Экспертиза правовых актов муниципальных образований

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (указать наименование соответствующего муниципального образования), принимаемых (соответственно представительным органом муниципального образования, местной администрацией – исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и иными органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в случае их создания), и их проектов»

(оформляется на официальном бланке)

«О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (указать наименование соответствующего муниципального образования), принимаемых (соответственно представительным органом муниципального образования, местной администрацией – исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и иными органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в случае их создания), и их проектов»

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 сентября 2008 года № 86-оз «О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов _________________, принимаемых _________________, и их проектов.

2. Уполномочить (указать наименование структурного подразделения органа местного самоуправления либо должность лица, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов _________________, принимаемых _________________, и их проектов).

3. Опубликовать (обнародовать) настоящее _____________ в ___________ (указать источник официального опубликования).

Подпись Инициалы, фамилия

проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (указать наименование соответствующего муниципального образования), принимаемых (соответственно представительным органом муниципального образования, местной администрацией – исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и иными органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в случае их создания), и их проектов (далее – Порядок)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет последовательность проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов ____________, принимаемых ____________, и их проектов (далее – антикоррупционная экспертиза).

2. Предметом антикоррупционной экспертизы являются муниципальные нормативные правовые акты и их проекты.

3. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях:

выявления в документах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, коррупциогенных факторов;

разработки предложений, направленных на устранение или ограничение действия выявленных коррупциогенных факторов;

систематизации практики в сфере антикоррупционной экспертизы для ее учета при разработке проектов муниципальных нормативных правовых актов.

4. Антикоррупционная экспертиза в (указать орган принятия) проводится в соответствии с настоящим Порядком, методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

5. Антикоррупционная экспертиза не проводится в отношении отмененных или утративших силу муниципальных нормативных правовых актов.

II. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов

6. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится специалистами юридической службы либо лицом, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы.

7. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение.

8. В заключении отражаются следующие сведения:

дата и регистрационный номер заключения;

основание для проведения антикоррупционной экспертизы;

реквизиты проекта нормативного правового акта (наименование вида документа, наименование проекта нормативного правового акта);

выявленные положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (раздела, подраздела, пункта, подпункта, абзаца);

перечень выявленных коррупциогенных факторов;

предложения по устранению коррупциогенных факторов.

9. В заключении также отражаются возможные негативные последствия сохранения в проекте муниципального нормативного правового акта выявленных коррупциогенных факторов.

10. Срок проведения антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта составляет (указать количество дней) со дня поступления в юридическую службу либо лицу, уполномоченному на проведение антикоррупционной экспертизы.

11. Заключение на проект муниципального нормативного правового акта подлежит рассмотрению (указать орган местного самоуправления, к ведению которого относится данный проект) – разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта в (указать количество дней) срок со дня его получения.

12. Положения проекта муниципального нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные в ходе антикоррупционной экспертизы, устраняются на стадии доработки такого проекта его разработчиками.

III. Проведение антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов

13. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов проводится специалистами юридической службы либо лицом, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы в соответствии с планом проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, утверждаемым (указать уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления).

14. В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы могут привлекаться лица (эксперты), имеющие специальные знания в соответствующей сфере правоотношений.

15. В случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте коррупциогенного фактора в заключении указываются предложения о необходимости внесения в данный нормативный правовой акт изменений в целях устранения или ограничения действия выявленного коррупциогенного фактора.

16. Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении.

17. Срок проведения антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта составляет (указать количество дней) со дня поступления в юридическую службу либо лицу, уполномоченному на проведение антикоррупционной экспертизы.

18. Заключение на действующий муниципальный нормативный правовой акт подлежит рассмотрению (коллегиальным органом по противодействию коррупции (в случае ее создания) либо указать орган местного самоуправления, к ведению которого относится данный акт) – разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта в (указать количество дней) срок со дня его получения.

IV. Независимая антикоррупционная экспертиза

19. Юридические и физические лица, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – независимая антикоррупционная экспертиза).

20. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы (указать орган местного самоуправления, к ведению которого относится данный акт) – разработчик проекта муниципального нормативного правового акта размещает его на официальном сайте в сети Интернет (обнародует его на ______) в течение рабочего дня, не позднее следующего за днем согласования проекта муниципального нормативного правового акта (указать уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления).

21. При размещении проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на официальном сайте в сети Интернет указывается адрес электронной почты для направления экспертных заключений, а также даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы.

22. Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы устанавливается разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта, исчисляется со дня размещения проекта на официальном сайте в сети Интернет и не может быть менее (указать количество дней).

23. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком проекта (муниципального нормативного правового акта), которому оно направлено, в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законодательством.

24. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении.

Проведение правовой и антикоррупционной экспертиз нормативно-правовых актов Кемеровской области, уставов муниципального образования

24 ноября состоялось интервью с начальником отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Кемеровской области Военковой Жанной Александровной.

Тема интернет-интервью: «Проведение правовых и антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов Кемеровской области, уставов муниципальных образований Кемеровской области».

Ведущая интернет – интервью: Хиль Алеся Анатольевна (ведущий менеджер по работе с клиентами и органами государственной власти).

Ведущая: Добрый день! В проекте принимает участие Управление Министерства РФ по Кемеровской области. На вопросы по теме: «Проведение правовых и антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов Кемеровской области, уставов муниципальных образований Кемеровской области» отвечает начальник отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований Военкова Жанна Александровна. Начнём с первого вопроса: Какая преследуется цель при проведении правовой и антикоррупционной экспертиз? Повод для проведения этих экспертиз.

Ж. А. Военкова: В целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации – федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее – федеральный регистр), обязанности на ведение которого возложены на Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

Этим же Указом Президента Российской Федерации высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации дано поручение обеспечивать направление в Министерство юстиции Российской Федерации через его территориальные органы копий нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в 7-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, для включения этих актов в федеральный регистр и проведения правовой экспертизы (пункт 2).

Таким образом, Управлению Минюста России по Кемеровской области как территориальному органу Минюста России предоставлены полномочия по государственной регистрации нормативных правовых актов Кемеровской области посредством включения в федеральный регистр и проведение их правовой экспертизы.

Кроме того, Управление Минюста России по Кемеровской области в силу ч.3. ст.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» осуществляет государственную регистрацию уставов муниципальных образований. Государственной регистрации подлежат только те уставы муниципальных образований Кемеровской области, которые соответствуют по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, не содержат коррупциогенных факторов.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. В целях реализации указанного Федерального закона принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», устанавливающий обязательность проведения антикоррупционной экспертизы.

Как правило, поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы служит принятие нового правового акта, внесение в него изменений, изменение федерального законодательства.

Исходя из этого главной целью эксперта при проведении правовых и антикоррупционных экспертиз является оценка нормативных правовых актов Кемеровской области, уставов муниципальных образований Кемеровской области на предмет их соответствия Конституции России и действующему законодательству, наличия в них коррупциогенных факторов. А в случае выявления в нормативном правовом акте, уставе муниципального образования норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, коррупциогенных факторов — принятие мер по устранению выявленных нарушений.

Ведущая: Значение экспертизы для законодательства Российской Федерации.

Ж. А. Военкова: Конституционными основами единства правового пространства служат положения ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, согласно которым Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а также ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Таким образом, единство правового пространства означает предопределенное Конституцией Российской Федерации положение согласованности, соотносимости и соподчиненности правовых норм, основанное на их юридическом верховенстве.

Важная роль в обеспечении единства правового пространства Российской Федерации на территории субъектов Российской Федерации принадлежит территориальным органам Минюста России и является одним из приоритетных направлений их деятельности.

Результаты правовых и антикоррупционных экспертиз, проведенных специалистами Управления Минюста России по Кемеровской области, свидетельствуют о том, что имеются случаи принятия нормативных правовых актов органами власти области с нарушениями федерального законодательства, коррупциогенными факторами, а также факты несвоевременного устранения из действующего регионального законодательства противоречий федеральному законодательству, в связи с его изменением (2011 год – 116 НПА, 2012 год – 82 НПА, 2013 год – 29 НПА, 2014 год – 43, с начала 2015 года – 24).

Кроме того, Управлением были выявлены в уставах и актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований противоречия федеральному и региональному законодательству, коррупциогенные факторы, что послужило основанием для принятия решений об отказах в государственной регистрации в 19 случаях за последние 5 лет.

По моему мнению, правовая и антикоррупционная экспертиза является эффективным способом совершенствования качества региональной и муниципальной нормативно-правовых баз, которые входят в систему законодательства Российской Федерации, и обеспечения режима законности.

Ведущая: Какая методика проведения экспертизы?

Ж. А. Военкова: В целях организации работы по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам Министерством юстиции Российской Федерации утверждены Методические рекомендации (Приказ Минюста России от 31.05.2012 № 87).

На основании указанных Методических рекомендаций правовая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Управление Минюста России по Кемеровской области. Правовые акты подлежат правовой экспертизе, если они носят нормативный характер. Нормативность акта определяется с учетом пунктов 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Правовая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, порядка принятия, обнародования (опубликования). В ходе правовой экспертизы оценивается также соответствие акта требованиям юридической техники, т.е. наличие необходимых реквизитов, построение норм, правильность использования юридической терминологии. Кроме того, изучается состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений, необходимость и достаточность правового акта для урегулирования общественных отношений.

Одновременно с проведением правовой экспертизы акт рассматривается на предмет наличия в нем коррупциогенных факторов в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

По результатам проведения экспертизы составляется экспертное заключение.

При выявлении в правовом акте норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, коррупциогенных факторов экспертное заключение для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений направляется в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший правовой акт, и в копии — в органы прокуратуры соответствующего субъекта Российской Федерации для принятия мер прокурорского реагирования.

В целях реализации Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» Приказом Минюста России от 31.05.2012 № 88 утверждены Методические рекомендации по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Государственная регистрация включает проверку соблюдения установленного Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядка принятия устава, муниципального правового акта; проверку устава, акта о внесении изменений в устав муниципального образования на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам Кемеровской области; проведение антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования (акта о внесении изменений в него); присвоение государственного регистрационного номера уставу, муниципальному правовому акту; выдачу свидетельства о государственной регистрации устава; отказ в государственной регистрации устава, муниципального правового акта; включение соответствующих сведений (записи) в государственный реестр уставов муниципальных образований.

При проведении антикоррупционной экспертизы в отношении уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов, в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения Управление также руководствуется Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 26.02.2010 № 96.

Ведущая: С вашей профессиональной точки зрения данный механизм экспертизы позволяет объективно подходить к оценке всех НПА или всё-таки необходимы ещё доработки в правовом регулировании проведения антикоррупционной экспертизы?

Ж. А. Военкова: Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов установлены положениями Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». устанавливающий в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. В развитие данного Федерального закона принято постановление Правительства Российской Федерации 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утверждающее Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также Методику ее проведения.

Указанные Правила и Методика не устанавливают механизм (процедуру) проведения самой экспертизы, в Методике перечисляются только коррупциогенные факторы, перечень которых является исчерпывающим.

В связи с этим происходят сложности.

Во-первых, согласно части 4 статьи 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Однако практика показывает, что разработчики нормативных правовых актов области не всегда объективно подходят к оценке своих нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) на предмет соответствия их антикоррупционному законодательству. Данные факты (наличие коррупциогенных факторов) устанавливаются в ходе проведения экспертизы, поступивших в Управление региональных актов (их проектов), проектов уставов муниципальных образований, а также в представленных на регистрацию уставах.

Во-вторых, указанной выше Методикой руководствуются также независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Аналогичная ситуация и здесь. Отсутствие механизма проведения независимыми экспертами экспертизы актов и проектов, а также отсутствие соответствующей квалификации как эксперта приводит к неэффективности результатов их труда.

Таким образом, на мой взгляд, требуется совершенствование правового регулирования вопросов проведения антикоррупционной экспертизы.

Ведущая: Какие органы уполномочены проводить антикоррупционную экспертизу региональных НПА и уставов муниципальных образований?

Ж. А. Военкова: Действующим антикоррупционным законодательством определен перечень субъектов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов), в который включены органы Минюста России, прокуратуры, правотворческие органы, организации и их должностные лица, а также независимые эксперты.

Ведущая: Возможна ли независимая антикоррупционная экспертиза НПА? Кто её имеет право проводить?

Ж. А. Военкова: Проведение независимой антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА возможно, в случае получения будущими экспертами аккредитации.

Минюстом России осуществляется аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 27.07.2012 № 146.

Заявителями на получение аккредитации могут быть:

  • гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет;
  • юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее 3 работников (с высшим профессиональным образованием и стаж работы по специальности не менее 5 лет).

Получение предоставляемой Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги не требует от заявителя личной явки в Минюст России (по почте, опустить в ящик для корреспонденции Минюста России либо направить через Единый портал государственных услуг).

Официальными документами, удостоверяющими аккредитацию, является свидетельство об аккредитации физического лица либо юридического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Ведущая: Каковы последствия для муниципального образования в случае выявления в уставе муниципального образования нарушений федерального и регионального законодательства?

Ж. А. Военкова: Если в результате проверки сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам Кемеровской области, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, принимается мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.

Заключение об отказе в государственной регистрации с одним экземпляром документов, представленных на регистрацию, направляются главе муниципального образования.

Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении (часть 8 статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»).

Кроме того, отказ в государственной регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Ведущая: По каким основаниям может быть принято решение об отказе в государственной регистрации?

Ж. А. Военкова: Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) принимается по указанным ниже основаниям.

1. Устав, муниципальные правовые акты о внесении изменений в устав противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, если они:

  • содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;
  • регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставом, муниципальными правовыми актами о внесении изменений в устав;
  • не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами;
  • содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.

2. Нарушены установленные требования, касающиеся порядка принятия устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав, а именно:

  • принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав ненадлежащим органом местного самоуправления;
  • принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав представительным органом местного самоуправления или собранием (сходом) граждан при отсутствии необходимого кворума;
  • принятие устава, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава;
  • нарушение регламента представительного органа местного самоуправления или порядка проведения собрания (схода) граждан, повлекшее невозможность установить результаты волеизъявления депутатов или граждан при голосовании по проекту устава.

3. Выявлены коррупциогенные факторы в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 26.02.2010 № 96.

Ведущая интернет – интервью: Хиль Алеся Анатольевна (ведущий менеджер по работе с клиентами и органами государственной власти).

Ведущая: Размещаются ли результаты экспертизы в СМИ, в официальных источниках опубликования?

Ж. А. Военкова: Результаты экспертизы (экспертные заключения) не размещаются в СМИ, в официальных источниках опубликования НПА, такие результаты вносятся в федеральный регистр. Поскольку согласно Положению о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 № 904, в федеральный регистр включаются региональные нормативные правовые акты с присвоением им номеров государственной регистрации, а также в качестве дополнительных сведений к актам вносятся тексты экспертных заключений, подготовленные по результатам правовых и антикоррупционных экспертиз.

Вместе с тем, сведения, содержащиеся в базе данных федерального регистра, доступны органам государственной власти, местного самоуправления, юридическим лицам, гражданам (далее – заявители). В соответствии с Порядком предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 20.12.2005 № 244, сведения из федерального регистра предоставляются в документальном или электронном виде в соответствии с письменным запросом заявителя, а также на официальном интернет-сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

Кроме того, информацию о нормативных правовых актах и уставах муниципальных образованиях можно получить на портале «Нормативные правовые акты Российской Федерации» http://zakon.scli.ru. На портале представлены как текущие редакции нормативных правовых актов, так и предыдущие. Кроме того доступны дополнительные сведения: информация о правовой экспертизе, опубликовании и обнародовании и т. д.

Ведущая: Роль информационных баз данных «Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ» и «Государственный реестр уставов муниципальных образований» для формирования единого правового пространства.

Ж. А. Военкова: Принципами ведения федерального регистра и реестра являются достоверность, общедоступность и открытость информации.

Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Кемеровской области, государственный реестр уставов муниципальных образований ведется в целях обеспечения контроля за соответствием этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Правовая экспертиза муниципальных актов

Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в целях контроля их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству (далее — действующее законодательство).

Основанием для проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является соответствующее обращение органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, должностных лиц, организаций и граждан (далее — заявители) или поручения руководителя аппарата Правительства, руководителя Главного правового управления аппарата Правительства (далее — Главное правовое управление).

Проведение правовой экспертизы осуществляется Главным правовым управлением с привлечением в случае необходимости специалистов в соответствующих областях. По решению руководителя Главного правового управления осуществление отдельных действий по проведению правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов может быть поручено государственному бюджетному учреждению «Региональный центр управления государственными и муниципальными информационными системами и ресурсами» (далее — ГБУ СО «РЦУП»).

Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится в срок, не более 30 дней со дня поступления муниципального нормативного правового акта на экспертизу.

При необходимости этот срок может быть продлен по решению руководителя Главного правового управления не более чем на 30 дней с уведомлением об этом заявителя, направившего обращение, или руководителя аппарата Правительства в случае проведения экспертизы на основании соответствующего поручения. Проведение правовой экспертизы

На правовую экспертизу из регистра муниципальных нормативных правовых актов представляется копия муниципального нормативного правового акта в документальном виде (на бумажном носителе), заверенная в порядке, установленном муниципальными правовыми актами соответствующего муниципального образования.

При проведении правовой экспертизы устанавливаются:

— правовые основания, обусловившие принятие муниципального нормативного правового акта;
— предмет регулирования и его соответствие предметам ведения местного самоуправления, установленным действующим законодательством;
— необходимость и достаточность муниципального нормативного правового акта для урегулирования общественных отношений в соответствующей сфере;
— компетенция принявшего муниципальный нормативный правовой акт органа местного самоуправления (должностного лица);
— соблюдение порядка принятия (издания) муниципального нормативного правового акта;
— наличие в муниципальном нормативном правовом акте норм и положений, противоречащих нормам действующего законодательства;
— соблюдение порядка введения муниципального нормативного правового акта в действие.

При оценке компетенции органа местного самоуправления на принятие муниципального нормативного правового акта необходимо руководствоваться нормами действующего законодательства, закрепляющими соответствующие полномочия органов местного самоуправления.

Не проводится правовая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных нормативных правовых актов.

При поступлении муниципального нормативного правового акта, вносящего изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный нормативный правовой акт, проводится правовая экспертиза измененного (дополненного) муниципального нормативного правового акта и составляется экспертное заключение на измененный (дополненный) муниципальный нормативный правовой акт.

Если муниципальный нормативный правовой акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный нормативный правовой акт, устанавливает также самостоятельные нормы, или вносит изменения (дополнения) в большое количество муниципальных нормативных правовых актов, или по результатам правовой экспертизы будет признан не соответствующим действующему законодательству, составляется экспертное заключение на муниципальный нормативный правовой акт о внесении изменений (дополнений).

При проведении правовой экспертизы муниципального нормативного правового акта, отменяющего или признающего утратившим силу другой муниципальный нормативный правовой акт, кроме установления фактов, также оценивается возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены (признания утратившим силу) муниципального нормативного правового акта.

Если при анализе конкретных норм права возникает расхождение между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения, необходимо руководствоваться общепринятыми положения ми коллизионного права:

— приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой;
— приоритет специальной нормы перед общей;
— приоритет нормы, принятой позднее.

В ходе проведения правовой экспертизы также оценивается соблюдение правил юридической техники при подготовке муниципального нормативного правового акта, то есть наличие необходимого набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии.

Муниципальный нормативный правовой акт, как правило, должен иметь следующие реквизиты (элементы):

— вид (форма) муниципального нормативного правовой акта;
— наименование органа (должностного лица), принявшей (издавшего) муниципальный нормативный правовой акт;
— название муниципального нормативного правового акта в котором в краткой форме должен быть отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовал содержанию муниципального нормативного правового акта;
— дата и место принятия и (или) подписания муниципального нормативного правового акта;
номер муниципального нормативного правового акта;
— полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный нормативный правовой акт;
— дата (срок) и порядок вступления муниципального нормативного правового акта в силу.

При оценке юридических терминов должно быть проанализировано следующее:

— употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном нормативном правовом акте в одном и том же значении;
— имеют ли термины общепринятое значение;
— обеспечено ли единство понятий и терминологий с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве и законодательстве.

Основными признаками противоречия муниципального нормативного правового акта действующему законодательству являются:

— принятие (издание) муниципального нормативного правового акта органом (должностным лицом), к компетенции которого не относится регулирование соответствующих правоотношений, либо его издание с превышением полномочий, предоставленных данному органу (должностному лицу);
— наличие в муниципальном нормативном правовом акте норм и положений, противоречащих нормам действующего законодательства;
— принятие (издание) муниципального нормативного правового акта во исполнение недействующего нормативного правового акта;
— неправильный выбор вида (формы) нормативного правового акта, примененного при принятии (издании) муниципального нормативного правового акта;
— нарушение порядка принятия (издания) муниципального нормативного правового акта;
— нарушение порядка введения муниципального нормативного правового акта в действие.

Противоречие муниципального нормативного правового акта действующему законодательству может быть установлено и по иным основаниям, которые отдельно указываются в экспертном заключении.

В случае воспроизведения в муниципальных нормативных правовых актах норм действующего законодательства вопрос о законности (обоснованности) такого воспроизведения разрешается применительно к каждому конкретному случаю.

По результатам проведенной правовой экспертизы принимается решение о соответствии (несоответствии) муниципального нормативного правового акта действующему законодательству и подготавливается соответствующее экспертное заключение.

Муниципальное право
Федеральный акт
Нормативный акт
Локальный акт
Трудовой акт

Назад | | Вверх

Смотрите еще:

  • Редакция федерального закона от 08122003 n 162-фз Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ"О внесении изменений и […]
  • Приказ мвд 667 Приказ МВД РФ от 22 августа 2003 г. N 667 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозками, а также оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МВД России" (с изменениями и […]
  • 245-я статья уголовного кодекса Новый текст ст 245 УК РФ о жестоком обращении с животными. Ãîñóäàðñòâåííàÿ Äóìà ÐÔ, Ìîñêâà 8 декабря 2017 года Госдума приняла во втором чтении такой документ : во втором чтении ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в статьи 245 и […]
  • 476 фз закон ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 2014 года №476-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования […]
  • Сайт арбитражного суда города кирова Арбитражный суд Кировской области Арбитражные суды Европейский Суд по правам человека Официальный портал правовой информации К 25-летию суда Правовые основы от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ от 07 октября 2013 года № […]
  • Закон о бюджете на 2008 год Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N […]
  • Суды по косово Международный суд ООН признал независимость Косово Международный суд в Гааге заявил, что декларация о независимости Косово не нарушает общего международного права. Международный суд ООН объявил консультативное заключение о законности […]
  • Приказ минздрава от 05052012 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" Приказ Министерства здравоохранения и социального […]