Конституционно-правовое регулирование гражданства в российской федерации

Тема 4. Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина РФ

2. Конституционно-правовое регулирование гражданства России

Характерным признаком государства является установление института гражданства (подданства). Наличие гражданства влечет за собой многочисленные правовые последствия для данного человека, и в частности — определяет объем прав и свобод, которыми он пользуется в государстве.

Под гражданством в науке конституционного права понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ.

Правовая принадлежность человека к тому или иному государству — это юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства и может пользоваться его защитой и покровительством.

Конституция РФ 1993 г. закрепила институт гражданства Российской Федерации, в первой главе, устанавливающей основы конституционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан.

В ст. 6 Конституции РФ установлено: “1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его”.

Кроме этих положений, включенных в основы конституционного строя, нормы института гражданства содержатся и во второй главе, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. В ст. 61 Конституции РФ закреплено принципиальное положение о том, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству. Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Конституционно-правовое регулирование гражданства в российской федерации

Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства

Условием, предпосылкой или элементом правового статуса личности, а скорее всего и тем, и другим, является, как отмечалось выше, гражданство. Под гражданством в науке государственного права принято понимать устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть, как в пределах государства, так и вне его границ.

К основным характеристикам гражданства относятся: 1) гражданство — правовое состояние, выражающееся, с одной стороны, в его общем правовом нормировании, с другой — в индивидуальном документальном юридическом оформлении гражданства каждого человека (паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство); 2) устойчивый характер отношений гражданства, существующих постоянно, как правило, от рождения до смерти гражданина, имеющих общий порядок прекращения, не допускающий одностороннего расторжения гражданства; 3) двусторонняя связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека; 4) распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны, так за ее пределами.

В настоящее время все отношения по поводу гражданства регулируются конституциями государств и законами о гражданстве. Конституция Российской Федерации 1993 г. и Закон о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993г.

Конституционные основы гражданства развиваются и конкретизируются в законе «О гражданстве». В Преамбуле его указано, что данный закон призван обеспечить осуществлен норм и принципов международного права и Конституции относящиеся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных условий для каждого гражданина защиту и Покровительство граждан находящихся за Пределами Российской Федерации.

Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, а их реализация подробно регулируется обычными законами

Типичным представляется законодательство Российской Федерации об основных принципах отношений гражданства:

1. Гражданство Российской Федерации является единым, т.е. гражданин Российской Федерации постоянно проживающий на территории республики в составе России, является гражданином этой республики и одновременно гражданином России.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований и времени приобретения.

3. Доступность и свободный характер гражданства Российской Федерации, что выражается, во-первых, в том, что каждый человек в Российской Федерации, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий; во-вторых, наличие достаточно простого и легкого пути приобретения гражданства; в-третьих, в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменять; в-четвертых, в допустимости двойного гражданства; в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства; в-шестых, в праве российских граждан изменить гражданство; в-седьмых, в запрете на лишение гражданства, т.е. на расторжение связей по инициативе государства в одностороннем порядке, без согласия гражданина.

4. Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

5. Неотъемлемость гражданства, что выражается, во-первых, в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении за гражданами РФ, проживающими за ее пределами, гражданства Российской Федерации; в-третьих, в недопустимости высылки гражданина РФ за преде1ы Российской Федерации.

Конституционно-правовое регулирование гражданства в российской федерации

В настоящее время среди правонорм, регулирующих институт гражданства, ведущее место занимает Конституция Российской Федерации. Статье 89 Конституции относит гражданство ряду предметов ведения Федерации. Большинство вопросов гражданства в достаточном объеме регулируются Федеральным законом «О гражданстве», который был принят Госдумой 19 апреля 2002 года и вступил в силу с 1 июля 2002 года. До этого в России действовал Закон 1991 года, который соответствовал высшему нормативному правовому акту не в полной мере. В 1997 году Россия присоединилась к Европейской конвенции о гражданстве, это и послужило разработке нового закона о гражданстве, так как возникла необходимость приведения норм о гражданстве в соответствие с международными нормами. Но, несмотря на это некоторые положения Закона «О гражданстве РСФСР» 1991 года также продолжают действовать и в сегодняшнее время (Например, п. «а»-«в» ст.18, ст. 20 и 41). Данные нормы регулируют более свободный характер порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации по сравнению с законом, действующим в настоящее время.

Закон «О гражданстве» 2002 года регулирует широкий круг вопросов, связанных с гражданством. В первую очередь порядок избрания гражданства, основания и условия приобретения и прекращения, вопросы гражданства детей и родителей, опекунов и попечителей, недееспособных и ограничено дееспособных лиц. В нем закреплены полномочия органов государственной власти, которые ведают делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также и порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Кроме этого, нормы данного закона содержатся и в других правовых актах, принятых за период с 1993 по 2002 годы; так же за этот же период в новой редакции с учетом постановлений Конституционного Суда РФ Закон РФ « О Беженцах» от 19 февраля 1993г, Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993г, Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999г. Также в РФ действуют различные подзаконные нормативные акты, которые регулируют процессуальные вопросы приобретения и прекращения гражданства и другие вопросы, непосредственно связанные с гражданством.

Если говорить о вопросах гражданства на мировом уровне, то оно регулируется рядом международно-правовых норм, в разное время признанных Россией и является обязательным для нее. К таким правовым актам относят:

1) «Всеобщая декларация прав человека» 1948 г., которая устанавливает, что каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права его изменить;

2) «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» 1950 г.;

3) «Международный пакт о гражданских и политических правах» 1966 г.;

4) «Европейская конвенция о гражданстве» 1997 г. и т.д.

На сегодняшний день все отношения, которые связаны с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.

Отношения, связанные с гражданством республик Российского государства, закрепляются в их Конституциях и соответствующих законодательных актах. Действующая Конституция расширила число норм, регулирующих гражданство. Причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя.

Статья 6 Конституции Российской Федерации регулирует основы гражданства в стране, закрепляющая порядок приобретения и прекращения гражданства на основании федерального закона. Принадлежность человека к гражданству того или иного государства имеет большое значение, т.к. лицо наделяется всеми правами и свободами, а государство, в свою очередь, защищает своего гражданина, где бы он ни находился. В Конституции так же говорится, что каждый гражданин на территории России обладает всеми правами и несет конкретные обязанности. Одной из основных гарантий гражданства является закрепление в Конституции положения о запрещении лишения гражданства или права изменить гражданство. Граждане России по сравнению с лицами, которые законно находятся на территории, но не являющиеся гражданами государства, имеют права и несут обязанности, присущие только гражданам государства, например, право избирать и быть избранным, право и обязанность защищать свое Отечество.

Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства

Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства, т.е. политическая принадлежность индивидуума к данному государству, определяющая характер политико-правовых отношений между личностью и государством. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. Наряду с термином «гражданство» в монархиях употребляется термин «подданство». Сегодня эти понятия тождественны.

Гражданин (подданный) находится под суверенитетом государства, и последнее может требовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Со своей стороны государство должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами. В конституционном государстве институт гражданства, заменивший прежний институт подданства, стал одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества. Даже в конституциях ряда современных монархий (Испания, Бельгия, Нидерланды) термин «подданство» заменен термином «гражданство».

Юридические нормы, регулирующие отношения гражданства, делят обычно на следующие группы:

1) нормы конституции (принцип единства гражданства, принцип равного гражданства, приобретения и утраты гражданства и др.);

2) законы о гражданстве, регулирующие на основе конституции порядок признания, приобретения и утраты гражданства;

3) подзаконные акты, регулирующие процессуальные вопросы признания, приобретения, утраты гражданства и другие вопросы, непосредственно связанные с гражданством.

Способы приобретения гражданства приведены ниже.

По рождению (филиация) (от лат. filialis – «сыновний») – на основе принципов «права крови» или «права почвы». «Право крови» означает, что ребенок будет иметь гражданство того же государства, что и его родители (если они оба имеют гражданство этой страны) или единственного роди теля. «Право почвы» – что ребенок получает гражданство того государства, на территории которого он рожден. В странах Западной Европы доминирует «право крови», в американских государствах эти принципы являются равнозначными при получении гражданства.

Прием в гражданство (натурализация) – происходит по заявлению иностранца при наличии указанных в законодательстве государства условий. Например, проживание в течение определенного срока на территории данной страны, владение се государственным языком (языками или одним из них), наличие средств к существованию, вступление в брак, усыновление и др. Натурализация может быть индивидуальной (в свою очередь подразделяется на натурализацию, основанную на личном выборе и в силу закона) и возникать в силу правопреемства (автоматически происходит в момент возникновения нового государства, в некоторых случаях такая натурализация, как основание приобретения гражданства, получает закрепление во внутригосударственном праве).

Восстановление в гражданстве – для лица, по какой-то причине утратившего гражданство данного государства, обычно предусматривается упрощенный порядок.

Выбор гражданства (оптация) – приобретение гражданства в случае изменения политической принадлежности отдельной территории государства в результате присоединения к другому государству, в последнем случае гражданам предлагается выбор – получить новое гражданство или сохранить прежнее.

Трансферт – в отличие от оптации не предоставляет права выбора гражданства, так как это приобретение гражданства в случае изменения политической принадлежности отдельной территории государства в результате провозглашения суверенитета

Сам способ приобретения гражданства может оказать определенное влияние на последующий правовой статус индивидуума, причем, как правило, это влияние сводится к определенным ограничениям правоспособности тех лиц, которые приобрели гражданство в связи с натурализацией (различного рода политические, экономические, религиозные, расовые и другие установленные законодательством ограничения).

Основания прекращения гражданства:

отказ от гражданства (выход из гражданства) – добровольное прекращение гражданства, в большинстве стран запрещен в том случае, если человек не может предъявить доказательств того, что он не станет апатридом в случае выхода из гражданства;

утрата гражданства – это утрата правовой связи лица с данным государством. Возможна вследствие выхода из гражданства по собственному желанию (экспатриация), принудительного лишения государством гражданства лица, приобретшего его по рождению (денационализация) либо принудительного лишения гражданства натурализованных лиц (денатурализация). Гражданство может быть утрачено согласно международному договору или по иным основаниям, предусмотренным соответствующим законом;

лишение гражданства – санкция со стороны государства за определенное правонарушение (государственная измена, приобретение гражданства незаконным путем и т.д.). Данное основание прекращения гражданства существует в таких странах, как Германия, Австрия, Великобритания, Испания и т.д., но обычно производится по отношению к натурализованным гражданам (Испания) и по истечении определенного времени с момента натурализации (Великобритания);

выход из гражданства – может произойти и по желанию самого лица (например, в Законе о гражданстве Новой Зеландии 1977 г. гражданин, достигший 18 лет и обладающий полной правоспособностью, может в установленном порядке отказаться от гражданства).

Сложность, противоречивость и запутанность современного законодательства о гражданстве породили такие аномалии, как безгражданство (апатриды, аполиды) и множественное гражданство или двойное гражданство (бипатриды). Данные состояния, как правило, порождаются несовпадением принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах.

Иностранными гражданами (далее – иностранцы) признаются лица, не являющиеся гражданами того государства, на территории которых они находятся, и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Правовой статус иностранца состоит из двух частей: правового статуса гражданина отечественного государства (или статуса апатрида в стране своего постоянного проживания) и собственно статуса иностранца. Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. В то же время иностранец (как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства) подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает, и, следовательно, должен соблюдать законы страны пребывания. Таким образом, иностранец одновременно подчиняется и отечественному правопорядку, и правопорядку того государства, в котором находится.

В демократических странах иностранцы пользуются в основном двумя видами правового режима. Национальный режим – за некоторыми исключениями иностранцы приравниваются в правах к отечественным гражданам; так, в большинстве стран они не подлежат призыву на военную службу; не пользуются избирательными правами; не могут осуществлять некоторые виды деятельности, занимать некоторые должности, а иногда приобретать некоторые объекты собственности. Режим наибольшего благоприятствования – в определенных областях иностранным гражданам предоставляется такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем гражданам любого третьего государства, т.е. иностранцы могут пользоваться в странах – участницах соответствующего международного договора максимумом тех прав, которыми обладают здесь лица другого государства.

Демократические конституции большинства современных государств обычно предусматривают возможность предоставления политического убежища иностранцам (однако это не влечет автоматического предоставления гражданства) – лицам, преследуемым в других странах по политическим, религиозным, научным и иным мотивам. В некоторых странах запрещена высылка из страны как своих граждан (экспатриация), так и законно находящихся в стране иностранцев. Также запрещается выдача (экстрадиция) иностранным государствам своих граждан и иностранцев, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.

Конституционно-правовое регулирование гражданства Российской Федерации — курсовая работа (2668)

Содержание

  • Введение 3
  • Глава 1. Понятие и гарантии конституционного конституционно-правового статуса личности 5
  • 1.1 Понятие и принципы конституционно-правового статуса личности 5
  • 1.2. Гарантии правового статуса человека в Конституции РФ 9
  • Глава 2. Гражданство – основа конституционно – правового статуса личности. 16
  • 2.1. Понятие и сущность гражданства 16
  • 2.2. Юридическое содержание российского гражданства 21
  • 2.3. Правовые институты установления и изменения отношений российского гражданства 24
  • Заключение 28
  • Список использованной литературы 30

Введение (отрывок)

Одна из важных особенностей Конституции Российской Федерации видится в том, что она определила и закрепила основы конституционного статуса личности. Если ранее применительно к советскому конституционному законодательству говорили и писали о том, что оно закрепляло правовой статус личности, то это была скорее теоретическая конструкция, чем реальный факт правовой действительности.

Конституционные основы статуса личности в Российской Федерации такие же стабильные и прочные, как и сам Основной Закон государства. Именно Российское федеративное государство в лице высших представительных органов, главы государства и правительства охраняют правовой статус личности, являются его политико-правовыми гарантами.

В настоящей работе необходимо определить, что именно входит в понятие конституционно-правовой статус личности, охарактеризовать права и свободы, которые гарантируются конституцией, обозначить обязанности человека и гражданина.

Заключение (отрывок)

Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются нам самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации. Не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.

Список использованной литературы

  • 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  • 2. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 12.11.2012) «О гражданстве Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ», 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
  • 3. Авакьян С.А. Конституционное право России. М.: Норма. 2010.
  • 4. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2010.
  • 5. Гончаров М.В. Конституционное право Российской Федерации: теоретические основы, правовое регулирование, судебная практика. Екатеринбург, 2007. С. 65 — 66.
  • 6. Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Новосибирск: Наука, 2007.
  • 7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010.
  • 8. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.: НОРМА, 2007.
  • 9. Леонова Н.В., Пелишенко А.А. Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2008.
  • 10. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: НОРМА — ИНФРА, 2005.
  • 11. Соколова Н.В. Институт гражданства в России в механизме правового статуса граждан//»История государства и права», 2009, N 2.
  • 12. Югов А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене// «Адвокатская практика», 2009, N 1.

Смотрите еще:

  • Размер пенсии военного пенсионера в россии Калькулятор военной пенсии за выслугу лет на 2017 г. с учетом увеличения с 01.02.2017 г. Калькулятор расчета военной пенсии с 1 января 2018 г. смотреть здесь Посчитать "смешанную военную пенсию" с учетом гражданского трудового стажа […]
  • Будет добавка пенсии участникам боевых действий С 1.01.2018 г. надбавка ветеранам боевых действий, получающим военную пенсию, будет увеличена С 1 января 2018 года в соответствии с Федеральным законом РФ от 18.7.2017 г. № 162-ФЗ размер социальной пенсии нетруспособных граждан […]
  • Правила пользования жилыми помещениями содержание жилого дома и придомовой территории Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25"Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" В […]
  • Приказ 389н 24072014 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 июля 2009 г. № 389н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения" (не вступил в силу) В соответствии со […]
  • Закон о 15 с пенсии Статья 16. Фиксированная выплата к страховой пенсии Статья 16 . Фиксированная выплата к страховой пенсии О размере фиксированной выплаты к страховой пенсии см. справку Информация об изменениях: Часть 1 изменена с 1 января 2018 г. - […]
  • Наследование по гражданскому законодательству рф Наследование по гражданскому законодательству рф Правовое регулирование отношений по наследованию имущества, подобно регулированию отношений собственности, носит комплексный, межотраслевой характер. Оно состоит, во-первых, в […]
  • Закон о социальном кр ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 7 мая 1993 года №1196-XII О социальной защите граждан Кыргызской Республики, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы (В редакции Законов Кыргызской Республики от 28.07.1995 г. и 26.09.1995 г. […]
  • Пособие для расчетов электрических цепей Учебно-методическое пособие по теме: Расчет электрических цепей постоянного тока Материал представляет собой практическую работу для дисциплины "Основы электротехники" по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой […]