Статья о налогах на имущество физических лиц

Содержание статьи:

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 09.12.91 N 2003-I (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 24.08.2013) «О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 09.12.91 — «Российская газета», N 36, 14.02.92;
  • «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 20.02.92, N 8, ст. 362;
  • «Бюллетень нормативных актов», N 4-5, 1992)

ЗАКОН РФ от 09.12.91 N 2003-I (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 24.08.2013) «О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

9 декабря 1991 года N 2003-I

(в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

1. Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее — налоги) признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

3. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1-6 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

1. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 96-ФЗ)

Пункт 2 — Утратил силу.

3. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица , награжденные орденом Славы трех степеней;

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 45-ФЗ)

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

(в ред. Федерального закона от 27.01.95 N 10-ФЗ)

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;

с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Пункт 3 — Утратил силу.

4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.

(в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

2. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

Пункт 4. — Утратил силу.

5. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

(в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

6. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

7. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

(в ред. Федерального закона от 17.07.99 N 168-ФЗ)

8. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

9. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

10. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

11. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

12. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Москва, Дом Советов РСФСР

9 декабря 1991 года,

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 09.12.91 N 2003-I (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 24.08.2013) «О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 09.12.91 N 2003-I (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 24.08.2013) «О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ЗАКОН РФ от 09.12.91 N 2003-I (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 24.08.2013) «О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

zakonbase.ru

НОВЫЙ ЗАКОН О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ – ЭКЗАМЕН НА НАЛОГОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ

Сулейманов Д.Н.

Директор Налогового института Российского нового университета, кандидат экономических наук

НОВЫЙ ЗАКОН О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ – ЭКЗАМЕН НА НАЛОГОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация

В данной статье представлен короткий комментарий и рассмотрены спорные вопросы в отношении нового Закона о налоге на имущество.

Ключевые слова: государство, закон, налог, имущество, физическое лицо, недвижимость.

Suleymanov D.N.

The Director of the Tax Institute of the Russian new University, candidate of economic Sciences

NEW LAW ON TAXES ON PERSONAL PROPERTY – AN EXAMINATION ON TAX LITERACY

Abstract

This article presents a brief comment and considered controversial issues in relation to the new Law on Property Tax.

Keywords: State law, tax, property, an individual property.

В отношении озабоченности наличия в положениях Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» риска серьезного увеличения налоговой нагрузки на граждан в связи с введением нового налога на имущество физических лиц, исходя из определения налоговой базы от кадастровой стоимости объектов налогообложения, необходимо иметь в виду следующее.

В ФЗ № 284-ФЗ предусмотрено:

  • снижение налоговых ставок по сравнению со ставками, используемыми при исчислении налога исходя из инвентаризационной стоимости объектов имущества, в среднем в 20 раз, а также предоставление права представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) уменьшать данные налоговые ставки до нулевого значения;
  • установление вычетов при исчислении налоговой базы в отношении квартиры, комнаты, жилого дома, единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также предоставление права представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) увеличивать размеры указанных вычетов;
  • сохранение всех установленных Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налоговых льгот;
  • введение специальной формулы расчета сумм налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, предполагающей использование понижающих коэффициентов.

В тех же субъектах, где соответствующее решение о переходе на новый порядок не принято, в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц сохранится инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор. Он ежегодно устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации [2,5,7,8].

Законодательством предусмотрен плавный переходный период и в полной мере налогоплательщики заплатят налог лишь через пять лет. А первое уведомление с суммой нового налога на имущество физических лиц за 2015 год граждане впервые получат в 2016 году.

Налоговую базу рассчитывают оценщики, утверждают органы власти субъектов РФ, а налоговые ставки – муниципалитеты.

Таким образом, итоговая сумма налога по новым правилам будет зависеть от решений региональных и местных властей.

С 01 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ граждане обязаны будут сообщать налоговым органам об имуществе, если они не получали налоговые уведомления и соответственно не уплачивали налоги.

Приказом ФНС России от 26.11.2014 утверждена форма Сообщения о наличии указанных объектов и Порядок ее заполнения.

Сообщения об объектах налогообложения могут быть представлены в налоговый орган:

  • лично или через представителя;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Сообщать надо только один раз до 31 декабря.

Если сведения будут представлены в 2015 году, то налог не будет начисляться за 2012, 2013 и 2014 годы, а начнет начисляться за 2015 год и т.д.

Если сведения будут представлены в 2016 году, то налог не будет начисляться за 2013, 2014, 2015 годы, а начнет начисляться за 2016 г. и т.д.

Например, если налогоплательщик представит сведения до 31 декабря 2015 года, то налог будет начислен за 2015 год на основании налогового уведомления, который налоговый орган пришлет ему в 2016 году за один месяц до уплаты. С 2015 года установлен единый срок уплаты имущественных и транспортного налогов – 1 октября. Таким образом, уплата налогов в данной ситуации должна производиться на основании налогового уведомления по сроку – до 1 октября 2016 г.

С 01. 01. 2017 года, если налогоплательщик не представит такие сведения или представит их несвоевременно, будут применяться налоговые санкции в размере 20% неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимости или транспортного средства (п. 12 ст. 1, ч. 3 ст. 7 Закона №52-ФЗ).

В Законе есть нерешенные вопросы, на которые нет официальной позиции Минфина РФ и разъяснений, например:

– если в 2015 году до 01.10.2015 физическое лицо не получит налогового уведомления (при условии, что и ранее не получал и не уплачивал налоги), то в каком году 2015 г. (с 01.10.2015 до 31.12.2015) или в следующем году 2016 г. он должен уведомить налоговый орган об объектах?

Получается, что если сообщит до 31.12.2015, то и уплата будет за 2015 год, а если сообщит в 2016 г. (ведь ему дано такое право по Закону), то и уплата будет за 2016 год.

– другой вопрос. Например, лет 8 назад физ. лицо оформило наследство и получило свидетельства о праве собственности на дом и зем. участок. Другому наследнику присылали уведомление об уплате налогов, а ему нет. Было написано письмо в налоговый орган, что есть кадастровые номера, высланы копии документов, но налоговый орган ответил нет в базе данных, налог начислить не можем. Документы за это время не сохранились (утеряны), что делать налогоплательщику?

– третий вопрос. Ни в Законе, ни исходя из его прочтения не ясно, в какой налоговый орган высылать документы (по месту жительства, месту нахождения объекта налогообложения, в Личный кабинет налогоплательщика). Вопрос открытый.

– нестандартных ситуаций очень много бывает, например, до июня 2014 года был земельный участок и налоговых уведомлений не было от налоговых органов и налог не платился ни разу, а потом его продали в сентябре 2014 г., и до 01.11.2014 – ничего не поступало от налоговых органов, как поступить в этой ситуации: надо- не надо сообщать?

– не ясен вопрос с льготной категорией налогоплательщиков. На какой момент наступает обязанность по сообщению, что налогоплательщик, например, на 01.01.2015 (момент вступления в силу Закона) он еще не льготник, а после 01.10.2015 года – возникает право на льготу, но в 2016 году он опять не получает уведомление. Надо ли после 01.10.2016 сообщать налоговому органу, что есть участок и есть право на льготу, поскольку с 01.01.2017 года вступают нормы по налоговым штрафам, при этом в Базе налоговых органов появляются объекты налогообложения [4,5,6]. В налоговом органе по Базе паспортных служб есть сведения о каждом гражданине РФ, но никто не будет сверять возраст и тем более запрашивать есть льгота или нет у такого налогоплательщика.

research-journal.org

Льготы по налогу на имущество физических лиц

Актуально на: 20 февраля 2017 г.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом (п. 2 ст. 15 НК РФ). Он устанавливается НК РФ и нормативными актами органов муниципальных образований (п. 1 ст. 399 НК РФ). Соответственно, и льготы по налогу на имущество физических лиц устанавливаются как НК РФ, так и местными «законами».

«Федеральные» налоговые льготы на имущество физических лиц

Для многих категорий налогоплательщиков НК РФ предусматривает льготы по налогу на имущество. Льготник вправе не уплачивать этот налог, но только по одному объекту недвижимости каждого вида, из всех, находящихся у него в собственности (п. 3, 4 ст. 407 НК РФ). То есть если гражданин является собственником нескольких квартир, то он может не платить налог только по одной из них. При этом «льготируемый» объект недвижимости не должен использоваться им в предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 407 НК РФ).

Итак, право на освобождение от налога на имущество физических лиц с учетом указанных выше условий имеют (п. 1 ст. 407 НК РФ):

  • пенсионеры;
  • инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства;
  • военнослужащие, а также уволенные с военной службы по определенным причинам (по достижении предельного возраста, состоянию здоровья и др.);
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах;
  • лица, имеющие право на социальную поддержку, т.к. подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии в 1957 году на ПО «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • лица, получившие / перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений, иных работ, связанных с ядерными установками, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • Герои Советского Союза и Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР, ветераны боевых действий;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, ВМФ, ОВД и госбезопасности, занимавшие должности в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, участвовавшие в обороне городов, что засчитывается им в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях;

Также освобождаются от уплаты налога лица, которые ведут профессиональную творческую деятельность в своих специально оборудованных мастерских, ателье, студиях (в части налога, которым облагаются именно эти помещения).

И абсолютно всем физическим лицам предоставляется льгота в отношении хозяйственных построек площадью не более 50 кв. метров, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС.

«Местные» налоговые льготы по налогу на имущество

Иные налоговые льготы, не предусмотренные НК РФ, могут быть прописаны в нормативных актах муниципальных образований. Сведения о них можно найти на сайте ФНС.

glavkniga.ru

Налоги с физических лиц: Налог на имущество

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

С 01.01.2015 введен новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости (гл. 32 НК РФ).

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абз. 2 п. 1 ст. 402 НК РФ).

Порядок расчета налога на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц рассчитывает сама налоговая инспекция по истечении календарного года отдельно по каждому объекту налогообложения по месту его нахождения, после чего направляет вам (не позднее 30 дней до наступления срока платежа) налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога к уплате, объект налогообложения, налоговая база и срок уплаты налога (п. п. 2, 3 ст. 52, п. 1 ст. 408, п. 2 ст. 409 НК РФ).

Если у вас несколько объектов недвижимости в разных регионах, то вы получите уведомления от разных инспекций. Если же вы такое уведомление не получите, вам следует направить в инспекцию сообщение о своем имуществе (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Самостоятельно ничего рассчитывать не требуется.

Проверка правильности расчета налога на имущество физических лиц

Чтобы проверить правильность расчета налога исходя из кадастровой стоимости, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Установите, верно ли определено имущество, которое облагается налогом.

Налогом на имущество физических лиц облагаются (п. п. 1, 2 ст. 401 НК РФ):

жилой дом, в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;

жилое помещение (квартира, комната);

единый недвижимый комплекс;

объект незавершенного строительства;

иные здания, строения, сооружения, помещения.

Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения (п. 3 ст. 401 НК РФ).

Сведения о таких объектах налоговые органы по месту нахождения имущества получают от территориальных отделений Росреестра (ст. 85 НК РФ).

Шаг 2. Установите, правильно ли определена налоговая база.

Налоговая база определяется исходя из представленной в налоговый орган кадастровой стоимости объекта, указанной в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог, а если объект новый (образован в течение года) — на дату его регистрации (п. 1 ст. 403 НК РФ).

Налог считается по каждому объекту недвижимости в отдельности.

Если недвижимость находится в общей долевой собственности, то каждый из ее участников будет платить налог пропорционально своей доле.

А если квартира (или иная недвижимость) находится в общей совместной собственности супругов и оба они указаны в свидетельстве о регистрации права собственности, то они будут платить налог поровну (п. 3 ст. 408 НК РФ).

Если вы хотите удостовериться в том, что ИФНС при расчете налога использовала верную кадастровую стоимость объекта, информацию о ней по состоянию на 1 января можно узнать, направив в территориальный орган Росреестра запрос о предоставлении кадастровой выписки об объекте или кадастровой справки. Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц (п. 4.1 ч. 2, ч. 13 ст. 14 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Кадастровую стоимость объектов недвижимости можно также найти на сайте Росреестра.

Каждый объект жилой недвижимости облагается налогом не исходя из его полной кадастровой стоимости, а за вычетом стоимости определенного количества квадратных метров в зависимости от вида жилой недвижимости (п. п. 3 — 5 ст. 403 НК РФ):

по квартире — 20 кв. м;

по комнате — 10 кв. м;

по жилому дому — 50 кв. м.

В отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение, налоговая база уменьшается на 1 млн руб. (п. 6 ст. 403 НК РФ).

Местные органы власти (законодательные власти г.г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать данные размеры налоговых вычетов (п. 7 ст. 403 НК РФ).

Если при применении налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение, для расчета налога такая база принимается равной нулю и налог платить не нужно (п. 8 ст. 403 НК РФ).

Шаг 3. Проверьте, правильно ли применена налоговая ставка.

Узнать о ставках налога, установленных в конкретном регионе, можно с помощью интернет-сервиса ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» или на сайтах региональных управлений ФНС России.

Если ставки не определены местным и региональным законодательством, налог рассчитывается исходя из максимальных ставок, установленных в п. 2 ст. 406 НК РФ (пп. 1 п. 6 ст. 406 НК РФ).

Шаг 4. Определите, правильно ли указан срок владения имуществом.

Если вы владели имуществом менее года, то налог исчисляется с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев владения имуществом к числу календарных месяцев в календарном году (п. 5 ст. 408 НК РФ).

В отношении имущества, перешедшего вам по наследству, налог исчисляется со дня открытия наследства (п. 7 ст. 408 НК РФ), в остальных случаях — с даты регистрации права собственности.

Количество месяцев владения имуществом зависит от дня оформления права собственности на это имущество (открытия наследства) (п. 5 ст. 408 НК РФ):

если такой день — до 15-го числа месяца включительно, то налог исчисляется с начала этого месяца;

если после 15-го числа месяца, то налог исчисляется с начала следующего месяца.

Дата, с которой прекращается исчисление налога, определяется аналогично.

Шаг 5. Выясните, есть ли у вас право на льготу по налогу.

Полностью освобождаются от уплаты налога, в частности, социально незащищенные граждане (например, инвалиды I и II групп, пенсионеры); люди творческих профессий; владельцы хозяйственного строения или сооружения, площадь которого не превышает 50 кв. м, если такая постройка расположена на земле, предоставленной для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (ст. 407 НК РФ).

Кроме того, на местном уровне могут быть предусмотрены дополнительные льготы, а также основания и порядок их применения (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК РФ).

Нельзя заявить льготу по недвижимости, кадастровая стоимость которой более 300 млн руб. (пп. 2 п. 2 ст. 406, п. 5 ст. 407 НК РФ).

Независимо от количества оснований льгота предоставляется только в отношении одного объекта каждого вида по вашему выбору (п. п. 3, 7 ст. 407 НК РФ).

Информацию о льготах, установленных местными органами власти, вы можете получить через интернет-сервис ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» или на сайте УФНС вашего региона.

Чтобы получить льготу по налогу, в налоговый орган нужно представить заявление и подтверждающие документы (п. 6 ст. 407 НК РФ).

Если до конца 2014 г. вам была предоставлена налоговая льгота по старому Закону от 09.12.1991 N 2003-1, представлять в налоговую инспекцию документы для получения льготы по новым правилам не нужно (ч. 4 ст. 3 Закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ).

Если в течение календарного года у вас возникло (прекратилось) право на льготу, сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом месяц возникновения права на льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Льготу можно использовать, даже если вы обратились за ней несвоевременно.

При этом пересчитать налог можно будет не более чем за три года, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у вас права на льготу.

Для перерасчета налога нужно подать в налоговую инспекцию письменное заявление и подтверждающие льготу документы (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Налоговая инспекция должна принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня получения такого заявления, а вернуть налог — в течение месяца со дня получения заявления (п. 6 ст. 6.1, п. п. 6, 8 ст. 78 НК РФ).

Шаг 6. Установите, учтены ли переходные правила расчета налога.

В течение первых четырех лет действия нового порядка налог исчисляется с учетом понижающих коэффициентов (в первый год — 0,2, во второй — 0,4, в третий — 0,6, в четвертый — 0,8).

В течение переходного периода сумма налога рассчитывается по формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):

Если сумма налога исходя из кадастровой стоимости без учета переходных правил оказалась меньше, чем сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости, налог рассчитают без учета переходных правил — по формуле (п. 9 ст. 408 НК РФ):

Эта формула применяется, если имущество принадлежало вам весь год (полных 12 месяцев).

Если вы владели имуществом менее года, то сумма налога за год умножается на коэффициент нахождения объекта в вашей собственности (см. шаг 4).

Начиная с пятого года, налог будет считаться исходя из кадастровой стоимости без применения понижающих коэффициентов.

Узнать об особенностях порядка налогообложения имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости, а также рассчитать предполагаемую к уплате в 2016 г. за 2015 г. сумму налога можно, обратившись к разделу официального сайта ФНС «Налог на имущество физических лиц — 2016».

www.audit-it.ru

Реструктуризация налога на имущество физических лиц

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Пичугин А. В. Реструктуризация налога на имущество физических лиц // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 124-126. — URL https://moluch.ru/archive/14/1262/ (дата обращения: 14.08.2018).

В настоящее время в Налоговом Кодексе РФ (далее – НК РФ) отсутствует глава, регламентирующая правоотношения субъектов при начислении и уплате налога на имущество физических лиц. Правовое регулирование налога на имущество физических лиц сегодня действует согласно Закону РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 (далее – Закон) [1]. Соответственно, возникает необходимость принятия главы НК РФ «Налог на имущество физических лиц».

В силу этого Правительством РФ был разработан проект главы о налоге на имущество физических лиц. Следует признать, что ряд статей данного проекта отвечают сложившейся практике правового регулирования налогов. В то же время другие статьи нуждаются в доработке, что дает основание предложить иной проект главы о налоге на имущество физических лиц.

В настоящее время в Законе отсутствует отдельная статья, касающаяся общих положений по налогу на имущество физических лиц. Представляется необходимым в силу особенностей данного налога принять главу 32 НК РФ о таком местном налоге и предусмотреть в ней общие положения.

Установление общих положений о налоге на имущество физических лиц позволит четко уяснить порядок принятия акта о местном налоге, а также ответить на вопрос о том, какие элементы налога могут регулироваться представительным органом местного самоуправления. Устанавливаться такой налог должен нормативным актом представительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями НК РФ, в котором должны предусматриваться следующие элементы налоговой модели: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Субъектами налогообложения в соответствии с Законом признаются физические лица – собственники имущества. Это означает, что к физическим лицам – плательщикам налога относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства – собственники имущества [1]. К физическим лицам также отнесены индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном НК РФ порядке. При этом сам факт признания физического лица гражданином РФ, иностранным гражданином, лицом без гражданства еще не порождает налоговых правоотношений, т.к. только при наличии недвижимого имущества, находящегося на праве собственности, физическое лицо приобретает статус налогоплательщика. Вышеуказанный закон не предусматривает освобождение детей от уплаты налога на имущество. Если собственниками имущества являются несовершеннолетние дети, то в соответствии с НК РФ и Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) налог уплачивается их законными представителями – родителями, усыновителями, опекунами, попечителями [2]. Однако возникает вопрос: кто будет нести ответственность в случае, если несовершеннолетний собственник имущества не заплатит налог, заплатит налог не полностью или несвоевременно. По гражданскому законодательству, если у несовершеннолетнего нет своего имущества, отвечать могут родители. И для налоговых органов эта схема логичнее всего подходила бы. Однако формальные условия не соблюдаются.

Определенные особенности возникают с налогоплательщиками имущества, которое принадлежит на праве собственности индивидуальному предпринимателю. Если собственником имущества является индивидуальный предприниматель и такое имущество используется им для предпринимательской деятельности, то индивидуальный предприниматель в отношении такого имущества, не используемого для предпринимательской деятельности, налог на имущество физических лиц должен уплачивать в установленном порядке [3].

Таким образом, под действие федерального законодательства о налогах на имущество физических лиц попадают все физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения, независимо от целей использования такого имущества, если иное не предусмотрено налоговыми льготами или специальными налоговыми режимами.

Предмет налогообложения обозначает признаки фактического характера, которые обосновывают взимание налога на имущество физических лиц. Предметом налогообложения согласно ст. 1 Закона признаются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения [1].

Рассматривая налоговое законодательство по вопросу, связанному с предметом налогообложения, необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует закрепление в целях налогообложения понятия «недвижимое имущество». Изучение действующего федерального законодательства также позволяет сделать вывод о том, что отсутствует четкое разграничение таких понятий как «дома» и «строения», «дачи» и «садовые домики», отсутствует раскрытие категории «дачи», «гараж».

В целях дальнейшего совершенствования налогового законодательства целесообразно сформулировать понятие предмета налогообложения: включить в понятие «предмет налогообложения» недвижимое имущество, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, расположенное в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. За исключением следующих видов недвижимого имущества: недвижимого имущества, изъятого из оборота и ограниченного в обороте в соответствии с законодательством РФ по причине того, что такие объекты не могут быть приобретены в собственность физического лица; объектов незавершенного строительства по причине того, что такие объекты еще не введены в эксплуатацию (не смотря на то, что могут подлежать государственной регистрации) и, следовательно, не могут подлежать оценке. Лишь при завершенном строительстве объекта и государственной регистрации права на него можно говорить о существовании объекта как целого, существования права на него и вследствие этого возможности налогообложения созданной недвижимости.

При изучении порядка исчисления, порядка и сроков уплаты налога на имущество в соответствии с Законом можно отметить следующие его недостатки: отсутствует отдельная статья о налоговом периоде; порядок определения инвентаризационной стоимости четко не установлен, следовательно, нельзя признать соответствующим требованиям НК РФ порядок исчисления налога.

В связи с чем, можно предложить следующие пути по совершенствованию налогообложения физических лиц:

Во-первых, необходимо предусмотреть отдельную статью о налоговом периоде, т.к. налоговый период является одним из обязательных элементов налоговой модели, и признать налоговым периодом календарный год. Отчетные периоды целесообразно не выделять, т.к. в таком случае налогоплательщику необходимо будет сдавать документы по исчислению авансовых платежей (налога), что создаст дополнительные обременения для налогоплательщика.

Во-вторых, следует согласиться с мнением, изложенном в предлагаемом проекте Правительства РФ по налогу на имущество физических лиц о том, что сумма налога должна рассчитываться как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, что соответствует требованиям, предъявляемым к порядку исчисления налога в соответствии с НК РФ.

В-третьих, обязанность по порядку исчисления суммы налога оставить на налоговом органе вне зависимости от того, является физическое лицо индивидуальным предпринимателем или нет. Такое положение дел не создаст дополнительных обременений для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей. Кроме того, также не представляется целесообразным разделять порядок исчисления относительно недвижимого имущества, которое необходимо для предпринимательской деятельности и которое не используется для таких целей, т.к. на практике могут возникнуть сложности с определением налоговой базы, если одно и то же имущество будет использоваться для предпринимательской деятельности. Кроме того, это создаст дополнительные сложности для налоговых органов, т.к. в каждом конкретном случае необходимо будет выяснять, используется такое имущество для предпринимательской деятельности или нет. Более того, именно налоговый орган будет владеть информацией о недвижимом имуществе на основании сведений, которые ему будет предоставлять соответствующие органы – Федеральная регистрационная служба и Федеральное агентство кадастра недвижимости и, следовательно, целесообразнее на налоговом органе оставить обязанность по исчислению налога.

В-четвертых, предусматриваются отдельные положения: 1) в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на недвижимое имущество (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного недвижимого имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное недвижимое имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав; 2) в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении недвижимого имущества, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

В-пятых, необходимо вменить в обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними, органов, осуществляющих ведение государственного кадастра объектов недвижимости предоставлять сведения в налоговые органы в четко установленные главой сроки.

В-шестых, т.к. согласно НК РФ порядок и сроки уплаты относится к компетенции представительного органа муниципального образования, в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, то представляется логичным предусмотреть право на установление сроков уплаты налога этим органом.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Действующее законодательство, регулирующее отношения между налогоплательщиками – физическими лицами и налоговым органом по вопросу начисления и уплаты налога на имущество находится в настоящее время в стадии развития. Основной проблемой является то, что Закон, регулирующий правоотношения субъектов был принят еще до принятия Конституции РФ и до НК РФ и, соответственно, является устаревшим.

В соответствии с изложенным, автор статьи предлагает внести определенные дополнения и изменения в нормативные акты РФ, которые помогут разрешить проблемы, возникающие в настоящее время в процессе регулирования правоотношений между физическими лицами и налоговыми органами при уплате налога на имущество.

Установление местных налогов в РФ характеризуется различиями в правовом регулировании, обусловленными тем, что, помимо НК РФ, действует Закон. В связи с этим целесообразно завершить кодификацию налогового законодательства и привести к единым требованиям порядок установления местных налогов. Местные налоги должны устанавливаться НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах (а в отношении внутригородских муниципальных образований – законами законодательных (представительных) органов государственной власти города Москвы и Санкт-Петербурга).

В связи с тем, что одним из основных направлений налоговой политики РФ на 2010 г. и на плановый период 2011-2-12 гг. является введение единого налога на недвижимость вместо существующих местных земельного налога и налога на имущество физических лиц считаем необходимым отметить сильные и слабые стороны данного проекта. Исходя из практики зарубежных стран, где налог на недвижимость взимается уже давно – его введение является целесообразным. Однако для введения налога на недвижимость должен существовать кадастр российских объектов недвижимости, который на данный момент полностью не сформирован; а рыночная стоимость имущества в разных субъектах РФ значительно различается, соответственно должны различаться и ставки налога в зависимости от региона.

Также и в Законе и в ГК РФ отсутствует определение имущества. Поэтому, необходимо дополнить главу НК РФ следующим определением «недвижимым имуществом признаются материальные, которые могут быть предметами владения, пользования или распоряжения (здания, помещения, сооружения)». Внесение подобных изменений в налоговом законодательстве должно быть связано с изменением и общегражданского законодательства. П. 1. ст. 130 ГК РФ можно изложить в следующей редакции: «к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей и недвижимое имущество (недвижимость), в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства; то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно».

Таким образом, по мнению автора, налоговое законодательство, в области защиты имущественных интересов физических лиц при уплате налога на имущество содержит ряд проблем, касающихся как имущественных интересов потенциальных собственников, так и прав собственника, которые могут быть устранены только на законодательном уровне.

1. См.: О налогах на имущество физических лиц [Электронный ресурс]: закон Рос. Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalogfiz/

2. См.: Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: части первая, вторая, третья и четвертая (по сост. на 1 февраля 2010 г.). М.: Омега-Л, 2010. 474 с.

3. См.: Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: части первая и вторая (по сост. на 10 февраля 2010 г.). М.: Эксмо-Пресс, 2010. 560 с.

moluch.ru

Смотрите еще:

  • Заявление о возмещении ущерба работодателю Заявление о возмещении ущерба работодателю Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Разрешения для печати плакатов ТРЕБОВАНИЯ К ПЕЧАТИ БАННЕРА (РАЗРЕШЕНИЕ, ФОРМАТ) в Типографии Итак, вы решили заказать рекламный баннер. В каком виде должна находиться картинка для достижения наилучшего результата? Наиболее удобны форматы . cdr , . eps , . tiff . […]
  • Коллективной собственности в жилом доме Коллективной собственности в жилом доме Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Центр судебных экспертиз вакансии Центр судебных экспертиз вакансии Оплата труда сдельная по договоренности Удаленная работа по совместительству экс перт - трасолог Проведение экспертиз ДТП Проведение трасологических экспертиз, исследование места ДТП по […]
  • Полномочия банкротство ТЕМА: Доверенность на банкротство (спец полномочия) Доверенность на банкротство (спец полномочия) 2 года 10 мес. назад #3380 Рига Не в сети Platinum Boarder Сообщений: 3134 Спасибо получено: 1 Репутация: 0 ПЛЕНУМ […]
  • Правила гимс 2018 Какие штрафы ГИМС для маломерных судов в 2018 году До начала навигации осталось не так уж и много времени и потому любители яхтинга, готовясь к выходу на воду, интересуются, какие нововведения ждут их в текущем году. В немалой […]
  • Прокат фургона без залога Аренда фургонов в Санкт-Петербурге Прокат авто — лучший способ сэкономить средства, необходимые для расширения автопарка. Аренда фургона без водителя в Санкт-Петербурге дает возможность сохранить мобильность при загруженности […]
  • Оформить займ на 30 000 рублей Срочный займ на 30000 рублей Позвоните по номеру 8 800 77-599-77 или заполните заявку Микрокредитование — популярная услуга в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти и других городах России. Международная компания PROFI […]