Законом no 698

Содержание статьи:

Постановление Правительства РФ от 19.07.2016 N 698 «О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 июля 2016 г. N 698

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст. 3831; 2014, N 41, ст. 5537; 2015, N 21, ст. 3115; 2016, N 18, ст. 2636).

от 19 июля 2016 г. N 698

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

1. Пункт 15 дополнить предложением следующего содержания: «При этом врач-психиатр проводит повторное освидетельствование граждан, у которых по результатам соответствующих психологических (психофизиологических) исследований, выполненных при проведении профессионального психологического отбора, выявлена склонность к девиантному поведению.».

2. Абзац первый пункта 28 дополнить предложением следующего содержания: «При этом врач-психиатр проводит освидетельствование после изучения результатов профессионального психологического отбора гражданина или соответствующих исследований (обследований), проведенных медицинскими психологами (психологами) федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), в том числе специалистами федерального органа исполнительной власти, в который гражданин поступает на военную службу (приравненную службу) по контракту.».

3. Пункт 41 дополнить предложением следующего содержания: «При этом врач-психиатр проводит освидетельствование после изучения результатов профессионального психологического отбора гражданина или соответствующих исследований (обследований), проведенных медицинскими психологами (психологами) федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), в том числе специалистами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военно-учебное заведение (учебное заведение).».

4. Абзац первый пункта 42 дополнить предложением следующего содержания: «При этом врач-психиатр проводит освидетельствование после изучения результатов профессионального психологического отбора гражданина.».

5. Наименование строки «Статьи 14-г, 16-г, 17-г, 22-г, 23-г, 25-г, 26-г, 27-г, 88-б, а также в анамнезе отсрочка по статье 16-в или психическим расстройствам при острых или хронических инфекциях с исходом в полное выздоровление и при отсутствии явлений органического поражения центральной нервной системы» таблицы 1 приложения к указанному Положению изложить в следующей редакции: «Статьи 14-г, 16-г, 17-г, 22-г, 23-г, 25-г, 26-г, 27-г, 88-б, в анамнезе отсрочка по статье 16-в или психическим расстройствам при острых или хронических инфекциях с исходом в полное выздоровление и при отсутствии явлений органического поражения центральной нервной системы, а также склонность к девиантному поведению, установленная врачом-психиатром с учетом анамнестических сведений на основании результатов соответствующих психологических (психофизиологических) исследований».

Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — перечень).

2. Установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.

3. Установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения# об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территориях государств — членов Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.

4. В случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные Министерством экономического развития Российской Федерации.

5. Установить, что для целей ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень и не включенные в него.

6. Установить, что отдельные виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень, признаются продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в случае соответствия одному из следующих условий:

а) создание или модернизация и (или) освоение производства такой продукции в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного между инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации. При этом для целей настоящего постановления такая продукция приравнивается к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в течение не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной — инвестором специального инвестиционного контракта;

б) соответствие требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»;

в) соответствие параметрам, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения;

г) подтверждение Российской Федерации (государства — члена Евразийского экономического союза) как страны происхождения продукции в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случаях, не подпадающих под действие подпунктов «а», «б» и «в» данного пункта).

7. Установить, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:

а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом «а» пункта 6 настоящего постановления;

б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом «б» пункта 6 настоящего постановления;

в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом «в» пункта 6 настоящего постановления;

г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом «г» пункта 6 настоящего постановления.

8. Установить, что отдельные виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень, признаются продукцией, произведенной на территориях государств — членов Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации), в порядке, предусмотренном соответствующими нормативными правовыми актами государств — членов Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации).

9. При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями заявки (окончательные предложения), которые содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, замена отдельных видов радиоэлектронной продукции на отдельные виды радиоэлектронной продукции, не производимые на территории Российской Федерации, и замена производителя отдельных видов радиоэлектронной продукции не допускаются.

10. При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями заявки (окончательные предложения), которые содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), замена отдельных видов радиоэлектронной продукции на отдельные виды радиоэлектронной продукции, не производимые на территориях государств — членов Евразийского экономического союза, и замена производителя отдельных видов радиоэлектронной продукции не допускаются.

11. Установленные настоящим постановлением ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, не применяются в следующих случаях:

размещение извещений об осуществлении закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом осуществлены до вступления в силу настоящего постановления;

закупки отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, осуществляются заказчиками, указанными в части 1 статьи 75 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.

12. Министерству экономического развития Российской Федерации в письменной форме уведомить Евразийскую экономическую комиссию и каждое из государств — членов Евразийского экономического союза о принятии настоящего постановления и при необходимости провести соответствующие консультации с государствами — членами Евразийского экономического союза.

13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 3, 8 и 10, которые вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

14. Установить, что пункты 2 и 9 настоящего постановления действуют по 31 августа 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 № 698

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы

11 июня 1996 года

Во исполнение Федерального закона «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4556) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы.

2. Признать утратившими силу:

Положение о государственной экологической экспертизе, утвержденное Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 942 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 39, ст. 3621), кроме пунктов 14 и 15.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства Российской Федерации

Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной экологической экспертизы, осуществляемой Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы (документация и материалы), определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

3. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы образуют экспертные комиссии государственной экологической экспертизы (далее именуется — экспертная комиссия) по каждому конкретному объекту государственной экологической экспертизы (далее именуется — объект экспертизы) как из внештатных экспертов, так и штатных сотрудников (специалистов) этого Министерства и его территориальных органов.

4. Перечень материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, по объектам государственной экологической экспертизы, указанным в статьях 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», определяется нормативными актами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, разработанными с учетом статьи 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и в соответствии с требованиями, установленными для разработки соответствующих видов документации.

Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.

Наличие в составе материалов по объекту экспертизы документов согласований (разрешений) Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа не может считаться заключением государственной экологической экспертизы по данному объекту.

5. Материалы по объектам экспертизы федерального уровня направляются заказчиком (физическим или юридическим лицом, представляющим материалы на государственную экологическую экспертизу) в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, а по объектам экспертизы уровня субъектов Российской Федерации — в его территориальные органы.

6. Объект экспертизы представляется в 2 экземплярах, другие материалы — в 1 экземпляре.

7. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы имеют право в процессе проведения государственной экологической экспертизы запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения государственной экологической экспертизы.

8. Материалы, представляемые в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на государственную экологическую экспертизу, в установленном порядке регистрируются и передаются на исполнение в подразделение, специализирующееся в области организации и проведения государственной экологической экспертизы (далее именуется — экспертное подразделение), для проверки полноты и достаточности представленных материалов.

9. Экспертное подразделение Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов уведомляет заказчика:

при соответствии представленных материалов установленным требованиям — о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления; при несоответствии материалов установленным требованиям — о сроках представления материалов в полном объеме.

При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы, или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику.

10. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. В течение этого срока экспертное подразделение:

подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения экологической экспертизы; с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы; подготавливает проект приказа на проведение государственной экологической экспертизы и направляет его руководству Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа.

11. Состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии), сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа.

Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников экспертного подразделения.

12. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду. Продолжительность проведения экспертизы не должна превышать 4 месяцев.

В процессе проведения государственной экологической экспертизы при необходимости могут быть изменены сроки ее проведения и количество привлекаемых экспертов.

Изменения сроков проведения государственной экологической экспертизы и состава экспертной комиссии оформляются приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа.

При изменении срока проведения государственной экологической экспертизы общий срок ее проведения не должен превышать 6 месяцев.

13. Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обеспечивают качественное проведение государственной экологической экспертизы и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии, в том числе:

формируют экспертные группы по основным направлениям государственной экологической экспертизы; составляют календарный план работы экспертной комиссии; разрабатывают задание экспертам на проведение государственной экологической экспертизы; обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополнительной информации; организуют в случае необходимости выезд на место членов экспертной комиссии; организуют проведение заседаний экспертной комиссии и оформляют протоколы этих заседаний.

14. В случаях когда при проведении государственной экологической экспертизы объектов экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации включает в состав экспертной комиссии экспертов по представлениям соответствующих территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

В этих случаях субъекты Российской Федерации вправе делегировать экспертов для участия в заседаниях экспертных комиссий в качестве наблюдателей.

15. Экспертная комиссия определяет:

соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды; полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации; достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

16. В процессе работы экспертной комиссии:

проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии; подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответственному секретарю экспертной комиссии; составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений; обсуждается проект заключения экспертной комиссии на заседаниях экспертной комиссии.

17. Заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, подписываемыми руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии.

18. Заключения экспертов и экспертных групп рассматриваются на заседаниях экспертной комиссии.

19. При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно является заключением, подготовленным экспертной комиссией.

При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.

20. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы.

Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:

о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды; о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду; о возможности реализации объекта экспертизы.

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:

а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией; б) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

21. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, с особыми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания экспертной комиссии передаются в экспертное подразделение для подготовки проекта приказа об утверждении этого заключения.

22. При несогласии более одной трети списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта сводного заключения, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, экспертной комиссией готовятся предложения о дальнейшем проведении государственной экологической экспертизы, в том числе о продлении срока ее проведения и о включении в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов.

Указанные предложения отражаются в протоколе заседания экспертной комиссии, который передается в экспертное подразделение для подготовки проекта соответствующего приказа.

23. Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа заключения, подготовленного экспертной комиссией.

24. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения.

25. Заключение государственной экологической экспертизы по проектам правовых актов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, должно содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных положений указанного проекта правового акта законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и требованиям экологической безопасности, а также выводы об экологических и связанных с ними иных последствиях реализации данного объекта экспертизы.

26. Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или его территориального органа.

27. Заключение государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом направляется заказчику в течение 5 дней со дня его утверждения.

Информация о результатах проведения государственной экологической экспертизы направляется заинтересованным организациям в соответствии со статьями 7 и 8 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

28. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.

29. Заказчик документации, общественные организации, а также другие заинтересованные лица, не согласные с заключением государственной экологической экспертизы, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом no 698

Контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны применять все организации и предприниматели при осуществлении расчетов как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…» (далее – Закон № 54-ФЗ).

Согласно банковскому законодательству расчетами в безналичном порядке являются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, инкассовыми поручениями, чеками, электронными денежными средствами, а также перевод денежных средств по требованию получателя средств (п. 1.1 Положения, утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П).

К расчетам относится (ст. 1.1 Закона № 54):

  • прием денег от покупателя за реализуемые ему товары (работы, услуги);
  • выплата денег продавцу за приобретенные товары (работы, услуги) (например, при приобретении товаров у населения);
  • выплата денег при отказе покупателя от ранее приобретенных товаров (работ, услуг);
  • получение от продавца денег при отказе от ранее приобретенных товаров (работ, услуг) (например, при возврате ранее приобретенных товаров населению);
  • прием ставок (в т.ч. интерактивных) и выплата денежных средств в виде выигрыша при проведении азартных игр;
  • прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежного выигрыша при проведении лотерей.

С 03.07.2018 года к числу этих операций добавились:

  • прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов;
  • зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов. По всей видимости, говоря о зачете предварительной оплаты (аванса), законодатель имеет в виду отгрузку товаров (передачу работ, услуг) в счет ранее произведенной оплаты. Поэтому на момент отгрузки (передачи) также возникает обязанность оформить кассовый чек. Такой подход контролирующие органы транслировали и ранее. Обязанность оформить чек при отгрузке прямо следовала из форматов чеков, которые утверждены приказом ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/[email protected];
  • предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая кредитование граждан ломбардами под залог принадлежащих им вещей). Причем для тех, кто предоставляет заем до 01.07.2019 действует отсрочка применения ККТ;
  • предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. В законе не уточняется, что под этим понимается. Полагаем, что в данном пункте идет речь о неденежных способах оплаты, когда вместо денег контрагент предоставляет иное имущество или выполняет работы или услуги.

В перечисленных случаях применение ККТ (выдача чека или БСО) обязательно за некоторым исключением (см. подробнее).

Однако для некоторых организаций и предпринимателей сделаны исключения – они освобождены от обязанности применять онлайн-ККТ. Рассмотрим эти случаи подробнее.

Отдаленные от сетей связи местности

Есть особенности применения онлайн-кассы в местностях, отдаленных от сетей связи. В таких местах онлайн-кассы могут использоваться в автономном режиме, то есть не передавать фискальные документы в налоговые органы в электронной форме (п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Критерием отнесения местности к удаленной от сетей связи является численность населения, которая не должна превышать 10 тыс. человек (приказ Минкомсвязи РФ от 05.12.2016 № 616). На основании этих критериев органы государственной власти субъектов РФ утверждают перечни таких местностей. Перечни должны быть размещены на сайтах этих органов власти.

Кроме того, с 3 июля 2018 года к числу тех, кто может применять ККТ в автономном режиме отнесены также организации (предприниматели), которые находятся на территориях военных объектов, объектов органов ФСБ, государственной охраны, внешней разведки.

Однако для некоторых организаций и предпринимателей сделаны исключения – они освобождены от обязанности применять онлайн-ККТ. Рассмотрим эти случаи подробнее.

Онлайн-ККТ не применяется по некоторым видам деятельности

Производить расчеты без ККТ могут организации и предприниматели, осуществляющие следующие виды деятельности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):

  • продажа газет и журналов на бумажных носителях, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ (учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно);
  • продажа ценных бумаг;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;
  • торговля в киосках мороженым, а также безалкогольными напитками в розлив. С 3 июля 2018 года без ККТ можно торговать в розлив еще молоком и питьевой водой (пп. «в» п. 5 ст. 1 Закона № 192-ФЗ). Если же расчет происходит с помощью автомата, то при продаже безалкогольных напитков и молока ККТ следует применять, а при продаже питьевой воды – нет (пп. «ж» п. 5 ст. 1 Закона № 192-ФЗ);
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином; сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья (за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней);
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности;
  • библиотечные услуги, перечень которых утвердит Правительство РФ. Льгота не распространяется на частные библиотеки (действует с 3 июля 2018 года);
  • услуги парковок, которые предоставляют организации, реализующие полномочия органов государственной и местной власти (действует с 3 июля 2018 года);
  • деятельность страховых агентов (не организации и не ИП), действующих от имени страховой организации (страховщика) при расчетах со страхователем. При получении денежных средств от такого агента ККТ применяет именно страховщик, направляя электронный чек (БСО) страхователю (действует с 3 июля 2018 года).

Исключение: организации и предприниматели, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также торгуют подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Онлайн-ККТ не применяется при ПСН

С 3 июля 2018 года навсегда от применения онлайн-ККТ освобождены предприниматели, которые применяют ПСН и осуществляют виды деятельности, перечисленные в пп. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 12-17, 19-27, 29, 30, 31, 34-36, 39, 41-44, 49-52, 54-55, 57-62 п. 2 ст. 346.43 НК РФ. В этом случае покупателю должен быть выдан (направлен) документ, подтверждающий расчет. До этого закон не освобождал предпринимателей на ПСН от применения ККТ, но для некоторых видов деятельности была предоставлена отсрочка до 01.07.2019 (см. таблицу со сроками перехода). Для тех видов деятельности на ПСН, которые не перечислены выше, ранее введенная отсрочка продолжает действовать до 01.07.2019 (пп. «б» п. 4 ст. 2 Закона № 192-ФЗ).

Онлайн-ККТ не применяется при вендинговой торговле

С 3 июля 2018 года всю вендинговую торговлю освободили от обязанности применять кассы при условии, что на дисплее торгового автомата будет отображаться QR-код, идентифицирующий чек (пп. 2 п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Напомним, что для вендинговой торговли действовала отсрочка до 01.07.2018, а для предпринимателей на ПСН и ЕНВД без наемных работников эта отсрочка продлится до 01.07.2019. Однако новая норма об отображении QR-кода на дисплее действует с 1 февраля 2020 года (п. 3 ст. 4 Закона № 192-ФЗ). В связи с этим не вполне ясно, с какого момента торговые автоматы навсегда освобождены от ККТ – с момента вступления в силу закона (03.07.2018) или только с 1 февраля 2020 года. Отметим, что льгота не применяется при продаже подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Кроме того, не нужно применять ККТ при расчетах в механических торговых автоматах при оплате монетой Банка России, если они не подключены к сети или не работают от аккумуляторов или батарей. По всей видимости, в этой норме речь идет о продаже через автоматы таких товаров, как игрушки, бахилы и пр. (п. 1.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Онлайн-ККТ не применяется при перевозках

С 3 июля 2018 года от применения онлайн-касс освободили перевозку пассажиров, багажа, грузов при условии, что расчеты осуществляются ЭСП с применением автоматических устройств, например, турникетов при проезде в метрополитене или автобусе (исключение – расчеты в Интернете или в случаях, когда клиент сообщил свой номер или адрес электронной почты до расчета). Это правила включено в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ.
Прежняя редакция закона и ранее предусматривала льготу для перевозчиков на общественном транспорте. До 01.07.2019 они могут не применять ККТ при продаже проездных документов (билетов, талонов) водителями или кондукторами в салоне транспортного средства (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, п. 2 ст. 4 Закона № 192-ФЗ). Другими словами, при оплате проезда наличными в салоне транспортного средства после указанной даты придется выдавать (направлять) чек.

Онлайн-ККТ не применяется в труднодоступных местах

Освобождаются от обязанности применять ККТ организации и предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа). Перечень таких местностей утверждает орган власти субъекта РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Размещаются перечни на сайтах соответствующих органов власти субъектов РФ.

При этом с 15.07.2016 такие организации и предприниматели обязаны выдавать покупателю (клиенту) по его требованию документ, подтверждающий факт осуществления расчета между организацией (предпринимателем) и покупателем (клиентом).

Такой документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные абз. 4 — 12 п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ (с учетом переходных положений, установленных п. 14, 17 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Правила выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях, утв. постановлением Правительства РФ от 15.03.2017 № 296.

Освобождение от применения ККТ не относится к организациям и предпринимателям, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Онлайн-ККТ не применяют аптечные организации

ККТ вправе не применять аптечные организации (п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):

  • в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах;
  • обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Исключение: организации и предприниматели, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Применять ККТ в таком случае необходимо.

Онлайн-ККТ не применяют религиозные организации

Контрольно-кассовую технику можно не применять (п. 6 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):

  • при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний;
  • при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях;
  • в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ.

Онлайн-ККТ не применяется при расчетах между организациями и предпринимателями

Редакция п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, действовавшая до 3 июля 2018 года, позволяла не применять ККТ при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием электронного средства платежа без его предъявления.
Теперь эта же норма разрешает не применять ККТ при всех безналичных расчетах между организациями и предпринимателями, исключая только случай использования ЭСП с его предъявлением. Однако не вполне ясно, что понимается под такими расчетами. Полагаем, что к ним можно отнести оплату платежной картой, которая предъявляется покупателем (организацией или ИП) непосредственно продавцу при расчете.
Если расчет происходит наличными денежными средствами, освобождение не действует, т.е. продавец обязан оформить чек с применением онлайн-ККТ. Подробнее см. Применяется ли ККТ, если организация или предприниматель оплачивают купленный товар наличными?

Применение ККТ

  • Можно ли не применять ККТ, если оказываемые населению услуги прямо не поименованы в ОКВЭД (ОКПД)?
  • Применяется ли ККТ, если организация или предприниматель оплачивают купленный товар наличными?
  • Применяется ли ККТ, когда организация или предприниматель получают от физического лица возмещение?
  • Должен ли продавец применять ККТ, если товар оплачивается ранее реализованным подарочным сертификатом?
  • Должна ли организация (предприниматель) применять ККТ, если она реализует товары со своего выставочного стенда?
  • Можно ли использовать одну онлайн-кассу на нескольких торговых точках, расположенных по одному адресу?
  • Нужно ли применять ККТ при расчетах по договору займа?
  • Должен ли продавец применять ККТ, если покупатель производит оплату платежным поручением через кассу банка?

ККТ при посреднических операциях

  • Должен ли посредник, действующий от своего имени, применять ККТ при реализации товаров (работ, услуг) комитента (принципала)?
  • Должен ли посредник, действующий от имени принципала, применять ККТ при продаже товаров (работ, услуг)?
  • Нужно ли применять ККТ, если оплата осуществляется почтовым переводом?

ККТ при расчетах электронными средствами платежа

  • Должен ли продавец применять ККТ, если покупатель приобретает товары в интернет-магазине и оплачивает их платежной картой (эквайринг)?
  • Должен ли продавец применять ККТ при продаже товара через интернет-магазин, если оплата приходит на электронный кошелек?
  • Нужно ли применять ККТ, если оплата товара (работ, услуг) производится накопленными бонусными баллами?
  • Должен ли продавец применять ККТ, если покупатель оплачивает товар через онлайн-банк (мобильный банк)?

ККТ при продаже алкоголя

  • Должны ли налогоплательщики на ЕНВД применять ККТ при продаже алкоголя?
  • Нужно ли в труднодоступных местностях применять ККТ при продаже алкоголя?

Смотрите еще:

  • Кс европейский суд КС РФ vs. ЕСПЧ, или Как на практике реализуется приоритет Конституции РФ перед решениями Cтрасбургского суда В июле прошлого года КС РФ принял очень важное постановление – о возможности неисполнения решений ЕСПЧ в том случае, если […]
  • Закон 15-фз от 230213 Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от […]
  • О свободе передвижения и выбора места проживания Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 25 июня 1993 г. N […]
  • Закон от 28122009 381-фз Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ"Об основах государственного регулирования […]
  • Приказ фмс россии от 280610 147 Приказ Федеральной миграционной службы от 28 июня 2010 г. N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (с […]
  • Правила пожарной безопасности в лесах 2014 Постановление Правительства РФ от 18.08.2016 N 807 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий" ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 августа […]
  • Заявление на развод по октябрьскому району Обращения граждан за 2013 год Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской […]
  • Закон защиты прав потребителей консультант Закон "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 […]