Преступления должностных лиц в рф

Преступления должностных лиц в рф

Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования.

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник.

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права.

Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.

К числу преступлений, совершаемых должностными лицами государства в сфере экономической деятельности, относится предусмотренное ст. 169 воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Такое Воспрепятствование может быть выражено в неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо в уклонении от их регистрации, в неправомерном отказе в выдаче специального разрешения на осуществление определенной деятельности либо в уклонении от его выдачи, в ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно в ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

В качестве отягчающего обстоятельства закон рассматривает совершение указанных действий в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинение крупного ущерба.

В ст. 8 Конституции РФ гарантируется свобода экономической деятельности, важнейшей разновидностью которой является предпринимательская деятельность. Статья 34 Конституции РФ гарантирует каждому право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ, все граждане и юридические лица независимо от организационно-правовой формы, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского хозяйства.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. утверждено Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Согласно этому Положению, регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице устава предприятия, скрепляется подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

www.preiskurant.ru

Преступления в сфере экономической деятельности

Преступления в сфере экономической деятельности — самая большая глава в действующем Уголовном кодексе, включающая в себя 32 статьи.

Эти преступления различны и по характеру и степени общественной опасности, и по степени тяжести.

Можно выделить следующие группы преступлений в сфере экономической деятельности:

1). Преступления должностных лиц, нарушающие установленные Конституцией РФ и федеральными законами гарантии осуществления экономической, в том числе предпринимательской, деятельности, права и свободы ее участников: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности — ст. 169, регистрация незаконных сделок с землей — ст. 170.

2). Преступления, нарушающие общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности: незаконное предпринимательство — ст. 171; незаконная банковская деятельность — ст. 172; лжепредпринимательство — ст. 173; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, — ст. 174; приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, — ст. 175.

3). Преступления против интересов кредиторов: незаконное получение кредита — ст. 176; злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности — ст. 177; неправомерные действия при банкротстве — ст. 195; преднамеренное банкротство — ст. 196; фиктивное банкротство — ст. 197

4). Преступления, связанные с проявлением монополизма и недобросовестной конкуренции: монополистические действия и ограничение конкуренции — ст. 178; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения — ст. 179; незаконное использование товарного знака — ст. 180; заведомо ложная реклама — ст. 182; незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, — ст. 183; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов — ст. 184.

Субъективная сторона всех рассматриваемых преступлений выражается в умышленной вине. Неосторожные посягательства на установленный порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности не являются преступными.

Субъектом преступления могут быть должностные и иные (частные) лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет.

Таким образом, преступления в сфере экономической деятельности — это такие предусмотренные уголовным законом посягательства на экономические интересы, которые заключаются в умышленных нарушениях должностными или иными лицами законодательно установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 171. Незаконное предпринимательство

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

совершенное организованной группой;

сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Целью установления уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является предупреждение перехода предпринимательской деятельности в сферу теневой экономики, выхода ее из-под контроля государства, что влечет нарушение финансовых интересов государства, правил конкуренции на рынке товаров и услуг, способствует распространению поддельных товаров и некачественных услуг, иного обмана потребителей и контрагентов.

Незаконным предпринимательством является осуществление охранной деятельности без специальной лицензии органов МВД.

Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходима лицензия, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

Условием уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение в результате незаконного предпринимательства дохода в крупном размере. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, которое непосредственно осуществляет предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или руководит организацией, занимающейся предпринимательской деятельностью, на нем лежит обязанность пройти регистрацию с соблюдением установленных правил, получить необходимую лицензию.

Статья 203. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб

1. Превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется на основе Закона РФ от 11.03.92 N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» В ходе частной сыскной деятельности детектив имеет право проводить устный опрос граждан и должностных лиц с их согласия, наводить справки, изучать предметы и документы с письменного согласия их владельцев, осуществлять наблюдение, производить внешний осмотр строений, помещений и других объектов.

Оказание услуг в сфере охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения, имеющим соответствующую лицензию. Руководители охранных предприятий, а также персонал этих предприятий (охранники), оказывающие услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, использованием оружия и специальных средств, обеспечением защиты жизни и здоровья отдельных лиц, обязаны получить удостоверение охранника. Они должны пройти специальную подготовку для работы в качестве охранника. Кроме того, обязательным требованием к руководителю охранного предприятия является наличие высшего образования.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства (резиновая палка, слезоточивый газ, наручники), а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие.

Специальные средства могут применяться в следующих случаях:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью детектива или охранника;

2) для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан и для пресечения преступления против охраняемой собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства

в отношении женщин с видимыми признаками беременности,

лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления,

совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Запрещается нанесение ударов резиновой палкой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.

Охранникам предоставлено право применять огнестрельное оружие только в следующих случаях:

для отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие

в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления,

совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

Охранники также имеют право задерживать на месте правонарушения лиц, совершивших противоправное посягательство на охраняемую собственность, и незамедлительно доставлять их в орган внутренних дел (милицию).

Статья 203 УК РФ предусматривает ответственность руководителей или служащих частной охранной или детективной службы за превышение полномочий, предоставленных в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если эти действия совершены с применением насилия или угрозой его применения. Самым общим образом можно сказать, что частные детективы и охранники имеют право применять насилие при осуществлении сыскной или охранной деятельности в ситуациях и по правилам необходимой обороны и крайней необходимости, а также при задержании правонарушителя, например, совершившего противоправное посягательство на охраняемую собственность.

Частью 1 ст. 203 охватываются такие виды умышленных насильственных преступных действий, как побои (ст. 116), умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. 115, ч. 1 ст. 112), истязание (ч. 1 ст. 117), незаконное лишение свободы (ч. 1 ст. 127), а также угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119). В этих случаях квалификации по совокупности преступлений не требуется.

Частный детектив или охранник, совершивший убийство или причинивший тяжкий или средней тяжести вред здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, несет ответственность на общих основаниях (ст. 108 и 114 УК).

Преступление совершается умышленно. Руководитель или служащий частной охранной или детективной службы осознает, что он, применяя насилие или угрожая им, поступает незаконно, т.е. вопреки задачам своей деятельности, превышает правомочия, предоставленные в соответствии с лицензией, и желает действовать таким образом. Мотивы преступления могут быть различными, в том числе и связанными с выполнением сыскных или охранных услуг.

Субъектом преступления помимо руководителей частного детективного предприятия (объединения частных детективов) или охранного предприятия закон признает и служащих частной охранной или детективной службы. Очевидно, что здесь имелись в виду не бухгалтерские и им подобные управленческие работники частнодетективных или охранных организаций, а лица, непосредственно оказывающие сыскные или охранные услуги, т.е. сами частные детективы и охранники.

Тяжкие последствия, о которых говорится в ч. 2 ст. 203, могут выражаться в умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью нескольким лицам, тяжкого вреда здоровью или убийстве.

www.webohrannik.ru

12.1.1. Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ)

Объектом данного преступления является принцип свободы экономической деятельности, который закреплен в ст. 8 Конституции РФ.

Понятие предпринимательской деятельности раскрывается в ст.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности является видом злоупотребления должностным лицом своим служебным положением.

Объективная сторона этого преступления выражается:

а) в фактическом недопущении такой деятельности путем неправомерного отказа, либо в отказе в регистрации предпринимателя или коммерческой организации, либо в неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии), путем уклонения от совершения указанных действий;

б) в ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от их организационно-правовых форм или форм собственности. Указанное действие посягает на установленный в п. 2 ст. 8 Конституции РФ принцип равного признания и защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

в) в ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в дея-тельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, что посягает на конституционный принцип свободы экономической деятельности.

Данное преступление относится к числу преступлений с формальным составом, т.е. оно считается оконченным с момента совершения одного из действий, перечисленных в диспозиции ч.

Субъектом ответственности за данное преступление является должностное лицо.

Согласно ч. 2 ст. 169 УК РФ, квалифицирующими признаками этого преступления являются совершение преступления в нарушении вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб. Крупным признается ущерб превышающий двести пятьдесят тысяч рублей (см. приложение к ст. 169 УК РФ).

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ)

Объективная сторона данного преступления может быть выражена в совершении любого из трех действий, затрагивающих земельные отношения: регистрации заведомо незаконных сделок, искажения учетных данных государственного земельного кадастра, занижения размеров платежей за землю. Обязанность государственной регистрации сделок с землей установлена в ст. 164 ГК РФ.

Данное преступление относится к числу преступлений с формальным составом, т.е. преступление считается оконченным с момента совершения любого из действий, предусмотренных в ст. 170 УК. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, занижение размеров платежей за землю влекут уголовную ответственность, если они совершены должностным лицом, использовавшим для этого свое служебное положение, умышленно и при нали-чии корыстной или иной личной заинтересованности в совершении указанных действий. В случае получения должностным лицом взятки за совершение таких действий все содеянное квалифицируется как совокупность соответствующих преступлений.

Субъектом преступления является должностное лицо.

Субъективная сторона преступления — прямой умысел. Мотивом преступления является корысть или иная личная заинтересованность

textbook.news

§ 2. Преступления должностных лиц, нарушающие установленные гарантии и порядок ведения предпринимательской и иной экономической деятельности

34). Все участники предпринимательской деятельности обладают равными правами и обязанностями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, в которой осуществляется такая деятельность. Согласно ГК РФ предпринимательская деятельность может осуществляться в форме индивидуального предпринимательства без образования юридического лица, а также предпринимательской деятельности юридических лиц — коммерческих организаций. Коммерческие организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, — это хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. Хозяйственные товарищества и общества — это коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества и товарищества на вере, а хозяйственные общества — в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.
Коммерческие организации, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, — это государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и деятельность, соответствующую этим целям.
В ст. 1 ГК РФ предусматривается, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости произвольного беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечении восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела — один из принципов гражданско-правовых отношений.
Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ) является нарушением этого принципа, посягательством на свободу предпринимательства.
Объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие законной предпринимательской деятельности.
Объективная сторона преступления заключается в следующих деяниях: 1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 2) уклонение от их регистрации.
Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Статья 51 ГК РФ содержит требование государственной регистрации юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .
———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, может также выражаться: 3) в неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности, когда такое разрешение необходимо; 4) в уклонении от выдачи специального разрешения (лицензии).
В ст. 49 ГК РФ установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Порядок лицензирования определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Порядок лицензирования некоторых видов деятельности (аудиторской, страховой, банковской, частнодетективной, охранной и др.) устанавливается также и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иных нормативных правовых актах определен перечень документов, представляемых в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, для получения лицензии.
Объективная сторона преступления, помимо перечисленных четырех видов деяний, также может выражаться:
5) в ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности;
6) в ограничении самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;
7) в ином незаконном вмешательстве в их деятельность.
Состав преступления — формальный, деяние признается оконченным с момента совершения одного из деяний, перечисленных выше.
В ч. 2 ст. 169 УК РФ предусмотрено два квалифицирующих признака:
1) учинение того же деяния, совершенного в нарушение вступившего в законную силу судебного акта. Это формальный состав. В этом случае речь идет о повторном воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности после обжалования незаконного вмешательства должностного лица в суд, решением которого акты государственного органа или органа местного самоуправления признаны недействительными;
2) совершение того же деяния, причинившего крупный ущерб.

Крупный ущерб может выражаться как в реальном материальном ущербе, так и в упущенной выгоде, т.е. неполучении доходов от предпринимательской деятельности. При определении крупного ущерба следует учитывать финансовое положение потерпевшего предпринимателя. Сумма крупного ущерба должна превышать 1 млн. 500 тыс. руб. Данный состав является материальным.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169, и того же деяния, причинившего крупный ущерб (ч. 2 ст. 169), является должностное лицо, которое имеет право на выдачу лицензии или на регистрацию предпринимателя.
Субъектом преступления, предусмотренного формальным составом ч. 2 ст. 169, может быть любое должностное лицо.
Понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК РФ. Злоупотребление должностным положением (ст. 285 УК РФ) и воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ) соотносятся как общая и специальная нормы, совокупности этих преступлений быть не может. Возможна совокупность преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, с получением взятки (ст. 290 УК РФ). В то же время в литературе высказывается и другое мнение. Так, Е.В. Львович выделяет четыре разграничительных признака деяний, предусмотренных ст. ст. 169 и 285 УК РФ, и приходит к выводу, что воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности не является специальным видом должностного злоупотребления .
———————————
Львович Е.В. Должностное злоупотребление: проблемы криминализации, квалификации и отграничения от правонарушений, не являющихся преступными: Автореф. дис. . к.ю.н. Саратов, 2004. С. 28 — 29.

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ). Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие пользование землей в соответствии с законом. В ст. 9 Конституции РФ подчеркивается, что земля и природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности и используются и охраняются как основа жизни народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому регулирование земельных отношений основывается на большом количестве правовых нормативных актов как федерального, так и республиканского значения. Среди федеральных можно назвать, например, Земельный кодекс РФ, Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» и др.
Согласно ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Они регистрируются в органах местного самоуправления.
В ст. 170 УК РФ предусмотрены альтернативные признаки объективной стороны преступления:
1) регистрация незаконных сделок с землей. Незаконная сделка с землей — это сделка, совершенная с нарушением требований земельного законодательства. Субъектами этих сделок могут быть только должностные лица органов местного самоуправления, управомоченные на регистрацию сделок с землей;
2) искажение сведений государственного кадастра недвижимости.
Понятие государственного земельного кадастра дано в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» . Государственный кадастр недвижимости содержит систему сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, о категориях земель, о количественной характеристике и ценности земель. Эти данные необходимы для определения платы за землю и для совершения сделок с землей.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

Субъект — должностные лица комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам;
3) умышленное занижение размеров платежей за землю.
Использование земли в Российской Федерации — платное. Формы платежей за землю могут быть следующие: 1) ежегодный земельный налог, которым облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов; 2) арендная плата, взимаемая за земли, переданные в аренду; 3) нормативная цена земли, установленная для покупки и выкупа земельных участков и для получения банковского кредита под залог земли.
Исчисление земельного налога с граждан производится органами государственной налоговой службы. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно самими юридическими лицами. Размер арендной платы устанавливается договором.
Субъекты — должностные лица органов местного самоуправления, должностные лица государственной налоговой службы. Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом.
Обязательным признаком субъективной стороны всех трех преступных деяний, указанных в ст. 170 УК РФ, являются корыстные мотивы и мотивы иной личной заинтересованности.
Обоснованным является высказанное в литературе мнение, что рассматриваемый состав преступления является особым видом служебного подлога, а нормы ст. ст. 170 УК РФ и 292 УК РФ соотносятся как общая и специальная .
———————————
Манакин Н.А. Уголовно-правовая охрана земельных отношений в Российской Федерации: Автореф. дис. . к.ю.н. Н. Новгород, 2001. С. 16; Львович Е.В. Указ. соч. С. 11.

А.М. Валеев усматривает, что регистрация незаконных сделок с землей может совершаться и в целях легализации имущества, приобретенного преступным путем, что требует дополнительной квалификации и по ст. 174 УК РФ .
———————————
Валеев А.М. Ответственность должностных лиц за преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России (ст. ст. 169, 170 УК РФ): Автореф. дис. . к.ю.н. Казань, 2005. С. 20.

scicenter.online

Преступления должностных лиц в рф

Дополнительным объектом в некоторых преступлениях являются общественные отношения, которые могут не находиться в плоскости родового объекта (собственность, интересы личности). Обязательным признаком отдельных преступлений является их предмет: взятка (ст.290-291 УК), документы (ст.292).

Сущность рассматриваемых преступлений заключается в совершении должностным лицом, вопреки интересам службы, противоправных действий (бездействия) с использованием своего служебного положения, причиняющих существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.

Способы совершения должностных преступлений многообразны. Преступления могут совершаться путем активных заведомо противоправных действий, нарушающих обязательные для исполнения правила, инструкции, положения, используются различные способы. К ним можно отнести следующие:

— внесение заведомо неправильных записей в официальные документы;

— издание незаконных приказов и распоряжений;

— сокрытие незаконной деятельности других лиц путем самоуправных действий;

— временное заимствование и использование государственных или общественных средств на личные нужды;

— расходование денежных средств не по назначению;

— выдача бестоварных накладных;

— подчистка, травление и иные изменения текста документов;

— незаконное применение оружия представителем власти;

— нанесение побоев подчиненным по службе.

При бездействии должностные преступления выражаются главным образом в преступно-небрежном отношении к вверенному имуществу, к исполнению служебных обязанностей и выполнению должностных инструкций, в халатном отношении к приему и отпуску товарно-материальных ценностей, в бесконтрольности и т.п. В результате неправомерных действий (бездействия) должностного лица по службе наступают материальные последствия, остаются следы, отражающиеся в письменных документах, накладных, счетах на оплату, приказах о выплате незаконных премий и т.д. Выявление этих следов помогает составить правильное представление о характере допущенных нарушений, установить время, место и способ совершения преступления, выявить свидетелей, которые могут сообщить важные сведения по делу.

Иногда мотивами преступлений чаще всего выступают корысть и иная личная заинтересованность, зависть, месть, желание создать видимость хорошо поставленной работы, ложно понятая «служебная необходимость» и т.д.

Всякого рода злоупотребления — это результат многих обстоятельств, между которыми имеется тесная связь. Типичными обстоятельствами, способствующими совершению должностных преступлений, являются: нарушение принципов подбора и расстановки кадров; недостатки в организационно-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций (бесхозяйственность), нарушение дисциплины, ненадлежащий учет и неудовлетворительные условия хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей, отсутствие контроля за деятельностью должностных лиц со стороны вышестоящих организаций и контрольно-ревизионных учреждений; недостатки в деятельности правоохранительных органов.

Важным элементом должностных преступлений является совокупность данных об их типичных связях с другими преступлениями. Невыполнение должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей нередко создает благоприятную почву для совершения иных преступлений: хищения государственного и коллективного имущества, спекуляции, приписок, выпуска недоброкачественной продукции, коррумпированных действий государственных служащих. На связь должностных преступлений с хищениями могут указывать: неоговоренные исправления в приемо-сдаточных материалах; актах на уничтожение пришедшей в негодность и морально устаревшей продукции; подлоги в документах; пересортица; бестоварные операции с имуществом; большое количество пришедших в негодность товаров; несвоевременное представление отчетов о движении товарно-материальных ценностей и ненадлежащее их оформление; нарушение технологических условий при выработке изделий; факты обращения виновным в свою пользу государственного или коллективного имущества.

Особенности должностных преступлений.

Первая особенность должностных преступлений — специфичность субъекта преступлений. «Служебное положение» — вот предпосылка должностных преступлений. В обычном понимании, служебное положение — это «ответственность за определенный круг дел в работе». В уголовном праве смысл выражения «служебное положение» отличается от обычного понимания и смысла, вкладываемого в него административным правом, а именно: должностное лицо действует на основании закона или по поручению, занимается государственными делами и получает юридический статус, с тем, чтобы исполнять общественные обязанности. Должностное лицо занимает определенное служебное положение, а значит, обретает определенную управленческую общественную компетенцию, которую ему на законных основаниях передают государственные органы, государственные и негосударственные предприятия и организации, а также общественные организации. Поэтому должностные преступления входят в разряд преступлений общественного положения. В число государственных служащих входят сотрудники государственных компаний, предприятий, производственных организаций, общественных групп, занимающиеся общественными делами, сотрудники вышеперечисленных органов и предприятий, направленные в негосударственные компании, предприятия, производственные организации и общественные группы и занимающиеся общественными делами, а также другие сотрудники, занимающиеся общественными делами на законном основании.

Вторая, взаимосвязь со служебным положением. В юридическом смысле государственные служащие, получив определенную компетенцию управления, обладают определенной властью, они должны в соответствии с распоряжением осуществлять власть и обязанности в рамках своих служебных полномочий. Взаимосвязь состава преступления должностных преступлений и служебного положения их субъекта проявляется в следующем. Во-первых, преступление совершается с использованием преимуществ служебного положения, т.е. должностное лицо использует свое должностное положение, связанные с ним возможности и влияние для совершения преступления. То, что называется «используя власть, стремится к наживе» и «обменивать власть на деньги». Примером таких преступлений являются: взяточничество. Во-вторых, должностное лицо в процессе исполнения служебных обязанностей злоупотребляет служебными полномочиями, извращает представление о функции управления, присущей данной должности. Примером здесь могут служить такие преступления: насильственное принуждение к даче показаний, незаконное заключение под стражу, жестокое обращение с заключенными. В-третьих, субъекты таких преступлений в процессе своей работы не исполняют или неточно исполняют свои должностные обязанности, что приводит к значительному ущербу общественному имуществу и интересам общества и государства. Субъекты этого вида должностных преступлений хотя и не используют свое служебное положение, но в итоге преступление имеет внутреннюю связь с должностными обязанностями человека, например, преступная халатность при исполнении служебных обязанностей и др.

Третья, специфичность объекта. Объект должностного преступления по идее должен от имени государства точно исполнять функцию управления государством, обществом и общественными делами, должен соблюдать принципы работы государственных органов и служебную дисциплину, строго исполнять свои обязанности. Поэтому, когда субъект должностного преступления злоупотребляет служебными полномочиями, допускает преступную халатность, или совершает взяточничество, пользуясь властью, стремится к наживе, он неизбежно наносит урон деятельности государственных органов в какой-либо сфере или урон репутации государственных органов как справедливых и неподкупных, наносит удар по одной из функций государства. Поэтому, объект, который поражают должностные преступления, — это нормальная работа государственных органов и их справедливая и неподкупная репутация.

Четвертая, наличие среди форм преступления действия и бездействия. По форме преступления должностное преступление может быть действием и бездействием. «Действие» означает активное поведение человека, при котором он совершает нечто, запрещенное уголовным правом. «Бездействие» означает такое пассивное поведение человека, при котором он, будучи обязан исполнить определенную обязанность, предусмотренную уголовным правом, и имея возможность исполнить ее, не исполняет эту обязанность. Действие и бездействие должностных преступлений в сравнении с действием и бездействием прочих преступлений имеют непременную связь с должностными обязанностями, а прочие преступления не имеют ее.

Действие при должностных преступлениях — это когда государственные служащие при исполнении общественных служебных обязанностей активно используют свои служебные полномочия для совершения преступления. Бездействие при должностных преступлениях — это когда государственные служащие обязаны исполнить некое действие, но ведут себя пассивно и не исполняют его, что приводит к значительному ущербу интересам народа и государства. Например, катастрофы, случившиеся из-за безответственности чиновников, халатность и др. Действие и бездействие отличаются лишь формой проявления, форма эта не влияет на признание состава преступления.

Специфика субъекта и объекта, взаимосвязь со служебным положением, наличие среди форм преступления действия и бездействия — вот неотъемлемые особенности должностных преступлений. При их отсутствии нет состава должностного преступления.

В настоящее время, в России, в период построения цивилизованной экономики и становления демократического правового государства важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления. В связи с чем, особенно опасны и недопустимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления.

Говоря о должностных преступлениях, довольно часто используется термин коррупция. Профессор С.В.Максимов определяет коррупцию как использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями), либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера), либо предоставление названным лицом такого имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера).

Реализация этой возможности, или наоборот, зависит от нравственных устоев человека, честности, уважения к самому себе, обществу и государству, от отношения к своему долгу и т.д.

На современном этапе коррупция — это антисоциальное, общественно опасное, угрожающее экономической и политической безопасности РФ явление, пронизавшее ветви власти, составляющее, совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан. Достигается это путем получения с использованием должностных полномочий материальных и иных благ в ущерб интересам государства. А объективно такие действия выражаются в сращивании государственной власти и организованной преступности.

Коррупция была усилена реформами, причем не только личными склонностями реформаторов и их зарубежных операторов, но и крайней нерациональностью их политики.

Главная причина разгула коррупции в России таит экономический характер. Заведомо ложный лозунг «рынок сам все исправит» привел к агрессивному, враждебному предпринимательскому климату, создаваемому отсутствием механизмов защиты права собственности, чрезмерно жесткой финансовой политикой и лишь в третью очередь — нерациональной на грань выживания эти факторы выталкивают его в «теневой сектор», который оказывает сильнейшее разлагающее воздействие на все общество, и в первую очередь на государство.

Либерализация внешнеэкономической деятельности без учета необходимости поддержания конкурентоспособности национальной экономики, превратила коррупцию в один из стихийно возникших механизмов неформальной защиты внутреннего рынка, особенно важных в условиях, когда формализованные, т.е. официальные механизмы ликвидировались прямым давлением мирового сообщества. Суть этих стихийно возникших механизмов заключается в создании своего рода «культурного барьера», в виде плохого предпринимательского климата, в котором часть российского бизнеса ещё может выжить, а зарубежный погибает.

Мировой опыт доказывает, что при резком изменении фундаментальных условий жизни уровень коррупции подскакивает практически всегда.

Вместо партийного, политического и профессионального принципа формирования власти возобладал клановый принцип «команды единомышленников», который до сих пор ещё преподносится как достижение. На самом деле он породил безответственность, клановость, семейственность, стремление угодить первому лицу (Закрепление этого принципа является одним из недостатков действующей Конституции).

Наличие большого числа законов непрямого действия, оставляющих простор для чиновного произвола, а значит и для коррупции.

Одним из факторов благоприятствующих коррупции, является закон, сформулированный неоднозначно или содержащий оценочные признаки и тем самым предоставляющий должностным лицам возможность применять его по собственному усмотрению, произвольно с целью личного обогащения. Устранить этот фактор коррупции в идеале способен законодатель посредством точно определенного и однозначного формулирования правовых норм, которые обязывали бы должностных лиц лишь зафиксировать решение, заложенное в самом законе.

Слабость судебной системы. Нищета судов и отсутствие контроля качества судебных решений — заменяют формальную независимость судов их реальной зависимостью от почти любого источника финансирования, который может носить, в том числе, и преступный характер.

Таким образом, слабость суда не просто лишает общество и государство инструментария борьбы с коррупцией, но и делает невозможным судебное, т. е. полностью легальное, решение споров, вынуждая дополнять его неформальными и, как правило, незаконными действиями.

Необходимые меры по искоренению коррупции.

Отказ государства от заведомо неисполнимых обещаний, включая стопроцентное и своевременное исполнение бюджета, и по всем расходным статьям, а не по общей сумме расходов в течение года. Только в этом случае удастся создать гарантию того, что бюджетополучателю не нужно будет идти на поклон к конкретному чиновнику.

Создание действенных механизмов защиты института частной собственности как ключевого элемента общественной стабильности. Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров.

Правоохранительные органы должны в полном объеме использовать возможности борьбы с коррупцией, предоставляемые им действующим УК в части деяний, в которых проявляются результаты коррупции: злоупотребление служебным положением, подлог, вымогательство, мошенничество, халатность, преступное бездействие, особенно в правоохранительных и судебных органах и т.д.

[1] Криминология. Учебник для юридических вузов. /Под общей ред. Долговой А.И. — М.,2007.

rae.ru

Смотрите еще:

  • Вакансии в кемерово юрист Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Кемерово и соседних городах Кемерово Юрист — от 15 000 р. Обязанности: ведение исполнительного производства,контроль за своевременным применением принудительных мер судебным приставом- […]
  • Как получить ходатайство Как написать ходатайство для получения квоты на РВП? Необходимо написать ходатайство от главы факультета в УФМС с целью выделения квоты на РВП иностранной студентке. Как оформить и есть ли шаблон для данного вида ходатайства? 18 […]
  • Консультация юриста в ханты-мансийске Консультация юриста в ханты-мансийске Ханты-Мансийск: услуги практикующих юристов (телефоны и адреса) Подробности Категория: Услуги частнопрактикующих юристов юрист услуги контакты КУЛЕБАКИН […]
  • Отзывы о независимой экспертизе после дтп Независимая экспертиза после ДТП Перейти на новый Общий форум Автор: Byrik [Москва] (---.telmos.ru) Дата: давно Господа, подскажите пожалуйста, стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП (я - пострадавший), или положиться на […]
  • Расчет пенсии в мо рф Калькулятор военной пенсии с 1 января 2018 года по новой выслуге лет Расчет пенсии военнослужащих отличается от расчета пенсии обычных работников. Но благодаря калькулятору, приведенному ниже, вы сможете без проблем рассчитать свои […]
  • Общая теория собственности черкасов Черкасов Г.И. Общая теория собственности Скачивание файла Введите число с картинки: Поделись с друзьями! Комментарии Смотрите также Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности Капелюшников Р.И. Экономическая теория […]
  • Заявление от анны седых Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Заявление о продлении срока принятия наследства Исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства В семейном (гражданском) законодательстве определен срок, в течение которого наследники должны формально или фактически вступить в наследство. Этот срок составляет […]