Постановление no 761 субсидии

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761
«О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

С изменениями и дополнениями от:

18 июня 2007 г., 24 декабря 2008 г., 16 марта 2013 г., 30 июля, 24 декабря 2014 г., 29 декабря 2016 г., 27 февраля 2017 г., 18 апреля, 26 июля 2018 г.

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

2. Установить, что размеры субсидий, предоставленных гражданам до вступления в силу настоящего постановления, пересчету не подлежат в течение всего периода, на который субсидии были предоставлены, за исключением случая, когда размеры субсидий увеличиваются.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить в 2-месячный срок методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных настоящим постановлением.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

установить в 2-месячный срок региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг и региональные стандарты максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;

обеспечивать своевременное предоставление местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в необходимых объемах субвенций на финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 490 «О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2701);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. N 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 36, ст. 3671).

Председатель Правительства
Российской Федерации

14 декабря 2005 г.

Взамен действовавшего ранее Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг от 30 августа 2004 года утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Установлено, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

На одну семью предоставляется одна субсидия. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Перечисляются документы, представляемые с заявлением о предоставлении субсидии, устанавливается порядок определения состава семьи заявителя. Установлен запрет на требование при предоставлении субсидий документов, не предусмотренных Правилами. Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Определяются особенности предоставления субсидий сотрудникам, проходящим военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и гражданам, проживающим в закрытых военных городках.

Предусмотрена возможность предоставления субсидий иностранным гражданам.

Устанавливаются основания, по которым предоставление субсидии может быть приостановлено и даже прекращено. В частности, предоставление субсидии может быть приостановлено в случае неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.

Размеры субсидий, предоставленных гражданам до вступления постановления в силу, пересчету не подлежат в течение всего периода, на который субсидии были предоставлены, за исключением случая, когда размеры субсидий увеличиваются.

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. N 51 ст. 5547, в «Российской газете» от 22 декабря 2005 г. N 288

Решением Верховного Суда РФ от 26 октября 2011 г. N ГКПИ11-1394, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2011 г. N КАС11-724, подпункт «б» пункта 8 Правил признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части, препятствующей военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, зарегистрированным по месту жительства по адресам воинских частей, но проживающим ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенных ими договоров найма (поднайма), прилагать к заявлению о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования указанными жилыми помещениями

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 26 июля 2018 г. N 871

Изменения вступают в силу с 7 августа 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2018 г. N 464

Изменения вступают в силу с 28 апреля 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления и применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. N 1540

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 734

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 г. N 221

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1001

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 379

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

761 ФЗ «О предоставлении субсидии»

Субсидия на жилье — это материальная помощь, в виде определенной денежной суммы, которая выделяется из местного или федерального бюджета РФ.

Согласно положением гос постановления, получить льготы на жилье праве граждане, проживающие на постоянной основе в РФ и иностранные лица. Желающие граждане могут подать заявление на получение субсидий на жилье — бесплатно.

Если заявитель получил отказ в предоставление льготных выплат на оплату коммунальных услуг за жилье, он в праве обжаловать это решение. Жалоба оформляется в письменном или электронном виде и подается в главную трудовую социальную защиту.

Подробнее обо всех деталях Постановления читайте в статье.

Описание постановления правительства 761

Постановление Правительства №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» было принято 14 декабря 2005 года. Постановление включает в себя 5 пунктов.

Пункт 1

В нем идет речь об утверждении прилагаемых к постановлению правил на предоставление выплат на оплату коммунальных услуг и жилого помещения.

Пункт 2

Согласно положениям п 2 предоставленные субсидии, до момента вступления в силу постановления №761, перерасчету не подлежат. Исключение составляет только случай, когда размер льготных выплат увеличивается.

Пункт 3

Согласно положениям п 3 рекомендуется предоставить на двух месячный срок методические советы по использованию предоставленных субсидий на оплату коммунальных услуг и жилого помещения.

Пункт 4

В п 4 перечислены рекомендации для субъектов РФ:

  • необходимо в течение двух месяцев установить стандарты регионального типа для площади, которая используется для исчисления размера льготных выплат;
  • своевременно пополнять местные бюджеты для выдачи гражданам субсидий.

Пункт 5

После вступления в силу постановления признать утратившими силу ряд документов:

  • Постановление №490;
  • Постановление №444.

Кому полагаются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг?

Право на субсидии для погашения платежей за жилье и коммунальные услуги полагается:

  • пользователям жилья, находящегося в собственности государственного или муниципального фонда;
  • участникам жилищно-строительного кооператива;
  • нанимателям жилья по договору найма;
  • собственникам личного жилья — квартиры, жилого дома или его части.

Данным категориям граждан выплачиваются льготы только при условии, что их прожиточный минимум на семью меньше среднего установленного. Также субсидии предоставляются людям при условии, что они постоянно проживают на данной жилплощади со своей семьей.

Субсидии могут быть выданы членам семьи, если собственник или наниматель жилья:

  • проходит военную службу;
  • был осужден судом;
  • умер;
  • признан без вести пропавшим;
  • находится на принудительном лечении в специальном учреждении.

Льготы могут быть предоставлены гражданам при отсутствии задолженностей по коммунальным услугам.

Решение о предоставлении субсидий принимают:

  • орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • уполномоченный гос орган;
  • федеральные органы исполнительной власти.

Также в постановлении прописан порядок по которому органы субъекта РФ в праве передать свои полномочия на принятие решения о предоставлении льгот.

Как оформить субсидии по закону?

Шаг 1. Для того, чтобы оформить, положенные по 761 ФЗ субсидии, необходимо собрать пакет документов.

Он включает в себя:

  • копии документов, которые подтверждают права хозяина на собственное жилье. В случае с нанимателей, необходимо предоставить контракт;
  • квитанции об уплате коммунальных платежей за последний период, перед подачей заявления на получение льгот;
  • копии документов, подтверждающих право заявителя на получение льгот. В случае, если предоставляется ксерокс, не заверенный нотариально, необходимо предоставить и оригинал документа;
  • документы, подтверждающие наличие гражданства РФ (обязательно для иностранных граждан);
  • акты, в которых прописан ежемесячный доход заявителя и членов его семьи;
  • копии документов, одобренных судьей, о том, что заявленные граждане действительно являются родственниками хозяину квартиры или жилого дома;
  • документы о людях, которые зарегистрированы на месте постоянного жительства заявителя.

Постановлением Правительства допускается подача документов по собственной инициативе собственника. Государственные служащие не вправе требовать от заявителей иные документы, не предусмотренные данным постановлением.

Уполномоченные гос служащие обязаны проверить:

  • полноту;
  • достоверность;
  • подлинность предоставленных документов.

Документы могут быть отправлены почтой или в электронном виде. Если заявитель прислал пакет документов вне рабочее время, то моментом их получения считается следующий день.

Шаг 2. Вторым этапом для получения субсидий является подача заявления. К нему прикладывается весь пакет документов и ожидается решение.

Уполномоченный орган может приостановить рассмотрение заявления на период не более чем 1 месяц. Сделать он это может в течение 10 дней после подачи заявителем прошения.

Уполномоченный орган должен сообщить заявителю о приостановлении его дела в течение трех рабочих дней, с момента принятия решения. Заявление может быть приостановлено из-за неполного пакета документов. Если собственник не предоставляет документы на период приостановления, то в выдаче субсидий ему будет отказано.

Важно! Уполномоченный орган несет ответственность за все полученные данные, собранные в процессе принятия решения о выдаче субсидий. За разглашение личных данных он может понести ответственность.

Текст постановления правительства 761

Постановление Правительства №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» регламентирует размер и порядок выдачи субсидий. Согласно положениям постановления, размер льгот исчисляется помесячно и зависит от суммы на оплату коммунальных услуг.

Правительство РФ устанавливает региональные стандарты по стоимости коммунальных услуг за жилье. Определение стандартов исходит из минимального перечня услуг, необходимых гражданину РФ. Чтобы детальнее изучить Постановление Правительства РФ №761, скачайте его по ссылке.

Постановление no 761 субсидии

1. Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 .

———————————
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 опубликовано в Российской газете от 22 декабря 2005 года N 290.

2. Настоящие Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — Рекомендации) разработаны в соответствии с:

2.1. Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс);

2.2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее — Постановление) и утвержденными им Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — Правила);

2.3. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Рекомендации разработаны для оказания методической помощи:

3.1. органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным устанавливать размеры региональных стандартов (см. часть 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса, пункт 21 Правил, раздел X Рекомендаций), финансировать расходы на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) ;

———————————
В связи с признанием утратившим силу с 1 марта 2005 года Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), а также в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации.

3.2. органам местного самоуправления, имеющим право устанавливать размеры местных стандартов (см. часть 11 статьи 159 Жилищного кодекса, пункт 31 Правил) и обязанным финансировать возникающие в связи с этим дополнительные расходы, связанные с предоставлением субсидий, за счет средств местного бюджета;

3.3. органам местного самоуправления, органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а в случаях, указанных в разделе VII Правил федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, уполномоченным устанавливать в соответствии с пунктами 53 и 71 Правил порядок перечисления (выплаты, вручения) гражданам субсидии (далее — Порядок перечисления);

3.4. уполномоченным органам, предоставляющим гражданам субсидии и обеспечивающим их перечисление (выплату, вручение) гражданам в соответствии с Порядком перечисления. В соответствии с пунктом 7 Правил уполномоченными органами являются: органы местного самоуправления или управомоченные ими муниципальные учреждения, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 Правил, — федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба;

3.5. органам местного самоуправления, органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, осуществляющим обеспечение предоставления субсидий в соответствии с утвержденным ими порядком финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий.

4. К функциям уполномоченных органов по организации предоставления субсидий и по расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг относятся:

4.1. прием заявлений граждан о предоставлении субсидии с приложением необходимых документов;

4.2. консультирование граждан по вопросам предоставления субсидий;

4.3. определение полноты и достоверности представленных гражданами документов;

4.4. установление права гражданина (заявителя) и совместно с ним проживающих членов его семьи на субсидию в соответствии с условиями предоставления субсидий;

4.5. определение состава семьи получателя субсидии;

4.6. учет доходов, расчет совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, среднедушевого дохода семьи;

4.7. расчет прожиточного минимума семьи;

4.8. определение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приходящихся на граждан, соответствующих условиям предоставления субсидий;

4.9. расчет размера субсидии;

4.10. принятие решения о предоставлении гражданину (заявителю) субсидии или отказе в ее предоставлении и доведение принятого решения до граждан;

4.11. формирование в отношении каждого заявителя дела, включающего документы, необходимые для принятия решения;

4.12. организация перечисления субсидии гражданину (заявителю, получателю субсидии) на его банковский счет или доставку иным способом в соответствии с Порядком перечисления;

4.13. перерасчет размеров субсидий при изменении региональных и/или местных стандартов, значений действующих в субъекте Российской Федерации прожиточных минимумов социально-демографических групп, а также условий и порядка предоставления субсидий, установленных Жилищным кодексом и Правилами;

4.14. перерасчет размеров субсидий при возникновении в семьях заявителей документально подтвержденных обстоятельств, влияющих на условия предоставления субсидий и размер субсидий;

4.15. контроль своевременности и полноты оплаты получателями субсидий жилого помещения и/или коммунальных услуг;

4.16. выяснение причин несвоевременной и (или) неполной оплаты гражданином (заявителем) жилого помещения и коммунальных услуг;

4.17. принятие и реализация решений о приостановлении и (или) прекращении предоставления субсидий;

4.18. проверка при необходимости представленных заявителем сведений и документов;

4.19. сравнение размеров предоставленной субсидии с фактическими платежами семьи за жилое помещение и коммунальные услуги (ежемесячно или по окончании периода предоставления субсидии) и уменьшение субсидии до фактических платежей в случае превышения субсидии над платежами;

4.20. организация возврата необоснованно полученных гражданами средств субсидий.

5. Должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за распространение или незаконное использование конфиденциальной информации, ставшей известной им в связи с решением вопросов о предоставлении субсидий. Защита информации о гражданах (конфиденциальной информации, персональных данных) должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (статьи 1, 11, 20 и 21).

Ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) установлена статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется:

создавать региональные экспертные комиссии, в состав которых входят руководители и/или главные специалисты уполномоченных органов отдельных муниципальных образований, с целью разработки алгоритмов для решения сложных вопросов, возникающих в практической деятельности уполномоченных органов при определении прав граждан на субсидию, исчислении совокупного дохода семьи и расчете субсидий;

распространять рекомендации экспертных комиссий среди всех уполномоченных органов, действующих на территории субъекта Российской Федерации.

Рекомендации экспертных комиссий не относятся к нормативным регулирующим актам и носят методический характер.

II. Условия предоставления гражданам субсидий

7. Субсидия предоставляется гражданину (заявителю) при одновременном его соответствии следующим условиям:

7.1. наличие гражданства Российской Федерации или распространение на иностранного гражданина соответствующего международного договора Российской Федерации;

7.2. наличие основания пользования заявителем жилым помещением в соответствии с пунктами 3 и 5 Правил;

7.3. наличие регистрационного учета (регистрации) по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией;

7.4. отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключение и (или) выполнение гражданами соглашений по ее погашению;

7.5. превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исчисленных исходя из соответствующего регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, над суммой, эквивалентной максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

8. В соответствии с пунктом 1 Правил субсидия предоставляется заявителю, являющемуся гражданином:

8.1. Российской Федерации;

8.2. иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации .

———————————
В настоящее время к заключенным Российской Федерацией международным договорам, допускающим предоставление иностранным гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, относятся:

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.).

Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (Бишкек, 13 октября 1995 г.).

Указанные договоры не следует путать с договорами (соглашениями) по вопросам двойного гражданства, к которым относятся:

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.);

Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.).

9. Если гражданин-заявитель соответствует условиям пункта 1 Правил (см. пункты 8.1 и 8.2 Рекомендаций), а кто-либо из членов его семьи не соответствует им, то субсидия предоставляется гражданину-заявителю с учетом только тех членов семьи, которые соответствуют указанным условиям.

10. Если гражданин-заявитель не соответствует условиям пункта 1 Правил (см. пункты 8.1 и 8.2 Рекомендаций), то ни он, ни члены его семьи, независимо от их соответствия указанным условиям, не имеют права на субсидию.

11. Лица без гражданства, в том числе имеющие вид на жительство, не имеют права на субсидию в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и утвержденными Правилами.

12. Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

13. Пользователем жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде является лицо, пользующееся указанным жилым помещением в качестве:

13.1. нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма или договору найма специализированного жилого помещения (в том числе служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии, жилого помещения маневренного фонда, жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения, жилого помещения фонда вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами) или лица из состава его семьи;

13.2. ссудополучателя по договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан или лица из состава его семьи;

———————————
См. часть 1 статьи 92, часть 1 статьи 99, статью 109 Жилищного кодекса.

13.3. бывшего члена семьи указанного в пунктах 13.1 — 13.3 Рекомендаций нанимателя или ссудополучателя.

14. Не имеют права на субсидию иные категории граждан, в том числе:

14.1. ссудополучатели по договору безвозмездного пользования жилым помещением частного жилищного фонда;

14.2. отказополучатели, которым право пользования жилым помещением частного жилищного фонда предоставлено по завещательному отказу;

14.3. получатели ренты, проживающие в жилом помещении частного жилищного фонда на основании договора пожизненного содержания с иждивением;

14.4. поднаниматели жилого помещения государственного, муниципального или частного жилищного фонда, проживающие по договору поднайма;

14.5. временные жильцы в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.

15. Если гражданин заявляет одно основание пользования жилым помещением, а фактически проживает по другому основанию, не дающему ему право на субсидию, то уполномоченный орган при наличии документально подтвержденных сведений отказывает в предоставлении (прекращает выплату) субсидии на основе представления гражданином заведомо недостоверных сведений.

16. В функции уполномоченных органов не входит установление правовых оснований владения и пользования гражданами жилыми помещениями, а только прием и проверка документов, подтверждающих эти основания.

17. В случае, если в семье есть несколько членов, соответствующих всем условиям предоставления субсидий, указанным в пунктах 1 — 6 Правил (см. раздел II Рекомендаций), заявителем на субсидию может быть любой из них.

18. Определение прав на субсидии граждан, проживающих в коммунальной квартире по самостоятельным основаниям и являющимися членами различных семей, а также расчет размера их субсидий производятся раздельно.

19. Если граждане, не относящиеся к членам одной семьи, определяемым в соответствии с пунктом 18 Правил, проживают в одном жилом помещении по разным основаниям (например, собственники, наниматели, поднаниматели и др., указанные в пунктах 3 и 5 Правил), то определение их прав на субсидии и расчет размера субсидий производятся раздельно.

20. При выяснении и оценке оснований пользования гражданами жилыми помещениями необходимо учитывать требования Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что договор найма жилого помещения заключается в письменной форме (ст. 674) на срок, не превышающий 5 лет (ст. 683). При этом сведения о гражданах, постоянно проживающих в жилом помещении вместе с нанимателем, должны быть указаны в договоре найма (ст. 677 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом в договоре найма размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон (ст. 682 Гражданского кодекса).

21. При оценке документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством договор найма не может быть заключен между:

21.1. супругами, поскольку доходы обоих являются их общим имуществом (ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации), за исключением случаев, когда брачным договором установлено иное (ст. 42 Семейного кодекса Российской Федерации);

21.2. родителями и несовершеннолетними детьми, поскольку родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации);

21.3. опекуном, попечителем, а также их супругами и близкими родственниками и опекаемым, поскольку они не вправе совершать сделки с подопечным (ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

22. Поскольку граждане, проходящие военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; осужденные к лишению свободы; признанные безвестно отсутствующими; умершие или объявленные умершими снимаются с регистрационного учета по месту жительства , а граждане, находящиеся на принудительном лечении по решению суда, не могут обратиться в уполномоченные органы с заявлением о получении субсидий, в соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса устанавливается особенный порядок предоставления субсидий членам их семей. В случаях, когда наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят вооруженную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуждены к лишению свободы; признаны безвестно отсутствующими; умерли или объявлены умершими; находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам семьи указанных граждан при условии, что они продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.

———————————
См. подпункты «б», «в», «г», «д» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713.

23. Вместо граждан, указанных в пунктах 3 и 5 Правил (см. пункты 12 и 22 Рекомендаций), обращаться за субсидией могут:

23.1. уполномоченные ими лица на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации ;

———————————
Доверенность выдается в порядке, установленном в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доверенность совершается только в письменной форме. Ее составление возможно в виде особого документа, письма, телеграммы и др. Доверенность на совершение гражданами широко распространенных действий, в том числе на выполнение действий с целью получения субсидий, может быть удостоверена организацией по месту работы, учебы, лечения, воинской службы, лишения свободы или жительства гражданина. При этом соответствующий документ должен содержать данные, необходимые для признания его доверенности (дату составления, реквизиты представителя и предоставляемого, существо полномочий).

23.2. законные представители несовершеннолетних детей или недееспособных граждан (родители, усыновители, опекуны, попечители).

24. Субсидия предоставляется по месту постоянного жительства заявителя. Подтверждением места постоянного жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 во исполнение Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

25. Гражданин, пользующийся несколькими жилыми помещениями по основаниям, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, может претендовать на субсидию для оплаты того жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

26. При расчете субсидии недопустимо исключение из состава семьи заявителя ее членов, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении, которые временно проживают в другом жилом помещении в том же или в другом населенном пункте и зарегистрированы в нем по месту пребывания.

27. По месту временного пребывания граждан субсидии не предоставляются.

28. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

29. Граждане считаются имеющими задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (должниками) при условии, что они на момент обращения с заявлением о получении субсидии не полностью внесли плату за жилые помещения и коммунальные услуги:

29.1. за истекший и/или предшествующие ему прожитые месяцы — при обращении с заявлением с десятого числа по последнее число текущего месяца;

29.2. за месяц, предшествующий истекшему, и/или более ранние прожитые месяцы — при обращении с заявлением с первого до десятого числа текущего месяца.

30. Если договором управления многоквартирным домом установлен срок внесения плату за жилые помещения и коммунальные услуги, отличающийся от срока, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса, то граждане считаются имеющими задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (должниками) при условии, что они не полностью внесли плату за жилые помещения и коммунальные услуги за те месяцы, срок оплаты которых в соответствии с договором управления истек на момент обращения с заявлением о получении субсидии.

31. Граждане, имеющие задолженность по всем или некоторым видам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, вправе обратиться за субсидией только после погашения задолженности или заключения соглашения с кредиторами о ее погашении:

31.1. с управляющей организацией — при управлении многоквартирным домом управляющей организацией;

31.2. с органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива — при управлении многоквартирным домом соответствующей организацией;

31.3. с жилищно-эксплуатационными, ремонтно-строительными, специализированными, ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими на основании договоров соответствующие виды деятельности, — при непосредственном управлении многоквартирным домом или при проживании в жилом доме.

Заключение указанных соглашений не входит в полномочия уполномоченных органов.

32. Если гражданин на момент предоставления субсидии не имел задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а в период предоставления субсидии в результате проведенных перерасчетов за прошлые периоды выявилась задолженность, образованная не по вине гражданина (например, вследствие счетной ошибки или применения неверных цен и тарифов), то погашение такой задолженности при предоставлении субсидий уполномоченный орган не учитывает.

III. Определение состава семьи получателя субсидии (заявителя)

33. Состав семьи получателя субсидии определяется из числа совместно проживающих с ним членов его семьи, включая самого заявителя.

34. Согласно подпункту «а» пункта 18 Правил в соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма необходимо относить проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

35. Согласно подпункту «б» пункта 18 Правил в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса к членам семьи собственника жилого помещения необходимо относить проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

36. Согласно подпункту «в» пункта 18 Правил в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи иных граждан, указанных в пунктах 3 и 5 Правил, необходимо относить супруга, родителей, в том числе усыновителей, и детей, в том числе усыновленных, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, других родственников и иных лиц.

37. Состав семьи заявителя в целях предоставления субсидии определяется уполномоченным органом. В состав семьи заявителя включаются только те члены семьи, которые соответствуют условиям предоставления субсидий в зависимости от наличия гражданства Российской Федерации и регистрации по месту жительства.

38. При наличии разногласий между заявителем (получателем субсидии) и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами, в том числе родственниками (свойственниками), по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя (получателя субсидии) лиц, признанных таковыми в судебном порядке.

39. Несовершеннолетние граждане, приобретшие дееспособность в результате вступления в брак (пункт 2 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации), имеют те же права, что и граждане, вступившие в брак по достижении брачного возраста.

40. Разведенные супруги, в том числе проживающие в одном жилом помещении, ни при каких обстоятельствах не могут считаться членами одной семьи.

41. В соответствии со статьей 1 Семейного кодекса Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Фактические брачные отношения без государственной регистрации брака, независимо от продолжительности и наличия совместных детей (так называемый «гражданский брак»), не являются браком в юридическом смысле.

42. Граждане, не являющиеся членами семьи получателя субсидий, могут иметь самостоятельное право на субсидию, если они соответствуют всем условиям предоставления субсидий, указанным в пунктах 1 — 6 Правил (см. раздел II Рекомендаций).

IV. Документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении субсидий

43. Граждане при обращении за субсидиями должны представить заявление о предоставлении субсидий (рекомендуемую форму заявления см. в Приложении N 1) и документы, указанные в пунктах 8 и 9 Правил.

44. К документам, подтверждающим правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи относятся:

44.1. свидетельство о браке;

44.2. свидетельство о расторжении брака;

44.3. свидетельство о рождении ребенка;

44.4. паспорта заявителя и членов его семьи;

44.5. выписка из личного дела военнослужащего или другого лица, проходящего военную службу в федеральных органах исполнительной власти;

44.6. судебный акт в отношении принадлежности гражданина к членам семьи заявителя;

44.7. иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают членство семьи заявителя.

45. К документам, подтверждающим законные основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, дающие право на субсидию, относится один из следующих документов:

45.1. для пользователя жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда:

а) договор социального найма жилого помещения;

б) договор найма жилого помещения;

в) договор найма специализированного жилого помещения (в том числе служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии, жилого помещения маневренного фонда, жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения, жилого помещения фонда вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами);

г) договор безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан;

д) до заключения договоров, указанных в подпунктах «а» — «г» настоящего пункта, — справка, подтверждающая пользование заявителем жилым помещением, выданная органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным осуществлять функции собственника государственного или муниципального имущества от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или от имени муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а также уполномоченными ими лицами;

е) судебное решение, установившее жилищные права и обязанности на условиях, указанных в подпунктах «а» — «г» настоящего пункта;

45.2. для нанимателя жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде — договор найма жилого помещения ;

———————————
Договор найма жилого помещения в частном жилищном фонде заключается в письменной форме (ст. 674 Гражданского кодекса). В договоре найма должны быть указаны граждане, постоянно проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем (ст. 677 Гражданского кодекса). В договоре найма жилого помещения по соглашению сторон устанавливается размер платы за жилое помещение (ст. 682 Гражданского кодекса).

45.3. для собственника жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома):

а) свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (квартиру, жилой дом, часть квартиры или жилого дома), выданное в установленном порядке, а равно выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или справка учреждения юстиции (статья 131 Гражданского кодекса, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);

б) справка жилищного или жилищно-строительного кооператива о полной выплате заявителем, являющимся членом кооператива, паевого взноса за предоставленную этому лицу кооперативом квартиру (пункт 4 статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации), выданная уполномоченным органом управления кооператива в соответствии с установленной его уставом компетенцией;

в) документ, подтверждающий возникновение права собственности на жилое помещение до момента вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 6). К таким документам, в частности, относятся заключенные в соответствии с законодательством Российской Федерации договор об отчуждении жилого помещения (например, купли-продажи, мены, дарения), акт (свидетельство, договор) о приватизации жилого помещения;

г) вступивший в законную силу судебный акт (решение или определение суда) в отношении права собственности на жилое помещение;

д) свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию;

е) документ, подтверждающий государственную регистрацию прав на жилое помещение, выданный до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте выдачи такого акта (свидетельства) на момент его выдачи;

ж) документы, подтверждающие строительство жилого дома, а в исключительных случаях — заявление гражданина о владении объектом индивидуального жилищного строительства (жилым домом, частью жилого дома) и (или) жилым помещением в жилом доме блокированной застройки на праве собственности и справка органа местного самоуправления городского или сельского поселения или органа государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, подтверждающая наличие права собственности или факт владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, позволяющем приобретать право собственности на это имущество в силу приобретательной давности. К исключительным случаям, в частности, может быть отнесено проживание гражданина в населенном пункте, далеко отстоящем от месторасположения регистрационной палаты, с учетом состояния здоровья и/или преклонного возраста гражданина. При этом органу местного самоуправления городского или сельского поселения или органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, выдавшему указанную справку, рекомендуется в течение одного месяца направлять уполномоченному органу один из следующих документов:

документы технической инвентаризации и технического учета жилого помещения, находящегося в собственности заявителя (например, технический паспорт);

правоустанавливающие документы на соответствующее жилое помещение;

документы, подтверждающие предоставление такого земельного участка заявителю из государственной или муниципальной собственности или право заявителя на земельный участок, на котором расположен соответствующий объект недвижимости;

документы, подтверждающие государственный кадастровый учет такого земельного участка (кадастровый план земельного участка);

45.4. при проживании в жилом помещении, принадлежащем жилищному или жилищно-строительному кооперативу, — справка жилищного или жилищно-строительного кооператива о членстве в нем заявителя, выданная уполномоченным органом управления кооператива в соответствии с установленной его уставом компетенцией;

45.5. иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают основания владения и пользования жилым помещением .

———————————
Ордер на жилое помещение не является документом, подтверждающим правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, поскольку является актом разового действия, подтверждающим только правомерность заселения в жилое помещение в момент его предоставления.

46. Если заявитель (получатель субсидии) указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, в том числе родственников (свойственников), проживающих совместно с ним по месту постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении.

47. К документам, подтверждающим доходы заявителя и всех членов семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, относятся:

а) справки с основного места работы и со всех мест дополнительной работы о доходах;

б) справки о размере социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников;

в) документы (заявление, копия договора и др.), содержащие сведения о размерах доходов от имущества, принадлежащего на праве собственности заявителю и членам его семьи;

г) справки, договоры возмездного оказания услуг и выполнения подрядных работ, другие документы или их копии о размерах других доходов;

д) заявление, копия договора и др. документы, содержащие сведения о доходах, полученных от сдачи жилых помещений в поднаем;

е) справка органов, уполномоченных предоставлять компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о суммах выплаченных компенсаций;

ж) документы, подтверждающие размер денежных средств, выплачиваемых опекуну (попечителю) на содержание лиц, находящихся под опекой (попечительством);

з) документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации в зависимости от избранной индивидуальными предпринимателями системы налогообложения, которая удостоверяется документом налогового органа;

и) заявления о самостоятельно декларированных гражданами доходах, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, оформленные в произвольной форме, при отсутствии возможности подтвердить доходы документально и в случае, когда фактически полученные доходы выше, чем указано в документе;

к) иные документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, выданные в порядке, установленном действующим законодательством.

48. Справки, подтверждающие доходы граждан за расчетный период, должны содержать:

а) помесячные сведения о всех выплатах, предусмотренных трудовым законодательством и системой оплаты труда;

б) сведения о периоде, за который приходятся выплаты;

г) исходящий регистрационный номер документа (при наличии, а если это предусмотрено законодательством — обязательно);

д) сведения о полном наименовании и почтовом адресе выдавшего документ органа государственной власти, органа местного самоуправления или юридического лица, а для индивидуального предпринимателя или иного физического лица — фамилию, имя, отчество, место жительства и данные документа, удостоверяющего личность;

е) подпись руководителя организации или иного уполномоченного лица;

ж) печать (наличие печати у индивидуального предпринимателя не является обязательным).

49. В зависимости от избранной системы налогообложения, которая удостоверяется документом налогового органа, индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов предоставляют предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации документы:

49.1. при применении общих условий установления налогов и сборов и упрощенной системы налогообложения:

а) книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя на бумажных носителях;

б) в случае, если объектом налогообложения являются доходы, не уменьшенные на величину расходов, — книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя на бумажных носителях и первичные учетные документы, подтверждающие расходы за расчетный период;

49.2. при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — копии налоговой декларации, заверенные налоговыми органами.

Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя на электронных носителях уполномоченными органами не принимается. При необходимости уполномоченный орган вправе требовать представления ксерокопий листов или копии книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, а также первичных документов или делать выписки из них. При этом после ознакомления с подлинниками документов (в том числе снятия копий при необходимости) они подлежат возврату заявителю.

50. К документам, подтверждающим отсутствие у граждан доходов, относятся:

а) для граждан, имеющих статус безработных, — документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным;

б) для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения, — справка об отсутствии стипендии;

в) документ, подтверждающий принадлежность граждан к категориям лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства, к которым относятся:

несовершеннолетние граждане дошкольного и школьного возраста, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего образования;

лица, содержащиеся под стражей на период предварительного следствия и судебного разбирательства;

лица, находящиеся на длительном стационарном лечении (на период такого лечения);

лица, находящиеся в розыске на период до признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим;

матери, осуществляющие уход за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, не получающие ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячной компенсационной выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

51. К документам, содержащим сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, относится один из следующих документов:

51.1. справки о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, выданные в зависимости от способа управления лицами, указанными в пунктах 31.1 — 31.3 Рекомендаций;

51.2. платежные документы (счета-квитанции, расчетные книжки, счета, квитанции или другие документы).

52. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, постоянно проживающих совместно с ним по месту постоянного жительства, он обязан представить сведения о размере вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

53. К документам, содержащим сведения о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, относится один из следующих документов:

53.1. справки, выданные в зависимости от способа управления лицами, указанными в пунктах 31.1 — 31.3 Рекомендаций;

53.2. платежные документы (счета-квитанции, расчетные книжки, счета, квитанции или другие документы), которые содержат информацию о наличии или отсутствии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

При наличии задолженности заявитель обязан ее погасить или представить соглашение по ее погашению в соответствии с пунктом 6 Правил (см. пункт 31 Рекомендаций).

54. К документам, подтверждающим права на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг заявителя и членов его семьи, относятся документы, подтверждающие указанные права граждан, установленные в соответствующих законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

55. К документам, удостоверяющим принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен соответствующий международный договор, относятся:

55.1. паспорт гражданина Российской Федерации;

55.2. документ, заменяющий паспорт гражданина Российской Федерации;

55.3. для детей в возрасте до 14 лет — вкладыш в свидетельство о рождении, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации;

55.4. иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают российское гражданство ;

———————————
См. пункт 45 Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».

55.5. паспорт гражданина иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен соответствующей международный договор;

55.6. иные документы, удостоверяющие гражданство иностранного государства, с которым у Российской Федерации заключен соответствующей международный договор.

56. Члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил (см. пункт 22 Рекомендаций), дополнительно к указанным выше документам представляют документы, подтверждающие причину выбытия этих граждан, а также факт постоянного проживания в соответствующем жилом помещении совместно с указанными гражданами до их выбытия.

57. Документы, предусмотренные пунктами 8 и 9 Правил (см. пункты настоящего раздела Рекомендаций), могут направляться в уполномоченные органы по почте. При этом днем обращения за субсидией считается дата их получения уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки указанных документов лежит на заявителе.

Копии документов, направляемых по почте, требуют обязательного нотариального заверения.

58. Уполномоченные органы могут самостоятельно заверять представленные копии документов после сверки их с оригиналом или делать выписки из документов.

59. Если граждане не представили требуемые в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил (см. пункты настоящего раздела Рекомендаций) документы, то им отказывается в предоставлении субсидий на основании представления заявителем неполных сведений в соответствии с пунктом 14 Правил.

V. Исчисление совокупного дохода семьи

60. Доход семьи для исчисления величины совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина определяется за расчетный период, равный шести последним календарным месяцам, предшествующим месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.

61. При исчислении совокупного дохода семьи независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся получателю субсидии или членам его семьи:

61.1. супругом (супругой) (статья 34 Семейного кодекса Российской Федерации);

61.2. родителями или усыновителями (для их несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных);

61.3. несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

62. При исчислении величины совокупного дохода семьи для решения вопроса о предоставлении субсидий учитываются виды доходов, указанные в пункте 34 Правил. При этом денежные средства, направленные на оплату обучения на платной основе в образовательных учреждениях всех видов (подпункт «е» пункта 34 Правил), учитываются в совокупном доходе семьи только в тех случаях, если оплата обучения производится не из собственных доходов обучающегося и (или) совместно с ним проживающих членов его семьи, подтвержденных документами в соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Правил, достаточных для оплаты обучения.

63. При исчислении величины совокупного дохода семьи для решения вопроса о предоставлении субсидий не учитываются доходы, указанные в пункте 35 Правил .

———————————
Не подлежит учету государственная социальная помощь, предоставленная отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 17 июня 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

64. К другим видам доходов, указанным в подпункте «д» пункта 35 Правил, относятся:

64.1. ежегодная денежная выплата по Закону Российской Федерации от 9 июня 1993 года N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»;

64.2. ежегодная компенсация на оздоровление по Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

64.3. единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка по Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

64.4. денежные средства, выделенные на амбулаторное и стационарное лечение.

65. Суммы алиментов, пенсий по потере кормильца, ежемесячных пособий на ребенка, выплачиваемых родителям (иным законным представителям), иные установленные денежные выплаты, а также денежные средства, выплачиваемые опекуну (попечителю) на содержание ребенка, учитываются в доходе ребенка, которому они причитаются (пункт 2 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации). Такой же порядок распространяется на учет в доходах алиментов и социальных выплат, выплачиваемых супругам, бывшим супругам, другим членам семьи (включая родителей, дедушек и бабушек, совершеннолетних лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, а также других лиц).

66. Суммы доходов от сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

67. Сумму денежных средств, направленных на оплату обучения на платной основе в образовательных учреждениях всех видов, целесообразно делить на количество месяцев, соответствующее периоду оплаты обучения (учебному семестру или учебному году, части учебного семестра или учебного года), и включать в доход получающего их члена семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

68. К видам доходов, которые заявители могут самостоятельно декларировать в заявлении, относятся доходы:

68.1. от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества, за исключением жилого помещения, транспортных и иных механических средств;

68.2. от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства;

68.3. в виде наследуемых и подаренных денежных средств;

68.4. полученные в результате деятельности крестьянского хозяйства;

68.5. в виде алиментов, получаемых членами семьи на основании соглашения об уплате алиментов между родителями (детьми);

68.6. другие доходы, которые не могут быть документально подтверждены.

VI. Установление региональных стандартов

69. Определение права на субсидию и расчет размера субсидии осуществляются в зависимости от расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, а также исходя из размера регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

70. Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

71. Нормативная площадь жилого помещения — размер площади жилого помещения, исходя из которого осуществляется предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, устанавливается в квадратных метрах общей площади жилого помещения, приходящихся на человека.

72. Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения дифференцируется по численности семьи и является единым на всей территории одного субъекта Российской Федерации. Указанная дифференциация не обязательно ограничивается численностью семьи из трех (и более) человек, как было нередко принято при дифференциации размера социальной нормы площади жилья. Рекомендуется дифференцировать региональные стандарты нормативной площади жилого помещения до величины в 1,5 — 2 раза превышающей среднюю численность семьи в регионе.

Например, при средней численности семьи в регионе 2,8 человек нормативную площадь жилого помещения рекомендуется дифференцировать следующим образом:

для одиноко проживающих граждан;

для одного члена семьи, состоящей из двух человек;

для одного члена семьи, состоящей из трех человек;

для одного члена семьи, состоящей из четырех человек;

для одного члена семьи, состоящей из пяти и более человек.

73. Рекомендуется использовать следующие подходы при установлении регионального стандарта нормативной площади жилого помещения:

73.1. При наличии информационных ресурсов (статистической информации, случайной выборки и др.) и технической возможности региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии в субъекте Российской Федерации, предлагается рассчитывать по формуле:

73.2. При отсутствии необходимых информационных ресурсов и технической возможности для проведения расчетов, предоставленных в пункте 73.1 Рекомендаций, при установлении региональных стандартов нормативной площади жилого помещения рекомендуется основываться на существующем уровне жилищной обеспеченности одиноко проживающих граждан и семей разной численности, получающих субсидии в настоящее время.

74. Если помимо заявителя и членов его семьи по месту жительства в данном жилом помещении зарегистрированы иные граждане, то при определении расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителя и членов его семьи применяется региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, приходящийся на одного члена семьи, численность которой принимается равной количеству всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении по месту жительства, независимо от их основания проживания и наличия или отсутствия у них самостоятельного права на субсидию.

75. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

Для граждан, проживающих по иным кроме социального найма основаниям, используется тот же региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, что и для нанимателей жилых помещений по социальному найму.

76. В целях установления стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг при определении жилого дома или многоквартирного дома, который соответствует средним условиям в муниципальном образовании, учитывается:

а) уровень благоустройства дома — наличие инженерных систем предоставления коммунальных услуг: холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе газобаллонных установок), отопления (теплоснабжения), в том числе печного отопления; оборудование лифтом и мусоропроводом, а также степень благоустройства придомовой территории;

б) конструктивные и технические параметры дома — степень износа, этажность, материал стен и кровли.

77. Плата за наем жилого помещения, в том числе социальный, и капитальный ремонт не включается в региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг.

78. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг (ССЖКУ) устанавливается в рублях, приходящихся на одиноко проживающего гражданина или на одного члена семьи для семей различной численности, и рассчитывается как сумма стоимости содержания и ремонта жилого помещения, а также отопления, приходящихся на площадь, равную региональному стандарту нормативной площади жилого помещения, и стоимости нормативного объема потребления коммунальных услуг, из расчета на одного члена семьи для семей различной численности и одиноко проживающих граждан.

79. Расчет регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для многоквартирных домов предлагается проводить по формуле:

ССЖКУ = Р + Р + Р + Р + Р + Р + Р , i ср от хв гв в/отв газ. эл. где ССЖКУ — стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на i одного члена семьи для семей, состоящих из i человек; Р — размер платы за содержание и ремонт жилого помещения ср (без капитального ремонта), определяемый по формуле: Р = Ц x S , ср ср i где Ц — цена на содержание и ремонт жилого помещения, ср установленная органом местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для нанимателей по договору социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которого соответствуют средним условиям в муниципальном образовании (руб./кв. м); Р — размер платы за отопление, определяемый по формуле: от Р = Н x Т x о/, от тэ тэ где Н — норматив потребления тепловой энергии на отопление тэ (Гкал/кв. м/в месяц или Гкал/куб. м/в месяц); Т — тариф на тепловую энергию (руб./Гкал); тэ Р — размер платы за холодное водоснабжение, определяемый по хв формуле: Р = Н x Т , хв хв хв где Н — норматив потребления холодной воды (куб. м в месяц на 1 хв чел.); Т — тариф на холодную воду (руб./куб. м); хв

Смотрите еще:

  • Закон 30-оз хмао Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 26 февраля 2006 г. N 30-оз "О социальной поддержке обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций и частных общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, […]
  • Закона от 30122008 n 309-фз Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный […]
  • Закон no 81-ф3 Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" С изменениями и дополнениями от: 24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 […]
  • О едином учете сообщений о преступлениях Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" […]
  • Приказ 161 мвд о проведении служебных проверок Приказ МВД России от 19.06.2017 N 394 "О признании утратившим силу пункта 8 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД […]
  • Приказ о закрытии на карантин в доу Приказ о закрытии на карантин в доу бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида» ПРИКАЗ 27 января 2017 года № 36 О закрытии групп в ДОУ на карантин и о дополнительных мерах […]
  • Закон 48 ф3 Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ"Об опеке и попечительстве" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2009 г., 1 […]
  • Закон о республиканском бюджете 2011 Законы Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год и постановления Совета Министров Республики Беларусь о мерах по их реализации О республиканском бюджете на 2018 год Закон Республики Беларусь от 31 […]