Сотрудничество государств в борьбе с международными преступлениями

Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера и его основные международно-правовые формы

Четкое определение международных преступлений позволяет от­личать их от преступлений международного характера. Последние не имеют определенной связи с преступной деятельностью того или иного государства, однако одновременно представляют опасность для международного и национального правопорядка. Они посягают на плодотворное сотрудничество государств в области экономики, пред­принимательской деятельности, культуры, прав и свобод человека и представляют существенную опасность для многих стран мира.

Можно сказать, что по своей юридической сути преступления международного характера являются общеуголовными, но они отяго­щены «иностранным элементом». К таким преступлениям, в част­ности, относятся: фальшивомонетничество, незаконные операции с наркотическими и психотропными веществами, рабство и работор­говля, торговля женщинами и детьми, распространение порногра­фии, пиратство (морской разбой), преступления, совершенные на борту воздушного судна, международный терроризм и др. Эти пре­ступления стали более усложненными, а применение новых научно-технических средств при их совершении сделало их более опасными.

Новые обстоятельства, определяющие сущность преступлений международного характера, предопределили необходимость прове­дения более активной политики государств в направлении повыше­ния эффективности их сотрудничества.

Определенные усилия в борьбе с общеуголовными преступления­ми в современных условиях предпринимаются странами во внутри­государственной сфере с учетом своих правовых систем и опера­тивно-разыскных возможностей. Однако практика показывает, что с некоторыми видами преступлений международного характера необ­ходима борьба не только в национальном масштабе, но и в рамках международного сотрудничества.

Сотрудничество в области борьбы с преступлениями международ­ного характера охватывает такую категорию общеуголовных пре­ступлений, которые, во-первых, совершаются в большинстве своем на территории нескольких государств или на территории, не подпа­дающей под юрисдикцию какого-либо одного государства; во-вто­рых, отягощены иностранным элементом; в-третьих, борьба с такими преступлениями не может быть эффективной без использования международно-правовых средств. Такое сотрудничество в практичес­ком плане осуществляется, например, путем оказания помощи в ро­зыске скрывающегося на чужой территории преступника, выдаче его заинтересованному государству и получении необходимых материа­лов по уголовному делу. Кроме того, рамки сотрудничества расши-

ряются за счет обмена информацией, изучения проблем преступ­ности и борьбы с ней, оказания практической помощи отдельным государствам в решении проблемы преступлений международного ха­рактера.

Борьба с преступностью ведется во всемирном масштабе путем за­ключения международных соглашений на межгосударственной осно­ве, с использованием международных и региональных организаций, а также на двусторонней основе.

Таким образом, международные соглашения по борьбе с преступ­лениями международного характера могут быть:

а) многосторонними международно-правовыми соглашениями по регламентации определенных отраслей или институтов международ­ного права, в которых содержатся правовые нормы, касающиеся определенных преступлений международного характера. К примеру, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в соответствующем разделе определены права и обязанности государств по борьбе с пиратством, перевозкой рабов и др.;

б) многосторонними международно-правовыми соглашениями по борьбе с отдельными видами преступлений международного харак­тера. Например, Женевская конвенция о борьбе с подделкой денеж­ных знаков 1929 года, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года и др.;

в) региональными международно-правовыми соглашениями по борьбе с преступлениями международного характера;

г) двусторонними международно-правовыми соглашениями о борьбе с некоторыми видами преступлений международного харак­тера. Например, Соглашение между Правительством РФ и Прави­тельством Исламской Республики Пакистан о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психо­тропных веществ и злоупотребления ими 1995 года;

д) двусторонними международно-правовыми соглашениями об оказании правовой помощи и выдаче преступников и др.

Важным моментом в определении направления сотрудничества является координация деятельности государств в борьбе с преступ­лениями международного характера. Она осуществляется под эгидой ряда международных организаций универсального и регионального характера.

В Организации Объединенных Наций— на сессиях Генераль­ной Ассамблеи, в рамках деятельности Экономического и Социаль­ного Совета и в иных формах сотрудничества — рассматриваются самые различные аспекты предотвращения и пресечения преступле­ний, представляющих международную общественную опасность. Под эгидой ООНосуществлена разработка целого ряда международных конвенций о преступлениях международного характера. Указанные

международно-правовые документы реализуются в ходе практичес­кой деятельности государств. Кроме того, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН регулярно принимаются резолюции, содержащие рекомендации, касающиеся координации деятельности государств в борьбе с конкретными видами преступлений международного ха­рактера.

Одним из первых актов Организации Объединенных Наций по борьбе с преступностью была резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г., в соответствии с которой ООН приняла на себя функции, которые ранее выполнялись Международной уго­ловной и пенитенциарной комиссией (МУПК). Таким образом, в рам­ках’ ООН при Экономическом и Социальном Совете формировались специализированные органы (специальные корреспонденты отдела ООН по социальным делам, международные конгрессы и др.), в зада­чу которых входила организация борьбы с преступлениями между­народного характера.

Сотрудничество государств в борьбе с преступностью

Понятие международного преступления

Сотрудничество государств в борьбе с преступностью развивается по двум основным направлениям – сотрудничество путем заключения многосторонних универсальных, региональных и двусторонних локальных соглашений (конвенционное сотрудничество) и сотрудничество в рамках международных организаций (институционное сотрудничество).

Институционное сотрудничество осуществляется в рамках различного рода комитетов и комиссий, создаваемых в соответствии с тем или иным договором, международных универсальных организаций (например, ООН), специализированных учреждений ООН и, конечно же, Интерпола и Европола.

Основанием привлечения к уголовной ответственности физических лиц является совершение ими международного преступления или уголовного преступления международного характера.

Международными преступлениями признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения основных принципов и норм международного права. Впервые классификация международных преступлений была дана Уставом Международного военного трибунала 1945 г. В соответствии с Уставом все международные преступления можно разделить на три группы:

  1. преступления против мира – планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение международных договоров, соглашений или заговоры, направленные на осуществление любого из вышеперечисленных действий;
  2. военные преступления, т. е. нарушение законов и обычаев ведения войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, потерпевших кораблекрушение на море; убийства заложников, ограбление общественной или частной совбственности; бессмысленное разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и т. д.;
  3. преступления против человечности – убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные по политическим, расовым или религиозным мотивам.

Можно выделить следующие международные преступления:

а) преступления геноцида;
б) преступления против человечности;
в) военные преступления;
г) преступления агрессии.

Юридическое содержание геноцида раскрывается в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. Геноцид – это действия, направленные на уничтожение полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической или религиозной группы путем убийства членов этой группы; причинения серьезных телесных повреждений или доведения до умственного расстройства; предумышленного создания условий, невозможных для проживания; применения мер, направленных на прекращение деторождения, а также мер по насильственной передаче детей из одной группы в другую. Статья 6 Статута включает геноцид в юрисдикцию Международного уголовного суда.

Преступления против человечности можно определить как совершение следующих действий:

  • предумышленное убийство;
  • истребление – предумышленное убийство большого количества людей; включает также лишение людей пищи и медикаментов с намерением их уничтожения;
  • порабощение – осуществление прав собственности над человеком; включает торговлю людьми, в частности детьми и женщинами;
  • депортация или насильственное переселение людей – принуждение покинуть свои законные земли без учета требований международного законодательства; депортация подразумевает пересечение государственных границ, тогда как насильственное переселение имеет место внутри страны;
  • заключение в тюрьму или применение других жестоких методов лишения свободы, нарушающих основные принципы международного законодательства;
  • пытки – умышленное причинение физических или душевных страданий человеку, находящемуся в заключении или под следствием;
  • изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к занятию проституцией, насильственное оплодотворение, насильственная стерилизация и прочие виды нарушений законов, связанные с сексуальной сферой, сравнимой тяжести – изнасилование и другие формы сексуального насилия могут также попасть под юрисдикцию Международного уголовного суда как пытки или военные преступления;
  • преследование определенной группы людей по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, половым или другим мотивам, недопустимым с точки зрения международного права
  • насильственное сокрытие человека – арест, задержание или похищение человека государством или политической организацией, с их разрешения или согласия и с последующим отказом подтвердить факт лишения свободы или отказом в информации о судьбе «исчезнувшего» с намерением лишить его покровительства закона на продолжительный срок;

Преступления против человечности могут совершаться как в мирное, так и в военное время.

Военные преступления традиционно определяются как нарушения законов и обычаев ведения войны.

Другим основанием для привлечения физического лица к ответственности по международному уголовному праву является совершение преступления международного характера. Общественное деяние относится к категории преступлений международного характера в случае, если оно посягает на международные отношения, международный правопорядок, т. е. затрагивает интересы не одного, а нескольких государств и в отношении этого деяния принята специальная международная конвенция, либо положения о нем есть в другой международной конвенции, носящей более общий характер.

Можно назвать следующие преступления международного характера, в отношении которых заключены специальные международные конвенции или имеются группы конвенционных норм:

  • посягательство на лиц, пользующихся международной защитой;
  • незаконный захват воздушных судов;
  • незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства;
  • пиратство;
  • захват заложников;
  • незаконный захват и использование ядерного материала;
  • незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;
  • подделка денежных знаков;
  • рабство, работорговля, институты и обычаи, сходные с рабством;
  • эксплуатация проституции третьими лицами;
  • распространение порнографических изданий;
  • незаконные операции с культурными ценностями и т. д.

Отдельные виды уголовных преступлений международного характера и сотрудничество государств по их пресечению

Правоотношения в сфере сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера первоначально регламентировались главным образом двусторонними соглашениями. Наиболее распространенными в этой области являются соглашения по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, выдаче преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.

В свое время СССР заключил с рядом других государств двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, составной частью которых являются разделы о правовой помощи по уголовным делам. Данные договоры перешли к России как государству – правопродолжателю СССР. Однако ряд соглашений заключен и от имени Российской Федерации – с Литвой, Латвией, Эстонией, Кыргызстаном, Азербайджаном, Ираном и т. д. Кроме того, Российская Федерация заключила соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью с Финляндией, Швецией, США и рядом других государств.

В качестве второй формы конвенционного сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера выступают региональные соглашения, заключаемые в рамках ОАГ, ЕС, СНГ. Так, страны страны СНГ подписали в 1993 г. в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, регламентирующую сотрудничество по вопросам выдачи преступников, осуществления уголовного преследования, обмена информацией об обвинительных приговорах и о судимости и т.д.

Рабство, работорговля и другие формы торговли людьми

Первым универсальным договором, направленным на борьбу с рабством и работорговлей, следует считать подписанную 25 сентября 1926 г. под эгидой Лиги Наций Конвенцию о рабстве.

Согласно этой Конвенции под рабством следует понимать «состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них». 7 сентября 1956 г. на Женевской конференции была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Ее нормы квалифицируют как преступление обращение другого лица в рабство, калечение, клеймение рабов, склонение людей к отдаче себя в рабство, перевозку рабов и т. д. В Конвенции особое внимание уделяется завуалированным формам рабства, как-то: продажа и эксплуатация детского труда; обращение в домашнее рабство женщин; долговая кабала; крепостное состояние.

Подделка денежных знаков (фальшивомонетничество) также относится к одному из старейших уголовных преступлений.

В отношении его действует Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков, заключенная 20 апреля 1929 г. Согласно Конвенции преступными являются действия по изготовлению или изменению денежных знаков (бумажных денег и металлических монет), находящихся в обращении, а также сбыт поддельных денежных знаков. В Конвенции ничего не говорится о подделке и сбыте различных ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов, облигаций) и знаков почтовой оплаты. Одни авторы предполагают, что такие действия могут быть приравнены к подделке и сбыту денежных знаков, другие считают, что текст Конвенции устарел и понятие «денежный знак» требует расширения.

Незаконный оборот наркотических и психотропных веществ

Единая конвенция о наркотических средствах была подписана 30 марта 1961 г. и заменила девять ранее заключенных соглашений по различным вопросам борьбы с наркотиками. Согласно Конвенции 1961 г. преступными являются следующие деяния: культивирование, производство, изготовление, извлечение, приготовление, хранение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, доставка на любых условиях, маклерство, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотиков, произведенных в нарушение норм Конвенции, и любые другие действия (ст. 36). Употребление наркотиков не входит в перечень преступных деяний. Наркотическим средством считается любое природное или синтетическое вещество, включенное в списки I–II Конвенции 1961 г. В списках наркотические средства разделены на четыре группы в зависимости от режима контроля за ними, определяемого степенью вредности.

Органами международного контроля за наркотическими средствами являются Международный комитет по контролю за наркотиками и Комиссия по наркотическим средствам ЭКОСОС.

Конвенция о психотропных веществах была принята 21 февраля 1971 г. Психотропным веществом является любое природное или синтетическое вещество или любой природный минерал, которые включены в списки I–IV Конвенции 1971 г.

19 декабря 1988 г. была принята и открыта для подписания Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Конвенция не отменяет действий ранее принятых Конвенций 1961 и 1971 гг. Государства – участники Конвенции 1988 г. приняли на себя права и обязанности в соответствии с предыдущими конвенциями. Кроме того, она содержит ссылки на их некоторые положения.

Преступления, совершаемые на борту воздушного судна

Здесь прежде всего речь идет об угоне воздушного судна и об актах, направленных против безопасности гражданской авиации. ИКАО была подготовлена и принята 23 сентября 1971 г. Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. В ней перечень уголовно наказуемых деяний на борту воздушного судна был существенным образом расширен. К преступным действиям Конвенция (ст. 1) относит совершение акта насилия по отношению к лицу, находящемуся на борту воздушного судна в полете; разрушение или повреждение воздушного судна, находящегося в эксплуатации; установка на судне или помещение вещества с целью разрушения судна; повреждение или разрушение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию; сообщение заведомо ложных сведений и создание тем самым угрозы безопасности полета. Преступлением считается как попытка совершить какое-либо из перечисленных действий, так и любая форма соучастия.

24 февраля 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию.

Незаконный захват и использование ядерного материала как новый вид противоправных действий стал распространенным в связи с развитием ядерной техники и ядерного производства, что поставило государства перед необходимостью координации своих действий в борьбе с этим явлением. Хищение ядерного материала как преступление международного характера установлено Конвенцией о физической защите ядерного материала, которая была открыта для подписания 3 марта 1980 г.

Положения Конвенции применяются к ядерному материалу, используемому в мирных целях и находящемуся в процессе международной перевозки.

Согласно ст. 7 Конвенции преступными являются следующие деяния, совершаемые без соответствующего разрешения компетентных органов: получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала, которое влечет за собой или может повлечь смерть любого лица, или причинить ему серьезное увечье, или причинить существенный ущерб собственности; кража ядерного материала или его захват путем грабежа; присвоение или получение обманным путем ядерного материала; требование о выдаче ядерного материала посредством угрозы силой, или применения силы, или иной формы запугивания; угроза использовать ядерный материал, совершить его кражу или захват путем грабежа с преступными целями.

Преступлением считается также акт покушения и все виды соучастия.

Терроризм. «Международный терроризм (от лат. terror – страх, ужас) – общественно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами»7. Терроризм также определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устранения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях8. Терроризм на сегодняшний день является одной из наиболее опасных форм преступности.

В настоящее время в мире насчитывается более сотни различных дефиниций терроризма, но унифицированной оценки данного явления, а также единого подхода к ответам на него не выработано.

Международно-правовые основы контртеррористического сотрудничества. Создание международно-правовых основ антитеррористического сотрудничества субъектов международного права (прежде всего, государств и международных межправительственных организаций) связано с разработкой, принятием и введением в действие 12 многосторонних соглашений, таких как Токийской конвенции 1963 г., Гаагской конвенции 1970 г. по борьбе с угоном самолетов и с преступлениями, совершаемыми на борту воздушного судна или Конвенции о предотвращении финансирования терроризма 1999 г., региональных соглашений, таких как Конвенции Организации Американских государств 1971 г. или Конвенция о борьбе с терроризмом Шанхайской организации сотрудничества 2001 г. и, наконец, многочисленных и достаточно эффективно действующих двусторонних соглашений о борьбе с терроризмом.

Эти договоры идут несколько дальше, чем договоры о правовой помощи, ибо не только содействуют сотрудничеству государственных органов соответствующего профиля – правоохранительного и по борьбе с преступностью, но и в сотрудничестве с ООН определяют международные институциональные контртеррористические механизмы.

Российская Федерация является участницей всех 12 глобальных антитеррористических конвенций.

Важнейшим правовым началом, заключенным в конвенционный механизм антитеррористического сотрудничества, является принцип «aut dedere aut judicare» («либо выдай, либо суди»).

Он призван обеспечить неотвратимость наказания за совершение актов терроризма и тем самым обеспечить более высокий уровень правоприменительных мер с акцентом на обязательном преследовании и наказании за посягательства террористического характера на национальном (внутригосударственном) и международном (межгосударственном) уровнях.

Институционные и институциональные системы контроля и борьбы с терроризмом. Правовые, международно-правовые, а также политические документы контртеррористической направленности заложили основы для создания и функционирования институционных антитеррористических органов и организаций, к которым относятся органы государства (Министерство внутренних дел РФ, ФСБ и др.) международные межправительственные организации и их главные органы (ООН, Совет безопасности ООН и др.), а также основы для органов целенаправленной антитеррористической деятельности – учрежденных, созданных институтами власти (государством, международными организациями – основными субъектами международного права) институциональные системы – Контртеррористический комитет СБ ООН, Антитеррористический центр СНГ.

К контртеррористическим институциональным системам можно отнести и Договор о коллективной безопасности (ДКБ) стран – участниц СНГ 1992 г., созданный прежде всего для обеспечения военной безопасности.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) также является институциональным антитеррористическим международным органом.

Под эгидой ООН разработаны и приняты Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1998 г. и Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. Ведется работа над проектами Конвенции ООН по ядерному терроризму и Всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом.

Сотрудничество государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера в рамках международных организаций

Другим видом сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера является сотрудничество в рамках международных органов, т. е. сотрудничество на институционной основе.

Сотрудничество в рамках ООН. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и в рамках деятельности ЭКОСОС рассматриваются различные аспекты борьбы с преступностью. В системе ЭКОСОС с 1965 г. существует Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Специализированными конференциями в рамках деятельности ООН являются конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые проводятся один раз в пять лет.

Значительную роль в координации действий государств, их правоохранительных органов играет Международная организация уголовной полиции (Интерпол).

Деятельность Интерпола ограничивается регистрацией преступников и международным розыском. Главная задача сотрудников Интерпола – обеспечить сотрудничество ведомств уголовной полиции различных стран и снабдить их необходимой информацией в целях своевременного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Сугубо полицейские функции они не выполняют.

В рамках Европейского союза с 1 июля 1999 г. действует Европейское полицейское ведомство, которое сокращенно именуется Европол. Местонахождение Европола – Гаага (Нидерланды). С одной стороны, Европол является органом Европейского союза, но с другой – обладает собственной правосубъектностью.

Так, например, Европол может вступать в отношения с Интерполом, а также государствами, не являющимися членами Европейского союза (ст. 10, 26, 42 Конвенции о Европоле).

К основным направлениям деятельности Европола в сфере борьбы с преступностью относятся: научно-техническое содействие и координация работы национальных следственных органов и информационное содействие государствам-членам в расследовании преступлений.

6 ноября 2003 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европол).

Правовая помощь по уголовным делам

Нормативная регламентация правовой помощи, и в частности, правовой помощи по уголовным делам, весьма разнообразна: многочисленные специальные двусторонние соглашения о выдаче преступников; двусторонние договоры о правовой помощи; локальные конвенции о передаче осужденных; общие международные договоры о борьбе с определенными преступлениями, содержащие нормы о процедуре правового сотрудничества.

Договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам охватывают широкий круг ситуаций. Определенный интерес в этом плане представляет Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Она, в частности, содержит положения, согласно которым государства-участники взяли на себя обязательства по поручению другого государства в соответствии со своим национальным законодательством осуществлять уголовное преследование своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории другой страны – участницы Конвенции (ст. 72–76). В Российской Федерации действует более 20 договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных бывшим СССР, а также ряд соглашений, заключенных от имени Российской Федерации.

7 ноября 1996 г. Россия подписала две европейские конвенции: Конвенцию о выдаче 1957 г. и Конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. Для Российской Федерации конвенции вступили в силу 9 марта 2000 г. после их ратификации Федеральным Собранием.

Соглашения о правовой помощи, как правило, регулируют процедуру выдачи (экстрадиции) преступников. Вопросам экстрадиции посвящены также двусторонние соглашения о выдаче преступников. Положения о выдаче могут содержаться в многосторонних конвенциях о борьбе с преступлениями международного характера.

Экстрадиция является одним из самых древних институтов международного уголовного права и представляет собой передачу лица государством, на территории которого такое лицо находится, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В договорах, предусматривающих экстрадицию, перечислены случаи, в которых выдача не осуществляется: если лицо, выдача которого требуется, является гражданином того государства, к которому обращено требование; преступление совершено на территории государства, к которому обращено требование; по законодательству государства, к которому обращено требование, уголовное преследование не допускается ввиду истечения срока давности или по иным законным основаниям; в отношении лица, совершившего преступление, уже вынесен приговор за то же самое преступление или имеется постановление о прекращении дела, вынесенное судом или другим органом государства, к которому обращено требование; преступление в соответствии с законодательством обоих государств преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью

Преступность как сложное социальное явление имеет типичные закономерности, тенденции и формы развития в различных регионах не только одного государства, но различных стран. Поэтому международное сотрудничество правоохранительных органов имеет важное значение.

Международная преступность представляет собой негативное соци­альное явление, которое складывается из всей совокупности противоправных действий юридических и физических лиц. Сегодня она приобре­тает особую опасность для международного правопорядка. Объектом особого внимания многих государств все чаще становятся наиболее опасные виды преступлений, как терроризм, контрабанда, наркобизнес и появление транснациональных преступных сообществ.

Современное международное уголовное право также объединяет нормы, определяющие состав преступлений, организацию международных уголовных судов, процесс, сотрудничество государств в области уголовного правосудия.

Субъектами международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью являются государства, международные межправительственные и межведомственные организации.

Исходя из принципов международного права, на государствах в данной среде лежат следующие обязанности:

— Признать уголовно-наказуемым противоправное деяние;

— Оказать помощь в розыске и задержании преступников;

— Оказать помощь в розыске и возвращении похищенных ценностей;

— Предать суду или выдать обвиняемых лиц;

— Оказать помощь в производстве следственных действий на своей территории и др.;

Государства делегируют часть своей компетенции национальным органам и ведомствам для организации межгосударственного сотрудничества. (Например, Интерпол). Объем передаваемой компетенции определяется договорной основой.

Следует также сказать, что сотрудничество в борьбе с преступностью строится на принципе приоритета личности в обществе, на общечеловеческих ценностях, что жизнь, здоровье и благополучие человека – главная задача государства реализация этого подхода поможет реализоваться главному принципу – неотвратимости наказаний. Этому также будет способствовать практическая реализация принципов международного права: сотрудничество государств, добровольное выполнение международных обязательств, уважение прав человека и личных свобод.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуще­ствляется в двух основных формах:

1. В рамках международных органов и организаций /институционный механизм/

2. Путем заключения специальных соглашений /договорно-правовой или конвенционный механизм/

Борьба с преступлениями международного характера изначально осу­ществляется с использованием многосторонних международно-правовых форм. Осуществляя сотрудничество на основе международных конвенций, государства решают непосредственные задачи.

Во-первых, международной конвенцией определяется особая международ­ная и национальная общественная опасность подобных деяний, которые посягает на международный и национальный правопорядок.

Во-вторых, происходит согласование квалификации преступных деяний. И таким образом определяется объект и объективная сторона преступ­лений подобного рода.

В-третьих, положения конвенций содержат определение и объекта прес­туплений.

В-четвертых, положения конвенций содержат непосредственные обязате­льства государств по координации мер борьбы по предотвращению и пре­сечение преступлений международного характера.

В-пятых, конвенции содержат нормы по установлению юрисдикции госу­дарств над преступлениями и преступниками. И, наконец, конвенции содержат нормы об оказании государствами широкой правовой помощи по уголовным делам, возникшим в связи с совершением преступлений международного характера.

Существует целый комплекс межгосударственных соглашений:

1. Универсальные многосторонние договоры по регламентации отдельных отраслей или институтов международного права, в которых содержатся и нормы ответственности за определенные международные правонарушения /например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г./

2. Многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами междуна­родных преступлений, где фиксируется в общей форме обязанность госу­дарств применять наказание. Определение уголовных санкций, осуждение отдельных преступников за конкретное преступление осуществляется уголовным законодательством государств-участников этих соглашений /Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г./

3. Региональные многосторонние соглашения по вопросам борьбы с преступностью.

4. Решения ООН и других межправительственных международных организа­ций.

5. Многочисленные двусторонние соглашения государств по борьбе с отдельными международными уголовными преступлениями, оказанию пра­вовой помощи, выдаче преступников и т.д.

В договорной практике России насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном это договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам.

В последнее время активно ведется налаживание двустороннего сотруд­ничества по борьбе с наркоманией. Следует отметить заключение Рос­сией сети «рамочных» межправительственных соглашений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими: 1988 г. — с Великобританией, 1989 г. — США, Италией, Канадой, Францией и ФРГ, 1990 г. — с Испанией, Аргентиной и Турцией, 1991 г. — с Грецией и Мексикой.

Приоритет в правовом обеспечении борьбы с преступностью следует от­дать двусторонним соглашениям и договорам. Это обуславливается тем, что меняющаяся обстановка в криминальной сфере требует быстрых из­менений законодательной базы. Двум государствам можно быстрее прийти к соглашению. Если рассмотреть географию отдельных международных преступлений, можно увидеть необязательность заключения универсаль­ных договоров.

Основные усилия по борьбе с преступностью в международном масштабе взяли на себя ООН, Интерпол и другие международные организации.

Организация Объединенных Наций создана в октябре 1945 г. По Уставу на нее возложена ответственность за международное сотрудничество между государствами по всем актуальным проблемам. Непосредственно вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностьюзанимается один из органов ООН — Экономическийи Социальный Союз (ЭКОСОС),в структуре которого в 1950 г. был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1971 г. он был преобразован в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, в 1993 г. — в Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями. Генеральная Ассамблея ООН возложила на этот орган функцию подготовки один раз в 5 лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. К настоящему времени было проведено 9 конгрессов. При Экономическом и Социальном Совете ООН функционирует Общественно-научная неправительственная организация первой категории — Международная академия информатизации.

В числе субъектов работы по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью необходимо выделить неправительственные организации:Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).

Международная ассоциация уголовного праваоснована в 1924 г. Она изучает преступность, ее причины и средства борьбы с ней, занимается сравнительными уголовно-правовыми исследованиями, организует проведение международных конгрессов по проблемам головного права, консультирует ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации.

Международное криминологическое обществоосновано в 1934 г. и непосредственно занимается обеспечением сотрудничества в борьбе с преступностью. Оно объединяет Национальные институты и специалистов по криминологии. МКО имеет консультативный статус ОКОСОС, ООН и ЮНЕСКО. МКО изучает причины преступности на международном уровне, организует криминологические конгрессы, семинары, коллоквиумы, публикует их материалы, оказывает содействие национальным криминологическим институтам, учреждает и назначает стипендии и премии для стимулирования криминологической науки. Аналогичную работу по своему профилю проводят МОСЗ и МУПФ.

Особое место в международном сотрудничестве занимаетМеждународная организация уголовной полиции (Интерпол), Интерпо́л (Interpol — сокращённое название (с 1956 года) Международнойорганизации уголовной полиции (фр. Organisation Internationale de Police Criminelle, OIPC, англ. International Criminal Police Organization, ICPO) — международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью.

Интерпол не осуществляет никаких вмешательств в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера (статья 3 Устава). Организация была создана в 1923 г. в Вене сначала как международная комиссия уголовной полиции. В настоящее время членами Интерпола являются около 190 стран, в том числе и Россия. Интерпол — вторая в мире международная межправительственная организация по количеству стран-членов после ООН. 77-я сессия Генеральной Ассамблеи Интерпола состоялась в России в Санкт-Петербурге 7-10 октября 2008 года.

Интерпол в каждой из стран-участниц имеет национальные центральные бюро (НЦБ). Основная его работа заключается в организации сотрудничества по конкретным уголовным делам путем приема, анализа и передачи информации между собой. Каждое НЦБ поддерживает тесные связи со своими правоохранительными органами, а на международном уровне – с НЦБ других стран и с Генеральным секретариатом Интерпола. Основной задачей является координация усилий отдельных стран и проведение единой политики в области борьбы с общеуголовной преступностью. Среди других основных задач можно отметить координацию международного розыска, а также борьбу с: торговлей людьми, организованными преступными сообществами, контрабандой наркотиков, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством и подделкой ценных бумаг, и детской порнографией. В последнее время большое внимание уделяется общественной безопасности и борьбе с терроризмом.

Интерпол в России: В 1991 году в структуре центрального аппарата МВД СССР на правах управления было создано Национальное Центральное Бюро Интерпола — орган, осуществляющий непосредственное взаимодействие правоохранительных и других государственных органов СССР с полицией зарубежных стран и Генеральным секретариатом Интерпола. Российская Федерация является правопреемницей СССР, который был принят в Интерпол 27 сентября 1990 года на сессии Генеральной ассамблеи в Оттаве.

Основные направления деятельности Международной уголовной полиции:

Уголовная регистрация. Организуется Генеральным секретариатом по специальной методике в целях идентификации преступников и преступлений существует два вида регистрации: общая /объект — сведения о международных преступниках и преступлени­ях; специальная /фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступ­ников/.

По каждому виду уголовной регистрации ведутся картотеки:

— алфавитная картотека всех известных: международных прес­тупников и лиц, подозреваемых в преступной деятельности;

— картотека словесного портрета преступников, где изложены сведения о внешности преступников по 177 показателям;

— картотека документов и названий;

— картотека преступлений и способов их совершения;

— дактилоскопическая картотека десятипальцевой регистрации;

— картотека учета лиц по чертам внешности с использованием фотоизображений или рисованных деталей лица и рисунки по видам пре­ступных «профессий» /гостиничный вор, фальшивомонетчик и т.д./

2. Международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений; лиц, пропавших без вести; похи­щенных ценностей и других объектов преступного посягательства.

В случае успеха при розыске преступника, его задерживают и водворя­ют под стражу, после чего производятся переговоры о выдаче его /эк­страдиции/ государству, на территории которого совершено преступление или гражданином которого он является.

Дата добавления: 2014-12-06 ; просмотров: 7095 . Нарушение авторских прав

Смотрите еще:

  • Вакансии в кемерово юрист Вакансии h Юристы, коллекторы, приставы в Кемерово и соседних городах Кемерово Юрист — от 15 000 р. Обязанности: ведение исполнительного производства,контроль за своевременным применением принудительных мер судебным приставом- […]
  • Как получить ходатайство Как написать ходатайство для получения квоты на РВП? Необходимо написать ходатайство от главы факультета в УФМС с целью выделения квоты на РВП иностранной студентке. Как оформить и есть ли шаблон для данного вида ходатайства? 18 […]
  • Консультация юриста в ханты-мансийске Консультация юриста в ханты-мансийске Ханты-Мансийск: услуги практикующих юристов (телефоны и адреса) Подробности Категория: Услуги частнопрактикующих юристов юрист услуги контакты КУЛЕБАКИН […]
  • Отзывы о независимой экспертизе после дтп Независимая экспертиза после ДТП Перейти на новый Общий форум Автор: Byrik [Москва] (---.telmos.ru) Дата: давно Господа, подскажите пожалуйста, стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП (я - пострадавший), или положиться на […]
  • Расчет пенсии в мо рф Калькулятор военной пенсии с 1 января 2018 года по новой выслуге лет Расчет пенсии военнослужащих отличается от расчета пенсии обычных работников. Но благодаря калькулятору, приведенному ниже, вы сможете без проблем рассчитать свои […]
  • Общая теория собственности черкасов Черкасов Г.И. Общая теория собственности Скачивание файла Введите число с картинки: Поделись с друзьями! Комментарии Смотрите также Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности Капелюшников Р.И. Экономическая теория […]
  • Заявление от анны седых Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Заявление о продлении срока принятия наследства Исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства В семейном (гражданском) законодательстве определен срок, в течение которого наследники должны формально или фактически вступить в наследство. Этот срок составляет […]