Обеспечение решений иностранный судов

Признание и исполнение решений иностранных судов

В статье описываются особенности признания и обеспечения исполнения решений судов иностранных государств на территории Российской Федерации, либо исполнения решения суда Российской Федерации в других странах.

В предпринимательской практике часто возникает необходимость признания и обеспечения исполнения решений судов иностранных государств на территории Российской Федерации, либо исполнения решения суда Российской Федерации в других странах.

Любое судебное решение имеет ограничение по территориальному принципу: действует только в государстве принятия данного судебного акта. В мировой практике существует три способа признания судебных актов иностранных государств:

1) когда необходима процедура признания иностранного решения, то есть так называемая «выдача экзекватуры» (Франция, Бельгия).

2) когда достаточно проверки правильности решения лишь с формальной точки зрения, а также непротиворечия его публичному порядку страны суда (Италия).

3) когда для судебных решений иностранных судов требуется регистрация решения в особом реестре (в Великобритании).

Механизм признания и исполнения решений, принятых иностранными судебными органами (арбитражными, третейскими), регулируется национальным законодательством Российской Федерации, а также многочисленными международными соглашениями (конвенциями).

Также к числу многосторонних международных актов относятся: Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений 1958 г. (Минск) и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Нью-Йорк). Национальные нормы российского законодательства о признаниии и исполнении решений иностранных судов содержаться в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – ГПК РФ), Арбитражной процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – АПК РФ), Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В России, с целью обеспечения исполнения решения иностранного суда необходимо признание – вынесение судебного акта судом Российской Федерации о признании юридической силы решения иностранного суда на территории Российской Федерации (экзекватура), которым подтверждается, что объем гражданских и иных прав и обязанностей сторон, закрепленный в решении иностранного суда, равен указанному в решении органов судебной системы Российской Федерации. При этом дело по существу не пересматривается (п. 4 ст. 243 АПК РФ).

Основной предпосылкой признания решений иностранных судов является наличие согласованного сторонами правоотношения принципа взаимности в отношении решений отечественных судов. Так, условиями двусторонних международных соглашений Минской Конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. между Российской Федерацией и Беларусией установлен порядок признания судебных актов сторон. К числу признания и исполнения отнесены принятые на территории государства-участника соглашения решения судов по гражданским и семейным делам, в том числе мировые соглашения по таким делам, нотариальные акты в отношении денежных обязательств, а также решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Имеются в конвенциях также вопросы, по которым не требуется проведения процедуры признания судебных актов в другом государстве. То есть действует установленный странами-участниками соглашения упрощенный порядок. Также к категории международных актов, закрепляющих принцип взаимности признания решений судов относится многостороннее Соглашение стран СНГ 1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности».

Акты арбитражных судов других государств признаются в Российской Федерации на основании положений Нью-Йоркской конвенции от 10 июня 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», участниками которой являются 126 государств.

Согласно арбитражного законодательства РФ, признаются на территории России и подлежат исполнению судебные акты иностранных государств, при наличии таких указаний в международных договорах РФ, следующих категорий:

1. Решения иностранных судов (по делам, связанным с предпринимательской деятельностью, иной экономической деятельностью);

2. Иностранные арбитражные решения (решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территории иностранных государств при разрешении споров при осуществлении предпримательской и иной экономичсеской деятельности).

Исходя из смысла п. 1 ст. 409 ГПК РФ и статьи 241 АПК РФ, принцип взаимности признания и исполнения иностранных судов в Российской Федерации действует только в том случае, если об этом имеются прямые указания в международных соглашениях. Однако, законодательством РФ предусмотрены некоторые исключения их этого принципа. Так, при отсутствии международных соглашений о порядке признания решений иностранных государств, согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заявление о признании и исполнении решений иностранных судов или иностранного арбитражного решения подается стороной процессуальных отношений, в пользу которой было вынесен судебный акт, с приложением копии судебного акта, принятого на территории иного государства.

Теперь рассмотрим условия, при которых решения иностранных судов не признаются и не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Такими условиями являются противоречащие публичному порядку Росийской Федерации и основным принципам российского права перечисленные в ст. 34 Закона Российской Федерации от 07.07.1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» и ст. 244 АПК РФ и являющиеся основанием безусловного отказа в признании и исполнении решений иностранных судов.

В настоящее время по данному основанию — противоречию публичному порядку- наблюдаются частые отказы судов в арбитражной практике.

Однако, необходимо отметить, что даже в условиях отсутствия договоренностей, достигнутых международными соглашениями и оснований для признания судебных актов иностранных государств, зачастую российские суды принимают решения о признании решений судов иностранных государств. Данные выводы судов основываются на общих принципах междунароного права, таких как: принцип международной вежливости и взаимности, принцип гармонии между правом и судебным решением, идеи социального значения, основанные на справедливости.

Исполнение решения иностранного суда либо иностранного арбитражного решения производится в том же порядке, что и по судебным актам российских судов, путем выдачи исполнительного листа, по общему правилу о трехлетнем сроке давности с момента вступления в силу такого решения (ст. 246 АПК РФ).

Необходимо отметить, что у российских гражданских и арбитражных судов не сложилось единой практики толкования и разрешения аналогичных спорных ситуаций. Сложность признания решения гражданского иностранного суда либо арбитражного решения в настоящее время заключается в том, что при отсутствии единообразия при применении судами норм права, судам необходимо ориентироваться на обзоры судебной практики Верховного суда Росийской Федерации и Высшего Арбитражного суда Росийской Федерации, которые в настоящее время отсутствуют.

Признание и исполнение решений по уголовным делам

Признание и исполнение решений иностранных судов (экзекватура) является важным видом международного сотрудничества по уголовным делам, основу которого составляют международные соглашения, а также нормы национального права государств. Для признания и исполнения решения суда на территории другого государства необходимо наличие вступившего в силу и обязательного для данных стран международного договора, условиями которого предусмотрено признание и исполнение решений сторон. В случае отсутствия международного договора о взаимном признании и исполнении решений судов возможно применение принципа международной вежливости, в соответствии с которым страны обязаны уважительно относиться к правосудию и правопорядку других государств.

Как правило, признание и исполнение решений иностранных судов является не общепринятой нормой, обязательной для всех стран, а добровольным выбором каждого отдельного государства. Ведь предусматривая возможность признания и исполнения иностранных судебных решений, государство идет на определенные ограничения своих суверенных прав в сфере отправления правосудия.

Государства по-разному относятся к признанию и исполнению решений иностранных судов. Ряд стран (например, Швеция, Норвегия, Нидерланды) признают решения исключительно тогда, когда это установлено в международном договоре. Другие государства для признания и исполнения решения суда (прежде всего по гражданскому и семейному делу) не требуют наличия международного договора, но ставят обязательное условие об обеспечении взаимности со стороны государства-партнера. Некоторые же государства ставят возможность признания и исполнения иностранного судебного решения в зависимость от определенных условий, предусмотренных международными договорами и нормами национального законодательства.

Таким образом, решения национального суда могут иметь правовые последствия на территории другого государства лишь тогда, когда последним это допускается. Признание решения суда на территории другого государства означает придание данному решению той же юридической силы, какой оно обладает на территории государства его принятия. В результате признания решения иностранного суда оно становится обязательным для органов и должностных лиц данного государства, приобретает преюдициальное значение, а также служит основой для его исполнения. Признание решения — необходимое условие его принудительного исполнения на территории иностранного государства.

Правовую основу данной формы международного сотрудничества по уголовным делам составляют такие международно-правовые акты, как Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959), Европейская конвенция о выдаче (1957), Европейская конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам (1970), Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам (1972), Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977), Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990), Минская конвенция (1993) и др. В перечисленных международных актах речь идет о различных аспектах взаимного признания и исполнения судебных решений иностранных государств с точки зрения прежде всего их значения для международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

В Европе институты признания и исполнения иностранных судебных решений по уголовным делам получили свое развитие и в рамках ЕС. Так, Маастрихтский договор [1] (1992), Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами — членами Европейского союза (2000), Лиссабонский договор [2] (2007) установили основы взаимного сотрудничества по уголовным делам и закрепили взаимное признание приговоров и судебных решений в качестве принципа сотрудничества государств по уголовным делам в ЕС.

Остановимся на основных положениях Европейской конвенции о международной действительности судебных решений по уголовным делам (ETS № 070) от 28 мая 1970 г. как на одном из базовых международных актов в данной сфере, принятых в Европе (Российская Федерация к настоящему моменту к этой Конвенции не присоединилась). В соответствии со ст. 5 данной Конвенции государство вынесения приговора может просить другое участвующее государство обеспечить его исполнение только при соблюдении одного из следующих условий:

— лицо, в отношении которого вынесен приговор, имеет обычное место проживания в другом (запрашиваемом) государстве;

— обеспечение исполнения наказания и иных мер, предусмотренных судебным решением, в запрашиваемом государстве повысит вероятность перевоспитания осужденного;

— исполнение предусмотренного решением наказания в виде лишения свободы возможно только после исполнения назначенного по иному приговору наказания в виде лишения свободы, которое лицо отбывает или будет отбывать в запрашиваемом государстве;

— запрашиваемое государство является государством происхождения осужденного и выразило готовность принять на себя ответственность за обеспечение исполнения приговора;

— запрашивающее государство считает, что оно само не сможет обеспечить исполнение приговора в отличие от запрашиваемого государства.

При соблюдении вышеуказанных условий государство вынесения приговора может направить соответствующему государству через министерство юстиции или Интерпол письменный запрос об обеспечении исполнения приговора, который подлежит удовлетворению запрашиваемой стороной, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6, 7 Европейской конвенции о международной действительности судебных решений по уголовным делам. Запрос об обеспечении исполнения приговора передается запрашиваемому государству вместе с оригиналом или заверенной копией самого судебного решения и всей необходимой документацией.

Исполнение иностранного судебного решения по уголовному делу запрашиваемым государством касается любых санкций, т.е. любых наказаний и мер, непосредственно налагаемых на какое-либо лицо в связи с правонарушением па основании решения европейского суда по уголовному делу или на основании судебного приказа по уголовному делу. Таким образом, исполнение решения суда иностранного государства включает в себя передачу осужденного для отбывания наказания (в том числе его предварительный арест и транзитную перевозку), а также реализацию иных предусмотренных приговором мер уголовно-правового характера. При этом рассматриваемой Конвенцией предусмотрена возможность изменения направленного для исполнения решения суда в соответствии с особенностями национального права и общественной жизни запрашиваемого государства, а именно:

1) суд государства исполнения решения имеет право заменить наказание в виде лишения свободы, назначенное по приговору запрашивающего государства, на наказание, предусмотренное его собственным законом за аналогичное правонарушение (наказание может быть не связано с лишением свободы или его срок может быль иным);

2) если запрос об обеспечении исполнения приговора касается конфискации конкретного предмета, суд запрашиваемого государства может принять решение о сто конфискации только в том случае, когда такая конфискация допускается законом запрашиваемого государства в отношении аналогичного преступления;

3) если запрос направлен в отношении приговора, связанного с изъятием, ограничением прав (например, лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью), то суд запрашиваемого государства сам определяет срок его действия в пределах, установленных его собственным законом, но не может превышать пределы, предусмотренные в приговоре, вынесенном в запрашивающем государстве. Суд запрашиваемого государства может также прибегнуть к частичному исполнению подобного решения, ограничив и изъяв лишь некоторые права, указанные в приговоре запрашивающего государства. Запрашиваемое государство имеет также право восстановить осужденное лицо в правах, которых оно было лишено в соответствии с приговором;

4) если запрос об исполнении приговора касается взимания штрафа или конфискации какой-либо денежной суммы, суд запрашиваемого государства переводит соответствующую сумму в национальную валюту но обменному курсу, действующему на момент принятия решения.

Таким образом, нормы Европейской конвенции о международной действительности судебных решений по уголовным делам предусматривают признание и исполнение всех санкций (связанных как с возмещением материального вреда, причиненного преступлением, так и с исполнением различных видов наказаний), оговоренных в решениях судов по уголовным делам участвующих государств.

Большинство международных договоров предусматривают сотрудничество государств в данной сфере посредством информационного обмена, а также признания и исполнения решений по уголовным делам в части возмещения ущерба. При этом вопрос о признании и исполнении приговоров иностранных судов в части отбытия наказания косвенно урегулирован такой формой международной правовой помощи по уголовным делам, как передача осужденного для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является.

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. регулирует вопросы информационного сотрудничества в данной сфере. В соответствии со ст. 22 этой Конвенции каждое государство-участник через министерство юстиции информирует другое государство обо всех приговорах в отношении граждан последнего (как минимум один раз в год).

Согласно ст. 51 Минской конвенции каждое государство признает и исполняет судебные решения других участвующих государств, перечисленные в этой Конвенции, в том числе решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. То есть решения по уголовным делам подлежат признанию и исполнению на территории другого участвующего государства именно в части возмещения ущерба. При этом вступившие в законную силу судебные решения одного участвующего государства, не требующие по своему характеру исполнения, признаются на территории другого государства-участника (запрашиваемого государства) без специального производства при условии, если:

— судебные органы данного (запрашиваемого) государства не вынесли ранее по этому делу решения, вступившего в законную силу;

— дело не относится к исключительной подсудности запрашиваемой стороны.

Для того чтобы решение было исполнено на территории иностранного (запрашиваемого) государства, запрашивающее государство, судебными органами которого было вынесено данное решение, направляет ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения в соответствующий суд запрашиваемой стороны. При этом к ходатайству должны прилагаться документы, указанные в ст. 53 Минской конвенции, а именно:

— решение (его заверенная копия) и документ, подтверждающий, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению, или сведения о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу;

— документ, подтверждающий частичное исполнение решения;

— другие необходимые для признания и исполнения документы. Указанное ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения, составленное в письменном виде, и приложенные к нему документы переводятся на язык запрашиваемого государства или на русский язык. Ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения рассматривается судом запрашиваемого государства, который устанавливает, соблюдены ли условия, предусмотренные Минской конвенцией, и в случае их соблюдения определяет порядок исполнения решения в соответствии с собственным национальным законодательством (запрашиваемого государства).

В признании решения иностранного суда и в выдаче разрешения на его принудительное исполнение может быть отказано в следующих случаях:

1) в соответствии с законодательством государства, на территории которого вынесено решение, оно не вступило в законную силу и не подлежит исполнению (кроме случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в законную силу);

2) на территории запрашиваемого государства уже имеется вступившее в законную силу решение национального суда (признанное решение суда третьего государства) по тому же факту, по которому вынесено решение запрашивающей стороны, либо учреждением запрашиваемого государства было ранее возбуждено производство по данному факту;

3) дело относится к исключительной компетенции учреждения государства, на территории которого решение должно быть признано и исполнено;

4) истек срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством запрашиваемого государства.

Признание и исполнение в Российской Федерации иностранных судебных решений регламентируется нормами вступивших в силу международных соглашений и национального законодательства РФ.

В настоящее время Российской Федерацией заключен ряд международных договоров, нормы которых регламентируют в том числе основания и порядок признания и исполнения судебного решения иностранного государства. К их числу относится рассмотренная выше и подписанная в рамках СНГ Минская конвенция, а также следующие двусторонние договоры:

— Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (подписан в г. Пекине 19 июня 1992 г.);

— Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Вильнюсе 21 июля 1992 г.);

— Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Бишкеке 14 сентября 1992 г.);

— Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Москве 22 декабря 1992 г.);

— Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Москве 26 января 1993 г.);

— Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Риге 3 февраля 1993 г.);

— Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Москве 25 февраля 1993 г.);

— Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (подписан в г. Тегеране 5 марта 1996 г.).

Ходатайство о признании и принудительном исполнении решения иностранного суда в части возмещения имущественного ущерба в России рассматривается верховным судом республики, областным, краевым судом, судом города федерального значения, судом автономного округа или судом автономной области по месту жительства (нахождения) гражданского ответчика (должника) в Российской Федерации либо по месту нахождения его имущества, если местонахождение лица, в отношении которого вынесено решение, неизвестно или он не имеет места жительства (нахождения) в Российской Федерации.

При установлении оснований для признания и исполнения решения суда иностранного государства российский суд выносит постановление об удовлетворении ходатайства государства-партнера и разрешает принудительное исполнение данного судебного решения. Об удовлетворении ходатайства о признании и исполнении судебного решения информируется государство его вынесения: как правило, заверенная копия вышеуказанного постановления российского суда направляется в центральный орган иностранного государства через территориальный орган Минюста России.

В дальнейшем непосредственным исполнением иностранного судебного решения занимается территориальный орган уголовно-исполнительной системы (Управления Федеральной службы судебных приставов), которому суд, вынесший постановление о признании и исполнении иностранного судебного решения, направляет необходимые документы, на основании которых территориальный орган уголовно-исполнительной системы возбуждает исполнительное производство.

УПК РФ, регламентируя порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства, регулирует в том числе передачу лица для отбытия наказания в виде лишения свободы. Международные договоры также предусматривают возможность передачи (принятия для исполнения наказания) осужденного в рамках признания и исполнения приговора иностранного суда.

В соответствии со ст. 56 Минской конвенции выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством запрашивающего и запрашиваемого государств являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию.

Сотрудничество государств в области передачи осужденного для отбывания наказания в государство, гражданином которого он является, осуществляется на основании Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая 1978 г., Конвенции о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 г. и Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г.

Конвенция о передаче осужденных лиц не закрепляет обязанность участвующих государств выполнить запрос о передаче, а также сообщить причины отказа в передаче. Статья 3 этой Конвенции закрепляет условия, которые должны быть выполнены для удовлетворения просьбы о передаче:

1) осужденный должен быть гражданином государства исполнения приговора (при этом гражданство включает в себя такие понятия, как «обычное место проживания в другом государстве» и «государство происхождения лица»);

2) судебное решение должно быть окончательным и не подлежащим обжалованию;

3) срок наказания, который осужденному необходимо еще отбыть, должен составлять не менее шести месяцев на время получения запроса о передаче или же быть неопределенным;

4) только заинтересованное лицо (осужденный) может дать согласие на передачу (однако отсутствие согласия осужденного не установлено в УПК РФ в качестве основания отказа в его передаче);

5) деяние, за которое лицо было наказано в государстве вынесения приговора, должно также подлежать наказанию в соответствии с законодательством государства исполнения приговора;

6) наличие договоренности двух заинтересованных государств.

В России вопрос передачи осужденных регламентирован гл. 55 УПК РФ, в соответствии с которой основанием передачи осужденного для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а также для передачи гражданина Российской Федерации, осужденного судом иностранного государства, для отбывания наказания в Российской Федерации является решение суда, вынесенное по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти в сфере исполнения наказаний (компетентных органов иностранного государства) .[ибо обращения осужденного или его представителя в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности.

Органами, ответственными за выполнение обязательств по передаче осужденных лиц в иностранные государства, являются Минюст России, Федеральная служба исполнения наказаний и федеральные суды общей юрисдикции РФ. Первоначально все обращения лиц и компетентных органов о передаче осужденных поступают в Минюст России, который при отсутствии оснований для отказа направляет их в Федеральную службу исполнения наказаний (при передаче иностранного гражданина из России) либо компетентным органам иностранных государств (при передаче российского гражданина для отбывания наказания в Россию). При рассмотрении вопроса о передаче осужденного учитывается мнение правоохранительных органов (ФСБ и МВД России).

Федеральная служба исполнения наказаний занимается подготовкой всех необходимых документов, а именно:

— копий приговора и иных судебных решений в отношении осужденного, справок о вступлении их в силу;

— справки об отбытой и неотбытой части наказания;

— справки об исполнении дополнительного наказания, если оно назначалось;

— документов, подтверждающих применение в отношении осужденного актов амнистии или помилования;

— копий документа, удостоверяющего личность и гражданство осужденного, с указанием его постоянного места жительства;

— текстов статей УК РФ, на основании которых лицо осуждено;

— сведений о состоянии здоровья и особенностях поведения осужденного;

— сведений о наличии или отсутствии ущерба, причиненного преступлением, и о его возмещении.

Статья 471 УПК РФ предусматривает случаи, когда в передаче лица, осужденного судом РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, может быть отказано. К их числу относятся ситуации, когда:

1) ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства гражданства осужденного;

2) наказание не может быть исполнено в иностранном государстве по основанию, предусмотренному законодательством этого государства, или вследствие непризнания приговора суда РФ либо признания данного приговора без установления порядка и условий его исполнения, а также в связи с несопоставимостью с условием и порядком отбывания осужденным наказания, определенных судом или иным компетентным органом иностранного государства;

3) от осужденного или от иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска;

4) не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международным договором РФ;

5) осужденный имеет постоянное место жительства в Российской Федерации.

Примеры из практики

1. В соответствии с определением Верховного Суда РФ от 31 января 2011 г. № З-ОП-1 в передаче осужденного по российским законам гражданина Украины отказано на основании поди, «в» п. 2 ст. 471 УПК РФ, так как действующий уголовный закон Украины и уголовный закон Российской Федерации содержат существенные различия в условиях и порядке отбывания наказания, назначенного осужденному за угрозу убийством, и в полном объеме приговор российского областного суда украинская сторона выполнить не может вследствие несопоставимости с условном и порядком отбывания осужденным наказания, определенными судом, а именно: осужденному по п. «д», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство, совершенное с особой жестокостью с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера) назначено 14 лет 3 месяца лишения свободы, по ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) — 1 год лишения свободы, в совокупности — 14 лет 9 месяцев лишения свободы, но за угрозу убийством ч. 1 ст. 129 Уголовного кодекса Украины предусматривает только арест на срок до G месяцев или ограничение свободы до 2 лет, а лишения свободы, в отличие от ст. 119 УК РФ, она не предусматривает.

2. В соответствии с апелляционным определением Верховного Суда РФ от 15 июля 2014 г. № 57-АПУ14-6 в передаче осужденного по российским законам гражданина Украины за кражу и убийство, сопряженное с разбоем, совершенное группой лиц по предварительному сговору, для дальнейшего отбывания наказания в Украину отказано на основании ст. 471 УПК РФ и ст . 6 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г., в связи с тем, что, отбывая наказание, осужденный, являясь здоровым и трудоспособным человеком, не имея медицинских противопоказаний к работе, не изъявлял желания трудиться, злостно нарушал установленный режим отбывания наказания, а также на основании того, что украинскими государственными органами не представлено гарантий исполнения приговора в части гражданского иска.

Итак, согласно УПК РФ приговор иностранного суда не может быть исполнен в части отбывания наказания на территории РФ только если деяние, за которое осужден гражданин Российской Федерации, в соответствии с УК РФ не является преступлением, или приговор не может быть исполнен по основаниям, предусмотренным национальным законодательством или международным соглашением (например, истечение срока давности). В этом случае российский суд выносит постановление об отказе в признании приговора суда иностранного государства. В иных случаях суд выносит постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства. В данном постановлении суд указывает:

1) сведения о приговоре суда иностранного государства (наименование суда, постановившего приговор, дату и место его вынесения);

2) сведения о преступлении, в совершении которого осужденный признан виновным иностранным судом (его описание, норму уголовного закона государства постановления приговора, па основании которой лицо осуждено, а также соответствующую ей статью УК РФ, закрепляющую ответственность за преступление, совершенное осужденным);

3) сведения о виде и сроке наказания, назначенного по приговору суда иностранного государства, виде исправительного учреждения, а также об отбытом сроке наказания и сроке, который осужденный еще должен отбыть на территории РФ;

4) порядок возмещения вреда по гражданскому иску;

5) сведения об осужденном (его последнем месте жительства в России, месте его работы (учебы), роде занятий).

При этом если санкции статьи УК РФ и нормы уголовного закона, но которому иностранный суд назначил переданному Российской Федерации осужденному наказание в виде лишения свободы, не совпадают, то российский суд самостоятельно решает вопрос о сроке такого наказания, который осужденному предстоит отбыть:

1) если по УК РФ за данное преступление предельный срок лишения свободы меньше, чем назначенный но приговору суда иностранного государства, то суд назначает переданному лицу максимальный срок лишения свободы, который предусмотрен соответствующей статьей УК РФ:

2) если по российскому законодательству лишение свободы не предусмотрено в качестве наказания за данное преступление, то суд в пределах, установленных соответствующей статьей УК РФ, определяет другое наказание, наиболее подходящее в данной ситуации;

3) если приговор иностранного суда вынесен в связи с совершением лицом двух или более деяний, не вес из которых признаются преступлениями в России, то суд определяет ту часть наказания, которая соответствует деянию, являющемуся преступлением на территории РФ, и назначает се к отбытию.

Постановление российского суда о признании и исполнении приговора суда иностранного государства обращается к исполнению в общем порядке, предусмотренном УПК РФ.

Если приговор иностранного суда подвергнется отмене или изменению, российский суд незамедлительно приступает к рассмотрению вопроса о признании и исполнении пересмотренного приговора суда иностранного государства. В случае издания в иностранном государстве акта о помиловании или об амнистии суд Российской Федерации также решает вопрос его признания и исполнения на территории РФ с учетом правил, установленных национальным уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Таким образом, сущность признания и исполнения решения иностранного суда состоит в придании ему государством той же юридической силы, что и своему собственному. Правовым основанием признания и исполнения иностранного судебного решения служат нормы международных договоров и национального законодательства, которые предусматривают случаи подобного признания (отказа в признании), а также порядок исполнения иностранного приговора. Как правило, непосредственное признание и исполнение иностранного судебного решения касаются возмещения имущественного вреда, причиненного преступлением. Однако сотрудничество государств в данной сфере осуществляется также в рамках института выдачи осужденного для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является, что тоже регламентировано нормами международного и национального права.

  • [1] Договор о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г.
  • [2] Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, от 13 декабря 2007 г.

Смотрите еще:

  • Кто является ответчиком по искам о признании права собственности Иск о признании права собственности в порядке приобретательной давности движимого имущества Добрый день! Ситуация такая: в 1993 году был куплен автоприцеп в магазине, который на сегодняшний день уже не существует. Документы утеряны. […]
  • Основные законы охраны среды Алексей Юрьевич Источниками экологического права являются Конституция Российской Федерации (РФ), законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды, Указы и распоряжения Президента […]
  • Возмещение вреда причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды § 3. Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды Компенсация ущерба населению, вызванного стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, регулируется специальным […]
  • Версия бюро независимой экспертизы Бюро независимой экспертизы Бюро независимой экспертизы “Версия”(зарегистрированный товарный знак) – первая в России негосударственная судебно-экспертная организация, которая была создана в 1993 году и является родоначальницей […]
  • Иная смешанная российская собственность это ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ (в ред изменения N 1/99) Russian classification of configurations property Дата введения 2000-01-01 Общероссийский классификатор форм собственности (далее - ОКФС) входит в состав […]
  • Стаж работы в мчс для выхода на пенсию Сайт пожарных | Пожарная безопасность Последние публикации: Расчет пенсии работникам и сотрудникам пожарной охраны, МЧС в 2018 году. Калькулятор пенсии . Условия выхода на пенсию. Размер пенсии. На сегодняшний день штат сотрудников […]
  • Закон о собственности 1990 г Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г. С изменениями и дополнениями от: 24 июня 1992 г., 14 мая, 24 […]
  • Статья 1311 ук рф Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых […]