовыми инструментами. Тем не менее амбициозная цель перехватить лидерство у Лондона как международного финансового центра реализована не была.

Особенности рынка акций Германии

По сравнению с другими развитыми странами, количество акционерных обществ, чьи акции торгуются на рынке, в Германии невелико. В расчете на миллион жителей в ФРГ на рынке присутствуют (декабрь 2007 года) акции всего 9 торгуемых акционерных обществ (Aktiengesellschaft AG), в то время как в США 17 (29 в 1999 году), в Англии 43, Австралии 91 и Канаде 1181. Общее количество торгуемых на биржах национальных эмитентов акций в Германии равно 761 (декабрь 2007 года). Наиболее распространенной формой организации предприятия в Германии является общество с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschrankter Haftung ? GmbH), которое по определению не может выпускать акции.

Традиционно большинство акций в Германии – предъявительские (Inhaberaktien). Именные (Namensaktien) акции в прошлом выпускались редко. Исключение составляли лишь акции страховых компаний, которые по закону обязаны были выпускать только именные акции. Однако с конца 1990-х годов с целью сделать немецкий рынок более прозрачным и понятным для американских инвесторов немецкие компании начали реализовывать программы перехода на именные акции.

Структура акционерной собственности ФРГ весьма напоминает структуру собственности в Японии: то же преобладание крупных институциональных собственников. Крупнейшей группой собственников выступают нефинансовые компании. На них приходится 43–46% всех выпущенных акций. Крупные пакеты находятся у немецких банков (около 7%). При этом роль банков на самом деле значительно выше, т. к. во многих случаях именно банки, которые выступают хранителями акций, часто получают право голосовать от имени акционеров на общих собраниях.

Как и в других странах, роль индивидуальных акционеров сокращается в пользу юридических лиц. При этом в Германии население после Второй мировой войны не проявляло серьезной активности на рынке акций, предпочитая помещать большую часть накоплений на банковские вклады. Структура финансовых активов населения Германии также весьма напоминает японскую: около 40% финансовых активов приходится на банковские депозиты, на акции 6%, облигации 11%. Значительная часть приходится на страховые накопления (36%) и инструменты институтов коллективного инвестирования (11%, данные на середину десятилетия). В отличие от США и Японии относительно большая доля в акционерном капитале принадлежит государству – около 7%.

В последнее десятилетие в рамках программы по повышению привлекательности и конкурентоспособности финансового рынка Германии в законодательство об акционерных компаниях были внесены значительные изменения, направленные на повышение прав акционеров, информационной прозрачности компаний, что постепенно вывело систему корпоративного законодательства Германии на уровень англосаксонских стран.

Являясь одними из наиболее мощных в экономическом отношении организаций, немецкие компании, тем не менее, уступают по величине рыночной стоимости своим конкурентам из других стран. В марте 2008 года крупнейшая (на тот момент) по капитализации компания Германии (Volkswagen) занимала 61-е место в мире (101 млрд долл.), а всего в списке 500 крупнейших компаний, публикуемых английской газетой The Financial Times, насчитывалось только 22 немецких (39 у Японии, 35 у Англии, 31 у Франции, 25 у Китая и 24 у Канады).

В 1990-е годы рынок акций Германии демонстрировал быстрые темпы роста. Основной индикатор – индекс 30 крупнейших компаний страны DAX – вырос с 1441 пунктов в ноябре 1990 года до 7599 в марте 2000 года. Однако затем последовал настоящий кризис, связанный с крахом компаний новых отраслей, причем даже более глубокий, чем в других развитых странах. За три года – к апрелю 2003 г. – DAX сократился более чем в 3 раза, достигнув отметки 2424 пункта. Причем следует иметь в виду, что компании новых отраслей, с которыми и был в первую очередь связан кризис, в расчет индекса DAX не входят. Для последних кризис был связан с полным уходом с рынка. Созданный в конце 1990-х годов на Франкфуртской фондовой бирже специально для них сегмент под названием «Новый рынок» (Neuer Markt) просто прекратил свое существование.

В 2007 году немецкий рынок немного превзошел предкризисный максимум, однако проблемы на мировом финансовом рынке, вызванные ипотечным кризисом в США, привели к его новому снижению к марту 2008 года на 25%.

В средне и долгосрочном плане перспективы немецкого рынка акций представляются позитивными. Во-первых, в настоящее время рынок никак не выглядит переоцененным. Показатели Р/Е, дивидендная доходность даже крупнейших немецких компаний (за исключением Volkswagen) весьма привлекательны по сравнению с компаниями других стран. Процесс экономического воссоединения Германии, судя по всему, успешно завершен, и бюджет уже не будет нести столь высоких расходов по подтягиванию инфраструктуры восточных земель к западным стандартам. Уровень безработицы снижается с 2005 года. Темпы роста ВВП, хотя и остаются низкими, но все же в настоящее время выше, чем в США и Японии. Следует также иметь в виду, что Германия – крупнейший среди развитых стран экспортер продукции обрабатывающих отраслей и второй после США экспортер наукоемкой продукции.

Рынок долговых инструментов Германии

Рынок облигаций ФРГ (по объему облигационной задолженности) является третьим в мире национальным рынком после США и Японии с объемом 5,8 трлн. долл. США (декабрь 2007 года, данные Банка международных расчетов). Из них свыше половины долга приходится на облигации, размещенные на международном рынке (прежде всего еврооблигации).

Спецификой облигационного рынка Германии является абсолютное преобладание банковских облигаций в структуре задолженности и совсем незначительная, хотя и растущая, доля облигаций промышленных компаний.

Доходность немецких облигаций в целом такая же, как и у облигаций соответствующего рейтинга других стран зоны евро. В этом заключается одно из достижений и преимуществ создания Еврозоны – формирование единого рынка капитала. В апреле 2008 года, по данным Бундесбанка, средняя доходность государственных облигаций на вторичном рынке составляла 4%, банковских облигаций – 4,4%, небанковских облигаций – 5,9%.

Государственные облигации в Германии. В первой половине 90-х годов в связи с объединением Германии и необходимостью экономической помощи восточным землям в стране произошло более чем двукратное увеличение государственного долга, сопровождавшееся расширением объемы эмиссии государственных облигаций. В конце 1990-х, как и в большинстве других развитых стран (за исключением Японии), в Германии произошло как абсолютное, так и относительное сокращение государственного долга, однако спад в экономике Западной Европы заставил правительство Германии пойти на наращивание задолженности. Бюджетный дефицит страны неоднократно выходил за рамки границ, установленных «Пактом стабильности», принятым странами – членами зоны евро (3% ВВП). Лишь в последние два года ситуация стала улучшаться.

Федеральное правительство выпускает в основном два вида облигаций: долгосрочные Bundesanleihen (Bunds) и среднесрочные Bundesobligationen (Bobls). Прочие инструменты – двухлетние (Schatze) (казначейские ноты), шестимесячные федеральные бескупонные облигации (Bubills), финансовые векселя (unverzinsliche Schatzanweisungen) – от одного до двух лет. Для населения выпускаются федеральные сберегательные облигации.

Банковские облигации в Германии. К числу банковских облигаций относятся в первую очередь так называемые пфандбрифы и собственно банковские облигации.

Пфандбрифы (Pfandbriefe). Pfand в переводе с немецкого – залог, заклад; briefe – письмо. В дословном переводе pfandbriefe — это залоговое письмо, закладное свидетельство или просто закладная. Изначально (в XVIII в.) пфандбриф и представлял собой закладную – документ, удостоверяющий право его владельца на имущество должника в случае неисполнения последним своего обязательства. Однако на самом деле современный пфандбриф имеет с закладным свидетельством общего лишь то, что в основе их лежит ипотечное кредитование, т. е. кредитование под залог недвижимого имущества (да и то не всегда).

Обеспечением пфандбрифов служит или первая закладная на недвижимость Hypothekenpfandbriefe (ипотечные пфандбрифы), или кредиты государственным органам (обычно правительствам земель) – offentliche Pfandbriefe (публичные пфандбрифы, ранее известные как kommunalobligationen).

Пфандбриф – германский инструмент, либо не существующий в других странах (например, в англосаксонских), либо существующий лишь в более или менее сходном виде (в Европе). Попытки перевести этот термин оказываются неудачными. Например, нередко пфандбриф переводят как «ипотечная облигация». Но в настоящее время это не совсем верно. Из всего объема выпущенных пфандбрифов собственно на ипотечные пфандбрифы приходится только 23%, а остальные 77% – на публичные пфандбрифы (2007 г.). Пфандбрифы в Германии могут выпускать 40 финансовых учреждений: 20 частных ипотечных банков (из них 17 – чисто ипотечные и 3 – смешанные), 18 государственных (земельных) кредитных учреждений и 2 частных банка по ипотечному кредитованию судостроительных предприятий. Доля частных ипотечных банков в выпуске пфандбрифов в целом составляет примерно 60%, в т. ч. ипотечных пфандбрифов – 80%.

Ныне рынок пфандбрифов – крупнейший сегмент рынка корпоративных облигаций Германии, превосходивший в отдельные годы даже рынок облигаций федерального правительства. Это и крупнейший рынок облигаций в Европе, опережавший (опять же, в отдельные годы) рынки государственных облигаций Италии, Франции, Великобритании. Задолженность по пфандбрифам достигала в 2000 году 826 млрд. евро (587 млрд. евро в конце 2007 г.).

Облигации нефинансовых компаний. Немецкие компании относительно редко прибегают к выпуску облигаций. Если сразу после войны на них приходилось около 15% всех облигаций, то в дальнейшем их доля снизилась до 1% и меньше. Однако с конца 1990-х годов в Германии, как и в других странах ЕС, наблюдается стремительный рост заимствований на облигационном рынке нефинансовыми компаниями. В результате, если в 1999 году соотношение корпоративных облигаций ФРГ и ВВП составляло менее 1%, то в 2007 году оно равнялось уже 4%.

Все государственные облигации и большая часть банковских имеют листинг на биржах, однако торгуют ими в основном на внебиржевом (телефонном) рынке. Это особенно характерно для банковских облигаций. Непосредственно на торговую систему бирж приходится лишь 5% оборота (2000 г.).

Основными инвесторами на рынке немецких облигаций выступают банки (36% находящихся в обращении облигаций). Следом за ними идут иностранные инвесторы (33%), на третьем месте прочие финансовые учреждения – 17% (институты коллективного инвестирования и страховые компании), на четвертом – население (13%). Зарубежные институциональные инвесторы предпочитают государственные облигации. Основными держателями банковских облигаций выступают сами банки.

Финансовые институты Германии

Особенностью финансовой системы Германии является абсолютное доминирование банков в её активах. Она коренным образом отличается от структуры активов финансовой системы США. По состоянию на конец 2007 года в Германии насчитывалось 2277 банков. Все послевоенные годы происходил процесс концентрации и централизации банков, продолжающийся и в настоящее время. В 1957 году число кредитных учреждений составляло 13 359, в 1972 – 7199, в 1990 – 4719, в 2001 – 2697.

Более 55% всех германских банков относится к кредитным кооперативам. Большая их часть – мелкие учреждения. Более половины имеют валюту баланса менее 250 млн. евро. Именно эта категория сократилась больше всего. За 1997–2007 годы закрылось примерно 1300 банков, из них более половины – кооперативного типа. Несмотря на сокращение числа банков, количество занятых в банковской индустрии почти постоянно росло вплоть до 2000 года. Однако в текущем десятилетии в связи со спадом произошло существенное сокращение занятых – за пять лет почти 50 тыс. человек.

Все банки можно разделить на две большие группы: универсальные и специализированные. В свою очередь, универсальные делятся на коммерческие, кооперативные и институты общественного сектора (банки земель). В рамках этих групп существует также свое деление. Ведущей группой специализированных банков выступают ипотечные банки.

Крупнейшие коммерческие банки носят в Германии название «гроссбанки». В настоящее время к этой категории можно отнести 5 банков: 4 немецких – Deutsche Bank, Dresdner Bank, Commerzbank и Postbank и один межнациональный – Unicredit (образовался в 2005 г. в результате слияния HVB с UniCredito Italiano). Несмотря на их мощь и значение, совокупная доля гроссбанков в активах банковской системы составляет примерно 25%.

Крупнейший общественный банк – земельный Landesbank Baden-Wurttemberg находился на 6-м месте. Земельные банки преобладают в списке крупнейших вплоть до 20-го места.

По доле в активах банковской системы первое место занимают банки общественного сектора. На сберегательные банки и банки земель в совокупности приходится примерно 33% активов. А если к ним прибавить банки общественного сектора со специальными функциями, а также строительно-сберегательные кассы, то окажется, что на банки общественного сектора приходится около 50% всех активов банков Германии.

Коммерческие банки лидируют по показателю «кредиты немецким предприятиям», «кредиты зарубежным заемщикам». Сберегательные банки традиционно занимают первое место по предоставлению кредитов физическим лицам.

Основными, а по существу единственными посредниками на рынке ценных бумаг до недавнего времени выступали банки. На рынке ценных бумаг имеют право работать универсальные банки, которым разрешены все виды операций, кроме страховых. При этом необходимо подчеркнуть, что германские банки тесно связаны со страховыми компаниями посредством взаимного владения акциями. Самым ярким примером является банковско страховая группа Allianz/Dresdner Bank. Деятельность специализированных банков на фондовом рынке ограничена, они выступают в основном в качестве эмитентов и инвесторов.

Компании по ценным бумагам (компании финансовых услуг) – относительно новый вид учреждения в Германии, созданные вследствие принятия Директивы ЕС об инвестиционных услугах (Investment Services Directive 93/22/EEC).

Инвестиционные фонды Германии

Учреждения коллективного инвестирования (инвестиционные фонды) появились в Германии только после Второй мировой войны. Немецкая статистика выделяет два типа инвестиционных фондов – публичные (Publikumsfonds) и специальные (Spezialfonds). Публичные имеют право проводить открытую подписку на свои инструменты. Фактически специальные фонды предназначены для крупных инвесторов – юридических лиц. Они носят закрытый характер. Спецификой Германии в отличие от других стран является значительное преобладание подобных фондов в общей сумме чистых активов институтов коллективного инвестирования. Если публичные фонды отвечают требованиям Директивы ЕС об институтах коллективного инвестирования и относятся к так называемым UCITS (предприятиям коллективного инвестирования в обращающиеся ценные бумаги), то специальные – нет. Немецкие инвестиционные фонды выпускают инвестиционные сертификаты.

За 90-е годы количество фондов и их активы выросли в несколько раз. Экономические трудности начала нынешнего десятилетия лишь затормозили их развитие. Спад, безусловно, имел место, но достаточно умеренный. Серьезное сокращение активов коснулось лишь фондов акций. Однако особенностью Германии является относительно невысокая доля фондов акций в общей сумме активов инвестиционных фондов (16% в 2003 г.). Основная часть активов приходится на фонды облигаций (28%) и смешанные (38%). Большая часть немецких инвестиционных фондов создана и управляется банками, страховыми компаниями и организациями, такими как промышленные фонды, федерации промышленников и пр.

Фондовые биржи Германии

В ФРГ в 2007 году действовало восемь фондовых бирж: во Франкфурте, Дюссельдорфе, Мюнхене, Гамбурге, Берлине, Штутгарте, Ганновере и Бремене. Однако на рынке абсолютно доминирует Франкфуртская биржа.

Фактически и сейчас систему немецких бирж во многом можно рассматривать как единую. У них единый централизованный депозитарий (см. ниже), на них торгуют в основном одними и теми же инструментами. Региональным биржам принадлежит часть акций биржи во Франкфурте.

В 2007 году на Франкфурт (систему XETRA и торговый зал) приходилось 89% всего германского биржевого оборота по всем традиционным национальным инструментам (акциям, облигациям, варрантам), в т. ч. 95% по немецким акциям14 и 100% торговли фьючерсами и опционами (на бирже Eurex).

Организационная структура фондовой биржи во Франкфурте весьма специфична. В современном виде она существует с 1 января 1993 года. По немецкому биржевому законодательству (1896 год) фондовая биржа является учреждением публичного права – некоммерческой организацией. Иными словами, Франкфуртская фондовая биржа (Frankfurter Wertpapierborse; ФФБ) по своему статусу является общественной, или квазигосударственной, организацией (в прошлом она подчинялась Торгово-промышленной палате). Однако после проведенных в конце 1992 года реорганизаций ФФБ напрямую связана не с ТПП, а с АО «Немецкая биржа» (Deutsche Borse AG), которое управляет ФФБ. По сути дела, ФФБ и Немецкая биржа – единый орган, хотя формально это различные учреждения.

Сама Немецкая биржа представляет собой акционерное общество, 81% акций которого вплоть до 2001 года принадлежал банкам, 10% – региональным биржам и 9% – маклерам (см. ниже). В 2001 году акционеры Немецкой биржи приняли решение о превращении в открытое акционерное общество с продажей акций любым инвесторам. Для этого акции биржи прошли листинг на Франкфуртской фондовой бирже. По капитализации (почти 26 млрд. евро в декабре 2007 года).

Немецкая биржа входит в двадцатку самых крупных немецких компаний и по этому показателю является крупнейшей биржей мира, заметно опережая даже NYSE Euronext.

Этому акционерному обществу принадлежат (100%) и являются его дочерними предприятиями депозитарно-клиринговая система Clearstream Banking, информационный комплекс (Deutschе Borse Systems AG), акционерное общество Eurex (Eurex AG). Последнее управляет Немецкой биржей срочных контрактов с тем же названием – Eurex (ранее называлась Deutsche Terminborse — DTB).

Непосредственное руководство биржей осуществляет исполнительный комитет в составе шести человек. В наблюдательном совете (примерно 20 человек) находятся представители банков, маклеров, страховых компаний, эмитентов и инвесторов. Члены биржи делятся на три категории: банки и компании по ценным бумагам, официальные курсовые маклеры, свободные маклеры. В 2007 году число торговых членов основной торговой системы биржи – Xetra (см. ниже) составило примерно 250, из которых половина – иностранные участники (находящиеся непосредственно вне Германии).

До 1997 года только банки имели право принимать заявки клиентов на куплю-продажу ценных бумаг официального списка. Во исполнение Директивы об инвестиционных услугах Комиссии европейских сообществ, которая оценила этот запрет как нарушение конкуренции, он был отменен в 1997 году. Членами биржи могут выступать также компании финансовых услуг (компании по ценным бумагам). Тем не менее основными игроками на бирже являются банки, такое положение дел сохранится и в дальнейшем. Кредитные учреждения совершают брокерские и дилерские операции. В целом на бирже доминируют крупнейшие немецкие банки (гроссбанки). По оценкам, на Deutsche Bank AG приходится до трети всего оборота ФФБ по акциям.

Официальные курсовые маклеры (Kursmakler) принимают в торговом зале (на паркете) заявки на покупку и продажу ценных бумаг и определяют их курс. Курсовые маклеры назначаются правительством земли Гессен по рекомендации Совета управляющих и Палаты курсовых маклеров. В их задачу входит определение справедливой цены на акции, облигации и варранты. Через них проходит примерно 10% общегерманского оборота по национальным акциям, около 50% по национальным облигациям, 62% по иностранным облигациям и 45% по иностранным акциям.

Свободные маклеры (Freimakler) являются дилерами по акциям свободного рынка. Свободные маклеры в прошлом также выступали посредниками между кредитными учреждениями. Сейчас многие маклеры изменили свой статус на компании финансовых услуг. Обе группы маклеров не имеют права совершать сделки для частных инвесторов.

По состоянию на конец 2007 года на Франкфуртской бирже обращались акции 1045 местных эмитентов и 8696 иностранных, 16 849 немецких и 9182 иностранных облигаций. Общий объем капитализации немецких акций составлял в конце 2007 года1440 млрд. евро (2105 млрд. долл.).

Ценные бумаги, обращающиеся на Франкфуртской бирже, подразделяются на четыре группы: ценные бумаги официального рынка (Amtlicher Markt), регулируемого рынка (Geregelter Markt), регулируемого неофициального рынка (Entry Standard) и неофициального/свободного рынка (Freiverkehr). Фактически речь идет о ценных бумагах разного качества и различии предъявляемых к ним требованиях листинга (хотя формально термин «листинг» применялся только по отношению к первым двум рынкам).

В 1997 году во Франкфурте появился «новый рынок» (Neuer Markt). Специально для молодых компаний высокотехнологичных отраслей экономики был предусмотрен особый режим листинга. Количество акций нового рынка выросло с двух в марте 1997 года, когда рынок был запущен, до 240 к концу 2002 года. Однако кризис на рынке акций привел к закрытию этого сегмента в 2003 году.

Требования, предъявляемые к листинговым компаниям, соответствуют директивам ЕС и аналогичны требованиям листинга на других крупных европейских биржах. Эмитент должен иметь историю деятельности как предприятие не менее трех лет. По меньшей мере 25% акций должно находиться «у публики». Проспект эмиссии с изложением информации о ценных бумагах должен быть опубликован в специальном издании. Кроме того, проспект или уведомление о том, где с ним можно ознакомиться, должен быть помещен в официальном органе Federal Gazette.

Большая часть обращающихся на Немецкой бирже акций (86%) относятся к неофициальному рынку (преимущественно за счет иностранных компаний), однако львиная доля оборота приходится на бумаги первого сегмента (официального списка). Акции российских эмитентов (точнее депозитарные расписки на акции) торгуются на неофициальном рынке, в субсегменте Newex (созданном специально для эмитентов из стран Восточной Европы и СНГ).

Депозитарно-клиринговая система Германии

Как и в большинстве стран с развитыми рынками, в Германии существует централизованный депозитарий, обслуживающий весь рынок, – Clearstream (ранее наз. Deutsche Borse Clearing, а еще ранее – Deutscher Kassenverein – Немецкий кассовый союз).

Clearstream входит в группу Deutsche Borse и фактически представляет собой два депозитария: Clearstream Banking (для внутреннего рынка) и Clearstream International (иностранные ценные бумаги).

Большая часть выпусков оформлена глобальными сертификатами, т. е. в настоящее время значительная доля немецких акций является бездокументарной. Поставка ценных бумаг осуществляется путем простой записи по счетам депо. Clearstream списывает средства со счета продавца и зачисляет их на счет покупателя. Исполнение происходит на второй рабочий день после заключения сделки (Т+2).

Все ценные бумаги хранятся в Clearstream, если только клиент в письменной форме не выразил желание хранить их в ином месте (если клиент пожелает получить сертификат ценной бумаги, эмитент обязан предоставить его).

Рынок производных финансовых инструментов Германии

Торговля деривативами осуществляется на Немецкой бирже срочных контрактов – Eurex (до 1998 г. называлась Deutsche Terminborse, открыта в 1990 г.) и на самой Франкфуртской фондовой бирже (опционы на низколиквидные акции). Eurex является международной биржей, принадлежащей Немецкой бирже и Швейцарской бирже. Соответственно различаются Eurex Deutschland и Eurex Switzerland. При этом сама торговая платформа – немецкая, продукты, которыми здесь торгуют, одинаковые, система контроля и регулирования – совместные.

В 2007 году Deutsche Borse купила американскую деривативную биржу International Securities Exchange и в настоящее время немецкая деривативная биржа иногда обозначается как Eurex/ISE.

Eurex представляет собой полностью автоматизированную электронную торговую систему. Торговля ведется в режиме непрерывного двойного аукциона. Заявки исполняются автоматически исходя из лучших ценовых условий по принципу очередности поступления. Только при открытии биржи цена устанавливается залповым методом исходя из всего массива поступивших заявок.

Урегулирование всех обязательств происходит через расчетную палату Eurex Clearing, выступающую контрагентом в каждой сделке. Благодаря тому, что изначально немецкая деривативная биржа развивалась как электронная, она получила возможность привлекать участников из самых разных стран мира: путем простого подключения компьютера к сети Eurex (DTB). Это, а также активная маркетинговая политика Немецкой биржи позволили действительно привлечь большое число участников. В результате в 1998 году по количеству заключенных контрактов Eurex вышла на первое место в Европе, опередив английскую LIFFE, а в 1999 году и на первое место в мире, обогнав все крупнейшие американские деривативные биржи. Позже по этому показателю Eurex обогнала Корейская биржа, затем чикагская CME вернула себе лидерство, тем не менее Франкфурт по отдельным инструментам входит в группу трех ведущих деривативных бирж мира.

В декабре 2007 года участниками торговли являлись 398 фирм из 21 страны Европы, США и Австралии. Собственно немецких компаний (точнее, компаний, действующих на территории Германии) насчитывалось 81 и на них приходилось 16% оборота (по количеству контрактов). Около половины оборота Eurex осуществляется из Лондона.

Eurex предоставляет возможность торговли самыми разнообразными производными инструментами. Здесь торгуются фьючерсные контракты на различные облигации и процентные ставки (euro bund future, euro bobl future, euro schatz future, euro BUXL future, EURIBOR future на один и три месяца), а также опционы на эти фьючерсные контракты, за исключением месячного фьючерсного контракта на ставку EURIBOR и BUXL future, опционы на наиболее ликвидные акции, фьючерсные и опционные контракты на индекс DAX, опционы на фьючерсные контракты.

Система регулирования фондового рынка в Германии

Традиционно регулирование фондового рынка в Германии было децентрализованным и осуществлялось специальными земельными органами (Borsenaufsichtsbehorden), подчиненными министерству экономики той или иной земли. Именно на этот орган Законом о биржах 1896 года был возложен контроль за соблюдением честных правил торговли.

Поскольку основными профессиональными участниками рынка в Германии являются банки, важную роль в регулировании всегда играл основной банковский надзорный орган – Федеральная надзорная палата по банкам (Bundesaufsichtsamt fur das Kreditwesen – BAKred), располагавшаяся большую часть послевоенного времени в Берлине. Контроль за деятельностью страховых компаний осуществляла Федеральная надзорная палата по страховым компаниям (Bundesaufsichtsamt fur das Versicherungswesen – BAV).

С 1990 по 2003 год в Германии было принято четыре Акта по развитию финансового рынка, целью которых являлось усиление роли Германии как финансового центра и выведение финансовой системы на уровень лучших международных стандартов. Наиболее заметным событием в укреплении регулятивной системы Германии стало принятие в 1994 году Закона о торговле ценными бумагами (WpHG) и создание федерального органа, регулирующего фондовый рынок, – Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (Bundesaufsichtsamt fur den Wertpapierhandel — BaWe) со штатом примерно 140 человек (Франкфурт-на-Майне). Обе регулирующие структуры (федеральная и земельная) действовали во многом параллельно и в определенной степени дублировали друг друга. Формально комиссия являлась главным органом контроля. Однако на практике текущий контроль за сделками был возложен на статс-комиссариат. Комиссия занималась сбором информации от эмитентов и осуществляла общий надзор за рынком и соблюдением законодательства.

В отличие от американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) германская Комиссия не имела права проводить следственные действия: вызывать свидетелей для дачи показаний, накладывать арест на счета и т. п. При наличии материалов, свидетельствующих о нарушении законодательства, Комиссия передавала их в прокуратуру, которая и осуществляла необходимые юридические действия. Закон вводил уголовную ответственность за инсайдерскую торговлю, которая стала рассматриваться как уголовно наказуемое преступление с максимальным наказанием в виде тюремного заключения сроком до пяти лет.

До принятия этого закона в Германии действовали добровольные правила торговли с использованием инсайдерской информации, установленные по совместной декларации союзов промышленников, торгово-промышленных палат и банков (Insiderhandels-Richtlinien от 13 ноября 1970 г. с поправками 1976 и 1988 гг.). Правила относились только к лицам, заранее заключившим контрактное соглашение о том, что они как инсайдеры обязуются не совершать определенных действий в отношении ценных бумаг своей компании и т. п. Правила подвергали критике в связи с тем, что они носили добровольный характер. В США в ходу было выражение: You can’t have a fair market in Germany.

Принятие закона в целом действительно повысило уровень прозрачности немецкого рынка. Особенно громких скандалов здесь не наблюдалось, но было довольно много случаев расследований, которые приводили в итоге к уплате штрафов. 1 января 2002 года вступил в силу Закон о приобретении ценных бумаг и поглощениях (WpUG). Впервые в Германии закон подвел нормативную базу под слияния и поглощения. Под действие этого закона подпадают все компании, имеющие листинг на биржах Германии или других стран ЕС.

На основе принятого 22 апреля 2002 года Закона о формировании интегрированной системы финансового надзора (Gesetz uber die integrierte Finanzaufsicht – FinDAG) в мае 2002 года в Германии был создан единый мегарегулятор финансовых учреждений. Три федеральных органа, осуществлявших надзор за банками, страховыми компаниями и рынком ценных бумаг, были объединены под одной крышей – Федеральной службы по регулированию финансовых рынков (Bundesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht BaFin), базирующейся в Бонне и Франкфурте-на-Майне. Общее число её сотрудников составляет примерно 1000 человек, служба надзирает за 2300 банками, 800 институтами финансовых услуг и 630 страховыми организациями.

Новое ведомство состоит из трех подразделений (департаментов): по контролю за кредитными организациями18, страховыми компаниями и по надзору за торговлей на рынке ценных бумаг.

Кроме них также существуют три департамента, занимающиеся общими вопросами (развитие финансовых рынков, страхование финансовых активов и борьба с отмыванием денег). Непосредственно при правлении созданы отделы: управления, внешних связей, защиты информации и борьбы с отмыванием денег. В службу предоставляются все проспекты эмиссии ценных бумаг. Финансирование BaFin осуществляется с 2002 года целиком за счет взносов финансовых учреждений, над которыми организация надзирает. Контроль за расходованием средств обеспечивает специальный административный совет, состоящий из представителей финансовых учреждений, парламента и ряда федеральных министерств. BaFin также подлежит контролю со стороны Министерства финансов.

Самые последние изменения в законодательстве связаны с принятием в июле 2002 года Четвертого закона о развитии финансового рынка, включавшего целый ряд мер по дальнейшему усилению защиты инвесторов, увеличению прозрачности и ужесточению мер по борьбе с отмыванием денег.

Во главе угла нового закона – меры, направленные против манипулирования ценами на фондовом рынке. Эмитент обязан раскрыть сведения о сделках директоров либо на своем веб-сайте, либо опубликовать в официальном печатном органе – Fеderal Gazette. В дальнейшем BaFin будет размещать подобную информацию и на своем сайте www.bafin.de. В результате современное немецкое законодательство в чем-то даже превосходит законодательство Великобритании и США. BaFin наделена большими полномочиями для эффективного мониторинга рынка. Служба имеет право не только требовать предоставления информации, она может проводить обыски в помещениях банков, компаний по ценным бумагам, страховых компаниях.

При обнаружении фактов, свидетельствующих об уголовном правонарушении, дело передается в прокуратуру. BaFin может самостоятельно наказывать нарушителей, накладывая штрафы.

Если манипулирование повлияло на цену листинговой бумаги, налицо уголовное правонарушение. Если была представлена заведомо неверная информация или скрыты факты, которые могли бы повлиять на цену бумаг, по новому закону можно начать уголовное дело лишь на основе признания нарушителем того, что данный факт мог оказать воздействие на цены. Это значительно облегчает задачу прокуратуры, поскольку уменьшает объем доказательной базы. BaFin получила право налагать штрафы в случаях манипулирования, которое даже не привело к изменению цены, на сумму до 1,5 млн евро.

По материалам статьи Б.Б. Рубцова «Финансовый рынок Германии», журнал «Портфельный инвестор», №7-8, 2008 год

www.globfin.ru

Смотрите еще:

  • Вакансии в кемерово юрист Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Кемерово и соседних городах Кемерово Юрист — от 15 000 р. Обязанности: ведение исполнительного производства,контроль за своевременным применением принудительных мер судебным приставом- […]
  • Как получить ходатайство Как написать ходатайство для получения квоты на РВП? Необходимо написать ходатайство от главы факультета в УФМС с целью выделения квоты на РВП иностранной студентке. Как оформить и есть ли шаблон для данного вида ходатайства? 18 […]
  • Консультация юриста в ханты-мансийске Консультация юриста в ханты-мансийске Ханты-Мансийск: услуги практикующих юристов (телефоны и адреса) Подробности Категория: Услуги частнопрактикующих юристов юрист услуги контакты КУЛЕБАКИН […]
  • Отзывы о независимой экспертизе после дтп Независимая экспертиза после ДТП Перейти на новый Общий форум Автор: Byrik [Москва] (---.telmos.ru) Дата: давно Господа, подскажите пожалуйста, стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП (я - пострадавший), или положиться на […]
  • Расчет пенсии в мо рф Калькулятор военной пенсии с 1 января 2018 года по новой выслуге лет Расчет пенсии военнослужащих отличается от расчета пенсии обычных работников. Но благодаря калькулятору, приведенному ниже, вы сможете без проблем рассчитать свои […]
  • Общая теория собственности черкасов Черкасов Г.И. Общая теория собственности Скачивание файла Введите число с картинки: Поделись с друзьями! Комментарии Смотрите также Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности Капелюшников Р.И. Экономическая теория […]
  • Заявление от анны седых Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Заявление о продлении срока принятия наследства Исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства В семейном (гражданском) законодательстве определен срок, в течение которого наследники должны формально или фактически вступить в наследство. Этот срок составляет […]