Режим национального пребывания это

Правовое положение иностранных граждан в РФ

Иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство принадлежности к гражданству другого государства. Принципы и нормы, которым должно следовать государство в определении правового статуса иностранных граждан, закреплены в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Такие нормы закрепляют: права любого государства устанавливать правовой режим иностранцев, исходя при этом из своих международных обязательств; обязанность иностранцев соблюдать законы страны пребывания (жительства), а за их нарушение нести ответственность наравне с гражданами этого государства; недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории данной страны (индивидуальная высылка возможна только по закону); право иностранца на защиту государства своего гражданства: для пользования своими правами иностранному гражданину должен быть предоставлен свободный доступ в дипломатические представительства и консульские учреждения государства его гражданства.

Порядок и характер регулирования правового положения иностранных граждан определяется используемыми государством правовыми режимами. В качестве таковых режимов могут выступать: режим национального пребывания — предоставление иностранным гражданам такого объема прав, свобод и обязанностей, которыми пользуются граждане данного государства. Понятием «национальный режим» российский законодатель не оперирует, однако правовая основа такого режима в законодательстве, тем не менее, сформирована. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 62) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ; преференциальный режим — особый льготный экономический режим, предоставляемый одним государством другому без распространения на третьи страны; режим наибольшего благоприятствования — предоставление гражданам каждой из договаривающихся стран такого режима, которым пользуются граждане третьего государства*1; режим реторсий — ответные, ограничивающие права и свободы иностранных граждан меры, принимаемые государством в ответ на дискриминационные меры другого государства, последний применяется Российской Федерацией в случае, если иностранным государством установлены ограничения в вопросе реализации прав и свобод граждан России (в такой ситуации Правительство РФ вправе принять решение об установлении соответствующего порядка реализации прав и свобод гражданами этого государства на территории России); привилегированный режим — связан с режимом капитуляций, по которому восточноевропейские государства предоставляли гражданам некоторых европейских государств значительно большие права, чем своим собственным, наша страна такой ситуацией не воспользовалась.

Правовое положение иностранных граждан в РФ регулируется прежде всего Конституцией РФ и специальным законодательным актом — Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а также иными федеральными законами и международными договорами РФ. При этом особенности правового регулирования порядка пребывания, передвижения и проживания иностранных граждан в РФ определяется их фактическим статусом. В этой связи вышеупомянутый Закон четко разграничивает следующие три основные категории иностранных граждан: а) временно пребывающие на территории РФ; б) временно проживающие в РФ; в) постоянно проживающие в РФ. Особую категорию иностранных граждан образуют лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, а также находящиеся под ограниченной юрисдикцией РФ.

К временно пребывающим в РФ действующее законодательство относит иностранных граждан, прибывших в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы. Отличительной особенностью этой категории иностранных граждан является то, что для них не требуется получения вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы*1. В том случае, если иностранный гражданин прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы, срок его временного пребывания за некоторыми исключениями не может превышать 90 суток. По истечении этого срока или срока действия визы иностранный гражданин обязан выехать из РФ.

Виза — это разрешение на въезд в РФ, выезд из РФ и транзитный проезд через ее территорию по действительным документам, удостоверяющим личность иностранного гражданина. Законодательство РФ о правовом положении иностранных граждан в РФ различает иммиграционные визы (разрешающие иностранному гражданину постоянно проживать в РФ) и неиммиграционные (дающие право на временное пребывание на территории РФ), а также однократные и многократные. Иностранные граждане, получившие однократные визы, имеют право на однократный въезд в РФ в течение срока действия виз. Однократными визами являются все иммиграционные визы, а также неиммиграционные визы категорий Б-2, В-1, Г-1, Ж-1, Ж-2, Ж-3, Ж-4, К-1, Н-1, О-1 и О-2. Иностранные граждане, получившие многократные визы, имеют право на неоднократный въезд в РФ и выезд из РФ в течение срока действия виз. Иностранным гражданам, въезжающим в РФ в целях обучения в государственных, муниципальных или негосударственных образовательных учреждениях либо образовательных учреждениях профессионального образования, могут выдаваться многократные визы, действительные на период обучения в соответствии с международным договором РФ. Основанием для рассмотрения вопроса о выдаче визы является: приглашение на въезд в РФ, оформленное в установленном порядке; вербальная нота органа по внешним сношениям иностранного государства; предоставление иностранному гражданину политического убежища в РФ или признание иностранного гражданина беженцем на территории РФ; уведомление федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, о принятии положительного решения о въезде иностранного гражданина в РФ для постоянного проживания, направленное в дипломатическое представительство или в консульское учреждение РФ в иностранном государстве; надлежащим образом оформленный договор о групповой или об индивидуальной туристической поездке либо об ангажементе.

Право на приглашение иностранных граждан в РФ имеют органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждане РФ и российские юридические лица, а также дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в РФ, иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, а также юридические лица иностранных государств, представительства или филиалы указанных юридических лиц, на законных основаниях находящиеся в РФ. В зависимости от цели въезда в РФ к заявлению иностранного гражданина о выдаче ему неиммиграционной визы прилагаются приглашение на въезд в РФ и гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина или документы, подтверждающие наличие у иностранного гражданина средств для проживания в РФ и для выезда из РФ. Форму, содержание и порядок оформления приглашения, форму и содержание гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина устанавливает Правительство РФ. Оформление приглашения является платным. Размер платы за оформление приглашения и порядок ее взимания устанавливается законами РФ. В случаях, предусмотренных международными договорами РФ, приглашение и паспорт являются основанием для безвизового въезда (выезда).

Это касается прежде всего лиц, заключивших трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). В этом случае срок временного пребывания может быть продлен на срок действия заключенного договора, но не более чем на 1 год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ

К временно проживающим иностранным гражданам законодательство относит лиц, получивших разрешение на временное проживание в РФ. Срок действия такого разрешения составляет 3 года. Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и его возможностей по обустройству иностранных граждан. Законодательством допускается выдача разрешения на временное проживание без учета квоты. Такое разрешение может быть выдано иностранному гражданину, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР; признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь — граждан РФ; имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя — гражданина РФ; состоящему в браке с гражданином РФ и имеющим место жительства в РФ; осуществляющему инвестиции в РФ в установленных Правительством РФ размерах, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Разрешение на временное проживание представляет собой подтверждение права иностранного гражданина временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность. Разрешение содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанное буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство, номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, наименование органа, выдавшего разрешение. Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых с заявлением о выдаче такого разрешения, утверждаются Правительством РФ.

Постоянно проживающими в РФ признаются иностранные граждане, получившие вид на жительство. Такой документ выдается по заявлению иностранного гражданина в течение срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить в РФ не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается сроком на 5 лет и по окончании этого срока может быть продлен еще на 5 лет. Количество таких продлений закон не ограничивает. Вид на жительство содержит те же реквизиты, что и документ на временное разрешение, порядок его выдачи также определяется решением Правительства РФ.

Вид на жительство — это выданный иностранному гражданину (лицу без гражданства) документ, подтверждающий его право на постоянное проживание в РФ, а также право свободного выезда из РФ и въезда в РФ. Одновременно вид на жительство является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина.

По основаниям, специально оговариваемым законодательством, иностранному гражданину может быть отказано в выдаче разрешения на временное проживание, вид на жительство, а выданное разрешение (вид на жительство) может быть аннулировано: если такое лицо выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или его гражданам; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов; представил поддельные или подложные документы; не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ и др. (ст. 7, 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

В соответствии с законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан в РФ иностранные граждане, въехавшие в РФ, обязаны зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в РФ. Информация о регистрации иностранных граждан подлежит передаче в центральный банк данных. Регистрация детей, не достигших возраста 18 лет, въехавших в РФ вместе с родителями или с одним из них, осуществляется одновременно с регистрацией родителя, в чей паспорт внесены имена детей. Органы внутренних дел регистрируют иностранных граждан, въехавших в РФ, на основании паспортов и иммиграционных или неиммиграционных виз. Регистрация въехавших в РФ на срок более трех дней иностранных граждан государств, с которыми международными договорами РФ установлен безвизовый въезд (выезд), производится в месте жительства на основании паспортов указанных граждан, приглашений и (или) выездных вкладышей к паспортам, а также заявлений в письменной форме приглашающих органов власти или лиц. Граждане РФ и иностранные граждане, предоставившие временно пребывающим в РФ иностранным гражданам жилую площадь, обязаны в установленном порядке гарантировать иностранным гражданам регистрацию в месте их временного пребывания и снятие с учета при выезде из РФ. Временно и постоянно проживающие в РФ иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в органах внутренних дел по месту жительства. В случае схода на берег иностранных граждан — моряков, являющихся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, и временного пребывания указанных граждан в порту РФ в течение более 24 часов их регистрация производится на основании паспортов или удостоверений личности моряка при наличии в указанных документах отметок органов пограничной службы РФ о въезде в РФ.

Существует специальный порядок регистрации дипломатических агентов и консульских должностных лиц иностранных государств в РФ, должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств, должностных лиц международных межправительственных организаций и членов семей указанных лиц. Министерство иностранных дел регистрирует: глав дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в РФ, дипломатических агентов и консульских должностных лиц иностранных государств в РФ и членов семей указанных лиц, а также гостей глав дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в РФ в случае, если гости проживают в резиденциях глав дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в РФ либо на территориях таких представительств и учреждений; въехавших в РФ с рабочим визитом и имеющих дипломатические или служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и членов семей указанных лиц; въехавших в РФ с рабочим визитом и пользующихся в соответствии с международными договорами Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностных лиц международных межправительственных организаций, должностных лиц представительств указанных организаций в РФ, а также должностных лиц представительств государств при международных межправительственных организациях, которые имеют штаб-квартиры в РФ, и членов семей указанных лиц. Указанным иностранным гражданам Министерство иностранных дел (его соответствующие структуры) выдает дипломатические, служебные или консульские карточки либо производит отметки о регистрации в паспортах таких граждан.

Регистрацию иностранных граждан в организациях, предназначенных для предоставления иностранным гражданам гостиничных услуг (при условии, что такие организации имеют выданные органом внутренних дел субъекта РФ лицензии на прием иностранных граждан и разрешения на их регистрацию), осуществляет их администрация.

Регистрация производится на срок временного пребывания, но не более чем на срок, указанный в неиммиграционных визах или в выездных вкладышах к паспортам. Регистрации не подлежат: главы иностранных государств и главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных межправительственных организаций, въехавшие в РФ по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также члены семей указанных лиц; иностранные граждане, въехавшие в РФ на срок до трех дней; туристы, въехавшие в РФ на срок до трех дней и выезжающие из РФ в течение указанного срока, в том числе туристы круизных судов; члены прибывших в РФ с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей и военных летательных аппаратов иностранных государств; члены экипажей невоенных судов иностранных государств — в случае входа на берег и временного пребывания в порту РФ, открытом для захода невоенных судов иностранных государств, или выезда на экскурсии в городские или сельские поселения на срок не более 24 часов; члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и бригад транспортных средств, участвующих в международном дорожном движении, при нахождении в аэропортах или на станциях, указанных в расписаниях (графиках) движения указанных транспортных средств.

В соответствии с действующим законодательством регистрации подлежат личные и служебные транспортные средства иностранных граждан, въехавших в РФ на срок до шести месяцев. При этом ино- странный гражданин — водитель транспортного средства обязан иметь водительское удостоверение, соответствующее Конвенции о дорожном движении. Государственный технический осмотр транспортных средств иностранных граждан осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Предоставление иностранным гражданам в пользование транспортных средств, принадлежащих гражданам РФ или иностранным гражданам, производится по доверенности, выданной в соответствии с российским законодательством.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 62), Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (ст. 4) правовой статус иностранных граждан определяется в соответствии с режимом национального пребывания, т.е. иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за некоторыми изъятиями.

Законно находящиеся в РФ иностранные граждане имеют право свободного передвижения в РФ, за исключением посещения режимных территорий предприятий и (или) объектов и закрытых административно-территориальных образований, для въезда в которые в соответствии с законодательством РФ требуется разрешение. При остановке в пути следования на срок более трех дней иностранный гражданин должен зарегистрироваться в органе исполнительной власти субъекта РФ по внутренним делам или в гостинице, имеющей право на регистрацию иностранных граждан, на основании заявления в письменной форме. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания.

Дипломатическим агентам и консульским должностным лицам иностранных государств, аккредитованным в РФ иностранным журналистам, а также иностранным работникам зарегистрированных в РФ постоянных представительств иностранных авиакомпаний, банков, торгово-промышленных фирм и других постоянных представительств право свободного передвижения предоставляется на основе принципа взаимности.

Действующее законодательство РФ о правовом положении иностранных граждан устанавливает, что иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ. В то же время постоянно проживающим в РФ иностранным гражданам избирательное законодательство предоставляет право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Иностранные граждане не имеют права: поступать на государственную службу или находиться на государственной службе; быть членами экипажей военных кораблей РФ и других эксплуатируемых в некоммерческих целях судов, а также летательных аппаратов государственной и экспериментальной авиации; быть командирами воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (быть операторами радиостанций или радиоэлектронных средств и установок, поступать на работу на режимные и особо важные объекты, заниматься разведкой, разработкой и промыслом живых и неживых ресурсов поверхностных водных объектов, внутренних морских вод, территориального моря РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ и лицензиями, которые выданы иностранным гражданам в порядке, установленном законодательством РФ). Кроме того, указанные лица не несут военную службу и не могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Объектом новейшего российского законодательства является регулирование правового положения иностранных работников. В качестве таковых признаются законно въехавшие в РФ в целях осуществления трудовой деятельности иностранные граждане. В соответствии с законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан в РФ основаниями для привлечения и использования иностранной рабочей силы являются наличие свободных рабочих мест, на которые не претендуют граждане РФ, а также отсутствие возможности удовлетворить спрос на рабочую силу за счет трудовых ресурсов субъектов РФ, в том числе за счет подготовки или переподготовки имеющихся трудовых ресурсов либо за счет привлечения трудовых ресурсов других субъектов РФ.

Действующее законодательство устанавливает порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы. В частности, выдача работодателю разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы в пределах квоты, установленной для заинтересованного субъекта РФ, осуществляется федеральной миграционной службой (или органом исполнительной власти субъекта РФ по миграционной службе) при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами труда и социального развития, о целесообразности привлечения работодателем иностранной рабочей силы и с согласия соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ. Разрешение не подлежит передаче другому работодателю. Выдача разрешений является платной. Размер платы за выдачу разрешений, порядок исчисления ее определяется федеральными законами. Средства, полученные за выдачу разрешений, зачисляются в доход бюджета субъекта РФ, на территории которого находится работодатель.

Разрешение является основанием для выдачи иностранному гражданину, въезжающему в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, приглашения и подтверждения трудоустройства. Подтверждение трудоустройства выдается иностранному работнику бесплатно на основании его ходатайства о выдаче подтверждения трудоустройства и документа о внесении работодателем в бюджет субъекта РФ стоимости обратного билета. Стоимость обратного билета возвращается работодателю после выезда иностранного работника из РФ. Порядок внесения стоимости обратного билета и возвращения стоимости обратного билета работодателю устанавливается Правительством РФ. В случае, если иностранный работник привлекается для работы в качестве руководителя или заместителя руководителя организации, являющейся российским юридическим лицом, подтверждение трудоустройства выдается за плату без оформления работодателем разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Федеральный орган миграционной службы направляет в Министерство иностранных дел разрешение и подтверждение трудоустройства для передачи указанных документов в дипломатическое представительство или в консульское учреждение РФ в иностранном государстве для оформления и выдачи иностранному гражданину неиммиграционной визы соответствующей категории. Форма и содержание разрешения, форма и содержание подтверждения трудоустройства и порядок их выдачи, а также форма и содержание ходатайства о выдаче подтверждения трудоустройства устанавливаются Правительством РФ.

Иностранный работник до получения неиммиграционной визы соответствующей категории должен быть ознакомлен с содержанием трудового договора (контракта) в части требований к специальности и квалификации иностранного работника, подтвержденных соответствующими документами, условий труда и его оплаты, продолжительности рабочего времени, продолжительности отдыха, срока трудового договора (контракта), условий досрочного расторжения трудового договора (контракта), условий проживания, медицинского обслуживания и порядка покрытия транспортных расходов.

Иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, имеет право осуществлять трудовую деятельность в РФ в случае, если он имеет паспорт, неиммиграционную визу категории Ж-1, Ж-2 или Ж-3, трудовой договор (контракт) и подтверждение трудоустройства, а работодатель — разрешение, выданное в соответствии с законом. На иностранных работников действие законодательства РФ о труде распространяется с учетом правовых норм, предусмотренных Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в РФ.

В соответствии с действующим законодательством работодатель обязан: иметь разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы; обеспечивать получение иностранными работниками подтверждений на право трудовой деятельности; заключить трудовой договор с иностранным работником на условиях, с которыми указанный работник был ознакомлен до получения неиммиграционной визы соответствующей категории; выполнять условия трудового договора (контракта); обеспечить регистрацию иностранного работника; уведомлять в установленные сроки органы государственной налоговой службы о привлечении и об использовании иностранной рабочей силы; обеспечить выезд иностранного работника из РФ по истечении срока трудового договора или в случае досрочного расторжения трудового договора оплачивать расходы, связанные с выдворением из РФ иностранных работников, принятых на работу с нарушением установленного федеральным законом порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы; информировать орган исполнительной власти субъекта РФ по миграционной службе о нарушении иностранным работником условий трудового договора (контракта), а также о досрочном расторжении трудового договора.

Работодатель не имеет права изменять в одностороннем порядке условия трудового договора (контракта), в том числе переводить иностранного работника на работу к другому работодателю. Он обязан сообщить в орган внутренних дел субъекта РФ, миграционную службу субъекта РФ и территориальный орган безопасности о самовольном оставлении иностранным работником места жительства или места работы — в течение 24 часов, а также о перемене иностранным работником места жительства — за 48 часов до факта перемены места жительства.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ дополнительно обязывает иностранного работника: заключить трудовой договор с работодателем на условиях, с которыми он был ознакомлен до получения неиммиграционной визы соответствующей категории, и не передавать указанный договор другому иностранному работнику; выполнять условия трудового договора; иметь подтверждение трудоустройства; выехать из РФ по истечении срока трудового договора, в случае досрочного расторжения трудового договора, а также в случае аннулирования подтверждения трудоустройства или разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Иностранный гражданин государства, имеющего границу с РФ, может быть принят на работу в приграничных районах РФ в соответствии с международным договором РФ, заключенным с таким государством, и федеральным законом на основании разрешения и подтверждения трудоустройства и надлежащим образом оформленных документов на пересечение государственной границы РФ. При этом иностранные граждане могут быть приняты на работу в случае, если они ежедневно возвращаются на территорию государства проживания. Должностное лицо органа внутренних дел субъекта РФ в паспорте иностранного работника производит отметку о работе в РФ.

Если иностранный работник нарушил условия трудового договора или законодательство РФ, подтверждение трудоустройства может быть аннулировано федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами миграционной службы, или органом исполнительной власти субъекта РФ по миграционной службе, выдавшим его. В случае если работодатель нарушил положения федерального закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, условия трудового договора, а также законодательство РФ о труде, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами миграционной службы, или орган исполнительной власти субъекта РФ по миграционной службе может приостановить действие разрешения до устранения в установленный срок допущенных нарушений. Если работодатель не устранил допущенные нарушения в установленный срок, разрешение аннулируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами миграционной службы, или органом исполнительной власти субъекта РФ по миграционной службе.

В том случае, если работодатель нарушил условия трудового договора и вследствие этого возникла угроза жизни иностранного работника или нанесен вред его здоровью, разрешение аннулируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами миграционной службы, или органом исполнительной власти субъекта РФ по миграционной службе.

Основные принципы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации характеризуются демократическими, интернационалистскими началами.
В главе II Конституция РФ закрепляет трудовые права граждан. Среди .

В России в отношении иностранных граждан применяется национальный режим (за некоторыми исключениями
— постоянно проживающие в РФ иностранные граждане (т.е. имеющие вид на жительство) могут работать в РФ наравне с местными гражданами

Правовое положение иностранных граждан регулируется как законами государства пребывания, так и международными договорами.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с.

www.bibliotekar.ru

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Международное право, европейское право

V. Права человека и режим иностранных граждан

ет юридически значимых доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Правовое положение апатрида в первую очередь определяется законами государства проживания. При переезде апатрида в другое государство его связь с прежним государством автоматически прекращается и возникает новая связь с тем государством, где апатрид оказался. Права и обязанности апатрида, приобретенные в прежнем государстве, автоматически не возобновляются. Они признаются только в том случае, если в новом государстве действует закон относительно перехода этих прав и обязанностей или это государство выполняет соответствующие международные обязательства. Что касается граждан иностранных государств, то они подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству. У иностранных граждан как граждан определенного государства существуют юридически регулируемые правоотношения с этим государством независимо от места нахождения данных граждан.

Следовательно, лица без гражданства — это особая категория лиц, правовое положение которых должно регулироваться в особом порядке. Если это так, то тогда понятия «ино-

<> 1. Понятие и виды правового режима иностранных граждан

странный гражданин» и «иностранец» юридически должны рассматриваться как тождественные.

С учетом сказанного можно сделать общий вывод о том, что «иностранный гражданин», или «иностранец», — это лицо, находящееся на территории данного государства, не являющееся его гражданином, но состоящее в гражданстве другого государства. Совокупность прав и обязанностей, которыми обладают иностранцы, получила название правового режима иностранцев. Этот режим (или статус) не является абсолютно одинаковым. Иностранцев можно разделить на несколько категорий в зависимости от степени подчиненности юрисдикции страны пребывания. В связи с этим следует выделить правовой статус иностранных граждан, обладающих иммунитетом от юрисдикции государства или привилегиями в правовой сфере, и статус иностранных граждан, не обладающих иммунитетом от юрисдикции.

К иностранным гражданам, обладающим иммунитетом от юрисдикции или привилегиями, относятся лица, временно пребывающие в данной стране: 1) граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом; 2) граждане, обладающие консульским иммунитетом; 3) граждане — военнослужащие воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов ВВС; 4) члены межправительственных и государственных делегаций, миссий; 5) работники международных организаций; 6) свидетели, эксперты и другие лица, соответствующий статус которых определен международными договорами. Состав иностранных граждан, не обладающих иммунитетом от юрисдикции данного государства, также является достаточно сложным. К ним относятся иностранцы как постоянно проживающие в данной стране, так и временно в ней пребывающие. Постоянно проживающие — те, кто имеет разрешение на постоянное проживание и вид на жительство. Все остальные иностранцы считаются временно пребывающими в стране. Критерием деления иностранцев на постоянно проживающих и временно проживающих также является степень устойчивости правовой связи лица с данным государством и характером нахождения на его территории. Если лицо постоянно проживает на территории данного государства, то оно в то же время может пользоваться дипломатической защитой государства, гражданином которого является. В случае, если лицо получило территориальное политическое убежище, оно такой защитой страны гражданства пользоваться не будет. Следовательно, даже иностранцы, постоянно проживающие в другой стране, могут

78 V. Права человека и режим иностранных граждан

иметь различные объемы правового статуса. Но совсем другие объемы будут иметь иностранцы, не обладающие иммунитетом от местной юрисдикции и временно пребывающие на чужой территории. К ним, например, относятся лица, прибывающие в страну в качестве туристов, члены экипажей морских и воздушных гражданских судов, спортсмены, приезжающие по частным делам, прибывающие в составе творческих коллективов, в командировки на предприятия и в учреждения, на учебу, следующие через территорию государства транзитом.

Независимо от степени устойчивости правовой связи иностранца с государством пребывания практика государств выработала несколько видов правовых режимов пребывания иностранцев в данной стране. По сути, эти правовые режимы представляют собой юридическое решение вопроса об объеме прав, которые предоставляются иностранцам. Это — следующие режимы: национальный, наибольшего благоприятствования, специальный (преференциальный).

Национальный режим соотносит правовой статус иностранцев со статусом граждан страны пребывания. С этой точки зрения правовой статус иностранцев в принципе приравнивается к правовому статусу собственных граждан, но за рядом исключений, предусмотренных национальным законодательством. Например, к таким исключениям относится отсутствие у иностранцев права на участие в управлении государственными делами. Не возлагаются на иностранцев такие обязанности, как, например, обязанность служить в вооруженных силах государства пребывания. Национальный режим не нарушает связи иностранца и с государством его гражданства — в отношении своего государства от несет обязанности при сохранении всех прав. При применении к иностранцам национального режима вовсе не обязательно действие принципа взаимности. Это означает, что права и свободы предоставляются иностранным гражданам независимо от того, имеют ли такие же права и свободы граждане данного государства в государстве, гражданином которого является иностранец. Тем не менее на практике принцип взаимности может применяться, но не в целом — не в отношении всего комплекса прав и свобод, а применительно к отдельным правам. В таком случае принцип взаимности специально оговаривается в том или ином национальном законе. Например, он может быть оговорен в законе о товарных знаках. В нем может быть оговорена взаимность относительно регистрации товарных знаков на имя ино-

§ 1. Понятие и виды правового режима иностранных граждан

странца. Подобный же подход к принципу взаимности может содержаться в международных договорах: в них включаются нормы о национальном режиме иностранцев только применительно к предмету регулирования этого договора. Примером многостороннего договора такого рода является Соглашение государств — участников СНГ от 12 марта 1993 г. о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним. В частности, инвалидам Великой Отечественной войны I и II групп предоставляются право бесплатного проезда по железной дороге или на судах речного флота по территории государств — участников Соглашения один раз в год (туда и обратно) и 50-процентная скидка на пользование воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом в любое время. Примером двустороннего соглашения является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, от 14 января 1993 г. Действие этого Соглашения распространяется на лиц и членов их семей, являющихся гражданами и имеющих постоянное местожительство на территории одной из сторон и осуществляющих свою трудовую деятельность на условиях найма на территории другой стороны. Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором, заключенным работодателем в соответствии с трудовым законодательством стороны трудоустройства. Работники стороны выезда, работающие на территории стороны трудоустройства, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством стороны трудоустройства.

В Российской Федерации национальный режим для иностранцев действует как общий принцип права. Он закреплен в ст. 62 Конституции Российской Федерации 1993 г.: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российс-

80 V. Права человека и режим иностранных граждан

кой Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Таким образом, возможность дополнения, конкретизации данного принципа как в законодательном порядке, так и при помощи международных договоров — не исключается.

Следующий вид правового режима иностранцев — режим наибольшего благоприятствования. Он означает, что граждане иностранного государства пользуются на территории данного государства таким же правовым режимом, какой предоставлен гражданам третьего государства. Данный вид режима также представляет собой метод соотношения правового статуса физических и юридических лиц договаривающихся государств с правовым статусом таких же лиц третьего государства на их территории. Такой подход должен быть зафиксирован в международном договоре по крайней мере между двумя заинтересованными государствами. Договор обычно предусматривает, что физическим и юридическим лицам одной стороны предоставляется на территории другой стороны такой же правовой режим, которым пользуются или будут пользоваться в дальнейшем на их территории физические и юридические лица любого третьего государства. Третьим государством может быть любое, следовательно, и такое государство, физическим и юридическим лицам которого предоставлены наиболее благоприятные условия. Режим наибольшего благоприятствования как бы уравнивает в правах иностранцев. Чаще всего он применяется при регулировании торговых связей. Режим наибольшего благоприятствования предоставляется на взаимных началах. Примером договора, устанавливающего режим наибольшего благоприятствования, является Соглашение о торговых отношениях между СССР и США от 1 июня 1990 г. (вступило в силу 17 июня 1992 г.). Согласно ст. I Соглашения каждая сторона без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию другой стороны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны, во всех вопросах, относящихся, в частности, к таможенным пошлинам и сборам любого вида, налагаемым в связи с импортом или экспортом; способам оплаты экспорта и импорта; правилам, касающимся продажи, покупки, перевозки, распределения, хранения и использования товаров на внутреннем рынке. Каждая сторона

§ 1. Понятие и виды правового режима иностранных граждан

предоставит товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию другой стороны, недискриминационный режим в отношении применения количественных ограничений и выдачи лицензий.

Торговля товарами и услугами будет осуществляться посредством контрактов между организациями России как правопреемника СССР и гражданами и компаниями США, заключаемых во исполнение их независимого коммерческого решения и на основании обычных коммерческих соображений, таких, как цена, качество, поставка и условия платежа. Каждая сторона разрешит создание на своей территории коммерческих представительств фирм и организаций другой стороны, предоставит таким представительствам режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется коммерческим представительствам фирм и организаций третьих стран. Не менее интересным с точки’ зрения отраженных в нем видов режима является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции о торговых отношениях от 4 февраля 1993 г. Стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования во всех областях в отношении таможенных пошлин и сборов при импорте и экспорте, налогов и других внутренних сборов любого вида, прямо или косвенно связанных с импортируемыми и экспортируемыми товарами; правил продажи, покупки, транспортировки, распределения и использования товаров на внутреннем рынке и т. п. В то же время Соглашение предоставило юридическим и физическим лицам каждой стороны национальный режим в отношении обращения в суды и учреждения другой стороны в качестве истцов, ответчиков и в иных случаях, связанных с коммерческими сделками, а также в отношении применяемых процессуальных правил. Стороны обязались сотрудничать в разработке правил о защите прав интеллектуальной собственности, которые должны обеспечивать уровень защиты, подобный тому, что существует в странах — членах Европейского Сообщества и в странах — членах Европейской ассоциации свободной торговли, т. е. с учетом требований режима наибольшего благоприятствования.

Наконец, специальный режим (преференциальный) связан с предоставлением иностранцам определенных привилегий и преимуществ. Например, это может касаться граждан соседних государств в их отношениях друг с другом в сфере приграничной торговли, приграничного общения и т. п.

lawbook.online

Смотрите еще:

  • Вакансии в кемерово юрист Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Кемерово и соседних городах Кемерово Юрист — от 15 000 р. Обязанности: ведение исполнительного производства,контроль за своевременным применением принудительных мер судебным приставом- […]
  • Как получить ходатайство Как написать ходатайство для получения квоты на РВП? Необходимо написать ходатайство от главы факультета в УФМС с целью выделения квоты на РВП иностранной студентке. Как оформить и есть ли шаблон для данного вида ходатайства? 18 […]
  • Консультация юриста в ханты-мансийске Консультация юриста в ханты-мансийске Ханты-Мансийск: услуги практикующих юристов (телефоны и адреса) Подробности Категория: Услуги частнопрактикующих юристов юрист услуги контакты КУЛЕБАКИН […]
  • Отзывы о независимой экспертизе после дтп Независимая экспертиза после ДТП Перейти на новый Общий форум Автор: Byrik [Москва] (---.telmos.ru) Дата: давно Господа, подскажите пожалуйста, стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП (я - пострадавший), или положиться на […]
  • Расчет пенсии в мо рф Калькулятор военной пенсии с 1 января 2018 года по новой выслуге лет Расчет пенсии военнослужащих отличается от расчета пенсии обычных работников. Но благодаря калькулятору, приведенному ниже, вы сможете без проблем рассчитать свои […]
  • Общая теория собственности черкасов Черкасов Г.И. Общая теория собственности Скачивание файла Введите число с картинки: Поделись с друзьями! Комментарии Смотрите также Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности Капелюшников Р.И. Экономическая теория […]
  • Заявление от анны седых Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Заявление о продлении срока принятия наследства Исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства В семейном (гражданском) законодательстве определен срок, в течение которого наследники должны формально или фактически вступить в наследство. Этот срок составляет […]