Последний закон о землеустройстве

Федеральный закон «О землеустройстве» 2018

Закон о землеустройстве в последней действующей редакции от 11 января 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о землеустройстве не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон«О землеустройстве» определяет целевое назначение земель, организацию территории, мероприятия по рациональному использованию и охране земель владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков. Федеральный закон определяет порядок проведения землеустройства, включающий геодезические и картографические работы, почвенные обследования, геоботанические изыскания, установление границ объектов землеустройства, инвентаризацию и оценку качества земель.

Федеральный закон«О землеустройстве» устанавливает требования к ведению и содержанию землеустроительной документации, утверждение и согласование ее, а также формирование государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. Федеральный закон определяет полномочия органов, которые осуществляют управление землеустроительной деятельностью и правовое регулирование землеустройством, органы надзора за проведением землеустроительных мероприятий.

Федеральный закон «О землеустройстве» устанавливает права и обязанности участников землеустроительной деятельности, а так же ответственность за нарушение положений настоящего закона.

78 ФЗ о землеустройстве в новой редакции

Земельный фонд России является ее национальным достоянием. Его сохранность, разумная эксплуатация и внедрение условий для усовершенствования способов защиты ландшафта являются главными целями землеустройства в РФ. Правовые нормы данных мероприятий заключены в ФЗ № 78.

Общие сведения

Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» действует на протяжении 17 лет. Его принятие Госдумой состоялось в мае 2001-го (24.05). Совет Федерации одобрил проект в июне того же года, 6.06. Изменения в документе появились в 2017 году, в декабре (31.12). Как утверждается в ст. 4 ФЗ 78, поводом для осуществления мероприятий по урегулированию пользования землей может стать решение соответствующих органов государственной власти федерального и местного значения. Также основание выдается по решению суда или в ходе заключения договора об осуществлении данной процедуры.

Ст. 3 закона под номером 78 объясняет необходимость в организации мер по упорядочиванию пользования землей. Они обязательны:

  • При определении или модификации границ, которыми обладают объекты земельного устройства;
  • При обнаружении территорий с разрушенным покровом, эродированных в результате воздействия воды и ветра земель, заболоченных, засоленных и иссушенных почв, а также зараженных и загрязненных земель;
  • При восстановительных и консервационных работах для сохранения земель, утративших хозяйственную ценность.

Ст. 19 систематизирует документы по землеустройству, а именно:

  • Генсхемы устройства земельных территорий РФ, схемы субъектов и учреждений муниципального типа, схемы по эксплуатации и защите земель;
  • Планы;
  • Проекты по рекультивации и исследованию для освоения новых земельных ресурсов;
  • Проекты по устройству и оптимальной эксплуатации земельных наделов сельскохозяйственных предприятий, проекты по их улучшению (внутрихозяйственное землеустройство);
  • Документация, содержащая исследования в области почвоведения, геоботаники и пр.;
  • Анализ качества земельных ресурсов и их перепись;
  • Сборники таблиц, карт и диаграмм состояния и эксплуатации земель.

Российское законодательство допускает разработку и публикацию дополнительных документов по земельному устройству, если их содержание соответствует имеющимся нормам и техническим условиям.

Подробное определение термина «Внутрихозяйственное землеустройство» заключено в ст. 18. В его первостепенную задачу входит принятие мер с целью рационализации эксплуатации земель.

В компетенцию государства при регулировании основных положений землеустройства, согласно статье 5, входят:

  • Назначение регламента для проведения обозначенных мероприятий;
  • Координационные меры и надзор над деятельностью исполнительной власти;
  • Разработка и утверждение законодательных актов;
  • Разработка, утверждение, актуализация генпланов, схем и госэкспертизы по тематической документации;
  • Систематизация полученных данных.

Также закон № 78 содержит информацию о правовой ответственности, применяемой при нарушении его основных пунктов, этапах проведения мероприятий для улучшения состояния земель, описание терминов и лексики, используемой в тексте ФЗ 78.

Что такое объект землеустройства согласно 78 ФЗ?

Ст. первая актуального акта называет объектом устройства земель участок, имеющий границы, условно очерченные по способу территориального разделения или зонированием. Под определение объекта землеустройства подпадают территории субъектов Российской Федерации, образования муниципального типа и их части.

Последние поправки

Закон о землеустройстве был изменен совсем недавно. Поправки датируются декабрем 2017 года (31.12). На основе N 507-ФЗ были отредактированы статьи 1 и 3. Из пункта первого, содержащего определение понятия «объект землеустройства», исчезла фраза «территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон». Сама статья оформляет используемые в законе термины, включая «землеустройство» и «землеустроительную документацию». В статье третьей был откорректирован абзац под номером 2, где было добавлено слово «установление» в описание изменения границ землеустроительных объектов. Как уже упоминалось выше, ст. 3 приводит обоснование для проведения комплекса мер по мелиорации и рекультивации земель.

Скачать закон о землеустройстве в последней редакции

ФЗ о землеустройстве с последними изменениями будет полезным для изучения участникам земельно-имущественных отношений. Владельцы земельных наделов должны ориентироваться на текст закона при совершении сделок и операций.

Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» в полной обновленной версии доступен для скачивания по ссылке.

Закон «О землеустройстве»: последняя редакция

Федеральный закон 78 определяет правовые нормы земельного устройства. Основное назначение документа – обеспечение рационального использования земли. Закон ставит приоритет на ее охране в условиях общей экологической безопасности, а также развитии благоприятной для проживания окружающей среды и улучшении ландшафтов.

Описание Федерального закона

Федеральный закон «О землеустройстве» под номером 78 принят 24 мая 2001 года. С момента опубликования он претерпел несколько изменений, внесших поправки в его редакцию. Последние из них были внесены в 2015, после чего данное законоположение не менялось.

По структуре ФЗ 78 «О землеустройстве» состоит из следующих глав:

  • общие положения закона;
  • государственное регулирование проведения землеустройства;
  • процедура проведения земельного устройства;
  • ведение землеустроительной документации;
  • ответственность за нарушение предписаний данного закона.

В общих положениях ФЗ 78 рассматриваются основные понятия, используемые законодательством. Предписывается правовое регулирование отношений при проведении земельного устройства. Глава 1 ФЗ 78 указывает на обязательность такой процедуры, а также на основания для ее реализации.

Государственное регулирование проведения землеустройства определяет полномочия Российской Федерации в данном вопросе, а также их передачу региональным органам исполнительной власти. Отдельные положения регулируют проведение государственной экспертизы и осуществление федерального надзора. Предписываются технические условия и требования к проведению земельного устройства.

Глава 3 закона 78 регламентирует процедуру проведения землеустройства. Правовые нормы определяют следующий порядок действий:

  • предварительное изучение состояния земель, проведение геодезических и картографических работ;
  • проводятся почвенные, геоботанические и иные исследования;
  • оценивается качество и проводится инвентаризация территории;
  • планируется и организуется рациональное использование земель и их охрана;
  • устанавливаются границы объектов, и определяется внутрихозяйственное земельное устройство.

Землеустроительная документация регламентируется главой 4 Закона «О землеустройстве». Предписываются следующие положения:

  • виды землеустроительной документации;
  • составление и содержание карты или плана землеустройства;
  • составление тематических карт и атласов состояния и использования территорий;
  • определение землеустроительного дела;
  • порядок согласования и утверждения документации;
  • создание и ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения земельного устройства.

В заключение документа приводятся положения об ответственности за нарушения данного закона, а также порядок разрешения возникающих споров. Согласно статье 27 заключительных положений ФЗ 78 все указанные нормы вступили в силу в день официального опубликования документа – 18 июня 2001 года.

Что такое объект землеустройства в соответствии с ФЗ «О землеустройстве»?

Определение объекта земельного устройства содержится в статье 1 ФЗ 78. Она указывает, что таковым является территория субъекта РФ, муниципального образования или населенного пункта, территориальная зона или часть указанного земельного участка. То есть под объектом землеустройства понимается земля, определенная условными границами территориального разделения или зонирования.

Скачать ФЗ 78

Скачать Федеральный закон 78 «О землеустройстве» можно по ссылке. Документ представлен в последней редакции, актуальной на 2017 год. Положения закона будут востребованы должностными лицами, осуществляющими работы по проведению земельного разделения и благоустройства. Редакция документа будет актуальна и для правозащитников, изучающих правовые нормы данного раздела законодательства.

Изменения, внесенные в закон о землепользовании

Последние изменения в Закон «О землеустройстве» были введены двумя документами 13 июля 2015 года. Первая поправка коснулась статьи 1 в определении объекта земельного устройства. Были исключены слова «зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,».

Вторая поправка коснулась введения в ФЗ 78 статьи 5.1. Она регулирует порядок передачи осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области регулирования вопросов по землеустройству соответствующим органам субъектов РФ. Статья предписывает, что такие полномочия могут быть переданы через постановления Правительства в установленном законодательством порядке.

Иных изменений с 2015 года в ФЗ 78 не имеется. Ранние поправки также коснулись коррекции отдельных положений ФЗ 78. Так, изменения за 2014 внесли коррективы в редакцию третьего абзаца статьи 1.

Последний закон о землеустройстве

Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2017 N 507-ФЗ, вступившими в силу с 11 января 2018 года (ред. 10)

18 июня 2001 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ

Принят
Государственной Думой
24 мая 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
6 июня 2001 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

землеустройство — мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);

объекты землеустройства — территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий;

землеустроительная документация — документы, полученные в результате проведения землеустройства;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Статья 2. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Обязательность проведения землеустройства

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

установления или изменения границ объектов землеустройства;

абзацы третий — пятый утратили силу. — Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;

выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Статья 4. Основания проведения землеустройства

Основаниями проведения землеустройства являются:

решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

договоры о проведении землеустройства;

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства

К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относятся:

установление порядка проведения землеустройства;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;

проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;

принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;

установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;

организация и осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства;

разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;

управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства;

другие установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства.

Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения землеустройства, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статья 6. Государственная экспертиза землеустроительной документации

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 7. Федеральный государственный надзор в области землеустройства

Федеральный государственный надзор в области землеустройства осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Технические условия и требования проведения землеустройства

Технические условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства и осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации.

Глава III. ПРОВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Статья 9. Изучение состояния земель

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;

почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

оценка качества земель;

Статья 10. Геодезические и картографические работы

Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства.

Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ «О геодезии и картографии».

Статья 11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания

Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям.

Статья 12. Оценка качества земель

Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.

Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Статья 13. Инвентаризация земель

Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Статья 14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя следующие основные виды работ:

разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

природно-сельскохозяйственное районирование земель;

абзацы четвертый — шестой утратили силу. — Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Статья 15. Описание местоположения границ объектов землеустройства

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 16. Утратила силу. — Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.

Статья 17. Установление на местности границ объектов землеустройства

Статья 18. Внутрихозяйственное землеустройство

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Глава IV. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Статья 19. Виды землеустроительной документации

К видам землеустроительной документации относятся:

генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

абзацы третий — четвертый утратили силу. — Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;

карты (планы) объектов землеустройства;

проекты внутрихозяйственного землеустройства;

проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Статья 20. Карта (план) объекта землеустройства

Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Тематические карты и атласы состояния и использования земель

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Статья 22. Землеустроительное дело

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.

Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 23. Согласование и утверждение землеустроительной документации

Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 24. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства

Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.

Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.

Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение настоящего Федерального закона граждане и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Разрешение споров при проведении землеустройства

Споры, возникающие при проведении землеустройства, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
18 июня 2001 года
N 78-ФЗ

Последний закон о землеустройстве

Обзор некоторых изменений, внесенных в российское земельное законодательство в 2008 г.

О. В. Шихалева, доцент кафедры земельного и экологического права УрГЮА, кандидат юридических наук

Анализ содержания изменений и дополнений, внесенных в 2008 г. в Земельный кодекс РФ, и другие нормативные акты, входящие в систему земельного законодательства, представляется актуальным и необходимым по причине того, что они затрагивают базовые категории земельного права – появилось новое определение земельного участка как объекта земельных отношений, новые подходы к его формированию и регистрации прав, произошла модификация некоторых функций управления, таких как землеустройство и кадастровый учет.

Наиболее существенные новеллы коснулись земельного законодательства с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» 1 (далее – Закон о кадастре недвижимости), вступившим в силу с 1 марта 2008 г. и регулирующим отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Таким образом, ранее действовавший Федеральный закон от 02 января 2000 г. № 28‑ФЗ «О государственном земельном кадастре» 2 , регулировал отношения лишь по кадастровому учету земельных участков, новый же закон расширил круг объектов недвижимости, подлежащих кадастровому учету – здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства и привнес наряду с кадастровым учетом новое направление – кадастровую деятельность, под которой понимается выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о кадастре недвижимости работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы). Появилась и новая профессия в области земельных отношений – кадастровый инженер – физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера

Напомним, что согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ к объектам земельных отношений относятся земля, земельные участки и части земельных участков. Выступать объектом имущественных отношений (вещных и обязательственных) из этих трех объектов может только земельный участок. В некоторых случаях – совершение сделок, не связанных с отчуждением, предметом договора может быть часть земельного участка, например, заключения договора аренды или ипотеки.

Вопрос об отнесении части земельного участка к объектам гражданских отношений долгое время оставался дискуссионным. Автором статьи доказывалась целесообразность отнесения части земельного к объектам имущественного оборота. В настоящее время принято Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 16 февраля 2008 г. № ВК / 3095 «О кадастровом учете земельных участков, предоставленных в аренду до одного кода» 3 , содержащем информацию: в случае, если предметом договора аренды, подлежащего государственной регистрации, является часть земельного участка, то в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) вносятся сведения об обременении земельного участка с присвоением учетного кадастрового номера части. Земельный участок или часть земельного участка, предоставленные в аренду согласно договору, заключенному на срок не более одного года, не являются объектом недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации. Таким образом, практика правоприменения рассматривает часть земельного участка как объект, способный участвовать в гражданском обороте.

Для того чтобы из земли как природного ресурса и природного объекта сформировать индивидуально определенный объект – земельный участок, необходимо:

1) установить его границы на местности (появление фактического объекта);

2) поставить земельный участок на кадастровый учет (формирование объекта юридического).

Если ранее согласно ст. 17 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 201‑ФЗ «О землеустройстве» 4 (далее – Закон о землеустройстве) межевание объектов землеустройства как разновидность землеустроительных процедур представляло собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения, то в настоящее время межевание является видом кадастровой деятельности, а материалы межевания не относятся к видам землеустроительной документации. Кроме того, новая редакция Закона о землеустройстве не содержит теперь положения, что создание новых и упорядочение существующих объектов землеустройства является землеустроительной процедурой, представляется, что это вид кадастровых работ.

Основным результатом кадастровых работ в отношении земельного участка является межевой план (ранее – землеустроительное дело), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки об этом земельном участке и заверенный подписью или печатью кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы. Межевой план состоит из двух частей – графической и текстовой, на котором воспроизведены внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указана информация, аккумулирующая цель проведения кадастровых работ.

Сведения о согласовании местоположения границ земельного участка вносятся в текстовую часть межевого плана в форме акта согласования местоположения границ земельного участка. Согласование производится в процессе подготовки документов для представления в орган кадастрового учета недвижимости совместно с заявлением об учете изменений одного из смежных земельных участков при уточнении местоположения его границ и происходит в присутствии всех заинтересованных лиц (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов). Сравнительный анализ Закона о землеустройстве и Закона о кадастре недвижимости позволяет констатировать, что процедура согласования границ земельного участка стала более трудоемким организационным мероприятием как для заинтересованных лиц, так и для кадастрового инженера.

Закон о кадастре недвижимости закрепил принципы ведения государственного кадастра недвижимости: единство технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечение общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, что является очень важным при формировании нового подхода к пониманию земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости (зданий, сооружений и др.) как единого объекта недвижимого имущества.

Следующие изменения были внесены непосредственно в сам Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 141‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» 5 , которые признали утратившим силу п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ, содержавшем определение земельного участка (под земельным участком понималась часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке) и дополнили Земельный кодекс новой Главой 1.1 Земельные участки. Согласно ст. 11.1 земельным участком в настоящее время является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Определение стало еще более лаконичным, конкретики и ясности не внесло. Похвально то, что законодатель тщательно прописал в новой главе требования и процессы образования земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Детальную проработку получили вопросы, касающиеся особенностей государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков и государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него, путем появления новых статей в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 6 .

В свете данных новшеств, можно констатировать, что добиться оптимизации процедуры определения границ земельных участков в процессе их индивидуализации можно при соблюдении следующих условий:

1) установление границ участка на местности,

2) описание его границ с максимально доступной точностью (с учетом развития научных и технических средств) – составление геометрического плана участка с указанием координат поворотных точек его границ,

3) утверждение границ земельного участка в определенном законом порядке с учетом интересов смежных землепользователей,

4) подтверждение уполномоченным исполнительным органом государственной власти законность процедуры и постановка земельного участка на кадастровый учет,

5) государственная регистрация прав на земельные участки и сделки с ними в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положительные изменения затронули вопросы платности землепользования, так п. 5 ст. 65 Земельного кодекса дополнен положением, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Ранее кадастровая стоимость использовалась только для целей установления размера земельного налога.

Буквально перед самым новым годом был принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 № 311‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 7 , которым ст. 30 Земельного кодекса РФ была дополнена п. 2.2 следующего содержания: предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации. Закрепление данного положения легально упростило процедуру оформления землеотвода при недропользовании.

Подводя итог, отметим, что Земельный кодекс РФ со дня своего принятия по 2009 год претерпел внесение изменений и дополнений 34 раза! Часть из них была направлена на его совершенствование, другая часть – на восполнение пробелов, третья – на снятие противоречий между земельным и гражданским законодательством, за что особенно критиковали Земельный кодекс в том далеком 2001 году его принятия. Надеемся, что законодатель на этом не остановится, процесс совершенствования безграничен!

Смотрите еще:

  • Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков 44-фз Вправе ли заказчик отклонить заявку участника закупки, осуществляемой по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ, на основании наличия информации о таком участнике в реестре недобросовестных поставщиков по Федеральному закону от […]
  • Монополия определение в законе § 3. Естественная и государственная монополии 3 ст. 7 Закона естественных монополиях). Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 54 Последующий контроль […]
  • О едином учете сообщений о преступлениях Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" […]
  • Договор уступки по договору долевого участия с материнским капиталом ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 25 февраля 2014 На сегодня проблема приобретения собственного жилья одна из самых актуальных […]
  • Госпошлина за патенты на изобретение Изменился размер пошлин за государственные услуги Роспатента С сегодняшнего дня увеличились патентные и иные пошлины (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2017 г. № 1151). Например, до 6 октября 2017 года пошлина за […]
  • Заявление о снятии с учета ип 2018 Заявление о снятии с учета ЕНВД В нашем сегодняшнем материале мы расскажем читателя о процедуре снятия с учета ЕНВД и правилах заполнения соответствующего заявления. В нижней части страницы можно скачать бланк заявления о снятии с […]
  • Проверить свой штраф в уфмс В какой суд обжаловать «миграционный» штраф Если орган ФМС оштрафовал компанию или ИП за нарушение правил найма мигрантов на работу, то попытаться избежать гигантского штрафа можно, обжаловав его в вышестоящий орган или суд. К […]
  • Армия идет в трудовой стаж Входит ли в трудовой стаж служба в армии Трудовой стаж – это продолжительность трудовой деятельности конкретного гражданина. В трудовой стаж входят не только периоды фактического пребывания на рабочем месте, но и такие периоды, когда […]