Закон элективные предметы

Закон элективные предметы

МБОУ
«Северодвинская городская гимназия»

164500, Северодвинск, ул.Торцева, 59

Телефоны:
(8184)569838 — директор, секретарь

(8184)569416 — вахта

(8184)565888 — учительская

E-mail[email protected]

Контактный адрес сайта [email protected]

ПОЛОЖЕНИЕ
об элективных курсах и элективных учебных предметах
в муниципальном бюджетном образовательном учреждении
«Северодвинская городская гимназия»

1. Обшие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»(приказ Минобразования РФ от 10.07.1992 №3266-1,в ред.ФЗ от 1.12.07 № 309-ФЗ), Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, Приказа Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Письма Минобразования России от 13.11.2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
1.2. Элективные курсы и элективные учебные предметы (по выбору, обязательные для посещения обучающимися) входят в вариативную часть учебного плана образовательного учреждения и являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки и профильного обучения. Элективные курсы и элективные предметы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого обучающегося, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе.

2. Задачи элективных курсов в классах предпрофильной подготовки

2.1. Элективные курсы, являясь краткосрочными курсами по выбору учащихся 9 классов, способствуют самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.
Элективные курсы могут быть предметно-ориентированными и межпредметными.
2.2. Предметно-ориентированные элективные курсы способствуют повышению интереса ученика к выбранному предмету, уточняют готовность и способности осваивать предмет на повышенном уровне, создают условия для подготовки к сдаче экзаменов по выбору.
2.3. Межпредметные курсы помогают учащимся ориентироваться в мире современных профессий, знакомят на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям, поддерживают мотивацию ученика к определенному профилю.

3. Задачи элективных предметов в классах профильного обучения

3.1. Элективные учебные предметы, являясь обязательными предметами по выбору учащихся 10-11 классов, способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, готовят к сдаче ЕГЭ.
Элективные учебные предметы в классах могут быть предметно-ориентированными, межпредметными, прикладными.
3.2 Предметно-ориентированные элективные учебные предметы решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в учебный план.
3.3 Межпредметные элективные учебные предметы выполняют функции общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане.
3.4 Прикладные элективные предметы имеют своей целью обеспечить знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предмету на практике, развитие их интереса к современной профессиональной деятельности.

4. Организация работы элективных курсов и предметов.

4.1. Минимальный объём предпрофильной подготовки в 9 — х классах составляет 34 часа. В 10 -11 классах число элективных предметов определяется учебным планом для каждого профиля. Элективные предметы в старшей школе являются долгосрочными (не менее 34 часов).
Школа должна обеспечить обучающимся возможность выбора элективных курсов (предметов).
Набор обучающихся на элективные учебные курсы (предметы) осуществляется с помощью анкетирования, по результатам которого формируются группы для изучения элективных учебных курсов (предметов).
4.3 Содержание элективных предпрофильных курсов и элективных учебных предметов должно не только включать информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.
4.4. Элективные курсы и элективные учебные предметы ведутся по программам, разработанным учителями — предметниками, а также по модифицированным (адаптированным) программам.
4.5. Преподавание элективных курсов (предметов) ведётся в рамках учебного расписания, составленного с учётом требований Санитарных норм и нормативами учебного времени.
4.6. Преподаватель элективных курсов (предметов) несёт ответственность за жизнь и
здоровье обучающихся во время проведения занятий.
4.8. Посещение элективных учебных предметов учащимися профильных классов обязательно.

5. Оценка качества и утверждение программ элективных курсов.

5.1. Включение программ элективных курсов и элективных учебных предметов в систему предпрофильного и профильного обучения предполагает рассмотрение программ на Методическом совете школы, а так же утверждение данных программы директором школы.
Методический совет школы рассматривает программы, оценивая степень новизны для учащихся, развивающий потенциал программы, полноту содержания, связность и систематичность изложенного материала, методы обучения, реалистичность с точки зрения ресурсов, формальную структуру программы.
Кроме того программы элективных курсов и элективных учебных предметов могут проходить внешнее рецензирование на экспертном совете при Управлении образования Администрации Северодвинска.

6. Требовании к структуре программ элективных курсов и элективных учебных предметов.

Программы курса включают в себя следующие обязательные разделы:
— титульный лист,
— пояснительную записку,
— цели и задачи курса,
— основное содержание и учебно — тематический план,
— ожидаемые результаты,
— список литературы. Титульный лист содержит:
— наименование образовательного учреждения,
— вид и название курса,
— фамилию, имя, отчество, составителя программы,
— гриф утверждения программы (дата, должность и Ф.И.О. руководителя, утвердившего программу),
— название города, в котором подготовлена программа,
— год составления программы.

7. Организация элективных курсов и элективных учебных предметов в классах с предпрофильным и профильным обучением.

7.1. Набор элективных курсов и предметов для классов с предпрофильным и профильным обучением определяется в конце учебного года, уточняется в сентябре.
7.2. Предварительный выбор курсов учащимися 8 классов производится в конце учебного года на основе анкетирования, повторное анкетирование производится в 9 классе. Перечень элективных учебных предметов для каждого учащегося 10 профильного класса определяется до 5 сентября.
7.3. В сентябре в предпрофильных и профильных классах формируются группы учащихся для изучения элективных курсов и элективных учебных предметов, заместителем директора школы по УВР составляется расписание.
7.4. Элективные курсы в классах предпрофильной подготовки могут быть включены в расписание уроков.
7.5. В профильных классах элективные учебные предметы могут быть включены в расписание уроков.

8. Оценивание достижений учащихся при проведении элективных курсов и элективных учебных предметов в рамках предпрофильиого и профильного обучения.

8.1. Для оценивания достижений учащихся при проведении элективных курсов предпрофильного обучения используется система «зачет — незачет», элективные учебные предметы профильной подготовки оцениваются в 5-бальной системе, но неудовлетворительные отметки («2» балла) не выставляются. Курс предпрофильной подготовки может считаться зачтенным, если а) учащийся посетил не менее 80% занятий по этому курсу, б) выполнил какую-либо зачетную работу (проектную, исследовательскую, творческую, подготовил реферат, сконструировал модель и т.д.).
8.3. Полугодовые, годовые и итоговые оценки за элективные учебные предметы выставляются по результатам текущей успеваемости.
8.4. В аттестат о среднем (полном) общем образовании при условии успешного прохождения вносятся оценки за элективные учебные предметы, продолжительность изучения которых составляет 34 или 68 часов.

9. Заполнение журналов при проведении элективных курсов и элективных предметов в рамках предпрофильиого и профильного обучения.

9.1. Фиксирование проведенных занятий элективных курсов предпрофильной подготовки, элективных учебных предметов, их содержание, посещаемость и учебные достижения учащихся может осуществляться как в основном журнале, так и в специальном.
9.2. В журнале указываются следующие данные:
а) название элективного курса, элективного учебного предмета;
б) Ф.И.О. педагога, проводящего указанный элективный курс, элективный учебный
предмет;
в) класс, в котором проводится элективный курс или элективный учебный предмет.
9.3. В разделе «Содержание» записывается тема занятия в соответствии с
тематическим планированием, в разделе «Домашнее задание» — домашнее задание, если
оно предусмотрено учителем.
9.4. В одном журнале могут быть записаны несколько курсов, предметов по выбору.

10. Контроль за проведением элективных курсов, элективных учебных предметов.

10.1. Контроль за проведением элективных курсов и элективных учебных предметов осуществляет заместитель директора школы по УВР.

www.sevgym14.ru

О методических рекомендациях по реализации элективных курсов

Главные вкладки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 марта 2010 г. N 03-413

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет методические рекомендации, разработанные Институтом управления образованием Российской академии образования по результатам реализации I этапа проекта «Внедрение моделей профильного обучения, в том числе создание условий организации процесса обучения, развивающего у детей интерес к медиа- и информационным технологиям, инженерно-технической, исследовательской и конструкторской деятельности в системе дополнительного образования детей» Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы.

Настоящее письмо развивает и дополняет основные положения письма Минобразования России от 13 ноября 2003 г. N 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях.

политики в образовании

О РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Элективные курсы являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся.

Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки — учебные предметы по выбору обучающихся IX (VIII — IX) классов из компонента общеобразовательного учреждения (в учебном плане расположены за пределами обязательной учебной нагрузки).

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения понятие «компонент образовательного учреждения» утрачивает свою силу, в связи с чем элективные курсы становятся элементом вариативной части учебного плана.

Элективные учебные курсы профильного обучения — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования из компонента образовательного учреждения .

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения понятие «компонент образовательного учреждения» утрачивает свою силу, в связи с чем элективные курсы становятся элементом вариативной части учебного плана.

Самоопределение — процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.

Профильное самоопределение — самоопределение учащихся в отношении продолжения образования на этапе перехода от унифицированного к вариативному (профильному) образованию.

Профессиональное самоопределение — самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в контексте социализации личности в результате анализа человеком своих внутренних ресурсов, в том числе и своих способностей, и соотнесение их с требованиями профессии.

На ступени основного общего образования могут быть организованы элективные учебные курсы предпрофильной подготовки двух основных видов: пробные и ориентационные.

Ориентационные элективные курсы проводятся для оказания помощи обучающемуся в его профильном (профессиональном) и социальном самоопределении; помогают ему увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда. Кроме того, подобные курсы должны помочь выстроить (хотя бы приблизительно) проект своей профессиональной карьеры, освоить технологию выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.

Пробные элективные курсы создаются для того, чтобы ученик утвердился (или отказался) от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным типом и видом профессиональной деятельности. Имеют два подвида:

предметно-ориентированные пробы, которые дают возможность апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения; проверяют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; создают условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профиля);

профессиональные пробы, ориентированные на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности, выход на которые имеют различные профили обучения. Например, в естественных науках это курсы, связанные с практическим экспериментированием; в гуманитарных областях — работа с архивными документами, оригинальными текстами, в лингвистике — с аспектным переводом и пр. Профессиональные пробы могут также проводиться на базе предприятий (организаций, учреждений) — социальных партнеров школы. В практике ряда общеобразовательных школ разработаны и реализуются такие профессиональные пробы, проводимые на базе различных типов предприятий, организаций и учреждений.

На ступени среднего (полного) общего образования могут быть организованы следующие основные виды элективных учебных курсов профильного обучения.

Предметные элективные курсы решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план, в том числе:

элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение предмета (могут иметь как тематическое, так и временное согласование с профильным учебным предметом);

элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного учебного предмета;

элективные спецкурсы, в которых расширенно или углубленно изучаются отдельные разделы базового курса, не входящие в обязательную программу и др.

Особую группу предметных элективных курсов составляют репетиционные элективные курсы, задачами которых может являться:

ликвидация имеющихся «пробелов в знаниях» старшеклассника по предметам избранного профиля за предыдущие годы;

подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по предметам на базовом уровне по отдельным, наиболее сложным разделам учебных программ.

Введение элективных курсов, нацеленных на подготовку к сдаче ЕГЭ по предметам на профильном уровне не допускается, так как учебные предметы профильного уровня предполагают углубленное изучение этих предметов.

Межпредметные и надпредметные элективные курсы выполняют функции общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане (например: «Шедевры мирового кинематографа», «История делового костюма» и др.).

Прикладные элективные курсы имеют своей целью обеспечить знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предмету на практике, развитие их интереса к современной профессиональной деятельности. Среди них особую роль играют социальные практики.

Социальная практика — внеурочная форма организации образовательной деятельности обучающихся в форме социально значимой деятельности определенной профильной направленности, нацеленная на решение задач их профильного и профессионального самоопределения посредством приобретения и осмысления социального опыта. Условием организации социальной практики является наличие партнерских отношений между школой и предприятиями (учреждениями, организациями) экономической и социальной сферы. В практике работы российских школ реализуются социальные практики, предполагающие участие обучающихся:

в волонтерских движениях и патронате (совместное с социальными работниками осуществление посильной помощи представителям социально не защищенных слоев населения);

в благоустройстве и озеленении города, района;

в мероприятиях по поддержанию и функционированию учреждений культуры и спорта;

в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования;

в детских и молодежных общественных объединениях и организациях по реализации социальных программ, проектов, акций и других инициатив, имеющих социально значимую ценность.

Социальные практики могут быть реализованы не только в форме элективных курсов профильного обучения, но и в системе дополнительного образования обучающихся, во внеклассной деятельности и др.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов .

Пункт 7 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Использование программ элективных учебных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур:

обсуждение и согласование на школьных методических объединениях;

рассмотрение (согласование) на методическом или педагогическом совете школы;

утверждение директором школы;

внешнее рецензирование, если программа авторская.

В ходе внутреннего рецензирования, которое проводят наиболее опытные и квалифицированные учителя школы, оценивается: степень новизны для обучающихся; мотивирующий и развивающий потенциал программы; здоровьесберегающие характеристики; полнота содержания; связность и систематичность изложенного материала; соответствие содержания элективного курса общей направленности профиля; методы обучения; система оценивания и зачета результатов освоения программы элективного курса; реалистичность с точки зрения ресурсов; формальная структура программы.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективных курсов широко освещаются в предметных научно-методических журналах («Математика в школе», «Биология в школе», «Физика в школе» и других), а также в учрежденном Российской академией образования журнале «Профильная школа».

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях различных регионов России разработано и используется большое разнообразие элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения, претендующих на статус авторских и обладающих различным качеством.

В связи с этим рекомендуется:

организовать экспертизу программ элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения на муниципальном уровне (силами муниципальных или сетевых экспертных комиссий) и, при необходимости, на региональном уровне;

сформировать общедоступные муниципальные и региональные банки данных программ элективных курсов, разработанных и используемых в регионе и прошедших муниципальную (региональную) экспертизу.

Ведение элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения может быть организовано следующим образом.

Элективные курсы могут иметь различный объем: от 12 — 20 до 68 — 70 и более часов. Рекомендуемый объем — 34 — 68 часов.

В ходе предпрофильной подготовки ориентационные элективные курсы изучаются в течение учебного года; пробные элективные курсы, как правило, в течение одной четверти. Элективные курсы профильного обучения могут иметь продолжительность от одной четверти до двух лет.

Школа должна обеспечить обучающимся возможность выбора элективных курсов.

Набор обучающихся на элективные учебные курсы осуществляется с помощью анкетирования, по результатам которого формируются группы для изучения элективных учебных предметов.

Элективные курсы как дифференцированная и вариативная часть образования в профильной школе требуют новых подходов к их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективных курсов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Они предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования.

Как правило, крайне нежелательным является организация ведения предпрофильных и профильных элективных курсов (исключая репетиционные) на основе вербальных методик и репродуктивных методов обучения.

Практика показывает, что наиболее эффективными для элективных курсов являются современные педагогические технологии, ориентированные на активную деятельность обучающегося и субъект-субъектное взаимодействие (игровые, тренинговые и др.), а также:

технология учебных проектов Учебный проект — метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении; самостоятельная продуктивная или исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Основной тип учебного проекта — практико-ориентированный. Критерии оценки учебного проекта: актуальность и социальная значимость проблемы, на разрешение которой направлен проект; глубина изучения проблемы; наличие и качество практического результата, нацеленного на решение проблемы;

технология учебного исследования. Главная особенность исследовательской деятельности — это созданный интеллектуальный продукт, устанавливающий конкретную (научную) истину в ходе реализации определенных исследований и представленный в стандартном, заранее согласованном виде. Основные критерии оценки учебного исследования: научная значимость темы; обоснованность выбора методов исследования и грамотность их использования; глубина и грамотность анализа полученных результатов.

Оценивание учебных достижений при освоении элективных курсов рекомендуется осуществлять в соответствии с положениями, изложенными в методическом письме «Об оценивании индивидуальных образовательных достижений обучающегося в системе профильного обучения» (письмо Департамента от «___» ________ 2010 г. N ___).

usperm.ru

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Статья просмотрена: 22682 раза

Библиографическое описание:

Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 173-179. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1617/ (дата обращения: 14.08.2018).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования»

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [27, с. 11].

Переход на массовое профильное обучение рассматривается как осуществление радикальной дифференциации образования, включающее:

с психолого-педагогических позиций – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;

с социальных позиций – наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества;

с методических позиций – построение новой дидактической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения учащихся [15, с. 26].

Профильное обучение преследует следующие цели:


обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [27, с. 11].

Задачи системы профильного образования:


достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки;

формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критичности мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения;

умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения, прогнозирования;

развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности;

усвоение выпускниками нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и в быту и обеспечивающих им возможность и право функционировать в нем в качестве полноправного члена, безболезненно и успешно адаптироваться в условиях перехода страны к демократичному гражданскому обществу с рыночной экономикой [37, с. 49].

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения пяти профилей:


естественно-математический (профильные предметы – математика, физика, химия, география, биология);

социально-экономический (история, экономика, право, экономическая и социальная география, социология);

гуманитарный (русский язык и литература, иностранный язык, история, обществознание, искусство);

технологический (специализации – информационные технологии, агротехника, индустриальные технологии, технологии сферы обслуживания, медицина, педагогика и т.п.);

универсальный / общеобразовательный (для непрофильных классов и школ) [9, с. 104].

Базисным учебным планом рекомендуется проводить профильное обучение по следующим десяти профилям: физико-математическому, естественнонаучному, социально-экономическому, гуманитарному, филологическому, информационно-технологическому, агро-технологическому, индустриально-технологическому, художественно-эстетическому, оборонно-спортивному [24, с. 50].

Тот или иной профиль складывается из курсов трёх типов:

● базовые общеобразовательные предметы,

● профильные общеобразовательные предметы,

● элективные (курсы по выбору).

Базовые общеобразовательные предметы обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения. Знания, умения и навыки учащихся определяются содержанием учебников (программ), рекомендованных МО РФ для общеобразовательных школ.

Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены государственным стандартом.

Элективные курсы – курсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика (его семьи). В информационном письме Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. №14-51-277/13 говорится о том, что «они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов» [27, с. 75].

Таким образом, при введении профильного обучения в старшей школе ученику (семье) предлагается совершить выбор двух уровней: сначала ученик выберет профиль, а вместе с ним и набор предметов, уровень их изучения, а затем – набор элективных курсов, предложенных школой.

Прилагательное «элективный» ( electus ) в переводе с латинского языка означает «избранный, отобранный». Отсюда следует, что любой курс, нареченный в учебном плане элективным должен выбираться. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. 3 2783) дано следующее определение: «Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы»[27, с. 16]. Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, направленных на формирование компетенций [37, с. 49].

В отличие от факультативов и кружков курсы обязательны для посещения, именно они позволяют школьникам развить интерес к тому или иному предмету и четко определиться со своим дальнейшим выбором. «Элективные курсы принципиально отличаются от давно существующих у нас факультативов. Факультативный курс – это не обязательный, а только возможный для изучения Идеология «изучаю – не изучаю» не предполагает, что выбор становится обязательным элементом общего образования. А введение элективных курсов направлено на решение именно этой задачи» [18, с. 9].

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, характеризуются минимальной численностью учебной группы (1-15 человек). Каждый учащийся в течение двух лет должен выбрать и изучить 5-6 элективов, при этом количество предлагаемых курсов должно быть значительно выше.

Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50: 30: 20.

Элективные курсы выполняют следующие функции:

● изучение ключевых проблем современности;

● ознакомление с особенностями будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»;

●ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

●дополнение и углубление базового предметного образования;

●компенсация недостатков обучения по профильным предметам [10, с. 38].

Цель преподавания элективных курсов – ориентация учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Перед элективными курсами стоит ряд задач:


расширить знания по изучаемым предметам;

обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков;

способствовать активному самоопределению, в том числе и профессиональному;

формировать и развивать познавательный интерес к предметам.

Исходя из этого, тематика и содержание элективных курсов должны отвечать следующим требованиям:

● иметь социальную и личностную значимость, актуальность, как с точки зрения подготовки профессиональных кадров, так и личностного развития учащихся;

● способствовать социализации и адаптации, представлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения;

● поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также обеспечивать условия для внутрипрофильной социализации обучения;

●обладать значительным развивающим потенциалом;

●вносить вклад в формирование целостной картины мира;

●способствовать развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных умений и навыков, ключевых компетенций [10, с. 38-39].

Методы и формы обучения определяются уровнем развития и саморазвития учащихся, уровнем их индивидуальных способностей и требованиями профилизации обучения. Ведущие методы – проблемно-поисковые и исследовательские, стимулирующие познавательную активность учащихся.

Виды элективных курсов определяются и задачами ступени школы, и видом учебного заведения, и местными условиями, и возможностями класса, группы, учителя, и так далее. Обсуждая вопрос о месте элективных курсов в старшей профильной школе, Каспржак А.Г. (2004) выделяет их виды, содержание и способы работы, образовательные задачи, решаемые курсами по выбору [17, с. 16-21].

moluch.ru

Смотрите еще:

  • Генетическая экспертиза где Федеральное государственное бюджетное учреждение Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава России Молекулярно-генетическая идентификация и установление родства Нормативные документы Виды экспертной […]
  • Когда начисляется пенсия по возрасту Пенсия по старости порядок оформления и получения Пенсия по старости назначается тем гражданам, которые имеют страховой стаж и достигли пенсионного возраста, установленного государством. Мужской пенсионный порог – 60 лет , а женский […]
  • Анна петровна адвокат Адвокат Надточиева Анна Петровна в Николаеве Задача моей адвокатской деятельности - предоставление профессиональной правовой помощи любой сложности, как гражданам, так и юридическим лицам. Я помогу Вам в кратчайшие сроки решить Ваши […]
  • Возмездная опека приемная семья Пособия, выплаты и жилищные льготы ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ: вознаграждение за выполнение родительских обязанностей, страховой стаж, подоходный налог, отпуск по уходу за ребенком, досрочная пенсия, дополнительные выплаты по уходу за […]
  • Общество по защите прав потребителей одинцово Инспекции по правам потребителей Одинцово Адрес: Московская обл., Одинцово г., ул. Вокзальная, 4, стр. 1, под. 4, эт. 3, оф. 15 Телефон: +7 (916) 987-07-89; +7 (916) 987-17-89 Режим работы: ежедневно, 9:00–0:00 2. Территориальный […]
  • Правило поведения учащегося на уроке Правило поведения учащегося на уроке Главная / О школе / Правила поведения учащихся в школе ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ 1. Общие правила поведения. 1.1. Учащийся приходит в школу за 15-20 минут до начала занятий,в чистой и […]
  • Длительность пребывания в космосе Вырваться вперед: 11 рекордов человека в космосе Со времени первого полета в космос люди установили немало рекордов, мы расскажем о самых выдающихся. Наибольшее количество выходов в открытый космос совершил Анатолий Соловьев. За […]
  • Участие при осмотре экспертиза Оплата независимой экспертизы при дтп по законодательству? Попал в дтп на автомобиле я невиновный. Страховка Росгострах, наслышан заниженными выплатами, подскажите когда надо делать независимую экспертизу, чтобы она вошла в расходы […]