Музей иску

Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник

Музей-заповедник

Режим работы

422730, Республика Татарстан, Высокогорский район,
с. Камаево, ул. Центральная, д.1.

Контактная информация

  • Посетителям
  • О музее

Иске Казанский музей – заповедник создан 14 апреля 1992 года. Территория охранной зоны ИКГМЗ и её окрестности были заселены еще в глубокой древности – с I тыс. до н.э. с периода так называемой ананьинской культуры и представлена рядом историко-археологических и архитектурных памятников: археологических объектов первобытнообщинного строя, раннего, развитого и позднего средневековья, а также некоторых памятников традиционного сельского зодчества нач. XX в в д. Татарская Айша – примера обычного татарского селения в знаменитом Заказанье – центре формирования этноса казанских татар, его богатой материальной и духовной культуры.

Объем фондов: 3270 ед.

В археологической экспозиции музея представлены предметы найденные в разные годы в результате археологических раскопок на объектах Иске-Казанского комплекса. Это лепная и гончарная керамика, предметы из железа.

Этнографическая экспозиция посвящен интерьеру сельского крестьянского дома: нары, сколоченные из досок, мебель, крестьянская одежда, обувь, предметы быта, различная утварь.

Музей иску

Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник

Телефон: (84365) 7-47-00, +7-917-290-16-43 (экс. бюро)

Адрес: 422730, Республика Татарстан, Высокогорский район, с. Камаево, ул. Центральная, д. 1 (скрыть карту)

Проезд: Электропоездом направлением ст. Казань — ст. Арск до остановочной платформы «Камаево». Автотранспортом: от г. Казани через с. Куркачи, под железнодорожный мост до с. Камаево

Режим работы:* Ежедневно с 9.00 до 17.00

Интернет:
www.museum.ru/M1312 — официальная страница
Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник (ИКГМЗ) — W1939, официальный сайт iskekazan.ru/

Иске-Казан является крупным и ярким связующим звеном булгарской и казанско-татарской материальной культуры. К особо ценным находкам, находящимся в музее, следует отнести Джучидские монеты XIV — XV вв., уникальными экспонатами являются 2 бронзовых зеркала VI века до н.э., найденных неподалеку от Камаевского городища, гуннский котел V в. н.э., 2 надгробные плиты: 1281/1282 гг. и 1494 года. К этой категории относятся также железные шарики-ядра и глиняный полый шарик XIII-XV вв.

Богата и этнографическая коллекция музея, относящаяся к концу XIX — началу ХХ вв. Она представляет основные формы занятий казанских татар, земледелие и животноводство, промысла и ремесла, а также их одежду и украшения, интересные комплексы различных социальных слоев сельского населения. Посетители могут познакомиться с коллекцией декоративных тканых полотенец, салфеток, нарукавников, выполненных в рамках орнаментальных и технологических традиций, образцами татарских самотканых дорожек и орудием их изготовления — ткацким станком. Богата коллекция ювелирных женских украшений: чулпы, браслеты, перстни, брошки. В районах Заказанья издавна жили не менее искусные мастера по изготовлению кожаной узорной обуви. Кожаные ичиги удивят посетителей сочностью цветов, тщательностью вышивки соединительных швов. Пройдясь по экспозиционно-этнографическому залу, можно познакомиться с интерьером крестьянской татарской избы, бытом зажиточной татарской семьи, уголком медресе (сельской школы), уголком ремесленника и пр.

В состав музея-заповедника входят:

— археологические и эпиграфические памятники периода Волжской Булгарии IX — XVI вв.: Иске Казанское городище XIII — XV вв., остатки Кремля, политического центра Старой Казани площадью 7,2 га; Русско — Урматское селище XIII — XV вв., остатки основной торгово-ремесленной части Старой Казани площадью 124 га; Камаевское (Иске-Казанское) кладбище XIII — XV вв. с каменными надгробьями; Русско-Урматское кладбище XIII — XVI вв. с каменным надгробьями,

— природный ландшафт: склоны подпойменной террасы р.Казанка, луговины поймы с пойменными озерами, русло самой реки,

— историко-этнографический музей в д. Камаево площадью 6 га

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал

Образовательные услуги:
Лекционные циклы: «Камаевское городище (XIII в.-1552 г.)», «Русско-Урматское селище (XII — XIV вв.)», «Иске-Казань», «Духовная и материальная культура казанских татар на рубеже конца XIX — начала XX веков», «Пища татар Поволжья», «Ювелирный промысел Казанских татар», «Орудия периода Казанского ханства»

Поблизости имеются:
места группового питания

Местные достопримечательности:
Территория музея-заповедника — луга, старое русло реки Казанка, русло реки Урматка, река Казанка
На территории музея находится историко-культурный и ремесленный комплекс периода Казанского ханства: крепостные стены (по периметру 500 м), 6 сторожевых башен, ворота, военные орудия, кузница, гончарная мастерская
Этнографические постройки татарской деревни Заказанья XIX — нач. XX вв: ветряная мельница, овин, погреб, чай-хана, дома ремесленников и другие постройки

Основные должностные лица:*
Директор: Котдусов Габделахмет Габдулахатович, тел. (84365) 7-02-78
Главный бухгалтер: Закирова Алфия Рашитовна, тел. (84365) 7-02-78
Научный сотрудник: Закирова Фания Шакировна, тел. (84365) 7-02-78

Тел. дирекции:
(84365) 7-02-78

Адрес дирекции:
422730, Республика Татарстан, Высокогорский район, с. Камаево, ул. Центральная, д. 1

Даты открытия и основания:
основан: 14.04.1992

Бюджетный статус:
Субъект РФ

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 500м 2
временных выставок 120м 2
фондохранилищ 163м 2
парковая 13,2га

Количество сотрудников:
14, из них 4 научных

Среднее кол. посетителей в год:
6600

В структуре организации имеются:
экспертная группа

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Коллектив Иске-Казанского государственного музея-заповедника выражает глубокую признательность и
благодарность за помощь в благоустройстве святых мест Иске-Казани:
Главе администрации Высокогорского района
Организациям Высокогорского района: Татметалл, ОАО УПТК «Татмелиорация», Высокогорская МТС, ООО «ГранТаш», Ислейтарский лесхоз, Пригородный лесхоз, Куркачинское ХПП, Филиал ОАО «Татспиртпром» «Усадский спирт завод», ОАО «Агрохимсервис», ООО «Таттоплес», Высокогорский РЭС, ООО «Полигон», Татавтодор, Куркачинский карьер
ОАО «Таттелеком»

Единиц хранения:
3121, из них 2854 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Джучидские монеты XIV-XV вв. — 14 ед. хр.
Ювелирные украшения конца XIX — начала XX в. — 40 ед. хр.

Крупные выставочные проекты:
Участие в выставках «Индустрия туризма». Казань, ежегодно

Выездные и обменные выставки:
Археологические находки в изучении Иске-Казани
Духовная и материальная культура казанских татар конца XIX начала XX веков
Национальная обувь казанских татар
Ткацкие станы, техника изготовления тканей

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

Примечание:
Официальное название организации: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Татарстан «Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник» (ИКГМЗ).

информация от: 06.08.2016
данные заверены

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

«ИСКЕ КАЗАН»

«Независимая система оценки качества организаций, оказывающих социальные услуги»

«ИСКЕ-КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И ПРИРОДНЫЙ МУЗЕЙ- ЗАПОВЕДНИК «.

Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник в окрестностях деревень Камаево, Русский Урмат и Татарская Айша Высокогорского района Республики Татарстан был основан в 1992 году по инициативе доктора исторических наук, руководителя Иски-Казанской археологической экспедиции Фахрутдинова Равиля Габдрахмановича ( Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.04.1992 г. № 228) и представлен целым рядом историко-археологических и архитектурных памятников: археологических объектов первобытно-общинного строя, раннего, развитого и позднего средневековья, а также некоторых памятников традиционного сельского деревянного зодчества начала ХХ в. в дер.татарская Айша и в целом существованием самой этой деревни как примера обычного татарского селения в знаменитом Заказанье – центре формирования этноса казанских татар, его богатой материальной и духовной культуры. Как составную часть музея- заповедника следует отметить исключительно красивый ландшафт названной территории, особенно района расположения Камаевского (Иске-Казанского) городища: классический для древних крепостей подтреугольный мыс на высоком правом берегу р.Казанки (высота над уровнем лугов 70-80 м), огражденный с т.н. напольной стороны высокими земляными валами и рвом между ними, являющимися уникальными остатками средневекового татарского оборонительного искусства во всей заказанской зоне; не распаханные, болотистые луга на низине под городищем с довольно богатой флорой (дикий лук, свербига, борщевик, кувшинки и др.) и со старым руслом Казанки; уже редкие в наши дни представители фауны, живущие на крутых берегах глубоких оврагов, береговой террасы и среди земляных валов (барсук, енотовидная собака, лиса), а также парящие в воздухе над остатками древнего города ястреб и орлан-белохвост. Все это придает названному участку неповторимую красоту и исключительную привлекательность, представляя собой редкий уголок прекрасного ландшафта с интересным животным и растительным миром.

Заселение данного района началось еще в первом тысячелетии до н.э., в период ананьинской археологической культуры, когда весь средневожско-приуральский регион вошел в широкий контакт с целым рядом народностей и племен Евразии, в том числе и с южным скифо-сарматским миром Северного Причерноморья. Именно о таких связях в значительной степени свидетельствуют найденные под Иске-Казанским городищем два скифских бронзовых зеркала т.н. ольвийского типа VI в. до н.э. Эти зеркала являются уникальными не только для Татарстана, но и всего древнего Волго-Камья. Они могут быть связаны с каким-нибудь кладом, зарытым на известном «торговом пути Геродота» из Северного Причерноморья на Южный Урал или скорее всего с курганом, местонахождение которого предварительно намечается нами недалеко от названного городища. Следовательно, район Иске-Казани, судя по этим редким памятникам, еще с древних времен вошел в сферу исторических связей северной зоны Пердкамья с античным миром. Непосредственно с ананьинской же культурой связано т.н. II Камаевское городище (памятник №5 по прилагаемому перечню аннотированных памятников), расположенное в непосредственной близости, к западу за оврагом от основного Камаевского (I Камаевского) городища.

В последующий историко-археологический период — в I тысячелетии н.э. – описываемый лесной северный район частично был заселен местными финно-угорскими племенами, о чем в некоторой степени свидетельствуют отдельные небольшие поселения и местонахождения керамики чуть выше по Казанке.

Более интенсивное заселение района началось позднее – с начала II тысячелетия, более конкретно с XI – XII вв. уже тюркоязычными булгарскими и родственными им племенами. В XII в. происходит значительное расширение владений Волжской Булгарии, вызванное ростом ее социально-экономической и политической силы, начинается освоение новых земель, в том числе и на севере вплоть до реки Казанки. В ее среднем течении возникает ряд поселений, одно из которых (представленное в настоящее время Русско-Урматским Iселищем, памятник №8) со временем превратился в центр консолидации пришлого населения. Однако для превращения этого поселения в средневековый город в самом начале его существования еще не было достаточно социальной основы, не хватало тех сил, которые смогли бы повести за собой деревню. Такие силы появляются несколько позднее, во второй половине XIII в. Этот процесс связан с большими переменами в жизни народов Среднего Поволжья и в целом Восточной Европы. Значительная часть населения Закамья во главе со своими новыми правителями оставляет исконные земли и уходит дальше на север, что довольно ярко отражено в памятниках татарского летописания и в народном эпосе. В «Татарской летописи» (VI глава «Дастан фи-т-тарих», т.е. повествование по истории, известного исторического сочинения «Дафтар-и Чингиз-намэ», составленного в конце XVII — начале XVIIIв.) говорится, что после разрушения города Булгара два оставшихся в живых царевича – Алтын-бек и Алим-бек – «пришедши на реке Казани поставили крепость (и) основали город».[1] Об этом же событии рассказывается в целом ряде других татарских рукописей XVII – XVIIIвв.: в рукописях по И.Г.Георги, К.Ф.Фуксу, И.Ф.Яковкину, в «Ферхег-намэ», «Таврих уд-Даваир», «Беан дастан уд-Тарих», в «Повести о несгораемой царевне», в многочисленных вариантах татарского устного народного творчества.

Именно в этом районе относительно спокойного лесного севера, в среднем течении Казанки, которое уже было известно и тюркоязычным народам (булгарам, добулгарским тюркским корням, позднее кипчакам и др.) возникает крепость, превратившаяся вскоре в политико-административный центр того названного выше домонгольского поселения, которое выделялось среди остальных значительностью своей территории и количеством населения и, следовательно, сосредоточением тех сил, которыми обуславливается рост производительных сил и общественного разделения труда – консолидации ремесленного производства и торговли. Город рассматривается здесь как центр ремесла, торговли и культуры, возникший на основе общего роста производительных сил и отделения ремесла от земледелия. Так возникло большинство средневековых городов. Так возникла и Старая Казань, превратившаяся вскоре в новый политический, экономический и культурный центр северной зоны Среднего Поволжья, в центр нового – Казанского княжества.

Город растет, получают дальнейшее развитие ремесло и торговля, зодчество и декоративно-прикладное искусство, являвшиеся по своему происхождению тюркскими. Об этом наглядно свидетельствуют остатки материальной культуры, выявленные археологическими исследованиями: керамика, ювелирные изделия, орудия труда и оружие, железные и медно-бронзовые бытовые предметы, производственные комплексы (мастерские, металлургические и гончарные горны), эпиграфика. На селище находки менее разнообразны: масса простой керамики, железные орудия труда и бытовые предметы, из производственных комплексов – гончарные горны. Н а городище же находки намного богаче и разнообразнее: поливная, изразцовая т.н. тимуридская керамика, различное оружие, среди них глиняный свистящий снаряд и железные ширики-ядра, свидетельствующие о применении огнестрельного оружия. Если на селище – материал, в основе своей относящийся к булгарской культуре, то на городище значительна доля нижневолжской, собственно золотоордынской материальной культуры (керамике с редким лощением, с розовой или ангобированной поверхностью, погребение кипчака и др.). На городище несравнимо больше серебряных джичидских (золотордынских монет) XIV и в основном XV в. Вообще Казань становится самостоятельным центром чеканки и обращения золотоордынских монет на севере.

Однако расположение Казани в среднем течении Казанки, вдали от больших рек, которое в самом начале своего существования было удобным для населения разоренного Закамья, со временем стало не устраивать растущие социальные и политические силы княжества, превращенного впоследствии в самостоятельное государство – Казанское ханство. Еще до его образования Казань как новый политико-административный центр края переносится в устье Казанки (где в этот период возможно существовало значительное поселение) – на место впадения ее в Волгу, центральную реку Восточной Европы. Перенос Казани также ярко отражен в национальных источниках и народном фольклоре.

С возникновением Новой Казани постепенно пустеет основная часть Старой Казани, ее ремесленно торговый посад. Городок же, представленный ныне Камаевским I городищем (памятник №1), продолжал существовать в качестве необходимого и удобного опорного военного пункта. В первое время, предшествовавшее образованию Казанского ханства, он являлся центром чекана джучидских монет. В последний раз городок Старая Казань упоминается в русских летописях под 1536 годом в связи с казнью там казанского хана Джан-Али (Еналея), ставленника московского правительства, в результате государственного переворота в Казани. Помимо своей основной цели в качестве военно-стратегического пункта по охране северных земель ханства, Иске-Казанская крепость сыграла дополнительную роль в качестве своего рода бастиона-тюрьмы, где, видимо, содержались и военнопленные. Именно о пленниках в определенной степени свидетельствуют и археологические находки.

Археологически Старая Казань представлена двумя основными памятниками, уже упомянутыми выше: Камаевским I (Иске-Казанским) городищем площадью 61200 кв.м (6,12 га), расположенным у села Камаево Высокогорского района Республики Татарстан, на высоком правом берегу Казанки, и русско-Урматским I селищем в 1240000 кв.м (124 га), находящимся между деревнями Камаево и Русский Урмат в низине левобережья реки вдоль ее притока Урматки. Городище – это остатки политического центра, кремля Старой Казани (позднее – городка-форпоста), основная часть историко-археологической литературы об Иски-Казани относится к этому памятнику. Селище – остатки ремесленно-торгового посада древнего города. Помимо них, имеется и третий памятник – это Иске-Казанское кладбище недалеко от городища на том же высоком правом берегу Казанки (до начала 60-х годов нашего столетия на его территории находилось три намогильных камня XV, XVI и XVII вв. После попытки их разрушения местными идеологическими работниками, перенесены на территорию действующего кладбища деревни Мульма в 3 км от данного памятника; один из них, камень XV в. в настоящее время находится в Иске-Казанском музее – см.ниже). Иске-Казанское кладбище (памятник №2) является предметом поклонения татарского населения округи и специально приезжающих туда паломников на могилу святого Муллы-Хаджи – лица исторического, полководца упомянутых выше основателей Старой Казани, т.е. Алтын-бека и Алим-бека.

В результате похода большого отряда русского войска в Заказанье в сентябре 1552 г. перед штурмом города Казани армией Ивана Грозного, Иске-Казанский городок был взят и ликвидирован как военный форпост. В русских писцовых книгах, составленных через 13-16 лет после завоевания Казанского ханства, т.е. в 1565 – 1568 гг., он упоминается как место Иски-Казани, а находившееся рядом село – Князь-Камаево (современное Камаево) по имени казанского князя Камая, известного по русским источникам во время взятия Казани (очевидно, село было вотчиной этого князя). В последующих документальных материалах (переписные книги 70-х годов XVIII в., т.н. «Акты генерального межевания» и др.) село также именуется как Князь-Камаево, иногда с дополнением «Иски-Казань — Камаево» или сокращенно «Искамаево» — так называлось оно местным татарским и русским населением почти до последнего времени.

В писцовых книгах сер.XVI и нач.XVII вв. зафиксирована и близлежащая деревня татарская Айша . В известном татарском историческом сочинении «Таварихе Болгария», написанном в нач.50-х годов XVI в., эта деревня названа «Гайшэ бикэ авылы» (деревня Гайшэ-бикэ) в честь героини упомянутой выше «Повести о несгораемой царевне»: в рукописи рассказывалось, что дочь царя Булгара Абдуллы после своего пленения у завоевателя булгарских земель, вернулась в родные края, где узнала, что ее братья Алтын-бек и Алим-бек построили новый город на Казанке; она поехала к ним, вышла там замуж за их полководца, т.е. за Муллу-Хаджи. Могила же ее у деревни, названной в ее честь «Гайшэ бикэ авылы». Данная могила, находящаяся именно у этой деревни – ныне татарской Айши, как и могила Муллы-Хаджи, считается святой и является объектом поклонения татарского населения округи. Татарская Айша в настоящее время представляет собой типичную татарскую деревню в долине Казанки с характерной и издали бросающейся в глаза рощей древнего и ныне функционирующего кладбища.

Памятники Старой Казани и ее ближайшей округи исследуются с конца XVIII в. Вначале это были первые полевые описания, сделанные историками-любителями и географами-путешественниками при попутном сборе у местного населения исторических рассказов и преданий о возникновении Казани, а также некоторых остатков материальной культуры на ее территории (И.Г.Георги, Д.Зиновьев, И.Ф.Яковкин, М.С.Рыбушки, Н.Н.Кафтанников, П.Малов). Позднее, с начала ХХ в., такие же поиски с небольшими археологическими раскопками при параллельном изучении эпиграфических памятников проводили члены ОАИЭ при Казанском университете, некоторых других московских и казанских обществ (В.Л.Борисов, И.Н.Смирнов, П.А.Пономарев, М.М.Хомяков, И.Н.Бороздин, Али-Рахим). В 1950-х годах там работала археологическая экспедиция ИЯЛИ КФАН СССР и Казанского университета под руководством Н.Ф.Калинина, в 1960 г. небольшие исследования на иске-казанских памятниках проводила Поволжская археологическая экспедиция, руководимая А.П.Смирновым. С 1972 по 1989 гг. памятники Старой Казани исследовались Иски-Казанской археологической экспедицией ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова КФАН СССР под руководством Р.Г.Фахрутдинова и при участии А.Г.Мухаммадиева, Н.А.Кокориной и Р.Р. Фахрутдинова (в 1969-1970 гг. Р.Г.Фахрутдиновым же была проведена первая сплошная археологическая разведка бассейна верхнего и среднего течений Казанки с выявлением целого ряда новых памятников XII-XVI вв). В 1995-1996 гг. на территории памятников работала археологическая экспедиция под руководством А.А.Бурханова Небольшая часть сохранившихся материалов дореволюционных поисков находится в Объединенном гос.музее Республики Татарстан и Национальном музее Финляндии (Хельсинки); материалы раскопок А.П.Смирнова в Государственном историческом музее (Москва), Н.Ф.Калинина – в Кабинете археологии Казанского университета, Р.Г.Фахрутдинова – в Иске-Казанском музее.

АННОТИРОВАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПАМЯТНИКОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ «ИСКЕ-КАЗАНСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО МУЗЕЯ- ЗАПОВЕДНИКА»

1. Камаевское I (Иске-Казанское) городище XIII XVI вв. Расположено в 1,5 км к северо-северо-западу от дер.Камаево Высокогорского района Республики Татарстан на правом берегу р.Казанки, левого притока р.Волги. Площадь 61200 кв.м. Остатки детинца (кремля) Старой (Иске) Казани. Осмотрено, описано или обследовано: Н.П.Рычковым в 1770 г., П.С.Палласом в 1772 г., И.Г.Георги в 1774 г., Д.Зиновьевым в 1810-х годах, И.Ф.Яковкиным, М.С.Рыбушкиным и Н.Н.Кафтанниковым в 1833 г., Н.И.Второвым в 1840 г., П.Маловым в 1852 г., П.А.Пономаревым в 1904 г., М.М.Хомяковым в 1910 г., Н.И.Бороздиным в 1928 г. Исследовано: экспедицией Казанского филиала АН (КФАН) СССР и Казанского гос.университета (КГУ) под руководством Н.Ф.Калинина в 1945, 1956 гг., Поволжской археологической экспедицией (ПАЭ), руководитель А.П.Смирнов в 1960 г., с 1972 по 1989 гг. исследовался Иски-Казанской археологической экспедицией Института языка, литературы и истории (ИЯЛИ) им.Г.Ибрагимова КФАН СССР (с 1992 г. – КНЦ РАН) под руководством Р.Г.Фахрутдинова, в 1995,1996 гг. под руководством А.А.Бурханова. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория. – Казань: Татарск.книжн.изд-во, 1975. – С.165. — №1438; Его же. Исследования в Старой Казани// Археологические открытия 1979 года (АО-1979). – М.: Наука, 1980. – С.175-176; Его же. Очерки по истории Волжской Булгарии. – М.: Наука, 1984. – С.125-166; Его же. Исследования Старой Казани: Итоги раскопок 1970-х годов// Сов.археология. – 1984. — №4. – С.90-108; Его же. Мелодия камней. – Казань: Татарск.книжн.изд-во, 1986. – С.141-159; Его же. Раскопки Иски Казани// АО-1981. – М.: Наука, 1983. – С.177; Его же. Здесь деды наши. – Казань: Татарск.книжн.изд-во, 1992. – С.96-108; Его же и Н.А.Кокориной. Исследования Старой Казани// АОН-1983. – М.: Наука, 1985. – С.181

2. Иске-Казанское кладбище (в бывшем – с надгробиями) XV XVIII вв . Расположено в 0,5 км к востоку от Камаевского I городища на правом берегу р.Казанки (надгробия перенесены в начале 1960-х годов на кладбище дер.Мульма, одно из них, памятник XV в., находится в Иске-Казанском историко-этнографическом музее ). Обследовано или описано: Н.П.Рычковым в 1770 г., И.Г.Георги в 1774 г., Д.Зиновьевым в 1817 г., М.С.Рыбушкиным в 1833 г., П.Маловым в 1852 г., И.Н.Бороздиным в 1928 г. Исследовано: Али-Рахимом в 1920-х годах, Н.Ф.Калининым в 1945 г. Литература: Рычков Н. Продолжение журнала или дневных записок путешествия по разным провинциям Российского государства, 1769 и 1770 году. – СПб., 1772. – С.4-5; Рыбушкин М.С. Поездка в Старую Казань// Заволжский муравей. – Казань, 1833. – Ч.Ш., №21. – С.1180; Малов П. Городище Старая Казань и город Арск// Записки Императорского археологического общества. – СПб., 1853. – Т.V. – С.118; Шпилевский С.М. Древние города и другие булгарско-татарский памятники в Казанской губернии. – Казань, 1877. – С.426-428; Марджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи-ахвал Казан ва Булгар. – Казань, 1897. – Т.1. – С.121; Бороздин И.Н. Два татарских надгробия близ городица «Иски-Казань» //Материалы по охране, ремонту и реставрации памятникв ТССР. – Казань, 1930. – Вып.4; Али-Рахим. Татарские эпиграфические памятники XVI в.// Труды Общества изучения Татарстана. – Казань, 1930. – Т.1. – С.155-157; Смирнов А.П. Волжские булгары. – М., 1951. – С.269; Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. – М., Л.: Изд-во АН СССР, 1960. – С.23, 25, табл.54; Фахрутдинов Р.Г. Очерки… — С.129, 131, 155.

3. Камаевское селище, XIII XIV вв. Расположено к западу от Камаевского I городища за вторым оврагом на правом берегу р.Казанки. Площадь 1500 кв.м. Обследовано ПАЭ в 1960 г. Коллекция в ГИМ, инв.№97186, колл.опись №1833/1-32. Литература: Смирнов А.П. Работы Поволжской экспедиции 1960 г.// Краткие сообщения Института археологии АН СССР. – М., 1962. – Вып.90. – С.28; Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники… — С.165, №1440; Его же. Очерки… — С.136. — №22 .

4. Камаевское местонахождение, XIII XIV вв. Выявлено к востоку от Иски-Казанского кладбища. Обследовано ПАЭ в 1960 г. Коллекция в ГИМ, инв.№97186, колл.опись №1835/1-5. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники… — С.165. -0 №1437; Его же. Очерки… — С.136. — №18 .

5. Камаевское II городище, сер. I тыс.до н.э. (ананьинская культура). Расположено к западу от Камаевского I городища за первым оврагом на узком мысу. Обследовано ПАЭ в 1960 г. Литература: Смирнов А.П. Работы Поволжской экспедиции… — С.25.

6. Татарско-Айшинское кладбище, XIII XIV вв. Расположено на южной окраине Татарско-Айшинского селища (см.ниже, памятник №7). По преданиям, здесь захоронена также царевна Гайша-бикэ, могила которой почитается местным населением. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Очерки… — С.137; Его же. Мелодия камней. – С.149; Его же. Здесь деды наши. – С.103.

7. Татарско-Айшинское селище, XIII XIV вв. Расположено в 1,1 – 1,2 км к северо-западу от дер.татарская Айша Высокогорского района республики Татарстан на правом берегу ручья, правого притока р.Казанки. Площадь 30000 кв.м. Обследовано Татарской археологической экспедицией в 1969 г. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники… — С.165, №1436; Его же. Очерки… — С.136. — №17.

8. Русско-Урматское I селище, XII XIV вв. К северу от дер.Русский Урмат Высокогорского района Республики Татарстан на правом, частично на левом берегу речки Урматки, левого притока р.Казанки. Площадь 1240000 кв.м. Остатки посада Иске-Казани – нового политического, экономического и культурного центра северных земель Улуса Джучи. Описано или собран материал: М.С.Рыбушкиным в 1833 г., П.Маловым в 1852 г., В.Л.Борисовым и И.Н.Смирновым в1900 г. Исследовано экспедицией Научного общества татароведения (И.Н.Бороздин) в 1928 г., экспедицией КФАН СССР и КГУ (Н.Ф.Калинин, Т.А.Хлебникова) в 1945, 1951, 1956, 1957 гг., ПАЭ (А.П.Смирнов) в 1960 г., Иски-Казанской археологической экспедицией ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова КФАН СССР (Р.Г.Фахрутдинов, А.Г.Мухамадиев, Н.А.Кокорина) в 1976, 1977, 1983 гг. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники… — С.164. — №1426; Мухамадиев А.Г., Фахрутдинов Р.Г. Раскопки в Иски-Казани // АО-1975. – М.: Наука, 1977. – С.165-166; Фахрутдинов Р.Г., Хазиев Р.М. Раскопки Старой Казани// АО-1977. – М.: Наука, 1978. – С.199; Фахрутдинов Р.Г. Очерки… — С.125-166; Его же. Исследования Старой Казани; Фахрутдинов Р.Г., Корониа Н.А. Исследования Старой Казани; Фахрутдинов Р.Г. Мелодия камней. – С.141-159; Его же. Здесь наши деды. – С.96-108.

9. Русско-Урматское I кладбище (в бывшем – с надгробиями), XIII XVI вв . Расположено на северной окраине Русско-Урматского I селища на правом берегу речки Урматки. Описано М.С.Рыбушкиным в 1833 г. Исследовано Али-Рахимом в 1920-х годах, экспедицией КФАН СССР и КГУ (Н.Ф.Калинин, Г.В,Юсупов) в 1951 г. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники… — С.164. — №1427; Его же. Очерки… — С.132-133, 136. — №10 .

10. Русско-Урматское II кладбище (в бывшем – с надгробиями), XVI в. К западу от дер.Русский Урмат на левом берегу речки Урматки. Выявлено в конце 1920-х годов (надгробия хранятся в настоящее время на современном кладбище дер.Татарский Урмат). Обследованы ТАЭ в 1969 г. (Р.Г.Фахрутдинов).

11. Русско-Урматское II селище ,. В 0,4 км к юго-юго-западу от дер.Русский Урмат на левом берегу речки Урматки. Площадь 30000 кв.м. Обследовано ТАЭ в 1969г. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники… — С.164. — №1424; Его же. Очерки… — С.136. — №7.

12. Татарско-Урматское кладбище, XIII XIV вв. В 0,3 км к северу от дер.Татарский Урмат Высокогорского района Республики Татарстан на правом берегу речки Урматки. Обследовано ТАЭ в 1969 г. Литература: Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники… — С.164. — №1425; Его же. Очерки… — С.136. — №8 .

«ИСКЕ КАЗАН»

«Независимая система оценки качества организаций, оказывающих социальные услуги»

Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Татарстан «Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник, в дальнейшем именуемое «Музей-заповедник», создано в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.04.1992 г. № 228 «Об организации Иске-Казанского историко-культурного и природного музея-заповедника в Высокогорском районе Республики Татарстан».
Территория — 137,2 га.
В охранную зону ИКГМЗ входит целый комплекс уникальных историко-культурных, археологических и природных объектов:

  • Камаевское (Иске-Казанское) городище XIII – XVI вв., остатки Кремля, политического центра Иске Казани, площадью 7,2 га;
  • Русско- Урматское селище ХII – ХVI вв. – остатки основной торгово-ремесленной части Иске Казани, площадью 124 га,
  • Иске-Казанское кладбище XIII – XVI вв., с каменными надгробиями;
  • Русско- Урматское кладбище ХII – ХVI вв., с каменными надгробиями;
  • Природный ландшафт – склоны подпойменной террасы р.Казанка, луговина поймы, русло самой реки;
  • Историко-этнографический музей в с. Камаево площадью 6 га.
  • Святые места: могила Гайши-бике, Иске-Казанское кладбище, родник «Святого Муллы-Хаджи», «Ханский» родник, родник «Самовар».

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Камаевское (Иске-Казанское) городище. XIII в.-1552 г. Остатки укрепленного мысового булгаро-татарского города – политического, экономического и культурного центра Заказанья. Город разрушен войсками Ивана Грозного в 1552 году. Выявлены остатки белокаменных домов, жилых и хозяйственных построек (в том числе кузнечной мастерской), орудия труда и быта, металлические оружия, керамика, джучидские монеты конца XIV-начала XV вв. Многие исследователи увязывают Камаевское (Иске-Казанское городище) с городом Иске Казан.

Русско-Урматское селище. XII—XVI вв. Деревня Русский Урмат, речка Урматка, левый приток реки Казанки.

Остатки большого селища располагаются на территории охранной зоны ИКГМЗ, к северу от деревни, на ровной, слегка покатой к речке местности, поверхность которой издавна распахивается. Подъем­ный материал распространен на огромной площади (1500 х800 м). Сведения о находках с территории памятника появляются в литературе еще с начала XIX века.

Археологические исследования проводились с 1928 г. Раскопками были вскрыты остатки металлургических горнов и гончарных печей, жилищно-хозяйственных построек и ям. Выявлены различные археологические находки из металла, камня, кости, стекла и т.д. Значительное место среди найденного материала занимает самая разнообразная керамика, преимущественно гончарная. На территории памятника известны неоднократные находки медных и серебряных монет XIII—XV вв., надгробий XIII и XVI вв.

Экспозиция историко-этнографического музея

На основании «Положения о Иске-Казанском историко-культурном и природном музее-заповеднике», утвержденного Министерством культуры 5 февраля 1993 года, памятники материальной и духовной культуры народов Татарстана, хранящиеся в музее-заповеднике, составляют музейный фонд заповедника, входят в музейный фонд Республики Татарстан.

В фондах ГБУК РТ «Иске-Казанского государственного историко-культурного и природного музея заповедника» имеются предметы музейного значения, полученные в результате археологических исследований объектов археологического наследия федерального значения Камаевского городища и Русско-Урматского селища XIII-XV вв., поставленных на государственную охрану в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».

Основная часть музейной коллекции музея, состоящая из археологических экспонатов, была собрана и сформирована в 1970-80-е годы группой ученых Института языка литературы и истории им. Г. Ибрагимова КФАН СССР под руководством доктора исторических наук Р.Г.Фахрутдинова. Археологическая экспозиция посвящена истории Иске Казани. Ее фонд составляет 391 предмет.

В 2005 г. достроено новое двухэтажное здание музея с фондохранением, где созданы новые археологическая и этнографические экспозиции. На всем протяжении существования музея приоритет в пополнении фондового собрания отдавался вещественным памятникам этнографии и истории татарского народа. Этнографическая коллекция 794 предмета, посвящена материальной и духовной жизни татар Заказанья кон. XIX— нач. XXвв. В двух экспозиционных залах представлены основные занятия населения – земледелие, животноводство, промыслы и ремесла, наиболее характерные для казанских татар. Одежду и украшения, интерьерные комплексы различных социальных слоев сельского населения.

Наша культура очень богата, имеет очень глубокие корни, и исламское образование появилось не вчера и не сегодня, а появилось уже в средневековье, а для того, чтобы оно появилось в средневековье, также была подготовлена глубокая почва.

В интерьерной экспозиции медресе парты, за которыми обучались шакирды прошлого века, азбука для глухонемых, намазлыки и шамаили в исполнении местных мастеров.

Наряду с комплектованием этнографической коллекции музей пополняет свои фонды книгами, их количество составляет 173 предмета. Сотрудники музея хотели обозначить богатую книжную культуру нашего народа. История, культура татарского народа, несмотря на все исторические перипетии, сохранилась только благодаря книжной культуре. В экспозиции показана связь поколений – культуру татарского народа, в первую очередь, сохранили и донесли до наших дней ученые, после ученых – религиозные деятели. Сегодня в коллекции «Книги» уже имеются такие редкие экземпляры как рукописные книги разных периодов, учебники по арабскому языку, таджвиду, биологии и другим наукам на татарском языке арабской графикой, коран, свидетельство о сдаче экзаменов шакирда медресе и др.

В музее имеется фонд «Нумизматика». Сегодня их количество составляет 1527 единиц хранения. В 2001 году любитель — коллекционер г. Казани Маслов В.П., побывав в музее, подарил музею свою коллекцию значков советского периода. Тематика их обширна. Также в фонде имеются российские монеты и деньги советского периода.

Смотрите еще:

  • Закон о сословиях Сословия в Российской Империи. Сословия в Российской империи. (Историческая справка). Население государства может состоять или из различных этнографических групп, или из одной нации, но в любом случае состоит из разных общественных […]
  • Национальность и личный закон юридического лица Национальность и личный закон юридического лица 2. Понятие личного закона (статута) и национальности юридического лица К отношениям, в которых участвуют иностранные юридические лица, могут применяться самые различные коллизионные […]
  • Алкоголизм и преступления Алкоголизм и преступление - это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом «Алкоголизм и преступление - это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом» (И. Мержевский) […]
  • Развод семьи определение Развод семьи определение Развод - революция в семье А.Б. Синельников 1 (Опубликовано в Вестнике Московского университета. Сер. 18. - Социология и политология №2 2010. с. 130-146) Социальные потрясения тесно связаны с разрушением […]
  • Уплата госпошлины по алиментам Уплата госпошлины по алиментам Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Расчет пенсии в ссср Как формировалась пенсия в Советском Союзе? Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать […]
  • Постановление верховного суда от 25101996 9 Постановление верховного суда от 25101996 9 ООО "Судебно-экспертная служба "ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ" пр. Михаила Нагибина, 14 а, оф. 631 А +7(863) 310-71-54 8 (909) 43-45-739 Главное меню Библиотека Верховный Суд Российской […]
  • Наследование уставного капитала в ооо Наследование уставного капитала в ооо Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]