Реклама табака закон

Инфотека по защите прав потребителей

Размещен: 30.05.2013 г.

ЗАПРЕТ НА РЕКЛАМУ, СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОДАЖИ И СПОНСОРСТВО ТАБАЧНЫХ КОМПАНИЙ, А ТАКЖЕ ИНЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖИ И КУРЕНИЯ ТАБАКА

С 1 июня 2013 г. вступает в силу ФЗ от 23.02.2013 г.№15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее ФЗ «Об ограничении курения табака»), который еще называют «антитабачный закон». Данный закон придет на смену действующему сегодня ФЗ от 10.07.2001 г. №87-ФЗ «Об ограничении курения табака», который будет признан утратившим силу.

Новый Закон разработан с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака и направлен на охрану таких основополагающих прав граждан, как право на охрану здоровья и право на благоприятную среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ).

Распоряжением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. №1563-р утверждены Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 — 2015 годы, а также план мероприятий по ее реализации.

Целью Концепции является создание условий для защиты здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма путем реализации мер, направленных на снижение потребления табака и уменьшение его воздействия на человека.

Потребление табака, в том числе в виде табачных изделий, является существенной угрозой для здоровья граждан Российской Федерации.

В Российской Федерации ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибают от 350 тысяч до 500 тысяч граждан.

Распространенность потребления табака среди взрослого населения Российской Федерации в различных регионах страны составляет 53 — 80 % среди мужчин и 13 — 47 % — среди женщин.

Распространенность потребления табака среди юношей и девушек составляет соответственно 28 — 67 % и 15 — 55 %.

Около 80 процентов населения Российской Федерации подвергается ежедневному пассивному курению табака. Вещества, содержащиеся в табачном дыме, обладают токсичными, мутагенными и канцерогенными свойствами.

Кроме того, в Российской Федерации растет потребление кальяна, сигар и трубок, состав табака которых не регулируется.

Поэтому совершенствование законодательства в сфере производства, продажи и реализации табака продиктовано острой необходимостью.

ФЗ «Об ограничении курения табака» вводит большое количество положений, которые отсутствовали в ранее действовавшем федеральном законе. В частности, данным законом вводятся обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:

  • cоблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
  • осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;
  • обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Продвижению табачной продукции на рынок Российской Федерации и дальнейшему увеличению числа ее потребителей способствуют низкие налоги и цены на табачные изделия, активная реклама табака, низкая информированность населения о вреде потребления табака и воздействия табачного дыма на человека, недостаточный уровень организации профилактической работы и медицинской помощи, направленных на отказ от потребления табака.

Реклама табачной продукции.

В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия устанавливается запрет на рекламу и стимулирование продажи табака, табачной продукции и потребления табака.

Основными мерами, направленными на поэтапный запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий, являются:

  • введение полного запрета на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий, а также осуществление контроля и мер административной ответственности за нарушение запрета;
  • введение запрета на использование табачных торговых марок в отношении продукции, не относящейся к табачной;
  • создание механизма постоянного информирования распространителей рекламы о воздействии рекламы на увеличение распространения потребления табачных изделий и вовлечение новых потребителей табака, особенно детей, молодежи и женщин, и стимулирование распространителей рекламы к замене рекламы табака на другие виды рекламы;
  • создание механизма, препятствующего распространению в качестве социальной рекламы любых форм рекламы табака или рекламы антитабачной направленности, разработанной при участии или поддержке табачных компаний.

Статьей 16 ФЗ «Об ограничении курения табака» вводится запрет на рекламу табачных изделий и стимулирование продажи табака, табачных изделий. Нормы данной статьи дополняют уже действующие сегодня ограничения в сфере рекламы табака, установленные Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»).

Согласно положениям вышеуказанной статьи в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных как для детей, так и для взрослых, аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

2) спонсорство табака.

Необходимо отметить, что, запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака вводится только в отношении вновь созданных произведений. Таким образом, с момента вступления в силу ФЗ «Об ограничении курения табака» мультфильм «Ну, погоди» и другие передачи для детей не уйдут с экранов.

Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака в процессе целенаправленного информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний (сюжет, репортаж о вреде курения и т.д.).

С 1 июня 2014 г. при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен будет обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

В соответствии со статьей 23 ФЗ «О рекламе» реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна:

1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от курения;

3) обращаться к несовершеннолетним;

4) использовать образы несовершеннолетних.

Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться:

1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

5) на всех видах транспортных средств общего пользования;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.

Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

Розничная продажа табачной продукции.

Нормы ФЗ «Об ограничении курения табака», регулирующие порядок осуществления розничной продажи табачной продукции, будут вступать в силу поэтапно. Так, с 1 июня 2013 года запрещается розничная торговля табачной продукцией:

  • на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  • на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

С 1 июня 2014 г. розничную торговлю табачной продукцией можно будет осуществлять только в стационарных магазинах и павильонах.

В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов будет допускаться торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

С указанной даты нельзя будет выкладывать табачную продукцию на витринах розничного магазина. Покупателю будет предлагаться перечень продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

При этом с 1 июня 2014 г. демонстрацию табачной продукции покупателю в торговом объекте можно будет осуществлять по его требованию только после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции (пункт 4, 5 статьи 19 «Об ограничении курения табака»).

Курение табачной продукции.

С 1 июня 2013 г. на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта; на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг; на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров; в помещениях социальных служб; в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях; в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов; на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами; на автозаправочных станциях будет действовать полный запрет на курение, в том случае, если в вышеуказанных организациях (территориях) отсутствуют специально выделенные места для курения на открытом воздухе или изолированные помещения для курения, оборудованные системами вентиляции.

С 1 июня 2014 г., вышеуказанное требование будет распространяться и на поезда дальнего следования, при оказании услуг по перевозкам пассажиров; на коммунально-бытовые объекты (гостиницы, хостелы, кемпинги и т.п.); организации торговли (торговые центры) и общественного питания (бары, рестораны, кафе и т.д.), помещения рынков, на нестационарные торговые объекты; на пассажирские платформы, используемые исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.

Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Мера ответственности

Статьей 23 ФЗ «Об ограничении курения табака» за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака установлена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность.

В настоящее время незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, представляет собой объект административного правонарушения, ответственность, за которую предусмотрена статьей 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии с указанной нормой при выявлении факта совершения индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом административного правонарушения в сфере оборота табачной продукции контролирующие органы привлекают нарушителя к административной ответственности. Размер штрафа для граждан составляет от 1500 до 2000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой, для должностных лиц — от 3000 до 4000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой, для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой;

Статьей 11.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, а также в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов, в виде предупреждения или административного штрафа в размере 100 руб.

Статья 23. Утратила силу с 15 ноября 2013 года. — Федеральный закон от 21.10.2013 N 274-ФЗ.

Комментарий к ст. 23 Закона о Рекламе

В целях точного определения перечня объектов рекламирования (табака, табачных изделий и курительных принадлежностей), для рекламы которых статьей 23 установлены запреты и ограничения, следует руководствоваться нормами Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», в частности положениями статей 2 и 3.

Часть 1 комментируемой статьи содержит нормы, накладывающие ограничения на содержание рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Эта часть включает четыре пункта, из которых пункт 1 является наиболее сложным и дискуссионным в правоприменительной практике.

Пунктом 1 запрещается реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, которая содержит утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния. Под использованным в тексте статьи словом «утверждение» понимаются следующие значения: «1. Утверждать и Утверждаться; 2. Мысль, положение, высказывание, доказывающие, утверждающие что-либо» (Большой толковый словарь русского языка / ИЛИ РАН. СПб., 2004). Из приведенного словарного комментария к слову «утверждение» следует, что данная норма в основном относится к письменной и словесной формам донесения информации в рекламе и означает, что реклама табачных изделий не должна содержать утверждений о том, что курение имеет важное значение для достижения указанных в Законе целей.

Необходимо также отметить, что словосочетание «важное значение», согласно Большому толковому словарю русского языка, означает «имеющий особенно большое значение; значительное, существенное значение».

При изучении рекламы в связи с наличием в ней признаков достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха следует исходить из того, что в вышеуказанном Большом толковом словаре русского языка под «общественным признанием» понимается «общественное уважение, положительная оценка», а под «успехом» в контексте статьи — «1. положительный результат, удачное завершение чего-либо; 3. общественное признание, одобрение чего-либо, чьих-либо достижений».

На основании лексического значения слова «эмоции», приведенного в Большом толковом словаре русского языка, к признакам улучшения эмоционального состояния могут быть отнесены фрагменты текста и элементы изображения, которые свидетельствуют о субъективных реакциях человека на воздействие внешних раздражителей, проявляющихся в виде радости и удовольствия.

Элементы изображения сами по себе не являются достаточными для вывода о том, что в рекламе содержится утверждение, запрещенное пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона «О рекламе». Зачастую целесообразно дополнительно провести лингвистическую и психологическую экспертизы с целью соотнесения текста рекламы и ее визуального ряда с тем, чтобы оценить наличие или отсутствие утверждения о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

В качестве примеров успешной практики определения соответствия рекламы норме пункта 1 части 1 статьи 23 Федерального закона «О рекламе» можно привести конкретные случаи, рассмотренные на заседаниях Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе Федеральной антимонопольной службы России и размещенные на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы России: http://www.fas.gov.ru/community-councils/community-councils_2.html.

Пунктом 2 в рекламе табака, табачных изделий и курительных принадлежностей запрещается осуждать воздержание от курения, то есть выражать неодобрение лицам, воздерживающимся от курения, представлять их в негативном виде, формировать негативное отношение к ним. Данная норма по содержанию близка к положению пункта 4 части 5 статьи 5 «Общие требования к рекламе» комментируемого Закона.

В пунктах 3 и 4 установлен запрет на рекламу, которая обращается к несовершеннолетним или использует их образы. Статьей 21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что совершеннолетие гражданина наступает по достижении 18 лет.

В законодательстве Российской Федерации используется понятие «изображение гражданина» (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), определение «образ человека» («образ несовершеннолетнего») отсутствует. Согласно Большому толковому словарю русского языка «образ» — это «1. внешний вид, облик; наружность, внешность; 2. живое, наглядное представление о ком-либо, о чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо; 3. форма восприятия сознанием явлений объективной действительности; отпечаток, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира» и т.п. Следовательно, «образ» — это не только внешний вид предмета, но и форма его представления и воспроизведения в сознании человека. Любое явление или предмет окружающей действительности трансформируется в человеческом сознании в образ и продолжает свое существование уже только в виде образа. При квалификации нарушений, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 23 Федерального закона «О рекламе», необходимо исходить из фактических обстоятельств конкретного дела. При этом решающее значение имеют возраст физических лиц, участвующих в рекламе (объективный критерий), а также то воздействие (впечатление), которое оказывает (производит) реклама с использованием данных лиц (субъективный критерий).

Ответственность за нарушение требований части 1 статьи 23 комментируемого Закона несет рекламодатель.

Часть 2 статьи 23 Федерального закона «О рекламе» содержит нормы, ограничивающие и запрещающие размещение рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Ответственность за нарушение требований этой части статьи несет рекламораспространитель.

Пунктом 1 части 2 статьи 23 Федерального закона «О рекламе» законодательно установлено, что реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании, т.е. для рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей введен полный запрет на некоторые способы распространения рекламы в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании.

Согласно пункту 2 части 2 комментируемой статьи полностью запрещено размещение (распространение) рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции. К печатным изданиям относятся периодические и непериодические печатные издания. Аудитория и назначение периодического печатного издания могут быть установлены по свидетельству о регистрации периодического печатного издания в качестве средства массовой информации. В свидетельстве указываются специализация и тематическая направленность периодического печатного издания. Определение специализации, примерной тематики и аудитории непериодического печатного издания, аудио- и видеопродукции, в частности, предназначенной для несовершеннолетних, может быть проведено по выходным сведениям такой продукции (издания) или путем специальных экспертиз.

В пункте 3 части 2 комментируемой статьи содержится запрет на размещение рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» газета и журнал являются периодическим печатным изданием, имеющим постоянное название, текущий номер и выходящим в свет не реже одного раза в год. Устанавливая требования к размещению рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей в периодических печатных изданиях, комментируемая норма дифференцирует их в зависимости от того, является ли издание журналом или газетой. Определения терминов «газета» и «журнал» содержатся в ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения».

Газетой является периодическое листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленного к специфике данного периодического издания, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. Газета может выпускаться в течение короткого времени, ограниченного определенным мероприятием (конференцией, фестивалем и т.п.). Газета может иметь приложение (приложения).

Журналом является периодическое издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания, в обложке или переплете, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющие постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Основным документом, подтверждающим статус периодического печатного издания, является свидетельство о регистрации периодического печатного издания в качестве средства массовой информации. Свидетельством устанавливается вид периодического печатного издания: газета или журнал. Основным отличием газеты от журнала, имеющим юридическое значение для оценки размещаемой в нем рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, является наличие у журнала обложки и ее отсутствие у газеты.

Исходя из этого технического различия в газете размещение рекламы указанных товаров не допускается на первой и последней полосах. В журнале размещение рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей запрещено на первой и последней страницах и обложке журнала.

Согласно ОСТ 29.137-97 «Издания. Термины и определения» обложка — бумажное покрытие издания, которое содержит ряд его выходных сведений и является также элементом внешнего оформления издания. Обложка издания (журнала) включает в себя четыре самостоятельные стороны, которые не входят в нумерацию страниц издания.

Размещение рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не допускается на всех сторонах обложки и на первой и последней страницах журнала.

Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (пункт 4 части 2 статьи 23 комментируемого Закона).

Пунктом 5 части 2 комментируемой статьи запрещено размещение рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей на всех видах транспортных средств общего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения товаров и население, он традиционно подразделяется на автомобильный, железнодорожный, морской, речной, воздушный (авиационный).

Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2010 N 316, в пункте 1.2 «Общих положений» определяют понятие «маршрутное транспортное средство» как транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. Таким образом, к транспортным средствам общего пользования нормативно-правовым актом в целях регулирования дорожного движения отнесены автобус, троллейбус, трамвай. На них размещение рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей запрещено. Исходя из смысла содержания пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации можно сделать вывод, что к транспортным средствам общего пользования следует отнести такси и маршрутные такси. К транспорту общего пользования относится также подвижной состав подземного городского транспорта — метро.

Запрет распространяется на железнодорожный транспорт общего пользования, понятие которого определено в части 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также на морской, речной, воздушный (авиационный) транспорт общего пользования.

В соответствии с пунктами 6 и 7 части 2 статьи 23 Федерального закона «О рекламе» реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений, а также в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 метров от таких сооружений.

Данные нормы устанавливают для рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, запрет для мест размещения, под которыми следует понимать непосредственно здания, строения, сооружения, в которых находятся детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные, оздоровительные, военные организации, театры, цирки, музеи, дома и дворцы культуры, концертные и выставочные залы, библиотеки, лектории, планетарии и зону на расстоянии 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений, а также физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения и зону на расстоянии ближе чем 100 метров от таких сооружений.

Для определения 100-метровой зоны целесообразно измерять ее как кратчайшее расстояние от ближайшей точки периметра указанных зданий, строений, сооружений, ограждений их территории до входа в организацию, в котором размещается реклама табака и табачных изделий, с учетом существующих преград или препятствий.

Соответствие размещения рекламных материалов внутри объектов, не являющихся детскими, образовательными, медицинскими, санаторно-курортными, оздоровительными, военными организациями, театрами, цирками, музеями, домами и дворцами культуры, концертными и выставочными залами, библиотеками, лекториями, планетариями, физкультурно-оздоровительными, спортивными сооружениями, требованиям положений пунктов 6 и 7 части 2 статьи 23 Закона устанавливается в каждом конкретном случае.

В части 3 статьи 23 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Федеральным законом «О рекламе» требования к содержанию предупреждения о вреде курения не установлены. Рекламодатели по своему усмотрению могут формулировать текст предупреждения, использовать тот или иной шрифт, однако такое предупреждение о вреде курения должно быть четким и ясным, хорошо различимым на фоне рекламы, т.е. должно быть именно предупреждением (привлекать внимание потребителей). Наиболее распространенным способом такого предупреждения является сообщение: «Минздравсоцразвития России предупреждает: курение вредит Вашему здоровью».

Ответственность за нарушение требований части 3 статьи 23 Федерального закона «О рекламе» несут рекламопроизводитель и рекламораспространитель.

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы (часть 4 статьи 23 Федерального закона «О рекламе»). Данная часть статьи 23 Федерального закона «О рекламе» вводит ограничение на проведение в рамках рекламных акций раздачи образцов табачных изделий в организациях и местах, запрещенных для реализации табачной продукции в соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона «Об ограничении курения табака», а именно в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий образовательных организаций. Наряду с этим иные мероприятия, проводимые в рамках рекламных акций, в указанных организациях и местах допускаются при условии соблюдения требований пунктов 6 и 7 части 2 статьи 23 комментируемого Закона.

При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей в этих организациях, рекламораспространители (юридические лица, оказывающие услуги по организации и проведению рекламных акций и мероприятий) не имеют права привлекать лиц (постоянных и временных сотрудников), которые не достигли совершеннолетия. Эти лица должны быть должным образом осведомлены и проинструктированы о запрете предлагать образцы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей несовершеннолетним, с тем чтобы полностью исключить возможность нарушения требований части 4 статьи 23 Федерального закона «О рекламе» во время таких рекламных акций в организациях, в которых допускается их проведение.

Ответственность за нарушение требований части 4 статьи 23 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В пункте 3 части 5 статьи 5 «Общие требования к рекламе» комментируемого Закона установлен запрет на демонстрацию в рекламе процесса курения. При этом запрещение на демонстрацию процесса курения распространяется не только на рекламу табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, но и на рекламу иных объектов рекламирования и социальную рекламу, если в ней содержится информация, формирующая интерес к определенному лицу, товару и способствующая продвижению его на рынке.

Принимая во внимание, что процесс курения невозможен без огня и как следствие без дыма и тления, представляется, что к признакам демонстрации процесса курения в первую очередь относится показ в рекламе зажженной сигареты и дыма независимо от изображения человека. Нарушением этой нормы будет признана и демонстрация в рекламе:

— сигареты, сигары или иного курительного табачного изделия в руке;

— дыма от курения сигарет, табака и табачных изделий;

— огня от зажженной спички, зажигалки.

В рекламе, содержащей изображение пачки сигарет и (или) незажженной сигареты, курительной трубки без табака и курительных принадлежностей (например, незажженной зажигалки, спичек в упаковке, неиспользованной пепельницы и т.п.), изобразительные признаки демонстрации процесса курения отсутствуют.

Смотрите еще:

  • Приказ фтс 1877 Приказ Федеральной таможенной службы от 14 сентября 2011 г. N 1877 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических […]
  • Закон 15-фз от 230213 Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от […]
  • Законы о пособиях на ребенка 2014 Федеральные и региональные выплаты в 2013-2014 гг. Таблица детских пособий Таблица детских пособий включает в себя федеральные пособия, выплачиваемые на всей территории РФ, и региональные компенсации. Каждый год федеральные выплаты […]
  • Законом no 698 Постановление Правительства РФ от 19.07.2016 N 698 "О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе" ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19 июля 2016 г. N 698 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ […]
  • Закон нижегородской области об ограничении пребывания детей Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 г. N 23-З "Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 г. N 23-З […]
  • Минимальный размер штрафа в рублях составляет Статья 3.5. Административный штраф 1. Положения ст. 3.5 посвящены административному штрафу. Это административное наказание: 1) устанавливается и назначается только как основное (см. об этом коммент. к ч. 1 ст. 3.3); 2) назначается с […]
  • Перечень правил эксплуатации Перечень правил эксплуатации Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. В ред. Постановлений Правительства РФ от […]
  • Приказ минэкономразвития 223 Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 апреля 2012 г. N 223 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования […]