Правила по метрологии пр 502002-94

Содержание статьи:

ПР 50.2.006-94. Порядок проведения поверки средств измерения

ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ

Государственная система обеспечения единства измерений

РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)
ВНЕСЕНЫ Главным управлением технической политики в области метрологии и Главным управлением региональной политики и государственного надзора

ПРИНЯТЫ Приказом Госстандарта России от 18.07.94 г. N 125

ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ Минюстом России 21.07.94 г. под N 640

Настоящий документ распространяется на средства измерений при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации, продаже и прокате, подлежащие применению и применяемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» и устанавливает требования к организации и порядку проведения поверки средств измерений.

Порядок разработан с учетом документа Международной организации законодательной метрологии N 20 «Первичная и последующая поверка средств измерений и измерительных процессов».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Поверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

1.2. Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.

Эталоны органов Государственной метрологической службы, а также средства измерений, ими не поверяемые, подвергаются поверке государственными научными метрологическими центрами.

1.3. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Деятельность этих метрологических служб осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений Госстандарта России.

1.4. Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц.

1.5. Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.

1.6. Поверка производится в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми по результатам испытаний по утверждению типа средства измерений.

1.7. Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.

Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма или выдается «Свидетельство о поверке».

Форма «Свидетельства о поверке» приведена в приложении 1.

Если средство измерений по результатам поверки признано непригодным к применению, оттиск поверительного клейма гасится, «Свидетельство о поверке» аннулируется, выписывается «Извещение о непригодности» или делается соответствующая запись в технической документации.

Форма «Извещения о непригодности» приведена в приложении 2.

1.8. Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несет орган Государственной метрологической службы или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы.

1.9. При выполнении поверочных работ на территории отдельного региона с выездом на место эксплуатации средств измерений орган исполнительной власти этого региона обязан оказывать поверителям содействие, в том числе:

предоставлять им соответствующие помещения;

обеспечивать их соответствующим персоналом и транспортом;

извещать всех владельцев и пользователей средств измерений о времени поверки.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПОВЕРКИ

2.1. Средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке.

2.2. Первичной поверке подлежат средства измерений утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту.

Первичной поверке могут не подвергаться средства измерений при ввозе по импорту на основании заключенных международных соглашений (договоров) о признании результатов поверки, произведенной в зарубежных странах.

2.3. Первичной поверке подлежит, как правило, каждый экземпляр средств измерений.

Допускается выборочная поверка.

2.4. Первичную поверку органы Государственной метрологической службы могут производить на контрольно-поверочных пунктах, организуемых юридическими лицами, выпускающими и ремонтирующими средства измерений.

2.5. Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы.

2.6. Конкретные перечни средств измерений, подлежащих поверке, составляют юридические и физические лица — владельцы средств измерений.

Перечни средств измерений, подлежащих поверке, направляют в органы Государственной метрологической службы.

Органы Государственной метрологической службы в процессе осуществления государственного надзора за соблюдением метрологических правил и норм контролируют правильность составления перечней средств измерений, подлежащих поверке.

2.7. Периодическую поверку должен проходить каждый экземпляр средств измерений. Периодической поверке могут не подвергаться средства измерений, находящиеся на длительном хранении.
Периодическую поверку средств измерений, предназначенных для измерений (воспроизведения) нескольких величин или имеющих несколько диапазонов измерений, но используемых для измерений (воспроизведения) меньшего числа величин или на меньшем числе диапазонов измерений, допускается на основании решения Главного метролога или руководителя юридического лица производить только по тем требованиям нормативных документов по поверке, которые определяют пригодность средств измерений для применяемого числа величин и применяемых диапазонов измерений.

Соответствующая запись должна быть сделана в эксплуатационных документах.

2.8. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала.

2.9. Первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа.

Органы Государственной метрологической службы и юридические лица обязаны вести учет результатов периодических поверок и разрабатывать рекомендации по корректировке межповерочных интервалов с учетом специфики их применения.

2.10. Корректировка межповерочных интервалов проводится органом Государственной метрологической службы по согласованию с метрологической службой юридического лица.

2.11. В тех случаях, когда согласие сторон по п.2.10. не достигнуто, результаты исследований, позволяющие вынести заключение об изменении межповерочных интервалов, передаются в государственные научные метрологические центры, которые дают соответствующее заключение.

2.12. Периодическая поверка может производиться на территории пользователя, органа Государственной метрологической службы или юридического лица, аккредитованного на право поверки.

Место поверки выбирает пользователь средств измерений, исходя их экономических факторов и возможности транспортировки поверяемых средств измерений и эталонов.

2.13. Средства измерений должны представляться на поверку по требованию органа Государственной метрологической службы расконсервированными, вместе с техническим описанием, инструкцией по эксплуатации, методикой поверки, паспортом или свидетельством о последней поверке, а также необходимыми комплектующими устройствами.

2.14. Внеочередную поверку производят при эксплуатации (хранении) средств измерений при:

повреждении знака поверительного клейма, а также в случае утраты свидетельства о поверке;

вводе в эксплуатацию средств измерений после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);

проведении повторной юстировки или настройки, известном или предполагаемом ударном воздействии на средство измерений или неудовлетворительной работе прибора;

2.15. Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению средств измерений при осуществлении государственного метрологического надзора.

2.15.1. Инспекционную поверку можно производить не в полном объеме, предусмотренном методикой поверки.

2.15.2. Результаты инспекционной поверки отражают в акте поверки.

2.15.3. Инспекционную поверку производят в присутствии представителя проверяемого юридического или физического лица.

2.16. Поверка в рамках метрологической экспертизы, производимой по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда и федеральных органов исполнительной власти, проводится по их письменному требованию. По результатам поверки составляют заключение, которое утверждает руководитель органа Государственной метрологической службы, и направляют его заявителю. Один экземпляр заключения должен храниться в органе Государственной метрологической службы, проводившем поверку.

3. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ НА ПОВЕРКУ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

3.1. Юридические и физические лица, выпускающие средства измерений из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.

3.2. Органы Государственной метрологической службы осуществляют поверку средств измерений на основании графиков поверки, составляемых юридическими и физическими лицами.

3.3. Графики поверки составляются по видам измерений по форме, представленной в приложении 3.

3.4. Графики поверки составляются на срок, устанавливаемый владельцами средств измерений.

3.5. Сроки представления графиков поверки устанавливают органы Государственной метрологической службы.

3.6. Графики поверки могут быть скорректированы в зависимости от изменения номенклатуры и количества средств измерений.

3.7. Графики поверки направляются в орган Государственной метрологической службы, на обслуживаемой территории которого находятся владельцы средств измерений. Графики поверки составляются в трех экземплярах.

3.8. В течение 10 дней с момента поступления графиков поверки средств измерений орган Государственной метрологической службы проводит их рассмотрение.

3.9. Порядок рассмотрения и согласования графиков поверки устанавливает руководитель органа Государственной метрологической службы.

3.10. При рассмотрении графиков поверки определяют средства измерений, поверка которых проводится в органе Государственной метрологической службы.

3.11. Данные средства измерений отмечаются в третьем экземпляре, который возвращается для сведения Заявителю.

3.12. В ответе могут быть указаны другие органы Государственной метрологической службы или юридические лица, которые могут обеспечить поверку средств измерений, не обеспеченных поверкой в данном органе Государственной метрологической службы.

3.13. Заявитель повторно направляет графики поверки в другой орган Государственной метрологической службы или юридическое лицо по своему выбору, который их согласовывает.

3.14. При согласовании графиков поверки проверяют полноту информации о средствах измерений, представляемых на поверку, уточняют место, сроки, объем поверки, а также оплату.

3.15. Первый экземпляр согласованных графиков поверки и подписанных руководителем органа Государственной метрологической службы направляется Заявителю.

3.16. Доставку средств измерений на поверку обеспечивают юридические и физические лица — владельцы средств измерений.

Средства измерений сдаются на поверку в органы Государственной метрологической службы под расписку.

3.17. Ответственность за сохранность средств измерений несет орган Государственной метрологической службы в соответствии с действующим законодательством.

___________________________________________________________________________
(наименование органа Государственной метрологическойслужбы,
юридического лица)

СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПОВЕРКЕ

Действительно до
«___»____________
г.

Средство
измерений_____________________________________________________________________
наименование, тип
______________________________________________________________________________________

принадлежащее
________________________________________________________________________
наименование юридического (физического) лица

поверено и на основании результатов первичной (периодической)
поверки признано пригодным к применению.

Оттиск
поверительного клейма
или печати (штампа)

_______________________ ______________ _____________________
должность руководителя ( подпись) (инициалы,
подразделения фамилия)

Поверитель _____________ _____________________
( подпись) (инициалы,
фамилия)

«___»_______________ 19_______ г.

Примечание. Оборотная сторона свидетельства о поверке
заполняется в соответствии с нормативными
документами по поверке средств измерений.

___________________________________________________________________________
(наименование органа Государственной метрологической службы,
юридического лица)

ИЗВЕЩЕНИЕ
О НЕПРИГОДНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ

Средство
измерений____________________________________________________________________
наименование, тип
_____________________________________________________________________________________

принадлежащее
_______________________________________________________________________
наименование юридического (физического) лица
______________________________________________________________________________________

поверено и на основании результатов поверки признано непригодным к
применению в сферах распространения государственного
метрологического контроля и надзора

_______________________ ______________ _____________________
должность руководителя ( подпись) (инициалы,
подразделения фамилия)

Поверитель _____________ _____________________
( подпись) (инициалы,
фамилия)

«___»_______________ 19_______ г.

Текст документа сверен по: официальное издание Госстандарт России — М., 1994

ПР 50.2.006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений

Вид документа:
Приказ Госстандарта России от 18.07.1994 N 125
Правила от 18.07.1994 N 50.2.006-94

Принявший орган: Госстандарт России

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации
21.07.1994 N 640

Тип документа: Нормативно-технический документ

metrob.ru

ПР 50.2.002-94

Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метроло

Документ «Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метроло» завершил свое действие.

ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА ВЫПУСКОМ,
СОСТОЯНИЕМ И ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ,
АТТЕСТОВАННЫМИ МЕТОДИКАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ИЗМЕРЕНИЙ, ЭТАЛОНАМИ И СОБЛЮДЕНИЕМ
МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва

РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

ВНЕСЕНЫ Главным управлением технической политики в области метрологии и Главным управлением региональной политики и государственного надзора

ПРИНЯТЫ Постановлением Госстандарта России от 08 февраля 1994 г. № 8.

ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ Минюстом России 21.07.94 т. под № 641

ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ

Государственная система обеспечения единства измерений

Порядок осуществления государственного метрологического надзора
за выпуском, состоянием и применением средств измерений,
аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами
и соблюдением метрологических правил и норм

Настоящий документ устанавливает порядок подготовки, проведения и оформления результатов государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм с целью защиты прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений и предназначен для органов государственной метрологической службы и государственных инспекторов по обеспечению единства измерений, а также для проверяемых предприятий.

Государственный метрологический надзор осуществляется в объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях (далее — предприятиях) независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок выпуска, состояния и применения средств измерений, эталонов и соблюдения иных метрологических правил и норм.

1.1. Проверки соблюдения метрологических правил и норм проводятся на предприятиях, деятельность которых относится к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора в соответствии со статьей 13 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», а именно в сферах:

здравоохранения, ветеринарии, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда;

торговых операций и взаимных расчетов между покупателем и продавцом, в том числе операций с применением игровых автоматов и устройств;

государственных учетных операций;

обеспечения обороны государства;

геодезических и гидрометеорологических операций;

банковских, налоговых, таможенных и почтовых операций;

производства продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд;

испытаний и контроля качества продукции в целях определения ее соответствия обязательным требованиям государственных стандартов и при обязательной сертификации продукции и услуг;

измерений, проводимых по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, федеральных органов исполнительной власти;

регистрации национальных и международных спортивных рекордов.

Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга метрологический надзор может быть распространен и на другие сферы деятельности.

1.2. Основными задачами проверок являются:

определение соответствия выпускаемых средств измерений утвержденному типу;

определение состояния и правильности применения средств измерений, в том числе эталонов, применяемых для поверки средств измерений;

определение наличия и правильности применения аттестованных методик выполнения измерений;

контроль соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» и действующими нормативными документами по обеспечению единства измерений.

1.3. Проверки соблюдения метрологических правил и норм при осуществлении государственного метрологического надзора проводят должностные лица Госстандарта России — главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, действующие на соответствующих территориях (далее — государственные инспекторы).

1.4. В соответствии со статьей 20 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» государственные инспекторы вправе беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения:

посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений, применяемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора (далее — средства измерений), независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу;

проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений;

использовать технические средства и привлекать персонал предприятия, на котором осуществляется проверка.

1.5. Проверки могут охватывать все области деятельности предприятия, относящиеся к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора, и могут быть целевыми, направленными на проверку соблюдения метрологических правил и норм в одной или нескольких областях деятельности предприятия, относящихся к одной или нескольким сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора.

1.6. Целевые проверки могут быть самостоятельными, осуществляемыми органами Государственной метрологической службы, и совместными, проводимыми совместно с другим (другими) контрольно-надзорными органами.

1.7. По срокам проведения проверки соблюдения метрологических правил и норм могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.

Плановые проверки проводятся на предприятии не реже 1 раза в 3 года в соответствии с графиком проведения проверок соблюдения метрологических правил и норм, составляемым органом Государственной метрологической службы.

Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции, контрольно-надзорных органов или других органов и организаций, а также по усмотрению самого органа Государственной метрологической службы в целях решения конкретных задач, связанных с выявлением и устранением отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием по результатам предыдущей проверки. Необходимость проведения повторной проверки может быть определена планом организационно-технических мероприятий, составленным по результатам первичной поверки.

2.1. Орган Государственной метрологической службы, осуществляющий проверку, не позднее чем за 5 дней до ее начала информирует предприятие, на котором предполагается осуществить проверку (форма Уведомления — в приложении 1), о календарных сроках ее проведения, а также приглашает в случае необходимости представителей других контрольно-надзорных органов и проводит подготовительные работы, включающие:

а) составление технического задания на проведение проверки, в котором указываются: вид проверки, цель, задачи и обоснование ее проведения, участники, календарные сроки (приложение 2). Техническое задание утверждается руководителем органа Государственной метрологической службы;

б) ознакомление с содержанием стандартов, технических условий и других нормативных документов, содержащих метрологические правила и нормы, распространяющиеся на деятельность предприятия, подлежащую государственному метрологическому контролю и надзору.

В случае отсутствия в органе Государственной метрологической службы необходимых документов они могут быть запрошены у контролируемого предприятия либо предварительно, либо в период проведения проверки;

в) изучение материалов предыдущих проверок, проведенных на данном предприятии органами Государственной метрологической службы и другими контрольно-надзорными органами.

Примечание: при отсутствии в органе Государственной метрологической службы материалов проверок, проведенных другими контрольно-надзорными органами, их изучение проводится на проверяемом предприятии;

г) в случаях выпуска продукции для государственных нужд или продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также в случаях, когда показатели качества продукции должны отвечать обязательным требованиям государственных стандартов — выявление у основных потребителей претензий к эксплуатационным и потребительским свойствам этой продукции, качеству ее изготовления, уровню нормативно-технической документации и т.д.;

д) привлечение по согласованию с соответствующими руководителями для проведения измерений, анализов, испытаний продукции и для участия в самой проверке специалистов и технических средств предприятий и организаций-изготовителей и потребителей продукции, других контрольно-надзорных органов, сертификационных центров и испытательных лабораторий;

е) ознакомление участников проверки с ходом и результатами подготовки к проверке.

3.1. Руководитель проверки по прибытии на предприятие:

а) предъявляет руководителю предприятия техническое задание на проведение проверки, выданное соответствующим органом Государственной метрологической службы;

б) знакомит руководителя предприятия с целями и задачами проверки;

в) уточняет перечень средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, и соответствующих им аттестованных методик выполнения измерений и другие данные, относящиеся к проверке;

г) распределяет работу между участниками проверки;

д) привлекает персонал предприятия к подготовке материалов, необходимых для проведения проверки.

3.2. Руководители проверок вправе требовать от руководителей проверяемых предприятий обеспечения условий, необходимых для проведения проверок, в том числе представления участникам проверки необходимых для работы документов и материалов, а также справок, подтверждающих номенклатуру продукции, выпускаемой по контрактам для государственных нужд, технических средств, привлечения специалистов для проведения измерений, анализов, испытаний продукции и ответственных лиц предприятия с правом подписания протоколов измерений, испытаний, анализов, справок и т.д.

3.3. Участники проверки до ее начала:

а) определяют конкретные объекты, подлежащие проверке;

б) знакомятся с мерами, принятыми предприятием по результатам предыдущих проверок;

в) выявляют наличие рекламаций на продукцию, поставляемую по контрактам для государственных нужд или подлежащую обязательной сертификации, а также рекламаций на продукцию, показатели качества которой должны соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов;

г) знакомятся с протоколами и результатами метрологического контроля и надзора, осуществляемого службами предприятия.

3.4. При осуществлении государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм в сферах, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, государственные инспекторы проверяют:

— наличие и полноту перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору;

— правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки средств измерений в соответствии с нормативной документацией;

— наличие документа, подтверждающего право проведения поверки средств измерений силами метрологической службы данного юридического лица;

— соответствие состояния средств измерений и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям;

— наличие документов, подтверждающих аттестацию методик выполнения измерений, основанных на средствах измерений, подлежащих поверке, в соответствии с ГОСТ 8.010 ;

— наличие сертификата об утверждении типа средств измерений;

— соответствие средств измерений утвержденному типу;

— наличие документов, подтверждающих аттестацию лиц, осуществляющих поверку средств измерений, в качестве поверителей, органами Государственной метрологической службы;

— наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке средства измерений, а также установление межповерочного интервала;

— наличие лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений предприятием, занимающимся указанными видами деятельности, и соблюдение предприятием условий осуществления лицензируемой деятельности.

3.5. Проверка соблюдения метрологических правил и норм в сферах, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, может быть полной, при которой надзору подвергаются все средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, соответствующие методики выполнения измерений, и иные метрологические правила и нормы, относящиеся к деятельности проверяемого предприятия, и выборочной.

3.6. При обнаружении нарушений все результаты проверки оформляются протоколами, содержащими исчерпывающую информацию о характере нарушений.

3.7. При выявлении нарушений государственный инспектор имеет право:

— запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или несоответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

— гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;

— при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

— представлять предложения по аннулированию лицензий на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;

— давать обязательные Предписания (приложение 3) и устанавливать сроки устранения нарушения метрологических правил и норм;

— составлять протоколы о нарушениях метрологических правил и норм для представления в соответствующие органы для наложения взысканий.

3.8. Юридические и физические лица, а также государственные органы управления Российской Федерации, виновные в нарушениях метрологических правил и норм, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

4.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение 4). В акте должно быть отражено состояние дел по всем вопросам, входящим в содержание проверки, и раскрыты причины выявленных нарушений метрологических правил и норм.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет руководитель проверки и участники проверки.

4.2. Разделы акта состоят из текстовой части и таблиц. В зависимости от целей проверки акт может содержать все или некоторые из представленных таблиц, а также включать разделы, не предусмотренные настоящим документом.

При положительных результатах проверки в соответствующем разделе акта вместо предусмотренных таблиц делают запись об отсутствии нарушений.

К акту прилагаются протоколы и справки.

4.3. Акт подписывают все участники проверки, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает руководитель проверки.

Участники проверки, а также представители проверяемого предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.

4.4. Содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая руководителем проверки.

4.5. Акт проверки передают проверенному предприятию, копии акта — соответствующему государственному органу власти по принадлежности, органу Государственной метрологической службы, проводившему проверку, представителям предприятий и организаций, участвовавшим в проверке, другим контрольно-надзорным органам (при осуществлении совместной проверки) и другим заинтересованным организациям и учреждениям не позднее пяти дней с момента подписания акта.

Предписания направляются тем же организациям и предприятиям, что и акт проверки, вместе с актом проверки.

4.6. Руководитель проверенного предприятия на основе акта проверки и предписаний принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений.

4.7. Орган Государственной метрологической службы осуществляет контроль за выполнением предприятием предписаний путем проведения повторных проверок.

5.1. В соответствии со статьей 21 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» органы Государственной метрологической службы и государственные инспекторы при осуществлении государственного метрологического надзора обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений.

За невыполнение, ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган Государственной метрологической службы, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы. Действия государственных инспекторов могут быть обжалованы в суд.

5.3. В соответствии со статьей 22 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

stroysvoimirukami.ru

Правила по метрологии пр 502002-94

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

от 17 декабря 2002 года N 124

О принятии правил по метрологии

В целях дальнейшего совершенствования работ по аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии

1. Принять правила по метрологии «Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений»*.
_________________
* Госстандартом России «Правилам проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений» присвоено обозначение ПР 50.2.014-02. — Примечание «КОДЕКС».

2. Направить правила по метрологии «Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений» на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Ввести в действие настоящие правила в установленном порядке.

4. Считать утратившими силу правила по метрологии «Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений», зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 1996 года, регистрационный N 1140.

5. Закрепить правила по метрологии «Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений» за Управлением метрологии.

Председатель
Госстандарта России
Б.Алешин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
27 декабря 2002 года,
регистрационный N 4086

Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Госстандарта России
от 17 декабря 2002 года N 124

1. Область применения

Настоящие правила устанавливают требования к метрологическим службам юридических лиц независимо от их принадлежности и форм собственности, аккредитуемым на право поверки средств измерений (далее — СИ), процедуру их аккредитации и регулируют отношения между субъектами, участвующими в процессе аккредитации.

Аккредитацию метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляют на основе правил, согласованных между Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандартом России) и Министерством обороны Российской Федерации.

2. Нормативные ссылки

При разработке в настоящем документе реализованы положения:

3. Определения

В настоящем документе применяются следующие термины и определения, соответствующие статье 1 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений»:

аккредитация на право поверки средств измерений — официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ;

поверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям;

средство измерений — техническое устройство, предназначенное для измерений;

эталон единицы величины — средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины;

нормативные документы по обеспечению единства измерений — государственные стандарты, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации;

метрологическая служба — совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

4. Общие положения

4.1. Аккредитующим органом по аккредитации метрологических служб (далее — МС) юридических лиц на право поверки СИ является Госстандарт России.

4.2. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным МС юридических лиц.

4.3. Госстандарт России при аккредитации МС юридических лиц выдает аттестат аккредитации с приложением к нему, в котором указывается область аккредитации (приложение 1). Срок действия аттестата аккредитации не превышает 5 лет.

4.4. Сведения об аккредитованных МС юридических лиц вносят в реестр метрологических служб юридических лиц, аккредитованных на право поверки средств измерений (далее — Реестр).

4.5. Аккредитованные МС юридических лиц:

— обеспечивают и поддерживают соответствие критериям аккредитации, установленным настоящими правилами, а также принятым в организации положениям системы качества;

— выполняют работу строго в соответствии с областью аккредитации, правилами по метрологии «ГСИ. Порядок поверки средств измерений», принятыми постановлением Госстандарта России от 18.07.94 N 125, зарегистрированным Минюстом России 21.07.94, регистрационный N 640, с изменениями, внесенными приказом Госстандарта России от 26.11.2001 N 476 (зарегистрирован в Минюсте России 15.01.2002, регистрационный N 3157), а также другими нормативными документами (НД), определяющими общие требования к деятельности поверочных лабораторий, условиям и методикам поверки конкретных средств измерений;

— ежегодно представляют в орган Государственной метрологической службы (далее — орган ГМС), осуществляющий контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС, информацию о своей поверочной деятельности, а также незамедлительно — об изменении организационной структуры, технического оснащения и других условий, определяющих способность выполнять поверочные работы в области аккредитации;

— обеспечивают условия для осуществления контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС;

— по решению Госстандарта России приостанавливают (прекращают) деятельность в области аккредитации или ее части в случае выявления несоответствия критериям аккредитации или отзыва (отмены действия) аттестата аккредитации.

4.6. Область аккредитации МС юридического лица может быть изменена в порядке, предусмотренном настоящими правилами.

4.7. Контроль за поверочной деятельностью аккредитованных МС осуществляют органы ГМС по месту расположения юридических лиц в соответствии с положениями настоящих правил.

Органы ГМС, осуществляющие контроль за поверочной деятельностью аккредитованных МС по месту их расположения, обобщают полученные сведения и каждые полгода передают их в Госстандарт России и в Государственный научный метрологический центр (далее — ГНМЦ), определяемый Госстандартом России в качестве рабочего органа системы аккредитации (далее — рабочий орган системы аккредитации), для внесения соответствующих изменений в Реестр.

В случае, когда поверочные подразделения МС юридических лиц осуществляют деятельность по месту расположения более чем одного органа ГМС, организацию контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС возлагают на один из них (по решению Госстандарта России) и осуществляют совместно силами всех органов ГМС, по месту расположения которых действует аккредитованная МС юридического лица.

4.8. Метрологические работы и услуги, оказываемые юридическим лицам по аккредитации их метрологических служб, оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключенных договоров.

4.9. Научно-методическое обеспечение проведения работ по аккредитации МС юридических лиц, изменению области их аккредитации и контролю за поверочной деятельностью аккредитованных МС осуществляет рабочий орган системы аккредитации.

5. Критерии аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений

5.1. МС юридического лица должна установить, внедрить и поддерживать систему управления качеством поверки (далее — система качества).

МС юридического лица должна располагать положением о метрологической службе, персоналом, эталонами, иными СИ и вспомогательным оборудованием, необходимым для реализации требований документов на методики поверки, нормативной и методической документацией, а также помещениями и условиями, обеспечивающими проведение поверки СИ.

Администрация предприятия или организации, в составе которых функционирует аккредитованная МС, должна принять меры, обеспечивающие свободу руководства и сотрудников поверочных подразделений от любого внешнего или внутреннего коммерческого, финансового или другого давления и влияния, которые могут оказать отрицательное воздействие на результаты поверки.

1. Положения о МС утверждают руководители государственных органов управления Российской Федерации или юридических лиц.

2. В настоящих правилах под вспомогательным оборудованием понимают технические устройства, не относящиеся к средствам измерений, но используемые при реализации требований документов на методики поверки и оказывающие влияние на показатели их достоверности.

5.2. Документация по вопросам, связанным с обеспечением качества поверочных работ, может быть составной частью общего документа (Руководства по качеству), определяющего цели, структуру и организацию работы системы качества МС, а также предприятия или организации в целом. В этом случае элементы системы качества, определяющие качество поверки, должны быть включены в общее Руководство по качеству или приложены к нему в виде отдельных документов (например, стандартов предприятия).

Документация системы качества должна быть доведена до сведения персонала, принимающего участие в осуществлении предусмотренных работ, понята им, доступна ему и выполняема им.

Работу по обеспечению внедрения системы качества и ее постоянному функционированию осуществляет сотрудник, на которого в установленном организацией-заявителем порядке возложена ответственность за осуществление указанной деятельности и определена его подчиненность должностному лицу, принимающему решения по политике в области качества и выделению ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей.

5.3. Руководство по качеству должно содержать комплексное описание МС юридического лица и организацию работ по поверке.

Руководство по качеству должно содержать следующую информацию:

— определение организационной и управленческой структуры МС, ее место в вышестоящей организации и взаимосвязи между управлением качеством, технической деятельностью и вспомогательными службами;

— изложение политики в области обеспечения качества, содержащей заявление руководства об уровне обслуживания, осуществляемого МС, задачи, стоящие перед системой качества, требование к исполнителям ознакомиться с документацией системы качества и следовать в своей деятельности установленной политике и процедурам;

— описание процедуры управления всеми документами, являющимися составной частью системы качества (разработанными внутри МС или поступившими извне);

— описание процедуры анализа заявок на выполнение работ по поверке, включая анализ возможностей и ресурсов метрологической службы;

— описание политики и процедур по выбору необходимых услуг и запасов, влияющих на качество выполнения поверочных работ;

— изложение методов работы с другими подразделениями или организациями, которые являются заказчиками при выполнении поверочных работ (включая процедуры по разрешению претензий);

— описание процедуры приемки, хранения, поверки, оформления ее результатов и выдачи СИ, поступивших на поверку;

— описание политики и процедуры, к которым прибегают в тех случаях, когда какой-либо аспект поверочной деятельности не соответствует требованиям нормативных документов, собственным процедурам МС или согласованным с клиентом требованиям;

— описание политики, процедуры и соответствующих полномочий по принятию корректирующих действий в тех случаях, когда выявлены несоответствующая работа или отступления от политики или процедур, предусмотренных системой качества или нормативной документацией;

— изложение методов определения необходимых улучшений и потенциальных источников несоответствий технического характера или связанных с системой качества;

— описание процедуры идентификации, сбора, индексирования, доступа, систематизации, хранения, ведения и изъятия учетных данных по качеству и техническим вопросам, связанным с выполнением поверочных работ, сведения об информационных технологиях, обеспечивающих учет поверительных клейм и результатов поверки;

— описание порядка составления и утверждения графика, а также процедуры проведения внутренних проверок системы качества, включая вопросы анализа результатов проверки, проводимой руководством МС;

— сведения о поверяемых СИ и средствах поверки, необходимых для поверки СИ, установленных областью аккредитации (форма 2 приложения 2);

— сведения о кадровом составе (персонале) сотрудников, проводящих поверку (форма 3 приложения 2);

— процедуры и инструкции (или ссылки на процедуры и инструкции) на выполнение работ;

— сведения о состоянии производственных помещений (форма 4 приложения 2);

— сведения о применяемых нормативных документах и документах на методики поверки (форма 2 приложения 2);

— сведения об оснащенности эталонами и вспомогательным оборудованием (форма 5 приложения 2).

Рекомендуется включать в Руководство по качеству описание процедуры выбора места и условий проведения поверки СИ, которые, по техническим причинам или в соответствии с действующими метрологическими правилами и нормами, не могут быть поверены самой МС.

Ведение Руководства по качеству возлагается на сотрудника МС юридических лиц, назначенного руководством организации-заявителя.

5.4.1. МС юридического лица должна иметь эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование, необходимые для проведения поверки всех СИ, определенных областью аккредитации. Эталоны должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке, а вспомогательное оборудование подвергнуто контролю работоспособности в соответствии с требованиями технической документации.

Примечание. Все эталоны, помимо свидетельств о поверке, должны иметь в наличии протоколы поверки, которые сохраняют в течение всего периода использования эталона.

5.4.2. Эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование, используемые при осуществлении поверки, следует содержать в условиях, обеспечивающих их работоспособность, сохранность и защиту от повреждения и преждевременного износа.

Для эталонов, СИ и вспомогательного оборудования должны быть разработаны и утверждены руководством метрологической службы графики по техническому обслуживанию, а также графики поверки эталонов и проверки работоспособности вспомогательного оборудования.

5.4.3. Неисправные эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование следует снимать с эксплуатации и снабжать соответствующими этикетками, указывающими на их непригодность для выполнения своих функций (в случае, если нанесение этикетки невозможно, следует принять иные меры по недопущению случайного использования неисправного оборудования в процессе поверки; эти меры должны быть описаны в Руководстве по качеству).

5.4.4. На каждый эталон и каждую единицу вспомогательного оборудования должна быть нанесена этикетка, отражающая их состояние: пригодный к эксплуатации, годный с ограничениями, подлежащий ремонту (этикетку наносят не на само устройство, а на упаковку или ячейку для хранения); и оформлен учетный документ в МС юридического лица. Учетный документ на каждую единицу оборудования должен включать следующие сведения:

— предприятие-изготовитель (фирма), тип (марка), заводской и инвентарный номера;

— дату изготовления, дату получения и ввода в эксплуатацию;

— состояние при покупке (новый, бывший в употреблении, после ремонта и т.п.);

— место расположения (при необходимости);

— данные о неисправностях, ремонтах и техобслуживании;

— данные о поверках, межповерочный интервал.

5.5.1. Персонал должен иметь профессиональную подготовку, технические знания и опыт, необходимые для проведения поверки в заявленной области аккредитации.

5.5.2. Поверочные лаборатории должны располагать достаточным количеством поверителей, обеспечивающим выполнение планируемого объема работ.

5.5.3. Каждый специалист должен иметь должностную инструкцию, устанавливающую функции, обязанности, права и ответственность, требования к образованию, техническим знаниям и опыту работы.

5.5.4. Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом ГМС.

5.6. Помещения и окружающая среда.

5.6.1. Помещения для проведения поверки должны соответствовать по производственной площади характеру и объему выполняемых работ. Состояние помещений и обеспечиваемые в них условия (температура, влажность, чистота воздуха, освещенность, звуко- и виброизоляция, защита от излучений, магнитного, электрического и других физических полей, снабжение электроэнергией, водой, воздухом, теплом, хладагентом и т.п.) должны соответствовать требованиям нормативных документов по поверке, санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды. Соответствие помещений установленным требованиям должно быть документально подтверждено.

Условия, в которых производят поверку, не должны отрицательно влиять на полученные результаты и снижать их нормированную точность. Это требование распространяют и на помещения, не принадлежащие заявителю, но используемые им в целях поверки, а также на передвижные поверочные лаборатории.

5.6.2. Доступ к месту проведения поверки следует контролировать.

5.7. Нормативная документация

5.7.1. МС юридического лица должна располагать актуализированной документацией, включающей:

— организационные и методические НД;

— документы на методики поверки СИ, определенные областью аккредитации, в том числе официальными изданиями стандартов, регламентирующих деятельность в области поверки;

— документы, регламентирующие правила поддержания в надлежащем состоянии эталонов и вспомогательного оборудования (графики поверки, паспорта, эксплуатационная документация);

— документы, определяющие хранение информации и результатов поверки (протоколы, рабочие журналы, автоматизированные информационные системы и т.п.).

В поверочных подразделениях аккредитованной метрологической службы должны быть установлены и документированы процедуры, обеспечивающие актуализацию и наличие в установленных местах НД, связанных с проведением поверки, техникой безопасности и ведением документации.

5.8. Поверяемые средства измерений.

Должны быть установлены правила приемки, хранения и возврата СИ, поступающих на поверку.

5.9. Учет результатов поверки и хранение документов.

Поверочные подразделения аккредитованных МС юридических лиц должны иметь систему учета и документирования результатов поверки, которая обеспечивает регистрацию протоколов поверки, выданных свидетельств о поверке и извещений о непригодности СИ, использовании поверительных клейм, а также возможность передачи указанных данных в соответствующую автоматизированную систему (АИС) учета поверочной деятельности Госстандарта России.

МС должны обладать документально подтвержденными процедурами по хранению (включая продолжительность) и защите хранимой информации. Сведения о результатах поверок следует хранить не менее трех межповерочных интервалов.

5.10. Регистрация, хранение и выдача поверительных, защитных и аннулирующих клейм.

Хранение и учет поверительных клейм в МС юридических лиц возлагают на ответственного сотрудника, назначаемого руководством МС. Поверительные клейма выдаются персонально каждому поверителю с регистрацией в журнале учета. Соответствующую информацию передают в АИС учета поверочной деятельности Госстандарта России.

5.11. Юридическое лицо, в составе которого функционирует аккредитуемая метрологическая служба, должно иметь достаточные ресурсы, требуемые для деятельности в области поверки СИ.

6. Процедура аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений

6.1. Аккредитация МС юридических лиц предусматривает следующие этапы:

— направление материалов по аккредитации в орган ГМС по месту расположения юридического лица;

— получение заключения руководителя органа ГМС о возможности аккредитации МС юридического лица;

— представление в Госстандарт России заявки на аккредитацию и заключения органа ГМС по месту расположения юридического лица и принятие решения по заявке;

— экспертиза документов, представленных МС юридического лица, формирование и утверждение состава комиссии по проверке МС юридического лица;

— проверка МС юридического лица комиссией, оформление акта проверки;

— подготовка материалов для рассмотрения Научно-технической комиссией Госстандарта России по метрологии и измерительной технике (НТК);

— рассмотрение материалов аккредитации на НТК;

— оформление приказа Госстандарта России (в случае принятия положительного решения) или письма об отказе в аккредитации (в случае отрицательного решения);

— оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации;

— регистрация МС юридического лица в Реестре.

6.2. Заявитель направляет в орган ГМС по месту своего расположения заявку на аккредитацию (приложение 3). Одновременно с заявкой направляют следующие документы:

— Руководство по качеству с приложениями по формам 1-5 приложения 2;

— технико-экономическое обоснование аккредитации МС юридического лица на право поверки;

— область аккредитации (проект).

Орган ГМС рассматривает представленную документацию и формирует мотивированное заключение. В заключении органа ГМС, выдаваемом в течение одного месяца со дня получения заявки, должно быть приведено обоснование возможности передачи функции поверки СИ в заявленной области аккредитации заявителю, исходя из анализа обеспеченности поверкой СИ в регионе по номенклатуре и объему, сведений о наличии опыта и качестве работ в области поверки и калибровки средств измерений, оценки возможного влияния заинтересованности заявителя на результаты поверки, а также учтено соответствие МС организации-заявителя требованиям раздела 5 настоящих правил. Несоответствие этим требованиям, а также мотивированный вывод о невозможности передачи права поверки заявителю могут повлечь за собой отказ в аккредитации. В последнем случае комплект документов возвращают заявителю.

Заключение оформляют в соответствии с приложением 4. В случае положительного решения оно должно содержать предложения по составу комиссии по проверке МС юридических лиц.

В случае отсутствия в органе ГМС специалистов по отдельным видам измерений к экспертизе документов могут быть привлечены компетентные сотрудники других органов ГМС или ГНМЦ.

Заключение подписывает руководитель органа ГМС.

Если юридическое лицо осуществляет деятельность по месту расположения нескольких органов ГМС, то заключение должно быть согласовано со всеми этими органами.

6.3. Заключение органа ГМС вместе с комплектом документов, перечисленных в 6.2, заявитель направляет в Госстандарт России.

6.4. Госстандарт России в течение месяца решает вопрос о необходимости дополнительной экспертизы документов, представленных МС юридического лица (например, в случае возникновения разногласий между заявителем и органом ГМС), и при ее положительных результатах или принятии решения о нецелесообразности дополнительной экспертизы формирует и утверждает состав комиссии по проверке МС юридического лица. Комиссии передают комплект документов по аккредитации, подготовленных заявителем.

В случае отрицательных результатов дополнительной экспертизы процедура аккредитации может быть приостановлена до устранения выявленных недостатков или прекращена совсем. О результатах экспертизы и принятом решении заявителя уведомляют письменно.

6.5. В состав комиссии включают специалистов органа ГМС по месту расположения заявителя, а также специалистов Госстандарта России, ГНМЦ и других органов ГМС.

Комиссию формируют из специалистов по видам измерений, содержащимся в области аккредитации.

Не менее половины членов комиссии должны быть специалистами, аттестованными в качестве экспертов по аккредитации на право поверки и калибровки средств измерений.

По предложению МС федеральных органов исполнительной власти в состав комиссии могут быть включены их представители.

Председателем комиссии, как правило, назначают руководителя органа ГМС или его заместителя.

Состав комиссии доводят до сведения заявителя и всех лиц, участвующих в проверке.

6.6. По результатам проверки составляется акт (приложение 5), содержащий рекомендации об аккредитации или отказе в аккредитации заявителя, сроке и сфере действия аттестата аккредитации.

Сфера действия аттестата аккредитации может предусматривать проведение поверки только для собственных нужд или для любых сторонних организаций и физических лиц, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в пределах ответственности органа ГМС, выдавшего заключение о возможности аккредитации.

Акт подписывают члены комиссии и представляют его для ознакомления руководству заявителя.

В случае возникновения неустранимых противоречий между членами комиссии или комиссией и представителями заявителя к акту может быть приложен протокол разногласий, отражающий сущность возникших противоречий.

Акт оформляют в трех экземплярах. Один из них оставляют в аккредитуемой организации, второй передают председателю комиссии, третий — в местный орган ГМС.

6.7. Акт вместе с проектом области аккредитации (четыре экземпляра) и документами по 6.2 направляют в рабочий орган системы аккредитации. В целях ускорения процедуры прохождения документов рекомендуется, помимо комплекта документов, направлять его копии на гибком диске 3,5» или в виде набора файлов, переданных по электронной почте.

6.8. Рабочий орган системы аккредитации осуществляет заключительные организационно-экспертные работы, подготовку документации (если в процессе экспертизы выявляются недостатки в оформлении документов, к их устранению могут быть привлечены члены комиссии по аккредитации или заявитель) и со своим экспертным заключением направляет их в Госстандарт России для рассмотрения на НТК. Работу выполняют в течение пятнадцати дней.

6.9. После рассмотрения информации о состоянии МС юридического лица и ее готовности к аккредитации НТК принимает рекомендацию об аккредитации заявителя в случае положительных решения комиссии и заключения рабочего органа системы аккредитации.

В случае отрицательного заключения комиссии или наличия разногласий по вопросам, связанным с аккредитацией, могут быть приняты решения о:

— проведении согласительного совещания членов комиссии и представителей заявителя с участием руководителей Управления метрологии, Управления государственного контроля и надзора, а также компетентных специалистов органов ГМС и ГНМЦ по усмотрению руководства Госстандарта России;

— приостановке процедуры аккредитации на срок, необходимый для устранения недостатков, отмеченных комиссией;

— сокращении области аккредитации;

— полном прекращении процедуры аккредитации (при наличии неустранимых недостатков).

6.10. При положительном решении об аккредитации оформляют приказ Госстандарта России, которым устанавливают область и сферу действия аттестата аккредитации, осуществляют регистрацию МС юридического лица в Реестре, устанавливают шифр поверительного клейма и оформляют аттестат аккредитации.

Область аккредитации фиксирует перечень групп СИ, каждая из которых представляет собой совокупность средств измерений, поверяемых с помощью единого комплекта средств поверки, в пределах которого аккредитованной МС предоставляется право поверки.

В случае отрицательного решения заявитель в десятидневный срок уведомляется об отказе в аккредитации.

6.11. В случае изменения статуса или наименования юридического лица, а также при его реорганизации местный орган ГМС уведомляют письмом о произошедших изменениях с просьбой о переоформлении аттестата аккредитации.

Письмо вместе с заключением органа ГМС о том, что произошедшие изменения не затрагивают вопросов деятельности МС и не влияют на выполнение критериев аккредитации, направляют в Госстандарт России.

На основании указанных документов Госстандарт России переоформляет аттестат аккредитации.

Если реорганизация существенно затрагивает выполнение критериев аккредитации МС, проводят ее повторную аккредитацию в соответствии с пунктами 6.2-6.10 настоящих правил.

7. Продление срока действия аттестата аккредитации

7.1. Госстандарт России до истечения срока действия аттестата аккредитации проводит продление срока действия аттестата аккредитации МС юридического лица.

7.2. Заявку на продление срока действия аттестата аккредитации МС юридического лица подает не менее чем за 6 месяцев до истечения срока его действия.

7.3. Состав и процедура работ, осуществляемых в процессе продления срока действия аттестата аккредитации, соответствуют положениям, установленным разделом 6 настоящих правил.

7.4. Процедуру продления срока действия аттестата аккредитации МС юридического лица проводят не реже одного раза в пять лет. В случае, если срок действия аттестата аккредитации истек, а процедура продления срока действия аттестата аккредитации не завершена по причинам, не зависящим от Госстандарта России, МС юридического лица утрачивает право поверки. При этом все поверительные клейма в соответствии с журналом их регистрации подлежат гашению (т.е. их приводят в состояние, при котором их дальнейшее использование становится невозможным), о чем составляют соответствующий акт.

8. Процедура изменения области аккредитации

8.1. Аккредитованная МС юридического лица, претендующая на изменение своей области аккредитации, направляет соответствующую заявку в орган ГМС по месту расположения юридического лица.

К заявке прилагают документацию, соответствующую указанной в разделе 6 и претерпевшую изменения, а также дополнение к области аккредитации, оформленное в соответствии с приложением 1 (если область аккредитации расширяют), а в случае сокращения области аккредитации — полный текст новой редакции области аккредитации.

Орган ГМС дает заключение о возможности изменения области аккредитации, руководствуясь требованиями пункта 6.2 настоящих правил.

Комплект документов вместе с заключением органа ГМС направляют в Госстандарт России.

8.2. В случае сокращения области аккредитации Госстандарт России организует экспертизу правильности оформления представленных документов и на основании положительных результатов экспертизы утверждает новую редакцию «Области аккредитации» (приложение 1).

8.3. В случае расширения области аккредитации аккредитация может быть проведена по полной либо сокращенной процедуре. Аккредитацию проводят в соответствии с порядком, изложенным в разделе 6 настоящих правил. При положительном исходе работ по аккредитации «Дополнение к области аккредитации» утверждает заместитель председателя Госстандарта России.

9. Процедура проведения контроля за поверочной деятельностью метрологических служб юридических лиц, аккредитованных на право поверки средств измерений

9.1. Контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС юридического лица проводят с целью:

— оценки соответствия аккредитованной МС юридического лица критериям аккредитации;

— проверки соблюдения МС юридического лица метрологических правил и норм в процессе осуществления поверки СИ.

Контроль за деятельностью аккредитованных МС юридических лиц по поручению Госстандарта России осуществляют органы ГМС по месту расположения юридического лица.

9.2. Контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС осуществляют в двух формах:

первая — оценка деятельности аккредитованной МС юридического лица на основании представленных им информационных листов и других материалов;

вторая — контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС путем проверки с выездом комиссии в аккредитованную МС юридического лица (не чаще одного раза в межаккредитационный период).

9.3. Контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС может быть периодическим и внеплановым.

Внеплановый контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС проводят по решению Госстандарта России в случаях поступления отрицательных сведений о деятельности аккредитованной МС юридического лица.

9.4. Оценку поверочной деятельности МС юридических лиц по первой форме осуществляют в следующем порядке:

9.4.1. Орган ГМС осуществляет рассылку форм информационных листов (приложение 6), запросы, связанные с деятельностью поверочных подразделений аккредитованной МС, сбор информации и оценку деятельности инспектируемых МС юридических лиц.

9.4.2. Оценка деятельности включает:

— анализ изменений, произошедших с момента аккредитации или последнего контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС, и оценку факторов, влияющих на сохранение соответствия аккредитованной МС юридического лица критериям, установленным в разделе 5 настоящих правил;

— оценку результатов деятельности в области поверки, в том числе количества и причин претензий к качеству поверочных работ, наличие и результаты внутренних проверок функционирования системы управления качеством выполнения поверочных работ, устранение замечаний и реализацию предложений, сделанных при аккредитации или предыдущих проверках.

9.4.3. По результатам оценки деятельности инспектируемой МС юридического лица оформляется заключение (приложение 7).

При этом заключение может содержать одно из двух предложений:

— признать работу инспектируемой МС юридического лица удовлетворительной, если она соответствует установленным критериям аккредитации;

— провести контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС путем проверки с выездом комиссии на место (в случае отрицательной оценки деятельности инспектируемой МС юридического лица).

9.4.4. Заключение по результатам оценки поверочной деятельности аккредитованной МС, проводимой по первой форме, с информационным листом (приложение 6), орган ГМС, проводивший контроль, направляет в Госстандарт России и в рабочий орган системы аккредитации.

В случае отрицательной оценки деятельности инспектируемой МС юридического лица рабочий орган системы аккредитации представляет материалы контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС на рассмотрение в Госстандарт России.

Госстандарт России принимает решение о проведении внепланового контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС с выездом комиссии на место, утверждает состав комиссии и оформляет поручение на его проведение.

Рабочий орган системы аккредитации один раз в полгода обобщает материалы оценки поверочной деятельности аккредитованных МС и представляет их в Госстандарт России.

9.5. Контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС по второй форме осуществляют в следующем порядке:

9.5.1. Орган ГМС направляет в инспектируемую МС юридического лица письмо о назначении состава комиссии и программу контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС.

9.5.2. МС юридического лица готовит и направляет в орган ГМС комплект документов, предусмотренный программой контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС.

9.5.3. Комиссия получает для изучения представленный комплект документов.

Председатель комиссии распределяет работы между членами комиссии и согласовывает с руководством инспектируемой МС юридического лица вопросы, связанные с обеспечением условий для проведения контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС и работы комиссии (предоставление всей необходимой информации, выделение рабочего помещения для комиссии и др.). Комиссия осуществляет свою работу в пределах структурных подразделений инспектируемой МС, связанных с осуществлением поверочной деятельности, и на основании документов и сведений, которые предусмотрены программой контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС.

9.5.4. Комиссия проверяет:

— сохранение соответствия аккредитованной МС юридического лица критериям, изложенным в разделе 5 настоящих правил;

— состояние и ведение организационно-методических документов поверочных подразделений (Руководства по качеству, протоколов поверки, журналов регистрации поверочных работ, учетных документов на эталоны, графиков поверки эталонов, иных СИ, должностных инструкций работников поверочных подразделений), а также работ, связанных с регистрацией поверительных клейм и результатов поверки;

— результаты деятельности инспектируемой МС юридического лица за период, прошедший с момента аккредитации или последнего контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС (оценивают изменения, произошедшие в составе средств поверки, помещений поверочных лабораторий, составе и квалификации поверителей, контролируют количество и качество внутренних проверок функционирования системы управления качеством, ведение архивов, соблюдение требований конфиденциальности, выполнение корректирующих мероприятий по рекомендациям ранее работавших комиссий).

В процессе подготовки и осуществления контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС могут быть использованы инструментальные методы, например межлабораторные сличения, инспекционные поверки и т.п.

9.5.5. По результатам контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС комиссия составляет акт (приложение 8), содержащий:

— заключение по каждому пункту программы контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС с указанием выявленных недостатков;

— предложения и рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Акт контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС оформляют в четырех экземплярах, и его подписывают все члены комиссии и руководитель инспектируемой МС юридического лица, который, при необходимости, может изложить особое мнение. Один экземпляр акта оставляют у руководителя инспектируемой МС, второй у председателя комиссии, третий и четвертый направляют в Госстандарт России и в рабочий орган системы аккредитации.

9.5.6. МС юридического лица разрабатывает план мероприятий по устранению недостатков, отмеченных комиссией, и представляет его в орган ГМС.

9.5.7. По результатам контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС оформляют заключение (приложение 9).

Заключение орган ГМС, проводивший контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС, направляет в Госстандарт России и в рабочий орган системы аккредитации.

В случае выявления неустранимых недостатков в деятельности контролируемой МС юридического лица Госстандарт России принимает одно из следующих решений:

— сократить область аккредитации, если выявлены неустранимые недостатки, которые делают невозможным осуществление поверки по одной или нескольким группам средств измерений;

— приостановить действие аттестата аккредитации (с указанием условий, при выполнении которых решение о приостановлении действия аттестата аккредитации может быть пересмотрено);

— аннулировать аттестат аккредитации.

Рабочий орган системы аккредитации один раз в полгода обобщает материалы контроля за поверочной деятельностью аккредитованных МС и представляет их в Госстандарт России.

9.6. Решение Госстандарта России по результатам контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС вносят в Реестр.

В случае принятия решения об изменении области аккредитации, приостановке действия аттестата аккредитации или его аннулировании юридическому лицу направляют соответствующее уведомление за подписью заместителя председателя Госстандарта России (приложение 10).

10. Разрешение споров

10.1. Заявитель или юридическое лицо, МС которых аккредитована на право поверки СИ, могут в течение 30 дней с момента получения официального уведомления о решениях, принятых по вопросам аккредитации или контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС, опротестовать указанные решения в Госстандарте России.

Жалобы рассматривают на НТК Госстандарта России, и решения по ним принимают в месячный срок со дня поступления жалобы.

10.2. Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несут юридические лица, аккредитованными метрологическими службами которых выполнены поверочные работы.

Приложение 1. Аттестат аккредитации метрологической службы на право поверки средств измерений

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ
_______________________________

метрологической службы
на право поверки средств измерений

Действителен до
«__» ________ 2____ г.

Настоящий аттестат удостоверяет, что метрологической службе

docs.cntd.ru

Смотрите еще:

  • Как заполнить дневник на практику юрист Пример заполнения дневника по практике МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ НАША ЗАДАЧА - ПОМОГАТЬ: ВЫПОЛНЯЕМ ВСЕ ВИДЫ РАБОТ Работы МЫ пишем через Биржу PISHEM24.RU Оформив заказ, Вы бесплатно узнаете за какую цену и в какой срок мы напишем Вашу […]
  • Опека оренбургский район Опека оренбургский район Режим работы управления социальной защиты населения администрации МО Оренбургский район разработан на основе Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Устава муниципального образования Оренбургский […]
  • Досрочная пенсия для медработников Досрочная пенсия медработникам Медицинские работники могут претендовать на льготы при начислении пенсии. Досрочная пенсия медработникам возможна в следующих случаях наличия трудового стажа: при стаже не менее 30 лет — для […]
  • Пенсии рк на 2018 год Пенсия в Казахстане в 2018 году Повышение пенсии с 1 июля 2018 РК. Перерасчет пенсии С 1 июля 2018 году произуйдут большие изменения в методике расчета пенсии в Казахстане. Насколько существенным будет повышение пенсии и как будет […]
  • Правила дорожного движения с обновлениями Билеты ПДД 2018 решать онлайн. На сайте собраны ПДД билеты, идентичные билетам ГИБДД Здравствуйте! Ваша статистика «A, B, М, А1, B1» В помощь водителю Просмотр билетов «A, B» «книжный вариант» ПДД Билеты к себе на сайт Будь в […]
  • Суды в минске адреса Суды Беларуси Верховный Суд Республики Беларусь . Адрес: Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Ленина, 28 Тел. (375 17) 226 12 06, тел./факс (375 17) 227 12 25. Председатель: Сукало Валентин Олегович. Электронная почта: […]
  • Заявление на получение международной карты Заполнение заявлений на оформление банковских карт Общая информация В 2011 году приемная комиссия и бухгалтерия факультета ВМК МГУ при поддержке Вернадского отделения Сбербанка России города Москвы организуют прием заявлений на […]
  • Независимая экспертиза после дтп в кургане Оценка транспорта при ДТП Индивидуальный предприниматель Рязанов Олег Витальевич, действующий с 2003г., оказывает профессиональные услуги юридическим и физическим лицам по оценке и независимой экспертизе. Основной регион оказания […]