Пособие на ребенка до трех лет детский сад

Содержание статьи:

Пособие на ребенка до 3 лет может вырасти в 60 раз

Пока чиновники решают, на сколько увеличить детское пособие в размере 50 рублей, положенное родителям детей, которым уже исполнилось 1,5 года, но еще не исполнилось 3 лет, депутаты нашли простой и логичный выход. Они предложили просто продлить срок выплаты пособия, положенного до 1,5 лет, в два раза — до 3 лет, при условии, что ребенок не ходит в детский сад, а мама вынуждена сидеть с ним в отпуске. В этом случае размер пособия увеличится минимум в 60 (с нынешних 50 рублей до минимальных 3142 рубля 33 копейки) раз и даже более (если мама до декрета работала и получала неплохую зарплату). Кстати, сам отпуск парламентарии также собираются продлить.

Что случилось?

На рассмотрение Государственной Думы РФ поступил законопроект №478277-7, предусматривающий увеличение срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет — до 3 лет. Авторами инициативы являются депутаты от партии «Справедливая Россия». Кроме увеличения срока выплаты пособия депутаты предлагают установить возможность нахождения для матерей или отцов в отпуске по уходу за ребенком с сохранением рабочего места до 7 лет. Поправки должны быть внесены в Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Цель — улучшение демографии

Авторы инициативы в пояснительной записке к законопроекту отметили, что в последние годы в России начала падать рождаемость. Как показывает опыт «демографической ямы» 90-х годов, это приводит в дальнейшем к значительному уменьшению количества трудоспособного населения и росту числа пенсионеров. Последний раз рождаемость в России превышала смертность в 2016 году. Даже существующие меры поддержки семей с детьми, в частности материнский капитал, как отмечают депутаты, уже не дают нужного эффекта. Поэтому срочно необходимы новые меры для поддержки рождаемости. В частности, гарантии для матерей, что они будут получать в декрете достойные деньги.

Законопроект, внесенный парламентариями, предполагает продление срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Эта мера логически следует из норм Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым один из родителей, усыновителей или опекунов ребенка имеет право на отпуск по уходу на три года. Размер пособия авторы инициативы изменять не собираются, сохранив принципы начисления, предусмотренные действующим законодательством для детского пособия до 1,5 лет. Кстати, сам отпуск по уходу законодатели также хотят продлить до 7 лет.

Новые получатели пособия по беременности и родам

Также законопроектом предложены поправки к перечню возможных получателей пособия по беременности и родам, или, как его называют в обиходе, декретных выплат. Депутаты отмечают в пояснительной записке, что:

Женщинам, которые не работают, пособие по беременности и родам не выплачивается вообще. Например, домохозяйки, которые никогда не работали и не служили, либо же трудились неофициально и не имели отчислений в ФСС, не получают указанных выплат. Кроме того, аналогично не получают указанные выплаты лица, проходящие очно-заочную и заочную форму обучения.

Они считают это несправедливым, ведь такие женщины также рождают детей. В перечень получателей декретных выплат авторы инициативы предлагают включить:

  • будущих мам, которые обучаются по любой форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;
  • женщин, которые работали в течение одного года за двухлетний период, предшествующий обращению за пособием по уходу за ребенком, но сейчас не работают и не состоят на учете в качестве безработных.

Если инициатива парламентариев будет поддержана их коллегами, то женщины, уволившиеся по собственному желанию, смогут получать декретное пособие.

Примечательно, что этот законопроект его авторы вносят в Госдуму уже не в первый раз, но в прошлые разы он не прошел даже первого чтения и был отклонен на уровне профильного комитета. Сейчас шансов у инициативы больше, ведь об увеличении детского пособия до 3 лет задумались в Правительстве РФ, и предложения об установлении размера этой выплаты аналогично размеру пособия до 1,5 лет от чиновников также звучали.

Законопроект зарегистрирован в профильном комитете по вопросам семьи, женщин и детей. Дата его рассмотрения пока не определена.

m.ppt.ru

Детское пособие на детей до 3-х лет: документы, размер, как получить?

Детское пособие до 3 лет является одним из видов компенсационных выплат. Назначается при соблюдении установленного законодательством порядка и при предоставлении соответствующих документов.

Детское пособие до 3-х лет: размер выплат

Указом Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 установлен размер ежемесячных компенсационных выплат мамам (иным родственникам, которые фактически осуществляют уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с предприятием, учреждением и организацией независимо от организационно-правовых форм, и женщинам – военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста – 50 рублей.

Стоит отметить, что это «общая» цифра по России; каждый регион вправе устанавливать свой размер вышеуказанного пособия. Например, в Москве детям до 3 лет выплачивают 2 000 рублей, а в местностях, в которых имеется районный коэффициент к основному заработку, этот же коэффициент влияет и на размер пособия для детей до 3 лет.

Как получить детское пособие: необходимые документы

Данная выплата назначается матерям с начала отпуска по уходу за ребенком и прекращается в месяц, следующий за месяцем достижения ребенком 3 лет.

Для назначения выплаты необходимы следующие документы:

  1. заявление;
  2. копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
  3. свидетельство о рождении ребенка;
  4. трудовая книжка.

Данные документы заявитель предоставляет своему работодателю.

Законодателем предусмотрена еще одна категория женщин, которая может претендовать на получение вышеуказанной выплаты – те, кто был уволен в связи с ликвидацией предприятия, но не получает пособие по безработице.

То есть к вышеуказанным документам они должны приложить справку о том, что пособие по безработице они не получают. Документы предоставляются в соответствующие органы социальной защиты населения.

В течение 10 дней после поступления заявления уполномоченный орган должен принять решение о назначении/отказе в назначении выплаты.

Как подать заявление на получение детского пособия до 3 лет?

В зависимости от категории лиц, подающих документы, их можно передать лично по месту работы или в органы социальной защиты.

Если по каким-то причинам лично передать документы не получается, можно воспользоваться услугами» законного представителя.

Вторым вариантом может стать подача заявления через МФЦ, через Единый портал государственных и муниципальных услуг или иным способом, позволяющим передать информацию на электронном носителе.

В случае поступления пакета документов, органы соцзащиты проверяют их подлинность. Если заявитель – безработная мама, и она не представила справку с биржи труда о том, что не получает пособие по безработице, органы соцзащиты должны запросить эту справку самостоятельно.

Межведомственный запрос должен быть направлен в течение 2 дней после поступления заявления в форме электронного документа.

Кто может обратиться с заявлением о назначении пособия?

Помимо матери за назначением компенсационных выплат ребенку до 3 лет к работодателю могут обратиться следующие лица:

  • отец;
  • опекун;
  • усыновитель;
  • бабушка;
  • дедушка;
  • другой родственник, который фактически осуществляет уход за ребенком.

А теперь более подробно о «категориях» матерей, которые могут претендовать на получение пособия:

  • состоящие на госслужбе (военнослужащие);
  • женщины – инвалиды 1 и 2 группы;
  • матери, которые обучаются в ВУЗе на заочном отделении;
  • женщины – индивидуальные предприниматели;
  • женщины, которые официально получили статус безработной в связи с ликвидацией предприятия;
  • безработные мамы, которые занимаются профессиональным переобучением (проходят переподготовку);
  • женщины, которые ухаживают за детьми-инвалидами 1-й группы или пожилыми людьми, чей возраст превышает 80 лет.

Пособия для детей до 3 лет: о чем еще нужно знать?

Если мы проследим за всеми изменениями законодательства, то заметим, что размер пособия для детей до 3 лет не изменялся и не индексировался с 1994 года.

Возможно, такое «постоянство» связано с тем, что данное пособие выплачивается за счет средств работодателя, в то время как выплата пособия по беременности и родам осуществляется Фондом социального страхования.

Стоит отметить, что пособия для детей до 3 лет не облагаются никаким налогом, поэтому работодатель ничего не теряет. При этом данная выплата должна быть осуществлена вне зависимости от того, предусмотрена ли она внутренними документами организации или нет (коллективным, трудовым договором, соглашением между работником и работодателем). Она осуществляется в силу закона.

Однако следует понимать, что выплачиваться данное пособие будет только в случае поступления заявления на нее: не будет заявления – не будет выплаты.

«Максимальный» срок, в течение которого можно обратиться за получением пособия – не позже 6 месяцев со дня ухода в отпуск по уходу за ребенком. Если вы обратитесь позже, то выплаты вам будут произведены за срок, не превышающий 6 месяцев.

Когда выплата пособия для детей до 3 лет прекращается?

Выплата пособия для детей до 3 лет прекращается на следующий день после наступления таких обстоятельств:

  • Женщина прерывает отпуск по уходу за ребенком и выходит работать на полный рабочий день.
  • У женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, наступает отпуск по беременности и родам.
  • Маме назначается пособие по безработице.
  • Работник увольняется по собственному желанию.
  • Ребенок переводится на полное государственное обеспечение.
  • Родителя, который осуществлял уход за ребенком, лишают родительских прав.

Причем о наступлении всех обстоятельств получатель пособия должен сам уведомить своего работодателя или органы социальной защиты.

Основные «заблуждения»

1. Первое и самое главное заблуждение – многие мамы считают, что данное пособие назначается с 1,5 до 3 лет.

Нет, это не так. Пособие назначается после подачи всех документов непосредственно с первого дня начала отпуска по уходу за ребенком.

2. Пособие на детей до 3 лет выплачивается в размере 50 рублей на каждого ребенка (если в результате многоплодных родов на свет появилось 2 или более детей).

Нет. Пособие выплачивается не на детей, а матери за то, что она «теряет» возможность работать, поэтому оно и считается компенсационным.

3. Выплата пособия зависит от «желания» работодателя.

Нет. Выплата пособия предусмотрена указом Президента, поэтому мнения вашего работодателя никто не спрашивает. Но еще раз напомним, что выплачиваться она будет только в случае поступления заявления от вас.

4. Работодатель – индивидуальный предприниматель обязан выплачивать своим работникам пособия на детей до 3 лет.

Нет. Такая обязанность возложена лишь на юридические лица и организации вне зависимости от их организационно-правовой формы.

Денежные средства на выплату пособия аккумулируются непосредственно из «бюджета» работодателя. Фонд социального страхования к этим деньгам отношения не имеет.

Таким образом, получить пособие по уходу за ребенком до 3 лет может любой родитель, который осуществляет уход за ребенком и состоит в трудовых отношениях или был уволен в связи с ликвидацией предприятия, но не получает пособие по безработице.

nsovetnik.ru

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2018 году

Материнство и детство практически во всех странах мира являются наиболее значимыми ценностями общества, поэтому повсеместно действуют государственные финансовые программы поддержки рождаемости.

Выплата помощи молодым матерям осуществляется как компенсация временной нетрудоспособности женщины, пока она ухаживает за младенцем. В стареющих европейских странах такая государственная помощь имеет крайне привлекательные условия, а в Арабских Эмиратах на рожденного нового гражданина страны даже выделяется собственная жилплощадь.

Срок, на протяжении которого женщина может пользоваться льготным положением, в России ограничен тремя годами, по достижению этого возраста малыш оформляется в детский сад, а мама выходит на работу.

В идеале, сумма начислений для матери и ребенка должна отвечать среднему прожиточному уровню страны, однако на практике не все так радужно, как хотелось бы.

Стоит оговорить, что компенсационные выплаты на ребенка или иначе «детские деньги» имеют право получать все родители, которые ухаживают за новорожденным – это обязательный вид государственной помощи. Ограничение или запрет начислений пособий на ребенка касается только родителей-отказников или лишенных родительских прав. В этом случае «детские деньги» получает лицо или учреждение, являющееся опекуном малыша (родственники, детский дом, приют и т.д.). Для получения выплат родители должны обратиться в органы ФСС и предоставить установленный пакет документов, вместе со свидетельством о рождении.

Размер пособий по уходу за ребенком в 2018 году

Что касается размера суммы выплат по уходу за ребенком, то тут законодательство разделяет два вида пособия:

  • по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • по уходу за ребенком до 3 лет.

Минимальная ежемесячная выплата пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2015 году составляла 2 718 рублей на первого ребёнка (в 2016 году – 2856) и 5 436 рубля (5676 рублей в 2016 году) на второго и последующих детей.

Как и в прошлом и позапрошлом году, в 2018 данное пособие рассчитывается исходя из среднего заработка лица, получающего начисления, и составляет примерно 40% от средней зарплаты, но в любом случае она (средняя зарплата) не должна быть ниже МРОТ. В 2018 году он составляет 5965 рублей, что на 7,4% больше прошлогоднего уровня. Все детские ежемесячные выплаты до 1,5 лет также проиндексированы в 2018 году на 5-5,5%:

  • минимальное пособие по уходу за первым ребенком – 2718 рублей/месяц;
  • минимальное пособие по уходу за вторым и каждым последующим ребенком – 5436 рублей/месяц.

При этом коэффициент расчета пособия в минимальном размере для каждого региона России может быть разным, он так и называется «районный коэффициент» и узнать его можно на сайтах органов самоуправления.

Что же касается «детских денег» (пособий) от полутора до трех лет, то сумма тут ничтожно мала и совершенно нежизнеспособна как финансовая помощь – 50 (пятьдесят) рублей в месяц на одного несовершеннолетнего.

Право на получение пособия по уходу за ребенком имеют родители или родственники, осуществляющие уход за малышом (при этом все лица подлежат обязательному социальному страхованию кроме случаев, смерти матери и/или отца или лишения их родительских прав). Если проще, то получает пособие тот, кто находится в отпуске по уходу за ребенком.

Если мама или другое лицо, получающее пособие по уходу за детьми, были трудоустроены на нескольких предприятиях, то они имеют право выбора основы расчета для получения ежемесячного пособия.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году

В 2018 году в получении пособия по уходу за ребенком изменилась только сумма, порядок начисления выплаты остается прежним. Нетрудоустроенные родители могут получать пособие в органах социальной защиты по месту проживания. Для оформления пособия необходимо обратиться в отделение ФСС с соответствующим заявлением в срок не позднее шести месяцев с момента исполнения малышу полутора лет.

Если родитель, получающий пособие трудоустроен, то начисление производится в бухгалтерии по месту работы, пакет документов и срок подачи заявления при этом неизменны:

  1. заявление о получении пособия;
  2. справка о рождении ребенка, выданная ЗАГСом;
  3. свидетельство о рождении или копия;
  4. справка с места работы второго родителя или ФСС о том, что пособие второму родителю на момент подачи документов не назначалось.

Для нетрудоустроенных пакет документов расширяется трудовыми книжками родителей, справкой из ЗАГСа о втором родителе (для одиночек) и аттестатами/дипломами об образовании.

Пособие начисляется в течение шести месяцев с момента рождения ребенка и может быть выдано единовременно в течение 10 дней после подачи документов.

Если в семье несколько детей до 1,5 лет, то сумма всех пособий не может превышать 100% среднего заработка лица, его получающего.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет

Выплата «детских денег» от 1,5 до 3 лет регулируется в большей мере местными начислениями, чем общегосударственной программой. Так, федеральное законодательство предусматривает символическую выплату в размере 50 рублей в месяц, но при этом в некоторых регионах существует собственный коэффициент перерасчета. Для примера, в Москве матери получают по 2000 — 2200 рублей на детей в возрасте 1,5 — 3 года.

Основанием местных перерасчетов является несколько факторов:

  1. количество детей в семье;
  2. средняя заработная плата по региону;
  3. средний доход лица, получающего компенсацию.

В Думе уже неоднократно поднимался вопрос о пересмотре начислений родителям детей до трех лет, однако пока ни одна из программ не принята за основу. Так, чуть больше года назад, 11 ноября 2013 года в Госдуме зарегистрирован законопроект, предусматривающий внесение изменений в установленные законодательством размеры и сроки выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

На основании данного предложения существует практика продления выплаты пособия от полутора до трех лет, но она не повсеместная, а применяется в некоторых отдельных регионах: Москве и Санкт-Петербурге, Чукотском АО, в Пермском и Хабаровском краях, республиках Коми, Чеченской, Чувашской, Мордовии, а также в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и ряде областей России, в числе которых Амурская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Калужская, Кировская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Тамбовская, Тульская, Тюменская и Челябинская.

Напомним, что право на получение компенсационных выплат по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста также имеют:

  • родители или лица (опекуны, бабушки и дедушки или иные родственники), фактически осуществляющие уход за малышом;
  • матери, которые проходят военную службу по контракту, в том числе в органах внутренних дел;
  • матери, которые входят в состав гражданского персонала воинских формирований РФ, на территории иных государств;
  • матери, которые на момент родов были нетрудоустроенными или уволенными в связи с сокращением штата и/или ликвидацией организации, но при этом не получают пособие по безработице.

molodsemja.ru

В помощь маме: выплаты пособия по уходу за ребёнком предлагают продлить до семи лет

Выплаты пособия по уходу за ребёнком могут продлить до достижения им трёхлетнего возраста. Соответствующий законопроект (есть в распоряжении RT) разработан депутатом комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Сергеем Вострецовым.

«После распада СССР очень много помещений детсадов отдали под коммерческие нужды. Когда пошёл бум рождаемости, оказалось, что регионы не могут обеспечить всех нуждающихся яслями, — говорит он. — По состоянию на 1 мая 2016 года очерёдность в ясли составляет около 193 тыс. детей в возрасте от полутора до трёх лет. В связи с этим значительное количество матерей вынуждено находиться в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Нужно, чтобы у этих людей была возможность работать».

Сейчас пособие по уходу за ребёнком прекращают выплачивать после полутора лет. Его размер составляет около 40% от среднего заработка и зависит от факта трудоустройства, размера зарплаты до ухода в отпуск, а также региона, в котором проживает получатель. В некоторых случаях выплачивается фиксированная сумма. Средний минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком составляет около 2,9 тыс. рублей, за вторым и последующими детьми — 5,8 тыс. рублей, а средний максимальный — около 11,6 тыс. рублей. При этом отпуск по уходу за ребёнком предоставляется до достижения им трёх лет. В период от полутора до трёх лет выплачивается уже не пособие, а ежемесячная компенсация в размере 50 рублей.

По экспертным оценкам, около 40% ухаживающих за детьми по достижении ими полутора лет не выходят на работу. Примерное число получателей пособия, на которых будут распространяться нормы указанного проекта федерального закона, составит около 77 тыс. человек, отмечает депутат.

По словам депутата, сейчас в ряде регионов трудно получить место не только в яслях, но и в детских садах для детей от трёх лет. Такая проблема наиболее остро стоит в больших городах.

«Существуют регионы, где очереди в дошкольные учреждения непомерно велики. Речь идёт в основном о городах-миллионниках, таких как Москва и Санкт-Петербург. Дело в том, что они разрастаются слишком быстро, а инфраструктура не поспевает за этим процессом, — рассказывает RT депутат, — наша задача заключается в предотвращении этих пробелов в реализации детской программы дошкольного образования».

Законопроект также предусматривает выплаты для ухода за детьми постарше — в возрасте от трёх до семи лет, но только в том случае, если ребёнку не досталось место в детском саду. Предлагается установить ежемесячное пособие в фиксированном размере — 3 тыс. рублей на каждого ребёнка. Для того чтобы его получить, нужно будет просто предъявить справку из РОНО о том, что вам не могут предоставить место в детском саду.

Молодая мама Мария Шаталова в разговоре с RT отметила, что выплаты в размере 3 тыс. рублей в месяц не позволят родителям отдать ребёнка в частный сад или же нанять няню.

«Сейчас моей дочери два годика. Я получаю всего 50 рублей в месяц от государства, но эти деньги даже не проверяю на счету — это смешно. Ребёнку предоставили место в садике в группе кратковременного пребывания на два часа — за это время я не успеваю ничего, только в магазин заехать, — жалуется молодая мама, — компенсация даже в 3 тысячи неадекватна тому факту, что мама не может выйти на работу — или может, но она будет вынуждена отдавать всю свою зарплату на оплату частного сада или няни».

При этом Мария полагает, что продление выплат не будет лишним.

«До полутора лет ребёнка я получала пособие по уходу. Поскольку уходила в декрет с работы, сумма моего пособия отличалась от стандартного государственного в большую сторону — около 10 тыс. рублей, — отмечает Мария Шаталова, — этой суммы полностью хватало на подгузники на весь месяц, а также на бытовые мелочи для малыша: бутылочки, соски, мелкие игрушки, средства по уходу».

Член комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты Юлия Зимова поддерживает инициативу. Однако считает, что вместо выплат пособий по уходу за детьми в возрасте от трёх до семи лет разумнее было бы предоставлять сертификат на обучение ребёнка в детском саду, соответствующий реальной стоимости.

«Пребывание ребёнка в детском садике в Москве стоит примерно 10 тыс. рублей в месяц. Если для государства содержание ребёнка обходится в 10 тыс., то почему оно должно выплачивать только 3 тыс.? — возмущается Зимова. — Нужно выдавать сертификат в размере 10 тыс. рублей за каждый месяц, чтобы родитель смог отдать ребёнка в тот сад, который он сам считает нужным. Если государство не может выделить место, то можно определить ребёнка в частное учреждение, покрыв часть расходов этим сертификатом».

Также она считает, что нужно убрать максимальный размер выплат пособий по уходу за детьми до полутора лет, так как он делает просто невыгодным уход в декрет для людей с высокой зарплатой.

«Если ты работал менеджером высшего звена, у тебя зарплата 100 тыс. рублей, то ты не получишь 40% от неё в виде 40 тыс. рублей, потому что есть ограничение в виде максимального размера пособия по уходу. В Москве он составляет около 19 тыс. рублей, больше этой суммы даже при очень высокой зарплате получать нельзя», — говорит Зимова RT.

russian.rt.com

Компенсация за детский сад

Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

В связи с этим российским семьям с небольшим доходом зачастую сложно оплачивать услуги детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), особенно при наличии нескольких детей дошкольного возраста. Для частичного решения этой проблемы региональными и местными властями в городах и других населенных пунктах страны вводятся компенсации за детский сад.

Меню для навигации по странице

  • Предусматриваемые сейчас региональные компенсации за детсады частично решили проблему, связанную с высокой стоимостью содержания ребенка в ДОУ. Например, в Москве и других городах многодетные семьи, в которых в детсад определены сразу трое детей, освобождаются от оплаты за содержание.
  • Однако до сих пор более актуальной продолжает оставаться проблема, связанная с нехваткой мест в государственных и муниципальных детских садах, особенно ощутимая для родителей детей от 1.5 до 3 лет (когда прекращаются выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком и в связи с нехваткой ясельных групп устроить ребенка в детсад не представляется возможным). Сейчас строятся детсады в основном для детей младшего и дошкольного возраста от 3 до 7 лет, а ясли до сих пор остаются без должного внимания.

По данным Министерства образования и науки РФ, на начало второго полугодия 2015 года количество детей, не обеспеченных местами в муниципальных и государственных ДОУ, составляло:

  • 430 708 человек — в возрасте до 3 лет;
  • 243 986 человек — дети от 3 до 7 лет.

В последние годы государство делает акцент на развитие сети дошкольных образовательных организаций. Правительством в большинстве субъектов федерации ведется активная работа по строительству новых детских садов, призванная в обозримом будущем (в течение нескольких ближайших лет) полностью ликвидировать имеющиеся очереди. Однако несмотря на это, ситуация до сих пор во многих городах и регионах страны продолжает оставаться очень сложной.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена, а проблема остается катастрофически актуальной — прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья, которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение.

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области — 40%.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты — на первого ребенка в семье;
  • 50% — на второго;
  • 70% — на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется оплата за детей-инвалидов, сирот и оставшихся без родительского попечения. А в городе федерального значения Севастополе компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере — 30%, на второго и последующих — 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее — при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) — на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) — на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб., что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на оптимистичное заявление Премьер-министра Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников, проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед. Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с завершением отпуска по уходу за ребенком, имеют такую возможность.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5, который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5, который предусматривал изменения в закон «Об образовании», действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012.

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной — в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

  • частично разгрузить действующие детсады от наплыва желающих, в том числе стоящих в очередях;
  • дать возможность родителям решить вопрос подготовки ребенка к школе самостоятельно, в том числе в частных детских садах и с помощью репетиторов;
  • предоставить матерям материальную поддержку на детей, если они не смогут выйти на работу после окончания декрета.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания. Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания», где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована, устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности — возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре — от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет — 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго — 1500 руб., третьего — 2000 руб.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует. Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе — никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств материнского (семейного) капитала. С 2015 года обсуждается возможность расширения круга лиц, оказывающих образовательные услуги по присмотру и уходу за детьми-дошкольниками, до индивидуальных предпринимателей — частных детских садов и нянь-ИП.

Постановлением Правительства РФ № 926 от 24.12.2007 года регулируются Правила направления средств материнского капитала на получение образования детьми. В соответствии с ними средства по сертификату на маткапитал разрешается использовать полностью или частично на оплату услуг образовательных учреждений, которые работают по программам, получившим государственную аккредитацию.

Для распоряжения средствами владелец сертификата должен подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда России (ПФР), к которому прилагается копия договора об оплате образовательных услуг с детским садом. Деньги перечисляются на счет организации, предоставляющей услуги, в безналичной форме в двухмесячный срок.

Таким образом, в 2015 году на уровне высшего руководства страны рассматривается законопроект, по которому мат. капитал можно будет расходовать на оплату услуг ИП. Это могло бы способствовать решению проблемы нехватки мест в государственных детсадах и яслях, а также расширить возможности женщин в отношении трудоустройства или возобновления рабочей деятельности.

Компенсация за частный детский сад

Во многих регионах компенсационные выплаты предусматриваются также родителям детей, которые посещают не только государственные, но и частные детсады. Однако оплата за частный детский сад часто составляет существенную сумму (до нескольких десятков тысяч рублей в месяц), и проблематичным для регионального бюджета может стать даже возмещение 20% от оплаты за одного ребенка.

  • В связи с этим размеры компенсаций за частные детские сады зачастую привязываются к средней плате за ДОУ в регионе в государственных или муниципальных учреждениях того же субъекта федерации, к которому относится коммерческая организация.
  • Средний размер платы за посещение государственных или муниципальных детских садов определяется местными органами власти субъекта РФ каждый год и приводится по состоянию на 1 января.
  • Возмещение расходов не предусматривается для специализированных (музыкальных, спортивных, художественных) платных образовательных организаций.

Региональные программы поддержки частных детсадов

Для уменьшения дефицита мест в детсадах некоторые регионы внедряют местные программы поддержки негосударственных дошкольных учреждений.

Например, в Свердловской области для частичного решения проблемы с очередями в детские сады решили поддерживать уже работающие частные учреждения путем выделения субсидий для сокращения размера устанавливаемо родительской платы. Это даст возможность родителям посещать коммерческие детские сады на условиях оплаты, схожих с государственными и муниципальными ДОУ.

Аналогичные предложения были направлены в федеральные органы власти для внесения изменений в действующий закон «Об образовании в РФ». Законодательная инициатива предусматривает:

  • субсидии муниципалитетам, поддерживающим развитие в регионе частных детсадов;
  • компенсации родителям за содержание ребенка в мини-садике.

По мнению губернатора Омской области, привлечение на рынок услуг частных детсадов способно улучшить экономику региона. В области действует 12 видов поддержки частным социальным предпринимателям.

Однако подобные инициативы сталкиваются с рядом сложностей.

Заключение

Проблема предоставления детям мест в детсадах и оплаты за услуги дошкольных образовательных учреждений в стране еще не решена даже на уровне нормативных правовых актов.

  • Федеральной программы компенсационных выплат родителям, которые не могут устроить ребенка в дошкольное учреждение, не существует. В отдельных субъектах РФ разработаны и внедрены местные компенсации из региональных бюджетов.
  • На федеральном уровне введены компенсации родителям за фактическую оплату услуг детсадов, размер которых зависит от количества детей в семье, их возраста и региональных особенностей денежных возмещений. Они частично снимают с плеч родителей финансовый груз.
  • В некоторых регионах действуют компенсации за частные детсады, однако для их получения образовательная программа коммерческой организации должна соответствовать утвержденной государством, а размер возмещения обычно невелик по сравнению со стоимостью ежемесячной платы.

posobie-expert.ru

Смотрите еще:

  • Приказ минобрнауки от 03062011 1994 Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2013 г. N 1100 "Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства […]
  • Образец протеста прокурора в суде Мне необходим образец кассационного протеста прокурора на приговор районного суда. 1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru Принципиально ничем не отличается от приведенного ниже (зависит от обстоятельств дела и выдвинутых […]
  • Приказ от 2003 об образовании Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 ноября 2013 г. N 1267 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" Приказ […]
  • Приказ 736 прерывание беременности по медицинским показаниям Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. N 736 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства […]
  • О защите прав потребителей ст 140 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с изменениями и […]
  • Профессии с горячим стажем список Полный список профессий, позволяющих оформить досрочную пенсию Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста на основании статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых […]
  • Расчёт пенсии северянам ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от места нынешнего проживания, представлено право на досрочное назначение страховой пенсии по […]
  • Закон 15-фз о курении Закон о штрафах за курение в неположенных местах принят Госдумой Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон об административной ответственности за нарушение так называемого "антитабачного" закона. Документом, в частности, […]