Реорганизация через ликвидацию

Реорганизация и ликвидация ТСЖ. Порядок и условия

Большинство многоквартирных домов на всей территории России перешли с системы обеспечения эксплуатации их жилья конторами ЖКХ к товариществам собственников жилья. ТСЖ оказалось более выгодным вариантом осуществления управления. Множество возможностей открылось перед собственниками жилья в многоквартирных домах, среди которых: рациональное распределение денежных средств, заключение более выгодных договоров с поставщиками услуг, качественное проведение работ и многое другое.

Но, не все так радужно, как представляется на первый взгляд, и иногда возникают ситуации, в которых деятельность ТСЖ становится не выгодной собственникам жилья. В таких случаях ТСЖ может быть реорганизовано или ликвидировано.

Реорганизация ТСЖ.

Согласно п. 1 ст. 140 ЖК РФ реорганизация товарищества собственников жилья проводится в порядке и на основаниях, установленных в гражданском законодательстве. На ТСЖ распространяются правила реорганизации юридических лиц, описанные в ст. 57 ГК РФ, в соответствии с которыми реорганизация ТСЖ осуществляется по решению органа данного юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами или по решению учредителей (участников). Принять решение о реорганизации ТСЖ возможно только на общем собрании членов товарищества собственников жилья.

Виды реорганизации ТСЖ:

Права и обязанности присоединенного юридического лица переходят к юридическому лицу, к которому оно было присоединено.

Передача прав и обязанностей новообразованному юридическому лицу от реорганизованного юридического лица. Производиться по передаточному акту.

Новообразованное юридическое лицо по передаточному акту принимает на себя права и обязанности нескольких юридических лиц.

При выделении из одного юр.лица нескольких юридических лиц, производится разделение обязанностей и прав между ними.

Разделение производится на основании разделительного баланса. Возникшие юридически лица принимают на себя обязанности и права реорганизованного юридического лица. Передача прав и обязанностей осуществляется на основании разделительного баланса.

Разделительный баланс и передаточный акт подлежат утверждению участниками (учредителями) или органом,принявшим решение об реорганизации ТСЖ. Данные документы в обязательном порядке должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юр.лица в отношении всех его должников и кредиторов, а так же оспариваемые обязательства.

При регистрации нового юридического лица, возникшего в результате реорганизации другого юридического лица, к его учредительным документам необходимо приложить разделительный баланс или передаточный акт, в зависимости от вида реорганизации.

Внесение изменений, в учредительные документы, вытекающие из реорганизации таких видов как присоединение и слияние, подразумевает предоставление в органы учета юридических лиц передаточного акта (ст. 59 ГК РФ).

Документы для регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации (слияние, преобразование, разделение, выделение):

1) Заявление о регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

В заявлении подтверждается: достоверность сведений содержащихся в учредительных документах, соответствие учредительных документов требованиям предъявляемым к документам юр.лиц данной организационной формы, содержание в разделительном балансе и передаточном акте положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица, уведомление всех кредиторов о реорганизации юридического лица (письменная форма). В особых случаях требуется согласование с органами местного самоуправления или с другими государственными органами.

2) учредительные документы;

В органы регистрации юридических лиц передаются подлинники учредительных документов или копии, засвидетельствованные нотариально.

3) решение о реорганизации ТСЖ;

4) разделительный баланс или передаточный акт;

5) договор о слиянии (в некоторых случаях);

6) квитанция об уплате госпошлины за регистрацию юридического лица.

Помимо вышеперечисленных видов реорганизации, под этим действием можно понимать преобразование товарищества собственников жилья в жилищно-строительный или жилищный кооператив. ( ст. 140 ЖК РФ)

Ликвидация ТСЖ.

Ликвидация предусматривает полное прекращение деятельности юридического лица.

Ликвидация ТСЖ производиться в случаях:

  • добровольного принятия решения о ликвидации ТСЖ его участниками;
  • судебного решения о ликвидации ТСЖ или о признании недействительности реорганизации ТСЖ;
  • отсутствия у членов ТСЖ 50 % голосов собственников от общего количества членов.

Процедура ликвидации ТСЖ:

  1. установление сроков ликвидации;
  2. назначение членов ликвидационной комиссии;
  3. уведомление органов налоговой инспекции о решении про ликвидацию;
  4. уведомление регистрирующего органа о создании ликвидационной комиссии;
  5. публикация о ликвидации ТСЖ в печати (публикация должна быть размещена в изданиях, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц);
  6. выявление всех кредиторов ТСЖ и уведомление их о ликвидации (прием притязаний к товариществу собственников жилья производиться в течение двух месяцев с момента оповещения).
  7. создание промежуточного ликвидационного баланса ТСЖ;
  8. создание ликвидационного баланса ТСЖ;
  9. распределение оставшегося имущества;
  10. отправка пакета документов в налоговые органы.

Ликвидация считается оконченной с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юр.лиц.
Пройти сложный процесс ликвидации или реорганизации ТСЖ довольно трудоемкое и затратное по времени занятие. Помощь адвоката по жилищным делам в реорганизации и ликвидации товариществ собственников жилья значительно ускоряет процесс. Адвокат по жилищным делам, даст консультацию о необходимых документах, решит вопросы с кредиторскими и дебиторским задолженностями, окажет существенную помощь во взаимодействии с регистрирующими органами.

www.legalneed.ru

Прекращение деятельности юридического лица

Обновление: 9 августа 2017 г.

Гражданский кодекс предусматривает два варианта прекращения деятельности юридического лица – ликвидация организации и реорганизация в форме слияния, разделения или присоединения, когда прекращают деятельность присоединяемое юридическое лицо или реорганизуемые лица при слиянии и разделении. В этих случаях организация прекращает свое существование, то есть не может вести хозяйственную деятельность, осуществлять права и обязанности. О прекращении деятельности вносится запись в реестр юридических лиц.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Существует несколько форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ):

  • слияние, когда участвующие в реорганизации лица прекращают своё существование и создается новая организация;
  • присоединение, то есть к существующей организации присоединяется одно или несколько юридических лиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность;
  • разделение, когда вместо одной организации образуется несколько юридических лиц, а разделяемая организация прекращает существование;
  • выделение, где из существующей организации выделяются одна или несколько организаций;
  • преобразование – организация остается, меняется, как правило, организационно-правовая форма.

Особенности регулируются специальными нормами. Так, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества указана в ст. ст. 15 — 24 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Например, в п. 6.1 ст. 15 Закона N 208-ФЗ об АО подробно указано, какую информацию должно содержать уведомление о реорганизации. И несоблюдение этого требования может повлечь отказ в регистрации, то есть объявление, поданное с нарушением требований, будет считаться непредставленным.

Реорганизация завершается, когда вносится запись в ЕГРЮЛ. Если происходили слияние, присоединение, выделение юридических лиц, то реорганизация юридического лица – это прекращение деятельности реорганизуемых организаций.

Именно этим — признанием организации прекратившей деятельность и схожи реорганизация и ликвидация, так как согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация – это прекращение юридического лица. И в процессе реорганизации может быть прекращена деятельность организаций, что фиксируется в ЕГРЮЛ.

При этом и в случае ликвидации, и при реорганизации обязательное требование – публикация в специализированном издании – «Вестнике государственной регистрации».

Чем ликвидация юридического лица отличается от реорганизации

Несмотря на то, что и в случае реорганизации, и при ликвидации организация прекращает существование, есть принципиальное отличие – правопреемство.

Ликвидация означает, что у организации нет правопреемника и предъявить требования после ликвидации будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, которая прекратила деятельность, будут правопреемники (ст. 58 ГК РФ). Кто именно будет правопреемником, зависит от формы реорганизации, от условий образования и прекращения деятельности юридического лица.

При слиянии образуется новое юридическое лицо, именно оно будет правопреемником.

Если происходит присоединение, то существующая организация, к которой присоединилась организация, прекратившая свою деятельность, и будет правопреемником.

При разделении образуются новые юридические лица, и к ним переходят права и обязанности.

Обязательства правопреемников определяются на основании разделительных или передаточных актов.

Завершается реорганизация после регистрации новых организаций. Особенность присоединения — реорганизация завершается в тот момент, когда будет внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемой организации, а если их несколько, то последней из присоединяемых.

Безусловно, есть и другие отличия реорганизации от ликвидации юридического лица и в процедуре, и в документах.

Например, при ликвидации составляется ликвидационный баланс, и он обязателен для представления в налоговый орган. При реорганизации – передаточный акт, если планируется разделение или выделение. Если присоединение или слияние, то договор, соответственно, о присоединении или слиянии.

Принципиальное отличие состоит в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа осуществляет ликвидационная комиссия (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Это означает, что директор уже не руководит предприятием, все полномочия передаются ликвидационной комиссии.

Кроме того, при ликвидации происходит увольнение всех работников компании, включая беременных работниц. При реорганизации, наоборот, работникам предоставлены гарантии, прямо указано, что реорганизация предприятия не дает работодателю право уволить сотрудников (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). При этом работник вправе отказаться от работы на реорганизованном предприятии, есть специальное основание для увольнения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).

Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации, так же как и при ликвидации, организация прекращает свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.

glavkniga.ru

Реорганизация и ликвидация юридического лица

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения
  • Субъекты предпринимательского права
  • Субъекты предпринимательской деятельности
  • Малое предпринимательство

Законодательством определены две формы прекращения юридического лица:

Реорганизация юридического лица

Реорганизация организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация осуществляется в пяти формах:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Порядок ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

www.grandars.ru

Глава IX. Реорганизация и ликвидация фонда

Глава IX. Реорганизация и ликвидация фонда

Статья 33. Реорганизация и ликвидация фонда

1. Законодательство Российской Федерации выделяет два способа прекращения деятельности юридического лица (фонда в том числе) — реорганизацию и ликвидацию.

Фонд, как и любое юридическое лицо, может прекратить свою деятельность без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ликвидация). Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. В случае НПФ заинтересованными лицами могут быть ФСФР России, Федеральная регистрационная служба Российской Федерации и их территориальные органы.

Наиболее распространенной причиной ликвидации юридических лиц в судебном порядке является банкротство. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность фонда в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Другим критерием для возбуждения дела арбитражным судом о банкротстве является размер требований к должнику — юридическому лицу, который в совокупности должен составлять не менее ста тысяч рублей. При возникновении признаков банкротства руководитель должника обязан направить учредителям должника сведения о наличии указанных признаков. Учредители, в свою очередь, обязаны принять своевременные меры по предупреждению банкротства организации.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Под наблюдением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов. Финансовое оздоровление подразумевает совершение действий, применяемых к должнику и направленных на восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. В целях восстановления платежеспособности должника применяется еще одна процедура банкротства — внешнее управление. Конкурсное производство — это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Реорганизация юридического лица подразумевает правопреемственность между реорганизуемым лицом (реорганизуемыми лицами) и лицом (лицами), возникающим после реорганизации. ГК РФ выделяет пять форм реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Эти формы отличаются друг от друга по следующим признакам:

1) создается или не создается в результате преобразования новое юридическое лицо;

2) приводит ли реорганизация к прекращению деятельности реорганизуемого юридического лица или нет;

3) происходит ли изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация в форме преобразования юридического лица заключается в изменении его организационно-правовой формы, при этом к вновь возникшему лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Не каждое юридическое лицо может быть преобразовано в юридическое лицо другого вида. Федеральный закон N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» устанавливает запрет на преобразование фонда в другую организационно-правовую форму.

Реорганизация в форме слияния двух и более юридических лиц приводит к переходу прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему юридическому лицу. Для реорганизации в форме присоединения характерно прекращение деятельности двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу, т.е. при такой форме реорганизации новое юридическое лицо не создается, а деятельность лица, к которому присоединяются другие лица, после реорганизации не прекращается. Реорганизация в форме выделения — это создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без его прекращения. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам, а деятельность первоначального юридического лица прекращается.

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд может быть реорганизован путем слияния, разделения, присоединения и выделения. Решение о реорганизации принимается советом фонда.

2. Процесс ликвидации фонда можно условно разделить на следующие этапы:

— принятие решения о реорганизации;

— согласование решения о реорганизации с ФСФР России;

— уведомление кредиторов фонда о его реорганизации;

— составление и утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

— государственная регистрация изменений фонда.

Решение о реорганизации фонда принимается советом фонда квалифицированным большинством голосов, т.е. решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов совета фонда. В решение также определяется форма реорганизации (слияния, разделения, присоединения и выделения) и порядок ее ведения. В случае реорганизации в форме слияния или присоединения необходимо принятие согласованных решений двух (или более) юридических лиц.

В решение могут предусматриваться:

— сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;

— способ оценки передаваемого (принимаемого) в порядке правопреемства имущества и обязательств;

— порядок правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса в результате текущей деятельности реорганизуемой организации, а также особый порядок осуществления отдельных операций (например, осуществление финансовых вложений);

— порядок формирования уставного капитала и его величина для отражения в учредительных документах возникших организаций и реорганизуемой организации.

Решение о реорганизации фонда может быть принято при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с заключениями аудитора и актуария. Заключение аудитора отражает состояние ведения фондом бухгалтерского учета, в т.ч. бухгалтерской (финансовой) отчетности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также финансировании выплат за счет средств пенсионных накоплений. Актуарное заключение характеризует финансовое состояние фонда в целом.

О реорганизации фонд уведомляет всех своих кредиторов, участников, вкладчиков и застрахованных лиц путем публикации сообщения в средствах массовой информации.

Принятое решение о реорганизации согласовывается с ФСФР России. Для этого фонд направляет в ФСФР России следующие документы:

— заявление о согласовании решений советов фондов о реорганизации;

— копии решений советов фондов о реорганизации;

— копия договора о присоединении (если имеется);

— аудиторские заключения на последнюю отчетную дату;

— актуарные заключения, содержащие результаты актуарного оценивания деятельности фондов;

— документы, подтверждающие факт уведомления кредиторов реорганизуемых фондов о принятых решениях о реорганизации.

В случае согласования ФСФР России решения о реорганизации фонд уведомляет Федеральную налоговую службу Российской Федерации о реорганизации в письменном виде по форме N С-09-4, утвержденной приказом ФНС России от 17.01.2008 г. N ММ-3-09/11. О реорганизации фонда делается соответствующая отметка в едином государственном реестре юридических лиц.

Следующим этапом реорганизации является составление передаточного акта или разделительного баланса, которые содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного фонда в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. В передаточный акт или разделительный баланс в соответствии с решением совета фонда могут включать следующие приложения:

— бухгалтерская отчетность в составе, установленном Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемого фонда, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке;

— акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого фонда, проведенной перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);

— первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций;

— расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.

Передаточный акт или разделительный баланс утверждается советом фонда.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации изменений. Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» установлено, что государственной регистрации подлежит не вновь созданное юридическое лицо, а изменения, вносимые в его учредительные документы. Моментом государственной регистрации признается внесение Федеральной налоговой службой Российской Федерации соответствующей записи в государственный реестр (о возникших организациях — при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций — при реорганизации в форме присоединения).

На день, предшествующий дате внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность. Заключительная бухгалтерская отчетность составляется в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией, за период с начала отчетного года до даты внесения в единый реестр соответствующей записи о вновь возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций). При составлении заключительной бухгалтерской отчетности производится закрытие счетов учета прибылей и убытков

Для государственной регистрации изменений фонд обращается в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации и предоставляет следующие документы:

— заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;

— решение о реорганизации юридического лица;

— договор о слиянии (если имеется);

— передаточный акт или разделительный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины.

Решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, государственной регистрации вновь возникшей в результате реорганизации некоммерческой организации, должно быть принято не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения указанных документов. Федеральная регистрационная служба принимает решение об отказе в государственной регистрации в следующих случаях:

— если учредительные документы противоречат Конституции РФ и законодательству Российской Федерации;

— если ранее зарегистрирован фонд с таким же наименованием;

— если наименование вновь созданного фонда оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

— если необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

— если выступившее в качестве учредителя фонда лицо не может быть учредителем.

По другим основаниям Федеральная регистрационная служба не может отказать в государственной регистрации изменений.

В случае положительного решения Федеральная регистрационная служба направляет документы в Федеральную налоговую службу для внесения соответствующих изменений в единый реестр юридических лиц. С момента внесения соответствующих изменений в реестре фонд считается реорганизованным.

Для реорганизованных юридических лиц составляется вступительная бухгалтерская отчетность на начало отчетного периода (дату государственной регистрации). Данные об имуществе, обязательствах и других числовых показателях заполняются на основе утвержденных в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных организаций, составленной с учетом возникших изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию считается аннулированной с даты реорганизации фонда в форме слияния или разделения либо с даты ликвидации фонда. В случае присоединения фонда к юридическому лицу, реорганизуемому в форме присоединения, лицензия присоединяемого фонда считается аннулированной с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении его деятельности.

3. Ликвидация фонда — это способ прекращения деятельности фонда без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, поэтому ликвидация фонда является основанием для досрочного расторжения всех заключенных договоров, в т.ч. пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионном страховании.

Процесс ликвидации фонда можно условно разделить на следующие этапы:

— принятие решения о ликвидации;

— формирование ликвидационной комиссии;

— публикация сообщения о ликвидации в органах печати;

— уведомление кредиторов фонда о его ликвидации;

— составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

— осуществление расчетов с кредиторами;

— составление ликвидационного баланса;

— государственная регистрация фонда в связи с ликвидацией.

Фонд может быть ликвидирован исключительно в судебном порядке случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, ГК РФ к таким случаям относит следующие:

— если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом.

Этот перечень не является исчерпывающим. Федеральными законами могут быть установлены и иные причины ликвидации фонда. Так, фонд подлежит ликвидации в случае невыполнения фондом требований ст. 7.2 комментируемого закона о предоставлении документов в ФСФР России в связи с аннулированием лицензии. ГК РФ предусматривает еще одно основание для ликвидации фонда — это признание в судебном порядке фонда банкротом.

Заявление в суд о ликвидации фонда может быть внесено фондом, прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации, ФСФР России или его территориальным органом, Федеральной регистрационной службой или ее территориальными органами. Дела о ликвидации фонда рассматриваются Арбитражными судами по месту регистрации фонда.

Учредители фонда или орган, принявший решение о ликвидации фонда, обязаны уведомить о принятом решении Федеральную регистрационную службу Российской Федерации, а также Федеральную налоговую службу Российской Федерации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что фонд находится в процессе ликвидации. Уведомление составляется в письменном виде по форме РН 0005, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 и может быть направлено в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации фонда лично или по почте. Начиная с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, а также государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Орган, принявший решение о ликвидации фонда, или учредители (учредитель) формируют ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации фонда. Состав ликвидационной комиссии согласовывается с ФСФР России. Для согласования ликвидационной комиссии фонд направляет заявление в ФСФР. Заявление составляется в письменной форме и подписывается уполномоченным лицом фонда и заверяется печатью фонда. К заявлению прикладываются следующие документы:

— протокол совета фонда с решениями по вопросам о досрочном прекращении действия лицензии, ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии;

— сведения о членах ликвидационной комиссии фонда в соответствии с формой N РН 0006, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212.

Сведения о членах ликвидационной комиссии фонда в соответствии с формой N РН 0006, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212, фонд направляет в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.

С момента утверждения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда. В суде от имени ликвидируемого фонда выступает ликвидационная комиссия.

Ликвидационная комиссия публикует в органах печати информацию о ликвидации фонда и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме публикации в печати кредиторы фонда в индивидуальном порядке письменно уведомляются о ликвидации фонда.

С момента начала процедуры ликвидации вся деятельность фонда подчинена одной цели — исполнение всех обязательств и прекращение деятельности. Поэтому фонд не может заключать новые пенсионные договоры или договоры об обязательном пенсионном страховании, брать на себя иные новые обязательства.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Для его составления используются сведения полученные ликвидационной комиссией о кредиторах, кредиторской задолженности, проведенной инвентаризации имущества фонда. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации фонда. О составлении промежуточного ликвидационного баланса комиссия сообщает Федеральную регистрационную службу Российской Федерации. Уведомление составляется в письменном виде по форме N РН 0007, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212. К уведомлению прикладывается баланс.

Следующим шагом является удовлетворение требований кредиторов. Особенностью формирования имущества фонда является его разделение на три составляющие — имущество, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов. Управление каждой из составляющих имеет свои особенности и зависит от целей формирования. Так, средства пенсионных накоплений фонда формируются с целью выполнения обязательств фондом перед застрахованными лицами по договорам обязательного пенсионного страхования. Целью формирования пенсионных резервов является выполнение обязательств фондом перед участниками по пенсионным договорам. Фонд не правомочен использовать указанные средства на другие цели, т.е. удовлетворить требования кредиторов, не вытекающие из пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионным страховании, фонд может только исключительно за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. Ст. 64 ГК РФ устанавливает очередность, в которой удовлетворяются требования кредиторов фонда. Требование очередности означает, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные;

— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Выплаты кредиторам первых трех очередей осуществляются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а выплаты кредиторам четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Решение ликвидационной комиссии об отказе в удовлетворении требований кредиторов может быть обжаловано последними в судебном порядке. Требование кредитора считается погашенным в следующих случаях:

— удовлетворения их ликвидационной комиссией;

— отказа решением суда в их удовлетворении;

— не признания их ликвидационной комиссией, и не обращением кредитора с иском в суд.

Имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов, распределяется в соответствии с порядком, оговоренным в уставе фонда.

В случае нехватки средств для удовлетворения требований кредиторов имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, фонд в судебном порядке может быть признан банкротом.

Требования вкладчиков, участников фонда, вытекающие из пенсионных договоров, удовлетворяются в полном объеме за счет пенсионных резервов. Указанные требования не могут быть удовлетворены за счет средств пенсионных накоплений фонда. В случае недостаточности средств пенсионных резервов для удовлетворения указанных требований фонд привлекает средства объединенных гарантийных фондов, участником которых он является, выплаты по договорам страхования, обеспечивающим дополнительные гарантии исполнения обязательств фонда перед участниками, и (или) выплаты из обществ взаимного страхования, участником которых он является. При ликвидации фонда участники (вкладчики) имею право распорядиться средствами пенсионных резервов, учтенных на их лицевом счете, одним из следующих способов:

— получить выкупную сумму,

— перевести выкупную сумму в другой фонд по выбору вкладчика или участника (их правопреемников), а при отсутствии такого выбора в фонд (фонды), указанный (указанные) в пенсионных правилах,

— перевести выкупную сумму в счет уплаты страховых премий по договорам пенсионного страхования участников.

Средства пенсионных накоплений фонд в трехмесячный срок передает в ПФР. Фонд уведомляет застрахованных лиц о ликвидации фонда, а также выдает или направляет по почте заверенную подписью должностного лица и печатью выписку о состоянии его пенсионного счета с указанием подлежащей переводу суммы. Размер передаваемых пенсионных накоплений в отношении каждого застрахованного лица определяется суммой пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете с учетом инвестиционного дохода. ПФР направляет застрахованному лицу уведомление о сумме пенсионных накоплений, соответственно зачисленных на его пенсионный счет или в специальную часть индивидуального лицевого счета, в месячный срок со дня поступления пенсионных накоплений от прежнего фонда.

После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации фонда. Собственность фонда или средства, полученные от ее реализации, при ликвидации фонда не могут быть обращены в доход его Учредителей.

Ликвидация фонда считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представляются следующие документы:

— заявление о государственной регистрации;

— документ об уплате государственной пошлины;

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений о каждом работающем у него застрахованном лице.

Заявление о государственной регистрации составляется по форме N РН 0008, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 и подписывается руководителем ликвидационной комиссии. В заявлении заявитель подтверждается, что соблюден установленный законодательством порядок ликвидации фонда, завершены расчеты с его кредиторами и вопросы ликвидации согласованы с соответствующими государственными органами.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда или органом, принявшим решение о его ликвидации.

Размер пошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица определяется в соответствии со ст. 333.33 НК РФ и составляет 400 руб., за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

Указанные документы направляются в Федеральную регистрационную службу Российской Федерации, которая принимает решение о государственной регистрации ликвидации фонда. В случае принятия положительного решения Федеральная регистрационная служба направляет документы в Федеральную налоговую службу для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. После внесения соответствующих изменений в реестр ФНС направляет Федеральной регистрационной службе Российской Федерации для выдачи заявителю документы, подтверждающие факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, а также выписку из единого государственного реестра юридических лиц, Срок государственной регистрации при ликвидации фонда составляет 10 рабочих дней.

С момента государственной регистрации ликвидации фонда прекращается действие лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

base.garant.ru

Смотрите еще:

  • Заявление уведомление в школу Уведомление родителям ученика Основанием направить уведомление родителям ученика чаще всего служит неуспеваемость ребенка, агрессивное поведение в школе или за ее пределами и т.п. поведение. Образец документа можно использовать и для […]
  • Новая таблица штрафов 1 июня Таблица штрафов ГИБДД в PDF-формате для распечатки на одном листе с двух сторон Представляем новую таблицу штрафов ГИБДД в PDF и PNG формате для распечатки на одном листе с двух сторон. Мы сделали максимально удобный и компактный […]
  • Заявление о неявке на судебное заседание Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца Искать ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца больше не нужно. Пример и образец документа размещены ниже. Как и рекомендации, касающиеся рассмотрения дела судом в […]
  • Патент на строительный материал строительный материал Изобретение относится к строительным элементам в виде блоков из отличающихся по составу материала и состоящих из слоев. Технический результат: упрощение процесса изготовления, повышение прочности строительного […]
  • Текущие налоги по инн Как узнать свой долг по налогам Конституция РФ в своей статье 57 установила, что платить налоги – это законная обязанность любого гражданина, а не только тех, кто занимается предпринимательской деятельностью. Но в отличие от […]
  • Наказание госслужащих Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них […]
  • Куда обращаться если при увольнении не выплатили расчет Расчет при увольнении - КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТОВ Статья 140 Трудового кодекса описывает, в какие сроки должен быть осуществлен расчет при увольнении работника (вне зависимости от оснований прекращения трудовых правоотношений). […]
  • Декретное пособие если жена не работает Может ли муж получить декретные, если жена не работает в 2018 году Возможность получения декретных денег, или, как они еще называются, денежно-материальная помощь при рождении ребенка, зависит от ситуации в конкретной семье и желания […]