Правила по движению поезда

Движение поездов

Обязанности участников движения поездов

1. Движением поездов на участке должен руководить только один работник — поездной диспетчер, отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку.

Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке.

Запрещается давать оперативные указания о движении поездов на участке помимо поездного диспетчера.

Правила приема поездов на ЖД станции

1. Прием поездов на станцию должен производиться на свободные пути, предназначенные для этого техническо-распорядительным актом станции, и только при открытом входном сигнале, а пассажирских поездов, кроме того, на пути, оборудованные путевыми устройствами автоматической локомотивной сигнализации. Порядок, обеспечивающий безопасность движения пассажирских поездов при приеме на пути, не оборудованные этими устройствами, устанавливается начальником железной дороги.

Порядок отправление поездов

1. Дежурному по станции запрещается отправлять поезда на однопутных и по неправильному пути на двухпутных участках без согласия дежурного по станции, на которую отправляется поезд. На однопутных участках, оборудованных автоблокировкой, поезда отправляются по указанию поездного диспетчера без предварительного согласия дежурного по соседней станции после освобождения первого блок-участка.

Средства сигнализации и связи при движении поездов

1. Основными средствами сигнализации и связи при движении поездов являются автоматическая и полуавтоматическая путевые блокировки.

При организации двустороннего движения на двухпутных и многопутных перегонах, оборудованных автоблокировкой в одном направлении, движение поездов в противоположном направлении (по неправильному пути) может осуществляться по сигналам локомотивных светофоров.

Порядок движения поездов

1. Максимальные допускаемые на сети железных дорог скорости движения пассажирских и грузовых поездов в зависимости от конструкции пути и типов подвижного состава устанавливаются МПС.

Скорости движения поездов по перегонам и станциям устанавливаются начальником железной дороги и предусматриваются в графике движения поездов. При этом скорость движения на боковые пути по стрелочным переводам с крестовиной марки 1/11 и круче должна быть не более 40 км/ч, по стрелочным переводам марки 1/9 пассажирских поездов — не более 25 км/ч, по переводам из рельсов типа Р65 с крестовиной марки 1/11 — не более 50 км/ч, по симметричным стрелочным переводам с крестовиной марки 1/11 — не более 7- км/ч, по переводам с крестовиной марки 1/18 — не более 80 км/ч.

Порядок вождения поездов машинистами локомотивов, моторвагонных поездов и специального самоходного подвижного состава

1. Машинист обязан:

  • хорошо знать конструкцию локомотива (моторвагонного поезда), специального самоходного подвижного состава, профиль обслуживаемого участка, расположение на нем постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков и их назначение, иметь расписание движения поездов;
  • при приемке локомотива (моторвагонного поезда), специального самоходного подвижного состава убедиться в его исправности, обратив особое внимание на действие тормозов, песочниц и радиосвязи, а по записи в журнале технического состояния локомотива убедиться в исправном действии автоматической локомотивной сигнализации и автостопа; проверить наличие сигнальных принадлежностей, противопожарных средств;
  • обеспечить безопасное следование поезда с точным соблюдением графика движения.

Порядок действий при вынужденной остановке поезда на перегоне

1. При вынужденной остановке поезда на перегоне машинист обязан:

    остановить поезд по возможности на площадке и прямом участке пути, если не требуется экстренной остановки;

Движение съемных подвижных единиц ЖД

1. Движение съемных подвижных единиц производится без выдачи поездных документов на право занятия перегона. На перегонах, имеющих тоннели или большие мосты, а также сложные условия плана и профиля, порядок движения съемных единиц устанавливается начальником железной дороги. Движение съемных единиц не должно вызывать нарушения следования поездов по расписанию.

Основные виды грузовых вагонов

Грузовые вагоны, предназначенные для перевозки грузов. К ним относятся крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, специализированные вагоны для перевозки грузов, вагоны бункерного типа, термосы, рефрижераторные вагоны, включая АРВ, зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, а также специальные вагоны грузового типа.

Габарит погрузки вагонов

Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути (Рис.Т4).

Габарит погрузки общесетевой


Рис.Т4

weisung.ru

Правила по движению поезда

Порядок движения поездов

16.30. Максимальные допускаемые на сети железных дорог скорости движения пассажирских и грузовых поездов в зависимости от конструкции пути и типов подвижного состава устанавливаются МПС России.

Скорости движения поездов по перегонам и станциям устанавливаются начальником железной дороги и предусматриваются в графике движения поездов. При этом скорость движения на боковые пути по стрелочным переводам с крестовиной марки 1/11 и круче должна быть не более 40 км/ч, по стрелочным переводам марки 1/9 пассажирских по­ездов — не более 25 км/ч, по переводам из рельсов типа Р65 с крестовиной марки 1/11 — не более 50 км/ч, по симметричным стрелочным переводам с крестовиной марки 1/11 — не более 70 км/ч, по переводам с крестовиной марки 1/18 — не более 80 км/ч.

Скорость проследования светофора с одним желтым (немигающим) огнем не должна превышать 60 км/ч для пассажирских и грузовых поездов.

Светофор с одним желтым (немигающим) огнем, расположенный на участке, оборудованном автобло­кировкой, на расстоянии менее требуемого тормоз ного пути от следующего светофора, а на участке, не оборудованном автоблокировкой, расположенный от основного сигнала на расстоянии менее тормозного пути при полном служебном торможении, разрешается проследовать со скоростью, не более установленной начальником железной дороги.

Скорость движения поезда вагонами вперед допускается не более 25 км/ч; для хозяйственных поездов при наличии радиосвязи на локомотиве и специальном самоходном подвижном составе в зависимости от конструкции специального самоходного тодвижного состава, восстановительных и пожарных поездов — не более 40 км/ч. Скорость следования снегоочистителей устанавливается МПС России.

При приеме на тупиковые станционные пути скорость движения поезда в начале пути приема должна быть не более 25 км/ч.

Скорость движения моторвагонного поезда при приеме на свободный участок пути, когда следующий участок этого пути занят другим моторвагонным поездом, допускается не более 20 км/ч.

Скорость движения по месту, требующему уменьшения скорости, должна соответствовать указанной в предупреждении или приказе начальника железной дороги, а при отсутствии этих указами — не более 25 км/ч.

16.31. В случаях, когда при следовании поездов необходимо обеспечить особую бдительность локомотивных бригад и предупредить их о производстве работ, на поезда выдаются письменные предупреждения.

при неисправности пути, устройств контактной сети, переездной сигнализации, искусственных и других сооружений, а также при производстве ре монтных и строительных работ, требующих уменьшения скорости или остановки в пути;

при вводе в действие новых видов средств сигнализации и связи, а также при включении новых, перемещении или упразднении существующих светофоров и при их неисправности, когда светофор невозможно привести в закрытое положение;

при неисправности путевых устройств автоматической локомотивной сигнализации;

при отправлении поезда с грузами, выходящими за пределы габарита погрузки, когда при следовании этого поезда необходимо снижать скорость или соблюдать особые условия;

при работе на двухпутном перегоне снегоочистителя, балластера, путеукладчика, подъемного крана, щебнеочистительной и других машин;

при постановке в поезд подвижного состава, который не может следовать со скоростью, установленной для данного участка;

при работе съемных подвижных единиц, а также при перевозке на путевых вагончиках тяжелых грузов;

во всех других случаях, когда требуется уменьшение скорости или остановка поезда в пути, а также когда необходимо предупредить локомотивные бригады об особых условиях следования поезда.

Выдача предупреждений на поезда производится в соответствии с порядком, установленным инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.

16.32. На двухпутных перегонах каждый главный путь, как правило, служит для движения поездов в одном определенном направлении.

На многопутных линиях порядок движения по каждому главному пути в пределах двух и более железных дорог устанавливается МПС России, а в пределах одной железной дороги — начальником железной дороги.

Порядок организации движения поездов на участках трех- или четырехниточного пути (при сплетении путей) устанавливается начальником железной дороги.

16.33. Для регулирования движения поездов по приказу поездного диспетчера может применяться отправление поездов по неправильному пути.

Отправление пассажирских поездов по неправильному пути допускается лишь как исключение в каждом отдельном случае по приказу дежурного по отделению железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — старшего дорожного диспетчера службы перевозок железной дороги.

Меры обеспечения безопасности движения при следовании поездов по неправильному пути устанавливаются инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.

16.34. При необходимости может применяться соединение поездов и следование их соединенными с действующими локомотивами в голове каждого из этих поездов.

Организация движения таких поездов устанавливается начальником железной дороги в соответствии с инструкцией МПС России.

16.35. Следование поездов вагонами вперед допускается:

при движении на железнодорожные подъездные пути и обратно;

при движении хозяйственных, восстановительных и пожарных поездов.

В голове такого поезда ставится вагон с переходной площадкой, обращенной в сторону направления движения, на которой должен находиться работник, обязанный следить за свободностью пути и при угрозе безопасности движения или жизни людей принимать меры к остановке поезда.

rustrain.narod.ru

Правила по движению поезда

платформы с незакрытыми бортами, полувагоны с открытыми люками или люками, закрытыми на одну закидку запорного механизма, а также думпкары с открытыми бортами, кроме случаев, когда передвижение указанных вагонов разрешается местной инструкцией;
порожние крытые вагоны с открытыми и не закрытыми на дверную закидку дверями;
цистерны, цементовозы и другой подвижной состав с открытыми крышками загрузочно-разгрузочных верхних и нижних устройств;
цистерны, имеющие течь;
вагоны для перевозки жидкого битума с не очищенными от битума колесными парами по кругу катания;
платформы и полувагоны с негабаритными грузами, если о следовании таких вагонов не дано особых указаний;
думпкары с неисправным механизмом опрокидывания, если имеется угроза самоопрокидывания;
вагоны, имеющие просевшие рессоры, вызывающие перекос кузова или удары рамы и кузова вагона о ходовые части.

16.38. Порядок постановки в поезда вагонов с опасными грузами устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на промышленном железнодорожном транспорте и правилами перевозок опасных грузов на промышленном транспорте.
В поездах, обращающихся между раздельными пунктами организации, вагоны с опасными грузами должны иметь прикрытие от локомотива в соответствии с нормами, установленными Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на промышленном железнодорожном транспорте и правилами перевозок опасных грузов на промышленном транспорте.

16.39. Порядок постановки вагонов с опасными грузами, а также нормы прикрытия в поездах, отправляемых на железные дороги, устанавливается Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными МПС Российской Федерации 27 декабря 1994 г.
Перечень опасных грузов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам.

16.40. Порядок размещения и следования вагонов с негабаритными грузами в поездах, обращающихся по путям организации, устанавливается местной инструкцией согласно инструкции по перевозке негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов по путям промышленного железнодорожного транспорта.
Порядок размещения и следования вагонов с негабаритными грузами в поездах, отправляемых на пути железных дорог, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

16.41. Необходимость и порядок постановки в поезда вагонов с тормозными площадками определяется руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта.

Порядок включения тормозов в поездах

16.42. Порядок включения автотормозов и обеспечения ручными тормозами поездов, отправляемых на пути общего пользования без переработки на станции примыкания, определяется нормами железных дорог примыкания.

16.43. В поездах, обращающихся по путям промышленного железнодорожного транспорта, обеспечение тормозами должно соответствовать весу поезда, скорости движения и руководящему спуску на каждом участке, а также реализуемым величинам тормозных нажатий.
Потребность в тормозах для поездов, обращающихся по путям организации, определяется руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта в соответствии с нормами обеспечения поездов тормозными средствами, определяемыми в соответствии с правилами тормозных расчетов для промышленного железнодорожного транспорта.
В зависимости от технического оснащения подвижного состава, в том числе специального подвижного состава, тормозными средствами устанавливаются:
наименьшее тормозное нажатие на каждые 100 т массы поезда;
расчетные нормы нажатия тормозных колодок на оси подвижного состава, в том числе специального подвижного состава;
нормы обеспечения поездов ручными тормозами и другие сведения, необходимые для выполнения тормозных расчетов.
Указанные нормы и сведения указываются в местной инструкции.

16.44. Опробование автотормозов в поездах производится полное и сокращенное.
Полное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали и действия тормозов у всех вагонов осуществляется:
на станциях формирования перед отправлением поезда;
после смены локомотива;
на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками (кроме открытых горных разработок), где поезд останавливается по техническим причинам;
в пунктах технического обслуживания специализированных поездов (не реже одного раза в сутки) и при смене локомотивных бригад на транспорте открытых горных разработок.
Сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормоза у хвостового вагона осуществляется:
после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование автотормозов от компрессорной установки или локомотива;
после всякого разъединения рукавов в составе поезда, соединения рукавов вследствие прицепки вагонов, а также после перекрытия концевого крана в составе;
после перемены кабины управления;
при смене локомотивных бригад (кроме открытых горных разработок).
После полного или сокращенного опробования автотормозов в пути следования, кроме того, производится проверка их действия без остановки поезда путем снижения давления в тормозной магистрали до получения тормозного эффекта.
Порядок включения в автотормозную сеть вагонов в поездах повышенного веса и длины, соединенных, специального подвижного состава в составах грузовых и хозяйственных поездов, а также опробования автотормозов в таких поездах устанавливается местной инструкцией, разрабатываемой согласно соответствующим инструкциям, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

16.45. После полного опробования в поезде автотормозов осмотрщик-автоматчик или осмотрщик вагонов, а на станциях, где эти должности не предусмотрены, составитель вручает машинисту локомотива справку установленной формы об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии.
Отметки об опробовании автотормозов можно делать в специальной книге, находящейся на локомотиве.
Форма такой книги должна соответствовать форме справки об обеспечении поезда тормозами на железных дорогах.
На станциях, где должности осмотрщика-автоматчика и осмотрщика вагонов не предусмотрены, а поезда составительской бригадой не сопровождаются, опробование автотормозов производится локомотивной бригадой или другими работниками, обученными выполнению операций по опробованию автотормозов. Перечень должностей таких работников устанавливается руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта.

16.46. Все локомотивы должны быть снабжены средствами пожаротушения и в необходимых случаях, в порядке установленном местной инструкцией, подъемными средствами.
Локомотивы и специальный самоходный подвижной состав, кроме того, должны быть снабжены тормозными башмаками по нормам, предусмотренным Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на промышленном железнодорожном транспорте, для закрепления состава на перегоне при порче тормозов.

16.47. Локомотивы, занятые на перевозке вагонов с опасными грузами, снабжаются противопожарным оборудованием по нормам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

16.48. Поезда обслуживаются локомотивной бригадой, бригадой для управления специальным подвижным составом в транспортном режиме или локомотивной бригадой и составителем.
Специальный самоходный подвижной состав, кроме того, обслуживается бригадой, назначаемой для управления и обслуживания этого подвижного состава в рабочем состоянии в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.
Изменение количественного состава локомотиво-составительских бригад в зависимости от местных условий работы и порядок обслуживания ими поездов определяется руководителем организации в установленном порядке.

16.49. При электрической и тепловозной тяге одной локомотивной бригадой могут обслуживаться несколько локомотивов, управляемых по системе многих единиц из одной кабины, если они оборудованы специальными устройствами в соответствии с проектом.
16.50. Запрещается проезд на локомотиве лиц, не входящих в состав локомотиво-составительской бригады, кроме работников, проезд которым разрешен руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта, но не более трех человек, кроме локомотиво-составительской бригады.

Постановка локомотивов в поезда

16.51. Действующие локомотивы ставятся в голове или хвосте поезда в зависимости от местных условий обслуживания производства (грузоотправителей, грузополучателей, клиентуры) и организации движения поездов.
В необходимых случаях разрешается постановка локомотива в середине состава.
Место постановки действующих локомотивов в поездах устанавливается местной инструкцией и указывается в техническо-распорядительном акте станции.

16.52. В поездах, которые следуют с двумя или тремя действующими локомотивами по всему участку, ведущим ставится локомотив, имеющий более мощные компрессоры.

16.53. Порядок прицепки и количество прицепляемых вагонов к одиночно следующим локомотивам устанавливается местной инструкцией и указывается в техническо-распорядительном акте станции.

Глава 17
Движение поездов
Общие требования

17.1. Движением поездов по перегонам должен руководить только один работник — поездной диспетчер подразделения железнодорожного транспорта организации или организации промышленного железнодорожного транспорта, отвечающий за безопасное и своевременное движение поездов на обслуживаемом им участке.

base.safework.ru

Глава 16 Движение поездов Общие требования

16.1. Движением поездов на участке должен руководить только один работник — поездной диспетчер, отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку.

Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке.

Не допускается давать оперативные указания о движении поездов на участке помимо поездного диспетчера.

При обслуживании локомотивов пассажирских поездов одним машинистом поездной диспетчер при нахождении такого поезда на обслуживаемом им участке обязан обеспечить контроль за его следованием и информировать об этом дежурных по станциям данного участка.

16.2. Каждая станция и путевой пост в части руководства движением поездов и каждый поезд должны находиться одновременно в распоряжении только одного работника: станция или путевой пост — дежурного по станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездного диспетчера, поезд — машиниста ведущего локомотива (моторвагонного поезда), специального самоходного подвижного состава.

На станциях в зависимости от путевого развития может быть несколько дежурных по станции или паркам, каждый из которых единолично распоряжается движением поездов в пределах своего района работы. Разграничение районов управления на таких станциях и круг обязанностей, связанных с движением поездов, каждого дежурного по станции или парку указываются в техническо-распорядительном акте станции.

На станциях машинист ведущего локомотива (моторвагонного поезда), специального самоходного подвижного состава и все остальные работники, обслуживающие поезд, подчиняются указаниям дежурного по станции, а на станциях участков, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездного диспетчера.

Разрешается начальнику железной дороги на малодеятельных участках при отмене дежурств дежурными по станциям возлагать руководство движением поездов на этих станциях на дежурного по соседней станции, если станция оборудована устройствами телеуправления стрелками и сигналами прилегающих станций, или на поездного диспетчера на участках, имеющих устройства диспетчерского контроля, с установлением порядка, обеспечивающего безопасность движения поездов, в том числе обслуживаемых одним машинистом.

16.3. Каждый пассажирский, почтово-багажный, грузопассажирский и людской поезд должен приниматься, как правило, на определенный путь, а грузовые поезда — на определенные группы путей.

Поезда, не имеющие остановки на станции, должны пропускаться, как правило, по главным путям.

Порядок использования путей для приема и отправления поездов должен быть указан в техническо-распорядительном акте станции.

16.4. Дежурный по станции обязан обеспечить наличие свободных путей для своевременного приема поездов и не допускать задержки поезда у закрытого входного сигнала без всякой не вызванной на то необходимости.

Не допускается занимать приемо-отправочные пути отдельными вагонами или группами вагонов, отцепленными от проходящих поездов и предназначенными для подачи под погрузку, выгрузку, ремонт и другие операции.

На промежуточных станциях временное занятие приемо-отправочных путей отдельными вагонами или группами вагонов может быть допущено только по разрешению поездного диспетчера.

Не допускается занимать улавливающие тупики любым подвижным составом, а предохранительные тупики — пассажирскими и грузовыми вагонами, занятыми людьми, грузовыми вагонами с опасными грузами.

Перед приемом, отправлением пассажирского поезда, обслуживаемого одним машинистом, дежурный по станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией — поездной диспетчер, обязан информировать машиниста о готовности маршрута и открытии сигналов. Перечень станций, где дежурный по станции, исходя из местных условий и размеров движения поездов, не может своевременно передать такое сообщение машинисту, и порядок обеспечения при этом безопасности движения поездов устанавливаются начальником железной дороги.

16.5. Начальник станции обязан контролировать работу дежурных по станции, дежурных станционного поста централизации, операторов поста централизации, сигналистов и дежурных стрелочного поста по выполнению операций, связанных с приемом и отправлением поездов и производством маневров, особенно в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ. Начальник станции должен так организовать работу дежурных по станции, чтобы при безусловном обеспечении безопасности движения не допускались задержки поездов.

Помещение дежурного по станции должно быть изолировано. Правом входа в помещение дежурного по станции пользуются только начальник станции, лица, непосредственно работающие или выполняющие свои должностные обязанности совместно с дежурным по станции, и работники, контролирующие действия дежурного по станции и исправность приборов управления.

На станциях, где не предусмотрены в штате работники службы перевозок, операции по приему и отправлению поездов, производству маневров, техническому обслуживанию стрелочных переводов, обслуживанию пассажиров, приему и выдаче грузов выполняются работниками других служб в порядке, установленном начальником железной дороги.

www.zakonprost.ru

Правила по движению поезда

Силы сопротивления движению поезда.

Факторы определяющие основное сопротивление.

Дополнительные сопротивления движению поезда и определяющие их факторы.

Определение величины основного сопротивления движению поезда.

Сопротивление движению, вагонов различных категорий, состава, локомотивов

К силам сопротивления движению поезда относят внешние неуправляемые силы, направленные, как правило, против движения поезда. Как и силы тяги, они приводятся к точкам касания колес с рельсами. Силы сопротивления движению делят на основные, действующие при движении поезда всегда, и дополнительные, возникающие только при движении по отдельным участкам пути или в отдельные периоды времени. Сумму сил основного и дополнительного сопротивлений называют общим сопротивлением движению поезда W.

Силы сопротивления движению поезда складываются из сил сопротивления движению локомотива W / и состава W». В свою очередь силы сопротивления движению состава являются суммой сил сопротивления движению вагонов.

В расчетах используют удельные силы сопротивления движению, т.е. силы, выраженные в ньютонах, отнесенные к 1 кН веса поезда.

Силы основного сопротивления движению W0, действующие при движении по прямолинейному горизонтальному пути, обусловлены в основном трением в подшипниках подвижного состава, взаимодействием колесных пар с рельсами и сопротивлением воздушной среды при отсутствии ветра.

На отечественных дорогах занимались переводом буксовых подшипников скольжении на роликовые и в настоящее время подавляющее большинство подвижною состава работает на роликовых подшипниках. Кроме уменьшения сопротивления движению роликовые подшипники позволили упростить уход за ними в эксплуатации и уменьшить расход смазки.

Сила трения качения колес по рельсам. Эта сила возникает вследствие деформации опорных поверхностей колес, рельсов и просадки пути. Под действием его нагрузки на рельс q0 деформируются и колесо, и рельс. В результате они соприкасаются по площадке, имеющей форму эллипса с длинной осью, равной АВ. На силу q0 со стороны рельса по всей площадке возникают симметричные относительно вертикальной силы реакции. Равнодействующая этих сил направлена вертикально и уравновешивает силу q0.В случае качения колеса по рельсу силы резки стороны рельса.

3. Факторы определяющие основное сопротивление

Трение скольжения колес по рельсам. Качение колес по рельсам сопровождается их проскальзыванием, вызывающим силу трения скольжения между колесами и рельсами проскальзывание вызвано конусностью рабочих поверхностей бандажей колесных пар. Эти колебания уменьшаются при натянутых автосцепках, под действием силы тяги локомотива, например в случае движения поезда по подъему Удельная сила сопротивления от трения скольжения колес по рельсам составляет 0,15. 0,4 Н/кН.

Удары на неровностях пути. При прохождении стыков и неровностей пути возникают удары, которые вызывают силы, действующие против направления движения поезда под действием нагрузки q, от колеса на рельс он, несмотря на накладки, прогибается, и колесо наезжает на следующий рельс в точке А. На колесо действует внешняя сила R, направленная перпендикулярно его поверхности.

Если эту силу разложить на вертикальную и горизонтальную составляющие, то горизонтальная сила W направленная против движения, явится силой сопротивления движению от стыка.

Аналогичная картина возникает и при прохождении других неровностей пути. Эта сила зависит от скорости движения нагрузки от колес на рельсы, расстояния между стыками, зазора в стыке. Сила сопротивления движению от стыков уменьшается при длинных и более тяжелых рельсах и щебеночном балласте. Наибольший эффект дает применение бесстыкового пути. В среднем сила сопротивления движению поезда от ударов на неровностях пути составляет 0.05. 0.5 Н/кН.

Сопротивление воздушной среды. При движении поезда перед его лобовой частью образуется зона сжатого воздуха, который оказывает встречное давление на лобовую стенку локомотива. Боковые поверхности и крыши подвижного состава соприкасаются со струями скользящего по ним воздуха, увлекают часть его за собой, создавая поток воздуха и трение части воздуха о стенки подвижного состава. В междувагонном пространстве и у выступающих частей образуются завихрения.

Под подвижным составом часть воздуха увлекается поездом, создаются завихрения и поток, соприкасающийся с верхним строением пути. За последним вагоном поезда образуется разрежение. Эти явления вызывают внешние силы, действующие на поезд, направленные против движения. Их называют силами сопротивления воздушной среды. Данные силы зависят от площади поперечного сечения поезда, его длины, взаимного расположения разных типов вагонов в составе, формы лобовой части локомотива и задней стенки хвостового вагона, наличия выступающих частей у подвижного состава и от скорости движения.

Сила сопротивления воздушной среды примерно пропорциональна квадрату скорости и имеет важное значение при скоростном движении. Наименьшим сопротивлением обладает поезд, имеющий обтекаемую «сигарообразную» форму с выпуклой лобовой и хвостовой стенками без выступов и неровностей на подвижном составе.

Требованиям обтекаемости в большей мере удовлетворяют высокоскоростные электропоезда. Так, высокоскоростной электропоезд ЭР200, рассчитанный на движение со скоростью до 200 км/ч, имеет закругленную в плане и скошенную верхнюю часть головного и хвостового вагонов, убранные внутрь вагонов поручни и другие выступающие части.

Рассмотренные составляющие сил сопротивления движению зависят от большого числа факторов, в том числе случайных, учет которых чрезмерно усложняет расчеты. Поэтому основное удельное сопротивление движению каждого вида подвижного состава определяют по эмпирическим формулам, полученным ВНИИЖТом на основании обработки результатов испытаний.

Эти формулы приводят в ПТР и справочниках отдельно для звеньевого (стыкового) и бесстыкового пути, а для локомотивов, электро- и дизель-поездов — в режиме тяги или электрического торможения (под током) и на холостом ходу (выбег или механическое торможение). Ниже приведены формулы для некоторых видов подвижного состава дорог, Н/кН.

В тяговых расчетах различают основное и дополнительные силы сопротивления движению поезда. Основное сопротивление (полное -WО, удельное — wO) действует на поезд при движении по прямому, горизонтальному участку пути, его появление определяется:

Дополнительные сопротивления это — сопротивление от уклона (полное -Wi , удельное wi)и сопротивление от кривой (полное -WR , удельное wR).

Основное сопротивление действует на поезд постоянно и всегда направлено в сторону противоположную движению (т.е. величина отрицательная). Сопротивление от кривых, возникающее в следствии увеличения сил трения колес подвижного состава и пути при движении экипажа в кривых так же всегда отрицательно. Сопротивление от уклона в зависимости от знака уклона может быть отрицательным — при движении на подъем, а может быть и положительным — движение на спуск.

Алгебраическая сумма основного и дополнительных сил сопротивления называется общим сопротивлением. Его величина определяется в зависимости от конкретных условий плана и профиля пути по схеме, приведенной в табл.1.

zab.megalink.ru

Смотрите еще:

  • Вакансии в кемерово юрист Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Кемерово и соседних городах Кемерово Юрист — от 15 000 р. Обязанности: ведение исполнительного производства,контроль за своевременным применением принудительных мер судебным приставом- […]
  • Как получить ходатайство Как написать ходатайство для получения квоты на РВП? Необходимо написать ходатайство от главы факультета в УФМС с целью выделения квоты на РВП иностранной студентке. Как оформить и есть ли шаблон для данного вида ходатайства? 18 […]
  • Консультация юриста в ханты-мансийске Консультация юриста в ханты-мансийске Ханты-Мансийск: услуги практикующих юристов (телефоны и адреса) Подробности Категория: Услуги частнопрактикующих юристов юрист услуги контакты КУЛЕБАКИН […]
  • Отзывы о независимой экспертизе после дтп Независимая экспертиза после ДТП Перейти на новый Общий форум Автор: Byrik [Москва] (---.telmos.ru) Дата: давно Господа, подскажите пожалуйста, стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП (я - пострадавший), или положиться на […]
  • Расчет пенсии в мо рф Калькулятор военной пенсии с 1 января 2018 года по новой выслуге лет Расчет пенсии военнослужащих отличается от расчета пенсии обычных работников. Но благодаря калькулятору, приведенному ниже, вы сможете без проблем рассчитать свои […]
  • Общая теория собственности черкасов Черкасов Г.И. Общая теория собственности Скачивание файла Введите число с картинки: Поделись с друзьями! Комментарии Смотрите также Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности Капелюшников Р.И. Экономическая теория […]
  • Заявление от анны седых Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Заявление о продлении срока принятия наследства Исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства В семейном (гражданском) законодательстве определен срок, в течение которого наследники должны формально или фактически вступить в наследство. Этот срок составляет […]