Первый сибирский приказ

Сибирский приказ

Главная > Реферат >История

Сибирский приказ — орган управления, центральное правительственное учреждение в России XVII — XVIII веков с областной компетенцией.

С 1599 года по 1637 год сибирскими делами ведал Приказ Казанского Дворца, ведавшего восточными окраинами государства. С момента образования Сибирского приказа до 1663 года коллегии приказа Казанского дворца и Сибирского приказа возглавляло одно лицо. Сибирский приказ выделился в 1637, в его управление была передана территория всей Сибири. Он ведал административными, судебными, военными, финансовыми, торговыми, ямскими, горно-рудными и др. вопросами, а частично и посольскими сношениями с сопредельными с Сибирью странами (с Китаем, и «владельцами Мунгальскими и Калмыцкими»). Приказ контролировал местные администрации, руководил составлением ясачных окладных книг и сбором ясака.

В январе 1706 года «начальным лицом» Сибирского приказа назначен князь М. П. Гагарин. После учреждения губерний М. П. Гагарин стал губернатором Сибирской губернии, и продолжал руководить Сибирским приказом. При проведении 1-ой областной реформы (по указу от 18 декабря 1708) приказ был преобразован в Московскую канцелярию Сибирской губернии и с 1710 фактически перестал существовать как центральное правительственное учреждение. Его функции были сосредоточены в руках сибирского губернатора и губернской канцелярии (в г. Тобольск). В связи со снижением доходов, поступавших в казну из Сибири, правительство в 1730 вновь учредило Сибирский приказ, подчинив его Сенату. Из компетенции нового приказа были изъяты вопросы дипломатических сношений с сопредельными с Сибирью странами, а также руководство металлодобывающими и др. мануфактурными предприятиями, ямской службой, воинскими командами (с 1748). В полном объеме приказ ведал только административными, финансовыми, торговыми и таможенными вопросами. С августа 1734 была введена финансовая подотчетность Сибирского приказа Камер-коллегии и Штате-конторе. По указу от 15 декабря 1763 приказ был упразднен окончательно и управление Сибирью было приведено в соответствии с управлением прочими губерниями России. Архив приказа хранится в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА).

Гаврила Успенский. «Опыт повествования о древностях русских». Харьков, 1818 стр. 318

Александр Вицын. «Краткий очерк управления в России от Петра Великого до издания общего учреждения министерств». Казань, 1855, стр.37

Оглоблин Н.Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768) М., 1895-1901. Ч. 1-4;

История Сибири: в 5 т. Л., 1968. Т. 2.

Акишин М. О. Сибирский приказ в системе управления Сибирью в 1730-1763 годах. // Российская государственность: традиции, преемственность, перспективы. Материалы II Чтений памяти профессора Т. П. Коржихиной. — М.: РГГУ, 1999.

works.doklad.ru

Первый сибирский приказ

9 (С) I 63. 3 (2РОС) 4

Образование, структура и штаты Сибирского приказа XVII века.

Московский педагогический государственный университет.

The formation, structure and staff

of the Siberian office in the XVII — th century.

The Moscow pedagogical state university.

История Сибирского приказа является частью проблемы государственного строя России в XVII веке, который характеризуется как сословно — представительная монархия, постепенно переходящая к абсолютизму. Сибирский приказ до настоящего времени не являлся предметом специального изучения. Историками дореволюционного периода были затронуты лишь отдельные вопросы о деятельности и делопроизводстве приказа. ( Оглоблин Н. И. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592 — 1768 гг.). — М., 1891.). В советское время некоторый материал о Сибирском приказе, эпизодически затрагивающий его структуру, штаты, время создания был дан в ряде работ советских историков. ( Александров В. И. Управление Сибирью в XVII веке ..// История Сибири с древнейших времен до наших дней. — Л., 1968. — Т.2; Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII века и ее роль в формировании абсолютизма. — М., 1987.)

Таким образом, очевидно, что один из наиболее важных и значимых органов центральной власти в XVII веке нуждается в глубоком и внимательном изучении. Рассмотрение причин и процесса образования, структуры и штатов Сибирского приказа — главная цель нашего исследования. Настоящая работа опирается на анализ достаточно широкого круга источников. Среди них можно выделить воеводские наказы и наказные памяти, приходо — расходные книги, именные указы, а также некоторые другие документы приказного делопроизводства.

В XVII веке Сибирь как новый край Российского государства управлялся Посольским приказом, а с 1599 г. и до 1637 г. Сибирью ведал приказ Казанского Дворца, в управлении которого с самого начала находилось и Поволжье. Активное освоение и необходимость более оперативного и эффективного управления

“восточным краем России” поставили задачу образования нового приказа. Этот приказ был создан на базе приказа Казанского Дворца в 1637 г. Упомянутая дата традиционно считается среди исследователей временем основания Сибирского приказа и наиболее ранним упоминанием о нем в документах той эпохи.

Однако, нами было установлено, что Сибирский приказ существовал в составе приказа Казанского Дворца как зависимое учереждение уже с 1615 г., а в 1637 г. стал самостоятельным, что было вызвано необходимостью дальнейшего и более углубленного процесса политического, административного, хозяйственного и военного развития Сибири. (РГАДА. — СП. — Кн. II, Л. 142.)

Отличительной чертой возникновения Сибирского приказа является его выделение из состава другого, уже существующего приказа. Этот процесс образования кардинально отличается от принципов образования приказов XVI века, которые создавались на основе Казны, Дворца или Боярской Думы.

Главной особенностью Сибирского приказа являлось сочетание территориального и отраслевого принципов деятельности в его структуре. Вместе с наличием 5 столов (Тобольский, Томский, Мангазейский, Ленский, Енисейский), которые ведали определенными территориями (РГАДА. — СП. — Стб. 932.), существовали отдельные отраслевые структуры приказа (Денежный и Купецкий столы, Соболиная Казна). Расширение и усложнения поля их деятельности вело к развитию внутренней структуры данных отделов приказа, так к 80-м гг. XVII века в составе Соболиной Казны появляются Казенная, Купецкая, Разборная, Расценная, Скорняцкая палаты.

Штат Сибирского приказа включал приказных судей, дьяков и подьячих. Первоначально большинство судей (Б. М. Лыков, Н.И. Одоевский, А. Н. Трубецкой) и дьяков (Н. Шипулин, Т. Васильев) пришло в новый приказ из приказа Казанского Дворца, что еще раз подтверждает генетические корни Сибирского приказа. (Богоявленский С.К. Приказные судьи XVII века. — М., 1946. — С.271, 281, 301.).

В первые десятилетия во главе приказа стояли судьи, которые были сведущи в дипломатических делах. Это было связано с тем, что Сибирский приказ обладал правом проводить самостоятельную внешнюю политику в отношениях с Китаем и Монголией. В 40 — 60 — ые гг. XVII века приказ возглавили кн. Н.И. Одоевский и кн. А. Н. Трубецкой, названный исследователями русско-китайских отношений — “творцом восточной политики”.

Первыми помошниками приказных судей были приказные дьяки, которые являлись специалистами во всех делах приказа и обладали значительной самостоятельностью в принимаемых решениях. Число дьяков, одновременно находившихся в приказе, на протяжении всего века колебалось от 1 до 3 человек. Дьяческий контингент Сибирского приказа обладал рядом осбенностей, которые отличали его от дьяков других приказов. Так при смене судьи в приказе изменялся и дьяческий состав, что говорит о существовании своеобразных “административных команд”, которые работали с одним определенным судьей приказа. Другой осбенностью дьяков в Сибирском приказе была их приказная служба в самой Сибири. Эта служба давала возможность изучить подведомственную им территорию и одновременно являлась условием, необходимым для получения дьяческого чина.

Низшее звено приказной администрации составляли подьячие. Они делились на “старых, середних и молодших”. Их обязанностью было составление всей документации для приказных судей и дьяков. Общее число подьячих было незначительно: в 1656 году — 17 чел., в 1688 году — 29 чел. Они целиком находились на денежном обеспечении от государства и могли считаться зарождающейся бюрократией.

Одновременно в штате Сибирского приказа присутствовало значительное число выборных московских людей (представители гостиной сотни, купцы из Ветошного, Скорнячного и Мехового торговых рядов). Они ведали всеми вопросами, связанными с разбором, оценкой и реализацией ясака, поступавшего из Сибири. Их присутствие в штате приказа объясняется требованием специальной подготовки для работы с мехами, которой не было у приказных подьячих, а также желанием правительства сократить расходы на содержание приказа.

В заключении отметим, что в образовании Сибирского приказа ярко отразилась специфика, свойственная, как приказам появившимся в XVII веке, так и всей приказной системе в целом в данный период: возникновение новых приказов на базе уже существующих за счет усложнения их первоначальных функций, сочетание территориального и отраслевого принципов управления, пополнение штатами за счет других приказов с учетом опыта предыдущей приказной деятельности.

9 (С) I 63. 3 (2РОС) 4

Образование, структура и штаты

Сибирского приказа XVII века.

Московский педагогический государственный университет.

В настоящей работе рассматриваются некоторые аспекты истории Сибирского приказа — одного из наиболее важных и значимых органов центрального управления России в XVII веке. Прослежены содержание и особенности процесса образования приказа, формирование его структуры и штатов. Многочисленные источники свидетельствуют, что Сибирский приказ представлял собой новую ступень развития приказной системы, сочетающую традиционные и новые принципы в формировании и развитии приказной системы в XVII веке.

9 (С) I 63. 3 (2РОС) 4

The formation, structure and staff

of the Siberian office in the XVII — th century.

The Moscow pedagogical state university

In this article you can find the discription of some pages from the history of the Siberian Prikas (office) — one of the most important and considerable central administration offices in the XVII — th century Russia. It is a very important to follow up all peculiarities of its formation, structure and staff. A lot of documents witness, that Siberian office was a new stage in the development of the office s system in which combiningtraditional and new principles in the progress of this system.

ОТЗЫВ НА ТЕЗИСЫ

“ОБРАЗОВАНИЕ, СТРУКТУРА И ШТАТЫ

СИБИРСКОГО ПРИКАЗА XVII ВЕКА.”

Работа Тихоненка И. Ю. посвящена актуальной теме — истории Сибирского приказа, которая до настоящего времени не являлась предметом специального исследования. Хотя Сибирский приказ был одним из наиболее доходных территориально — ведомственных учереждений в стране. В центре внимания автора образование приказа, выделение его из структуры Казанского Дворца, штаты, источники их комплектования и обеспечения.

Тихоненок И. Ю. впервые показал структурные подразделения Сибирского приказа, отметив среди них ряд территориальных столов, Денежный и Купецкий столы, Соболиную Казну. Кроме того он выяснил точную дату появления структур Сибирского приказа в рамках Казанского Дворца и определил своеобразие образования приказа в веке — генетическую связь 2-х приказов.

Показ структуры и выводы автора являются новыми для иториографии Сибирского приказа. Считаю, что тезисы содержат новизну и могут быть опубликованы.

научный руководитель: Леонтьева Г. А.

ОТЗЫВ НА ТЕЗИСЫ

“ОБРАЗОВАНИЕ, СТРУКТУРА И ШТАТЫ

СИБИРСКОГО ПРИКАЗА XVII ВЕКА.”

Работа Тихоненка И. Ю. посвящена актуальной теме — истории Сибирского приказа, которая до настоящего времени не являлась предметом специального исследования. Хотя Сибирский приказ был одним из наиболее доходных территориально — ведомственных учереждений в стране. В центре внимания автора образование приказа, выделение его из структуры Казанского Дворца, штаты, источники их комплектования и обеспечения.

Тихоненок И. Ю. впервые показал структурные подразделения Сибирского приказа, отметив среди них ряд территориальных столов, Денежный и Купецкий столы, Соболиную Казну. Кроме того он выяснил точную дату появления структур Сибирского приказа в рамках Казанского Дворца и определил своеобразие образования приказа в веке — генетическую связь 2-х приказов.

Показ структуры и выводы автора являются новыми для иториографии Сибирского приказа. Считаю, что тезисы содержат новизну и могут быть опубликованы.

научный руководитель: Леонтьева Г. А.

ОТЗЫВ НА ТЕЗИСЫ

“ОБРАЗОВАНИЕ, СТРУКТУРА И ШТАТЫ

СИБИРСКОГО ПРИКАЗА XVII ВЕКА.”

Работа Тихоненка И. Ю. посвящена актуальной теме — истории Сибирского приказа, которая до настоящего времени не являлась предметом специального исследования. Хотя Сибирский приказ был одним из наиболее доходных территориально — ведомственных учереждений в стране. В центре внимания автора образование приказа, выделение его из структуры Казанского Дворца, штаты, источники их комплектования и обеспечения.

Тихоненок И. Ю. впервые показал структурные подразделения Сибирского приказа, отметив среди них ряд территориальных столов, Денежный и Купецкий столы, Соболиную Казну. Кроме того он выяснил точную дату появления структур Сибирского приказа в рамках Казанского Дворца и определил своеобразие образования приказа в веке — генетическую связь 2-х приказов.

Показ структуры и выводы автора являются новыми для иториографии Сибирского приказа. Считаю, что тезисы содержат новизну и могут быть опубликованы.

www.hist.msu.ru

Сибирский приказ

СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ — центральное правительственное учреждение в России 17-18 веках с областной компетенцией. В 17 веке возглавлялось боярами, иногда окольничими. Сибирский приказ выделился в 1637 году из приказа Казанского дворца, ведавшего восточными окраинами государства. В управление Сибирского приказа была передана территория всей Сибири. На подчиненной Сибирскому приказу территории он ведал административными, судебными, военными, финансовыми, торговыми, ямскими, горнорудными и другими вопросами, а частично и посольскими сношениями с сопредельными с Сибирью странами. В Сибирский приказ, кроме обычных приказных служилых людей (судей приказа, дьяков, подъячих, писцов и т. д.), входили и ежегодно выбираемые из московских именитых купцов целовальники, материально ответственные за сохранение пушной казны; для той же цели в штате Сибирского приказа имелись скорняки. При проведении первой областной реформы (по указу от 18 декабря 1708 года) Сибирский приказ был преобразован в Московскую канцелярию Сибирской губернии и с 1710 года фактически перестал существовать как центральное правительственное учреждение. Его функции были сосредоточены в руках сибирского губернатора и губернской канцелярии (в Тобольске).

В связи со снижением доходов, поступавших в казну из Сибири, правительство в 1730 году вновь учредило Сибирский приказ, подчинив его Сенату. Из компетенции нового Сибирского приказа были изъяты вопросы дипломатических сношений с сопредельными с Сибирью странами, а также руководство металло-добывающими и другими мануфактурными предприятиями, ямской службой, воинскими командами (с 1748 года). В полном объеме Сибирский приказ ведал только административными, финансовыми, торговыми и таможенными вопросами. С августа 1734 года была введена финансовая подотчетность Сибирского приказа Камер-коллегии и Штатс-конторе. По указу от 15 декабря 1763 года Сибирский приказ был упразднен окончательно и управление Сибирью было приведено в соответствие с управлением прочими губерниями России. Архив Сибирского приказа хранится в ЦГАДА.

В. И. Сергеев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ — СЛАВЯНЕ. 1969.

Оглоблин Н. Н., Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768), ч. 1-4, М., 1895-1901;

История Сибири, т. 2, (Новосиб.)-М., 1965, разд. 1-2.

ponjatija.ru

Сибирский приказ

СИБИРСКИЙ ПРИКАЗ (1637–1763), центр. гос. орган, ведавший упр-нием Сибири. В 1590-х гг., после основания 1-х рус. поселений, тер. Сибири подчинялась Посольскому приказу, и вел дела сначала дьяк Андрей Щелкалов, затем Василий Щелкалов (в 1593–94) и, наконец, Иван Вахромеев (1596–99). В 1599 центр. упр-ние Сибирью перешло в ведомство Приказа Казанского дворца. Тер. сиб. «украины» Московского царства увеличивалась, упр-ние ею усложнялось. В 1620-е гг. назрела необходимость создать спец. центр. орган по делам этой территории, так в 1627–29 возник вр. приказ сиб. дел. Указом от 19 февр. 1637 был образован новый центр. гос. орган – Сибирский приказ, с 1 апр. приступивший к работе. Вначале С. п. располагался в Кремле, а с 1670 в Новом гостином дворе (Китай-город), в бывш. таможне, где и находился до ликвидации (1760-е гг.). Возглавлял С. п. судья, в состав приказа входили дьяки, 1-й был товарищем судьи, 2-й руководил работой канцелярии, а также подьячие: в 1646–47 – 21 чел., в 1669 – 26, в 1675 – 32 чел. До кон. века их кол-во колебалось от 32 в 1681 до 34 в 1697. Структура С. п. строилась в осн. по территор. принципу, в 1699 он состоял из Тобольского, Томского, Ленского и Мангазейского столов. Кроме столов в состав приказа входили палаты, занимающиеся хранением и реализацией продуктов натур. ясач. сборов: Расценочная – прием и оценка пушнины и др. товаров; Купецкая – надзор за государевыми купцами, торговавшими казен. товарами в России, Зап. Европе, Китае, на Ближ. Востоке; Казенная – контроль над казной приказа. В палаты избирались представители «гостей» и торг. людей «гостиной сотни», выполнявшие обязанности целовальников. Их работа считалась казен. службой и не оплачивалась. Кроме них в состав палат входили скорняки, обрабатывавшие меха. Деят-ть С. п. охватывала всю Сибирь, от Уральских гор до Тихого океана, и все разряды населения: рус. служилых и посадских людей, вольных «промышленных людей», крестьян, ссыльных, а также корен. нерус. население. С. п. ведал адм., фискал., тамож., воен. делами; участвовал в орг-ции дип. сношений России с Китаем, с монг., казах. и калмыц. правителями; назначал воевод и тамож. голов, выдавал им особые наказы; решал вопросы по присоединению новых территорий, обороне края и снабжению служилого населения (от вооружения и боеприпасов до продовольствия). Судья приказа, после царя и Боярской думы, был высш. судеб. инстанцией для рус. и ясач. населения Сибири. С. п. принимал и хранил сиб. пушнину, руководил торговлей с Китаем и реализацией пушнины в Европе. Реформы центр. и мест. упр-ния (нач. XVIII в.) непосредственно коснулись и С. п. По указу от 18 дек. 1708 он был преобразован в Московскую канцелярию Сибирской губ., осн. функцией к-рой была торговля сиб. пушниной и орг-ция караванов в Китай. Указ от 21 янв. 1719 повелевал «Сибирский приказ и китайский торг ведать, також и дела Сибирской губернии управлять» губернатору А.М. Черкасскому. В 1720-х гг. оценка кит. и сиб. товаров перешла в ведение Штатс-конторы, в к-рой 2 офицера были назначены «вместо Сибирского приказа и оценки сибирских и китайских товаров». Гл. из них – майор Г.Е. Засецкий с 1725 именовался управителем Сиб. канцелярии. Вскоре значительно уменьшились доходы от казен. торговли сиб. товарами. В связи с этим указом от 20 дек. 1730 С. п. был возрожден. Первым его судьей стал ген.-прокурор Сената П.И. Ягужинский. Теперь рук-во С. п. осуществлялось коллегиально: в его состав входили 2 советника, 5 асессоров, прокурор, камерир. Канцеляр. делами занимались протоколист, архивариус, актуариус, регистратор, канцеляр. служители. При приказе существовала контора Соболиной казны – купчина, ларечный, целовальники и др., избиравшиеся из купечества. В Сибири действовало фин.-контрол. отд-ние приказа – «Канцелярия ревизии счетов Сибирской губернии». Деят-ть приказа сузили по сравнению с XVII в. Прямое упр-ние Сибирью осуществляли Сенат, Кабинет е. и. в., коллегии и сиб. губернатор. Из компетенции С. п. изъяли дип. сношения, рук-во горным делом, упр-ние металлург. заводами и др. мануфактурами, а его адм., фискал. и судеб. полномочия были сокращены. Так, приказ имел право перемещать, назначать или смещать воевод, но уже под контролем и при участии Сената. Воен. дела в приказе решались совместно с Воен. коллегией и губернатором, вопросы внеш. торговли и погран. тамож. службы – с Коммерц-коллегией, Коллегией иностр. дел и губернатором. Сиб. губернаторы не раз обращались к властям с предложением о сокращении полномочий С. п. или его упразднении. В 1741 этот вопрос поставил И.А. Шипов, в нач. 1760-х гг. проект его ликвидации составил Ф.И. Соймонов. По указу от 15 дек. 1763 С. п. ликвидирован.

Лит.: Акишин М.О. Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII в.: Структура и состав государственного аппарата. М.; Новосибирск, 1999; Демидова Н.Ф. Сибирский приказ // Власть в Сибири: XVI – начало XX в. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 2005.

bsk.nios.ru

СИБИ́РСКИЙ ПРИКА́З

  • В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 133

    Скопировать библиографическую ссылку:

    СИБИ́РСКИЙ ПРИКА́З, цен­траль­ное гос. уч­ре­ж­де­ние в Рос­сии, ве­дав­шее управ­ле­ни­ем Си­би­рью во 2-й тре­ти 17 – нач. 18 вв., ис­пол­нит. ор­ган Се­на­та в 1730–1763. На­хо­дил­ся в Мо­ск­ве. Об­ра­зо­ван ука­зом ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча от 19.2(1.3).1637 на ос­но­ве Си­бир­ско­го сто­ла (уч­ре­ж­дён в 1615) Ка­зан­ско­го двор­ца при­ка­за; де­лил­ся на То­боль­ский, Том­ский, Лен­ский, Ман­га­зей­ский, Ени­сей­ский сто­лы. В 17 в. воз­глав­лял­ся, как пра­ви­ло, боя­ра­ми (кня­зья­ми Б. М. Лы­ко­вым , Н. И. Одо­ев­ским , А. Н. Тру­бец­ким , И. Б. Реп­ни­ным и др.), в нач. 18 в. – чле­на­ми Кон­си­лии ми­ни­ст­ров (столь­ни­ка­ми князь­я­ми Ф. Ю. Ро­мо­да­нов­ским и М. П. Га­га­ри­ным). Фор­ми­ро­вал штат си­бир­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции. Кон­тро­ли­ро­вал дея­тель­ность си­бир­ских вое­вод, на­прав­лен­ную на ох­ра­ну гра­ниц Рус. гос-ва и за­щи­ту го­ро­дов, строи­тель­ст­во но­вых кре­по­стей. Ве­дал сбо­ром на­ло­гов, в т. ч. яса­ка , с на­се­ле­ния Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка. При­ни­мал, оце­ни­вал и про­да­вал ясач­ную пуш­ни­ну и др. ка­зён­ные то­ва­ры с по­мо­щью вы­бор­ных го­лов и це­ло­валь­ни­ков из гос­тей и гос­ти­ной сот­ни . Ор­гани­зо­вы­вал след­ст­вие и суд по де­лам о зло­упот­реб­ле­ни­ях си­бир­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции. Яв­лял­ся апел­ля­ци­он­ным су­дом для рус. пе­ре­се­лен­цев и си­бир­ских на­ро­дов. С кон. 17 в. уча­ст­во­вал в осу­ще­ст­в­ле­нии внеш­ней по­ли­ти­ки, под­дер­жи­вая ди­пло­ма­тич. свя­зи гл. обр. с Ки­та­ем и Кал­мыц­ким хан­ст­вом . В хо­де гу­берн­ской ре­фор­мы ука­зом ца­ря Пет­ра I от 18(29).12.1708 пре­об­ра­зо­ван в Моск. кан­це­ля­рию Си­бир­ской гу­бер­нии . Вос­ста­нов­лен по ини­циа­ти­ве П. И. Ягу­жин­ско­го ука­зом имп. Ан­ны Ива­нов­ны от 20(31).12.1730 как кол­ле­ги­аль­ный ор­ган. В ве­де­нии С. п. ос­тал­ся пре­им. сбор на­ло­гов; с 1733 за­ни­мал­ся так­же ор­га­ни­за­ци­ей поч­то­вой свя­зи с Си­би­рью. Ли­к­ви­ди­ро­ван ука­зом имп. Ека­те­ри­ны II от 15(26).12.1763.

    bigenc.ru

    Смотрите еще:

    • Закон кфх от 2018 Смена главы КФХ, образец заполнения формы Р24002 в 2018 году Хотя крестьянское фермерское хозяйство не является юридическим лицом, глава у него есть. Также, как и есть возможность его сменить с использованием заявления по форме […]
    • Жалоба курение Жалоба на курение в общественном месте Доброго вам дня!! За курение в неположенных местах придется отдать от 500 до 1500 рублей. Особое внимание при разработке закона было уделено защите от влияния табачного дыма детей и подростков […]
    • Приказ минфина 109н Министерство финансов Российской Федерации: Приказ № 109н от 27.07.2012 Министерство финансов Российской Федерации П р и к а з Зарегистрировано в Минюсте России 21 сентября 2012 г. № 25513 В соответствии с Законом Российской […]
    • Комната оформлена на ребенка Ребенок-собственник: если опека не разрешает… По закону дети от 14 до 18 лет могут совершать сделки только с согласия своих законных представителей (родителей), а дети до 14 лет вообще не могут совершать сделки сами – за них […]
    • Типовые правила документирования и управление документацией в рк Типовые правила документирования и управление документацией в рк В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или […]
    • Гражданство республики татарстан Как получить российское гражданство В последнее время все большее число людей, особенно из бывших республик СССР, стремятся получить российское гражданство. Привлекательность его связана не столько с желанием улучшить материальное […]
    • Приказ минобрнауки 655 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (утратил […]
    • Льготы по земельному налогу пенсионерам в самарской области МРИ ФНС №19 по Самарской области уведомляет: льготы физлицам - плательщикам земельного налога Вниманию плательщиков земельного налога! Межрайонная инспекция ФНС России № 19 по Самарской области уведомляет: В соответствии с […]