Режимные правила

Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность

Понятие режима в исправительных учреждениях сформулировано в уголовно-исполнительном законодательстве. Согласно ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ он определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Нормы, относящиеся непосредственно к режиму исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, содержатся в гл. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Они конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205, Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311.

Режим выражает сущность наказаний в виде лишения свободы, в нем реализуется объем соответствующих каждому виду этого наказания лишений или ограничений прав и свобод осужденного. Он призван обеспечить: охрану, изоляцию осужденных и надзор за ними; исполнение возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; личную безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных; различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом; изменение условий отбывания наказания.

Режим как правовое явление своими элементами пронизывает все сферы жизнедеятельности исправительных учреждений. В теории уголовно-исполнительного права выделяют основные формы выражения режима и соответствующие им функции (рис. 7).

Режим как выражение наказания представляет собой не только кару, но и специфический уклад, образ жизни осужденного, обусловленный лишением свободы, основанный на предписаниях уголовно-исполнительного законодательства. Под карой традиционно понимают некий объем правоограничений, выраженный в режиме, который установлен законодателем для различных видов исправительных учреждений. Кроме того, объем правоограничений может существенно изменяться в пределах одного исправительного учреждения. В зависимости от поведения осужденные в исправительных колониях могут содержаться в строгих, обычных и облегченных условиях (ч. 1 ст. 87 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Это в первую очередь касается ограничения социальных благ осужденных путем предоставления четко указанного в законе количества свиданий, посылок, передач, бандеролей и др. Объем правоограничений меняется и в связи с переводом осужденных по положительным или отрицательным мотивам за пределы исправительного учреждения, например в колонию-поселение или тюрьму (ч. 2 и ч. 4 ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Поэтому карательная функция режима реализуется путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы.

Рис. 7.Понятие режима в исправительных учреждениях, формы его выражения и основные функции

Режим, олицетворяя порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, является важным фактором укрепления дисциплины и предотвращения правонарушений как среди осужденных, так и иных лиц, посещающих исправительные учреждения. Режимные требования обеспечивают изоляцию осужденного и определяют порядок осуществления за осужденными надзора и контроля с использованием технических средств (ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), предусматривают проведение оперативно-розыскных (ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), обысковых (ч. 5 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) и иных профилактических мероприятий в исправительных учреждениях. В отношении иных лиц, посещающих исправительные учреждения, режимные правила направлены на предупреждение совершения правонарушений как в отношении этих граждан, так и ими самими. В частности, администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы (ч. 6 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). В связи с этим функция социального контроля (профилактическая) выражена в превентивном значении должным образом организованного порядка исполнения и отбывания наказания, обеспечивающего предупреждение совершения новых преступлений и других правонарушений как осужденными, так и иными лицами.

Режим как одно из основных средств исправления осужденных определен в ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и призван обеспечить формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а также стимулировать правопослушное поведение. К требованиям режима следует отнести, например, обязательность общественно полезного труда осужденных (ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), соблюдение осужденными правил вежливого обращения между собой и с персоналом учреждения, содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест (Правила внутреннего распорядка) и др. За нарушение этих предписаний предусмотрены меры дисциплинарного воздействия. Напротив, добросовестное отношение осужденных к своим обязанностям, соблюдение ими установленных правил поведения может служить основанием для поощрения осужденного. Тем самым воспитательная функция режима осуществляется в большей мере путем принуждения и направлена на воспитание человека, приучение его к дисциплине, соблюдению правил поведения, приобщению осужденных к цивилизованным взаимоотношениям, в том числе посредством стимулирования их правомерного поведения.

Режим как условие применения иных средств исправления осужденных получил законодательное закрепление в ч. 2 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Без надлежащего порядка исполнения и отбывания наказания применение других средств исправительного воздействия, определенных законодателем, становится проблематичным. Напротив, состояние режима, отвечающего требованиям уголовно-исполнительного законодательства, создает благоприятные условия для воспитательной работы, общественно полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия. Так, участие осужденных в воспитательных мероприятиях, предусмотренных распорядком дня исправительного учреждения, обязательно (ч. 3 ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Обязанностью лиц, лишенных свободы, является получение основного общего образования, если они не достигли возраста 30 лет (ч. 1 ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Исходя из этого обеспечивающая функция режима представляет собой правовую основу применения к осужденным мер исправительного воздействия. Нормы режима определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику осуществления с ними воспитательной работы, получения осужденными общего образования и профессиональной подготовки, а также порядок обеспечения жизнедеятельности осужденных и организацию их свободного времени. Реализацию этих и других предписаний обеспечивает режим лишения свободы.

Функции режима реализуются в их единстве, взаимосвязи между собой, в своей совокупности они определяют содержание режима лишения свободы.

Содержание режима в исправительных учреждениях

Содержание режима в исправительных учреждениях представляет собой установленную в уголовно-исполнительном законодательстве систему правил, определяющих порядок и условия исполнения и отбывания лишения свободы, а также обеспечивающих применение к осужденным средств исправления.

Традиционно различаются правила: 1) относящиеся к персоналу исправительного учреждения (правила исполнения наказания); 2) относящиеся к осужденным (правила отбывания наказания); 3) относящиеся к иным лицам, находящимся в исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

К персоналу относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания. Правила исполнения наказания, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его полномочия (права и обязанности) при исполнении лишения свободы. В сфере режима УИК РФ и Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» содержат предписания, адресованные в большей мере к сотрудникам исправительных учреждений. Сотрудники вправе (и обязаны) осуществлять как общие режимные требования, относящиеся к осужденным и иным лицам, так и требования, обращенные отдельно к каждой из этих категорий граждан. К общим требованиям по соблюдению режима, возложенным на сотрудников исправительных учреждений, необходимо отнести: осуществление контроля за соблюдением режимных требований на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним; осуществление оперативно-розыскной деятельности; требование от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка исправительных учреждений; применение по отношению к правонарушителям предусмотренных законом мер воздействия и принуждения; производство досмотра и обыска осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях исправительных учреждений, предприятий этих учреждений и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изъятие запрещенных вещей и документов; производство в предусмотренных законодательством РФ случаях и порядке уголовно-процессуальных действий; применение и использование физической силы, специальных средств и оружия в случаях и порядке, установленных законом.

В отношении осужденных сотрудники дополнительно наделены полномочиями: по осуществлению их регистрации, фотографированию, звукозаписи, кино– и видеосъемки и дактилоскопированию; проведению медицинского освидетельствования с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначению медицинского обследования осужденных; введению режима особых условий в установленном УИК РФ порядке.

При обеспечении режима в исправительных учреждениях, на прилегающих к ним территориях, а также при проведении специальных операций в отношении иных граждан сотрудники вправе (обязаны): составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях меры; при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов; использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег; временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан.

Кроме того, сотрудники исправительных учреждений обязаны обеспечивать порядок исполнения и отбывания лишения свободы в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

Режимные правила, относящиеся к осужденным (правила отбывания наказания), можно разделить на несколько групп: 1) правила, устанавливающие поведение осужденных при отбывании лишения свободы в целом и в конкретном исправительном учреждении; 2) правила, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов осужденных; 3) правила, регулирующие применение к осужденным основных средств исправления.

Правила, устанавливающие поведение осужденных при отбывании лишения свободы в целом и в конкретном исправительном учреждении, определяют образ жизни осужденных во время отбывания ими лишения свободы. Они закреплены в УИК РФ и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. К ним относятся: раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях; создание в одном исправительном учреждении различных условий отбывания наказания; правила поведения осужденного во время работы и в свободное время; взаимоотношения осужденных и персонала исправительных учреждений; распорядок дня исправительного учреждения, порядок приема пищи, передвижения осужденных в пределах колонии; проведения проверок, свиданий, получения посылок, передач и др., а также перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Важное место в регламентации отбывания лишения свободы применительно к конкретному исправительному учреждению занимает распорядок дня. Он включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и спортивно-массовых мероприятиях и т.д. Подчинение распорядку дня обязательно для всех осужденных, за отступление от его требований осужденный может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Общие правила, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов осужденных, сосредоточены в гл. 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Применительно к конкретному виду исправительного учреждения они уточнены в гл. 16 и 17 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, а процедура их осуществления установлена в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. Согласно ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных. Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.

Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью 4 часа и длительные свидания продолжительностью 3 суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных УИК РФ случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью 5 суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения – с иными лицами (ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 90 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей: а) женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, – без ограничения количества; б) мужчинам – в количестве, установленном ст. 121, 123, 125 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством РФ, Европейским судом по правам человека цензуре не подлежит (ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации“» закрепил в ст. 92 Уголовно-исполнительного кодекса РФ право осужденных к лишению свободы на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до 6 в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников.

Согласно ст. 93 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается ст. 118, 121, 123, 125, 127 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Согласно ст. 94 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже 1 раза в неделю.

Статья 95 Уголовно-исполнительного кодекса РФ разрешает осужденным к лишению свободы получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств. При этом осужденному позволяется иметь при себе не более 10 экземпляров книг и журналов.

В настоящее время согласно ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством РФ. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

Все перечисленные правила направлены на реализацию прав осужденных к лишению свободы, а в ст. 96 и 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определены условия обеспечения отдельных законных интересов этой категории осужденных. В ст. 96 закреплены условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения. Главными условиями реализации этого законного интереса являются положительная характеристика осужденных и необходимость выполнения ими определенной работы без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения.

Статья 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает возможность выезда осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений: а) краткосрочные – продолжительностью до 7 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения; б) длительные – на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным – пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II групп, а также осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, – на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.

Правила, регулирующие применение к осужденным основных средств исправления, определяют особенности проведения с осужденными, отбывающими лишение свободы в различных видах исправительных учреждений, воспитательной работы, привлечения их к общественно полезному труду, общеобразовательного и профессионального обучения, а также общественного воздействия. Правила, определяющие порядок применения средств исправления к осужденным, отбывающим лишение свободы, будут рассмотрены в последующих главах.

Правила режима, относящиеся к иным лицам, находящимся в исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях. В исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, могут находиться различные категории граждан. Это родственники и иные лица, прибывшие на свидания с осужденными, администрация и учителя вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, преподаватели и мастера производственного обучения профессиональных училищ, адвокаты и иные лица, оказывающие юридическую помощь осужденным, представители государственных органов, органов местного самоуправления и общественности, осуществляющие контроль за деятельностью исправительных учреждений и т.п. Все эти лица обязаны при посещении исправительных учреждений соблюдать правила поведения, установленные уголовно-исполнительным законодательством и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Их нарушение может повлечь применение мер административной ответственности, установленной, например, ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению сотрудника органов уголовно-исполнительной системы или ст. 19.12 КоАП РФ за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительных учреждениях. При наличии в действиях виновного признаков состава преступления возбуждается уголовное дело и он привлекается к уголовной ответственности.

Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

Средства обеспечения режима предназначены для обеспечения соблюдения порядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Указанные средства можно разделить на две группы.

Средства обеспечения режима общего характера. Режим обеспечивается прежде всего соблюдением его требований персоналом исправительных учреждений, а также лицами, их посещающими. Строгое выполнение предписаний закона, корректное поведение и должная требовательность создают необходимые предпосылки для обеспечения режима, соблюдения его требований осужденными. К числу мер общего характера следует отнести: правовое, трудовое, физическое и иное воспитание; индивидуальную работу с осужденными; меры поощрения, стимулирующие правомерное поведение; работу самодеятельных организаций, общественное воздействие.

Специальные средства обеспечения режима. Эту группу составляют: охрана осужденных и надзор за их поведением; меры взыскания, обеспечивающие требуемое поведение; оперативно-розыскная деятельность, технические средства надзора и контроля; режим особых условий, меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие).

Наружная охрана исправительных учреждений осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания. Наряду с охраной за осужденными ведется круглосуточный надзор. Он осуществляется повсеместно: в жилых помещениях и на производстве, во время сна и личного времени, в столовой, библиотеке, магазине, санчасти и других местах нахождения хотя бы одного осужденного. Осуществление надзора за осужденными является обязанностью всех сотрудников исправительного учреждения, за исключением службы охраны. Специальные задачи по осуществлению надзора за осужденными возлагаются на дежурную смену и отделы безопасности исправительных учреждений.

Особое место в этой группе занимают меры безопасности и правовые основания их применения (ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Сотрудники исправительных учреждений применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном ст. 28 – 31 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы». Основаниями для их применения в отношении осужденных являются оказание ими сопротивления персоналу учреждений, злостное неповиновение законным требованиям персонала, участие в массовых беспорядках, захват заложников, побег или задержание бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения их противоправных действий, а равно предотвращения причинения осужденными вреда окружающим или самим себе.

Таким образом, режим в исправительных учреждениях это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Режим как социально-правовое явление имеет свои определенные формы выражения: 1) режим как выражение наказания; 2) режим как одно из основных средств исправления осужденных; 3) режим как условие применения иных средств исправления осужденных. Режим в процессе исполнения и отбывания наказания несет определенную функциональную нагрузку. Выделяют несколько главных функций режима: 1) карательную; 2) воспитательную; 3) обеспечивающую; 4) функцию социального контроля (профилактическую). Все эти функции взаимозависимы, дополняют друг друга, поэтому применяются в комплексе. Содержание режима в исправительных учреждениях составляют правила: 1) относящиеся к персоналу исправительного учреждения (правила исполнения наказания); 2) относящиеся к осужденным (правила отбывания наказания); 3) относящиеся к иным лицам, находящимся в исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях. Средства обеспечения режима предназначены для обеспечения соблюдения порядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Указанные средства подразделяются на две группы: 1) средства обеспечения режима общего характера (средства убеждения); 2) специальные средства обеспечения режима (средства принуждения).

be5.biz

Материал (младшая группа) по теме:
Педагогические правила проведения режимных процессов с детьми третьего года жизни

Общие педагогические правила по воспитанию культурно-гигиенических навыков

и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни

Предварительный просмотр:

Педагогические правила проведения режимных процессов с детьми третьего года жизни

Общие педагогические правила по воспитанию культурно-гигиенических навыков

и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни

  1. Воспитывать положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.
  2. Проводить режимные моменты точно по режиму.
  3. Постоянно закреплять ранее приобретенные умения и обучать новым умениям.
  4. При проведении процессов воспитывать культурно-гигие нические навыки.
  5. Воспитывать у детей правила поведения, связанные с тем или иным процессом.
  6. Обучая детей умениям и навыкам, использовать разнообразные приемы: показ, прямая помощь, словесные указания и объяс нение, напоминание.
  7. Процессы проводить постепенно, не допускать, чтобы дети ожи дали друг друга.
  8. Учитывать индивидуальные способности и состояние ребенка в данный момент.
  9. Относиться к каждому ребенку чутко, ласково и заботливо. Пони мать настроение ребенка, учитывать его желания и потребности.

10. Использовать кормление, одевание и умывание в целях разви тия речи, движений, ориентировок в окружающем и формировании организационного поведения.

Методические правила проведения кормления:

1. При проведении кормления необходимо воспитывать сле дующие умения и навыки:

а) мыть руки перед едой;

б) принести стул и сесть за стол;

в) есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой, к третьему году держать ложку правильно;

г) есть с аппетитом все, что полагается;

д) есть первые и вторые блюда с хлебом;

е) самостоятельно доставать и пользоваться салфеткой.
Формирование правил поведения:

— не мешать во время еды другим детям;

— не выходить из-за стола, не окончив еды;

— уметь спокойно подождать, когда воспитатель занята другим ре бенком;

-свои просьбы выражать словами;

— говорить «спасибо» после еды.

  1. Процесс кормления детей должен проходить четко по указанно му в режиме дня времени.
  2. Перед едой дети должны играть в спокойные игры;
  3. Детям начинают мыть руки только тогда, когда пища принесена в комнату. Няня моет 2-3 детям руки, и эти дети садятся за стол и начинают кушать.
  4. Няня берет мыть руки первыми тех детей, которые ничем не за няты. Кроме того, первыми сажают детей, которые медленно едят, младших, ослабленных. Возбужденных детей сажают за стол по следними, когда этому ребенку воспитатель и няня смогут уделить больше внимания.
  5. Предложив ребенку идти мыть руки, няня следит и напоми нает, чтобы ребенок убрал на место игрушки, с которыми он играл.
  6. Подавая детям пищу, воспитатель должна прежде попробовать сама питание, чтобы знать особенности каждого блюда, следить, чтобы пища была красиво оформлена, сохранила свою характерную форму (котлетку, кусок запеканки не разминать), называть блюда, которые ставит перед ребенком, например: «Сегодня очень вкусная гречневая каша» и т.д.
  7. Второе, третье блюда подаются сразу, как только ребенок съел первое.
  8. Питание раздает воспитатель и следит за оставшимися играю щими детьми (в начале обеда), дает указания убрать игрушки, сле дит за позой детей во время еды, напоминает о навыках, правилах поведения за столом.
  1. Обращение воспитателя не должно быть общим ко всем детям. Она обращается к небольшим группам, к отдельному ребенку, при этом говорит негромко.
  2. Няня и воспитатель следят, чтобы за столами детей в процессе еды всегда было чисто.
  3. Докармливает детей воспитатель или няня, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, не ложкой ребенка, а чистой ложкой (на каждого докармливаемого ребенка).
  4. Ребенок, как только поел, выходит из-за стола, говорит «спаси бо» и идет играть.

14. Подготавливаясь к обеду, воспитатель привлекает некоторых детей (детей-дежурных) к помощи: поставить стульчики, тарелочки на столы.

15. Дети должны пользоваться матерчатыми салфетками. Салфетки закладываются за ворот рубашки, платья или завязываются. Со второй половины 3-го года жизни дети пользуются бумажными салфетками.

Воспитатель должна следить, чтобы дети пользовались сал феткой во время еды по мере загрязнения. Во время кормления детей няня также принимает участие в раздаче пищи детям, выполняя это методически правильно.

Методические правила проведения одевания и раздевания:

1. В процессе организации одевания и раздевания детей необ ходимо воспитывать следующие умения и навыки: научить де тей самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую оде жду, самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нуж ном порядке. Формирование правил поведения:

  1. начав раздеваться, не отвлекаться игрой;
  2. аккуратно убирать одежду;
  3. помогать товарищам, соблюдать в спальне тишину;
  4. развивать ориентировки в окружающем;
  5. знакомить с различными свойствами и качествами предметов;
  6. обогащать словарь и т.д.
  1. Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойны, воспи татель организует спокойные игры.
  2. Укладывание детей на сон проводится постепенно, приглашает ся 5-6 детей в спальню, остальные дети играют.
  3. Приглашать спать первыми надо детей более младших или фи зически более слабых, которые в это время ничем не заняты, быст ро утомляются, кто дома плохо спал.
  4. Спокойно засыпающих детей надо укладывать первыми, а кто проявляет активность — последними. Воспитатель, освободившись от укладывания детей, сможет побыть около того ребенка, который
    сам долго не может успокоиться.
  5. Возбужденного ребенка следует прежде успокоить, а потом ук ладывать спать.
  1. Во время раздевания детей воспитатель и няня одновременно следят за несколькими детьми: одному помогают, другому подска зывают, с чего надо начинать раздеваться, третьему предлагают обратиться за помощью к товарищу и т.д. Должны постоянно побу ждать детей к самостоятельности.
  2. Раздеваться ребенок должен в определенном порядке: снять платье, туфли, штанишки, колготки. В обратной последовательности одеваться.
  3. Любой ребенок, как только он проснулся, должен встать, одеться и самостоятельно начать играть.
  1. Если ребенок просыпается медленно и некоторое время после сна бывает вялым, то нельзя громко говорить, тормошить его. Нуж но дать ему немного полежать, ласково поговорить с ним, вызвать у него желание встать.
  2. Во время сна детей в спальне обязательно должен находиться взрослый.
  3. Ребенок должен спать днем не менее 2,5 часа.

Методические правила проведения умывания:

1. При умывании детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:

— обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.

— использовать процесс умывания для развития речи и ориенти ровки в пространстве.

  1. Первыми направляют умываться тех, кто медленно ест, с плохим аппетитом, кто сам намеревается идти.
  2. Перед умыванием воспитатель засучивает рукава детям.
  3. Одновременно няня умывает 2-3 детей, не торопясь, давая де тям возможность умываться самостоятельно.

Методические правила проведения высаживания, туалета:

  1. Закреплять умение проситься на горшок.
  2. Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки:
  1. пользоваться только индивидуальными предметами ухода (своим носовым платком, полотенцем, горшком);
  2. замечать грязное лицо и непорядок в одежде (спущенные кол готки, оторвавшуюся пуговицу);
  3. вытирать самому нос.

Обязательно высаживать всех детей перед дневным и ночным сном, перед прогулкой, среди дня -индивидуально.

Ночью высаживать только некоторых детей по их просьбе.

Если, некоторые дети после ночного сна встают мокрыми, то за ними следует наблюдать 3-4 ночи и в определенное для каждого ребенка время высаживать.

Методические правила проведения прогулки:

  1. Прогулка должна проводиться систематически. Отменяется про гулка только по указанию врача или старшей медицинской сестры.
  2. Прогулка должна обогащать детей интересными впечатлениями о природе и окружающей жизни. Ребенок получает большую воз можность двигаться.
  3. Одеваются дети на прогулку постепенно: одни дети занимаются с воспитателем, а других одевает няня. Когда половина детей оде ты, они выходят с воспитателем или няней на улицу, остальные продолжают одеваться с помощью взрослого. Первую подгруппу одевает воспитатель и няня, воспитатель одновременно следит за играющими детьми.
  4. Одевание детей организуется в определенной последовательно сти: дети подходят к шкафам, берут колготки, ботинки или сапоги, садятся на диванчики, одеваются самостоятельно или с помощью взрослого. Затем берут головные уборы, кофты, которые им оде вают взрослые. После этого взрослые одевают детям пальто с ва режками, завязывают шарф.
  5. Одевать детей следует соответственно погоде.
  6. Во время одевания следует говорить с детьми о предметах оде жды (меховая шубка, синий шарфик), о погоде, о игрушках, с кото рыми будут играть на прогулке, что будут смотреть.
    Формирование правил поведения:
  1. вежливо обращаться с просьбой,
  2. благодарить,
  3. проходить спокойно, не толкаясь.
  1. В общении с детьми воспитатель использует веселые шутки, стихи, прибаутки, например: «Наша Маша маленькая, на ней шубка аленька», «Шапка да шубка, вот и весь Мишутка», «Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».
  2. На прогулке большую часть времени дети играют самостоя тельно. Ежедневно воспитатель проводит подвижную игру, иг ру-хоровод, гимнастические упражнения с использованием гимнастических пособий (ходьба по бревну и пр.), естественных условий (перешагнуть канавку, сбежать с горки)- в зависимости от времени года. Организует наблюдения, отвечает на вопросы детей.

9. Во время прогулки воспитатель регулирует деятельность каждо го ребенка, следит, чтобы одни дети не мерзли, а другие не пере гревались, следит за внешним видом детей, исправляет неопрятность в одежде, воспитывает потребность пользоваться носовым платком, обращаться за помощью к воспитателю.

10. Воспитатель должна видеть каждого ребенка в течение всей прогулки, следить за его настроением, занятостью.

  1. На прогулке сама воспитатель должна быть активной и посто янно общаться с детьми.
  2. С прогулки возвращаются не позже, чем за 30 минут до еды, чтобы отдохнуть, поиграть и не спеша вымыть руки.

13. Возвращаются с прогулки первыми те, кто раньше вышел гулять, дети, которые начали охлаждаться.

nsportal.ru

Смотрите еще:

  • Закона n 2020-1 Закон РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-I "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-I "О налоге с имущества, переходящего […]
  • Закон о гражданской службы рд Закон Республики Дагестан от 12 октября 2005 г. N 32 "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" Закон Республики Дагестан от 12 октября 2005 г. N 32 "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" (с […]
  • Приказ 568 мвд 2005 г Приказ МВД РФ от 15 июля 2005 г. N 568 "О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям […]
  • Приказ о гос службе Приказ о гос службе МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В соответствии с […]
  • Ст 150 ук рф характеристика Ст 150 ук рф характеристика Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления - наиболее распространенное преступление в отношении несовершеннолетних. Опасность привлечения несовершеннолетнего к преступной деятельности […]
  • Коэффициент индексации трудовых пенсий Коэффициент индексации трудовых пенсий 1 февраля 2002 года Базовая и страховая часть пенсии индексировались отдельно и по разным правилам Индексация базовой части пенсии производилась с учетом темпов роста инфляции, но «в […]
  • Приказ о комиссии по ос Примерная форма приказа о создании комиссии по приемке, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств (подготовлено экспертами компании "Гарант") Приказо создании комиссии по приемке, вводу в эксплуатацию и списанию основных […]
  • Приказ 785 от 2007 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 109 "О внесении изменений в Порядок отпуска лекарственных средств, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития […]